Не обходя учебный материал, который трудно освоить учащемуся, но создавая у учащегося навыки преодоления таких трудностей, можно добиться хороших результатов в освоении исполнения на кушнае. Хотя работа только с легкими учебными материалами не позволяет развить у ученика сложные технические способности, в какой-то степени это может ограничить развитие его общего музыкального мастерства. В зависимости от базовых способностей каждого ученика наставник должен дать ему конкретное задание и регулярно проверять его выполнение.
С самого начала обучения исполнительному процессу необходимо сформировать у студента навыки регулярной самостоятельной работы. Обычно, даже если регулярность трудно достичь, желательно, чтобы такие занятия постепенно становились привычными. В большинстве случаев причина, по которой не готовности домашнего задания, заключается не в плохом отношении ученика к уроку или лености, а в том, что он не до конца понимает задачу, не знает подход к изучению музыкального произведения. Поэтому задача, поставленная для самостоятельной работы, должна быть подробно объяснена, с учетом возможностей студента [2].
Регулярные занятия по анализу изучаемой работы перед тем, как приступить к изучению музыкальной композиции, играют большую роль в исполнительском совершенствовании студента. Например: перед изучением нового произведения надо знакомиться с историей или легендой происхождения музыкального произведения, исполнителями, ключевыми знаками, в какой тональности оно написано, музыкальным оформлением произведения, его динамическими признаками. Ученику объясняются сложные части музыкального произведения.
Умение исполнять вместе с дойра или другими национальными инструментами заставляет учеников ещё усложнять упражнения, чтобы иметь возможность выступать в ансамбле и правильно воспринимать усули дойры.
Список литературы /References
1. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционному исполнительству». «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.
2. Абдугаппоров А.А. «Проблемы обучения студентов традиционному инструментальному исполнительству на основе современных педагогических технологий». «Проблемы современной науки и образования». № 9 (142), 2019.
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ПОДХОДЕ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Комилова М.М. Email: [email protected]
Комилова Муяссар Мавжудовна - главный преподаватель, Ташкентский военный академический лицей «Темурбеклар мактаби», г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются потенциальные возможности использования цифровых технологий в процессе обучения учащихся русскому языку как иностранному. Отмечена эффективность внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Даны практические рекомендации использования цифровых технологий для расширения диапазона форм и видов учебной
деятельности, Приведены примеры некоторых электронных ресурсов, имеющих высокий потенциал применения в системе дистанционного обучения русскому языку как иностранному.
Ключевые слова: цифровые технологии, дистанционное обучение, цифровизация образования, дифференцированный подход в обучении, русский язык как иностранный.
DIGITAL TECHNOLOGIES WITH A DIFFERENTIATED APPROACH IN TEACHING STUDENTS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE Komilova M.M.
Komilova Muyassar Mavzhudovna - Chief Teacher, TASHKENT MILITARY ACADEMIC LYCEUM "TEMURBEKLARIMAKTABI" TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the potential possibilities of using digital technologies in the process of teaching students Russian as a foreign language. The effectiveness of the introduction of digital technologies into the educational process is noted. Practical recommendations are given for the use of digital technologies to expand the range of forms and types of educational activities. Examples of some electronic resources that have a high potential for application in the distance learning system of Russian as a foreign language are given.
Keywords: digital technologies, distance learning, digitalization of education, a differentiated approach to teaching, Russian as a foreign language.
УДК 378.147 DOI: 10.24411/2304-2338-2021 -10707
Всеобщая цифровизация и развитие информационных технологий широко влияют на модернизацию подходов к общему, среднему специальному и профессиональному образованию. Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью в решении многих задач образовательного процесса. Сегодня цифровые технологии (в их число мы включаем информационные, компьютерные, мобильные, сетевые технологии) помогают преподавателю в полной мере реализовывать личностно-ориентированный подход к учащимся в ходе учебной деятельности. Они позволяют развивать дифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных свойств учащихся, их способностей к усвоению материала и прочим характерным особенностям. Учащимся цифровые технологии позволяют повышать качество самостоятельной работы [1], а педагогам - применять разнообразные методы подачи и обработки информации, качественно осуществлять оперативный контроль над результатами проведенной работы, организовывать оперативный интерактивный обмен учебной информацией и результатами учебной деятельности между преподавателем и учащимися [2].
Использование аудиовизуальных цифровых ресурсов в изучении русского языка повышает мотивацию и интерес учащихся к предмету, дает возможность моделирования условий коммуникативной деятельности, способствует росту лексико-грамматических навыков, позволяет учащимся быстро мгновенно получать обратную связь, делает наглядной динамику изменения образовательных достижений, стимулирует преподавателя к введению новых подходов в обучении, задать индивидуальную траекторию развития для каждого учащегося, на практике реализуя принципы дифференцированного обучения [3]. Возможность получения дополнительной образовательной информации и отработки навыков на учебных
тренажерах в онлайн режиме стимулирует рост самостоятельности и ответственности учащихся, обучает планированию и самоконтролю, у учащихся появляется возможность самим регулировать темп учебного процесса, корректировать образовательный маршрут.
Волкова Е.А. выделяет несколько форм использования цифровых технологий в обучении [4]. Применительно к обучению русскому языку как иностранному при дифференцированном подходе цифровые технологии могут быть реализованы в формах, показанных в таблице 1.
Таблица 1. Формы реализации ресурсов цифровых технологий в обучении русскому языку как
иностранному
Формы применения цифровых технологий в учебном процессе
Электронны е учебные материалы (лекции, словари, учебники и т.д.) Интерактивна я электронная среда (цифровые классы, конференции, вебинары и пр.) Мультимедийны е учебные материалы (квесты, аудио/видео подкасты и т.д.) Применение элементов искусственного интеллекта (языковые боты, персонализированны е учебники и т.д.) Интернет ресурсы в виде образовательны х платформ, социальных сетей, YouTube и т.д.
Использование приведенных в Таблице 1 форм цифровых технологий позволяет расширить возможности учащихся и преподавателей в обучении русскому языку как иностранному:
• решить проблему доступности образовательной среды: снять территориальные ограничения, открыть свободный доступ к учебным материалам;
• сократить нагрузку преподавателя в виде зачитывания лекционных материалов, проверки результатов тестирования и т.п.;
• обеспечить оперативный контроль и коррекцию учебного процесса;
• решить множество дидактических задач (создать условия для активизации различных видов речевой деятельности, обогатить активный и пассивный словарный запас учащихся и т.д.);
• успешно реализовать принципы дифференцированного обучения.
Применение цифровых технологий создает благоприятные условия для
реализации дифференцированного обучения русскому языку с учетом индивидуальных особенностей учащихся в широком диапазоне возможностей:
• определения способа подачи и усвоения материала (акцент на зрительных ассоциациях или аудировании и т.д.);
• выборе учебного материала для соответствующего уровня знаний;
• определении подходящего метода контроля знаний (тестирование, письменные задания и т.д.).
Цифровые технологии позволяют создавать эффектные учебные материалы, основанные на анимированной компьютерной графике, с включением визуально запоминающихся элементов (схем, диаграмм, иллюстраций и т.п.) и различных форм аудио-видео текстов. Это позволяет направлять внимание обучаемых, задействовать разные виды информационных каналов и использовать возможности слуховой, зрительной, эмоциональной памяти, стимулировать познавательную активность учащихся.
На практике обучение русскому языку с помощью мультимедийных занятий, включающих в себя применение разнообразных программных систем (коммуникативных симуляционных тренажеров, тестовых программ, презентаций, графических редакторов), активизирует работу в аудитории, способствует развитию
вариативного мышления, росту познавательной деятельности и мотивации к изучению языка [5].
В учебном процессе нашли широкое применение мультимедийные презентации. Преподаватели применяют презентации для достижения целей занятия, акцентировании на определенных моментах учебного материала. А учащиеся, при создании своих презентаций в ходе выполнения самостоятельных работ, дополнительно углубляются в изучаемую тему, а затем тренируют навыки подачи материала на русском языке на занятии перед аудиторией [6].
Возможно использование разнообразных форм игровых заданий для учащихся, выполняемых на различных интернет платформах:
• симуляционные тренажеры;
• геолокационные игры;
• квесты;
• виртуальные дискуссии и аватар-игры [7].
Интересным опытом, дополняющим традиционное обучение, стало использование в учебных целях блоговых платформ. С их помощью можно осуществлять публикацию и чтение учебных материалов в сети интернет и формировать навык беглого письма и восприятия письменной речи. Сегодня доступны разные серверы, позволяющие создавать тематические блоги, к примеру: blogger.com, ning.com и т.п. [8]. Аналогичным образом создаются форумы, что позволяет одновременно всем учащимся писать сообщения в общей ветке, формируя навыки диалогового общения на изучаемом языке. Для эффективного взаимодействия всех участников учебного процесса также возможно создать цифровой виртуальный класс.
Одним из способов распространения цифровой информации - лекций, учебных видео, презентаций, электронных таблиц и прочее являются ресурс Документы Google. В состав этого цифрового ресурса входят опции текстового и табличного редакторов, инструменты для создания презентаций, сервис облачного хранения данных. Эта программа не требует установки на компьютер или телефон, так как она задействует облачные технологии хранения данных и поддерживает связь между преподавателем и учащимися, имеющим ссылку-доступ к документам в синхронном и асинхронном режиме. Документы Google позволяют осуществлять оперативный контроль и корректирование результатов, реализовывать коллективные и самостоятельные проекты [9]. Также особенностью данного ресурса является возможность регулировать доступ к различным информационным ресурсам системой допусков. В условиях дифференцированного обучения данная возможность позволяет оградить учащихся от информационного шума, обеспечивая доступ только к тем разделам, которые необходимы в данный промежуток времени именно этому учащемуся или группе учащихся.
Примером еще одного бесплатного электронного цифрового ресурса, успешно применяемого в обучении можно назвать сервис Google Class, который позволяет преподавателю управлять составом курсов, синхронно работать с несколькими курсами, импортировать задания и шаблоны, выделять текст в приложенных файлах и таблицах, создавать объявления, интегрировать дополнительные материалы (GoogleForms, файлов PDF, файлов PPT и других) с Google Диска. Необходимо отметить, что эта программа имеет мобильное приложение, что может помочь оптимизировать учебный процесс не только дома, но и непосредственно на занятии. С учетом того, что в настоящее время мобильные телефоны, смартфоны и планшеты распространены среди учащихся шире, по сравнению со стационарными компьютерами, ноутбуками или нетбуками, обильные технологии более доступны и могут свободно использоваться учащимися дома, способствуя самоорганизации и развитию самодисциплины.
В Google Class преподаватель может формировать учебные задания с помощью опций «Предварительная подготовка», «Быстрые опросы», «Отслеживание заданий
для учащихся», «Индивидуальные задания». Применение этих опций позволяет преподавателям размещать учебные задания и устанавливать сроки сдачи индивидуально для каждого учащегося или для всей группы, проверять, оценивать готовые решения, переносить результаты оценивания в Google Таблицы или CSV-файл и затем отправлять учащимся, распечатывать и т.п. [10].
Удобен для использования в дистанционном обучении в режиме аудиторного занятия и интернет сервис Padlet. Преподаватель и учебная группа получают на этой платформе возможность совместной работы (конспектирования, публикацию информации, хранение, перемещение материалов на общей доске, совместный анализ и обсуждение материалов) [11].
Среди интернет-ресурсов существует и множество доступных онлайн образовательных сайтов и порталов, представляющих интерес как для учащихся, так и для преподавателей. Например, сетевой мультимедийный учебник «Learn Russian», порталы «Russian on-line», «Время говорить по-русски!», «Образование на русском», «Russianyou. Уроки для преподавателей» и т.д.
Использование возможностей популярного видео-сайта YouTube позволяет учащимся развивать навыки аудирования, монологической и диалогической речи. Примерный алгоритм работы с видеороликами в YouTube может быть следующим: краткое вступление, первое прослушивание, распознавание основного смысла, ключевых слов, проверка понимания содержания подкаста; фонетическая проработка текста; повторное прослушивание записи полностью или отдельных частей с помощью тайм-кода [12]. В последующем проработанные видеоролики могут стать эффективным материалом для закрепления и повторения нового грамматического и лексического материала.
При необходимости индивидуальной консультации по русскому языку учащийся и преподаватель могут использовать приложение Zoom. Этот сервис позволяет проводить онлайн конференции, вебинары, индивидуальные и групповые занятия, организовывать работу разговорных клубов. Учащиеся получают возможность практиковаться в устной и письменной речи, аудировании, задавать уточняющие вопросы и получать разъяснения.
Подводя итог, можно отметить, что использование цифровых технологий в обучении русскому языку как иностранному, создаёт неограниченные возможности для преподавателей и учащихся, имеют огромный обучающий потенциал, в том числе являются важным условием формирования парадигмы дифференцированного обучения. Разумное применение информационно-коммуникационных, мобильных, компьютерных, сетевых технологий в образовательном процессе позволяют повышать мотивацию учащихся к самостоятельному изучению русского языка, культуры русского народа, его традиций и, как результат, формированию устойчивых навыков иноязычной коммуникативной компетенции.
Список литературы /References
1. Sharifbaeva H. Y., Abdurazzakova D.A. Technology of blended learning as a condition of formation self-education skills for students // International scientific review of the problems and prospects of modern science and education, 2020. C. 73-75.
2. Эгамова М.Х. Возможности ИКТ в обучении русскому языку в неязыковых вузах // Проблемы педагогики, 2018. № 5 (37).
3. Иниева И.П. Использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам // Наука, техника и образование, 2017. № 1 (31).
4. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2018. № 1 (97).
5. Хильченко Т.В., Дубаков А.В. Мультимедийный урок иностранного языка и организационно-технологические особенности его проектирования // Вестник Шадринского государственного педагогического института, 2013. № 4. С. 73-78.
6. Волкова Е.А. Методические подходы к использованию интерактивных средств в процессе обучения студентов непедагогических специальностей // Образовательные технологии и общество, 2015. Т. 18. № 3. С. 502-510.
7. Титова С. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. Litres, 2017.
8. Владимирова Л.П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы // Иностранные языки в высшей школе, 2014. № 2 (29). С. 68.
9. Firth M., Mesureur G. Innovative uses for Google Docs in a university // Jalt call journal, 2010. Т. 6. № 1. С. 3-16.
10. Iftakhar S. Google classroom: what works and how // Journal of Education and Social Sciences, 2016. Т. 3. № 1. С. 12-18.
11. Захарова М.В. Цифровые инструменты преподавания английского языка // Мир педагогики и психологии, 2020. № 6. С. 106-116.
12. Штурба Я.Ю., Лалова Т.И. Роль YouTube в изучении иностранного языка // Проблемы современной науки и образования, 2012. № 13 (13).
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Тураева Х.М. Email: [email protected]
Тураева Хумайра Муминовна - преподаватель музыки, школа № 46,
Ангренский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан
Аннотация: роль музыкальной культуры в системе образования Узбекистана и мира, ее достижения, развитие подрастающего поколения очень важны. Эффективное использование всемирно известных методов обучения оказывает значительное влияние на систему образования каждой страны и вносит в нее свой вклад. В то же время реформы в этой сфере в Узбекистане приносят свои плоды. Во многих странах мира обучение детей музыкальному воспитанию, как школьному, так и внешкольному, организованному образовательному процессу, его формам и методам, несомненно, вызывает большой интерес. В данной статье будет представлена информация о факторах, которые следует учитывать для развития практических компетенций в обучении будущих учителей музыки. Ключевые слова: образование, искусство, музыка, метод, хор, элементарная музыка, эстетические воспитания, учитель музыки, школа.
FACTORS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE MUSIC TEACHERS Turayeva H.M.
Turayeva Humayra Muminovna - music Teacher, SCHOOL № 46,
ANGREN DISTRICT, TASHKENT REGION, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the role of musical culture in the education system of Uzbekistan and the world, its achievements, the development of the younger generation are very important. The