Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНЫХ МИССИОНЕРСКИХ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ТРАНСЛЯЦИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ СОЦИЕТАЛЬНЫХ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА (ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ РЯДА СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ)'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНЫХ МИССИОНЕРСКИХ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ТРАНСЛЯЦИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ СОЦИЕТАЛЬНЫХ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА (ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ РЯДА СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
терминальные социетальные ценности-убеждения / «имитации-симулякры» / эпистемологический подход / социальная гетерология / «насыщенный феномен» / «библиотечность» / «гетеротетичность» / terminal societal values-beliefs / “imitations-simulacra / ” epistemological approach / social heterology / “saturated phenomenon / ” “librarianship / ” “heterotheticity”

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А.В. Добрых

В настоящей статье рассматриваются актуальные в современных условиях проблемы анализа методами светского социально-гуманитарного научного знания ценностных установок и ориентаций современной российской молодежи применительно к перспективам трансляции ей терминальных социетальных ценностей-убеждений (включая трансляцию высших духовных ценностей в рамках православной просветительской и миссионерской деятельности). Примечательно, что речь не идет о подходах собственно современных ученых, взятых здесь в качестве примеров: критическому анализу подвергаются в данном случае лишь гипотетические трактовки, сделанные в «классически научном» ключе. Как традиции позитивистской «классической научности» (безоглядное доверие цифрам и т. д.), так и специфические влияния обобщенного «социального заказа» (требующие от ученых обязательной «практичности» их исследований) во многом обусловливают распространение убежденности в однозначном преобладании у современной молодежи «прагматизма» и «эгоизма». Последнее обстоятельство якобы изначально обрекает на неудачи любые попытки транслировать молодежи какие-либо терминальные ценности-убеждения (включая высокие ценности Православия). Охарактеризованные выше предубеждения противоречат современным подходам «социальной гетерологии» (Т.Х. Керимов и др.), указывающим на рост «гетеротетичности» современной социальной и социально-культурной среды. При этом существуют реальные социальные факты, опровергающие предубеждения относительно тотальной «прагматизации» мировоззрения российской молодежи (к примеру, рост числа молодых прихожан и православных молодежных объединений). Такие факты дают основания надеяться на возможность успешной реализации православных просветительских и миссионерских стратегий благодаря Божьей помощи (речь идет, в частности, о явлениях, которые Ж.-Л. Марион называл их «насыщенными феноменами»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — А.В. Добрых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF ORTHODOX MISSIONARY AND SOCIO-CULTURAL AND EDUCATIONAL STRATEGIES AIMED AT BROADCASTING SOCIETAL TERMINAL VALUES OF THE HIGHEST ORDER TO MODERN YOUTH (EXPERIENCE IN UNDERSTANDING A NUMBER OF MODERN SCIENTIFIC APPROACHES)

The article examines current problems of analysis by methods of secular socio-humanitarian scientific knowledge of the value attitudes and orientations of modern Russian youth in relation to the prospects for the transmission of terminal societal values-beliefs to young people (including the transmission of higher spiritual values within the framework of Orthodox educational and missionary activities). It is noteworthy that the researcher doesn’t talk about approaches of modern scientists themselves: in this case, only hypothetical interpretations made in a “classical scientific” way are subjected to critical analysis. Both the traditions of positivist “classical scholarship” (reckless trust in figures, etc.) and the specific influences of the generalized “social order” (requiring scientists to make their research “practical”) largely determine the spread of the belief in the unequivocal predominance of “pragmatism” and “egoism” among modern youth. The latter circumstance allegedly initially condemns to failure any attempts to broadcast to the youth any terminal values-beliefs (including the high values of Orthodoxy). The above-mentioned biases contradict the modern approaches of “social heterology” (T.H. Kerimov et al.), indicating the growth of the “heterotheticity” of the modern social and socio-cultural environment. At the same time, there are real social facts that refute prejudices about the total “pragmatization” of the worldview of Russian youth (for example, the growth in the number of young parishioners and Orthodox youth associations). Such facts give reason to hope for the possibility of the successful implementation of Orthodox educational and missionary strategies thanks to God’s help (in particular the researcher means the phenomena that J.-L.Marion called the “saturated phenomena”).

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНЫХ МИССИОНЕРСКИХ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ТРАНСЛЯЦИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ СОЦИЕТАЛЬНЫХ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА (ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ РЯДА СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ)»

ния относительно хороших перспектив таких стратегий при ориентации теоретиков и практиков на ценности Православия и подходы Православной Церкви, является достаточно инновационным. Приведенные здесь итоги нашей научной работы дают новые (по-своему достаточно значимые) теоретические ракурсы в рамках смыслового пространства проблематики разработки и реализации социально-культурно-педагогических стратегий в сфере управления, опирающиеся на особые «ивент-технологии». В этой связи важно отметить, что практический смысл аргументации в рамках настоящей статьи целесообразно соотнести с концептуальным постулированием проблематичности разработки и реализации эффективных стратегий с использованием «ивент-технологий» в контексте методологии «классической научности» (при одновременном концептуальном допущении гипотетической возможности достаточно успешных методик деятельности, близких по смыслу к вышеуказанным, но при этом в значительной мере опирающихся на фундаментальные ценности Православия). Обозначенная в начале данной статьи цель настоящего исследования была нами достигнута применительно как к выявлению фундаментальных методологических проблем разработки и реализации стратегий с использованием «ивент-технологий» на основе методологии «классической научности», так и к обоснованию потенци-

Библиографический список

альных возможностей поиска путей решения имеющихся противоречий с опорой на фундаментальные ценности Православия. Основные задачи в рамках данной статьи были реализованы в контексте обоснования как проблем разработки и реализации «ивент-технологий» на основе традиционных позитивистских подходов, так и перспектив гипотетического решения таких проблем с опорой на традиции Православия - применительно к смысловому пространству исследований конкретного отечественного автора (Ю.А. Азаровой). Перспективы дальнейших исследований в изучаемой сфере целесообразно соотнести с возможными научными изысканиями в области расширения представлений относительно специфики, проблем и перспектив разработки и реализации социально-культурно-педагогических и социально-культурно-управленческих стратегий на основе «событийного подхода» и особых «ивент-технологий». Результаты же собственно рассмотрения изучаемой тематики в рамках настоящей статьи могут быть использованы гипотетическими субъектами как теоретического анализа, так и разработки прикладных рекомендаций в области социально-культурно-педагогических и социально-культурно-управленческих методик, опирающихся на особые событийные «ивент-технологии» и соотносимых со смысловым пространством социально-культурной деятельности (СКД).

1. Касавин И.Т. Пространство и время: в поисках «естественной онтологии знания». Общественные науки и современность. 2000; № 1: 90-100.

2. Керимов Т.Х. Социальная гетерология. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012.

3. Азарова Ю.А. Ивент-технологии как педагогический ресурс формирования корпоративной культуры. Казанский педагогический журнал. 2019; № 1: 118-121.

4. Азарова Ю.А. Ивент-технология как инновационный ресурс формирования корпоративной культуры. Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования: материалы Международной научно-практической конференции. Вологда: ООО «Маркер», 2019: 68-70.

5. Азарова Ю.А. Корпоративное обучение и ивент-технология. Педагогика, психология, общество: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ИД «Среда», 2019: 17-20.

6. Азарова Ю.А. Ивент-технологии как ресурс формирования корпоративной культуры средствами социально-культурной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2020.

7. Азарова Ю.А. Объективные предпосылки становления event-технологий как инновационного метода. Науковедение. 2015; Т. 7, № 1: 1-8.

8. Делёз Ж. Различие и повторение. Санкт-Петербург: Петрополис, 1998.

9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Москва, 2001.

10. Соловьёв В.С. Сочинения: в 2 т. Москва, 1990; Т. 1.

11. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. Москва, 1995.

References

1. Kasavin I.T. Prostranstvo i vremya: v poiskah «estestvennoj ontologii znaniya». Obschestvennye naukiisovremennost'. 2000; № 1: 90-100.

2. Kerimov T.H. Social'naya geterologiya. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2012.

3. Azarova Yu.A. Ivent-tehnologii kak pedagogicheskij resurs formirovaniya korporativnoj kul'tury. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2019; № 1: 118-121.

4. Azarova Yu.A. Ivent-tehnologiya kak innovacionnyj resurs formirovaniya korporativnoj kul'tury. Nauka segodnya: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vologda: OOO «Marker», 2019: 68-70.

5. Azarova Yu.A. Korporativnoe obuchenie i ivent-tehnologiya. Pedagogika, psihologiya, obschestvo: teoriya ipraktika: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: ID «Sreda», 2019: 17-20.

6. Azarova Yu.A. Ivent-tehnologii kak resurs formirovaniya korporativnoj kul'tury sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2020.

7. Azarova Yu.A. Ob'ektivnye predposylki stanovleniya event-tehnologij kak innovacionnogo metoda. Naukovedenie. 2015; T. 7, № 1: 1-8.

8. Delez Zh. Razlichie ipovtorenie. Sankt-Peterburg: Petropolis, 1998.

9. Osnovy social'noj koncepcii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. Moskva, 2001.

10. Solov'ev V.S. Sochineniya: v 2 t. Moskva, 1990; T. 1.

11. Berdyaev N.A. Carstvo Duha i carstvo Kesarya. Moskva, 1995.

Статья поступила в редакцию 22.08.22

УДК 37.061

Dobrykh A.V., Head of Department Church-Practical and Historical Subjects, Spiritual Educational Organization of Higher Education of the Khabarovsk Diocese of the Russian Orthodox Church "Khabarovsk Theological Seminary" (Khabarovsk, Russia), E-mail: avd.avch2010@yandex.ru

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF ORTHODOX MISSIONARY AND SOCIO-CULTURAL AND EDUCATIONAL STRATEGIES AIMED AT BROADCASTING SOCIETAL TERMINAL VALUES OF THE HIGHEST ORDER TO MODERN YOUTH (EXPERIENCE IN UNDERSTANDING A NUMBER OF MODERN SCIENTIFIC APPROACHES). The article examines current problems of analysis by methods of secular socio-humanitarian scientific knowledge of the value attitudes and orientations of modern Russian youth in relation to the prospects for the transmission of terminal societal values-beliefs to young people (including the transmission of higher spiritual values within the framework of Orthodox educational and missionary activities). It is noteworthy that the researcher doesn't talk about approaches of modern scientists themselves: in this case, only hypothetical interpretations made in a "classical scientific" way are subjected to critical analysis. Both the traditions of positivist "classical scholarship" (reckless trust in figures, etc.) and the specific influences of the generalized "social order" (requiring scientists to make their research "practical") largely determine the spread of the belief in the unequivocal predominance of "pragmatism" and "egoism" among modern youth. The latter circumstance allegedly initially condemns to failure any attempts to broadcast to the youth any terminal values-beliefs (including the high values of Orthodoxy). The above-mentioned biases contradict the modern approaches of "social heterology" (T.H. Kerimov et al.), indicating the growth of the "heterotheticity" of the modern social and socio-cultural environment. At the same time, there are real social facts that refute prejudices about the total "pragmatization" of the worldview of Russian youth (for example, the growth in the number of young parishioners and Orthodox youth associations). Such facts give reason to hope for the possibility of the successful implementation of Orthodox educational and missionary strategies thanks to God's help (in particular the researcher means the phenomena that J.-L.Marion called the "saturated phenomena").

Key words: terminal societal values-beliefs, "imitations-simulacra," epistemological approach, social heterology, "saturated phenomenon," "librarian-ship," "heterotheticity".

А.В. Добрых, канд. социол. наук, зав. каф. церкоено-практических и исторических дисциплин Религиозной организации - духовной образовательной организации высшего образования Хабаровской епархии Русской Православной Церкви «Хабаровская духовная семинария», г. Хабаровск, E-mail: avd.avch2010@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНЫХ МИССИОНЕРСКИХ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ТРАНСЛЯЦИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ СОЦИЕТАЛЬНЫХ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА (ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ РЯДА СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ)

В настоящей статье рассматриваются актуальные в современных условиях проблемы анализа методами светского социально-гуманитарного научного знания ценностных установок и ориентаций современной российской молодежи применительно к перспективам трансляции ей терминальных социетальных ценностей-убеждений (включая трансляцию высших духовных ценностей в рамках православной просветительской и миссионерской деятельности). Примечательно, что речь не идет о подходах собственно современных ученых, взятых здесь в качестве примеров: критическому анализу подвергаются в данном случае лишь гипотетические трактовки, сделанные в «классически научном» ключе. Как традиции позитивистской «классической научности» (безоглядное доверие цифрам и т. д.), так и специфические влияния обобщенного «социального заказа» (требующие от ученых обязательной «практичности» их исследований) во многом обусловливают распространение убежденности в однозначном преобладании у современной молодежи «прагматизма» и «эгоизма». Последнее обстоятельство якобы изначально обрекает на неудачи любые попытки транслировать молодежи какие-либо терминальные ценности-убеждения (включая высокие ценности Православия). Охарактеризованные выше предубеждения противоречат современным подходам «социальной гетерологии» (Т.Х. Керимов и др.), указывающим на рост «гетеротетичности» современной социальной и социально-культурной среды. При этом существуют реальные социальные факты, опровергающие предубеждения относительно тотальной «прагматизации» мировоззрения российской молодежи (к примеру, рост числа молодых прихожан и православных молодежных объединений). Такие факты дают основания надеяться на возможность успешной реализации православных просветительских и миссионерских стратегий благодаря Божьей помощи (речь идет, в частности, о явлениях, которые Ж.-Л. Марион называл их «насыщенными феноменами»).

Ключевые слова: терминальные социетальные ценности-убеждения, «имитации-симулякры», эпистемологический подход, социальная гете-рология, «насыщенный феномен», «библиотечность», «гетеротетичность».

Трансляция современной молодежи социетальных ценностей терминального характера как комплексная многоплановая проблематика: общие подходы и ракурсы в рамках настоящей статьи

В современных условиях серьезный характер имеют проблемы формирования эффективных стратегий трансляции молодежи высоких терминальных ценностей-убеждений. Во многом этот вопрос связан с проблемами поиска достоверных форм научного анализа ценностных ориентаций молодежи, реально способных служить надежными концептуально-методическими основами либо разработки и реализации вышеуказанных стратегий, либо отказа от них. Кризисное состояние современного социально-гуманитарного знания не дает возможности получать убедительные и однозначно полезные в практическом смысле ответы на такие вопросы, поэтому необходимо искать новые пути преодоления вышеуказанных трудностей.

В данной связи важно отметить, что основной проблемой в рамках смыслового пространства настоящей статьи является фундаментальное противоречие между, с одной стороны, имеющимся острым социальным запросом на эффективные стратегии трансляции молодежи терминальных социетальных ценностей (а также на надежные концептуально-методологические основы разработки и реализации таких стратегий); с другой стороны - тем обстоятельством, что резкое кризисное усложнение современных социальных реалий (включая состояние социально-гуманитарной научности) не позволяет говорить о безусловном наличии успешных перспектив поиска таких основ (особенно в рамках традиционных «классически научных» дискурсов и подходов). Несчевиднссть потенциальных стратегий решения вышеобозначенной проблемы проявляется, в частности, в том, что вышеуказанные особенности как современного общества, так и социально-гуманитарного знания фактически являются препятствиями для выработки однозначных ответов (как положительного, так и отрицательного свойства) на вопросы, касающиеся перспектив разработки эффективных стратегий трансляции молодежи каких-либо «ценностей-убеждений» терминального характера.

Цель настоящего исследования: в контексте анализа подходов ряда отечественных ученых, посвященных ценностным установкам и ориентациям в современной молодежной среде, охарактеризовать ситуацию проблематичности обоснования данными эмпирических исследований эффективности либо неэффективности разработки стратегий трансляции молодежи терминальных ценностей-убеждений применительно к задачам поиска возможных перспектив разработки похожих стратегий с опорой на базовые идеалы, установки и традиции Православия.

С вышеуказанной целью связаны следующие задачи, выступающие компонентами ее реализации: а) на примере итогов исследований ряда отечественных ученых раскрыть общие особенности и общие проблемы анализа и оценивания ценностных ориентаций молодежи в современных условиях; б) в аналогичном контексте выявить основные проблемы использования подходов «классической научности» для изучения ценностей молодежи для последующей разработки стратегий трансляции ценностей либо отказа от таких стратегий; в) в общих чертах охарактеризовать специфику потенциальных перспектив разработки эффективных стратегий трансляции молодежи терминальных ценностей-убеждений на качественно отличающейся от «классической научности» основе - на основе подходов к этим вопросам Православной Церкви в свете ряда важных ценностей Православия.

Помимо тех исследований ряда отечественных ученых, которым непосредственно посвящена данная статья (исследования Л.Д. Гудкова, Б.В. Дуби-

на, Н.А. Зоркой, Е.В. Красавиной), вопросами ценностных ориентаций в современной молодежной среде (а также вопросами усложнения самой этой среды и ориентированных на нее каналов трансляций и коммуникаций) занимались такие отечественные авторы, как Т.Н. Бояк, И.Н. Ларикова, ГС. Широкалова, О.К. Шиманская, А.В. Аникина, В.Ф. Анурин и другие. Фундаментальное осмысление преобладающей «не-номинируемости» современных социальных реалий можно увидеть в трудах таких отечественных мыслителей, как И.Т. Касавин, Т.Х. Керимов, Л.Г Ионин, Ж.Т. Тощенко. Концептуальное осмысление проблематики перспектив трансляции молодежи высоких духовных ценностей на основе не «классически научных» подходов, а устоев и традиций Православия представлено в рамках научных исследований игумена Серапиона (А.Е. Митько).

Научная новизна представленной в рамках настоящей статьи аргументации заключается, прежде всего, в концептуальном осмыслении проблематики перспектив трансляции молодежи социетальных «ценностей-убеждений» терминального характера с опорой на ряд подходов «социальной гетерологии» (Т.Х. Керимов), православной миссиологии (А.Е. Митько) и богословской феноменологии (Ж.-Л. Марион). Теоретическую значимость доводов и аргументов в рамках настоящей статьи можно свести к расширению представлений относительно спектра конкретных проявлений кризисного состояния современной социально-гуманитарной научности, а также относительно возможных путей решений имеющихся противоречий на основе ценностей Православия и подходов Православной Церкви. Практическую значимость ключевых умозаключений в рамках данной статьи можно свести к концептуальному опровержению возможности опоры на методологию «классической научности» и на данные эмпирических исследований как на универсальные основы либо разработки прикладных стратегий трансляции молодежи терминальных ценностей-убеждений, либо отказа от таких стратегий.

Концепции особого «индивидуалистического прагматизма» современной российской молодежи: неоднозначность и амбивалентность методологических подходов в рамках секуляризованного социально-гуманитарного научного знания

Важно отметить, что речь в настоящей статье идет, прежде всего, о спорном характере методологических и содержательных подходов, с универсалистских позиций «классической научности» постулирующих почти полную невозможность трансляции современной российской молодежи каких-либо социетальных терминальных ценностей-убеждений (в том числе высшего, духовного порядка) в силу якобы тотального доминирования в молодежной среде «индивидуалистического прагматизма». Важно отметить, что речь здесь идет вовсе не о подходах и выводах в рамках собственно научных трудов современных российских ученых, взятых здесь в качестве примеров - нашему критическому анализу в данном случае подвергаются лишь возможные интерпретации и трактовки вышеуказанных исследований, сделанные в прямолинейно однозначном «классически научном» ключе.

В рамках посвященных проблемам социальной жизни современной молодежи ряда научных исследований (в качестве примеров, как уже упоминалось, нами были взяты исследования Л.Д. Гудкова, Б.В. Дубиной, Н.А. Зоркой и Е.В. Красавиной) основное внимание уделяется обоснованию авторских концепций проблематики особого «прагматизма» современной российской молодежи. Ключевые акценты делаются исследователями на анализе (и частичном утверждении) постулатов, гласящих, что картины мира современных молодых людей и девушек преимущественно включают лишь внешние формальные атрибуты

терминальных ценностей-убеждений социетального характера, и что эти формальные атрибуты служат для маскировки сугубо прагматических ориентаций на индивидуальный успех и т. д. Так, например, в одной из концептуальных работ Л.Д. Гудкова, Б.В. Дубина и Н.А. Зоркой утверждается, что «сегодня в России нет таких групп, которые олицетворяли бы собой, в своем социальном поведении ценности метафизики (познания, добра и т. п.)» [1, с. 14]. Таким образом, в рамках дискурса современного секуляризованного социально-гуманитарного знания существуют подходы, которые гипотетически можно трактовать в таком смысле, что терминальные социетальные ценности (в том числе высокого, духовного порядка) фактически в принципе чужды современному российскому обществу (особенно молодежи); соответственно, и любые формы трансляции таких ценностей (включая православную миссионерскую деятельность) будут изначально обречены на неудачу. Как будет раскрыто нами далее, в данной связи в рамках дискурса современного светского социально-гуманитарного знания весьма широко распространены представления о современной православной жизни лишь как о «внешней культурной форме», никак не относящейся к тем внутренним состояниям души, которые формируют устойчивые религиозные взгляды и убеждения. В данном контексте примечательны научные работы такого выдающегося отечественного исследователя проблематики социального бытия современной молодежи, как Е.В. Красавина. В общем смысловом пространстве исследований данного ученого можно увидеть некоторые элементы определенного «осциллирования» авторской мысли между «библиотечными» (по выражению И.Т. Касавина [2]) требованиями условного обобщенного «социального заказа» к социально-гуманитарным наукам (что выражается, в частности, в тех авторских суждениях, которые гипотетически предвзятые интерпретаторы могли бы отнести к числу «классически научных») и подходами, близкими к «социальной гетерологии» (термин Т.Х. Керимова [3]). Так, например, в статье Е.В. Красавиной, посвященной проблемам теоретико-методологических подходов к определению сущности «молодежи», говорится о том, что смена поколений способствует прогрессу любого общества [4, с. 126]. В другой авторской статье, где рассматриваются вопросы профессиональной адаптации молодежи, отмечается, что в области образования имеет место определенное превосходство новых поколений над старыми [5, с. 76]. Еще в одной статье ученого, где анализируются проблемы неформальных молодежных групп, указывается, что важнейшей характеристикой таких групп является «соперничество» на основе тяги к «самоутверждению» [6, с. 127]. Логично предположить, что вышеприведенные суждения исследователя (во многом, по всей видимости, объясняемые влияниями «библиотечных» требований обобщенного «социального заказа» к социально-логическому знанию), взятые вне общего повествовательного исследовательского контекста, могут быть истолкованы потенциальными предвзятыми интерпретаторами как доказательство якобы «жесткой приверженности» автора этих суждений подходам «классической научности».

При этом особенно важно отметить следующее: в рамках тех же вышеприведенных исследований Е.В. Красавиной весьма часто встречаются суждения относительно как ценностно-мировоззренческой неоднозначности, так и общей разнородности современной молодежной среды. В статье ученого, посвященной вопросам социализации, подчеркивается относительный характер границ «молодежи», их зависимость от специфики социального и социально-культурного развития общества и других факторов [7, с. 124]. При этом автор все более открыто признает «теоретическую и методическую беспомощность» различных «социа-лизаторов» [7, с. 125]. Кроме того, в рамках исследований Е.В. Красавиной также указывается, что «...в реальных мотивациях акторов доминируют индивидуалистические ценности-средства, но они маскируются имитацией социоцентризма в ритуальном почитании гражданских, религиозных, политических ценностей.» [8, с. 25]. Автор особо подчеркивает, что в современных условиях «обесцененным. оказывается социетально-ценностно ориентированное поведение, на которое настраивает социализация. Среда, напротив, востребует и вознаграждает прагматический конформизм.» [8, с. 24]. Кроме того, исследователь обращает особое внимание на кризисное состояние практически всех современных институтов социализации, в силу чего социализация молодежи с самого начала приобретает «.формальный, демонстрационный и ритуальный характер» [8, с. 127]. В этом контексте большое внимание уделяется автором анализу и характеристике тех конкретных форм, которые приобрели имитирующие реализацию терминальных социетальных ценностей прагматические стратегии (они обозначены исследователем как «имитации-симулякры» [8, с. 83]). Это и всевозможные практики «взяток» и «сговоров» в сфере образования, лишь внешне «изображающие» нормальную образовательную деятельность [8, с. 153-226]. Это и разнообразные карьерные стратегии, направленные на личную «успешность», имеющие лишь вид служения каким-либо высоким целям и ценностям в области общественной и политической деятельности молодежи [8, с. 227-310]. Вышеприведенные обстоятельства приводят исследователя к убеждению относительно проблематичности разработки и реализации стратегий социально-культурно-просветительского, социально-культурно-педагогического и т. д. характера на основе обращения субъектов такой деятельности к терминальным «ценностям-убеждениям», идеалам и установкам социетального типа (как в сфере образования, так и в сфере гражданско-политической активности молодежи) [8, с. 153-315]. При этом автор вовсе не отрицает определенного значения, которое сохраняют в ценностной структуре современной российской молодежи тер-

минальные ценности социетального характера. Просто, по мнению исследователя, в настоящее время это значение приобрело качественно иной, по сравнению с традиционным, характер: «.внешнее следование символическому порядку культуры становится средством достижения индивидуального социального успеха (конвертация)» [8, с. 88].

Проблематичность концептуального универсалистского отрицания с позиций светского социально-гуманитарного знания перспектив успешной реализации православных социально-культурно-просветительских стратегий трансляции молодежи духовных ценностей-убеждений: теоретико-умозрительные и эмпирические аспекты

Необходимо обратить особое внимание на то обстоятельство, что вышеизложенные утверждения исследователей относительно «прагматичности» стратегий современной молодежи, мимикрирующих под реализацию терминальных ценностей, вряд ли целесообразно, по нашему мнению, трактовать в однозначно прямолинейном, универсалистском смысле (хоть и нельзя, с другой стороны, полностью исключить возможность подобных интерпретаций). Анализируя исследования Е.В. Красавиной, нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что автор, ссылаясь на концепции Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, И. Гоффмана и др., в целом соглашается с их взглядами на многоплановый, изменчивый, крайне неоднозначный характер современного общества [8, с. 79]. Кроме того, исследователь в данном контексте ссылается на взгляды ГА. Чередниченко, соглашаясь с этим автором в том, что в современных условиях рассматривать молодежь как единую общность социально-демографического характера будет «некорректно» [8, с. 58]. Анализируя подходы рискологической концепции социальной жизни молодежи Ю.А.Зубок, автор соглашается с утверждением, что анализ такого феномена, как социальное развитие каждого представителя молодежи, необходимо осуществлять комплексно, с одновременным изучением всей совокупности сопряженных с этим феноменом социальных условий, процессов, факторов [8, с. 33]. Вышеприведенные утверждения свидетельствуют не в пользу возможных универсалистских трактовок концепции «молодежного прагматизма» у Е.В. Красавиной. В данном отношении можно, в частности, обратить внимание на неоднозначность проблематики определения самих таких понятий, как «прагматизм», «ориентация на индивидуальный успех» и т. д., применительно к реалиям жизни современного российского общества и современной российской молодежи. К примеру, широко распространенные в современном российском обществе (особенно у молодежи) гендерные установки маскулинного типа («культ мачо») требуют от социального актора мужского пола (как от «мужчины») жертвовать буквально всем (вплоть до собственной жизни) во имя того, что называется «мужской честью». Логично предположить, что вышеупомянутый «культ мачо» в данном случае выполняет многие ключевые функции терминальных «ценностей-убеждений», имеющих со-циетальные характеристики. В современном российском обществе в значительной степени и сейчас преимущественно считается неприемлемым для мальчика, юноши, мужчины достижение «индивидуального социального успеха» ценой отступления от базовых терминальных принципов «мужской чести». На этом примере видно, что такие качества современной российской молодежи, как «прагматизм» и «ориентация на успех», являются весьма неоднозначными явлениями, конкретные аспекты, выражения и проявления которых во многих отношениях амбивалентны и даже «не-номинируемы». В данном контексте соответствующие выводы в рамках исследований Е.В. Красавиной, Л.Д. Гудкова и других авторов целесообразнее, по всей видимости, не трактовать в жестком универсалистском смысле. Важно также обратить внимание на то обстоятельство, что в работах Е.В. Красавиной «прагматизация» мировоззрения современной российской молодежи (в частности, применительно к ее прикладным стратегиям в образовательной сфере) во многом объясняется ситуацией «аномии» и утратой ценностей в России, сформировавшейся в процессе кризисной трансформации и краха советского строя. Так, ученый указывает, что «разрушение социетального единства ценностей. сделало социализацию в системе образования. неэффективной» [8, с. 23]. В этом же ключе исследователь обращает внимание на то обстоятельство, что реформы в сфере образования привели к «.утрате духовного измерения отношений между учителем (преподавателем) и учеником (студентом).» [8, с. 22]. В работах Е.В. Красавиной как весьма драматичная характеризуется также ситуация в области религиозной составляющей жизни современного российского общества и современной российской молодежи. Автор отмечает, что «. возрождаемая православная религиозность рассматривается ее носителями как внешняя культурная форма., а не как внутреннее состояние, способное продуцировать устойчивые религиозные убеждения» [8, с. 125]. В этой связи важно отметить, что применительно к данному религиоведческому ракурсу вышеприведенные утверждения особенно проблематично было бы интерпретировать в универсалистском смысле, абсолютизировать их. Подобная абсолютизация таких суждений однозначно выглядела бы весьма искусственным сочетанием труд-носочетаемого и несочетаемого в рамках специфического «кентавристического» логического построения (по Ж.Т. Тощенко). Как уже отмечалось, в исследованиях Е.В. Красавиной имеют место утверждения, в тех или иных отношениях характеризующие современную жизнь общества и молодежи с позиций, достаточно близких к подходам «социальной гетерологии» Т.Х. Керимова. Таким образом, принципиальное отрицание возможности для представителей современной российской молодежи полноценного обращения к Православию, принципиальное отрицание наличия в современной молодежной среде полноценных интенций

православного духовного роста не соответствует базовым содержательным и методологическим положениям исследований Е.В. Красавиной. Выявленные автором закономерности, как было установлено, носят преобладающий, а не абсолютный характер. Кроме того, необходимо учитывать, что в смысловом пространстве современного отечественного социально-гуманитарного научного знания присутствуют итоги всевозможных исследований, свидетельствующие о достаточно уникальных, но при этом ярких и убедительных проявлениях обращений представителей современной российской молодежи к терминальным социе-тальным «ценностям-убеждениям» как православного, так и иного традиционного характера. Так, например, данные исследований Т.Н. Бояк свидетельствуют о ярко выраженной приверженности региональной группы представителей современной молодежи таким ценностям («ценностям-убеждениям»), как «уважение к родителям, старшим» и «трудолюбие» [9], а данные исследований И.Н. Ларико-вой - о сильной приверженности ряда современных молодых людей и девушек таким ценностным концептам, как «бытие бестелесной души» и «совершенство потустороннего мира» [10]. Результаты же исследований таких авторов, как ГС. Широкалова, О.К. Шиманская, А.В. Аникина, свидетельствуют о том, что в современном российском обществе (в том числе, согласно выводам данных исследователей, в молодежной среде) не менее половины респондентов заявляют, что «верят в Бога» и относят себя к «православным» [11]. Согласно итогам исследований В.Ф. Анурина, со времен краха советского строя в российском обществе наблюдается убедительный рост числа людей, считающих себя «православными» [12]. В этой связи логично будет предположить, что вовсе не для всех тех, кто относит себя к числу «православных», их религиозные убеждения являются «инсценировкой» (по Л.Г Ионину), «имитацией-симулякром». Можно также вспомнить, что с наступлением в 2020 году коронавирусной эпидемии Православные храмы в стране не опустели - глубокая вера для многих оказалась сильнее страха за свое здоровье и даже за свою жизнь. На фоне этого факта особый смысл приобретает концепция игумена Серапиона (А.Е. Митько) относительно «особого духа» у современной православной молодежи [13]. Уникальные явления, подобные такому «молодежному духу», следует, по всей видимости, отнести к числу проявлений «насыщенных феноменов» (по Ж.-Л. Мариону) [14]. Точно так же к числу проявлений «насыщенных феноменов» можно отнести не столь уж редкие факты реализации вполне успешных (с духовно-просветительской точки зрения) стратегий в сфере трансляции представителям современной российской молодежи духовно-нравственных ценностей и смыслов. Будучи воспринятыми и транслируемыми духовно мыслящими людьми, такие явления (как особые «насыщенные феномены») приобретают новое духовно-ценностное содержание. В данном отношении можно говорить о продуцировании новых содержательных характеристик транслируемого в новых смысловых контекстах.

Штрихи к обобщению итогов осмысления проблематики исходных методологических основ стратегий трансляции молодежи терминальных ценностей-убеждений в контексте анализа подходов ряда отечественных исследователей

Вышеизложенные обстоятельства дают нам основания констатировать следующее. Анализ итогов исследований ряда современных ученых (например, Е.В. Красавиной) свидетельствует о том, что в современных условиях достаточно проблематично на основе методологии «классической научности» и абсолютизируемых эмпирических данных как разрабатывать и реализовывать стратегии трансляции молодежи социетальных терминальных ценностей-убеждений, так и однозначно отрицать саму целесообразность любых таких стратегий. Это проявляется, прежде всего, в том, что современная исследовательская мысль зачастую вынуждена (в том числе применительно к рассматриваемой здесь проблематике) колебаться («осциллировать») между подходами «классической научности» и «социальной гетерологии». Вышеохарактеризованные противоречия приобретают характер «неразрешимостей» (по Т.Х. Керимову). Таким образом, мы можем сформулировать следующие общие выводы.

Влияния универсалистских парадигм секулярного характера на современные подходы светского социально-гуманитарного научного знания тесно связаны с влияниями традиций «классической научности» и «библиотечных» требований условного обобщенного «социального заказа». Пример проявления таких влияний - убежденность в тотальном доминировании у современной российской

Библиографический список

молодежи «индивидуалистического прагматизма» (это якобы делает молодежь принципиально неспособной к восприятию трансляций терминальных социеталь-ных ценностей-убеждений - в частности, в православных ценностей-убеждений). Вышеуказанной убежденности противоречат современные тенденции «гетероге-низации» общества и современный кризис социальноо-гуманитарного научного знания. Поэтому отход исследователей от жестких клише «классической научности» и их опора на традиционные православные представления и ценности (а также на элементы феноменологической методологии) и могут оказаться факторами, дающими надежду на возможную успешность трансляции молодежи терминальных ценностей-убеждений духовного, православного характера. Речь в данном случае идет, прежде всего, об уповании на Божию помощь, на благотворное вмешательство Промысла Божия - результативность чего подтверждают, в частности, многочисленные факты успешной миссионерской деятельности Церкви в современной молодежной среде.

Таким образом, новаторские аспекты в контексте данной статьи, предопределившие специфику вышеприведенных общих выводов, можно свести к параллельному использованию в рамках анализа настоящей проблематики определенных постулатов «Основ социальной концепции РПЦ» и подходов «социальной гетерологии» для поиска возможных путей выхода из сложившегося концептуально-методологического тупика.

В рамках настоящей статьи были представлены теоретические положения, в определенных отношениях достаточно значимые для потенциальных субъектов анализа перспектив разработки и реализации стратегий трансляции молодежи «ценностей-убеждений» терминального характера. Данные положения расширяют аспекты концептуального осмысления проблематики вышеуказанных перспектив с опорой на подходы православной миссиологии, «социальной гете-рологии» и феноменологии. В практическом отношении результаты настоящего исследования могут быть полезны также для потенциальных субъектов прикладной реализации социально-культурно-педагогических стратегий трансляции молодежи терминальных ценностей, установок, императивов и т. д. в том смысле, что эти исследования содержат концептуальные доводы, опровергающие как концепции единых универсальных принципов эффективной разработки и реализации вышеобозначенных стратегий, так и целесообразность однозначного отказа от таких стратегий исключительно на основе традиционных постулатов «классической научности» и каких-либо эмпирических данных. Перспективы же дальнейших исследований в рамках рассматриваемой здесь проблематики соотносимы, по всей видимости, с расширением аспектов и контекстов применяемых подходов и методов православной миссиологии и богословской феноменологии для предполагаемого решения проблем, связанных с концептуальным осмыслением методологических и содержательно-прикладных аспектов социально-культурно-педагогических стратегий трансляции молодежи социетальных терминальных установок, идеалов и ценностей («ценностей-убеждений»).

Резюмируя изложенное, в целом необходимо отметить, что обозначенная в начале настоящей статьи цель была нами преимущественно достигнута применительно к раскрытию основных аспектов и проявлений проблематичности, даже невозможности однозначного постулирования эффективности/неэффективности разработки определенных стратегий социально-культурно-педагогического характера в отношении современной молодежи на основе методологии «классической научности» и данных каких-либо эмпирических исследований. В области реализации задач в данной статье ключевые аспекты и проявления вышеуказанной проблематичности были раскрыты в рамках анализа конкретных исследований современных отечественных ученых. Кроме того, в ходе выполнения упомянутых задач мы в общих чертах охарактеризовали особенности потенциальных перспектив комплексного осмысления, разработки и осуществления социально-культурно-педагогической деятельности, ориентированной на передачу молодежи высоких идеалов и ценностей в контексте ориентации субъектов данной деятельности на ценности и традиции Православия (в духе базовых подходов православной миссиологии). Содержащиеся в рамках настоящей статьи подходы и умозаключения гипотетически могут быть использованы потенциальными субъектами концептуального анализа, разработки и реализации социально-культурно-педагогических стратегий в области трансляции молодежи социетальных «ценностей-убеждений» терминального характера.

1. Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России. Москва: Московская школа политических исследований, 2011.

2. Касавин И.Т. Пространство и время: в поисках «естественной онтологии знания». Общественные науки и современность. 2000; № 1: 90-100.

3. Керимов Т.Х. Социальная гетерология. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012.

4. Красавина Е.В. Теоретико-методологические подходы к определению сущности и основных социальных характеристик молодежи. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону: НПО ПИ ЮФУ 2013; № 2 (28): 125-130.

5. Красавина Е.В. Профессиональная адаптация российской молодежи в условиях рыночной экономики. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону: НПО ПИ ЮФУ 2011; № 5 (20): 75-79.

6. Красавина Е.В. Неформальные молодежные группы как формальный способ решения молодежных проблем. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону: НПО ПИ ЮФУ 2012; № 4 (24): 127-136.

7. Красавина Е.В. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону: НПО ПИ ЮФУ 2012; № 1 (21): 124-130.

8. Красавина Е.В. Молодежь в социокультурном пространстве современной России: имитационный механизм адаптации. Диссертация ... доктора социологических наук. Майкоп, 2013.

9. Бояк Т.Н. Этнонациональные ценности и социализация русской сельской молодежи полиэтнического региона. Социологические исследования. 2012; № 6: 133-136.

10. Ларикова И.Н. Молодежь: отношение к смерти. Социологические исследования. 2001; № 4: 134-136.

11. Широкалова ГС., Шиманская О.К., Аникина А.В. Существуют ли гендерные особенности религиозности студенческой молодежи? Социологические исследования. 2016; № 6 (386): 77-83.

12. Анурин В.Ф. Религия как фактор социальной интеграции. Социологические исследования. 2013; № 1 (333): 135-147.

13. Митько А.Е. (игумен Серапион). Православная миссиология в системе теологического знания. Диссертация ... доктора теологии. Москва, 2019.

14. Марион Ж.-Л. Метафизика и феноменология - на смену теологии. Логос. 2011; № 3 (82): 124-143.

References

1. Gudkov L.D., Dubin B.V., Zorkaya N.A. Molodezh'Rossii. Moskva: Moskovskaya shkola politicheskih issledovanij, 2011.

2. Kasavin I.T. Prostranstvo i vremya: v poiskah «estestvennoj ontologii znaniya». Obschestvennye naukiisovremennost'. 2000; № 1: 90-100.

3. Kerimov T.H. Social'naya geterologiya. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2012.

4. Krasavina E.V. Teoretiko-metodologicheskie podhody k opredeleniyu suschnosti i osnovnyh social'nyh harakteristik molodezhi. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie. Rostov-na-Donu: NPO PI YuFU. 2013; № 2 (28): 125-130.

5. Krasavina E.V. Professional'naya adaptaciya rossijskoj molodezhi v usloviyah rynochnoj 'ekonomiki. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie. Rostov-na-Donu: NPO PI YuFU. 2011; № 5 (20): 75-79.

6. Krasavina E.V. Neformal'nye molodezhnye gruppy kak formal'nyj sposob resheniya molodezhnyh problem. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie. Rostov-na-Donu: NPO PI YuFU. 2012; № 4 (24): 127-136.

7. Krasavina E.V. Socializaciya molodezhi: problemy i perspektivy. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie. Rostov-na-Donu: NPO PI YuFU. 2012; № 1 (21): 124-130.

8. Krasavina E.V. Molodezh' v sociokul'turnom prostranstve sovremennoj Rossii: imitacionnyj mehanizm adaptacii. Dissertaciya ... doktora sociologicheskih nauk. Majkop, 2013.

9. Boyak T.N. 'Etnonacional'nye cennosti i socializaciya russkoj sel'skoj molodezhi poli'etnicheskogo regiona. Sociologicheskie issledovaniya. 2012; № 6: 133-136.

10. Larikova I.N. Molodezh': otnoshenie k smerti. Sociologicheskie issledovaniya. 2001; № 4: 134-136.

11. Shirokalova G.S., Shimanskaya O.K., Anikina A.V. Suschestvuyut li gendernye osobennosti religioznosti studencheskoj molodezhi? Sociologicheskie issledovaniya. 2016; № 6 (386): 77-83.

12. Anurin V.F. Religiya kak faktor social'noj integracii. Sociologicheskie issledovaniya. 2013; № 1 (333): 135-147.

13. Mit'ko A.E. (igumen Serapion). Pravoslavnaya missiologiya vsisteme teologicheskogoznaniya. Dissertaciya ... doktora teologii. Moskva, 2019.

14. Marion Zh.-L. Metafizika i fenomenologiya - na smenu teologii. Logos. 2011; № 3 (82): 124-143.

Статья поступила в редакцию 22.08.22

УДК 37.013 + 37.018.1

Dobrya M.Ya., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: m.dobrya@mail.ru

Malchevskaya M.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: malchevskii_leon@mail.ru

THE RESEARCH OF VALUE RELATIONS ABOUT THE FAMILY AS AN INDICATOR OF SOCIAL WELL-BEING OF CHILDREN IN GERMAN DIASPORA IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA. The article contains description of concepts of "value relations," "value relations to the family" in the sociological, psychological and pedagogical aspect. The purpose of the article is to present an analysis of value relations to the family among children of German ethnic diaspora living in the Republic of Khakassia. The article analyzes the questionnaire conducted by the authors of two groups of children of primary school age - children from Russian and German families, as well as the results of a projective technique - a drawing test. The analysis of the results obtained helps to identify the main value areas that affect the child's social well-being: children's attitude to punishment, household chores, interpersonal relationships in the family, and the emotional climate in the family. Preliminary conclusions show that emotional well-being of children of primary school age is good enough in both ethnic groups. In families belonging to the German diaspora, the nature of relationships differs slightly from Russian families, and the emotional well-being of children in them is less anxiety, which is associated with a greater commitment of these families to traditional family values.

Key words: value, value relations, value relations to the family, social well-being.

The reported study was funded by RFBR, project number 20-013-00661

М.Я. Добря, канд. филол. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: m.dobrya@mail.ru

МЛ Мальчееская, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: malchevskii_leon@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ К СЕМЬЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ДЕТЕЙ НЕМЕЦКОЙ ДИАСПОРЫ,

ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Данная статья содержит характеристику понятий «ценностные отношения», «ценностные отношения к семье» в социологическом, психолого-педагогическом аспекте. Цель статьи - представить анализ ценностных отношений к семье детей этнической диаспоры немцев, проживающих в Республике Хакасия. В статье проводится анализ проведенного авторами анкетирования двух групп детей младшего школьного возраста - детей из русской и немецкой семей, а также результаты проективной методики - рисуночного теста. Анализ полученных результатов помогает обозначить основные ценностные сферы, влияющие на социальное самочувствие ребенка: отношение детей к наказаниям, выполнение домашних обязанностей, межличностные отношения в семье, эмоциональный климат в семье. Предварительные выводы позволяют говорить о достаточно благополучном эмоциональном самочувствии детей младшего школьного возраста в обеих этнических группах. В семьях, принадлежащих немецкой диаспоре, характер взаимоотношений отличается от русских семей незначительно, а эмоциональное самочувствие детей в них менее тревожное, что, по нашему мнению, связано с большей приверженностью этих семей к традиционным семейным ценностям.

Ключевые слова: ценность, ценностные отношения, ценностные отношения к семье, социальное самочувствие.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ е рамках научного проекта № 20-013-00661

Актуальность данного исследования определяется быстрой трансформацией на данном историческом этапе всех этнопедагогических систем воспитания, сильным влиянием негативных факторов на процессы изменения традиционной этнической семьи в условиях поликультурного пространства.

В условиях реальных изменений резко возрастает потребность в педагогических исследованиях социального благополучия ребенка и семьи, в которой он воспитывается, исследование как внешних, так и внутренних факторов, влияющих на трансформацию семейного уклада и его проявление в представлениях детей о социальной успешности, складывающихся ценностных отношений к се-

мье и, в конечном итоге, на социальное самочувствие как признак социального благополучия ребенка.

Наше исследовательское внимание сосредоточено на специфике ценностных отношений к семье у детей различных этнических групп, проживающих на территории Республики Хакасия, и их отражении на социальном самочувствии ребенка. Предметом исследования в рамках данной статьи выбран эмоционально-оценочный компонент ценностного отношения ребенка к семье как показатель социального самочувствия у детей немецкой национальности, проживающих в Республике Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.