Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: КОНТЕКСТ КОРПОРАТИВНЫХ СОБЫТИЙ'

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: КОНТЕКСТ КОРПОРАТИВНЫХ СОБЫТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная технология / организационная культура / корпоративная культура / корпоративные события / ивент-технологии / educational technology / organizational culture / corporate culture / corporate events / event-technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н М. Новичкова, Е С. Варламова

В статье раскрывается проблема развития организационной культуры социально-реабилитационной организации во взаимосвязи с развитием корпоративной культуры сотрудников. Корпоративная культура педагогических работников рассматривается как важная составляющая в общей культуре организации, наряду с организационной и управленческой культурой обусловливающая качество, результативность и эффективность в развитии деятельности. Авторы раскрывают содержание организационной и корпоративной культур, их общие основания. Выделяется и приводится характеристика корпоративной культуры (реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух» в г. Ульяновске) во взаимосвязи с организационной культурой. Исследование потребовало изучения корпоративных мероприятий/событий, развития корпоративной культуры сотрудников, взаимосвязи её с организационной культурой конкретной организации. Оценено влияние на организационную культуру корпоративных событий как инновационного способа совместной деятельности сотрудников в конкретном коллективе с использованием ивент-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL CULTURE OF SOCIAL REHABILITATION ORGANIZATION: THE CONTEXT OF CORPORATE EVENTS

The article reveals a problem of development of organizational culture of social rehabilitation organization in relation to the development of corporate culture of employees. The corporate culture of educational employees is considered as an important component in the overall culture of the organization, along with the organizational and managerial culture, which determines the quality, efficiency and effectiveness in the development of activity. The authors reveal the content of organizational culture and corporate culture, their common bases. The characteristics of corporate culture (rehabilitation center for children and adolescents with disabilities “Sunflower” in Ulyanovsk) in connection with the organizational culture are identified and described. The research required the study of corporate activities/events, the development of corporate culture of employees, its connection with the organizational culture of a particular organization. The influence on organizational culture of corporate events as an innovative way of joint activities of employees in a particular team with the use of event technology is assessed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: КОНТЕКСТ КОРПОРАТИВНЫХ СОБЫТИЙ»

4. Необходима высокая внутренняя мотивация к образовательному процессу и самодисциплина.

5. Невозможность осуществлять объективный контроль за деятельностью обучающихся в процессе занятий и оценивать результаты выполнения ими заданий с точки зрения самостоятельности.

6. Невозможность полноценной отработки практических навыков профессиональной деятельности.

7. Ограниченность в выборе видов контроля над ходом учебного процесса, в основном он только письменный, устный имеет ограниченные возможности.

При проведении дистанционного обучения необходимо использовать следующие методы:

- активизация учебно-познавательной деятельности,

- взаимодействие обучающихся и обучающих друг с другом;

- взаимодействие обучающихся и обучающих с информационной средой;

- стимулирование учебной деятельности;

- трансляция учебных материалов;

- контроль и самоконтроль процесса и результата образовательного процесса как со стороны обучающихся, так и обучающего;

- развитие ответственности у субъектов образовательной деятельности.

Средствами реализации дистанционного обучения выделяют такие как

информационно-обучающие, трансляции образовательных материалов, коммуникативные средства и средства, обеспечивающие совместную деятельность обучающихся и обучающих.

В дистанционном обучении могут использоваться традиционные формы, в первую очередь это лекции, в то же время многие виды практических занятий имеют ограниченные возможности, и по каждой дисциплине будут иметь существенные отличия в организации и проведении. Необходимо учитывать, что занятие проводится на расстоянии, и используются информационно-коммуникативные средства. Для проведения занятий при реализации личностно ориентированного подхода необходимо применять интерактивные методы, включающие развивающие игры, которые дают возможность развивать воображение, приобретать и проявлять знания, умения, создавать и сплачивать коллективы [4, с. 51-52], что требует специальной подготовки каждого обучающегося и всей группы, что не всегда возможно.

В качестве специфических форм организации дистанционных занятий следует выделить следующие:

1. Чат-занятие - это занятия, на которых применяются технологии, обеспечивающие одновременный доступ к информации всем обучаемым участникам к чату.

2. Веб-форум проводится по конкретной проблеме, используя информацию в виде записей, которые делаются на специальном сайте с прикрепленной к нему рабочей программой.

3. Веб-занятие обеспечивает с помощью телекоммуникационных средств возможность проведения многих видов занятий, начиная от лекции и до различных игровых форм.

4. Веб-конференция - это занятие, проводимое с использованием списков рассылки учебных задач по электронной почте [5, с. 9].

Библиографический список

Опыт проведения занятий по дистанционной форме обучения показал достаточно высокую эффективность применения мультимедийных презентаций на лекционных занятиях, а также целесообразность использования виртуальных экскурсий для рассмотрения учебного материала, связанного с действием на различных объектах и местности, благодаря созданию мультимедийного видео и фотопанорамы. Это средство может включать видео, графику, текст, ссылки и т.д.

При проведении таких занятий появляется возможность задействовать два и более канала восприятия учебной информации, что при вариативном содержании обучения стимулирует учебную активность обучающихся и эффективность усвоения представленного материала [6, с. 55]. Необходимо иметь в виду, что эта форма проведения занятий требует специальной подготовки как методической, так и технической и организационной, которые должно обеспечиваться не только преподавательским составом, но и специалистами тыловых служб и отдела технических средств обучения.

Следовательно, теоретическое значение определяется тем, что в статье дан анализ преимуществ и недостатков дистанционного обучения. Раскрыто содержание средств для реализации дистанционного обучения, обеспечивающих совместную деятельность обучающихся и обучающих. Определены специфические формы организации дистанционных занятий, среди них выделены мультимедийные презентации и виртуальные экскурсии.

Практическая значимость статьи заключается в том, что раскрыто содержание воспитательного процесса, реализующего общенациональные российские ценности. Предложенные рекомендации могут использоваться в системе учреждений МВД России.

При внедрении дистанционного обучения образовательные программы должны обеспечить детальное планирование проведения учебного процесса, организацию каждого занятия от постановки целей до обеспечения достижения заданных результатов, разработку всех учебно-методических материалов, интерактивных средств и своевременное доведение их до обучающихся для обеспечения обратной связи в ходе учебного процесса.

Реализация дистанционного образования зависит от многих факторов, например, от информационно-технического обеспечения образовательной организации, планирования занятий с учетом возможностей обучающихся и обучающих, наличия необходимого методического сопровождения ученого процесса, а также подготовки обучающихся и обучающих. Особое значение имеет подготовка преподавателей к работе с информационными технологиями в сети Интернет. Причем подготовка должна быть не только методическая, но и психологическая, так как контактировать с обучаемыми придется в новой информационно-познавательной сетевой среде.

Подводя итог рассмотренным положениям, можно констатировать, что дистанционное обучение может быть полезным и удобным. В то же время заменить традиционное, где присутствует непосредственное общение и коммуникация обучающегося и обучающихся, оно в полном объеме заменить не сможет. Поэтому его необходимо рассматривать только как дополнительное, кроме случаев, когда есть причины, по которым обучающимся недоступно традиционное обучение.

1. Левченко A.A., Федулов БА Факторы, определяющие чрезвычайные ситуации социального характера, и их влияние на деятельность ОВД. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016; № 16-2: 19У - 199.

2. Федулов БА, Морозов ВА, Левченко A.A. Направления совершенствования управления процессом повышения квалификации сотрудников полиции. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018; № 3 (У4): 43 - 45.

3. Полат E.G., Петров A.E. Дистанционное обучение: каким ему быть? Педагогика. 1999; № У: 29 - 34.

4. Федулов БА, Рудченко В.Д., Красилов О.В. и др. Применение развивающих игр в личностно ориентированном педагогическом процессе: монография. Барнаул, 2010.

5. Пидкасистый П.И., Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения. Педагогика. 2000; № 5: У - 12.

6. Околесов О.П. Системный подход к построению электронного курса для дистанционного обучения. Педагогика. 1999; № 6: 50 - 56.

References

1. Levchenko A.A., Fedulov B.A. Faktory, opredelyayuschie chrezvychajnye situacii social'nogo haraktera, i ih vliyanie na deyatel'nost' OVD. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2016; № 16-2: 19У - 199.

2. Fedulov B.A., Morozov V.A., Levchenko A.A. Napravleniya sovershenstvovaniya upravleniya processom povysheniya kvalifikacii sotrudnikov policii. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2018; № 3 (У4): 43 - 45.

3. Polat E.S., Petrov A.E. Distancionnoe obuchenie: kakim emu byt'? Pedagogika. 1999; № У: 29 - 34.

4. Fedulov B.A., Rudchenko V.D., Krasilov O.V. i dr. Primenenie razvivayuschih igr v lichnostno orientirovannom pedagogicheskom processe: monografiya. Barnaul, 2010.

5. Pidkasistyj P.I., Tyschenko O.B. Komp'yuternye tehnologii v sisteme distancionnogo obucheniya. Pedagogika. 2000; № 5: У - 12.

6. Okolesov O.P. Sistemnyj podhod k postroeniyu 'elektronnogo kursa dlya distancionnogo obucheniya. Pedagogika. 1999; № 6: 50 - 56.

Статья поступила в редакцию 20.12.21

УДК 378

Novichkova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Social Work, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected]

Varlamova E.S., MA student, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected]

ORGANIZATIONAL CULTURE OF SOCIAL REHABILITATION ORGANIZATION: THE CONTEXT OF CORPORATE EVENTS. The article reveals a problem of development of organizational culture of social rehabilitation organization in relation to the development of corporate culture of employees. The corporate culture of educational employees is considered as an important component in the overall culture of the organization, along with the organizational and managerial culture, which

determines the quality, efficiency and effectiveness in the development of activity. The authors reveal the content of organizational culture and corporate culture, their common bases. The characteristics of corporate culture (rehabilitation center for children and adolescents with disabilities "Sunflower" in Ulyanovsk) in connection with the organizational culture are identified and described. The research required the study of corporate activities/events, the development of corporate culture of employees, its connection with the organizational culture of a particular organization. The influence on organizational culture of corporate events as an innovative way of joint activities of employees in a particular team with the use of event technology is assessed.

Key words: educational technology, organizational culture, corporate culture, corporate events, event-technology

Н.М. Новичкова, канд. пед. наук, доц., проф., ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»,

г. Ульяновск, E-mail: [email protected]

Е.С. Варламова, магистрант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск,

E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: КОНТЕКСТ КОРПОРАТИВНЫХ СОБЫТИЙ

В статье раскрывается проблема развития организационной культуры социально-реабилитационной организации во взаимосвязи с развитием корпоративной культуры сотрудников. Корпоративная культура педагогических работников рассматривается как важная составляющая в общей культуре организации, наряду с организационной и управленческой культурой обусловливающая качество, результативность и эффективность в развитии деятельности. Авторы раскрывают содержание организационной и корпоративной культур, их общие основания. Выделяется и приводится характеристика корпоративной культуры (реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух» в г Ульяновске) во взаимосвязи с организационной культурой. Исследование потребовало изучения корпоративных мероприятий/событий, развития корпоративной культуры сотрудников, взаимосвязи её с организационной культурой конкретной организации. Оценено влияние на организационную культуру корпоративных событий как инновационного способа совместной деятельности сотрудников в конкретном коллективе с использованием ивент-технологий.

Ключевые слова: образовательная технология, организационная культура, корпоративная культура, корпоративные события, ивент-техноло-гии.

В условиях развивающегося образования актуализируется проблема развития организационной культуры педагогического коллектива на основе реализации инновационных подходов. Организационная и корпоративная культуры в образовательной организации являются важными факторами и условиями инновационного развития данной образовательной организации. Они способны мотивировать педагогов на качественную работу, сплотить коллектив вокруг стратегических ориентиров и тактических задач, направить совместные усилия на достижение целей и задач коллектива, использовать командную работу как эффективную в развитии профессиональной компетентности педагогов. Сама организационная культура педагогов развивается на основе многих факторов и особенно важно, что сегодня это происходит посредством реализации инновационных подходов и способов.

В жизни и деятельности современной социально-реабилитационной организации равноценно важны управленческая культура, организационная культура, корпоративная культура. Развитие организационной культуры отдельных педагогов, управленческой команды образовательной организации в последние годы происходит при обращении педагогов к инновационному опыту по развитию данной культуры, имеющему место в областях не только педагогики и психологии, но и менеджмента, педагогического менеджмента, сфере бизнеса. В обиходе в педагогическом сообществе используются понятия такие понятия, как «команда», «командный дух», «корпоративная культура», «корпоративный дух» и другие.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы представить осмысление исследования развития организационной культуры социально-реабилитационной организации в аспекте влияния на неё корпоративных событий как инновационного способа совместной деятельности в коллективе.

Задачи решения данной цели состоят в следующем:

- раскрыть содержание организационной и корпоративной культур;

- сформулировать противоречия, существующие в инновационном образовательном пространстве в связи с недостаточной разработанностью проблемы развития корпоративной культуры в социально-реабилитационной организации;

- охарактеризовать корпоративную культуру и корпоративные события конкретной организации (реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух» в г Ульяновске);

- оценить влияние на организационную культуру корпоративных событий как инновационного способа совместной деятельности сотрудников в конкретном коллективе.

Научная новизна представленной в данной статье части исследования состоит в дополнении известных положений об организационной культуре выводами о влиянии корпоративных событий на развитие организационной культуры педагогических работников. Теоретическая значимость заключается в том, что выводы о влиянии корпоративных событий на развитие организационной культуры педагогических работников вносят вклад в развитие корпоративной педагогики. Практическая значимость связана с возможностью использовать некоторые представленные здесь идеи в качестве практических советов для развития организационной, корпоративной культуры в конкретной организации.

В социально-культурных отношениях, связанных с выполнением трудовых действий в педагогической профессии и складывающихся в социально-реабилитационной организации, значительную роль играет организационная культура.

Связано это с тем, что в социально-реабилитационной организации решаются разнообразные задачи следующего характера: управленческого, экономического, собственно организационного, психологического, педагогического, медицинского, реабилитационного, которые сегодня важно достигать результативно, эффективно и качественно. Организационная культура выполняет в силу этого свои важные функции в деятельности социально-реабилитационного учреждения: реабилитационную, мотивирующую, регулирующую, регламентирующую, координирующую, интегрирующую, адаптирующую, инструментальную, которые реализуются, трансформируются и отражаются в конкретных действиях педагогов как носителей этой культуры и их поведении.

Проблема развития организационной культуры специалистов, работающих с детьми, вызывает интерес исследователей как в силу её междисциплинарной направленности, так и в силу большой практической роли и значимости в жизнедеятельности образовательных организаций. Однако, несмотря на значительную разработку общей теории об организационной культуре коллектива, сохраняются противоречия:

- между необходимостью инновационного развития образовательной организации и недостаточной разработанностью теоретических основ и практических основ развития организационной культуры педагогического коллектива на основе реализации инновационных подходов;

- между необходимостью инновационного развития организационной культуры конкретного педагогического коллектива и отсутствием научно обоснованных рекомендаций для её развития, в частности в связи с корпоративной культурой в педагогическом менеджменте.

Теоретические основания для исследования организационной культуры социально-реабилитационной организации базируются на выводах, положениях, идеях, разработанных в философии, социологии, психологии, педагогике, менеджменте (Аникеев А.А., Бардаков Н.С., Василенко С.В., Грошев И.В., Исопескуль О.Ю., Колесников А.В., Серебрянников С.С., Соломанидина Т.О., Подколзина М.В., Полищук Е.В., Ушаков К.М.; Р Блейк, Н. Деметр, Б.З. Мильнер, Ж. Мутон, И. Оучи, С. Ханди, Э. Шейн и др.).

Определенную конструктивную роль в данном исследовании сыграли выводы о корпоративной культуре (Н.А. Вагапова, Е.А. Зайцева, ГП. Зинченко, Э.А. Капитонов), актуальных тенденциях развития ивент-технологий (Ю.А. Азарова, Э.Р Бурнацева, А.В. Сковородкин), событийных коммуникациях в маркетинговой практике (Е.А. Каверина) и событийном маркетинге (А.Е. Назимко).

Организационную культуру в социально-реабилитационной организации, на наш взгляд, характеризует содержание в виде знаний, ценностей, установок, способностей, умений, компетенций личности, необходимых для обеспечения управления, качества и эффективности: организации образовательного процесса, выполнения всех необходимых профессиональных действий в образовательной организации. Наличие высокой организационной культуры отдельных педагогов, управленческой команды социально-реабилитационной организации, всего педагогического состава обеспечивает высокий командный дух и слаженность в работе в данном образовательном учреждении.

Корпоративную культуру педагогов, на наш взгляд, отличает содержание в виде знаний, ценностей, установок, способностей, умений, компетенций, разделяемых большинством педагогов и необходимых для обеспечения организации

корпоративных событий, в которых участвуют все педагоги данного социально-реабилитационного учреждения, практически реализуя свою организационную культуру. Однако и в организационной, и в корпоративной культуре педагогов есть общая и базовая составляющая, связанная именно с организацией социально-реабилитационных событий, акций, отношений, досуга в учреждении. Именно это основание позволяет употреблять понятия «организационной культуры» и «корпоративной культуры» как синонимы [1, с. 103].

Отечественные учёные обращаются к изучению корпоративной культуры как проблеме новой (посторганизационной) культурной формы в качестве мироощущения, способа восприятия и научно-практического осмысления деятельности человека, социальных групп и государства в обществе [2]. По мнению исследователей, корпоративная культура предстаёт важной составляющей организационной деятельности в XXI веке и признается одним из главных факторов, влияющих на успех деятельности организации [3, с. 107].

В данном исследовании изучалось развитие организационной культуры педагогического коллектива на основе корпоративных событий как инновационного способа жизни и деятельности коллектива сотрудников (Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух» (ОГКУСО РЦ «Подсолнух») в городе Ульяновск).

Корпоративные события в организации реабилитационного центра реализуют преимущественно такие виды деятельности педагогов, как реабилитационный, социально-досуговый, коммуникативный, организаторский, творческой самореализации. Главной особенностью в организации подобных событий остается совместное участие в них сотрудников, родителей и детей. Так, к примеру, в РЦ «Подсолнух» состоялись областной фестиваль «СКРИптум», праздничное реабилитационное мероприятие «Весна-красна». Центр «Подсолнух» встречал друзей из Германии в рамках молодёжно-культурного проекта «Россия - Германия: семь шагов навстречу» из г. Лейпцига, и целая неделя общения и социокультурной жизни была очень насыщенной. В Центре «Подсолнух» на праздничных реабилитационных мероприятиях все участники праздника получают много положительных эмоций от веселых игр, шуток и теплых поздравлений.

Корпоративные ценности сотрудников данного учреждения определены в Кодексе этики и служебного поведения работников организаций, подведомственных Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. В числе приоритетных корпоративных ценностей, определяющих деловое поведение работников, отмечены законность, эффективность, социальная ответственность, кадровый потенциал, надёжность, нравственность [4].

Сотрудники центра называют важными для коллектива те ценности, которые в Кодексе этики определены как принципы деятельности: добросовестность, профессионализм, репутация, открытость и прозрачность, конфиденциальность [там же]. В числе корпоративных ценностей педагогические работники также называют и миссию воспитания, открытость, безопасность, позитивность, благополучие, оптимизм, доброжелательность, ответственность.

Осознание этих и других ценностей происходит в процессе совместных событий как профессиональной реабилитационной, педагогической и образовательной направленности, так и досуговой жизни коллектива педагогов. Сотрудники принимают эти ценности, выражают эмоции и чувства, отношение, придерживаются их в поведении, что выражается в их корпоративной культуре.

Важно, чтобы корпоративные ценности поддерживались в социально-реабилитационной организации на всех уровнях: конкретного сотрудника, управленческой команды центра, сообщества педагогических работников в формате соответствующих поведенческих моделей, что обусловлено корпоративной природой данной культуры, в основе которой - ценностно-смысловое единение. И общим основанием и пространством для демонстрации поведенческих моделей является общение (коммуникация): деловое, межличностное и т.д.; содержательное и эмоциональное; реальное и виртуальное. Разнообразие видов общения свойственно корпоративным событиям педагогов, отражает их корпоративную культуру. Мы согласны с точкой зрения, известной в теории организационных систем и управления ими, что поведенческие изменения могут приводить к культурным изменениям в профессиональном сообществе и наоборот. Так, например, в сфере бизнеса используются стратегии развития персонала, направленные на изменение поведения и культуры, отношение к компании её сотрудников.

В современной организационной и корпоративной культуре социально-реабилитационной организации складываются свои особенности в виде выбранных приоритетных смыслов, ценностей, установок, действий, к которым следует отнести развитие организации, достижение высокой результативности и успешности, выполнение миссии организации, развитие профессионально обучающихся со-

Библиографический список

обществ, интенсивная коммуникация, рефлексия культуры всего педагогического сообщества.

Эти и другие смыслы реализуются и транслируются достаточно известными эффективными способами и средствами, которые требуют к себе осмысленного и ответственного отношения в использовании информации, традиций, символов и языков. Так, информация: о самой организации, её миссии и стратегии, о руководстве, составе работников организации, планах развития свидетельствует об основных ценностных ориентирах, идеях, принципах, динамике развития организации, о её традициях и инновациях, об особенностях текущей организационной практики.

Традиции организации характеризуют устойчивое развитие сложившейся организационной практики в данном учреждении как результат многолетней целенаправленной деятельности всего коллектива сотрудников. Символы в организации, которые существуют как в формате живой, так и виртуальной реальности, отражают ценностное содержание действий сотрудников организации. Так, девиз коллектива сотрудников ОГКУСО РЦ «Подсолнух» г. Ульяновска выражен в следующем смысле: «Мы верим в уникальные возможности каждого ребенка и развиваем их».

Язык сотрудников ОГКУСО РЦ «Подсолнух» г. Ульяновска выражает корпоративную специфику профессиональной деятельности, позволяющую реализо-вывать ряд программ: комплексной реабилитации по программе «Мать и дитя» для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и проживающих в районах Ульяновской области; психолого-педагогической реабилитации (для детей дошкольного возраста); медицинской реабилитации; социокультурной реабилитации; дополнительного образования; летнего оздоровления.

В сферу образования приходят смыслы, которые используются в области бизнеса, в частности ивент-технологии как технологии для организации событий на корпоративной основе праздника, театрального действа, способствующие развитию корпоративной культуры сотрудников образовательной организации. «Ивент-технологии» и «событийность» в российской действительности справедливо рассматриваются как проблемы инновационного развития [5, с. 91]. Учёные отмечают, что ивент-технологии, корпоративные праздники, событийный маркетинг - относительно молодые понятия, пришедшие к нам «из-за океана», и они действительно являются инновационными в области режиссуры и продю-сирования театрализованного действия [5, с. 99]. В корпоративном событии сотрудников реабилитационного центра, как правило, направляющую роль играют корпоративные ценности, и вместе с тем все педагоги как его соучастники активны интеллектуально, эмоционально, мировоззренчески и ценностно, в общении, творческом самовыражении, социально, двигательно. Корпоративная культура педагогов при этом развивается на основе нравственности, культурных традиций, выстраивания гуманных отношений.

Таким образом, исследование показало, что корпоративная культура содержит следующие положения:

- отражает основную идею/миссию жизнедеятельности социально-реабилитационной организации;

- поддерживает ключевые ценности данной социально-реабилитационной организации;

- создаёт доброжелательную атмосферу и благоприятный эмоциональный настрой у сотрудников;

- продолжает добрые традиции коллектива, которые значимы для абсолютного большинства сотрудников;

- соответствует нормам и ценностям организации, которые известны как официальные, заявленные на уровне управленческой команды в самом социально-реабилитационном учреждении, в социально-культурном и образовательном пространстве ближайшего социума;

- корпоративная культура связана с организационной культурой, сложившейся в социально-реабилитационной организации;

- корпоративные события проектировались и проводились согласовано и в контексте всей профессиональной деятельности сотрудников;

- в корпоративных событиях проявлены аспекты (элементы) развития новой организационной культуры.

Таким образом, организационная культура социально-реабилитационной организации развивается посредством корпоративных событий как инновационного способа совместной деятельности в коллективе. Их организация связана с миссией и корпоративными ценностями организации, обусловливается стилем управления в организации, сложившейся атмосферой доброжелательности, развития и саморазвития, творческой самореализации. Насыщенная событиями жизнь в организации демонстрирует корпоративную культуру сотрудников, которая развивается посредством современных способов, включая ивент-техноло-гии.

1. Хмельницкая Н.И. Технология развития организационной культуры на диагностической основе. Вестник Челябинского государственного университета. 2014; Выпуск 9, № 2 (331): 103 - 108.

2. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П. Корпоративная культура: теория и практика. Москва: Альфа-Пресс, 2005.

3. Вагапова Н.А., Зайцева Е.А. Корпоративная культура как фактор, влияющий на успех деятельности организации. Вестник КГЭУ. 2010; № 3. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-kak-faktor-vliyayuschiy-na-uspeh-deyatelnosti-organizatsii

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кодекс этики. Available at: http://www.rcpodsolnuh.ru/deyatelnost/kodeks-etiki

5. Азарова Ю.А. «Event-технологии» и «Событийность» - проблемы инновационного развития. ТРУДЫСПБГИК. 2012: 91 - 101. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 event-tehnologii-i-sobytiynost-problemy-innovatsionnogo-razvitiya

References

1. Hmel'nickaya N.I. Tehnologiya razvitiya organizacionnoj kul'tury na diagnosticheskoj osnove. VestnikChelyabinskogogosudarstvennogo universiteta. 2014; Vypusk 9, № 2 (331): 103 - 108.

2. Kapitonov 'E.A., Zinchenko G.P. Korporativnaya kul'tura: teoriya ipraktika. Moskva: Al'fa-Press, 2005.

3. Vagapova N.A., Zajceva E.A. Korporativnaya kul'tura kak faktor, vliyayuschij na uspeh deyatel'nosti organizacii. VestnikKG'EU. 2010; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/korporativnaya-kultura-kak-faktor-vliyayuschiy-na-uspeh-deyatelnosti-organizatsii

4. Kodeks 'etiki. Available at: http://www.rcpodsolnuh.ru/deyatelnost/kodeks-etiki

5. Azarova Yu.A. «Event-tehnologii» i «Sobytijnosf» - problemy innovacionnogo razvitiya. TRUDY SPBGIK. 2012: 91 - 101. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/event-tehnologii-i-sobytiynost-problemy-innovatsionnogo-razvitiya

Статья поступила в редакцию 18.01.22

УДК 37.026.4

Drobysheva N.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Zvyagintseva E.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

THE USE OF TAXONOMY ELEMENTS IN TRAINING THE LANGUAGE OF THE SPECIALTY WITH BACHELORS AT A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY.

The article discusses some aspects of using elements encompassed Bloom's taxonomy, while training the course of professionally oriented foreign language with bachelors at a non-linguistic university. Practical recommendations on the design of notes / summaries are offered and they can be useful not only during the development of the major "Foreign language in the professional sphere" by students, but also during the study of other subjects included in the educational cycle of university, as well as in subsequent professional activities after graduation. The analysis of the Federal State Educational Standard of primary, secondary, and general education shows that meta-subject skills should be formed among applicants for a study, but practice shows that these skills are owned by a small number of first-year students. The conclusion is made about the expediency of developing such skills in foreign language classes to activate productive forms of work (particular, in writing).

Key words: foreign language, taxonomy, productive skills, university students, foreign language training.

Н.Н. Дробышева, канд. филол. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]

Е.П. Звягинцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТАКСОНОМИИ

ПРИ ОБУЧЕНИИ БАКАЛАВРОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье рассматриваются некоторые аспекты использования элементов таксономии Блума в ходе иноязычной профессионально ориентированной подготовки бакалавров неязыкового вуза. Предлагаются практические рекомендации по оформлению заметок/конспектов, которые могут быть полезны не только в ходе освоения студентами дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере», но и в процессе изучения других предметов образовательного цикла вуза, а также в последующей профессиональной деятельности. Анализ ФГОС начального, среднего, общего образования показывает, что метапредметные навыки должны быть сформированы у абитуриентов, но практика показывает, что ими владеет незначительное количество первокурсников. Делается вывод о целесообразности развития данных навыков на занятиях по иностранному языку с целью активизации продуктивных форм работы (в частности письменной речи).

Ключевые слова: иностранный язык, таксономия, продуктивные навыки, студенты вуза, иноязычная подготовка.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что в условиях гибридных форм обучения в период пандемийной нестабильности у обучаемых снижается уровень подготовки, академическое мошенничество в студенческой среде встречается сплошь и рядом, развитие «гибких» навыков отходит на второй план. У многих выпускников высшей школы иногда именно данные надпрофессиональные навыки (эмоциональный и социальный интеллект, коммуникативные навыки, развитые черты характера, критическое мышление и т.д.) будут востребованы в первую очередь, когда они начнут свою профессиональную деятельность в той или иной области экономики страны. На современном этапе обучения педагоги неязыковых вузов должны четко понимать, как учить бакалавров разных специальностей в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере», при этом использование основ таксономии способно стать фасилитатором на этом пути передачи знаний от одних участников образовательного процесса другим и обеспечить (по возможности) качественное усвоение полученных знаний в области будущей профессиональной деятельности [1-10].

Цель данной статьи - определить наиболее востребованные приемы и техники систематизации знаний в области иноязычной подготовки при обучении языку специальности в бакалавриате. Рекомендации предложены на основе многолетней практики авторов, доцентов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, но могут быть значительно расширены преподавателями других дисциплин.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- выделить в рамках таксономии Блума наиболее значимые виды ментальной деятельности в ходе учебного взаимодействия;

- предложить варианты развития высших мыслительных умений и навыков (High Order Thinking Skills) при обучении бакалавров;

- дать рекомендации по применению данной технологии на занятиях по иностранному языку.

Основные методы исследования при подготовке данного материала включали в себя анализ научной и методической литературы, изучение опыта коллег в области методики преподавания иностранного языка, синтез заданий, которые смогут помочь студентам в ходе получения знаний в области выбранной специальности на иностранном языке и которые будут наиболее востребованы на практических занятиях (семинарах) по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере».

Изучение неродного языка может оставаться стрессом для многих людей и длиться всю жизнь, сводя на нет попытки выучить его на уровне, достаточном не только для общения на бытовые темы, но для использования в профессиональной деятельности. Многих студентов пугает не общение на иностранном языке, а страх ошибки, за которую наказывали в школе, большие пробелы, которые, по их мнению, невозможно восстановить, неумение работать со связным текстом (непонимание роли контекста), незнание функций грамматических форм (или отдельных конструкций), недостаточно развитые навыки при работе с продуктивными видами заданий, к которым относится говорение и письмо. В этой связи метапредметные умения могут прийти на помощь участникам образовательного процесса. К ним относятся:

- поиск способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.