ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
Т.Б. Новикова, студент
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-2-186-189
Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие таможенного дела в соответствии с нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исследованы предпосылки для внедрения современных технологий в деятельность таможенных органов, а также особенности создания и применения систем электронного декларирования, технологии «удаленного выпуска товаров» и др. Автор также акцентирует внимание на рассмотрении основных направлений проекта Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на период до 2030 года.
Ключевые слова: таможенное дело, цифровизация, электронное декларирование, удаленный выпуск товаров, ^-технологии, искусственный интеллект, "интеллектуальный" пункт пропуска, глобальная транзитная система.
Существующие реалии современного мира таковы, что эпоха компьютеризации постепенно сменяется цифровыми технологиями. Цифровизация - это сложный процесс преобразования информации в цифровую форму, который в большинстве случаев ведет к снижению издержек, росту производительности труда, появлению новых возможностей по созданию, передаче, хранению и шифрованию необходимых пользователю сведений. Простыми словами, цифровизация - это новая ступень в жизни общества и государства, позволяющая внедрять современные технологии для переноса в цифровую среду функций, ранее выполнявшихся людьми и организациями [1].
В связи с этим, цифровые технологии, как один из инструментов информационного общества, не только упрощают жизнь современного человека, но и являются стратегическим ресурсом для развития различных сфер деятельности государства: экономика, здравоохранение, образование, оборона, промышленность и др.
Кроме того, в странах с наиболее устойчивым экономическим ростом прослеживается тенденция цифровизации экономики. Повышение экономической эффек-
тивности - одна из основных задач, стоящая перед государствами всего мира. На сегодняшний день довольно сложно представить совершение какой-либо внешнеэкономической операции без применения современных информационных технологий. В связи с этим, вектор стратегического развития Российской Федерации и государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) направлен на внедрение цифровизации и информатизации в соответствующих таможенных органах в целях ускорения производства таможенных операций, обеспечения прозрачности совершаемых таможенных и снижения коррупционных рисков.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 397 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) [2], а также ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (далее - ФЗ «О таможенном регулировании в РФ») [3] под таможенным делом в Российской Федерации понимается совокупность методов и средств обеспечивающих:
- соблюдение порядка и условий ввоза товаров в РФ и их вывоза из страны;
- нахождение и использование товаров в РФ или за ее пределами;
- порядок совершения таможенных операций;
- порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законами РФ;
- порядок исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых пошлин;
- порядок проведения таможенного контроля.
Ввиду того, что операции, проводимые таможенными органами, направлены на повышение эффективности внешнеэкономической деятельности стран-участниц ЕАЭС, цифровые технологии помогают сокращать сроки исчисления, уплаты таможенных платежей и пошлин, сроки процедур таможенного оформления, повышать работоспособность специалистов таможенных органов, а также осуществлять контроль за лицами, участвующими во внешнеторговых отношениях. Это необходимо потому, что адаптация злоумышленников к современным системам таможенных органов служит одной из предпосылок создания новых способов и средств обеспечения экономической безопасности. Кроме того, ТК ЕАЭС предусматривает отдельную главу, посвящённую информационным системам и информационным технологиям, используемыми таможенными органами, декларантами и иными заинтересованными лицами.
Так, электронное таможенное декларирование, ставшее в 2014 году обязательным, на территории России производится на основе таможенной декларации в виде документа, подписанного электронной подписью. Кроме того, предоставление электронного вида таможенной декларации обязательно и при её подаче на бумажном носителе. Несмотря на упрощенность процедуры, электронное декларирование представляет собой полноценный документооборот, снижающий временные затраты на оформление, заполнение, копирование и архивирование, а также дающий
возможность передавать в таможенные органы информацию о товарах из любой точки России, имеющей доступ к сети Интернет [4].
Несмотря на то, что электронное декларирование практикуется участниками внешнеэкономической деятельности более 18-ти лет, проблемы несовершенства данной процедуры существуют и на сегодняшний день. Ввиду того, что все таможенные процедуры могут совершаться только в рабочее время, утром на серверах информационных систем наблюдается значительное скопление деклараций, что приводит к снижению эффективности работы таможенных органов. Более того, на удаленных пунктах пропуска чаще всего имеется только спутниковая связь, поэтому наблюдается отсутствие информационной инфраструктуры для проведения электронного декларирования.
Развитие электронного декларирования стало фундаментом для внедрения технологии удаленного выпуска товаров как эффективной формы таможенного администрирования. Так, в соответствии с письмом Федеральной Таможенной Службы России (далее - ФТС РФ) «О применении технологии удаленного выпуска товаров» [6] на сегодняшний день происходит четкое разделение таможенных операций на процессы документального и фактического контроля, которые осуществляют различные таможенные органы, в результате чего отпадает необходимость использовать процедуру внутреннего таможенного транзита, «открывать» и «закрывать» доставку товаров. Иными словами - декларация подается на внутренний таможенный пост, а сам товар хранится на приграничном складе временного хранения (далее - СВХ) или прилегающей к нему зоне таможенного контроля, где и осуществляется его фактический контроль.
Повышение эффективности таможенного администрирования и контроля, рост товарооборота, обеспечение национальной безопасности РФ и правомерности взимания таможенных платежей, содействие развитию международной торговли - ряд задач, поставленных перед ФТС России на сегодняшний день. Таможенное дело - это
сфера государства, неустанно претерпевающая изменения. В связи с этим, на смену Стратегии развития ФТС России до 2020 года пришла новая - Стратегия развития ФТС России до 2030 года, которая включает в себя ряд мероприятий, утвержденных Распоряжением Правительства РФ № 1388-р от 23 мая 2020 г. [7].
«Целью развития ФТС РФ является формирование к 2030 году качественно новой, насыщенной искусственным интеллектом, умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства» - таким является целевой ориентир развития таможенной службы в России.
Достижение цели возможно путем решения ряда задач:
1. Внедрение ^-технологий, способных обеспечивать автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза;
2. Создание высокотехнологичных систем и устройств, способных автоматически предупреждать и пресекать незаконное перемещение через государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов и радиоактивных отходов;
3. Применение "интеллектуального" пункта пропуска, способного работать в качестве точки приема предварительной информации для всех государственных контрольных органов, контролировать перемещение транспортных средств (считывание и распознавание регистрационных номеров транспортных средств), осуществлять реализацию системы электронной очереди и электронный документооборот, осуществлять пропуск товаров, перемещаемых беспилотным транспортом и др.
4. Создание и использование единой системы транзита, основанной на современных ^-технологиях и сопряжении транзитной системы Союза с транзитными системами стран европейского региона Всемирной таможенной организации.
Суммируя вышеизложенное, следует сделать вывод, что на сегодняшний ФТС России разработано достаточное количество перспективных цифровых и информационных технологий, способных повысить эффективность таможенного администрирования и выполнить намеченные Правительством РФ цели. А технологии, существующие на данном этапе развития таможенных органов, действительно упрощают таможенный документооборот и автоматизируют ряд процессов.
Библиографический список
1. Пикулёва О.А. Цифровизация: основные термины. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://freedocs.xyz/docx-461882302 (Дата обращения 11.02.2021)
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Консультант Плюс. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (Дата обращения 11.02.2021)
3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (Дата обращения 11.02.2021)
4. Павлова Я.В. Проблемы использования информационных технологий в таможенных органах // Экономические науки. - 2019. - №3 (11). - С. 31-33.
5. Паулов П.А. К вопросу о личном таможенном досмотре как форме таможенного контроля // Актуальные проблемы правоведения. - 2014. - № 3-4 (43). - С. 76-79.
6. Письмо ФТС России от 28.03.2012 N 01-11/14513 (ред. от 19.10.2018) «О применении технологии удаленного выпуска товаров» // Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_128421/ (Дата обращения 11.02.2021)
7. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (Дата обращения 11.02.2021)
PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF DIGITAL
TECHNOLOGIES IN CUSTOMS
T.B. Novikova, Student
Supervisor: P.A. Paulov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)
Abstract. This article examines the concept of customs in accordance with the norms of the Customs Code of the Eurasian Economic Union and the Federal Law "On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation", investigated the prerequisites for the introduction of modern technologies into the activities of customs authorities, and also features of the creation and application of electronic declaration systems, technology of "remote release of goods", etc. The author also focuses on the consideration of the main directions of the draft Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation for the period up to 2030.
Keywords: customs, digitalization, electronic declaration, remote release of goods, IT technologies, artificial intelligence, "smart" checkpoint, global transit system.