Научная статья на тему 'Структурирование функций управленческой деятельности региональных федераций спортивного ориентирования'

Структурирование функций управленческой деятельности региональных федераций спортивного ориентирования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
312
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ORIENTEERING / РЕГИОНАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / REGIONAL FEDERATION / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ORGANIZATIONAL AND SOCIO-PEDAGOGICAL STRUCTURE / БЛОКИ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE UNITS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Худик А.А.

В статье рассматривается актуальная проблема управления деятельностью региональными федерациями спортивного ориентирования. Изучение федеральных и региональных нормативных документов физкультурно-спортивной отрасли, уставных документов Всероссийской федерации спортивного ориентирования, а также правил соревнований по виду спорта, позволили определить перечень всех направлений работы этих общественных организаций, сформировав их в блоковую структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structuring management activity functions of the regional orienteering federations

The article describes actual problem in management of the regional orienteering federations. Studying federal and regional regulatory documents of the sports industry, statutory documents of the Russian Orienteering Federation as well as the rules of the orienteering help to define a list in the form of block structure with all the areas where these community organizations should work.

Текст научной работы на тему «Структурирование функций управленческой деятельности региональных федераций спортивного ориентирования»

Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 4. — С. 35-36.

5. Агеевец, В. У. Цели и задачи управления физической культурой и спортом / В. У. Агеевец // Научные основы управления физической культурой и спортом. — М., 1977. —

С. 5 — 8.

6. Рожков, П. А. Развитие физической культуры и спорта приоритетное направление социальной политики государства / П. А. Рожков // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 1. — С. 2 — 8.

7. Соколов, А. С. Развитие физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации в 90-е годы / А. С. Соколов, С. И. Гуськов // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 4. — С. 45 — 49.

8. Столяров, В. И. Методологические и социальные проблемы управления физической культурой и спортом / В. И. Столяров, И. И. Переверзин, Ю. В. Борисов // Теория и практика физической культуры. — 1979. — № 8. — С. 58 — 59.

БЛИЗНЕВСКИЙ Александр Юрьевич, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики спортивных дисциплин. ХУДИК Сергей Валерьевич, доцент кафедры теории и методики спортивных дисциплин, заслуженный тренер России.

БЛИЗНЕВСКАЯ Валентина Степановна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физической культуры.

ВИННИКОВА Елена Владимировна, доцент кафедры теории и методики спортивных дисциплин, мастер спорта России.

Адрес для переписки: bliznevsky58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.08.2015 г. © А. Ю. Близневский, С. В. Худик, В. С. Близневская, Е. В. Винникова

УДК 796 56 А. А. ХУДИК

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

В статье рассматривается актуальная проблема управления деятельностью региональными федерациями спортивного ориентирования. Изучение федеральных и региональных нормативных документов физкультурно-спортивной отрасли, уставных документов Всероссийской федерации спортивного ориентирования, а также правил соревнований по виду спорта, позволили определить перечень всех направлений работы этих общественных организаций, сформировав их в блоковую структуру.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, региональная федерация, организационная и социально-педагогическая структура, блоки компетенции.

На актуальность постоянного совершенствования структуры управления физкультурно-спортив-ным движением в стране не только на федеральном, но и на региональных уровнях указывалось во многих программных документах развития физической культуры и спорта в Российской Федерации [1 — 3]. Особенно остро стоит вопрос поиска эффективных путей управления развитием тех видов спорта, которые пока не включены в Программы ОИ, но являются перспективными на этом пути. К числу таких видов спорта, несомненно, относится спортивное ориентирование.

Новые социально-экономические условия, изменение отношения общества к спортивно-оздоровительной отрасли, рост популяризации здорового образа жизни настоятельно требуют адаптации деятельности к ним спортивных федераций по развитию соответствующих видов спорта, и прежде всего в регионах. Не является исключением и Красноярский край. Сегодня на территории региона культивируется около сотни видов спорта,

большинство из которых имеют аккредитованные на территории края спортивные федерации. Одна из них — Красноярская региональная краевая федерация спортивного ориентирования (КРКФСО). Роль КРКФСО особенно усиливается в преддверии Всемирной универсиады-2019, куда включено лыжное ориентирование [4, 5]. Кроме этого, предварительно регион обязан провести тестовые соревнования международного уровня по виду спорта на своей территории. Организация и проведение таких спортивных мероприятий предъявляет высокие требования и указывает на совершенно новые вызовы в деятельности региональной федерации. Несмотря на общее руководство со стороны общероссийской федерации спортивного ориентирования, практическая реализация полностью возлагается на региональное ее отделение. В связи с этим актуальность предпринятого данного исследования обусловлена необходимостью детализации функций КРКФСО, чтобы впоследствии выяввить наиболее слабые звенья в ее деятельности и своевременно

о

от

Е

Т

определить приоритетные направления работы в связи с подготовкой к проведению крупных международных спортивных мероприятий на территории региона.

Безусловно, многие исследования внесли значительный вклад в теорию и практику управленческой деятельности региональных спортивных федераций [6—11]. Однако специфика видов спорта, и в частности спортивного ориентирования, вызывает необходимость дальнейшего поиска эффективных технологий для вывода вида спорта на более высокий уровень проведения спортивных мероприятий, зрелищности, проявления интереса со стороны населения.

По данным государственной статистической отчетности, в Российской Федерации из 85 субъектов зарегистрировано 63 региональные федерации по спортивному ориентированию. До сих пор вопросы совершенствования профессиональной деятельности по управлению этими организациями не являются предметом научных исследований.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловливается также привлечением к работе в региональных федерациях спортивного ориентирования значительной части людей, для которых данная деятельность не является профессиональной. Они зачастую не имеют специальных отраслевых знаний сферы физической культуры и спорта. В результате возникает противоречие между деятельностью значительной части управленческих коллективов региональных спортивных федераций по виду спорта, и новыми вызовами и требованиями к их функционированию.

Таким образом, потребность в совершенствовании системы управления федерациями спортивного ориентирования регионального уровня определила выбор темы и замысел настоящего исследования, основной целью которого является структурирование функций деятельности региональной федерации спортивного ориентирования на основе федерального и регионального законодательства, правил вида спорта и устава всероссийской федерации.

Объект исследования — деятельность региональной федерации спортивного ориентирования.

Предмет исследования — социально-педагогическая структура профессионального управления региональными федерациями спортивного ориентирования в РФ.

Задачи исследования:

1. Изучить нормативно-правовую базу и социально-педагогические факторы деятельности региональных спортивных федераций на территории РФ.

2. Выявить и систематизировать в блоки компетенции по специфичным направлениям все функции деятельности региональных федераций спортивного ориентирования.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ федеральной и региональной нормативно-правовой базы физкультурно-спортивной отрасли, обобщение литературных и документальных источников; экспертная оценка и самооценка; исследование социально-деятельностных характеристик структуры региональной федерации; статистическая обработка материалов исследования.

Результаты и их обсуждение. Развитие современного спортивно-оздоровительного движения в Российской Федерации сопровождается активной и постоянной разработкой нормативно-правовых документов, регулирующих отношения всех вовлеченных в это движение субъектов [12, 13].

Это является динамичной правовой основой развития и управления сферой физической культуры и спорта в стране.

Так, физкультурно-спортивное движение в соответствии с федеральным Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [14] рассматривается как форма социального движения, цель которого — содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций по развитию спортивной отрасли. Сегодня общероссийские спортивные федерации являются главной действующей формой негосударственного физкультурно-спортивного объединения федерального масштаба. Деятельность федераций направлена на развитие своих видов спорта, повышение их роли во всестороннем и гармоничном развитии личности, совершенствование высшего спортивного мастерства, укрепление позиций и повышение престижа того или иного вида спорта на международной арене [15]. В субъектах РФ эти функции выполняют соответствующие региональные федерации, которые, согласно основному принципу регионального законодательства в спортивной отрасли, тесно взаимодействуют с органами исполнительной власти региона и органами местного самоуправления.

Региональные спортивные федерации должны быть аккредитованы соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно «Порядку государственной аккредитации региональных спортивных федераций, осуществляемому органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации», утвержденному Минспорттуризмом России 20 февраля 2009 г. [16]. После проведения такой юридической процедуры только с аккредитованной региональной спортивной федерацией орган управления физической культурой и спортом субъекта РФ осуществляет совместную деятельность по развитию вида спорта в регионе, которая должна базироваться на отраслевом законодательстве. В отраслевом Федеральном законе из 41 статьи непосредственно деятельности спортивных федераций на территории РФ посвящены статьи 13—18, 41. На основании этих материалов в данном исследовании был проведен качественный анализ компетенций этих региональных общественных организаций.

С другой стороны, проведенное исследование деятельности Федерации спортивного ориентирования (ФСО) России показало, что за период развития в несколько десятилетий спортивное ориентирование в России стало социально значимым видом спорта. Создана отечественная школа подготовки спортсменов мирового уровня, тренерских и судейских кадров, образовано новое направление в картографии — «спортивная картография», сформирована система организационно-методического руководства развитием этого вида спорта. В результате активной деятельности ФСО России, официальный реестр ее дисциплин значительно расширился за последние годы. На сегодняшний день в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта (ВРВС) перечень дисциплин спортивного ориентирования (внесезонного вида спорта) насчитывает 12 кроссовых, 4 велокроссовые и 10 лыжных дисциплин.

Для выявления специфики компетенций региональных федераций спортивного ориентирования дополнительно были исследованы Устав Всероссий-

Таблица 1

Блоковая модель организационного и социально-педагогического управления деятельностью Региональной федерации спортивного ориентирования

Организационные и социально-педагогические функции

1 блок: Коммуникативная деятельность

1.1. Связь и взаимодействие с государственным органом управления физической культурой и спортом в регионе после прохождения процедуры аккредитации

1.2. Совместная деятельность с местными федерациями вида спорта в муниципалных образованиях региона

1.3. Связь с отделениями по виду спорта в детско-юношеских спортивных школах

1.4. Связь со спортивными клубами средних специальных и высших образовательных учреждений, развивающих вид спорта

2 блок: Организация и проведение спортивных мероприятий в регионе

2.1. Разработка, представление и утверждение в соответствующих государственных органах положений (регламентов) на планируемый календарный год

2.2. Предварительная подготовка (карта местности, планирование дистанций, бюллетени, транспорт, связь с государственными органами и учреждениями) к определенному спортивному мероприятию

2.3. Делегирование на определенный срок иным некоммерческим физкультурно-спортивным организациям права на проведение определенных спортивных мероприятий

2.4. Судейство в дни проведения определенного спортивного мероприятия

2.5. Создание и организация деятельности специального штаба по подготовке к проведению спортивного мероприятия по виду спорта на территории региона всероссийского или международного уровня

3 блок: Подготовка и участие в спортивных мероприятиях межрегионального, всероссийского и международного уровней спортсменов региона

3.1. Разработка и утверждение принципов и критериев отборов спортсменов в составы сборных команд региона в разных возрастных группах

3.2. Обеспечение подготовки спортивных сборных команд разных возрастных групп для участия в официальных спортивных мероприятиях, организация материально-технического и финансового обеспечения, контроля регулярной диспансеризации, антидопинговой пропаганды

3.3. Представление спортивных сборных команд разных возрастных групп на официальных спортивных мероприятиях

4 блок: Развитие вида спорта в регионе на массовом уровне

4.1. Организация и проведение в муниципальных образованиях региона всероссийского спортивно-массового мероприятия «Российский азимут»

4.2. Включение вида спорта в комплексные спортивно-массовые спартакиадные мероприятия региона среди школьников и обеспечение проведения

4.3. Обеспечение проведения вида спорта в программе региональной универсиады

4.4. Обеспечение проведения вида спорта в программе спартакиады городов региона

4.5. Обеспечение проведения вида спорта в программе сельских игр региона

4.6. Обеспечение проведения вида спорта в спартакиаде среди ветеранов

5 блок: Спортивно-техническое обеспечение развития вида спорта в регионе

5.1. Создание реестра спортивных объектов, пригодных для проведения спортивных мероприятий по виду спорта в регионе, координация функционирования этих спортивных объектов для более эффективной их эксплуатации

5.2. Освоение новых местностей (подготовка картографического материала) в регионе для проведения спортивных мероприятий по виду спорта

5.3. Материально-техническое обеспечение современными техническими средствами (электронная система фиксации участников на контрольных пунктах, навигационные приборы регистрации движения по дистанции, телетрансляция мероприятия и т.п.) спортивных мероприятий, проводимых на территории региона

6 блок: Научно-методическая поддержка развития вида спорта в регионе

6.1. Разработка программы развития вида спорта в регионе на текущий период (на основе современного уровня спортивного менеджмента)

6.2. Анализ выступления спортсменов сборных команд региона на межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятиях и корректировка последующей подготовки с применением современных тренировочных методик на основе периодической диагностики спортсменов в региональном врачебно-физкультурном диспансере

6.3. Организация и проведение методико-практических семинаров для подготовки, переподготовки и повышения квалификации судей по виду спорта

6.4. Организация и проведение методико-практических семинаров для подготовки, переподготовки и повышения квалификации изготовителей спортивных карт по виду спорта

6.5. Организация и проведение научно-методических семинаров для стажировки тренеров и проведения мастер-классов с приглашением высококвалифицированных спортсменов

7 блок: Информационное обеспечение развития вида спорта

7.1. Открытие и обслуживание сайта региональной федерации

7.2 Анонсирование и реклама проведения спортивных мероприятий на территории региона

7.3 Освещение в СМИ достижений спортсменов региона на официальных спортивных мероприятиях всероссийского и международного уровней

7.4 Создание каталога научных и учебно-методических публикаций по виду спорта в разных изданиях для удобства поиска специальной литературы по развитию спортивного ориентирования населением

8 блок: Документооборот федерации

8.1. Подготовка представлений в государственный региональный орган управления физической культурой и спортом: на спортсменов к присвоению спортивных разрядов: КМС, I, массовых; на тренеров к присвоению II, I и высшей тренерской категории; на судей к присвоению III, II и I судейской категории.

8.2. Подготовка представлений в общероссийскую федерацию: на спортсменов к присвоению спортивных званий: МС, МСМК и почетного звания ЗМС; на тренеров к присвоению почетного звания ЗТР; на судей к присвоению всероссийской категории

о

от

Е

Т

ской федерации и правила соревнований по спортивному ориентированию [17, 18]. В ходе изучения вышеуказанных материалов и теоретического анализа формировалась организационная и социально-педагогическая структура компетенций региональной федерации, исследовались и определялись ведущие факторы, обусловливающие продуктивность ее руководства. В итоге весь перечень задач, стоящих перед этой общественной физкультурно-спортивной организацией, был разделен на восемь блоков (табл. 1). Причем представленная структура организационной деятельности соответствует задачам развития вида спорта в любом регионе РФ. Анализируя данный перечень компетенций можно констатировать, что региональная федерация по спортивному ориентированию охватывает достаточно широкий спектр вопросов в своей деятельности. И, соответственно, должна правильно распределять свои ресурсы для выполнения поставленных задач.

Заключение. Изучение специфики функционирования системы управления развитием спортивного ориентирования в регионе показало, что она должна быть самостоятельным управленческим образованием с определенными функциями в каждом выделенном блоке. В качестве важнейших условий эффективности этой системы управления выступают:

— оптимальное количество блоков управления и их достаточная укомплектованность квалифицированными специалистами по виду спорта;

— соответствие блоков управления своему функциональному назначению;

— постоянное профессиональное совершенствование специалистов в каждом блоке в русле новых вызовов развития вида спорта;

— эффективное взаимодействие с местными, региональными и федеральными органами исполнительной власти по решению конкретных задач развития спортивного ориентирования в регионе.

Библиографический список

1. Колобков, П. А. Реализация Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года как фактор системного подхода к развитию физической культуры и спорта среди населения страны в 2010 — 2011 годах / П. А. Колобков // Россия — спортивная держава 2011 : материалы Междунар. спортив. форума. — М. : СпортАкадемРеклама, 2011. — С. 10 — 18.

2. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы» // Сб. официальных док. и материалов. — 2005. - № 10. - С. 28-39.

3. Рожков, П. А. Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта. Реализация стратегии реформирования отрасли на рубеже веков: документы и материалы (1999-2002 годы) / П. А. Рожков. — М. : Советский спорт, 2002. - 1040 с.

4. Близневский, А. Ю. От краевых студенческих спортивных мероприятий до Всемирной универсиады в Красноярске / А. Ю. Близневский, В. С. Близневская, С. В. Худик, Е. В. Вин-никова // Теория и практика физической культуры. - 2014. -№ 1. - С. 45-48.

5. Близневский, А. Ю. Выход Красноярского края на международный уровень проведения студенческих спор-

тивных мероприятий как результат развития регионального студенческого спортивного движения / А. Ю. Близневский,

B. С. Близневская // Вестник Томского гос. ун-та. - 2014. -№ 379. - С. 170-174.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э. Г. Алиев [и др.] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3 (37). - С. 3-9.

7. Драчев, С. С. Теория и методика профессионального совершенствования субъектов управления общественными физ-культурно-спортивными объединениями и организациями : моногр. / С. С. Драчев. - СПб. : СПб ГУ, 2000. - 202 с.

8. Ермилова, В. В. Информатизация управленческой деятельности субъектов спортивной федерации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Ермилова. - СПб., 2007. - 19 с.

9. Сейранов, С. Г. Менеджмент в спортивной федерации (на примере таэквон-до) : учеб.-метод. пособие / С. Г. Сейра-нов. - М. : РГАФК, 1996. - 60 с.

10. Филиппов, С. С. Спортивная федерация : управление, информация : моногр. / С. С. Филиппов, В. В. Ермилова. -СПб. : Изд-во Политех. ун-та, 2008. - 172 с.

11. Чеченков, С. В. Спортивные федерации: «Спорт для всех» и спорт высших достижений / С. В. Чеченков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 1. -

C. 28-31.

12. Воронин, С. Э. Правовая информация в управлении физкультурно-спортивными организациями : моногр. / С. Э. Воронин, С. С. Филиппов ; С.-Петербур. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : б.и., 2000. - 206 с.

13. Зуев, В. Н. Нормативно-правовые акты регуляции управления отечественной сферой физической культурой и спорта / В. Н. Зуев // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 7. - С. 51-61.

14. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федер. закон [от 04.12.2007 № 329-ФЗ]. - Рос. газета. -2007. - 8 дек. ; 2008. - 25 июля, 30 дек. ; 2009. - 13 мая, 21 июля, 27 нояб., 22 дек. ; 2010. - 30 июля.

15. Томилова, М. В. Массовый спорт и физкультурно-спортивная работа в Российской Федерации: стратегия, решение, проекты / М. В. Томилова // Россия - спортивная держава 2012 : материалы Междунар. спортив. форума. - М. : СпортАкадемРеклама, 2012. - С. 107-110.

16. Порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций, осуществляемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации : утв. приказом Мин-ва спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации [от 20 февраля 2009 г. № 49]. - Режим доступа : http://sport-old.volganet.ru/documents/folder_5/ index_01.html (дата обращения: 10.07.2015).

17. Устав Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация спортивного ориентирования России» [от 11.10.2013 г.] [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://rufso.ru/files/2014-02-06-06-14-52ustav. pdf (дата обращения: 10.07.2015).

18. Правила вида спорта «Спортивное ориентирование»: утв. приказом Минспортуризма России [от 02 апреля 2010 г. № 278] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// turcentrrf.ru/d/358156/d/02_pravila-minsport-orient_1.pdf (дата обращения:12.07.2015).

ХУДИК Анна Александровна, старший преподаватель кафедры физической культуры. Адрес для переписки: bliznevsky58@mail.ru

Статья поступила вредакцию 31.08.2015 г. © А. А. Худик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.