Научная статья на тему 'Актуальные направления компетенции региональной федерации спортивного ориентирования в Красноярском крае'

Актуальные направления компетенции региональной федерации спортивного ориентирования в Красноярском крае Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
340
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / БЛОКИ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Худик Анна Александровна

Включение лыжного ориентирования в Программу Универсиады-2019 требует значительной активизации работы региональной спортивной федерации Красноярского края. В первую очередь, необходим качественный анализ компетенций этой общественной организации и определение первоочередных мер для преодоления новых вызовов ее деятельности. Изучение федеральных и региональных нормативных документов физкультурно-спортивной отрасли, уставных документов всероссийской федерации спортивного ориентирования позволили определить перечень всех направлений работы, а проведенное социологическое исследование среди специалистов вида спорта, спортсменов и руководящих органов управления отраслью Красноярского края указывает на слабые механизмы в отдельных блоках необходимой компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Худик Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual directions of competence of regional federation of sports orienteering in Krasnoyarsk Region

Inclusion of ski orienteering in the Universiades-2019 Program demands considerable activation of work of the regional sports federation of Krasnoyarsk Region. First of all, the qualitative analysis of competences of this public organization and definition of prime measures are necessary for overcoming of new challenges to its activity. Studying of the federal and regional normative documents of physical culture and sports branch, authorized documents of the All-Russian federation of sports orienteering allowed to define the list of all areas of work, and the conducted sociological research among the experts in the sport, athletes and governing bodies of administration of Krasnoyarsk Region of the branch indicates weak mechanisms in the separate blocks of necessary competence.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления компетенции региональной федерации спортивного ориентирования в Красноярском крае»

3. При оценке уровня подготовленности с помощью стрелкового тренажера СКАТТ наблюдалось:

- исходное среднее состояние спортсменов в каждой из групп, (длина траектории L (мм) и анализ графика «Координации») (ЭГ=68,58±2,26 мм, средний результат попадания 8,7 очка; КГ=69,58±2,62 мм, средний результат попадания 9,0 очка), соответствует очень слабому уровню равновесия;

- уменьшение средней длины траектории по результатам контрольных стрельб, снятых с помощью стрелкового тренажера СКАТТ, составило: у экспериментальной группы на 50,11±1,33 мм, у контрольной группы на 33,69±2,13 мм;

- рост среднего результата попадания составил: для ЭГ=9,3 очка, что на 0,6 очка выше исходного состояния; для КГ=9,1 очка, что на 0,1 очка выше исходного состояния.

Анализ полученных данных свидетельствует о значительном повышении показателей устойчивости, а также результатов стрельбы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайнштейн, Л.М. Основы стрелкового мастерства / Л.М. Вайнштейн. - М. : Изд-во ДОСААФ, 1960. - 230 с.

2. Вайнштейн, Л.М. Стрелок и тренер / Л.М. Вайнштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1969. - 260 с.

3. Жилина, М.Я. Оценка техники стрельбы с помощью технических средств / М.Я. Жилина, А.А. Шалманов, А.В. Актов // Теория и практика физической культуры. - 1981. - № 11. - С. 12-14.

4. Качурин, С.Н. Методы формирования точностных действий с использованием компьютеризированных тренажеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Качурин С.Н. - М., 1994. -24 с.

5. Корх, А.Я. Комплексный контроль в пулевой стрельбе : методические рекомендации / А.Я. Корх, Е.В. Комова ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1987. - 95 с.

6. Корх, А.Я. Устойчивость тела при стрельбе из пистолета и некоторые возможности ее совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Корх А.Я. - М., 1965. - 20 с.

REFERENCES

1. Vainshtein L.M. (1960), The basics of shooting skill, DOSAAF, Moscow.

2. Vainshtein L.M. (1969), Shooter and coach, Physical culture and sport Moscow.

3. Zhilina, M.Ya., Shalmano,v A.A. and Aktov, A.V. (1981), Evaluation techniques of shooting using the hardware, Physical culture and sport, No. 11, рр. 12-14.

4. Kachurin S.N. (1994), Methods of forming the precision of action using computerized simulators, dissertation, Moscow.

5. Korh, A.Ya. and Komova, E.V. (1987), Integrated control in shooting, publishing house "GTSOLIFK", Moscow.

6. Korh, A.Ya. (1965), The stability of the body during the firing of a gun and some possibilities of its improvement, dissertation, Moscow.

Контактная информация: ocaaau@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.03.2015.

УДК 796.56

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФЕДЕРАЦИИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Анна Александровна Худик, магистрант, мастер спорта международного класса, Сибирский федеральный университет (СФУ), Красноярск

Аннотация

Включение лыжного ориентирования в Программу Универсиады-2019 требует значительной активизации работы региональной спортивной федерации Красноярского края. В первую оче-

редь, необходим качественный анализ компетенций этой общественной организации и определение первоочередных мер для преодоления новых вызовов ее деятельности. Изучение федеральных и региональных нормативных документов физкультурно-спортивной отрасли, уставных документов всероссийской федерации спортивного ориентирования позволили определить перечень всех направлений работы, а проведенное социологическое исследование среди специалистов вида спорта, спортсменов и руководящих органов управления отраслью Красноярского края указывает на слабые механизмы в отдельных блоках необходимой компетенции.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, региональная федерация, организационная и социально-педагогическая структура, блоки компетенции.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p166-173

ACTUAL DIRECTIONS OF COMPETENCE OF REGIONAL FEDERATION OF SPORTS ORIENTEERING IN KRASNOYARSK REGION

Anna Aleksandrovna Hudik, the undergraduate, master of sports of the international level, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Annotation

Inclusion of ski orienteering in the Universiades-2019 Program demands considerable activation of work of the regional sports federation of Krasnoyarsk Region. First of all, the qualitative analysis of competences of this public organization and definition of prime measures are necessary for overcoming of new challenges to its activity. Studying of the federal and regional normative documents of physical culture and sports branch, authorized documents of the All-Russian federation of sports orienteering allowed to define the list of all areas of work, and the conducted sociological research among the experts in the sport, athletes and governing bodies of administration of Krasnoyarsk Region of the branch indicates weak mechanisms in the separate blocks of necessary competence.

Keywords: sports orienteering, regional federation, organizational and social and pedagogical structure, competence blocks.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня главной действующей формой негосударственного физкультурно-спортивного объединения федерального масштаба являются общероссийские федерации по видам спорта [1, 9, 11]. Деятельность федераций направлена на развитие своих видов спорта, повышение их роли во всестороннем и гармоничном развитии личности, совершенствование высшего спортивного мастерства, укрепление позиций и повышение престижа того или иного вида спорта на международной арене [3, 14]. В субъектах РФ эти функции выполняют соответствующие региональные федерации, которые согласно основному принципу регионального законодательства в спортивной отрасли тесно взаимодействуют с органами исполнительной власти региона и органами местного самоуправления [4, 10, 15].

Роль Красноярской региональной краевой федерации спортивного ориентирования (КРКФСО) особенно усиливается в преддверии Всемирной Универсиады - 2019, куда включено лыжное ориентирование [2, 6, 8]. Кроме этого, предварительно регион обязан провести тестовые соревнования международного уровня по виду спорта на своей территории. Организация и проведение таких спортивных мероприятий предъявляет высокие требования и указывает на совершенно новые вызовы в деятельности региональной федерации. Несмотря на общее руководство со стороны общероссийской федерации спортивного ориентирования, практическая реализация полностью возлагается на региональное ее отделение. В связи с этим, актуальность предпринятого данного исследования обусловлена необходимостью детализации функций КРКФСО, выявления наиболее слабых звеньев в ее деятельности и определения приоритетных направлений работы в связи с подготовкой к проведению крупных международных спортивных мероприятий на территории региона.

МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ

Так как деятельность КРКФСО регламентирована государственными нормативными документами, на первом этапе исследования был изучен Федеральный отраслевой закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», устанавливающий экономические, организационные и социальные основы государственной политики в этой сфере [13]. Дополнительно исследовались устав всероссийской федерации и правила соревнований по спортивному ориентированию [12, 7], а также краевой отраслевой закон [5]. Эти документы стали базовыми для определения функций региональной федерации по виду спорта. В ходе изучения вышеуказанных материалов и теоретического анализа формировалась организационная и социально-педагогическая структура компетенций региональной федерации, исследовались и определялись ведущие факторы, обусловливающие продуктивность ее руководства. В итоге весь перечень задач, стоящих перед этой общественной физкультурно-спортивной организацией, был разделен на восемь блоков (табл. 1). Причем, представленная структура организационной деятельности соответствует задачам развития вида спорта в любом регионе РФ.

Таблица 1

Блоковая модель организационного и социально-педагогического управления

деятельностью региональной федерации спортивного ориентирования

| Организационные и социально-педагогические функции

1 блок: Коммуникативная деятельность

1.1. Связь и взаимодействие с государственным органом управления физической культурой и спортом в регионе после прохождения процедуры аккредитации

1.2. Совместная деятельность с местными федерациями вида спорта в муниципальных образованиях региона

1.3. Связь с отделениями по виду спорта в детско-юношеских спортивных школах

1.4. Связь со спортивными клубами средне-специальных и высших образовательных учреждений, развивающих вид спорта

2 блок: Организация и проведение спортивных мероприятий в регионе

2.1. Разработка, представление и утверждение в соответствующих государственных органах положений (регламентов) на планируемый календарный год

2.2. Предварительная подготовка (карта местности, планирование дистанций, бюллетени, транспорт, связь с государственными органами и учреждениями) к определенному спортивному мероприятию

2.3. Делегирование на определенный срок иным некоммерческим физкультурно-спортивным организациям права на проведение определенных спортивных мероприятий

2.4. Судейство в дни проведения определенного спортивного мероприятия

2.5. Создание и организация деятельности специального штаба по подготовке к проведению спортивного мероприятия по виду спорта на территории региона всероссийского или международного уровня

3 блок: Подготовка и участие в спортивных мероприятиях межрегионального, всероссийского и международного уровней спортсменов региона

3.1. Разработка и утверждение принципов и критериев отборов спортсменов в составы сборных команд региона в разных возрастных группах

3.2. Обеспечение подготовки спортивных сборных команд разных возрастных групп для участия в официальных спортивных мероприятиях, организация материально-технического и финансового обеспечения, контроля регулярной диспансеризации, антидопинговой пропаганды

3.3. Представление спортивных сборных команд разных возрастных групп на официальных спортивных мероприятиях

4 блок: Развитие вида спорта в регионе на массовом уровне

4.1. Организация и проведение в муниципальных образованиях региона всероссийского спортивно-массового мероприятия «Российский азимут»

4.2. Включение вида спорта в комплексные спортивно-массовые спартакиадные мероприятия региона среди школьников и обеспечение проведения

4.3. Обеспечение проведения вида спорта в программе региональной универсиады

4.4. Обеспечение проведения вида спорта в программе спартакиады городов региона

4.5. Обеспечение проведения вида спорта в программе сельских игр региона

4.6. Обеспечение проведения вида спорта в спартакиаде среди ветеранов

5 блок: Спортивно-техническое обеспечение развития вида спорта в регионе

5.1. Создание реестра спортивных объектов, пригодных для проведения спортивных мероприятий по виду спорта в регионе, координация функционирования этих спортивных объектов для более эффективной их эксплуатации

Организационные и социально-педагогические функции

5.2. Освоение новых местностей (подготовка картографического материала) в регионе для проведения спортивных мероприятий по виду спорта

5.3. Материально-техническое обеспечение современными техническими средствами (электронная система фиксации участников на контрольных пунктах, навигационные приборы регистрации движения по дистанции, телетрансляция мероприятия и т.п.) спортивных мероприятий, проводимых на территории региона

6 блок: Научно-методическая поддержка развития вида спорта в регионе

6.1. Разработка программы развития вида спорта в регионе на текущий период (на основе современного уровня спортивного менеджмента)

6.2. Анализ выступления спортсменов сборных команд региона на межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятиях и корректировка последующей подготовки с применением современных тренировочных методик на основе периодической диагностики спортсменов в региональном врачебно-физкультурном диспансере

6.3. Организация и проведение методико-практических семинаров для подготовки, переподготовки и повышения квалификации судей по виду спорта

6.4. Организация и проведение методико-практических семинаров для подготовки, переподготовки и повышения квалификации изготовителей спортивных карт по виду спорта

6.5. Организация и проведение научно-методических семинаров для стажировки тренеров и проведения мастер-классов с приглашением высококвалифицированных спортсменов

7 блок: Информационное обеспечение развития вида спорта

7.1. Открытие и обслуживание сайта региональной федерации

7.2 Анонсирование и реклама проведения спортивных мероприятий на территории региона

7.3 Освещение в СМИ достижений спортсменов региона на официальных спортивных мероприятиях всероссийского и международного уровней

7.4 Создание каталога научных и учебно-методических публикаций по виду спорта в разных изданиях для удобства поиска специальной литературы по развитию спортивного ориентирования населением

8 блок: Документооборот федерации

8.1. Подготовка представлений в государственный региональный орган управления физической культурой и спортом: на спортсменов к присвоению спортивных разрядов КМС, I, массовых; на тренеров к присвоению II, I и высшей тренерской категории; на судей к присвоению III, II и I судейской категории.

8.2. Подготовка представлений в общероссийскую федерацию: на спортсменов к присвоению спортивных званий МС, МСМК и почетного звания ЗМС; на тренеров к присвоению почетного звания ЗТР; на судей к присвоению всероссийской категории.

Изучение специфики функционирования системы управления развитием спортивного ориентирования в регионе показало, что она должна быть самостоятельным управленческим образованием с определенными функциями в каждом выделенном блоке. В качестве важнейших условий эффективности этой системы управления выступают:

- оптимальное количество блоков управления и их достаточная укомплектованность квалифицированными специалистами по виду спорта;

- соответствие блоков управления своему функциональному назначению;

- постоянное профессиональное совершенствование специалистов в каждом блоке в русле новых вызовов развития вида спорта;

- эффективное взаимодействие с местными, региональными и федеральными органами исполнительной власти по решению конкретных задач развития спортивного ориентирования в регионе.

На втором этапе исследования для выявления наиболее слабых блоков деятельности краевой федерации было проведено социологическое исследование. В социологическом опросе (п=150) приняли участие несколько групп специалистов физкультурно-спортивной отрасли и занимающихся спортивным ориентированием спортсменов:

- сотрудники министерства спорта Красноярского края (п=12), президиум КРКФСО (п=13);

- члены президиумов местных федераций края (Лесосибирск, Зеленогорск, Канск, Шушенское, Березовка) по спортивному ориентированию (п=23);

- инструкторы и тренеры СДЮШОР и Академии зимних видов спорта (п=15);

- сотрудники спортивных клубов вузов г. Красноярска (п=15);

- судьи вида спорта Красноярского края (п=22);

- спортсмены вида спорта (п=50).

Среди всех респондентов оказалось 55,3% (83 чел.) мужчин и 44,7% (67 чел.) женщин, из которых 78,7% (118 чел.) имеют физкультурное образование.

В опросных листах содержалась вся информация таблицы 1 и респондентам предлагалось оценить деятельность разных блоков компетенции КРКФСО исходя из трех ступеней - «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Результаты опроса представлены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка направлений компетенции региональной федерации спортивного ориенти-

>ования Красноярского края по результатам социологического опроса (п=150)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка деятельности

«Хорошо» «Удовлетворительно » «Неудовлетворительно»

1 Коммуникативная деятельность 64,7% 31,3% 4,0%

(97 чел.) (47 чел.) (6 чел.)

2 Организация и проведение спортивных 52,7% 42,0% 5,3%

мероприятий в регионе (79 чел.) (63 чел.) (8 чел.)

3 Подготовка и участие в соревнованиях 87,3% 12,7% -

разного уровня спортсменов региона (131 чел.) (19 чел.)

4 Развитие вида спорта в регионе на мас- 25,3% 72,0% 2,6%

совом уровне (38 чел.) (108 чел.) (4 чел.)

5 Спортивно-техническое обеспечение 41,4% 51,3% 7,3%

развития вида спорта в регионе (62 чел.) (77 чел.) (11 чел.)

6 Научно-методическая поддержка раз- 14,7% 62,0% 23,3%

вития вида спорта в регионе (22 чел.) (93 чел.) (35 чел.)

7 Информационное обеспечение разви- 21,3% 56,0% 22,7%

тия вида спорта (32 чел.) (84 чел.) (34 чел.)

8 Документооборот федерации 94,7% (142 чел.) 5,3% (8 чел.) -

Оценка общей деятельности КРКФСО (%): 50,3±14,8 41,5±12,6 8,2±7,5

Наиболее слабо оценены два блока: научно-методическая поддержка развития вида спорта в регионе и информационное обеспечение развития вида спорта. На «хорошо» научно-методический блок оценили менее 15% респондентов. 62% определили работу блока как удовлетворительную и более 23% не удовлетворены работой федерации в данном направлении. Оценивая блок информационного обеспечения, почти 23% респондентов остались не довольны его деятельностью, 56% удовлетворены и чуть более 21% довольны.

Высоко были оценены четыре блока: документооборот (94,7%), подготовка и участие в соревнованиях разного уровня спортсменов региона (87,3%), коммуникативная деятельность (52,7%), а также организация и проведение спортивных мероприятий в регионе. Подтверждением хорошей работы Красноярской краевой федерации спортивного ориентирования по данным направлениям является тот факт, что по результатам ежегодного конкурса краевого отраслевого Министерства, она неоднократно входила в число «Лучших спортивных федераций Красноярского края».

Немного хуже респонденты оценили развитие спортивного ориентирования в крае на массовом уровне. Тем не менее, более четверти (25,3%) поставили оценку «хорошо» и 72% опрошенных остались удовлетворены степенью популярности вида спорта среди населения края.

Мнения по поводу спортивно-технического обеспечения разделились достаточно равномерно. Более 41% опрошенных оценили его на «хорошо», 51,3% - на «удовлетворительно». В то же время 7,3 % остались недовольны уровнем развития в данном направлении. На наш взгляд, такие результаты обусловлены стремительными темпами развития научно-технического прогресса, элементами которого в спортивном ориентировании яв-

ляются:

- средства электронного контроля фиксации участников на контрольных пунктах;

- навигационное оборудование для отслеживания путей движения спортсменов в режиме реального времени;

- средства фиксации финиша с точностью до десятых долей секунды на спринтерских дистанциях и т. п.

Что касается итогов сводных данных опросов, в среднем более половины респондентов (50,3%) дают самую высокую оценку деятельности краевой федерации спортивного ориентирования. Учитывая то, что удовлетворительной ее деятельность оценивают еще в среднем 41,5% опрошенных, общий потенциал развития КРКФСО на сегодня вполне соответствует заявленным притязаниям на проведение в Красноярском крае крупных спортивных мероприятий по виду спорта всероссийского и международного уровней.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенный анализ нормативных документов физкультурно-спортивной отрасли в части деятельности федераций по видам спорта показал, что перечень необходимой компетенции ее деятельности достаточно широк и практически совпадает с диапазоном функций государственных органов управления. Это предъявляет высокие требования к региональным спортивным федерациям, особенно в случае взятых обязательств по проведению на своей территории крупных спортивных мероприятий. Федерация спортивного ориентирования Красноярского края в целом имеет потенциал для решения подобных задач. Однако существует необходимость акцентированной работы в части научно-методической поддержки, а также информационного обеспечения в рамках развития вида спорта. Также стоит отметить, что для реализации целей и задач региональной федерации спортивного ориентирования Красноярского края в русле новых вызовов развития необходима активизация всех ее организационных и социально-педагогических функций.

Кроме этого на сегодня отсутствует утвержденная региональная программа развития спортивного ориентирования в Красноярском крае, что является предметом дальнейших исследований в ближайшей перспективе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев, Э. Г. Содержание и направленность управления деятельностью спортивной федерации : на примере Ассоциации мини-футбола России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Алиев Э. Г. ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2010. - 49 с.

2. Близневский, А.Ю. Выход Красноярского края на международный уровень проведения студенческих спортивных мероприятий как результат развития регионального студенческого спортивного движения / А.Ю. Близневский, В.С. Близневская // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 379. - С. 170-174.

3. Воронин, С.Э. Правовая информация в управлении физкультурно-спортивными организациями : монография / С.Э. Воронин, С.С. Филиппов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2000. - 206 с.

4. Драчев, С.С. Теория и методика профессионального совершенствования субъектов управления общественными физкультурно-спортивными объединениями и организациями : монография / С.С. Драчев. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2000. - 202 с.

5. Закон Красноярского края «О физической культуре и спорте в Красноярском крае» от 21 декабря 2010 г. № 11-5566 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. - 2010. - № 68 (439), 29 декабря. - С. 74-79.

6. От краевых студенческих спортивных мероприятий до Всемирной Универсиады в Красноярске / А.Ю. Близневский, В.С. Близневская, С.В. Худик, Е.В. Винникова // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 1. - С. 45-48.

7. Правила вида спорта "Спортивное ориентирование" : утв. приказом Минспортуризма России от 02 апреля 2010 г. № 278 [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://turcentrrf.ru/d/358156/d/02_pravila-minsport-orient_1.pdf. - Дата обращения 01.03.2015.

8. Сравнительный анализ организации и проведения всемирных универсиад / А.Ю. Близневский, В.В. Бородкина, О.В. Рыжкова, Ю.В. Улас // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. - 2012. - № 6 (46). - С. 29-34.

9. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р // Собрание Законодательства РФ. - 2009. - № 33, 17 августа. - С. 4110.

10. Суханов, А. Д. Место, роль и перспективы федераций в развитии спорта / А. Д. Суханов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 9. - С. 31.

11. Томилова, М. В. Массовый спорт и физкультурно-спортивная работа в Российской Федерации: стратегия, решение, проекты / М.В. Томилова // Материалы междунар. спорт. форума «Россия - спортивная держава 2012». - М. : СпортАкадемРеклама, 2012. - С. 107-110.

12. Устав Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация спортивного ориентирования России» от 11.10.2013 [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://rufso.ru/files/2014-02-06-06-14-52ustav.pdf. - Дата обращения 01.03.2015.

13. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173465. - Дата обращения 01.03.2015.

14. Филиппов, С.С. Анализ использования правовой информации в процессе управления физкультурно-спортивными организациями / С.С. Филиппов, С.Э. Воронин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 44-47.

15. Чеченков, C.B. Тенденции развития национальных спортивных федераций / C.B. Чеченков // Олимпийское движение и социальные процессы : X Юбилейная Всероссийская научно-практическая конференция. - М. : Советский спорт, 2001. - С. 188-191.

REFERENCES

1. Aliyev, E.G. (2010), Contents and orientation of management of activity of sports federation: on the example of Association of mini-football of Russia, dissertation, St. Petersburg.

2. Bliznevsky, A.Yu. and Bliznevskaya, V.S. (2014), "Output of the Krasnoyarsk region at the international level of student sport activities as a result of the development of the regional student sports movement", Bulletin of Tomsk state university, No. 379, pp. 170-174.

3. Voronin, S.E. and Filippov, S.S. (2000), Legal information in management of the sports and sports organizations: monograph, publishing house Lesgaft University, St. Petersburg.

4. Drachev, S.S. (2000), Theory and technique ofprofessional improvement of subjects of management of public sports and sports associations and organizations: monograph, publishing house the St. Petersburg State University, St. Petersburg.

5. The law of Krasnoyarsk Region "About physical culture and sport in Krasnoyarsk Region" of December 21, 2010 No. 11-5566 (2010), Sheets of the supreme bodies of the government of Krasnoyarsk Region, No. 68 (439), pp. 74-79.

6. Bliznevsky, A.Yu., Bliznevskaya V.S., Hudik S.V., Vinnikova, E.V. (2014), "From regional student's sporting events before the World Universidad in Krasnoyarsk", Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 45-48.

7. Rules of a sport "Sports orientation", available at: http://turcentrrf.ru/d7358156/dy02_pravila-minsport-orient_1 .pdf.

8. Bliznevsky A.Yu., Borodkina V.V., Ryzhkova O.V. and Ulas Yu.V. (2012), "Comparative analysis of the organization and carrying out the world Universiades", Bulletin of the Siberian state space university of a name of the academician M. F. Reshetnev, No. 6 (46), pp. 29-34.

9. Strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period till 2020 (2009), Collection of the Legislation of the Russian Federation, 2009, 17 Aug, No. 33, Art. 4110.

10. Sukhanov, A.D. (1999), "The place, role and prospects in the development of sports federations", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 31.

11. Tomilova, M. V. (2012), Mass sport and sports and sports work in the Russian Federation: strategy, decision, projects, Materials International sport. forum "Russia — the Sports Power 2012", pub-

lishing house "Sportakademreklama", Moscow, pp. 107-110.

12. Charter of the All-Russian sports and sports public organization "Federation of Sports Orientation of Russia" of 11.10.2013, available at: http://rufso.ru/files/2014-02-06-06-14-52ustav.pdf.

13. The federal law of 04.12.2007 No. 329-FZ "About physical culture and sport in the Russian Federation", available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=173465.

14. Filippov, S.S. and Voronin S.E. (2001), "the Analysis of use of legal information in management of the sports and sports organizations", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 44-47.

15. Chechenkov, C.B. (2001), "Tendencies of development of national sports federations", Olympic Movement and social processes: X Anniversary All-Russian scientific and practical conference, Soviet sport, Moscow, pp. 188-191.

Контактная информация: bliznevsky58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2015.

УДК 796:34

КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РФ: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Дмитрий Сергеевич Цветков, заместитель директора по научно-исследовательской

работе, Институт туризма, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Исследована проблема возникновения коррупционных взаимоотношений между чиновниками и предпринимателями как в сфере государственных закупок в Российской Федерации, так и в области физической культуры и спорта. Система государственных закупок в российской экономике - одна из сфер, где коррупционные явления наносят ощутимый вред национальной безопасности страны и с трудом подлежат выявлению. Между тем, эффективность управления антикоррупционными действиями в этой системе будет содействовать снижению рисков транзакционных издержек и существенной экономии бюджетных средств. Таким образом, противодействие коррупции в сфере государственных закупок в различных сферах экономики, требует совершенствования действующих механизмов управления и формирования новых. Автором определена специфика проявления коррупционных механизмов в сфере государственных закупок в области спорта и предложены принципы противодействия коррупции в данном направлении.

Ключевые слова: коррупция в государственных закупках, механизмы противодействия коррупции в государственных закупках, антикоррупционная устойчивость, коррупция в спорте.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p173-176

CORRUPTION IN PUBLIC PROCUREMENT IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN RUSSIA: MAIN FEATURES AND WAYS TO COUNTER

Dmitry Sergeevich Tsvetkov, deputy director for research work, Institute of tourism, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The problem of the emergence of corrupt relationships between the officials and entrepreneurs in the field of public procurement in the Russian Federation in general and in the field of physical culture and sports, in particular has been studied. Public procurement system in the Russian economy - one of the areas where corruption phenomena cause significant harm to the national security of the country and are difficult to be identified. Meanwhile, the effectiveness of anti-corruption efforts in the management of this system will help the state reduce the risk of transaction costs and achieve significant budgetary savings. Thus, the fight against corruption in the public procurement in the various sectors of the economy requires the improvement of the existing control mechanisms and the formation of new ones. The author defined

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.