Научная статья на тему 'Оптимизация структуры регионального управленческого органа физкультурно-спортивной отрасли в Красноярском крае'

Оптимизация структуры регионального управленческого органа физкультурно-спортивной отрасли в Красноярском крае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
684
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ МИНИСТЕРСТВО / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Близневский Александр Юрьевич

В статье представлена разработанная и внедренная структура регионального управленческого органа Министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края. Вопросы совершенствования системы управления за последние 20 лет постоянно находятся в поле зрения федерального и региональных Правительств. Целью данного исследования стали поиск направлений усиления роли государственного управления физкультурно-спортивной отраслью и установление более тесной взаимосвязи для эффективного участия в этом процессе системы общественных спортивных организаций. Проведенные исследования указывают на актуальность выделения в региональном государственном аппарате двух самостоятельных отделов: курирующего и координирующего на межмуниципальном уровне спортивно-массовую работу региона; управляющего краевыми и муниципальными учреждениями по подготовке спортивного резерва и спортсменов высшего спортивного мастерства. Для повышения эффективности профильной деятельности на муниципальном уровне необходимо создавать самостоятельные органы управления физической культурой и спортом, несмотря на право представительных органов муниципального образования утверждать любую структуру местной администрации в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Близневский Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of the structure of regional administrative body of sports and Physical Training branch in Krasnoyarsk Region

The developed and introduced structure of the regional administrative body is presented in the article the Ministries of sports, tourism and youth policy of Krasnoyarsk Krai. Questions of improvement of the control system for the last 20 years constantly are in sight of federal and the regional Governments. Search of the directions for strengthening of the role of public administration in sports and physical training branch and establishment of closer interrelation for the effective participation in this process of system of the public sports organizations became an objective of this research. The conducted researches indicate relevance of allocation in the regional government of two independent departments: the supervising and coordinating of sports and mass work at intermunicipal level in the region; the managing for the regional and municipal authorities on preparation of the sports reserve and athletes of the highest sports skill. For increase of efficiency of profile activity at municipal level it is necessary to create independent governing bodies of physical culture and sports, despite the right of representative bodies of municipality to approve any structure of the local administration according to the Federal law No. 131-FZ "About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation".

Текст научной работы на тему «Оптимизация структуры регионального управленческого органа физкультурно-спортивной отрасли в Красноярском крае»

3. Кузнецова, Н.В. Изучение мотивационных аспектов совершенствования профессиональной подготовки управленческих кадров / Н.В. Кузнецова, Е.Г. Федорова // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 8 (54). - С. 68-72.

4. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. - СПб. : Речь. - 2004. - 388 с.

5. Никифоров, Г.С. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Г.С. Никифоров. - СПб. : Речь. - 2013. - 950 с.

6. Савченко, Т.В. Повышение эффективности психолого-педагогического управления деятельностью профессорско-преподавательского состава / Т.В. Савченко // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 4 (26). - С. 79-83.

7. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб. : Питер; М. : Смысл. - 2003. - 860 с.

REFERENCES

1. Belov, V.G. (2007), "Health as a basis for social and psychological adaptation person", journal "Proceedings of SPbGIPSR", Issue 1, Vol. 1, pp. 44-48.

2. Ilyn, EP. (2003), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.

3. Kuznetsova, N.V. and Fedorova, E.G. (2009), "The analysis of the motivational aspects of the improvement in the vocational training of the managerial personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 54, No. 8, pp. 68-72.

4. Nasledov, A.D. (2004), Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data, Speech, St. Petersburg.

5. Nikiforov, G.S. (2013), Health diagnosis. Psychological workshop, Speech, St. Petersburg.

6. Savchenko, T.V. (2007), "Improving the efficiency of psycho-pedagogical management of the faculty", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 26, No. 4, pp. 79-83.

7. Hekkhauzen, Kh. (2003), Motivation and activity, 2nd ed., Peter, St. Petersburg, Sense, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.06.2014.

УДК 796.56

ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОРГАНА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ В КРАСНОЯРСКОМ

КРАЕ

Александр Юрьевич Близневский, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России, Сибирский федеральный университет (СФУ), Красноярск

Аннотация

В статье представлена разработанная и внедренная структура регионального управленческого органа - Министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края.

Вопросы совершенствования системы управления за последние 20 лет постоянно находятся в поле зрения федерального и региональных Правительств. Целью данного исследования стали поиск направлений усиления роли государственного управления физкультурно-спортивной отраслью и установление более тесной взаимосвязи для эффективного участия в этом процессе системы общественных спортивных организаций.

Проведенные исследования указывают на актуальность выделения в региональном государственном аппарате двух самостоятельных отделов: курирующего и координирующего на межмуниципальном уровне спортивно-массовую работу региона; управляющего краевыми и муниципальными учреждениями по подготовке спортивного резерва и спортсменов высшего спортивного мастерства.

Для повышения эффективности профильной деятельности на муниципальном уровне необходимо создавать самостоятельные органы управления физической культурой и спортом, несмотря на право представительных органов муниципального образования утверждать любую структуру

местной администрации в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Ключевые слова: физическая культура, структура управления, региональное министерство, физкультурно-оздоровительная деятельность, спорт.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p34-41

OPTIMIZATION OF THE STRUCTURE OF REGIONAL ADMINISTRATIVE BODY OF SPORTS AND PHYSICAL TRAINING BRANCH IN KRASNOYARSK REGION

Aleksandr Yuryevich Bliznevskiy, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Honored Trainer of Russia, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Annotation

The developed and introduced structure of the regional administrative body is presented in the article - the Ministries of sports, tourism and youth policy of Krasnoyarsk Krai.

Questions of improvement of the control system for the last 20 years constantly are in sight of federal and the regional Governments. Search of the directions for strengthening of the role of public administration in sports and physical training branch and establishment of closer interrelation for the effective participation in this process of system of the public sports organizations became an objective of this research.

The conducted researches indicate relevance of allocation in the regional government of two independent departments: the supervising and coordinating of sports and mass work at intermunicipal level in the region; the managing for the regional and municipal authorities on preparation of the sports reserve and athletes of the highest sports skill.

For increase of efficiency of profile activity at municipal level it is necessary to create independent governing bodies of physical culture and sports, despite the right of representative bodies of municipality to approve any structure of the local administration according to the Federal law No. 131-FZ "About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation".

Keywords: physical culture, management structure, regional ministry, sports and health improving activity, sports.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении практически всей истории развития человеческого общества. При этом постепенно формировалась и система управления физкультурно-спортивной отраслью. Исследования архивных документов [9, 12, 14] и анализ истории развития краевой управленческой структуры в сфере физической культуры и спорта [5] показали, что становление этой управленческой структуры формировалось соответственно социально-экономическим процессам развития региона. Уже с начала ХХ в. первые спортивные организации учреждались при содействии губернатора Енисейской губернии, хотя первый губернский орган централизованного управления физической культурой и спортом был создан лишь в 1920 г. Причем в системе управления физической культурой с учетом конкретной исторической обстановки практически всегда присутствовали государственные и общественные начала [13].

Целенаправленная работа спортивных обществ и органов управления края до Великой Отечественной войны была больше ориентирована на повышение массовости физкультурно-оздоровительного движения. В результате значительная часть социально активного населения была вовлечена в этот процесс [6, 7]. В послевоенное время ЦК ВКП (б) обязал физкультурно-спортивные организации страны обеспечить повышение уровня спортивного мастерства, направить усилия прежде всего на спорт высших достижений. В эти годы резко повысилась социальная престижность спорта.

Во второй половине 50-х годов большой размах получила деятельность спортивных обществ и КФК трудящихся, которые активно подключились к руководству физической культурой и спортом. В результате на государственном уровне постепенно сформировалось мнение о необязательности наличия государственных органов по управлению спортивной отраслью, и эти функции можно успешно выполнять на широкой общественной основе, без непосредственного вмешательства государства. Так в январе 1959 г. был учрежден Союз спортивных обществ и организаций СССР вместо упраздненного государственного Комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР [4]. Вслед за этим постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в феврале 1959 г. вышло аналогичное постановление бюро Красноярского краевого комитета КПСС и исполкома Крайсовета [8]. На основе массовости физкультурного движения предписывалось обеспечить повышение мастерства спортсменов, способных добиться обновления существующих рекордов края.

Хотя руководство страны ставило перед Союзом важные задачи подготовки тре-нерско-преподавательских кадров, целенаправленного финансирования физкультурно-спортивных мероприятий, планового развития сети спортивных сооружений, статус этого органа не позволял полноценно осуществлять деятельность во взаимодействии с государственными министерствами и ведомствами, что отрицательно сказывалось на дальнейшем развитии отрасли. Отступление от принципа сочетания государственного и общественного руководства при решающей роли государства себя не оправдало. Поэтому после почти десятилетней практики такого управления положение было исправлено в октябре 1968 г., когда Советское правительство приняло решение об утверждении положения о вновь образованном Комитете по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР (Спорткомитет СССР).

В январе 1969 г. в целях улучшения руководства отраслью, а также во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, вновь был образован комитет по физической культуре и спорту при Красноярском крайисполкоме (18 штатных единиц). Главными задачами комитета являлись: разработка и реализация планов физического воспитания населения, подготовка спортсменов высокой квалификации, развитие материально-технической базы отрасли и строительство спортивных сооружений, организация научно-методической работы и научных исследований в области физической культуры и спорта, контроль подготовки физкультурных кадров, проведение краевых спортивных мероприятий [10].

Начиная с 1991 г. федеральный орган управления физической культурой и спортом неоднократно менял название и назначение, что не способствовало эффективности его деятельности [1]. В Красноярском крае после создания в феврале 1992 г. комитета по физической культуре и спорту администрации края Положение о его функционировании и аббревиатура до 2008 г. менялись восемь раз. С 2008 г. - это министерство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края.

Так как вопросы совершенствования системы управления за последние 20 лет постоянно находятся в поле зрения федерального и региональных Правительств, целью данного исследования стали поиск направлений усиления роли государственного управления физкультурно-спортивной отраслью и установление более тесной взаимосвязи для эффективного участия в этом процессе системы общественных спортивных организаций.

МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ

Главные задачи и направления работы краевых органов управления физической культурой и спортом на протяжении последних десятилетий остаются неизменными: удовлетворение потребностей населения в активном отдыхе; внедрение массовой физической культуры в деятельность предприятий и учреждений; развитие спорта высших достижений и формирование сборных команд региона по видам спорта для представле-

ния края на межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятиях.

В образованном в 2008 г. министерстве спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края для выполнения всех функций было сформировано 10 отделов по разным направлениям работы (рис. 1).

Название отделов Численность штатных Единиц

1 Отдел стратегического планирования и целевых программ 5

2 Отдел контрольно-правовой работы, государственного заказа и строительства спортсооружений 8

3 Отдел кадровой работы и документационного обеспечения 5

4 Отдел поддержки молодежных инициатив 6

5 Отдел молодежных социальных программ и проектов 7

6 Отдел организации и управления в сфере туризма 4

7 Отдел программного развития туризма 4

8 Отдел по работе с учебными заведениями и контролю за содержанием спортсооружений 5

9 Отдел организации спортивной работы 6

10 Отдел финансово-экономической деятельности и бюджетного планирования 12

Заместитель министра по спорту

Министр спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края

Заместитель министра по молодежной политике

Заместитель министра по туризму

Рис. 1. Структура министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края (2008 г.)

Согласно Постановления Правительства Красноярского края от 13.07.2009 №361-п установлена предельная численность государственных гражданских служащих и иных работников министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края в количестве 72 сотрудников, в том числе государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, - 66 единиц.

Необходимость оптимизации структуры главного управленческого краевого органа спортивно-оздоровительной отрасли стала очевидной уже через несколько месяцев его деятельности. Анализ работы этого ведомства показал, что в его структуре не были выделены отделы, занимающиеся организацией и управлением непосредственно физкультурно-оздоровительной или специализированной спортивной деятельности.

Проведенные исследования указывают на актуальность выделения в этом государственном аппарате двух самостоятельных отделов: курирующего и координирующего на межмуниципальном уровне спортивно-массовую работу региона; управляющего краевыми и муниципальными учреждениями по подготовке спортивного резерва и спортсменов высшего спортивного мастерства. Обязательным в работе регионального отраслевого министерства является также определение бюджетной политики и участие в региональ-

ных и федеральных целевых программах в русле выполнения государственного заказа, контрольно-правовая деятельность, улучшение материально-технической базы отрасли, проведение кадровой политики. Таким образом, возникла настоятельная потребность частичного изменения структуры краевого органа управления спортом, туризмом и молодежной политикой, посредством увеличения числа штатных сотрудников, непосредственно курирующих вопросы физкультурно-оздоровительного и спортивного направлений, для усиления их отраслевой специализации. Это и обусловило направление предпринятого в данном исследовании научного поиска.

Для устранения сложившегося противоречия в течение двух последующих лет нами были внесены существенные коррективы в действующую структуру краевого отраслевого министерства, которые прошли обсуждение, согласование и утверждение в Правительстве Красноярского края. В результате этот управленческий орган исполнительной власти претерпел существенные изменения (Рис. 2).

Изменения стали допустимыми в соответствии с федеральным отраслевым Законом, позволяющем субъектам РФ самостоятельно определять структуру государственных органов специальной компетенции в сфере управления по физической культуре и спорту. При этом установленная предельная численность государственных гражданских служащих и иных работников этого ведомства практически не изменилась и составила 72 единицы, из которых 67 госслужащих и 5 технических работников.

В новой структуре непосредственное руководство спортивно-оздоровительной отраслью края осуществляют отдел подготовки спортивного резерва и высшего спортивного мастерства (штатная численность 7 чел.) и отдел спортивно-массовой работы и межрегионального взаимодействия (штатная численность 6 чел.) под непосредственным руководством заместителя министра по физической культуре и спорту.

Это разделение вполне соответствует гипотезе последнего десятилетия прошлого столетия в России о формировании системы управления, предусматривающей разделение управлением развития массового спорта и спорта высших достижений, так как централизованная система не способна качественно удовлетворить существующие социальные запросы. По мнению части специалистов отрасли [2, 3, 11] спорт массовый значительно подавлен спортом высших достижений.

Кроме того, в равной степени на развитие направлений деятельности «физическая культура и спорт», «туризм» и «молодежная политика» стали работать структурные подразделения краевого министерства:

- отдел бюджетной политики и целевых программ (штатная численность 14

чел.);

- отдел контрольно-правовой работы, государственного заказа и строительства спортсооружений (штатная численность 8 чел.);

- отдел организационной и кадровой работы (штатная численность 8 чел.).

В результате число штатных сотрудников, непосредственно курирующих вопросы развития физической культуры и спорта, возросло с 7 до 14 штатных единиц. Наряду с этим были оптимизированы штаты сотрудников отделов обеспечивающих спорт, туризм и молодежную политику направлений деятельности Министерства. Это юристы, экономисты, бухгалтеры, программисты, строители, эксплуатационники, журналисты, аналитики. Таким образом, выделенная доля сотрудников, персонально работающих на направлении физической культуры и спорта в краевом отраслевом министерстве, возросла с 9,8% до 19,4%.

Краевое министерство по вопросам развития отрасли непосредственно взаимодействует с соответствующими муниципальными управленческими структурами. В частности, на территории Красноярского края руководство физкультурно-спортивным движением осуществляют 68 муниципальных управленческих структур. Анализ этих подразделений показал, что органы управления муниципальных образований Красноярского края

не имеют единой структуры, представительства и названия. Специалисты большинства отделов или управлений наряду с вопросами физической культуры и спорта курируют направления развития культуры, здравоохранения, средств массовой информации, молодежной политики, туризма.

Рис. 2. Структура министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского

края (2014 г.)

Такое объединение функций снижает эффективность профильной спортивно-оздоровительной деятельности специалистами-управленцами и в значительной степени затрудняет взаимодействие краевого министерства с территориями края. Объясняется сложившая ситуация возможностью и правами представительных органов муниципаль-

ного образования утверждать структуру местной администрации по представлению ее главы. Что стало возможным после вступления в 2003 г. в силу Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [15]. В результате, в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. При этом наименования органов местной администрации могут быть различными - департаменты, отделы, комитеты, управления. Основным фактором, определяющим количество муниципальных служащих, являются бюджетные ассигнования, заложенные на денежное содержание служащих в бюджете муниципального образования, в том числе, по отрасли «физическая культура и спорт».

ВЫВОДЫ

Таким образом, изменение структуры краевого органа управления спортом, туризмом и молодежной политикой позволило увеличить число штатных сотрудников, непосредственно курирующих вопросы развития спортивно-оздоровительного направления, с 7 до 14 штатных единиц.

Так учреждение самостоятельного отдела спортивно-массовой работы и межрегионального взаимодействия значительно улучшило управляемость и стимулировало работу местных органов управления физкультурно-оздоровительным движением среди практически всех возрастных групп населения. Согласно статистической отчетности среднее значение удельного веса систематически занимающихся физической культурой и спортом в крае только за один год возросло на 2,6%, что составило в абсолютном выражении 72480 чел.

Активизация работы созданного отдела подготовки спортивного резерва и высшего спортивного мастерства, безусловно, положительно отразилась на развитии спорта высших достижений. При этом наибольшие усилия руководства были сосредоточены на организации подготовки в видах спорта, включенных в программу предстоящих Зимних Олимпийских Игр. В результате спортсмены Красноярского края завоевали на этом спортивном мировом форуме в Сочи 5 золотых, 2 серебряных и 1 бронзовую медаль.

Вопросы совершенствования структуры соответствующих муниципальных органов в крае пока остаются открытыми. Тем не менее, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края для активизации спортивно-оздоровительного движения в регионе постоянно указывает на необходимость создания самостоятельных органов управления физической культурой и спортом во всех муниципальных районах края в ближайшей перспективе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов, П. А. Органы управления развитием физической культуры и спорта на федеральном уровне / П.А. Виноградов, А.П. Душанин // Теория и практика физической культуры. -

1997. - № 1. - С. 42-45.

2. Громыко, В.В. Затерянная отрасль / В.В. Громыко, С.Г. Сейранов // Спорт для всех. -

1998. - № 3-4. - С. 9.

3. Золотов, М.И. Экономика массового спорта : учеб. пособие / М.И. Золотов, О.И. Платонова, О.И. Вапрянская. - М. : Физическая культура, 2005. - 300 с.

4. Исаев, И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. - М. : Юристъ, 2005. -

797 с.

5. История Красноярского края. Спорт / Т.В. Кузнецова, А.М. Ануфриев, А.П. Статейнов, Е.К. Семьина. - Красноярск : Изд-во «Буква С», 2009. - 400 с.

6. КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 1298. - Оп. 2. - Д. 4. - Л. 7-8об.

7. КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 1386. - Оп. 1. - Д. 888. - Л. 206-206об.

8. КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 1386. - Оп. 1. - Д. 1840. - Л. 91-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 1205. - Оп. 1. - Д. 41. - Л. 36об.-37.

10. КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 1386. - Оп. 1. - Д. 4270. - Л. 284-290.

11. Пилоян, Р.А. Модель раздельного управления спортом для всех и спортом высших достижений / Р.А. Пилоян, А. Д. Суханов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 12. -С. 26, 39-42.

12. Положение о губернских Советах физкультуры при Губисполкомах // КГБУ «ГАКК». -Ф.Р. 252. - О. 1. - Д. 142. - Л. 17. - 1924 г.

13. Столбов, В.В. История физической культуры : учебник для студентов педагогических институтов / В.В. Столбов. - М. : Просвещение, 1989. - 288 с.

14. Устав Красноярского гимнастического общества «Соколъ» // КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 433. - О.1. - Д. 43. - Л. 86-101. - 1912 г.

15. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. // Рос. газ. - 2003. - 8 окт. - Допвыпуск № 3316. или // Собрание законодательства РФ. - 2003. - 06 окт. - № 40. - Ст. 3822.

REFERENCES

1. Vinogradov, P. A. and Dushanin, A.P. (1997), "Governing bodies of physical culture and sport development on the federal level", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 42-45.

2. Gromyko, V.V. and Seyranov, S.G. (1998), "Mislaid on branch", Sports for all, No. 3-4, pp.

9.

3. Zolotov, M.I., Platonova, O.I. and Vapryanskaya, O.I. (2005), Economy of mass sports: studies. grant, Physical culture, Moscow.

4. Isayev, I.A. (2005), History of state and law of Russia, publishing house "Yurist", Moscow.

5. Kuznetsova T.V., Anufriyev A.M., Stateynov A.P. and Semyina E.K. (2009), History of Krasnoyarsk Region. Sports, Publishing house "Letter C", Krasnoyarsk.

6. Piloyan, R. A. and Sukhanov A.D. (1999), "Model of separate management of sports for all and an elite sport", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 26, 39-42.

7. Stolbov, V.V. (1989), History of physical culture: the textbook for students of teacher training colleges, Education, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.06.2014.

УДК 372.8

РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТОДИКИ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ ОБЖ (5 КЛАСС)

Александр Евгеньевич Бойков, аспирант,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

Аннотация

Представлены результаты эксперимента по проверке эффективности разработанной автором методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс). Данная методика состоит из 4-х компонентов: целевого, содержательного, организационно-деятельностного и аналитико-результативного. Методика разработана с учетом позитивных тенденций действующих профилактических программ и особенностей формирования и развития информационной зависимости и включает 3 основных направления: - формирование и развитие личности младшего подростка, готовой социализироваться в коллективе; - формирование у учащихся твердого убеждения в негативных последствиях информационной зависимости; - формирование навыков поведения, способствующих снижению влияния факторов риска формирования информационной зависимости.

Ключевые слова: информационная зависимость, профилактика информационной зависимости, методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.