Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИВЕНТ-ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ РЯДА СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЙ «КЛАССИЧЕСКИ НАУЧНЫХ» ТРАДИЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ В СВЕТЕ ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
'

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИВЕНТ-ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ РЯДА СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЙ «КЛАССИЧЕСКИ НАУЧНЫХ» ТРАДИЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ В СВЕТЕ ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ивент-технологии» / «корпоративная культура» / «событийный подход» / «классически научные подходы» / «библиотечность» / «социемы» / «гетеротетичность» / event technologies / corporate culture / event approach / classical scientific approaches / librarianship / sociems / heterotheticity

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А.В. Добрых, В.И. Потапчук

В настоящей статье анализируются актуальные в современных условиях исследования (преимущественно – исследования Ю.А. Азаровой), посвященные проблематике формирования корпоративной культуры путем использования особых соционально-культурных технологий – событийных «ивент-технологий». При этом данная статья не имеет своей целью критику каких-либо утверждений, содержащихся в исследованиях Ю.А. Азаровой. Более того, необходимо отметить, что исследования данного ученого являются глубокими, всесторонними и имеющими большое прикладное значение. Исследования Ю.А. Азаровой существенно расширяют знания и представления как об особенностях современного менеджмента в целом, так и о перспективных инновационных методиках формирования корпоративной культуры и корпоративной сплоченности (речь в данном случае идет об особых событийных «ивент-технологиях»). При этом, по мнению авторов данной статьи, существующие секулярные традиции материалистическо-позитивистской «классической научности», а также распространенные представления о «практичности» научных исследований (в рамках соответствующего обобщенного «социального заказа») нередко серьезно затрудняют работу исследователей. Ученые вынуждены колебаться, выбирая между вышеупомянутыми традициями и представлениями (весьма далекими от сложной современной жизни общества) и непосредственно реальными социальными условиями (имеющими «гетеротетический», по выражению Т.Х. Керимова, характер). Характеризуя работы Ю.А. Азаровой, важно отметить, что вышеизложенные обстоятельства вынуждают данного исследователя не акцентировать внимание на «социально-гетерологических» (по Т.Х. Керимову) аспектах изучаемой проблематики. Наоборот, некоторые авторские умозаключения оказываются очень похожими на формулировки «классически научных» подходов. В этом, на наш взгляд, заключается серьезнейшая методологическая проблема, связанная с областью исследований Ю.А. Азаровой. По нашему мнению, фундаментальными методологическими основами разработки и реализации стратегий, потенциально способных преодолеть указанные выше трудности теоретического и прикладного характера, вполне могут быть традиционные ценности Православия и базовые подходы Православной Церкви в области анализируемых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — А.В. Добрых, В.И. Потапчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FEATURES OF THE USE OF EVENT TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF CORPORATE CULTURE IN THE FRAMEWORK OF A NUMBER OF MODERN SCIENTIFIC STUDIES: PROBLEMS OF THE INFLUENCE OF “CLASSICAL SCIENTIFIC” TRADITIONS AND PROSPECTS FOR SOLVING THESE PROBLEMS IN THE LIGHT OF THE POSITION OF THE ORTHODOX CHURCH

The article analyzes current research in modern conditions (mainly the research of Yu.A. Azarova) devoted to the problems of corporate culture formation through the use of special socio-cultural technologies – event-based “event technologies.” At the same time, this article is not intended to criticize any of the statements contained in the research of Yu.A. Azarova. Moreover, it should be noted that the research of this scientist is deep, comprehensive and of great applied importance. The research of Yu.A. Azarova significantly expands knowledge and ideas about both the features of modern management in general and promising innovative methods for the formation of corporate culture and corporate cohesion (in this case we are talking about special event-based “technologies”). At the same time, according to the authors of this article, the existing secular traditions of materialistic-positivist “classical scholarship,” as well as widespread ideas about the “practicality” of scientific research (within the framework of the corresponding generalized “social order”) often seriously complicate the work of researchers. Scientists find themselves forced to hesitate, choosing between the above-mentioned traditions and ideas (very far from the complex modern life of society) and directly real social conditions (having a “heterothetical” character, in the words of T.H. Kerimov). Characterizing the work of Yu.A. Azarova, it is important to note that the above circumstances force this researcher not to focus on the “socio-heterological” aspects (according to T.H. Kerimov) of the studied issues. On the contrary, some of the author’s conclusions turn out to be very similar to the formulations of “classical scientific” approaches. This is the most serious methodological problem associated with the field of research of Yu.A. Azarova. The fundamental methodological foundations for the development and implementation of strategies potentially capable of overcoming the above-mentioned theoretical and applied difficulties may well be the traditional values of Orthodoxy and the basic approaches of the Orthodox Church in the field of the analyzed problems.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИВЕНТ-ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ РЯДА СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЙ «КЛАССИЧЕСКИ НАУЧНЫХ» ТРАДИЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ В СВЕТЕ ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ »

Библиографический список

1. Демографический ежегодник России. Москва, 2019.

2. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы. Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 г. № 622. Available at: http://government.ru/docs/all/119037/

3. Бурковская Т.В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов: теоретические и технологические аспекты: монография. Орел: ООО ПФ «Картуш», 2007.

4. Бредникова О.Е., Сабирова r.A. Дети в мигрантских семьях: родительские стратегии в транснациональных контекстах. Антропологический форум. 2015; № 26: 127-152.

5. Федорова ЮЛ Проблема преступности мигрантов. Молодой ученый. 2019; № 11: 111-113.

6. Сивак Е.В., Глазков К.П. Жизнь вне класса: повседневная мобильность школьников. Вопросы образования. 2017; № 2: 113-133.

7. Aртемова В.Г., Филиппова Я.В. Ментальность русского народа: традиции и эволюция. Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2008; № 2: 1-12.

8. Ромм ТА Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. Москва: Наука, 2007.

9. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Сайт педагога-исследователя. Available at: http://si-sv.com/load/1/15-1-0-65

10. Барбашина Э.В. Педагогические мысли Канта в идейном контексте эпохи Просвещения. Сибирский педагогический журнал. 2006; № 2: 77-81.

11. Иноземцев В.Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия (Историко-социологический очерк). Социологические исследования. 2003; № 4: 64-72.

12. Кириллова A.K Aссимилированность мигрантов (типологический подход). Мир экономики и управления. 2010; Т. 10, № 4: 205-211.

13. Борисенко E.H. Концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов. Вестник Кемеровского государственного университета. 2013; Т. 2, № 2 (54): 214-220.

14. Мудрик A.B. Социализация человека. Москва: Aкадемия, 2004.

15. Соммерз-Фланаган Д., Соммерз-Фланаган Р Клиническое интервьюирование. Москва: Диалектика, 2006. References

1. Demograficheskj ezhegodnik Rossii. Moskva, 2019.

2. O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019-2025 gody. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31.10.2018 g. № 622. Available at: http:// government.ru/docs/all/119037/

3. Burkovskaya T.V. Sociokul'turnaya adaptaciya podrostkov iz semej migrantov: teoreticheskie i tehnologicheskie aspekty: monografiya. Orel: OOO PF «Kartush», 2007.

4. Brednikova O.E., Sabirova G.A. Deti v migrantskih sem'yah: roditel'skie strategii v transnacional'nyh kontekstah. Antropologicheskij forum. 2015; № 26: 127-152.

5. Fedorova Yu.A. Problema prestupnosti migrantov. Molodoj uchenyj. 2019; № 11: 111-113.

6. Sivak E.V., Glazkov K.P. Zhizn' vne klassa: povsednevnaya mobil'nost' shkol'nikov. Voprosyobrazovaniya. 2017; № 2: 113-133.

7. Artemova V.G., Filippova Ya.V. Mental'nost' russkogo naroda: tradicii i 'evolyuciya. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. NI Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2008; № 2: 1-12.

8. Romm T.A. Social'noe vospitanie: 'evolyuciya teoreticheskih obrazov. Moskva: Nauka, 2007.

9. Sidorov S.V. Teoreticheskaya pedagogika. Sajt pedagoga-issledovatelya. Available at: http://si-sv.com/loadi1/15-1-0-65

10. Barbashina 'E.V. Pedagogicheskie mysli Kanta v idejnom kontekste epohi Prosvescheniya. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2006; № 2: 77-81.

11. Inozemcev V.L. Immigraciya: novaya problema novogo stoletiya (Istoriko-sociologicheskij ocherk). Sociologicheskie issledovaniya. 2003; № 4: 64-72.

12. Kirillova A.I. Assimilirovannost' migrantov (tipologicheskij podhod). Mir 'ekonomiki i upravleniya. 2010; T. 10, № 4: 205-211.

13. Borisenko E.N. Konceptual'naya model' pedagogicheskogo soprovozhdeniya formirovaniya social'noj kompetentnosti studentov. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; T. 2, № 2 (54): 214-220.

14. Mudrik A.V. Socializaciya cheloveka. Moskva: Akademiya, 2004.

15. Sommerz-Flanagan D., Sommerz-Flanagan R. Klinicheskoeinterv'yuirovanie. Moskva: Dialektika, 2006.

Статья поступила в редакцию 16.10.22

УДК 37.018.7

Dobrykh A.V., Head of Department Church-Practical and Historical Subjects, Spiritual Educational Organization of Higher Education of the Khabarovsk Diocese of the Russian Orthodox Church "Khabarovsk Theological Seminary" (Khabarovsk, Russia), E-mail: avd.avch2010@yandex.ru

Potapchuk V.I., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy and Cultural Studies, Pacific National University (Khabarovsk) (Khabarovsk, Russia), E-mail: 000644@pnu.edu.ru

ANALYSIS OF THE FEATURES OF THE USE OF EVENT TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF CORPORATE CULTURE IN THE FRAMEWORK OF A NUMBER OF MODERN SCIENTIFIC STUDIES: PROBLEMS OF THE INFLUENCE OF "CLASSICAL SCIENTIFIC" TRADITIONS AND PROSPECTS FOR SOLVING THESE PROBLEMS IN THE LIGHT OF THE POSITION OF THE ORTHODOX CHURCH. The article analyzes current research in modern conditions (mainly the research of Yu.A. Azarova) devoted to the problems of corporate culture formation through the use of special socio-cultural technologies -event-based "event technologies." At the same time, this article is not intended to criticize any of the statements contained in the research of Yu.A. Azarova. Moreover, it should be noted that the research of this scientist is deep, comprehensive and of great applied importance. The research of Yu.A. Azarova significantly expands knowledge and ideas about both the features of modern management in general and promising innovative methods for the formation of corporate culture and corporate cohesion (in this case we are talking about special event-based "technologies"). At the same time, according to the authors of this article, the existing secular traditions of materialistic-positivist "classical scholarship," as well as widespread ideas about the "practicality" of scientific research (within the framework of the corresponding generalized "social order") often seriously complicate the work of researchers. Scientists find themselves forced to hesitate, choosing between the above-mentioned traditions and ideas (very far from the complex modern life of society) and directly real social conditions (having a "heterothetical" character, in the words of T.H. Kerimov). Characterizing the work of Yu.A. Azarova, it is important to note that the above circumstances force this researcher not to focus on the "socio-heterological" aspects (according to T.H. Kerimov) of the studied issues. On the contrary, some of the author's conclusions turn out to be very similar to the formulations of "classical scientific" approaches. This is the most serious methodological problem associated with the field of research of Yu.A. Azarova. The fundamental methodological foundations for the development and implementation of strategies potentially capable of overcoming the above-mentioned theoretical and applied difficulties may well be the traditional values of Orthodoxy and the basic approaches of the Orthodox Church in the field of the analyzed problems.

Key words: event technologies, corporate culture, event approach, classical scientific approaches, librarianship, sociems, heterotheticity.

A.В. Добрых, канд. социол. наук, зав. каф. церкоено-практических и исторических дисциплин Религиозной организации - духовной образовательной организации высшего образования Хабаровской епархии Русской Православной Церкви «Хабаровская духовная семинария», г. Хабаровск, E-mail: avd.avch2010@yandex.ru

B.И. Потапчук, канд. филол. наук, доц., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: 000644@pnu.edu.ru

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИВЕНТ-ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ РЯДА СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЙ «КЛАССИЧЕСКИ НАУЧНЫХ» ТРАДИЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ В СВЕТЕ ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В настоящей статье анализируются актуальные в современных условиях исследования (преимущественно - исследования Ю.А. Азаровой), посвященные проблематике формирования корпоративной культуры путем использования особых соционально-культурных технологий - событийных «ивент-тех-нологий». При этом данная статья не имеет своей целью критику каких-либо утверждений, содержащихся в исследованиях Ю.А. Азаровой. Более того, необходимо отметить, что исследования данного ученого являются глубокими, всесторонними и имеющими большое прикладное значение. Исследования Ю.А. Азаровой существенно расширяют знания и представления как об особенностях современного менеджмента в целом, так и о перспективных инновационных методиках формирования корпоративной культуры и корпоративной сплоченности (речь в данном случае идет об особых событийных «ивент-тех-нологиях»). При этом, по мнению авторов данной статьи, существующие секулярные традиции материалистическо-позитивистской «классической научности», а также распространенные представления о «практичности» научных исследований (в рамках соответствующего обобщенного «социального заказа») нередко серьезно затрудняют работу исследователей. Ученые вынуждены колебаться, выбирая между вышеупомянутыми традициями и представлениями (весьма далекими от сложной современной жизни общества) и непосредственно реальными социальными условиями (имеющими «гетеротетический», по выражению Т.Х. Керимова, характер). Характеризуя работы Ю.А. Азаровой, важно отметить, что вышеизложенные обстоятельства вынуждают данного исследователя не акцентировать внимание на «социально-гетерологических» (по Т.Х. Керимову) аспектах изучаемой проблематики. Наоборот, некоторые авторские умозаключения оказываются очень похожими на формулировки «классически научных» подходов. В этом, на наш взгляд, заключается серьезнейшая методологическая проблема, связанная с областью исследований Ю.А. Азаровой. По нашему мнению, фундаментальными методологическими основами разработки и реализации стратегий, потенциально способных преодолеть указанные выше трудности теоретического и прикладного характера, вполне могут быть традиционные ценности Православия и базовые подходы Православной Церкви в области анализируемых проблем.

Ключевые слова: «ивент-технологии», «корпоративная культура», «событийный подход», «классически научные подходы», «библиотечность», «социемы», «гетеротетичность».

Социально-культурные событийные «ивент-технологии» как область научных исследований: общие особенности рассмотрения в рамках настоящего исследования

Формирование корпоративной культуры средствами социально-культурной, культурно-досуговой деятельности - очень важный компонент современного менеджмента. В силу данного обстоятельства субъекты управленческой деятельности нередко в той или иной форме делают запросы на такие социально-гуманитарные исследования в данной сфере, которые содержали бы однозначные выводы и универсальные рекомендации, гарантирующие эффективность связанных с ними методик. Важнейшим доводом в пользу такой «эффективности» традиционно служат цифровые данные эмпирических исследований в рамках парадигмы «классической научности». При всем этом современные ученые, занимающиеся вопросами разработки подобных рекомендаций (в том числе в сфере разработки и реализаций социально-культурно-управленческих «ивент-техно-логий»), сталкиваются как со стремительным усложнением социальных реалий, так и с глубоким всеохватным кризисом социально-гуманитарного знания. Нередко возникают ситуации, когда авторской научной мысли приходится колебаться между «классически научными» и «социально-гетерологическими» (по Т.Х. Керимову) подходами. Именно такое противоречие между существующими требованиями «эффективных прикладных рекомендаций» и усложняющейся, «ускользающей» социальной реальностью (в сочетании с кризисом социально-гуманитарного знания) и выступает в качестве основной проблемыI настоящего исследования. Фундаментальные различия традиций позитивистской «классической научности» (считающейся ключевым условием выработки «эффективных рекомендаций») и подходов «социальной гетерологии» (постулирующих «гетеротетичность» социальной реальности) и предопределяют неочевидность путей решения вышеуказанной проблемы. В этой связи особый интерес представляют, на наш взгляд, перспективы поиска возможных путей решения имеющихся противоречий на основе отхода от установок и клише «классической научности».

Цель настоящего исследования: в контексте рассмотрения исследовательских подходов современного отечественного ученого (Ю.А. Азаровой) к вопросам формирования корпоративных культур особыми «ивент-технологиями» охарактеризовать проблемы обоснования таких технологий на основе методологии «классической научности» и данных эмпирических исследований - применительно к задачам поиска путей решения вышеуказанных проблем с опорой на позиции Православной Церкви и ценности Православия. Данной целью определяются следующие задачи исследования: а) в рамках анализа подходов современного исследователя (Ю.А. Азаровой) раскрыть общие проблемы разработки и реализации «ивент-технологий» для формирования корпоративных культур в современных условиях; б) обосновать невозможность разработки универсальных методик формирования корпоративных культур «ивент-технологиями» на основе только лишь подходов «классической научности»; в) проанализировать потенциальные перспективы разработки и реализации стратегий формирования корпоративных культур с опорой на официальные подходы Православной Церкви и традиционные ценности Православия.

Помимо фундаментальных исследований названного отечественного ученого, которым и посвящена настоящая статья, вопросами разработки и реализации в современных российских условиях особых социально-культурно-управленческих и социально-культурно-педагогических событийных технологий

(«ивент-технологий») занимались такие авторы, как А.В. Сковородкин, Е.А. Яч-менникова, А.Д. Жарков и другие. Проблемы усложнения и «гетерогенизации» социальной реальности были отражены в работах таких исследователей, как Т.Х. Керимов, И.Т. Касавин, Ж. Делез, Ж.-Л. Нанси, А. Бадью, Э. Левинас и т. д. Общие вопросы разработки базовых подходов и принципов в области решения острых проблем жизни общества (включая проблемы трудовых, управленческих и педагогических взаимодействий) на основе ценностей Православия рассматривались, в частности, в трудах представителей русской религиозной философии (В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, А.С. Хомякова и др.). Научная новизна содержания статьи преимущественно заключается в соотнесении как подходов «социальной гетерологии» Т.Х. Керимова, так и подходов «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и русской религиозной философии со смысловым пространством проблем разработки и реализации особых социо-нально-культурно-педагогических «ивент-технологий» в области управленческих отношений (данная проблематика ранее практически всецело рассматривалась исключительно в контексте подходов позитивистской «классической научности»). В данном контексте теоретическую значимость содержащихся в рамках данной статьи доводов и аргументов можно свести к расширению представлений относительно специфики и составляющих как проблематики формирования корпоративных культур с использованием «ивент-технологий», так и перспектив решения связанных с данной проблематикой трудностей и противоречий. Практическая значимость ключевых умозаключений в рамках настоящей статьи преимущественно определяется тем, что концептуальное опровержение существования возможностей успешной опоры при разработке стратегий формирования корпоративных культур на методологию «классической научности» как универсальную основу может позволить потенциальным субъектам разработки таких стратегий избежать просчетов и ошибок различного характера.

Базовые проблемы методологии изучения «ивент-технологий»: штрихи к обобщенному анализу смыслового пространства научных исследований Ю.А. Азаровой

Современные исследования в области социально-культурных технологий менеджмента (в данном случае - посвященные особым событийным «ивент-технологиям») неотделимы от влияний на них существующих секу-лярных традиций «классической научности» и требований обобщенного «социального заказа», обязывающих ученых делать свои научные труды в прямолинейно-упрощенном смысле «практичными». В данном контексте имеет смысл говорить о многочисленных трудностях и проблемах, связанных с тем, что такие традиции и требования серьезно противоречат современным тенденциям резкого усложнения социальной реальности. Данными обстоятельствами и обусловлено стремление авторов статьи проанализировать потенциальные возможности для поиска решения имеющихся методологических трудностей на основе традиционных ценностей Православия. Как уже упоминалось, в современных условиях «классически научные» традиции и требования «практичности» социальных исследований вступают в резкое противоречие с процессами всеохватного усложнения той самой социальной практики, на которую такие исследования как бы должны строго ориентироваться. В результате вышеуказанное требование «практичности» неизбежно превращается в требование имитации, симулякра, показной демонстрации чисто внешних символических атрибутов такой «практичности». Важно отметить, что настоящая статья не

имеет своей целью критику каких бы то ни было утверждений в рамках исследований Ю.А. Азаровой и других близких исследований. При всем этом мы предполагаем, что вполне возможно появление каких-либо упрощенных интерпретаций, подходов и выводов на основе работ данного автора (опять же под влиянием «классически научных» традиций).

Исследования вышеуказанного характера (в частности Ю.А. Азаровой) затрагивают очень актуальные в современных условиях проблемы разработки и реализации эффективных социально-культурно-просветительских и социально-культурно-педагогических стратегий в области тех аспектов и составляющих менеджмента, которые связаны с теми или иными методиками «внутреннего PR». Разумеется, рассматривая научные труды в данной сфере, необходимо учитывать очень противоречивый характер существующих исследовательских наработок. Речь идет, прежде всего, о наличии, во-первых, особых научных традиций, связанных с теорией менеджмента и сопутствующими ей различными научными парадигмами; во-вторых - об изначальной жесткой установке для подобных исследований со стороны «библиотечного» (по И.Т. Касавину [1]) обобщенного «социального заказа» одновременно и на максимальную «реалистичность», и на максимальную «прикладную эффективность». Как известно, сам критерий «научности» исследований в данной сфере традиционно принято напрямую отождествлять с прикладной результативностью, с ростом эффективности реализуемых на основе итогов таких теоретических изысканий управленческих методик. Логично предположить, что в рамках таких научных трудов ведущие доводы и умозаключения, связанные с какими-либо смежными областями социально-гуманитарного знания (например, с философией, педагогикой или теорией социально-культурной деятельности), нередко оказываются в ситуации определенной зависимости от жесткой ориентации на «прикладную практичность», присущей традиционной теории менеджмента. При всем этом важно также отметить, что с учетом специфики современных социальных тенденций и процессов можно также говорить о проблеме трудноприменимости стандартных методологических подходов классических «теорий управления» в отношении существующих традиционных целей функционирования этих «теорий». Иначе говоря, в современных усложняющихся «гетеротетичных» (по выражению Т.Х. Керимова [2]) условиях вряд ли могут быть достаточно эффективны традиционные управленческие методики, основанные на каких-либо подходах «классически научного» типа. Таким образом, справедливо будет предположить, что перед исследователями, обращающимися к проблематикам такого характера, уже изначально будут стоять методологические дилеммы, связанные с теми или иными формами возможного «осциллирования» авторской мысли между, с одной стороны, прикладными целями (ориентация на которые в современных условиях не может осуществляться без учета «гетеротетич-ности» соответствующих социальных реалий); с другой стороны - «классически научными» установками управленческих теорий, предопределяющих опору на соответствующую позитивистскую методологию. В данном контексте совершенно правомерным выглядит стремление многих исследователей (прежде всего, во имя достижения общераспространенных целей управленческой «эффективности») дистанцироваться от жестких клише «классически научных» подходов «теории менеджмента». В этой связи можно наблюдать те или иные формы обращения ученых к различным сферам и областям социально-гуманитарного знания - одновременно и смежным по отношению к вышеупомянутым «классическим» подходам и более при этом свободным от их явно дисфункциональной жесткости и бескомпромиссности. В качестве таких смежных областей знания могут выступать, в частности, социальная философия, теория социально-культурной деятельности, различные педагогические теории и пр. При этом следует также учитывать, что стремление диверсифицировать и «гетерогенизировать» жесткие логические построения «теорий менеджмента» посредством использования, например, подходов педагогических теорий, может быть затруднено наличием определенных «классически научных» подходов и установок в рамках самих педагогических теорий. Можно констатировать, что светская научная мысль, стремящаяся найти адекватную методологическую и содержательную канву для «практико-ориентированных» исследований в области управления (а также смежных по отношению к ней теорий социально-культурной деятельности и пр.), окажется, скорее всего, в ситуации, характеризующейся теми или иными формами ее «осциллирования» между «классически научными» и «социально-гетерологическими» подходами. При этом многие формулировки в рамках таких исследований, обусловленные влияниями и требованиями различных форм «библиотечности» (со стороны, к примеру, обобщенного «социального заказа»), неизбежно будут либо сами носить явный «классически научный» характер, либо обладать определенными характеристиками, делающими возможными их трактовки «классически научного» типа. То есть зависимость исследований секуляризованного характера в области вышеуказанных про-блематик от «библиотечных» требований различных «классических» традиций «научности», а также от запросов носителей вышеупомянутых форм «библио-течностей» с высокой долей вероятности предопределяет те или иные противоречия в рамках либо самих таких исследований, либо их реальных и/или потенциальных интерпретаций. Иными словами, прикладные исследования, жестко ориентированные на традиционные подходы «теории менеджмента» или «теории социально-культурной деятельности», в современных условиях практически неизбежно оказываются в перманентных кризисных ситуациях, связанных

с противоречиями целей и средств, с разными формами «осциллирований» авторской мысли и т. д. Одной из попыток решения вышеперечисленных проблем и противоречий (в рамках преимущественно секуляризованных подходов) можно назвать, к примеру, научные исследования Ю.А. Азаровой в области такой управленческой проблематики, как формирование корпоративной культуры особыми средствами социально-культурного характера - «ивент-технология-ми» (специфическими технологиями на основе «событийного подхода»).

Анализируя исследования Ю.А. Азаровой, в целом необходимо отметить, что в данном случае ее авторская мысль, опираясь на определенную общую установку универсалистского характера относительно «событийного подхода» (как некой универсальной основы «ивент-технологий»), все же делает особый акцент на «гетерологических», а также «субъективистских» и «персо-налистских» аспектах и составляющих вышеуказанного «событийного подхода». Данное обстоятельство, в частности, вполне позволяет назвать научные исследования Ю.А. Азаровой очень современными и актуальными. Это может быть объяснено, в частности, тем, что острые противоречия, сопряженные с теми или иными формами «осциллирования» авторской мысли между, с одной стороны, различными формами «библиотечностей» («классически научных» или «практико-ориентированных»), а с другой - различными парадигмами и методологиями «социально-гетерологического» характера, можно, по всей видимости, отнести к числу особенностей, присущих именно современной светской социально-гуманитарной научности. Так, в одной статье, посвященной вопросам использования «ивент-технологий» для формирования корпоративной культуры, исследователь характеризует многоаспектность и амбивалентность данной проблематики следующим образом: «Ивент-технология предполагает использование нескольких подходов к управлению событием и организации корпоративной деятельности в компании: 1) событийный подход - организация уникальных событий... представлен в виде технологий реализации уникальных событий, ставя цель - удовлетворение в первую очередь личностных запросов

и желаний;.....3) личностно ориентированный, суть которого состоит в том,

что центральной частью является личность человека.» [3, с. 119]. В другой статье, посвященной инновационности «ивент-технологий», отмечается, что «.использование ивент-технологии ведет к решению острых проблем формирования корпоративной культуры организации лишь в том случае, когда. сопровождается радикальными изменениями и во всех других подсистемах.» [4, с. 69]. Статья ученого, посвященная вопросам «корпоративного обучения», содержит следующие характеристики успешных стратегий в рассматриваемой области знания и деятельности: «Ивент-технология формирует и раскрывает событийную активность личности, усиливает доверительные коммуникации в структуре.» [5, с. 21]. Таким образом, суждения данного автора, в тех или иных аспектах напоминающие «классическую научность», оказываются, так или иначе, в чем-либо «смягчены» указаниями на многоаспектность, «персо-налистичность» и «гетеротетичность» рассматриваемых явлений, процессов, закономерностей. В данном отношении примечательно, что, характеризуя «событийность» как явление, ученый обращает внимание на «многогранную природу события и сложность сути данного феномена» [6, с. 49]. Более того, автор отмечает, что «.событие невозможно срепетировать и организовать заранее» [6, с. 29]. В данном контексте также обращает на себя внимание следующая авторская мысль: «Понятие «событийность» в наши дни наделено многогранной палитрой смыслов.» [6, с. 79-80]. Исследователь подчеркивает: «.со-бытие -это то, что формируется и реализуется в соответствии с индивидуальностью и субъектностью человека.» [6, с. 26]. Таким образом, автор исследований отступает от устаревших «классически научных» постулатов в рамках традиционной «теории менеджмента». Делая, как уже упоминалось, особый акцент на личностных составляющих понятий «событийности» (или «ивента»), исследователь характеризует педагогический потенциал «событийности» как явление, тесно связанное с реализацией индивидуальных «творческих потенций» [6, с. 37]. Иными словами, речь в данном случае идет о тех связях явлений, которые Жиль Делёз обозначил термином «планы имманенций», что однозначно предполагает приоритет субъективных начал, субъективных составляющих. Возникает вопрос: как подобные преимущественно субъективные, индивидуально-личностные характеристики можно сделать средствами, инструментами, методиками и каналами реализации прикладных общесоциальных стратегий (в данном случае - в области социально-культурных компонентов корпоративного менеджмента)? Не секрет, что современные условия всевозможных «смысловых виртуализаций», «смысловых деконструкций», «смертей авторов» и «смертей читателей» (по Ж. Деррида) ставят под вопрос вообще саму возможность (как таковую) каких-либо гарантированно эффективных социальных и социально-культурных стратегий (управленческих, просветительских, маркетинговых или педагогических). По всей видимости, в данном случае вполне можно говорить о том, что рассматриваемые вопросы разработки эффективных социально-культурно-управленческих стратегий оказываются сопряженными с проблемами более широкого характера - проблемами системного всеохватного кризиса светского социально-гуманитарного знания. В данном случае нельзя не обратить внимания на то, как именно это тяжелое кризисное положение светских социально-гуманитарных наук находит свое отражение в рамках смыслового пространства соответствующих исследований социально-прикладного характера.

Проблемы «библиотечных» влияний «классически научных» традиций и обобщенного «социального заказа» на смысловое пространство изучения проблематики социально-культурных «ивент-технологий» корпоративного менеджмента

Применительно к рассматриваемой нами проблематике нельзя не обратить внимания на особые формулировки в рамках посвященных ей исследований (прежде всего, исследований Ю.А. Азаровой), которые, по всей видимости, отражают «библиотечные» влияния определенных «классически научных» традиций в рамках теории менеджмента и педагогических теорий. При этом на основе умозаключений Ю.А. Азаровой нельзя утверждать, что автор занимает типичные стандартные «классически научные» позиции (как упоминалось выше, в этих работах содержится множество оговорок относительно «гетеротетическо-го», «не-классического» характера рассматриваемых вопросов). Тем не менее секуляризованные парадигмы светской «научности» (в сочетании опять же с «библиотечностью» обобщенного «социального заказа») с присущей им жесткой непреклонностью предопределяют такие формулировки, которые обладают определенными характеристиками, потенциально позволяющими их интерпретировать в «классически научном» (то есть выгодном для модераторов и потребителей соответствующих «библиотечностей») ключе. При этом умозаключения, условно говоря «гетеротетического» характера, несколько парадоксальным образом сосуществуют с умозаключениями, напоминающими «классическую научность». В данном отношении можно говорить опять же об определенном «осциллировании» логики между двумя вышеупомянутыми методологическими парадигмами, что, разумеется, обладает некоторым потенциалом содержательно-методологических и иных амбивалентностей и даже (в тех или иных аспектах) «неразрешимостей» (по Т.Х. Керимову). Например, в рамках тех же исследований Ю.А. Азаровой потенциальные интерпретаторы гипотетически могли бы отнести к числу «классически научных» следующее утверждение: «Ивент-тех-нологии - главный инструмент передачи и воспроизводства смыслов жизни...» [6, с. 52]. Элементы универсализма позитивистского типа гипотетические истолкователи могли бы увидеть также в рамках следующего умозаключения: «.современная наука педагогический потенциал событийности признает универсальной образовательной стратегией ...» [6, с. 24]. Предполагаемые интерпретаторы также вполне могли бы охарактеризовать как «классически научные» ещё следующие высказывания исследователя: «.внедрение ивент-технологий способствует продуктивному и целенаправленному достижению и воплощению в жизнь целого ряда корпоративных задач.» [6, с. 21] и «.выявлены педагогические условия формирования корпоративной культуры на основе ивент-технологий, позволяющие значительно повысить результативность данного процесса» [6, с. 17]. Кроме того, наделить свойствами «классической научности» вероятные истолкователи могли бы также еще и такие суждения: «.проектирование и реализация событий. станет базой для переоценки своей жизни. и воспитания социально-значимого поведения в коллективе» [6, с. 53] и «.событийность всецело гарантирует успешное профессионально-личностное развитие ...» [6, с. 55-56]. Помимо вышеизложенного, необходимо также отметить, что в рамках исследований Ю.А. Азаровой имеются утверждения, которые явно дают основания потенциальным истолкователям для определения и самой методологии этих исследований как «позитивистской», «классически научной». К числу подобных «условно-позитивистских» можно было бы, например, отнести следующие умозаключения и выводы: «Результаты теста М. Рокича убедительно демонстрируют структуру ценностных ориентаций сотрудника.» [6, с. 119] и «Событие обладает универсальным свойством воздействия на личность.» [8, с. 4]. Таким образом, научные исследования Ю.А. Азаровой, посвященные социально-культурным технологиям корпоративного менеджмента, безусловно, в целом отличаются глубоким научным анализом, значимостью и актуальностью. При всем этом логику исследователя в определенных отношениях можно (точно так же, как и логику многих других современных исследователей) охарактеризовать как находящуюся «в плену» стандартных шаблонов, клише и стереотипов светской социально-гуманитарной научности, в рамках которой критерии «истины» и «истинности» тяготеют, так или иначе, к традиционным методологическим парадигмам, присущим «классической научности» и связанной с ней «библиотечности». В данном контексте охарактеризованные выше исследования также неизбежно оказываются в тех или иных аспектах и отношениях подвержены общим кризисным явлениям, типичным для современного секуляризованного социально-гуманитарного знания. К таким кризисным явлениям можно отнести, к примеру, те или иные формы «осциллиро-ваний» методологий исследований между взаимоисключающими установками и парадигмами, а также виртуализации и «деконструкции» смысловых контекстов и дискурсов и всевозможные (вплоть до «неразрешимостей») содержательно-методологические дихотомии.

Подходы Православной Церкви к общей проблематике трудовых отношений и их организационных, социально-культурно-педагогических и управленческих аспектов: осмысление перспектив поиска решений актуальных теоретико-методологических проблем (в контексте прикладных проблематик ряда современных научных исследований)

Для того чтобы как собственно трудовые отношения в коллективе, так и вся совокупность систем и каналов управления этими отношениями действительно смогли бы стать «со-бытием», обладающим интенциями формирования каких-либо достаточно эффективных прикладных стратегий, необходимы, по всей

видимости, те или иные формы преодоления внутренних закономерностей социальных пространств, где царят жесткие разграничения бытия изолированных в своих «самостях» отдельных «фигураций» (по Н. Элиасу) и отдельных «соци-ем» (по Т.Х. Керимову). Логично предположить, что в данном случае необходимо определенное участие, определенное присутствие некоего высшего системо- и смыслообразующего, структурирующего начала, способного выступать по отношению к любому из взаимодействующих субъектов одновременно в качестве «не-Я», «другого Я» и «сверх-Я». Иными словами, все вышеохарактеризованные методологические проблемы (являющиеся, по всей видимости, для светского социаль-гуманитарного знания самыми настоящими «неразрешимостями») могут быть в тех или иных аспектах и отношениях решены в контексте иных методологических парадигм. Речь в данном случае идет, прежде всего, о подходах православного характера. Можно сказать, что потенциальные стратегии решения вышеизложенных проблем могут, в конечном счете, иметь своей самой главной основой наивысшую Реальность - Божественную. По всей видимости, только при условии опоры всех подходов и методологий на такую Реальность возможно развитие истинно гармоничных трудовых, управленческо-трудовых и социально-культурно-педагогических отношений, формирование действительно прочных этико-духовных основ становления корпоративных культур. В пользу вышеизложенных умозаключений свидетельствуют важные утверждения, содержащиеся в «Основах социальной концепции РПЦ» (данный документ отражает официальную позицию Церкви по широкому кругу проблем человека и общества). Так, в одном из положений этого документа содержится утверждение, что труд - это «.творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа» [9, с. 49]. Кроме того, в рамках «Основ социальной концепции РПЦ» утверждается, что труд может иметь значительную духовную ценность, что он «.становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу.» [9, с. 50]. Что же касается управленческих отношений в рамках трудового процесса, то в «Основах социальной концепции РПЦ» в данном контексте отмечается, что «Церковь, по заповеди Божьей, имеет своей задачей проявлять заботу о единстве своих чад. о вовлечении всех его членов в общий созидательный труд» [9, с. 41]. В пользу вышеизложенных умозаключений в определенной мере свидетельствуют и некоторые суждения и подходы в рамках русской религиозной философии. Конечно, эти умозаключения ни в коем случае нельзя отождествлять собственно с Православным вероучением, но в отдельных аспектах и отношениях они могут содействовать разъяснению некоторых нюансов и оттенков смыслов применительно к официальным подходам Церкви. Речь в данном случае, в частности, идет об идеалах «соборности» (А.С. Хомяков и др.); о метафизике всеединства и доктрине «богочеловечества» у В.С. Соловьева [10]; о концепции «коммюнотарности» у Н.А. Бердяева [11] и некоторых других близких подходах. «Красной нитью» для вышеупомянутых философских концепций является призыв к единению людей во имя созидательного труда, во имя возвышающих человека и общество «общих дел», во имя совместной духовно-молитвенной жизни и т. д. на основе высших, Божественных смысловых начал.

Обобщение итогов осмысления проблематики исходно-методологических основ социально-культурно-управленческих стратегий на основе ивент-технологий в контексте анализа концептуальных подходов Ю.А. Азаровой

Применительно к перспективам совершенствования социально-культурно-управленческих методик посредством особых событийных «ивент-тех-нологий» (как и любых других похожих методик) важно отметить, что, по всей видимости, потенциал вышеуказанной «событийности» во многом будет зависеть, прежде всего, от «со-бытийности» конкретного трудового коллектива, его сотрудников и руководителей (применительно как к их отношениям между собой, так и к их отношениям с Высшим Бытием, с Высшей Реальностью). Отступая в этих вопросах от Высших приоритетов, от постулатов и канонов Православия, разработчики тех или иных социально-культурно-управленческих и социально-культурно-педагогических методик практически неизбежно оказываются в своеобразном тупике «осциллирования» научной мысли между далекими от «ге-теротетической» реальности подходами «классической научности» и признанием вышеуказанного факта «гетеротетичности» социальных условий формирования будущих стратегий (что делает разработку таких стратегий просто-напросто бессмысленной).

Таким образом, мы можем прийти к следующему общему выводу. Эффективность разработки и реализации социально-культурно-управленческих стратегий с элементами социально-культурной деятельности (включая стратегии, предполагающие «ивент-технологии» и другие современные методики) в современных условиях никак не может быть гарантированно достигнута исключительно лишь использованием их субъектами данных эмпирических исследований в контексте подходов «классической научности»; но при всем этом такая эффективность гипотетически вполне может быть достигнута при опоре разработчиков и исполнителей на высшие духовные идеалы, ценности и приоритеты.

Вышеизложенные обстоятельства предопределяют, в частности, специфику элементов новаторского видения нами изучаемой проблемы. Рассмотрение возможностей преодоления фундаментальных научно-методологических трудностей, связанных с разработкой и реализацией стратегий формирования корпоративных культур на основе «ивент-технологий», в контексте предположе-

ния относительно хороших перспектив таких стратегий при ориентации теоретиков и практиков на ценности Православия и подходы Православной Церкви, является достаточно инновационным. Приведенные здесь итоги нашей научной работы дают новые (по-своему достаточно значимые) теоретические ракурсы в рамках смыслового пространства проблематики разработки и реализации социально-культурно-педагогических стратегий в сфере управления, опирающиеся на особые «ивент-технологии». В этой связи важно отметить, что практический смысл аргументации в рамках настоящей статьи целесообразно соотнести с концептуальным постулированием проблематичности разработки и реализации эффективных стратегий с использованием «ивент-технологий» в контексте методологии «классической научности» (при одновременном концептуальном допущении гипотетической возможности достаточно успешных методик деятельности, близких по смыслу к вышеуказанным, но при этом в значительной мере опирающихся на фундаментальные ценности Православия). Обозначенная в начале данной статьи цель настоящего исследования была нами достигнута применительно как к выявлению фундаментальных методологических проблем разработки и реализации стратегий с использованием «ивент-технологий» на основе методологии «классической научности», так и к обоснованию потенци-

Библиографический список

альных возможностей поиска путей решения имеющихся противоречий с опорой на фундаментальные ценности Православия. Основные задачи в рамках данной статьи были реализованы в контексте обоснования как проблем разработки и реализации «ивент-технологий» на основе традиционных позитивистских подходов, так и перспектив гипотетического решения таких проблем с опорой на традиции Православия - применительно к смысловому пространству исследований конкретного отечественного автора (Ю.А. Азаровой). Перспективы дальнейших исследований в изучаемой сфере целесообразно соотнести с возможными научными изысканиями в области расширения представлений относительно специфики, проблем и перспектив разработки и реализации социально-культурно-педагогических и социально-культурно-управленческих стратегий на основе «событийного подхода» и особых «ивент-технологий». Результаты же собственно рассмотрения изучаемой тематики в рамках настоящей статьи могут быть использованы гипотетическими субъектами как теоретического анализа, так и разработки прикладных рекомендаций в области социально-культурно-педагогических и социально-культурно-управленческих методик, опирающихся на особые событийные «ивент-технологии» и соотносимых со смысловым пространством социально-культурной деятельности (СКД).

1. Касавин И.Т. Пространство и время: в поисках «естественной онтологии знания». Общественные науки и современность. 2000; № 1: 90-100.

2. Керимов Т.Х. Социальная гетерология. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012.

3. Азарова Ю.А. Ивент-технологии как педагогический ресурс формирования корпоративной культуры. Казанский педагогический журнал. 2019; № 1: 118-121.

4. Азарова Ю.А. Ивент-технология как инновационный ресурс формирования корпоративной культуры. Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования: материалы Международной научно-практической конференции. Вологда: ООО «Маркер», 2019: 68-70.

5. Азарова Ю.А. Корпоративное обучение и ивент-технология. Педагогика, психология, общество: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ИД «Среда», 2019: 17-20.

6. Азарова Ю.А. Ивент-технологии как ресурс формирования корпоративной культуры средствами социально-культурной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2020.

7. Азарова Ю.А. Объективные предпосылки становления event-технологий как инновационного метода. Науковедение. 2015; Т. 7, № 1: 1-8.

8. Делёз Ж. Различие и повторение. Санкт-Петербург: Петрополис, 1998.

9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Москва, 2001.

10. Соловьёв В.С. Сочинения: в 2 т. Москва, 1990; Т. 1.

11. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. Москва, 1995.

References

1. Kasavin I.T. Prostranstvo i vremya: v poiskah «estestvennoj ontologii znaniya». Obschestvennye naukiisovremennost'. 2000; № 1: 90-100.

2. Kerimov T.H. Social'naya geterologiya. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2012.

3. Azarova Yu.A. Ivent-tehnologii kak pedagogicheskij resurs formirovaniya korporativnoj kul'tury. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2019; № 1: 118-121.

4. Azarova Yu.A. Ivent-tehnologiya kak innovacionnyj resurs formirovaniya korporativnoj kul'tury. Nauka segodnya: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vologda: OOO «Marker», 2019: 68-70.

5. Azarova Yu.A. Korporativnoe obuchenie i ivent-tehnologiya. Pedagogika, psihologiya, obschestvo: teoriya ipraktika: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: ID «Sreda», 2019: 17-20.

6. Azarova Yu.A. Ivent-tehnologii kak resurs formirovaniya korporativnoj kul'tury sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2020.

7. Azarova Yu.A. Ob'ektivnye predposylki stanovleniya event-tehnologij kak innovacionnogo metoda. Naukovedenie. 2015; T. 7, № 1: 1-8.

8. Delez Zh. Razlichie ipovtorenie. Sankt-Peterburg: Petropolis, 1998.

9. Osnovy social'noj koncepcii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. Moskva, 2001.

10. Solov'ev V.S. Sochineniya: v 2 t. Moskva, 1990; T. 1.

11. Berdyaev N.A. Carstvo Duha i carstvo Kesarya. Moskva, 1995.

Статья поступила в редакцию 22.08.22

УДК 37.061

Dobrykh A.V., Head of Department Church-Practical and Historical Subjects, Spiritual Educational Organization of Higher Education of the Khabarovsk Diocese of the Russian Orthodox Church "Khabarovsk Theological Seminary" (Khabarovsk, Russia), E-mail: avd.avch2010@yandex.ru

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF ORTHODOX MISSIONARY AND SOCIO-CULTURAL AND EDUCATIONAL STRATEGIES AIMED AT BROADCASTING SOCIETAL TERMINAL VALUES OF THE HIGHEST ORDER TO MODERN YOUTH (EXPERIENCE IN UNDERSTANDING A NUMBER OF MODERN SCIENTIFIC APPROACHES). The article examines current problems of analysis by methods of secular socio-humanitarian scientific knowledge of the value attitudes and orientations of modern Russian youth in relation to the prospects for the transmission of terminal societal values-beliefs to young people (including the transmission of higher spiritual values within the framework of Orthodox educational and missionary activities). It is noteworthy that the researcher doesn't talk about approaches of modern scientists themselves: in this case, only hypothetical interpretations made in a "classical scientific" way are subjected to critical analysis. Both the traditions of positivist "classical scholarship" (reckless trust in figures, etc.) and the specific influences of the generalized "social order" (requiring scientists to make their research "practical") largely determine the spread of the belief in the unequivocal predominance of "pragmatism" and "egoism" among modern youth. The latter circumstance allegedly initially condemns to failure any attempts to broadcast to the youth any terminal values-beliefs (including the high values of Orthodoxy). The above-mentioned biases contradict the modern approaches of "social heterology" (T.H. Kerimov et al.), indicating the growth of the "heterotheticity" of the modern social and socio-cultural environment. At the same time, there are real social facts that refute prejudices about the total "pragmatization" of the worldview of Russian youth (for example, the growth in the number of young parishioners and Orthodox youth associations). Such facts give reason to hope for the possibility of the successful implementation of Orthodox educational and missionary strategies thanks to God's help (in particular the researcher means the phenomena that J.-L.Marion called the "saturated phenomena").

Key words: terminal societal values-beliefs, "imitations-simulacra," epistemological approach, social heterology, "saturated phenomenon," "librarian-ship," "heterotheticity".

А.В. Добрых, канд. социол. наук, зав. каф. церковно-практических и исторических дисциплин Религиозной организации - духовной образовательной организации высшего образования Хабаровской епархии Русской Православной Церкви «Хабаровская духовная семинария», г. Хабаровск, E-mail: avd.avch2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.