Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития спортивного ориентирования в современных условиях'

Проблемы и перспективы развития спортивного ориентирования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
766
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ СПОРТА / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОДИФИКАЦИЯ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SPORTS / ORIENTEERING / ARCHERY / COMPETITIVENESS / MODIFICATION / POPULARIZATION / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Тарасов Ариан Егорович, Алексеев-стасов Павел Михайлович

В статье на примере такого вида спорта, как спортивное ориентирование, поднимается проблема возможности популяризации некультивируемых видов спорта. Авторами обосновывается перспективность спортивного ориентирования, направленного на массовость, доступность для населения. Предлагаются три модели организации соревнований по спортивному ориентированию, модифицированного с точки зрения экономической целесообразности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Тарасов Ариан Егорович, Алексеев-стасов Павел Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects for development of sports orientation in modern conditions

Using the example of such sport as orienteering, the article raises the problem of the possibility of popularizing of the uncultivated sports. The authors substantiate the prospects of orienteering, aimed at mass, accessibility for the population. Three models of organizing the orienteering competitions are proposed, modified in terms of the economic feasibility.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития спортивного ориентирования в современных условиях»

Scientific Bulletin of the Ural Academy ofpublic service: political science, Economics, sociology, Issue 1, pp. 2304-3369.

2. Kiryanova, L.A. Morozova, L.V. and Dmitriev, I.V. (2018), "Pedagogical and organizational issues of anti-doping in sports", Uchenye zapiski university. imeni P. F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 108117.

3. Naumov, A.O. (2017) "Sports diplomacy as a tool of "soft power", World politics, No. 4, pp.

32-43.

4. Naumov, A.O. "Soft power" and foreign policy image of the Russian Federation", available at: http: // www.perspektivy.info/rus/gos/magkaja_sila_i_vneshnepoliticheskij_imidzh_ rossijskoj_feder-acii_2015-03-30.htm.

5. Ponkin, I.V. (2017), State administration in the field of sports, Buki Vedi, Moscow.

6. Ponkin, I.V. (2014), "Technologies of "soft power" as a means of dysfunction and destruction of the state", Law and education, No. 12, pp. 95-111.

7. Carrard, F. (2011), "Sport and politics on the international scene", Rivista di studipolitici ed internazionali, Vol. 78, No. 1, pp. 25-32.

8. Nygard, N. and Gates, S. (2013), "Soft power at home and abroad: sport diplomacy, politics and peace-building", International area studies review, Vol. 16, No. 3, pp. 235-243.

9. Nye J. (1990), Bound to Lead: The Changing Nature of American Power, Basic Books, New

York

10. Nye J. (2004), Soft Power. Means of success in world policies, Public Affairs, New York.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.07.2019

УДК 796.56

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Сардаана Ивановна Колодезникова, кандидат педагогических наук, доцент, Ариан Егорович Тарасов, кандидат педагогических наук, доцент, Павел Михайлович Алексеев-Стасов, студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация

В статье на примере такого вида спорта, как спортивное ориентирование, поднимается проблема возможности популяризации некультивируемых видов спорта. Авторами обосновывается перспективность спортивного ориентирования, направленного на массовость, доступность для населения. Предлагаются три модели организации соревнований по спортивному ориентированию, модифицированного с точки зрения экономической целесообразности.

Ключевые слова: виды спорта, спортивное ориентирование, стрельба из лука, конкурентоспособность, модификация, популяризация, физическая культура.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF SPORTS ORIENTATION

IN MODERN CONDITIONS

Sardaana Ivanovna Kolodeznikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Arian Egorovich Tarasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pavel Mikhailovich Alekseev-Stasov, the student, North-Eastern Federal University, Yakutsk

Annotation

Using the example of such sport as orienteering, the article raises the problem of the possibility of popularizing of the uncultivated sports. The authors substantiate the prospects of orienteering, aimed at mass, accessibility for the population. Three models of organizing the orienteering competitions are proposed, modified in terms of the economic feasibility.

Keywords: sports, orienteering, archery, competitiveness, modification, popularization, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

В современной действительности все сферы жизнедеятельности модернизируются, трансформируются. Физическая культура как социальное явление призвана отвечать актуальным потребностям общества. В данное время в мире развитие области физической культуры и спорта связано с постоянным увеличением ее видового разнообразия, появлением новых видов физкультурно-спортивной деятельности, возрастанием популярности традиционных видов спорта, обновлением перечня видов спорта и дисциплин. Эта тенденция обусловлена развитием потребностей населения, конкуренцией в традиционных видах спорта, естественным ходом развития конкретного вида спорта и потребностью в усилении зрелищной привлекательности спортивных соревнований. Такие новые виды спорта, как фристайл, шорт-трек, бодибилдинг, спортивная аэробика, синхронное плавание, дельтапланеризм, спортивный виндсерфинг, ски-арк и др. открыли современному спорту другие яркие соревновательные возможности. В настоящее время из новых видов спорта активно развиваются во всем мире такие виды спорта, которые:

- являются модификацией уже известного вида спорта (например, кикбоксинг и его производные. Не так давно появились и развиваются различные версии кикбоксинга: фулл-контакт, семи-контакт, лайт-контакт и др.)

- произошли из слияния, соединения уже известных традиционных видов спорта (например, биатлон - соединение пулевой стрельбы и бега на лыжах, арчери-биатлон -соединение стрельбы из лука и бега на лыжах, шахбокс - соединение шахмат и бокса). Особенностью таких видов является их резкое различие, но практическая совместимость.

Озвученная тенденция в маркетинге обозначается как «product life cycle», т. е., жизненный цикл товара: время существования товара на рынке с момента первоначального появления до прекращения его реализации [1].

Прохождение жизненных стадий (циклов) видами спорта подтверждает и В. А. Ред-реев, считая, что современное развитие отдельно взятого вида спорта, в том числе и спортивного ориентирования, подвержено прохождению устоявшихся этапов норм и законов, которые оно проходит в стадии развития и совершенствования [2].

Детальный анализ особенностей возникновения новых видов спорта в мировом масштабе, причин, признаков их зарождения был проведен коллективом авторов Белгородского государственного национального исследовательского института. По их мнению, данный процесс является закономерным и имеет явные признаки появления новых видов спорта [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В данной работе мы предлагаем модифицировать такой вид спорта, как спортивное ориентирование, которое, несмотря на свою общедоступность для различных категорий населения и разнообразие подвидов ориентирования, имеет свои проблемы по развитию и популяризации как вида спорта. Это и дефицит бюджетного финансирования из-за занятости сегодня государственных органов управления обеспечением поддержки и продвижения, в первую очередь, олимпийских видов спорта; и низкая конкурентоспособность среди остальных видов спорта. Это определяется тем, что спортивное ориентирование по популярности в настоящее время уступает другим видам спорта, по нашему мнению, в связи с отсутствием определенной зрелищности, что сильно мешает виду спорта активно конкурировать за «борьбу» спроса у населения с остальными традиционными и новыми видами спорта, которые своей зрелищностью имеют особый устоявшийся спрос к занятиям у населения России, в частности, Республики Саха (Якутия). При этом, по мнению Л.В. Мельниковой, Мокрушина И.А. «в последнее время наблюдается активность в популяризации этого вида спорта. Возрос интерес, основанный на потребности населения в знаниях способов ориентирования на местности. Эта потребность приобретает особую актуальность в связи с тем, что за летний период в лесах теряется большое количество людей» [4, С.23].

Автор считает, и мы с эти согласны, что необходимо обратить внимание на организационно-педагогические условия для формирования основ знаний и умений по ориентированию, совершенствовать научно-методические разработки доступных модификаций ориентирования [4].

Нами предлагается модификация спортивного ориентирования путем слияния элементов олимпийского вида спорта «стрельба из лука» с условным названием «Арчери-ори-ентир». Основываясь на общепринятых классификациях видов соревнований по спортивному ориентированию и стрельбы из лука, разработали три разные модели правил соревнований по Арчери-ориентиру (рисунок).

Рисунок - Схематичные модели организации соревнований по Арчери-ориентиру

Каждая модель представляет собой три разные уровни сложности, которая подходит как для начинающих, так и для более опытных спортсменов. Так как Арчери-ориентир -это гибридное слияние традиционных видов спорта, правила организации соревнований логично вытекают из этих видов спорта: форма проведения соревнований - ограниченный

контингент участников; место проведения - площадка среди искусственных препятствий, парковая зона и естественная местность. В соревновании по стрельбе из лука выбрали стрельбу из классического лука. Дистанция стрельбы от 5 до 30 метров, в зависимости от уровня соревнования. Стрельба ведется по трем видам мишени: бумажная мишень для классической стрельбы, бумажная мишень для полевой стрельбы и мишени для 3Б стрельбы. Количество контрольных пунктов (КП) со стрелковой зоной составляет в количестве от 1 до 5 в зависимости от сложности маршрута. Количество производимых выстрелов в каждом КП со стрелковой зоной составляет от 2 до 8 выстрелов в зависимости от уровня соревнования.

При организации соревнований необходимо следовать рекомендациям:

• Организаторам соревнований перед стартом обязательно нужно провести технический контроль участников. В контрольных пунктах со стрелковым зоной обязательно должен присутствовать руководитель стрельбы.

• При проведении соревнований по Лабиринту в личном первенстве нужно использовать многоступенчатую систему.

• При большом количестве разновозрастных участников нужно сделать отдельные финалы для разных возрастных групп.

• В случаях, когда финалы проводятся отдельно для разных возрастных групп, для участников финального забега нужно организовать зону изоляции, откуда они не могут видеть Лабиринт и то, как другие участники проходят дистанцию.

• Для финального забега нужно подготовить наиболее сложную дистанцию с множественными контрольными пунктами и с усложненным вариантом стрельбы из лука в стрелковой зоне. Если же проведение соревнований ограничено по времени, то возможно проведение соревнований по упрощенной схеме.

• В командных соревнованиях каждую последующую команду нужно запускать после завершения стрельбы в стрелковой зоне команды, которая еще не завершила свой маршрут, так как при эстафетной форме запуска команд в контрольном пункте со стрелковой зоной наибольшая вероятность появления «очереди».

• На каждую команду нужно подготовить комплект дистанций (по количеству человек в команде). Для того чтобы результаты были более объективными, необходимо получить разные дистанции на одном этапе у разных команд. В итоге по сумме всех этапов каждая команда пройдет примерно одинаковую по длине дистанцию.

ВЫВОДЫ

Остается добавить, что в современных условиях избирательности потребности населения к формам физической активности, повышения конкурентоспособности отдельных видов спорта, необходим комплексный подход в развитии и популяризации спортивного ориентирования как доступного вида спорта для различных категорий населения, призванного оптимизировать расходы на здравоохранение, так как связано с вовлечением максимально возможного числа граждан в занятия массовым спортом и физической культурой. С нашей точки зрения эффективность анализируемого вида спорта имеет большие перспективы для развития, если подойти к проблеме с позиции экономической целесообразности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Секерин, В.Д. Основы маркетинга : учебное пособие / В.Д. Секерин. - М. : КНОРУС, 2009. - 240 с.

2. Редреев, В.А. Повышение сложности ориентирования, как цель его популяризации и привлекательности / В.А. Редреев // Проблемы современного развития спортивного ориентирования : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2007. - С. 68-72.

3. Особенности возникновения новых видов спорта / Т.А. Миронова, Е.А. Арсеенко, Ф.И. Собянин, О.И. Самолюк // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2017.

- Т. 22. - Вып. 4 (168). - С. 74-80.

4. Мельникова, Л.В. Особенности развития спортивного ориентирования как вида спорта для всех на муниципальном уровне / Л.В. Мельникова, И.А. Мокрушина // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 5. - С. 23-25.

REFERENCES

1. Sekerin, V.D. (2009), Marketing Basics: tutorial, KNORUS, Moscow.

2. Redreev, V.A. (2007), "Increasing the difficulty of orientation, as the goal of its popularization and attractiveness", Problems of the modern development of orienteering, materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 68-72.

3. Mironova, T. and Arseenko, E. (2017), "Peculiarities of new kinds of sport appearance", Bulletin of the Tambov University. Humanities Series, Vol. 22, No. 4 (168), pp. 74-80.

4. Melnikova, L. and Mokrushina, I. (2012), "Features of the development of orienteering as a sport for all at the municipal level", Theory and practice ofphysical education, No. 5, pp. 23-25.

Контактная информация: [email protected].

Статья поступила в редакцию 07.08.2019

УДК 373

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский областной институт развития образования, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются концептуальные направления профессионального развития современного педагога в условиях цифровизации образования и трансформации непрерывного педагогического образования, создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Определены основные требования к развитию цифровых навыков педагога, восполнению существующих профессиональных дефицитов, и ключевые противоречия в современной школе, сдерживающие развитие цифровых технологий в образовании.

Ключевые слова: педагог, профессиональное развитие, непрерывное педагогическое образование, центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, профессиональные компетенции, цифровизация образования, цифровая образовательная среда, цифровые технологии, цифровые навыки.

TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE ERA OF DIGITAL

EDUCATION

Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Leningrad Regional Institute of Education Development, St. Petersburg

Annotation

In the article the conceptual directions of the modern teacher professional development in the era of digital education are considered. Features of transformation of the system of continuous teacher education, as well as creation of the centers for the continuous improvement of teacher's professional skills are reviewed. There have been identified the main requirements for the development of the teacher's IT skills, the replenishment of the existing professional deficits, and the key contradictions in the modern school that hinder the development of the digital technologies in education.

Keywords: teacher, professional development, continuous pedagogical education, professional competencies, digitalization of education, digital educational environment, IT, IT skills.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие и освоение новейших цифровых технологий в образовании является одной из первоочередных задач для достижения амбициозной задачи по вхождению Российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.