Научная статья на тему 'Усиление ответственности деятельности региональных федераций по видам спорта'

Усиление ответственности деятельности региональных федераций по видам спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
623
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВИДАМ СПОРТА / РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ МИНИСТЕРСТВО / РЕЙТИНГОВАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Близневский Александр Юрьевич

Так как деятельность общественных спортивных федераций по видам спорта должна проводиться в интересах единой политики с государственными органами управления отраслью по развитию массовой физической культуры и спорта высших достижений, необходим качественный контроль и стимулирующие меры для их эффективного сотрудничества. В статье представлена технология рейтингования деятельности федераций по видам спорта. Эта технология может быть достаточно эффективно применена в практике работы органов управления физической культурой и спортом на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Она стимулирует их деятельность с одной стороны, и позволяет выявить основные причины, сдерживающие развитие каждого вида спорта с другой. Низкие показатели указывают на ослабление механизмов ответственности, контроля и отсутствия эффективного руководства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strengthening of the responsibility in activity of the regional sports federations

As the activity of the public sports federations by type of the sports has to be carried out for the convenience of the uniform policy with the government bodies of branch management on the mass physical culture and elite sport development, the high-quality control and stimulating measures are necessary for their effective cooperation. The technology for the rating of the sports federations’ activity has been presented in the article, that can be quite effectively applied in the practice of the governing bodies of the physical culture and sports at the federal, regional and municipal levels. It stimulates their activity on the one hand, and allows establishing the main reasons constraining the development of each sport on the other. Low indicators show the weakening of the responsibility and control mechanisms, and lack of the effective management.

Текст научной работы на тему «Усиление ответственности деятельности региональных федераций по видам спорта»

О.М. Шелков ; под ред. О.М. Шелкова. - 2-е изд., перераб. - СПб. : [б.и.], 2013. - 284 с.

6. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности : методические рекомендации / под ред. А.В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во Яросл. гос. пед. ун-та, 2011. - 312 с.

7. Самсонова, А.В. От ЭВМ - к информационным технологиям / А.В. Самсонова, И.М. Козлов, В. А. Таймазов // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 11. - С. 9-15.

8. Чистяков, В.А. Научно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения /

В.А. Чистяков, С.С. Филиппов, Н.П. Князева // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№ 10. - С. 49-50.

9. Martinsen, M. Adolescent elite athletes' cigarette smoking, use of snus, and alcohol [Электронный ресурс] / M. Martinsen, J. Sundgot-Borgen // Scand J Med Sci Sports. 2012, Jul 26. -URL : http://www.ostrc.no/upload/Publication/Martinsen_2012_SJMSS_Adolescent elite athletes cigarette smoking use of snus and alcohol.pdf. - Дата обращения 30.06.2014.

REFERENCES

1. Antipov, V.A., Evseev, S.P. and Cherkashin, D.V. (2012), Educational program "Primary prevention of drug addiction and doping in sports" for pupils of sports school, colleges and schools of the Olympic reserve, sports classes of comprehensive schools, St. Petersburg Research institute of physical cultures, St. Petersburg.

2. Badrak, K.A. (2011), Primary prevention of doping in modern sports: Educational program and methodic recommendation, St. Petersburg Research institute of physical cultures, St. Petersburg.

3. Volkova, L.M., Evseev V.V. and Polovnikov, P.V. (2013), Physical culture of students: state and improvement ways. Monograph, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

4. Markushina, N.Yu. (2011), “Questions of soft safety in a context of "Northern measurement"”, the Caspian region: policy, economy, culture, No. 2, pp. 107-116.

5. Mitin E.A., Filippova, S.O., Mitin, A.E., Evseeva, O.E., Shelkov, O.M. (2013), Prevention of application of dopes in sport: educational methodical complex. - Part I. "Training materials", St. Petersburg.

6. Ed. Zolotareva, A.V. (2011), Realization of variable models of network interaction of the general, additional and professional education within the organization of extracurricular activities: methodical recommendations, publishing house YaGPU, Yaroslavl.

7. Samsonova, A.V., Kozlov I.M. and Taymazov, V.A. (2000), “From the COMPUTER - to information technologies”, Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 9-15.

8. Chistyakov, V.A., Filippov S.S. and Knyazeva, N.P. (2006), “Scientific and methodical providing system of distance learning”, Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 49-50.

9. Martinsen, M. and Sundgot-Borgen, J. (2012), “Adolescent elite athletes' cigarette smoking, use of snus, and alcohol”, Scand J Med Sci Sports, Jul 26, available at: http://www.ostrc.no/upload/Publication/Martinsen_2012_SJMSS_Adolescent elite athletes cigarette smoking use of snus and alcohol.pdf.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.08.2014.

УДК 796.56

УСИЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ ПО ВИДАМ СПОРТА

Александр Юрьевич Близневский, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России,

Сибирский федеральный университет (СФУ), Красноярск

Аннотация

Так как деятельность общественных спортивных федераций по видам спорта должна проводиться в интересах единой политики с государственными органами управления отраслью по развитию массовой физической культуры и спорта высших достижений, необходим качественный

контроль и стимулирующие меры для их эффективного сотрудничества. В статье представлена технология рейтингования деятельности федераций по видам спорта. Эта технология может быть достаточно эффективно применена в практике работы органов управления физической культурой и спортом на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Она стимулирует их деятельность с одной стороны, и позволяет выявить основные причины, сдерживающие развитие каждого вида спорта - с другой. Низкие показатели указывают на ослабление механизмов ответственности, контроля и отсутствия эффективного руководства.

Ключевые слова: спортивные федерации по видам спорта, региональное отраслевое министерство, рейтингование, физкультурно-оздоровительная деятельность, спорт.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p28-34

STRENGTHENING OF THE RESPONSIBILITY IN ACTIVITY OF THE REGIONAL

SPORTS FEDERATIONS

Aleksandr Yuryevich Bliznevskiy, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Honored Trainer of Russia,

Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Annotation

As the activity of the public sports federations by type of the sports has to be carried out for the convenience of the uniform policy with the government bodies of branch management on the mass physical culture and elite sport development, the high-quality control and stimulating measures are necessary for their effective cooperation. The technology for the rating of the sports federations’ activity has been presented in the article, that can be quite effectively applied in the practice of the governing bodies of the physical culture and sports at the federal, regional and municipal levels. It stimulates their activity on the one hand, and allows establishing the main reasons constraining the development of each sport - on the other. Low indicators show the weakening of the responsibility and control mechanisms, and lack of the effective management.

Keywords: sports federations by sports types, regional branch ministry, rating, sports and health improving activity, sports.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно федеральных и региональных отраслевых нормативных документов особую роль в организационной структуре управления физической культурой и спортом играет взаимодействие органов власти с общественными организациями. Сегодня привлечение к решению государственных вопросов физкультурно-спортивных общественных объединений - одна из приоритетных задач, стоящих перед отраслью [4, 8, 11]. Постоянно меняющиеся социально-экономические условия настоятельно требуют адаптации деятельности спортивных федераций по видам спорта, на которые возложена задача развития и спорта высших достижений, и массового спорта. Эти задачи необходимо решать параллельно, учитывая, что управление спортом высших достижений и развитие массового физкультурно-оздоровительного движения - это разные направления деятельности [1, 3, 9]. Сегодня общественные спортивные объединения представляют собой целостный блок и органическую часть системы управления физической культурой и спортом в Российской Федерации [5, 2, 10, 12]. Для достижения стратегических целей в сфере управления физической культурой и спортом был осуществлен поиск новых технологических решений по усилению контроля и ответственности деятельности региональных отделений спортивных федераций по видам спорта на территории Красноярского края.

МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ

Привлечение к решению государственных вопросов в области развития физической культуры и спорта физкультурно-спортивных общественных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) возможно только на условиях прохождения ими процедуры

аккредитации [6, 7], которая накладывает определенные обязательства и дает права этим объединениям. В частности, спортивные федерации в установленном отраслевым Законом порядке вправе:

- организовывать и проводить по соответствующему им статусу и виду спорта чемпионаты, первенства и кубки, разрабатывать и представлять в соответствующие государственные органы на утверждение положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков, а также делегировать на определенный ею срок иным созданным в виде некоммерческих организаций физкультурно-спортивным организациям право на проведение таких соревнований;

- отбирать и представлять спортсменов по соответствующим видам спорта на присвоение спортивными государственными организациями званий и квалификаций: спортивных званий МС, МСМК и почетного звания ЗМС - общероссийскими федерациями, спортивных разрядов КМС, I и ниже - региональными федерациями;

- отбирать и представлять тренеров по соответствующим видам спорта на присвоение спортивными государственными организациями званий и категорий: почетного звания ЗТР - общероссийскими федерациями, высшей тренерской категории и ниже -региональными федерациями;

- отбирать и представлять спортивных судей по соответствующим видам спорта на присвоение судейских категорий государственными спортивными организациями, а также осуществлять переаттестацию: судей всероссийской категории - общероссийскими федерациями, судей I категории и ниже - региональными федерациями;

- осуществлять формирование спортивных сборных команд по соответствующим видам спорта и представлять их на утверждение в соответствующие государственные спортивные организации: сборных команд России для участия в международных спортивных соревнованиях - общероссийскими федерациями, сборных команд субъекта РФ для участия в межрегиональных и всероссийских спортивных соревнованиях - региональными федерациями;

- принимать участие в формировании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий - общероссийскими федерациями и календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий субъекта РФ - региональными федерациями;

- организовывать и проводить спортивно-массовые мероприятия по соответствующим видам спорта;

Наряду с правами перед общероссийскими и региональными спортивными федерациями ставятся задачи, практически унифицированные для всех видов спорта:

- во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и спорта обеспечивать развитие соответствующих видов спорта;

- обеспечивать подготовку спортивных сборных команд по соответствующим видам спорта для участия в официальных спортивных мероприятиях;

- участвовать в реализации Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий субъекта РФ;

- участвовать в разработке в установленном порядке требований и норм соответствующих видов спорта в целях их включения в Единую всероссийскую спортивную классификацию, а также квалификационных требований к присвоению соответствующих квалификационных категорий спортивных судей;

- разрабатывать и представлять в орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта программы развития соответствующих видов спорта в порядке, установленном этим органом.

Таким образом, все основные направления развития видов спорта курируются соответствующими федерациями совместно с государственными органами управления, пе-

ред которыми еще в 2008 г. была поставлена задача по проведению обязательной государственной аккредитации, переходу на новую методику государственного финансирования деятельности физкультурно-спортивных общественных и общественногосударственных организаций (социально-государственный заказ).

Проведенные нами предварительные исследования показали, что из 86 зарегистрированных региональных федераций согласно сведениям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю на 1 апреля 2009 г. было аккредитовано лишь 53 федерации по 58 видам спорта. Значит, работу оставшихся нельзя считать удовлетворительной и необходимо усилить ответственность деятельности этих региональных федераций по видам спорта для обеспечения их более активного развития в крае. Согласно гипотезе данного исследования должны быть разработаны конкретные критерии качества для комплексной оценки степени развития видов спорта в регионе и влияния на этот процесс деятельности региональных федераций. При этом лучшие спортивные федерации необходимо публично отмечать и предоставлять им финансовые преимущества для дальнейшего развития.

Для повышения качества и дальнейшего стимулирования деятельности региональных спортивных федераций в 2009 г. нами было разработано и представлено на рассмотрение общественной палаты «Здоровый образ жизни, физическая культура, спорт и туризм» Гражданской ассамблеи края положение об учреждении ежегодного смотра-конкурса на лучшую федерацию Красноярского края.

В документе с целью улучшения качества проведения спортивных мероприятий в крае по виду спорта поощрялось включение членов региональной федерации в состав руководящих органов всероссийской или международной федерации, обеспечение федерацией работы судейских бригад при проведении соревнований. Кроме этого, дифференцированно предусмотрено оценивание результатов спортсменов вида спорта в соревнованиях ЕКП всероссийского уровня, официальных международных соревнованиях.

В результате рассмотрения и обсуждения критериев оценки работы региональных федераций постановлением коллегии министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края в начале 2009 г. утверждено проведение ежегодного смотра-конкурса на лучшую федерацию Красноярского края.

На протяжении 4-х лет критерии оценки качества работы спортивных региональных федераций подвергались незначительной корректировке. Последнее изменение было связано с необходимостью включения в число показателей смотра-конкурса наличия комплексной целевой программы по развитию вида спорта в регионе. Действующие с 2012 г. критерии оценки качества работы федераций и соответствующие этому качеству баллы разработанного положения приведены в таблице 1. На основании представленных материалов межведомственной комиссии коллегия министерства спорта, туризма и молодёжной политики Красноярского края ежегодно определяет 3 лучших федерации по видам спорта вне зависимости от принадлежности к группе олимпийских или неолимпийских видов спорта. Подведение итогов смотра-конкурса осуществляется по наибольшей сумме баллов показателей деятельности. Избранные показатели деятельности и разработанная система баллов позволяют с единых позиций оценить эффективность деятельности разных федераций. Они учитывают деятельность этих общественных физкультурно-спортивных организаций в комплексе, а не по отдельным позициям.

Федерации, ставшие номинантами смотра-конкурса, получают преимущества при распределении краевого финансирования для подготовки спортсменов сборной команды региона и их участия в межрегиональных и всероссийских соревнованиях, проведения краевых спортивных мероприятий по своему виду спорта на следующий календарный год. Результаты публикуются в средствах массовой информации, а руководители федераций награждаются памятными призами и почетными грамотами Министерства спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края.

Таблица 1

Показатели оценки работы спортивных федераций для подведения итогов смотра-конкурса «Лучшая спортивная федерация Красноярского края» ____________________(действующие с 1 января 2012 г.)__________________

№п/п Показатели Баллы

1 Наличие комплексной целевой программы по развитию вида спорта в регионе 10

2 Включение членов региональной федерации в составе руководящих органов всероссийской федерации (за каждого представителя) 1

3 Включение членов региональной федерации в состав руководящих органов международной федерации (за каждого представителя) 5

4 Обеспечение федерацией работы судейских бригад при проведении соревнований (за каждое мероприятие) Краевые 1

Всероссийские 3

Международные 5

5 Включение спортсменов вида спорта в состав сборной команды Российской Федерации (основной состав) 1 - 4 спортсмена 1

5 - 9 спортсменов 3

10 и более спортсменов 5

6 Число заслуженных тренеров России, работающих в виде спорта 1 - 4 тренера 1

5 - 9 тренеров 3

10 и более тренеров 5

7 Количество территорий края, развивающих вид спорта (за каждое муниципальное образование) 1

8 Наличие призовых мест у спортсменов вида спорта в соревнованиях ЕКП всероссийского уровня (за каждое место) 3 место 1

2 место 2

1 место 3

9 Наличие призовых мест у спортсменов вида спорта на официальных международных соревнованиях (за каждое место) 3 место 3

2 место 4

1 место 5

10 Объем привлеченных средств в процентном отношении к бюджетному финансированию 1 - 19% 2

20 - 50% 4

51 - 74% 6

75 - 99% 8

100% и выше 10

Так как при подведении итогов смотра-конкурса рассматриваются только аккредитованные краевые федерации, его учреждение стимулировало руководства краевых федераций к прохождению процедуры аккредитации и оформлению всех связанных с ней документов. В результате доля аккредитованных федераций в крае за два первых года резко выросла с 62,35% в 2009 г. до 83,84% к концу 2011 г.

При том, что постоянно растет общее число региональных федераций по разным видам спорта, в начале 2014 г. доля аккредитованных из них составляет 92,45 %: 98 аккредитованных из 106 зарегистрированных.

ВЫВОДЫ

Таким образом, система организационно-педагогического контроля развития видов спорта в крае и определение влияния на этот процесс деятельности общественных спортивных организаций (федераций) посредством ежегодного оформления рейтинговых таблиц позволяют выявить основные причины, сдерживающие развитие каждого вида спорта. Низкие показатели указывают на ослабление механизмов ответственности, контроля и отсутствия эффективного руководства.

Документ, включающий краевой рейтинг развития видов спорта, является основанием для публичного признания деятельности передовых спортивных федераций по видам спорта, координирующих подготовку спортсменов региона и рост квалификации тренерских кадров, осуществляющих формирование и подготовку судейских бригад для проведения спортивных мероприятий разного уровня.

В число лучших региональных спортивных федераций за период учреждения смотра-конкурса попадают федерации вольной и греко-римской борьбы, биатлона, спортивного ориентирования, сноуборда, что соответствует достижениям этих видов спорта

на всероссийском и международном уровнях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аркаев, Л.Я. Федерация, тренер, спортсмен / Л.Я. Аркаев // Физическая культура и спорт в Российской Федерации: (национальные спортивные федерации) : сб. ст. / Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта. - М. : [б. и.], 2001. - Вып. 2. - С. 62-74.

2. Драчев, С.С. Теория и методика профессионального совершенствования субъектов управления общественными физкультурно-спортивными объединениями и организациями : монография / С.С. Драчев. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2000. - 202 с.

3. Ермилова, В.В. Информатизация управленческой деятельности субъектов спортивной федерации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ермилова В.В. - СПб., 2007. - 19 с.

4. Иванова, Н.Г. Спортивный клуб и федерация / Н.Г. Иванова // Физическая культура и спорт в Российской Федерации: (национальные спортивные федерации) : сб. ст. / Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта. - М. : [б. и.], 2001. - Вып. 2. - С. 192-201.

5. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В. Л. Мутко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 3 (37). - С. 3-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций, осуществляемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации : утв. приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 20 февраля 2009 г. № 49 [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95258/.

- Дата обращения 20.06.2014.

7. Порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации : приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 18.08.2009 № 654 [Электронный ресурс] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. 16 ноября. № 46. - URL : http://www.ofrb.ru/node/2465. - Дата обращения 20.06.2014.

8. Рожков, П.А. О реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта : доклад на расширенном заседании коллегии Госкомспорта России 15 марта 2002 г. / П.А. Рожков. - М. : Советский спорт, 2002. - 64 с.

9. Сейранов, С.Г. Менеджмент в спортивной федерации (на примере таэквон-до) : учебнометодическое пособие / С.Г. Сейранов ; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М. : [б.и.], 1996. - 60 с.

10. Суханов, А. Д. Место, роль и перспективы федераций в развитии спорта / А. Д. Суханов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 9. - С. 31.

11. Филиппов, С.С. Спортивная федерация: управление, информация : монография / С.С. Филиппов, В.В. Ермилова. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 172 с.

12. Чеченков, C.B. Спортивные федерации: «Спорт для всех» и спорт высших достижений /

C.B. Чеченков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 1. - С. 28-31.

REFERENCES

1. Arkayev, L.Ya. (2001), “Federation, trainer, athlete”, Collection, Physical culture and sport in the Russian Federation: (national sports federations), publishing house VNIIFK, Issue 2, Moscow, pp. 62-74.

2. Drachev, S.S. (2000), Theory and technique ofprofessional improvement of subjects of management of public sports and sports associations and organizations: Monograph, publishing house St. Petersburg State University, St. Petersburg.

3. Yermilova, V.V. (2007), Informatization of administrative activity of subjects of sports federation, dissertation, St. Petersburg.

4. Ivanova, N.G. (2001), “Sports club and federation”, Collection, Physical culture and sport in the Russian Federation: (national sports federations), publishing house VNIIFK, Issue 2, Moscow, pp. 192-201.

5. Aliyev, E.G., Andreyev, S.N., Mutko, V.L. and Chistyakov V.A. (2008), “Organization of process management of sports federation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No.

3, pp. 3-9.

6. An order of the state accreditation of regional sports federations, which is carried out by ex-

ecutive authority of the subject of the Russian Federation: approved the order of the Ministry of Sport, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation of February 20, 2009 No. 49, available at: http://www .garant.ru/products/ipo/prime/doc/95258/.

7. Order of carrying out the state accreditation of public organizations by the Russian Federation for investment with their status of the all-Russian sports federation: order of the Ministry of Sport, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation of 18.08.2009 No. 654, available at: http://www.ofrb.ru/node/2465.

8. Rozhkov, P.A. (2002), About of realization of a state policy in the sphere of physical culture and sport: the report on enlarged meeting of board of the State Committee on Physical Training and Sports of Russia on March 15, 2002, Soviet sport, Moscow.

9. Seyranov, S.G. (1996), Management in sports federation (on an example taekwondo): Educational and methodical grant, publishing house RGAFK, Moscow.

10. Sukhanov, A.D. (1999), “Place, a role and prospects of federations in sport development”, Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 31.

11. Filippov, S.S. and Yermilova, V.V. (2008), Sports federation: management, information: monograph, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

12. Chechenkov, S.V. 92001), “Sports federations: "Sport for all" and elite sport”, Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 28-31.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.06.2014.

УДК 796.07; 796.034.2

ВЗАИМОСВЯЗЬ СИСТЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук,

Заслуженный учитель Российской Федерации,

Самарская государственная сельскохозяйственная академия (СГСХА)

Аннотация

Изучение факторов, способствующих развитию человеческого капитала школьников, в том числе - сельских, является актуальной проблемой. Физическая подготовленность и здоровье являются основополагающим факторами развития человеческого капитала подрастающего поколения. Разработанная и внедренная система физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе дала положительный эффект для решения проблемы, связанной с повышением уровня физической подготовленности и снижением заболеваемости учащихся Октябрьской средней школы Радищевского района Ульяновской области. Кроме того, система физкультурно-оздоровительной работы позитивно повлияла на уровень обученности учащихся, сформированность потребности в занятиях физической культурой и спортом и ведении здорового образа жизни. Полученные результаты свидетельствуют о позитивном влиянии внедренной системы физкультурно-оздоровительной работы на развитие основополагающих компонентов человеческого капитала сельских школьников.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная работа, здоровье школьников, физическая подготовленность, сельская школа, человеческий капитал.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p34-39

CORRELATION OF SYSTEM OF SPORTS AND HEALTH-IMPROVING WORK WITH DEVELOPMENT OF THE HUMAN CAPITAL OF THE RURAL SCHOOL

STUDENTS

Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences,

Honored teacher of the Russian Federation,

Samara State Agricultural Academy

Annotation

Studying of the factors promoting the development of the human capital of school students, including - rural, is an actual problem. Physical readiness and health are fundamental factors for the develop-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.