Научная статья на тему 'Ценности молодежи в современном российском обществе: от социоцентризма к персоноцентризму'

Ценности молодежи в современном российском обществе: от социоцентризма к персоноцентризму Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
274
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЦЕНТРИЗМ / ПЕРСОНОЦЕНТРИЗМ / ЦЕННОСТИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / SOCIOCENTRISM / PERSONOCENTRISM / VALUES / IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Красавина Екатерина Валерьевна

В статье анализируется специфика духовно-ценностной среды, в которой происходит социализация современной российской молодежи. Рассматривается состояние ценностных компонентов гражданской, религиозной, политической идентичностей сегодняшних россиян, оценивая его в контексте оппозиции “социоцентризм-персоноцентризм”. Автор приходит к выводу, что динамика изменений в духовной сфере современного российского общества характеризуется смещением массовых ценностных ориентаций от социоцентризма к персоноцентризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values of Young People in the Contemporary Russian Society: from Sociocentrism to Personocentrism

The specific character of spiritual-valuable environment in which takes place socialization of contemporary Russian young is analyzed. The state of valuable components of civil, religious, political identity of present-day Russian people, assessing it in the contents of opposition “sociocentrism-personocentrism” is considered. The author comes to the conclusion that dynamics of changes in spiritual sphere of contemporary Russian society is characterized by Shifting of mass valuable orientation from sociocentrism to personocentrism.

Текст научной работы на тему «Ценности молодежи в современном российском обществе: от социоцентризма к персоноцентризму»

УДК 316.34/35

ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ОТ СОЦИОЦЕНТРИЗМА К ПЕРСОНОЦЕНТРИЗМУ

Е.В. Красавина

Современное российское общество проходит этап системной трансформации. Одним из ключевых индикаторов этого процесса является динамика ценностных ориентаций, в частности, ориентаций молодого поколения. Данная статья посвящена анализу тенденций динамики гражданских, нравственных и религиозных ценностей современной российской молодежи и факторов, влияющих на эту динамику.

Нам представляется, что в современном российском обществе наблюдается кризис социоцентризма в ценностных ориентациях населения. Во-первых, имеет место кризис традиционно характерного для российской культуры государственнического типа социо-центризма. Отождествление общества с государством - один из ключевых пунктов социального мышления россиян. Но, как отмечает Е.Н. Данилова, «современное российское государство вообще мало стимулирует людей к осознанию себя его гражданами. Критическое отношение россиян к своему нынешнему государству и его структурам установлено множеством исследований, недоверие к государственным институтам достигает невероятных размеров. Выражается это во взаимной "безответственности": государство не несет ответственности за своих граждан и за то, что с ними происходит, и, соответственно, граждане не несут ответственности за свою страну» [1, с. 96].

Во-вторых, негосударственные, так сказать, социоцентрические ориентации - направленные на идентификацию с гражданским обществом - тоже слабы в силу неразвитости самих структур гражданского общества, низкой популярности гражданских инициатив у населения. Традиционно присущий многим россиянам патернализм, ориентация на го-

Красавина Екатерина Валерьевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом Российского государственного торгово-экономического университета, 125445, г. Москва, ул. Смольного, 36, e-mail: [email protected].

сударство и его активность, несмотря на недоверие к нему, имеют оборотной стороной слабость негосударственных гражданских ориентаций, приводящую тоже к ослаблению социоцентрических установок: «Отсутствие различного рода ассоциаций, сообществ, сильных профсоюзов и т.п., в которые граждане объединяются "снизу"... приводит к тому, что в обществе начинают господствовать диктат сильного, ориентация исключительно на собственные интересы. Поэтому так важны сегодня любые гражданские инициативы, любые проявления активности гражданского общества» [2]. Формирование гражданской идентичности, т.е. крепких гражданских ценностей-убеждений, происходит "только в гражданском обществе, когда у человека появляется возможность самоопределения и самоорганизации в категориях общественных групп и движений, существующих относительно независимо от государственной власти" [3, с. 141]. Традиционный для россиян патернализм часто препятствует такой групповой самоорганизации, так как государство рассматривается как возможный источник разнообразных бонусов, и занятие независимой позиции в сознании и предубеждениях масс россиян пока прочно ассоциируется с риском утратить благосклонность государства. В целом наличие гражданских ценностей-убеждений в современном российском обществе достаточно часто является скорее фактором риска в многообразных отношениях гражданина с государством и представляющей его бюрократической номенклатурой, и население, в том числе и молодежь, это осознает.

С другой стороны, наличие и проявление гражданских ценностей-убеждений по большей части остается социально не премируемым и в ряде случаев - там, где идет речь о ситуа-

Ekaterina Krasavina - Ph.D. in Sociology, associate professor of Personnel Management Department of the State Trade-Economical University, 36, Smolney Street, Moscow, 125445, e-mail: [email protected].

циях протеста или противостояния бюрократии, - часто способствует социальной изоляции и стигматизации их носителя. Население традиционно недолюбливает инициативных и принципиальных, выбирая индифферентно-дистанцированное отношение к ним.

В-третьих, исследования показывают и частое превалирование локальных и этнических идентификаций по отношению к гражданским, общероссийским, что тоже свидетельствует о снижении уровня социоцен-трических ориентаций и наличии центробежной тенденции, ориентирующей индивидов скорее на идентификацию с более дробными объединениями, чем с такими макросоциаль-ными акторами, как государство и общество. "Этнические (и локальные) идентификации, судя по результатам факторного анализа, автономны от общегражданских... Соответственно, в России для части населения важнее этнические и локальные сообщества" [1, с. 85]. О "центробежной энергии распада", высвободившейся после крушения СССР и пробудившей тенденции регионализации, этнического изоляционизма, ксенофобии, писал и О. Яницкий, характеризуя ее как один из мощных факторов социального риска в постсоветском российском обществе. Естественно, что эти тенденции имеют не только объективное, но и субъективное измерение, проявляясь в ослаблении общегражданских идентификаций и поддерживающих их ценностей-убеждений. У молодежи, рожденной и воспитывавшейся уже вне огромного ин-тегративного потенциала советской государственности и идеологии, это выражено гораздо сильнее, чем у поколений родителей, особенно у молодых представителей этнических меньшинств, для которых этническая идентичность часто превращается в сверхценность. Социоцентризм в установках такой молодежи присутствует в "центробежной" модификации - как ориентация на "малый социум": этническую группу, клан, общину, но не на государство и гражданское общество. Однако этот "малый социум" можно рассматривать и как своего рода собирательное "Я", процветание и успешность которого представляют персоноцентрическую цель.

Из других факторов, способствующих ослаблению социоцентристских ориентаций населения, следует отметить нарастание диспропорций в социально-экономическом и социокультурном развитии регионов, а также

рост экономической и социокультурной пропасти между столицей и небольшим числом мегаполисов - с одной стороны, и нищающей российской провинцией - с другой. Как отмечает С.Л. Кропотов, «десятилетние усилия посткоммунистической власти внятно сформулировать "российскую национальную идею" так и не увенчались успехом - не давался сюжет, так и не удалось выстроить нарратив, без которого никаких "идей" и национальных идентичностей не может быть по определению. Причины здесь не только объективные (невозможность построения целостной, непротиворечивой модели идентичности), но и субъективные, в том числе эпистемологические - . простая немыслимость общности в ситуации колоссальной фрагментации экономики, усилении разрыва между центром и провинциями» [4].

Ослаблению социоцентрических установок способствует и то, что рецидивирующая специфика российской модернизации породила затяжной конфликт и маятникообразные колебания ранга противостоящих друг другу терминальных социокультурных ценностей. Повышение ранга либерально-демократических ценностей, связываемых с модернизацией, сменяется поворотом к традиционализму и консерватизму, и наоборот. Исследования конца первого десятилетия ХХ1 в. отмечают, что интерес к демократическим ценностям, повысившийся в 90-е годы, ныне пошел на спад, в том числе и среди молодежи, период взросления которой как раз совпал с либерализацией 90-х. Социоцентризм сейчас скорее ассоциируется с традиционализмом и умеренным консерватизмом, для которого ключевыми ценностями являются порядок и стабильность, а не свобода. Однако эту ориентацию скорее следовало бы назвать "государствоцентризмом".

Что касается старшего поколения, то для многих его представителей социоцентри-ческие ориентации имеют четко выраженную ностальгическую окраску. Так, исследования гражданской идентичности современных россиян выявили, среди прочего, достаточно высокий процент людей, продолжающих идентифицировать себя с Советским Союзом, а не с РФ: «Советская идентичность запечатлена в памяти людей старших поколений. За более чем 10 лет с того момента, как перестал существовать Советский Союз, причастность к советскому народу еще живет в людском

сознании: более 60 % выбирают такую идентификацию, либо когнитивно, либо эмоционально, из них почти 17 % не приемлют нынешнего российского гражданства (не выбирают характеристику "гражданин России")» [1, с. 82]. Естественно, что молодежь не может ориентироваться на эту ностальгическую и контрпродуктивную модель гражданских ценностей, межпоколенческий социокультурный лаг не сокращается, что препятствует восстановлению социетального единства.

В то же время современная российская действительность не предлагает молодым людям привлекательную для них модель демократических ценностей. Этому в большой степени способствовала дискредитация демократических процессов и ценностей самими правящими элитами постперестроечного периода. Если в 90-е годы массы людей разочаровались в демократии и либерализме из-за неоправданной жестокости "шоковой терапии" и резкого отказа государства от своих традиционных социальных обязательств, то в последние десятилетия, как подчеркивает Ж.Т. Тощенко, "происходила имитация демократизации страны. Наряду с оправданными мерами по повышению ответственности региональных органов власти. осуществлены акции по ограничению представительства различных политических партий в законодательных и представительных органах власти. Установлен неоправданно высокий барьер для прохождения политических партий в Го -сударственную Думу - 7 % голосов. И меры, принятые по допуску представителей партий, набравших не менее 5 %, это, скорее, изображение демократичности, чем ее реальность" [5, с. 205]. Отсутствие питательной среды для реального развития демократии обусловило падение интереса населения и особенно молодежи к демократическим ценностям, неверие в демократические лозунги. Все более размывается само представление массового сознания о содержании демократических ценностей, которые ассоциируются с аномией, анархией, беспределом, а также с антироссийской деятельностью "пятой колонны", ангажированной Западом. Фактором утраты нравственных ориентиров в политике, лежащих в основе выработки осознанных убеждений, является и поведение представителей элит, меняющих партии и позиции в соответствии с политической ситуацией, демонстрируя этим отсутствие каких бы то ни было убеждений.

Вероятно, по этим причинам у молодежи свобода и политическая демократия из разряда терминальных ценностей отчетливо перекочевали в категорию инструментальных. Это видно из того, что ранг индивидуальной свободы как ценности у современных молодых россиян очень высок, но она рассматривается ими скорее как средство и условие не ограниченного общественными обязательствами жизненного устройства, более эффективной самореализации, достижения социальной успешности. Иначе говоря, свобода нужна, но не как самоцель и не как социальная, разделяемая с другими ценность.

Молодое поколение демонстрирует дефицит социоцентризма и тем, что оно политически и социально индифферентно. О росте индивидуализма и социальной, политической, гражданской индифферентности говорит тот факт, что современные молодые россияне в массе своей уклоняются от участия в социальной и общественной жизни. В сравнении с показателями участия британской молодежи в общественных ассоциациях, публичных дискуссиях, клубной деятельности (30-40 %) молодые россияне, проявляющие общественную активность, составляют всего 2-3 % от их общего числа. При этом даже в этом небольшом количестве к общественной деятельности и гражданским инициативам тяготеют в основном представители студенчества и самой младшей возрастной подгруппы российской молодежи. По мере взросления интерес к общественной деятельности ослабевает. Интересно то, что эти данные относятся именно к общественной активности на досуге, т.е. практикуемой без принуждения и материальной заинтересованности, что говорит о снижении ранга связанных с этой деятельностью ценностей именно как терминальных ценностей-убеждений. Это вполне объяснимо, если вспомнить, что социализация молодого поколения россиян проходила в условиях аномии, массового разочарования поколения родителей сначала в марксистских идеологических, а затем в либеральных ценностях.

Однако у современной российской молодежи не сформированы не только политические и гражданские ценности-убеждения. В массе молодых людей слабеет само стремление иметь позитивные убеждения, не ценится самообразование и работа над собой, если то и другое не направлены на конкретные прагматические цели. Об этом свидетельству-

ет то же сравнение молодых россиян с англичанами. 20 % молодых британцев в свободное время занимаются в кружках, посвящают свой досуг самодеятельности и общению по интересам, тогда как у российской молодежи соответствующий показатель составляет 1,5-2 % [8]. Однако в то же время молодые россияне готовы вкладывать усилия и средства в обучение и самообразование, если это необходимо для успешной карьеры и реализации достижительных целей.

Дефицит гражданских и политических ценностей-убеждений, пронизывающий все современное российское общество, дополняется растущим дефицитом актуальных нравственных ценностей. Это можно заметить по растущему взаимному безразличию и отчуждению людей, отсутствию готовности приходить на помощь друг другу в трудных и опасных ситуациях. Нехватка необходимой толерантности по отношению к носителям иной крови, культуры, религии проявляется в возросшем числе преступлений на почве национальной и религиозной неприязни, открытых групповых межэтнических столкновений. Растет социальное неприятие сексуальных меньшинств. В то же время исследователи уже много лет отмечают рост неоправданной толерантности к явным нарушениям норм нравственности и права: неосуждение обществом и индивидами взяточничества, коррупции, самосудных убийств и многих других криминальных и безнравственных по своей природе деяний. Большую лепту в это внесли и вносят СМИ, популяризирующие криминальные модели поведения и тем самым способствующие их "опривычиванию" в массовом сознании.

Необходимо отметить и такой фактор, как снижение качества и сокращение объема гуманитарной составляющей школьного образования, традиционно служившей базой нравственного воспитания (в особенности преподавание литературы). Последнее обстоятельство имеет особенное значение в силу огромной роли образования как института социокультурного воспроизводства и воспроизводства менталитета народа. Как пишет Б.С. Гершун-ский, "...менталитет социума отражает те инвариантные характеристики индивидуальных и общественных менталитетов, которые дают наиболее общие и достаточно стабильные во времени представления о духовном мире, ценностных приоритетах и мировоззренческих

установках всего народа, образующего данный социум, его мотивационных устремлениях и потенциальной поведенческой активности" [7]. Снижение внимания общества к качеству гуманитарного образования - важнейший фактор размывания нравственных критериев в массовом сознании и утраты им непосредственной нравственной интуиции, столь характерной для россиян в прошлом. Господство в современном образовании ориентации на технократическую рациональность приводит к пропорциональному сокращению представленности в нем культурно-духовной составляющей [8]. Расширение знаниевой компоненты образования идет за счет сокращения выполнения им социокультурной функции, что сказывается на эффективности социализации в рамках образовательных институтов.

Как показали исследования, дисфункции института образования этим не исчерпываются. Современная российская система образования пронизана коррупцией. Хотя в этом она едва ли отличается от других институтов, связанная с этим степень разрушительности и дисфункциональности применительно к системе образования гораздо выше, поскольку практикуемые дисфункциональные модели замечаются и воспринимаются молодым поколением. По утверждению одного из респондентов И. Клямкина и Л. Тимофеева, "если говорить о той коррупции, с которой сталкивается каждый и чуть ли не ежедневно, то... самое безнравственное, что у нас есть, -это система образования" [9]. Если основной социализирующий институт так воспринимается обывателем, то как может идти речь о выполнении им функции воспитания у молодежи нравственных ценностей-убеждений и социоцентрических ориентаций? Напротив, при сложившейся ситуации институты образования действуют как школа симулятивного воспроизводства ценностей.

Наконец, в настоящее время претерпевают изменения и религиозные ценности-убеждения россиян. После многих десятилетий официального атеизма религиозные ценности продвигаются правящей элитой как возможная основа обновления социетального единства. Исследователи отмечают: "Российское общество в постсоветский период характеризуется поисками нового идеологического базиса, способного объединить россиян, разобщенных в результате экономических и социальных изменений, на основе единых ценностей.

В ходе конструирования новой нормативно-ценностной основы российского общества задействуются также религиозные системы ценностей" [10]. Однако после недолгой эйфории, связанной со снятием ограничений на религиозное самовыражение, массовый интерес к вере приобрел скорее формальный характер: религиозность проявляется на уровне ритуалов гораздо более, чем на уровне глубоких эмоциональных переживаний и осознанных убеждений. Интенсивность религиозной жизни, характерная для дореволюционного российского общества, так и не восстановилась. Как отмечают исследователи, «в сравнении с дореволюционным прошлым, в нынешней посткоммунистической России... большинство населения религиозно безразлично, хотя многие и считают себя "православными"» [11]. Другие авторы констатируют двойственность и ритуальный характер новой российской православной религиозности: «Как культурная идентичность, православность становится, по меньшей мере, двуслойной идентичностью. Культурные характеристики (празднование некоторых религиозных праздников и ношение креста, например) выступают внешней оболочкой, соприкасающейся с "большим" социумом, а собственно религиозная составляющая (в узком смысле слова) остается в латентном состоянии... Под религиозной составляющей в данном контексте мы подразумеваем весь комплекс психологических переживаний, связанный с рациональным и иррациональным опытом постижения христианского Бога"» [3, с. 145]. Из сказанного следует, что возрождаемая православная религиозность рассматривается ее носителями скорее как внешняя культурная форма, проявляющаяся в выполнении религиозных ритуалов, оформляющих повседневную жизнь, а не как внутреннее состояние, способное продуцировать устойчивые религиозные убеждения.

Проблематичность формирования у молодых россиян глубоких религиозных убеждений как основы социоцентрической ориентации связана и с конфессиональной неоднородностью российского общества, затрудняющей превращение конфессиональных ценностей-убеждений в социетальные. Опора на традиционные ценности православия в поисках новой государствообразующей идеологии может привести к еще большему расколу общества - уже не по властно-имущественному, а по конфессиональному при-

знаку: "В условиях, когда Россия превратилась в поликонфессиональную (а не только многонациональную) страну, уповать только на православие является ошибочным из-за абсолютизации этой идеи", - пишет Ж.Т. То -щенко [5, с. 88]. В известной степени выходом из положения в последнее время послужило введение в оборот обобщенного понятия "традиционные религии", объединяющего православие в единый социокультурный комплекс с другими религиями, издавна существующими на территории России. Этот термин взяла на вооружение и сама РПЦ. Так, нынешний патриарх, а в то время митрополит Кирилл утверждал: «...Мы настаиваем на правомочности употребления термина "традиционные религии". речь идет о религиозных верованиях, которые бытовали в данных местах исстари и не были занесены в них извне, не были, как мы сегодня сказали бы, импортированы в нашу страну. Так вот, уникальная особенность отечественной национальной истории заключается в том, что на протяжении тысячи лет в России традиционные религии ее народов никогда не входили в прямые конфликты и столкновения» [12]. Однако искусственность этого понятия очевидна, как и его неоднозначность. Оно также обладает дискриминационным потенциалом, тем более что не вполне ясно, какая инстанция и по каким критериям должна дифференцировать религии на традиционные и нетрадиционные.

Для молодежи, в отличие от более взрослых поколений, характерен как раз духовный поиск, отталкивающий от традиционных религиозных ориентиров, которые воспринимаются как навязываемые обществом или родителями. Этот поиск, тяга к новому толкает часть молодых людей именно к тем формам религиозности или квазирелигиозности, которые принято относить к нетрадиционным: в различные секты тоталитарного типа, пограничные с религией субкультуры, например, неоязычество. Этот же путь ведет и к сатанизму, присутствие которого в российском обществе расширяется. Нам представляется, что источником всех подобных ориентаций является в конечном счете протест против всех вариантов религиозных и внерелигиозных систем ценностей, которые правящие элиты пытаются использовать в качестве легитимирующей основы установленного порядка.

Проведенный нами обзор показывает, что в современном российском обществе -

практически во всех его институтах, так или иначе ответственных за социокультурное воспроизводство социоцентрических терминальных ценностей, - сложилась ситуация, исключающая эффективное выполнение этой функции. Поэтому социализация молодежи под влиянием этих дисфункционально работающих институтов уже изначально приобретает скорее формальный, демонстрационный и ритуальный характер. Формальное, симуля-крическое бытование ценностей в социальном пространстве ощущается и осознается молодыми людьми как объективное состояние их жизненного мира, исключающее позицию искренней ориентации на социоцентрические ценности-убеждения. В то же время эффективность социальных практик, основанных на ценностно-нейтральном, а по сути отрицающем содержание ценностей обмене, показывает молодым людям ту модель социального поведения, которая реально вознаграждаема социальной средой.

Для более глубокого понимания ситуации, в которую попадает адаптирующийся молодой субъект, обратимся к некоторым моментам социологиеской концепции П. Бур-дье. В своей трактовке социальной практики Бурдье исходит из того, что практика имеет дорефлексивную природу. Она является продуктом взаимодействия, с одной стороны, объективно сложившихся социальных структур (институтов), а с другой - глубинных ин-териоризированных структур культуры, которые представляют собой в пространственной социологии Бурдье определенные ментальные диспозиции в социальном пространстве, т.е. дорефлексивные когнитивные схемы. Совокупность таких схем он обозначает как габитус - устойчивый когнитивный комплекс, определяющий поведение актора на практике. Согласно определепнию Бурдье, "габитус есть одновременно система схем производства практик и система схем восприятия и оценивания практик. В обоих случаях эти операции выражают социальную позицию, в которой он был сформирован. Вследствие этого габитус производит практики и представления, поддающиеся классификации и объективно дифференцированные" [13].

Как явствует из этого определения, актор на дорефлексивном уровне воспринимает и оценивает сложившуюся ситуацию и соответствующим образом бессознательно строит свои практики. Он может не отвергать

рефлексивно интериоризированные ранее ценности, но в своих повседневных практиках дорефлексивно не ориентироваться на них. Речь идет о формировании новой когнитивной схемы интерпретации действительности, в которой социоцентрические терминальные ценности выносятся за скобки как не участвующие в организации реальных социальных взаимодействий и в силу этого и прагматически бесполезные, и не востребуемые самим обществом. Поскольку социальное пространство по-прежнему представляет собой в ценностном отношении вакуум, а искусственные идеологические конструкции так и не обеспечили необходимого социетального единства, общество как целое как бы распадается в восприятии акторов на ряд практически автономных структур, в каждой из которых существует свой ритуал имитации следования ценностям, но под формой этого ритуала происходит постоянный прагматически ориентированный обмен. Для того чтобы включиться в реальный процесс жизнедеятельности этих структур, в совокупности презентирующих общество как целостность, необходимо усвоить универсальный ключевой алгоритм симуляции социоцентризма.

Таким образом, имитация-симулякр становится тем ключом, владение которым обеспечивает участие в реальных социальных обменах, а следовательно, занятие реальных статусных позиций и получение реальных социальных бонусов. Именно эта реальная сфера социальных взаимодействий и является той новой средой, по отношению к которой осуществляется адаптация. Это среда, конституированная обменными практиками, находящимися вне ценностно-нормативной регламентации. Поэтому в процессе социализации, которая к тому же сама по себе дисфункциональна, подготовить молодых акторов к нахождению в ней невозможно. К этой среде можно лишь приспособиться, адаптироваться к ее флуктуациям, т.е. принять ценностно-нейтральную, принципиально адаптивную (гибкую), индифферентную по отношению к социоцентрическим ценностям модель поведения.

Из сказанного можно сделать следующие выводы:

1. В современном российском обществе наблюдается кризис социоцентризма в цен-

ностных ориентациях акторов, обусловленный такими факторами, как ослабление доверия населения к государству в результате отказа государства от патерналистской модели отношений с гражданами в 90-е годы; слабость негосударственных структур гражданского общества как альтернативных государству адресатов социоцентристских мотиваций акторов; центробежные тенденции, приведшие к росту значения локальных и этнических идентичностей в сравнении с общегражданскими; разочарование населения в либерально-демократических политических ценностях после "шоковой терапии" и аномии 90-х годов. Ослабление социоцентризма способствовало укреплению персоноцентристских ориентаций.

2. Вакуум социетальных ценностей-убеждений, сохраняющийся несмотря на попытки правящих элит создать новую государ-ствообразующую идеологию, детерминирует примат персоноцентризма в ценностных ори-ентациях молодежи, находящий проявление в гражданской и политической индифферентности; инструментализации и индивидуализации ценностей свободы и саморазвития; фор-мально-ритуалистическом отношении к ценностям религии, не переходящим в глубокие ценности-убеждения; дефиците нравственных ценностей, выражающемся в росте толерантности к криминальному и безнравственному поведению, агрессивной ксенофобии, размывании общесоциальных критериев нравственной оценки.

3. Все институты современного российского общества, реализующие межгенерационное социокультурное воспроизводство социоцентрических терминальных ценностей, в настоящее время работают в дисфункциональном режиме, транслируя лишь отужден-ную от содержания форму этих ценностей. Формальное, симулякрическое присутствие ценностей в социальном пространстве воспринимается молодежью как объективное состояние их жизненного мира, исключающее социоцентрические ориентации. В то же время эффективность социальных практик, основанных на ценностно-нейтральном, а по сути отрицающем содержание ценностей обмене, показывает молодым людям ту модель социального поведения, которая реально вознаграждается социальной средой. Эта модель

состоит в фактическом вынесении за скобки социоцентрических по направленности ценностно-нормативных ориентаций при формальной имитации следования им.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилова Е.Н. Гражданские и этнические идентификации в России и в Польше // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М.: Ин-т социологии РАН, 2006. 328 с.

2. Плискевич Н. Система "Власть - Собственность" в современной России // Экономический портал. [Электронный ресурс]. URL: http://institutiones.com/ general/1033-sistema-vlast-sobstvennost.

3. Рыжова С.В. О соотношении религиозной идентичности и гражданского сознания // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М.: Ин-т социологии РАН, 2006. 328 c.

4. Цит. по: Федотова В.Г. Модернизация "другой" Европы. М.: Ин-т философии РАН, 1997. 256 с.

5. Тощенко Ж.Т. Кентавр-проблема (опыт философского и социологического анализа). М.: "Новый хронограф", 2011. 552 с.

6. Горшков М.К., Петухов В.В., Андреев А.Л. и др. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты // Информационно-аналитический бюллетень. 2007. № 4. C. 82-83.

7. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Изд-во Флинта, 1998. 352 с. С. 128.

8. См.: Валицкая А.П. Российское образование: Модернизация и свободное развитие // Педагогика. 2001. № 7. С. 3-6.

9. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. 596 с. С. 142-143.

10. Шумилова Е.А., Ходжаева Е.А. Особенности становления российской гражданской идентичности мусульман в Татарстане // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М.: Ин-т социологии РАН, 2006. 328 с. С. 132.

11. Кырлежев А. Заметки о типах религиозного сознания // Власть церкви. Публицистические статьи. 1994-2000. М.: Пробел-2000, 2003. 192 с.

12. Митрополит Кирилл. Опыт взаимодействия традиционных религий - великое культурно-цивилизационное достояние многонациональной России // Русская православная церковь. Архив официального сайта Московского патриархата 1997-2009. [Электронный ресурс]. http://www. mospat.ru/archive/33465.htm.

13. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // М.: "Начала", 1994. 388 с. С. 193-194.

6 июня 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.