УДК 339.54
JEL К19, L89, O38
DOI 10.26425/1816-4277-2020-5-71-77
Сальникова Анастасия Владимировна
канд. историч. наук, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир, Российская Федерация
ORCID: 0000-0003-0029-3125 e-mail: [email protected]
Чернова Мария Анатольевна
студент, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-3434-8318 e-mail: [email protected]
Sal'nikova Anastasiya
Candidate of Historical Sciences, Vladimir State University, Vladimir, Russia
ORCID: 0000-0003-0029-3125 e-mail: [email protected]
Chernova Maria
Student, Vladimir State University, Vladimir, Russia ORCID: 0000-0002-3434-8318 e-mail: [email protected]
ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ КАК ОСНОВНОЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. Рассмотрены сущность, назначение и понятие электронной таможни. По результатам анализа нормативных правовых актов и научной литературы сделан вывод об отсутствии системного понятия электронной таможни. На основе выявленных ключевых характеристик сформулировано соответствующее авторское определение. Проанализированы проблемы развития института электронной таможни в Российской Федерации, основными из которых выступают несовершенство используемых технологий, недостаточная квалификация кадров электронных таможен, несовершенный механизм взаимодействия электронной таможни с остальными элементами системы, отсутствие критериев эффективности деятельности электронных таможен, теоретической базы и понятийного аппарата института электронной таможни. Определены перспективы развития электронной таможни и сделаны выводы о необходимости совершенствования теоретической, законодательной и технической базы развития таможенных органов в условиях цифровизации экономики Российской Федерации.
Ключевые слова: электронная таможня, цифровизация экономики, электронное декларирование, таможенные органы, автоматическая регистрация, автоматический выпуск, развитие таможенных органов, цифровая таможня, безбумажная таможня.
Цитирование: Сальникова А.В., Чернова М.А. Электронная таможня как основной вектор развития таможенных органов в условиях цифровизации российской экономики//Вестник университета. 2020. № 5. С. 71-77.
ELECTRONIC CUSTOMS AS THE MAIN VECTOR OF CUSTOMS AUTHORITIES DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY
Abstract. The essence, purpose and concept of electronic customs have been considered. According to the results of the analysis of regulatory legal acts and scientific literature, a conclusion about the absence of a system concept of electronic customs has been drawn. Based on the identified key characteristics, the corresponding author's definition has been formulated. The problems of the development of the electronic customs institute in the Russian Federation have been analysed, the main ones are the imperfection of the technologies used, the insufficient qualifications of electronic customs personnel, the imperfect mechanism of interaction between electronic customs and other elements of the system, the absence of criteria for the effectiveness of electronic customs, the theoretical foundation and the conceptual framework of the electronic customs institute. The prospects for the development of electronic customs have been determined and conclusions about the need to improve the theoretical, legislative and technical basis for the development of customs authorities in the context of the digitalization of the economy of the Russian Federation have been made. Keywords: electronic customs, digitalization of the economy, electronic declaration, customs authorities, automatic registration, automatic release, development of customs authorities, digital customs, paperless customs.
For citation: Sal'nikova A.V., Chernova M.A. (2020) Electronic customs as the main vector of customs authorities development in the context of digitalization of the Russian economy. Vestnik universiteta. I. 5, pp. 71-77. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-5-71-77
© Сальникова А.В., Чернова М.А., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
Цифровизация - глобальный мировой тренд, которому подвержены все сферы общественной жизни. На протяжении последнего десятилетия цифровые данные приобретают все более ключевое значение для мировой экономики, являясь неотъемлемым элементом интеграции и экономического роста стран. В настоящее время российская экономика находится на пути цифровой трансформации. Согласно национальной программе «Цифровая экономика», первые мероприятия состоялись в 2018 г., а полный переход к цифровым данным ожидается к 2024 г. [1].
Таможенная служба Российской Федерации играет важнейшую роль в развитии экономики страны, обеспечивая около 30 % доходов федерального бюджета. В связи с этим цифровизация экономической среды обусловила начавшееся пять лет назад реформирование системы таможенных органов, предполагающее создание центров электронного декларирования, которое продолжилось в 2018 г. учреждением первых в стране электронных таможен [2].
Создание нового элемента таможенной системы с набором специфических функций и особым порядком функционирования вызвало ряд неопределенностей. Новизна реализованного механизма работы электронной таможни обусловила проблемы совершения некоторых таможенных операций как таможенными органами, так и участниками внешнеэкономической деятельности. Отсутствие в законодательстве четкого понятия электронной таможни усложняет научно-исследовательский процесс, лишая его, при этом, должной объективности.
Несмотря на значительное количество научных трудов в рассматриваемой области, на сегодняшний день отсутствует комплексное исследование, которое отражало бы сущность электронной таможни как неотъемлемого элемента таможенной системы в условиях цифровой экономики. Стоит отметить, что в настоящее время не существует единого подхода к пониманию электронной таможни как в законодательстве, так и в отечественной научно-исследовательской литературе.
Согласно положениям Письма Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) России от 25 декабря 2017 г. № 01-11/73654 «Об электронных таможнях», региональная электронная таможня является специализированным таможенным органом, компетенция которого ограничивается исключительно совершением таможенных операций в электронной форме [4, ч. 1]. Такое понятие соответствует деятельности уже существующих электронных таможен, которые являются региональными (одна электронная таможня на одно региональное таможенное управление) и осуществляют функции по электронной обработке данных в целях совершения таможенных операций и организации таможенного контроля. Однако понятие не отражает место электронной таможни в системе таможенных органов, а также целей и порядка ее функционирования.
В научных публикациях и рабочих материалах Всемирной таможенной организации присутствует упоминание таможни как безбумажной, электронной и цифровой. При этом отмечается отсутствие фактических отличий понятий и их использование согласно предпочтениям [8, с. 163]. На наш взгляд, такая позиция недостаточно верна. Так, представляется, что «безбумажная таможня» указывает на изменение формата используемых таможенной службой данных с бумажного на электронный в результате цифровизации экономики. В свою очередь «электронная таможня» предполагает помимо цифрового характера данных участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), автоматизацию ряда функций должностных лиц таможенных органов [5]. «Цифровая таможня» является более совершенной в части организации электронных функций и базируется на масштабном охвате информации, составляющей объект деятельности таможенной системы [9, с. 169]. Аналогичного мнения придерживается А. Ю. Кожанков, утверждая, что «цифровая» таможня шире и более модернизирована по сравнению с «электронной» [6, с. 94]. Данная точка зрения обоснована автором на примере зарубежного опыта. В своем исследовании С. В. Мозер подчеркивает, что «государства-члены ЕАЭС в рамках совершенствования таможенного администрирования развивают институт электронной таможни, но не цифровой. Иное не вытекает из анализа нормативных правовых актов таможенных администраций наших стран, рабочих материалов ЕЭК, а также аналитики в СМИ» [7, с. 184]. Приведенные различия представляются существенными и обусловливают разграничение понятий «безбумажная», «цифровая» и «электронная таможня».
В новейших научных трудах не сформулировано четкого определения электронной таможни, что еще раз подтверждает отсутствие комплексности исследований. Кроме того, на сегодняшний день, данные официального сайта ФТС России, как основного источника пользовательской информации в сети «Интернет», не позволяют определить электронную таможню должным образом. Доступная для пользователя информация об электронной таможне ограничивается одноименным разделом сайта, на котором представлены
ссылки для электронного декларирования, некоторые реестры открытых данных и иные сведения, относящиеся преимущественно к электронному декларированию [12]. При этом первая электронная таможня была основана более года назад, и информация о ней, как о специализированном таможенном органе, должна быть доступна заинтересованным пользователям официального сайта.
Таким образом, на сегодняшний день отсутствует комплексное понятие электронной таможни как в законодательстве, так и в научной литературе. Кроме этого, в науке и правоприменительной практике не выработано разграничение понятий безбумажной, электронной и цифровой таможни, что провоцирует неверное применение специфических характеристик соответствующего типа таможни к реализуемой в России программе цифровой таможни. Разработка понятийного аппарата института электронной таможни имеет важнейшее значение для развития теории и практики таможенного администрирования. В системе понятий центральное место должна занимать «электронная таможня», как конкретный этап, реализуемый в России и странах Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в настоящее время.
В рамках настоящей статьи предлагается идентифицировать электронную таможню с одной стороны, как специализированный таможенный орган, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающий реализацию задач и функций ФТС России в регионе своей деятельности, осуществляющий выполнение таможенных операций исключительно в электронной форме, а с другой - как обусловленный цифровизацией экономики комплексный механизм осуществления таможенных операций в электронном виде, направленный на автоматизацию таможенных процессов, ускорение и повышение эффективности таможенной деятельности, являющийся ступенью к созданию цифровой таможни.
Создание и организация деятельности электронных таможен в России базируется на нормах международного и национального права и методических рекомендациях Всемирной таможенной организации и рабочих органов ЕАЭС.
В настоящее время в России созданы и функционируют 4 электронных таможни. Порядок их деятельности определен законодательством ЕАЭС и Российской Федерации, в частности Письмом ФТС России от 25 декабря 2017 г. № 01-11/73654 «Об электронных таможнях», где определены структура электронной таможни, штатный состав, элементы правового статуса и порядок взаимодействия органа с остальной таможенной системой.
Функционирование региональных электронных таможен осуществляется во взаимодействии со всеми элементами регионального уровня таможенной системы: региональным таможенным управлением (находится в его подчинении), таможнями фактического контроля (взаимодействуют в ходе осуществления деятельности), центром электронного декларирования (подчиняются и получают информацию с постов фактического контроля) и оперативной таможней.
Цифровизация экономики, определив необходимость трансформации таможенной среды, легла в основу деятельности электронных таможен и определила основные особенности ее функционирования. Специфическими чертами электронной таможни как государственного органа системы исполнительной власти являются использование преимущественно цифровой информации, организация деятельности, исключающая личный контакт должностных лиц электронной таможни и участников ВЭД, автоматизация принятия решений по всем операциям (за исключением подозрительных).
В качестве объекта для анализа выбрана Уральская электронная таможня (исходя из полноты и объема доступных статистических данных) [3].
На основании данных о выполнении показателей результативности и эффективности деятельности таможни в IV квартале 2018 г. и основных показателях деятельности Уральской электронной таможни в 1 полугодии 2019 г., в таблице 1 представлены сводные данные о результативности деятельности Уральской электронной таможни в рассматриваемом периоде [10; 11].
Представленные данные демонстрируют стабильный рост нагрузки на Уральскую электронную таможню, обусловленный увеличением количества участников ВЭД (более 50 % от общего количества участников ВЭД региона), и ростом количества поданных таможенных деклараций. Также отмечается рост процента ав-тозарегистрированных деклараций на товары и транспортные средства (далее - ДТ), что указывает на относительную стабильность функционирования электронных систем и работы соответствующих специалистов.
Таблица 1
Основные показатели деятельности Уральской электронной таможни в 2018-2019 гг.
Период Кол-во ДТ с изменением кода ЕТН ВЭД ЕАЭС Кол-во решений о классификации товаров Доначислено в результате корректировки, млн руб. Взыскано, млн руб.
Январь 2019 г. 34 42 0,169 0,097
Февраль 2019 г. 29 48 1,426 0,548
Март 2019 г. 46 103 0,234 0,234
Апрель 2019 г. 60 64 23,602 23,143
Май 2019 г. 52 74 7,572 3,111
Июнь 2019 г. 65 249 1,851 4,276
Итого 286 580 34,854 31,409
Составлено авторами по материалам исследования
В то же время доля ДТ, выпущенных автоматически, снизилась по сравнению с 2018 г. на 6,8 %. Данный факт свидетельствует либо о проблемах технического характера, либо о росте числа случаев неверного (недостоверного) заполнения деклараций на товары.
Данные о среднем времени выпуска деклараций на товары указывают на рост времени выпуска экспортных ДТ, а также на динамику срока выпуска ДТ по импортным операциям. В качестве причин роста времени выпуска товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, в отчете Уральской электронной таможни отмечены следующие:
- возникновение нештатных ситуаций ввиду сбоя программного обеспечения - 10 случаев за рассматриваемый период;
- несвоевременное поступление информации от внешнего таможенного органа - 14 случаев за рассматриваемый период;
- некомпетентность должностного лица - 7 случаев за рассматриваемый период.
Таким образом, можно констатировать наличие несовершенств в процессе организации деятельности электронных таможен, связанных с используемыми программами и технологиями, качеством подготовки и переподготовки кадров, а также неслаженным взаимодействием электронных таможен с другими элементами таможенной системы.
Важным критерием эффективности деятельности таможенного органа является исполнение плана по перечислениям в федеральный бюджет. В 2018 г. Уральская электронная таможня обеспечила поступления в размере 11,3 млрд рублей, выполнив план на 101,6 %; в 1 квартале 2019 г. поступления составили 14,9 млрд рублей и 101,1 % от запланированного показателя; во 2 квартале 2019 г. в федеральный бюджет перечислено 15,4 млрд рублей, а план выполнен на 100,2 % (см. рис. 1).
Можно заключить, что за весь период деятельности Уральская электронная таможня обеспечивала поступления в федеральный бюджет сверх установленных государством прогнозов.
Итак, на фоне перевыполнения плана по перечислению средств в федеральный бюджет, можно констатировать наличие негативной тенденции к увеличению времени выпуска экспортных таможенных деклараций, что значительно снижает общую эффективность деятельности таможенного органа. Также в 2019 г. снизилась результативность таможенного контроля таможенной стоимости. Однако, согласно отчетам о результатах деятельности Уральской электронной таможни, и в 4 квартале 2018 г., и в первом полугодии 2019 г., деятельность таможенного органа оценивается как отличная.
Проведенный анализ позволил выявить ряд несовершенств в работе Уральской электронной таможни и нормативном регулировании ее работы. Данные проблемы отмечаются в деятельности всех электронных таможен Российской Федерации и характеризуют функционирование института в целом:
- несовершенство используемых технологий, которое выражается в нестабильности программного и технологического обеспечения электронных таможен, приводящей к сбою рабочего режима таможенного органа;
- отсутствие налаженного взаимодействия электронной таможни и таможен фактического контроля, которое выражается в нарушении сроков получения электронными таможнями рабочей информации от таможен и таможенных постов фактического контроля;
- недостаточная квалификация кадров электронных таможен, которая выражается в технических ошибках, приводящих к временным издержкам;
- недостаточная проработка механизма функционирования электронной таможни в части обращений участников ВЭД, которая выражается в невозможности урегулирования возникающих в процессе совершения таможенных операций вопросов, по причине исключения контакта сотрудников электронной таможни с декларантами;
- отсутствие критериев эффективности, отражающих результат деятельности электронных таможен, что приводит к искажению выводов в процессе анализа их работы;
- отсутствие теоретической базы и понятийного аппарата института электронной таможни в России, что затрудняет дальнейшее его развитие на основе объективных и обоснованных рекомендаций.
15
3 а
-
=
'Л
о С
4 квартал 2018 г
1 квартал 2019 г
2 квартал 2019 г
Время
поступления
Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 1. Исполнение обязанности по перечислениям в федеральный бюджет Уральской электронной таможней
Исходя из этого, дальнейшее становление электронной таможни, как основного направления развития таможенных органов Российской Федерации, должно осуществляться с учетом выявленных несовершенств.
Итак, в заключение статьи отметим, что главной отличительной чертой электронной таможни является отсутствие контактов с участниками ВЭД: все операции выполняются исключительно в электронном виде. Эта особенность отражает общее назначение электронной таможни - автоматизацию таможенных операций, которая приведет к повышению эффективности таможенной деятельности за счет большего информационного охвата, скорости совершения операций, исключения человеческого фактора (в том числе коррупционной составляющей), повышения прозрачности и точности совершения таможенных формальностей.
На сегодняшний день в России функционируют 4 электронных таможни. Анализ показателей деятельности Уральской электронной таможни, позволил заключить, что автоматизация регистрации деклараций на товары достигает уровня 50 %, а автоматизация выпуска 29 %. На сегодняшний день механизм работы электронной таможни не является совершенным и требует модернизации в направлении нормативного регулирования, информационного, программного и технологического обеспечения.
Цифровые реалии диктуют необходимость трансформации таможенной сферы, поэтому электронная таможня выступает основным вектором развития таможенных органов на современном этапе.
Библиографический список
1. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_328854/ (дата обращения: 04.04.2020).
5
0
2. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.2018 № 988 «О решении коллегии ФТС России от 29.05.2018 «О создании единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования. Проблемы и пути их решения» [Электронный ресурс] // Информационный таможенный портал «Альта-Софт». - Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/18pr0988/ (дата обращения: 04.04.2020).
3. Приказ ФТС России от 07.06.2018 № 902 «О создании Уральской электронной таможни» // СПС «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP &n=496338#03319692659015383 (дата обращения: 04.04.2020).
4. Письмо ФТС России от 25.12.2017 № 01-11/73654 «Об электронных таможнях» [Электронный ресурс] // Информационный таможенный портал «Альта-Софт». - Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/17p73654/ (дата обращения: 04.04.2020).
5. Года, А. Ю., Егорова, У А., Макрусев, В. В. Цифровая таможня: зарубежный опыт и актуальные проблемы их решения в России // Экономические исследования и разработки: научно-исследовательский журнал. - 2019. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edrj.ru/article/06-04-2019 (дата обращения: 04.04.2020).
6. Кожанков, А. Ю., Бабенко, К. И., Боброва, О. Г. Цифровая таможня - современный международный тренд. Сущностные характеристики и прогнозируемые эффекты // Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы: материалы 15-й Международной конференции. Москва, 25 мая 2017 г. - М.: Университетская книга, 2018. - С. 92-96.
7. Мозер, С. В. Совершенствование таможенного регулирования: формирование теоретических основ института цифровой таможни на основе подходов Всемирной таможенной организации // Проблемы экономики и юридической практики. -2019. - № 4. - С. 179-188.
8. Мозер, С. В. Формирование института электронной таможни во Всемирной таможенной организации // Социально-политические науки. - 2019. - № 2. - С. 160-169.
9. Рябой, В. А. Электронная таможня как составляющая электронного правительства: состояние, проблемы, перспективы (украинский опыт) // Таможня. - 2015. - № 2. - С. 167-171.
10. Итоги деятельности Уральской электронной таможни за 2018 год // Уральское таможенное управление [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://utu.customs.ru/document/text/197441 (дата обращения: 04.04.2020).
11. Основные показатели деятельности Уральской электронной таможни в 1 полугодии 2019 года // Уральское таможенное управление [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://utu.customs.ru/document/text/236222 (дата обращения: 04.04.2020).
12. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customs. ru/ecustoms (дата обращения: 04.04.2020).
References
1. Pasport natsional'nogo proekta "Natsional'naya programma "Tsifrovaya ekonomika Rossiiskoi Federatsii" (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam, protokol ot 04.06.2019 № 7) [Passport of the national project "National Program" Digital Economy of the Russian Federation "(Approved by Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on Strategic Development and National Projects, Protocol № 7, dated on June 4, 2019)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (accessed 04.04.2020).
2. Prikaz FTS Rossii Ministerstva finansov Rossiiskoi Federatsii ot 26.06.2018 № 988 "O reshenii kollegii FTS Rossii ot 29 maya 2018 goda "O sozdanii edinoi seti elektronnykh tamozhen i tsentrov elektronnogo deklarirovaniya. Problemy i puti ikh resheniya" [Order of the Federal Customs Service of Russia of the Ministry ofFinance of the Russian Federation № 988, dated on June 26,2018 "On the Decision of Board of the Federal Customs Service of Russia "On Creation of Uniform Network of Electronic Customs and Centers of Electronic Declaring. Challenges and Ways to Solve Them" dated on May 29, 2018 ]. Informatsionnyi tamozhennyi portal "AFta-Soft" [Alta -Soft customs information portal]. Available at: https://www.alta.ru/tamdoc/18pr0988 (accessed 04.04.2020).
3. Prikaz FTS Rossii ot 07.06.2018 № 902 "O sozdanii Ural'skoi elektronnoi tamozhni" [Order of the Federal Customs Service of Russia "On Establishment of Ural Electronic Customs" №. 902, dated on June 7, 2018]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=496338#025471209786526705 (accessed 04.04.2020).
4. Pis'mo FTS Rossii ot 25.12.2017 №01-11/73654 "Ob elektronnykh tamozhnyakh" [Letter of the Federal Customs Service of Russia "On Electronic Customs"№ 01-11/73654, dated on December 25, 2017]. Informatsionnyi tamozhennyi portal "AFta-Soft" [Alta -Soft customs information portal]. Available at: https://www.alta.ru/tamdoc/17p73654/ (accessed 04.04.2020).
5. Goda A. Y., Egorova U. A., Makrusev V. V. Tsifrovaya tamozhnya: zarubezhnyi opyt i aktual'nye problemy ikh resheniya v Rossii [Digital customs: foreign experience and current problems of solving them in Russia]. Ekonomicheskie issledovaniya
i razrabotki: nauchno-issledovatel'skii zhurnal [Economic Development Research Journal], 2019, no. 4. Available at: http://edrj. ru/article/06-04-2019 (accessed 04.04.2020).
6. Kozhankov A. Yu., Babenko K. I., Bobrova O. G. Tsifrovaya tamozhnya - sovremennyi mezhdunarodnyi trend. Sushchnostnye kharakteristiki i prognoziruemye effekty [Digital customs is a modern international trend. Entity characteristics and predictive effects]. Gosudarstvennoe upravlenie Rossiiskoi Federatsii: vyzovy i perspektivy: materialy 15-i Mezhdunarodnoi konferentsii, 25 maya 2017 g. [Public Administration of the Russian Federation: Challenges and Prospects: Proceedings of the 15th International Conference, May 25, 2017]. Moscow, Universitetskaya kniga, 2018. pp. 92-96.
7. Mozer S. V. Sovershenstvovaniye tamozhennogo regulirovaniya: formirovanie teoreticheskikh osnov instituta tsifrovoi tamozhni na osnove podkhodov Vsemirnoi tamozhennoi organizatsii [Improving customs regulation: building the theoretical framework for digital customs based on World Customs Organization approaches]. Problemy ekonomiki i yuridicheskoi praktiki [Economic problems and legal practice], 2019, no. 4, pp. 179-188.
8. Mozer S. V. Formirovanie instituta elektronnoi tamozhni vo Vsemirnoi tamozhennoi organizatsii [Establishment of the Institute of Electronic Customs at the World Customs Organization]. Sotsial'no-politicheskie nauki [Sociopolitical sciences], 2019, no. 2, pp. 160-169.
9. Ryaboi V. A. Elektronnaya tamozhnya kak sostavlyayushchaya elektronnogo pravitel'stva: sostoyanie, problemy, perspektivy (ukrainskii opyt) [Electronic customs as a component of e-government: state, problems, prospects (Ukrainian experience)]. Tamozhnya [Customs], 2015, no. 2, pp. 167-171.
10. Itogi deyatel'nosti UraTskoi elektronnoi tamozhni za 2018 god [Results of the Ural Electronic Customs operations for 2018]. UraFskoe tamozhennoe upravlenie [Ural Customs Administration]. Available at: http://utu.customs.ru/document/text/197441 (accessed 04.04.2020).
11. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti Ural'skoi elektronnoi tamozhni v 1 polugodii 2019 goda [Main indicators of the Ural Electronic Customs activity in the 1st half of the 2019]. UraFskoe tamozhennoe upravlenie [Ural Customs Administration]. Available at: http://utu.customs.ru/storage/document/document_file/2019-08/07/HTorn%20geaTeflbHOCTK%201%20 noflyrogne%202019. docx (accessed 04.04.2020).
12. Ofitsial'nyi sait Federal'noi tamozhennoi sluzhby Rossii [Official website of the Federal Customs Service of Russia]. Available at: http://customs.ru/ecustoms (accessed 04.04.2020).