УДК 379.8
ИВЕНТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Ю.А. Азарова
Аннотация. В статье представлен авторский подход к проблеме разработки ивент-технологии как ресурса формирования корпоративной культуры компании. Ивент-технология представлена как инструмент формирования специальных событий, наполненных педагогическими процессами, разработанных для передачи ценностей и информации. Автор обращает внимание, на два этапа разработки проблемы, во-первых, это выявление сущности и педагогического потенциала ивент-технологии как коммуникативной технологии события в сфере корпоративной культуры. Во-вторых, это детальный анализ особенностей её применения в системе корпоративных коммуникаций. В таком контексте применение ивент-технологий позволяет продуктивно и целенаправленно воплощать в жизнь целый ряд корпоративных задач, организовывать деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта и, главное, решать социально-значимые задачи - формировать корпоративную культуру сотрудников и развивать их ценностные ориентации.
Ключевые слова: ивент; ивент-технологии; инновация; корпоративная культура; корпоративные коммуникации; культурно-досуговая деятельность; событийность.
EVENT TECHNOLOGIES AS PEDAGOGICAL RESOURCE FORMATION OF CORPORATE CULTURE
J. Azarova
Abstract. The article is devoted to the consideration of a problem of development event-technologies as a resource of company corporate culture formation. Event technology is presented as a tool for the formation of special events that are filled with pedagogical processes, developed for value and information transition. The author pays attention on two basic steps for finding a solution of the problem, firstly, it is the identification of the essence and pedagogical potential of event-technology as a communicative technology in the field of corporate culture. Secondly, it is a detailed analysis of the features of its application in the corporate communication system. In the following context, correct application of the event technologies allows us to realize productively and purposefully a number of corporate problems, organizing activities for management of social subject communication, while the most important thing is to solve socially-valuable problems by means of formation corporate culture of employees and develop their values and preferences.
Keywords: event; event-technology; innovation; corporate culture; corporate communications; social and cultural activity; eventfulness.
Проблема дефицита исследований педагогического потенциала ивент-технологий [По рекомендации Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН относительно употребления слова английского «ивент» (event) средствами кириллического письма следует передавать начальную английскую букву «Е» в соответствии с ее произношением русской буквой «И». Поэтому рекомендуемый вариант написания: ИВЕНТ, «ивент-менеджер», «ивент-агентство» и т.п.] [6]. В данной работе далее этот термин будет применяться в соответствии с данной рекомендацией] в современном мире актуальна, практически неизученными являются структурные компоненты событийности и событийных технологий, как ресурса для развития корпоративной культуры. Это побудило автора разрабатывать заявленную проблему на трех ключевых уровнях:
- социально-педагогическом - осмысление в теоретико-методологическом знании ивент-технологий как действенного инструментария разработки и реализации корпоративной культуры российских компаний в современном пространстве, учет ведущих факторов, влияющих на рост корпоративной культуры и раскрытие педагогического потенциала ивента;
- научно-теоретическом - подтверждение концептуальных положений ивента в контексте реорганизации культуры компании, осмысление технологических аспектов применения ивент-технологий как средства реализации и преумножения капитала организации;
- научно-методическом - использование арсенала технологических приемов ивента для формирования и реализации корпоративных ценностей и внедрения событийного подхода.
Концепция «ивент», подкрепленная работами
известных зарубежных авторов, таких как: Р. Мозер, Б. Кнаусе, М. Сондер, Дж. Голдблатт, Д. Уилкинсон, Д. Роджерс, Э. Йеттингер, У. Хальцбаур, М. Целлер, Б. Шмитт и др., в наши дни не только представляет собой самостоятельное направление в событийных коммуникациях, но и понимается не просто как событие массовое, личное или информационное, а как целый педагогический процесс, который возможно изучать, как структуру, базирующуюся на конкретных принципах управления динамикой организации и развития человека через создание и проживание реальных событий в жизни коллектива и отдельного субъекта.
Через призму становления корпоративной педагогики как педагогики организации автор предлагает внедрить в процесс развития и сохранения ценностных основ корпоративной культуры - ивент-технологию как технологию, обладающую воспитательным и
самореализационным потенциалом, являющуюся ресурсом формирования корпоративной культуры организации, это обусловлено, во-первых, тем, что корпоративная культура как систематизированная педагогическая система постоянно подвержена воздействию среды и зависима от ситуации чрезвычайно быстро изменяющейся социокультурной реальности сегодня, в связи с этим, представляется необходимым предложить ивент-технологию как инновационную технологию развития, а также сохранения ценностных основ корпоративной культуры. Во-вторых, ивент-технология может быть разработана в качестве актуального инструмента реализации потенциала социально-творческой активности сотрудников в организации, основанного на активизации событийной доминанты личности.
Функциональное предназначение
корпоративной культуры в компании сегодня очевидно:
- во-первых, как пространства профессионального, личностного развития и событийного поля реализующего творческие потенции человека;
- во-вторых, это фундамент для создания новых социально-экономических связей (М. Шани, М. Шультц, М. Утли, Н. Гупер), определяемых ростом глобальных экономических, культурных, технологических и даже политических интеграций, влияющих на развитие и функционирование компаний, однако уже и в статусе социокультурных задач системы корпоративного обучения;
- в-третьих, корпоративная культура реализуется как один из действенных методов
стимулирования системы управления и конкурентоспособности компании и развития профессиональных навыков и личного роста сотрудника как распространителя ценностей, норм, правил поведения и устава в компании.
В рамках задач данной статьи детальный анализ сущности и особенностей применения ивент-технологии в корпоративной культуре дает возможность автору рассматривать концепцию ивент, опираясь на идею этимологического знака равенства между ивент и событием в рамках социокультурного проектирования в жизни коллектива. Таким образом, событие представляется как важнейшая категория научного знания при психолого-педагогических исследованиях, вошедших в разработку ивент-технологий. Ивент-технология предполагает использование нескольких подходов к управлению событием и организации корпоративной деятельности в компании:
1. Событийный подход, организация уникальных событий (Б. Кнаусе, У. Хальцбаур, М. Целлер, Е.А. Лунева и др.), представлен в виде технологии реализации уникальных событий, ставя цель - удовлетворение, в первую очередь, личностных запросов и желаний;
2. Технологический подход подразумевает выстраивание системы критериев и мер, применительно к условиям конкретного ивент [2].
3. Личностно-ориентированный, суть которого состоит в том, что центральной частью является личность человека и процесс ее активизации, самореализации для проявления ее творческих потенций (А.В. Сковородкин) [5, с.122-125];
4. Социально-психологический подход включает в себя управление эмоциями, поведением, желаниями личности, создание события с эффектом значимости для личности (Е.А. Каверина) [3, с.87];
5. Корпоративный подход. Разработка теории событийного подхода в системе корпоративных коммуникаций как альтернативной образовательной системы (Е.А. Каверина; А.Е. Назимко) [4, с.223].
Таким образом, можно структурировать содержание и выявить преимущество корпоративной культуры, сформированной на базе реализации педагогического потенциала ивент, включающей в себя:
а) педагогические принципы ивент:
- содержательную ценность процесса обучения персонала через событие, его проблемную соразмерность реальной жизни;
- целесообразность и взаимодополняемость задач, форм, методов средств самореализации,
профессионального роста через событийную доминанту;
- принцип культурной обусловленности развития личности;
- личностную значимость того или иного явления, события;
- принцип реализации воспитательного потенциала (ивент-технология как средство формирования корпоративной культуры, как специфический социокультурный и педагогический феномен);
- опору на основные положения теории диспозиции, согласно которой поведение личности в досуговом действии структурируется за счет специфических сценарно-режиссерских приемов в иерархически организованные действия, в частности, реакции ситуативной общности участников на актуальную для них предметно-событийную ситуацию, выступающую в форме элементарных поведенческих актов [1, с.431];
в) инструментальное обеспечение фаз формирования корпоративной культуры с учетом личностных особенностей и возможностей сотрудников:
- выстраивание событий на основе ивент-технологий, используя специфические коммуникативные, событийные, управленческие приемы, позволяющие осуществить комплексное воздействие на рациональную, чувственную и поведенческую сферы личности в коллективе;
- обеспечивать инициативность личности в контексте события и, таким способом, реализовать фундаментальный педагогический принцип воспитания в деятельности, для деятельности, через деятельность;
Условиями реализации педагогического потенциала ивент-технологий как ресурса развития корпоративной культуры и сохранения личностной идентичности сотрудников, выступают:
а) применение социокультурных и коммуникативных технологий, передающих корпоративные ценности и нормы, гарантирующих гуманистическую ориентированность воспитательного процесса, утверждающая ценность события как важнейшего фактора личности (Со-бытие, сосуществование в мире с другими);
б) реализация событийного подхода в организации корпоративной деятельности развивающего личность, способную к самореализации через ивент;
в) внедрение в корпоративную деятельность компании актуального направления культурно-досуговой деятельности в виде ивент-технологий
и ивент-маркетинга, как стратегии, планирования, создания и формирования личностно значимых событий для персонала;
г) организация компании как социально-педагогического пространства для личностного роста и профессиональной реализации сотрудника, создание условий оптимизации внутрифирменного психологического климата, которые происходят путем интеграции событийных технологий в структуру межличностных коммуникаций, что значительно углубляет представление о сущности, организационной природе, и педагогическом потенциале ивент-технологий.
Очевидно, что список критериев реализации педагогического потенциала ивент-технологии можно было бы продолжить, но суть проблемы не в количестве, а в том, что все выше перечисленные условия, образуют новую корпоративную коммуникацию, в которой выявление событийности как структурного элемента формирования корпоративной культуры обусловлено наличием «деформации», которая связана с обеднением событийной насыщенности жизни человека и неудовлетворенностью ею, что может стать причиной отклоняющегося поведения работника (прогулы, хамство, должностные нарушения, инфантильное поведение). Профилактика и корректировка поведения может быть реализована через воспитательную деятельность, воспитательные ситуации, насыщенные событиями,
оказывающими влияние на ценностно-смысловую сферу личности при помощи развития знаний и наращивания опыта жизненной ориентации, инициативы, лидерства в принятие сложных решений.
В таком широком контексте, когда корпоративная среда предстает в роли педагогической системы и демонстрирует совокупность системных элементов, сущность вышеизложенного сводится к тому, что степень разработанности данной проблемы может быть охарактеризована следующим образом. В области социально-философских и дисциплинарных исследований найдены общие подходы к пониманию сути и содержанию корпоративной культуры, ее динамики развития, ее ценностных аспектов, идейной базы, но проблемам трансформации культуры организаций, обусловленной серьезными социокультурными изменениями в обществе, не отведено достаточного внимания. Этот контекст позволяет выделить перспективное направление разработки механизмов взаимодействия запросов, личностных желаний работников, их этических и
моральных ценностей, сформированной корпоративной культурой ресурсами ивент-технологий. Таким образом, ивент-технология может рассматриваться как ресурс формирования корпоративной культуры и решать не только
задачу передачи максимального объема знаний, но и учитывать духовно-нравственное развитие человека, порождать расширение предметного поля педагогики, организуя, выстраивая ее цели и задачи.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Структура жизненного пути: избр. психол. труды / Б.Г. Ананьев // Психология и проблемы человекознания; под ред. А.А. Бодалева; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд., стер. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2008. - 431 с.
2. Бурнацева Э.Р. Актуальные тенденции развития инновационных технологий в Event-маркетинге / Э.Р. Бурнацева // Event-маркетинг. - 2012.
3. Каверина Е.А. Событийные коммуникации в культуре: философская пропедевтика и маркетинговая
практика / Е.А. Каверина. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2011. -87 с.
4. Назимко А.Е. Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей / А.Е. Назимко. - М., СПб.: Вершина, 2007. - 223 с.
5. Сковородкин А.В. Использование event-технологии в организации досуга семьи / А.В. Сковородкин // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2009. - № 4. - С. 122-125.
6. Деловой союз организаторов мероприятий «Ивент Лига» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eventliga.ru/
Сведения об авторе:
Азарова Юлия Александровна (г. Санкт-Петербург, Россия), специалист по учебно-методической работе 1 категории, кафедра режиссуры и актерского искусства эстрады, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, e-mail: [email protected]
Data about the author:
J. Azarova (St. Petersburg, Russia), Education and Methodology specialist of the 1-st category, Department of direction and performance variety arts, St. Petersburg State Institute of Culture, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.10.2018