Научная статья на тему 'Правовое обеспечение управления развитием кёрлинга в России'

Правовое обеспечение управления развитием кёрлинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / КЁРЛИНГ / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ МИНИСТЕРСТВА СПОРТА РОССИИ / ФЕДЕРАЦИЯ КЁРЛИНГА РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свищев Дмитрий Александрович, Шулико Юрий Владимирович

В статье рассматриваются нормативные правовые документы, регулирующие деятельность Федерации кёрлинга по управлению развитием этого вида спорта. Приведены основные федеральные нормативные правовые акты. Основное внимание уделено выявленным нормативным документам Министерства спорта России по управлению общероссийскими спортивными федерациями. Приведена правовая информация Федерации кёрлинга России. Подчеркивается необходимость располагать полным объемом нормативных документов для управления развитием данного вида спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal support of Russian curling development management

The article discusses the normative legal documents regulating the activities of Curling Federation in management of the development of the sport. The main Federal regulations have been listed. The focus is on identified normative documents of the Russian Ministry of sports relaing to the management of the Russian sports Federations. The legal information of the Russian Curling Federation has been given. It emphasizes the need to have a complete range of regulatory documents to control the development of the sport.

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение управления развитием кёрлинга в России»

18. Havighurst, R.J. Developmental task and education / R.J. Havighurs. - N.Y. : McKay, 1972.

19. Heller, K.A. Evaluation of programs for the gigted / K.A. Heller // Nurturing talent, individual needs and social ability. The 4th conference of ECHA / M.W. Karzko, F.J. Monks (eds.). - Assen : Van Gorcum, 1995. - P. 264-268.

REFERENCES

1. Ananyev, B.G. (1980), Selected psychological works. In 2 volumes, Pedagogy, Moscow.

2. Balsevich, V.K. (2006), "Health forming function of education in the Russian Federation", Physical culture: upbringing, education, training, No. 5, pp. 2-6.

3. Bogoyavlenskaya D.B. (2002), Psychology of creativity, Academy, Moscow.

4. Vorobyov, A.N. (1986), "The principle of individualization - fiction or regularity in the modern training process", Theory and practice ofphysical culture, 1986, No. 6, pp. 29-31.

5. Guba, V.P. (2008), "Sports selection as an academic discipline", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 62-64.

6. Gurova, L.L. (1991), "Cognitive and personal characteristics of creative thinking in the structure of total gifted", Psychology questions, No. 6, pp. 14-20.

7. Drigica, A.G. (1996), Psychological talent in speed-power kinds of sport, Rostov-on-Don.

8. Leites, N.S. (1996), Psychology of gifted children and adolescents, Academy, Moscow.

9. Platonov, V.N. (1986), Training of qualified athletes, Physical culture and sport, Moscow.

10. Rubinstein, S.L. (1989), Basis of General psychology: In 2 volumes, Pedagogic, Moscow.

11. Salnikov, V.A. (2002), "Talent, giftedness and ability in the structure of sports activity", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 16-20.

12. Sokolik, I.Yu. (1998), Organizational-methodical bases of diagnostics of sport endowments, dissertation, Minsk.

13. Teplov, B.M. (2009), Psychology and psychophysiology of individual differences: Selected psychological works, Moscow psychological and social Institute, Moscow.

14. Shadrikov, V.D. (1997), "The Ability of a person", in book: Ed. Bogoyavlenskaya, D.B. (1997), Basic modern concepts of creativity and giftedness, Molodaya gvardiya, Moscow, pp. 7-21.

15. Sheblanova, E.I. (2004), Psychological diagnostics of gifted students: problems, methods, results of research and practice, Moscow psychological and social Institute, Moscow.

16. Yurkevich, V.S. (2010), "Current problems of work with gifted children", Psychological science and education, No. 5, pp. 118-129.

17. Yurkevich, V.S. (2011), "Gifted children: current trends and future challenges", Portal of psychological publications PsyJournals.ru, No. 4, pp. 99-108.

18. Havighurst, R.J. (1972), Developmental task and education, McKay, N.Y..

19. Heller, K.A. (1995), Evaluation of programs for the gifted, M.W. Karzko, F.J. Monks (eds.). Nurturing talent, individual needs and social ability. The 4th conference of ECHA, Van Gorcum, Assen, pp. 264-268.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.04.2017

УДК 796.96

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КЁРЛИНГА В

РОССИИ

Дмитрий Александрович Свищев, Президент, Федерация кёрлинга России, Москва, Юрий Владимирович Шулико, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики кёрлинга, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются нормативные правовые документы, регулирующие деятельность Федерации кёрлинга по управлению развитием этого вида спорта. Приведены основные федераль-

ные нормативные правовые акты. Основное внимание уделено выявленным нормативным документам Министерства спорта России по управлению общероссийскими спортивными федерациями. Приведена правовая информация Федерации кёрлинга России. Подчеркивается необходимость располагать полным объемом нормативных документов для управления развитием данного вида спорта.

Ключевые слова: нормативные правовые акты, кёрлинг, управление, развитие, нормативные документы Министерства спорта России, Федерация кёрлинга России.

LEGAL SUPPORT OF RUSSIAN CURLING DEVELOPMENT MANAGEMENT

Dmitry Alexandrovich Svishchev, President, Russian Curling Federation, Moscow, Yury Vladimirovich Shuliko, the candidate of pedagogical sciences, professor, department

chairman,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the normative legal documents regulating the activities of Curling Federation in management of the development of the sport. The main Federal regulations have been listed. The focus is on identified normative documents of the Russian Ministry of sports relaing to the management of the Russian sports Federations. The legal information of the Russian Curling Federation has been given. It emphasizes the need to have a complete range of regulatory documents to control the development of the sport.

Keywords: normative legal acts, curling, management, development, normative documents of the Russian Ministry of sports, Russian Curling Federation.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях возрастает глобальная конкурентная борьба в спорте высших достижений на международных спортивных аренах. В этой связи Министерство спорта Российской Федерации, Олимпийский комитет России придают большое значение развитию летних и зимних олимпийских видов спорта. В Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года поставлена задача по разработке программ развития олимпийских видов спорта [11]. Решение таких крупных социально-экономических задач осуществляется общероссийскими федерациями по видам спорта совместно с Минспортом страны и Олимпийским комитетом в рамках строго выстроенной системы нормативно-правовых документов.

Цель исследования. Выявление нормативно-правовых документов составляющих ядро правового обеспечения функций управления развитием кёрлинга.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Формирование отечественной нормативно-правовой системы в сфере физической культуры и спорта идет на протяжении последних двадцати пяти лет. По мнению некоторых авторов [1, 9, 10], есть основания утверждать о создании отраслевой системы спортивного права в области физической культуры и спорта.

Последняя четверть века характеризуется не только законотворческой деятельностью в данной сфере, но и развитием нового научного направления, связанного с исследованием различных сторон правового регулирования разнообразных видов деятельности в рассматриваемой отрасли [3, 4, 5, 6, 7].

В ряде исследований рассматривается система нормативных документов, используемых для различных объектов управления в сфере физической культуры и спорта. В литературе выделяются следующие виды правовой информации: Указы и распоряжения Президента РФ; Распоряжения Правительства РФ; Федеральные законы; Нормативные акты Минспорта РФ; Нормативные акты отраслевых органов управления; Нормативные акты общественных организаций физкультурно-спортивной направленности, локальные

акты физкультурно-спортивных организаций.

При рассмотрении источников правовых документов авторы научных работ исходят из конкретных задач, стоящих перед изучаемыми субъектами управления. В данной статье, определяя содержание информационно-правовых ресурсов, используемых для реализации общепринятых управленческих функций (целеполагание, планирование, организация, контроль, мотивация), будем исходить из необходимости достижения программных показателей развития кёрлинга. Система необходимых нормативных правовых документов для управления развитием кёрлинга, на наш взгляд, будет включать следующие нормативные акты:

• Конституция Российской Федерации;

• Федеральные Законы Российской Федерации;

• Законы Российской Федерации;

• Нормы международного права;

• Федеральные подзаконные нормативные акты;

• Законы субъектов Российской Федерации;

• Нормативные акты федерации кёрлинга России;

• Нормативные акты спортивных организаций по кёрлингу.

Рассмотрим основные документы, вошедшие в приведенную систему, а также, каким образом они обеспечивают управление развитием кёрлинга. В таблице 1 приведены Федеральные Законы и Законы Российской Федерации, используемые для регулирования деятельности Федерации кёрлинга России.

Таблица 1 - Федеральные Законы и Законы Российской Федерации, регулирующие дея-

№ п/п Наименование Федеральных законов и Законов Российской Федерации Номер закона

Кодификационные федеральные законы

1 Гражданский кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ

2 Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ

3 Градостроительный кодекс Российской Федерации № 24-ФЗ

4 Земельный кодекс Российской Федерации № 136-ФЗ

5 Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ

6 Налоговый кодекс Российской Федерации № 146-ФЗ

7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ

8 Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ

9 Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ

Федеральные законы

10 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ

11 «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ

12 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

13 «О рекламе» № 38- ФЗ

14 «О защите прав потребителей» № 2300-1

15 О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров № 3520

16 «О плате за землю» № 1738-1

17 «О средствах массовой информации» № 2124-1

18 «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ

19 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ

20 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ

21 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ

22 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ

В основном законе нашей страны - Конституции РФ, в п. 1 ст. 41 закреплено право каждого человека на охрану здоровья. Хорошо известно, что физическая культура является проверенным средством укрепления здоровья, повышения работоспособности человека. Поэтому распространение среди населения массовых форм занятий физической культурой и спортом поддерживается государством, физкультурными и спортивными организациями. Эта норма основного закона распространяется и на кёрлинг. В этой связи

целый ряд региональных федераций кёрлинга, клубов активно внедряют различные массовые соревнования, турниры, показательные выступления спортсменов-кёрлингистов для различных категорий населения в целях привлечения их к систематическим занятиям кёрлингом. Прямое отношение к нашему исследованию имеет п.2 ст.41 Конституции РФ. В ней указывается, что в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. На этой правовой основе могут разрабатываться программы развития кёрлинга.

Основополагающим нормативным документом в области физической культуры и спорта в нашей стране является Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [12]. Закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, в том числе и в кёрлинге.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта переданы для осуществления Федеральному органу исполнительной власти в области физической культуры и спорта - Министерству спорта Российской Федерации. В соответствии с данным законом, а также Положением о Министерстве спорта Российской Федерации. Министерство принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий. Некоторые из принятых нормативных документов, регулирующих деятельность общероссийских федераций по видам спорта, в частности Федерации кёрлинга России, приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Приказы Министерства спорта Российской Федерации, регулирующие деятельности_

№ п/п Наименование приказа Дата, номер приказа

1 Порядок разработки и представления общероссийскими федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития видов спорта 30.10 2015 г. № 995

2 Порядок включения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий 08.05.2009 г. № 289

3 Порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций, осуществляемой органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации 20.02.2009 г. № 49

4 Порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации 18.08.2009 г. № 654

5 Об утверждении Порядка финансирования за счет средств федерального бюджета на проведение физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий 16.04.2010 г. № 364

6 Об утверждении Порядка проведения обязательного допингового контроля 13.05.2009 г. № 293

7 Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил 02.10.2012 г. № 267

8 Об утверждении Перечня субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте 16.04.2013 г. № 197

9 Порядок признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядок его ведения 02.09.2013 г. № 702

10 Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта кёрлинг 30.08.2013 г. № 698

11 Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2014-2018 годы 14.02.2014 г. № 83

12 Об утверждении Порядка разработки общероссийскими спортивными федерациями правил вида спорта или видов спорта и представления их на утверждение 01.07.2013 г. № 506

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Об утверждении Порядка представления отчета о деятельности соответствующей общероссийской спортивной федерации 25.06.2013 г. № 452

14 Об утверждении Общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий и спортивных соревнованиях, предусматривающих особенности отдельных видов спорта 01.07.2013 г. № 504

Нетрудно заметить, что приведенные в таблице 2 приказы обеспечивают правовое сопровождение реализации управленческих функций по развитию кёрлинга.

Особое место в управлении развитием кёрлинга отводится нормативным актам, принятыми общероссийской и региональными спортивными федерациями, физкультур-но-спортивным организациям. Эти документы регулируют отношения в рамках деятельности конкретной спортивной федерации, отдельно взятой физкультурно-спортивной организации.

В сфере физической культуры и спорта существует группа специфических нормативных документов. Акты саморегулирования субъектов сферы спорта относятся к системе внеправовой нормативной регламентации [2].

В области кёрлинга следует выделить следующие документы, которые размещены на сайте Федерации кёрлинга России (http://curling.ru):

• Устав Общероссийской общественной организации «Федерация кёрлинга России»;

• Информация для федераций (Запрещенный список 2017);

• Положений о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по кёрлингу на 2017 год;

• Положение о порядке перехода спортсменов Федерации кёрлинга России;

• Положение о судейской коллегии Федерации кёрлинга России;

• Положение о комиссии спортсменов Федерации кёрлинга России;

• Единый календарный план соревнований.

В деятельности по управлению развитием кёрлинга отводится нормативным актам международных спортивных организаций. Это в первую очередь документы Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета, Международной федерации кёрлинга и Европейской федерации кёрлинга, Всемирного антидопингового агентства и другие.

По мнению Ищенко С.А., управленческие отношения между Международным олимпийским комитетом, национальными олимпийскими комитетами и спортивными объединениями в международном спортивном движении регулируются двумя видами социальных норм: а) юридическими (правовыми) нормами, устанавливаемыми или санкционируемыми органами той или иной страны, и б) общественными (неправовыми) нормами, установленными неправительственными спортивными организациями [8]. Значительное место, как полагает автор, в деятельности неправительственных спортивных объединений занимает издание ненормативных актов управления, которые подразделяются на : соглашения и распоряжения, рекомендации, резолюции, коммюнике международных встреч и ассамблей; двусторонние и многосторонние переговоры; заявления МОК, НОК, международных спортивных организаций (там же, С.16).

Кроме этого, на наш взгляд, необходимо также указать другие документы международных спортивных организаций, среди которых уставы, определяющие их деятельность, а также документы регламентирующие порядок организации и проведения международных соревнований по кёрлингу. Особую актуальность в последнее время приобрели «Медицинский кодекс МОК», «Всемирный антидопинговый кодекс».

ВЫВОДЫ

Теоретический анализ научной литературы и правовых документов показал, что правовое обеспечение управления кёрлингом в России осуществляется на основе различных нормативных и правовых актов как отечественных, так и международных. Поэтому нужно четко представлять весь объем нормативных документов разного уровня их принятия и вида, как отечественных, так и международных. При использовании правовых документов следует руководствоваться стоящими задачами по развитию кёрлинга. Особое место в правовом обеспечении отводится правовым актам Министерства спорта Рос-

сии, а также Федерации кёрлинга России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта : учебник для студентов вузов / С.В. Алексеев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005.

- 671 с.

2. Алексеев, С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий : учебник / С.В. Алексеев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2014. - 687 с.

3. Близневский, А.Ю. Красноярский край: особенности региональной законодательной и нормативно-правовой базы / А.Ю. Близневский // Теория и практика физической культуры. - 2015.

- № 1. - С. 102-104.

4. Братановский, С.Н. Организационно-правовые проблемы управления физической культурой и спортом в условиях рынка / С.Н. Братановский. - Саратов : Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1996. - 220 с.

5. Виноградов, П.А. Основам законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте» - долгую жизнь / П.А. Виноградов // Теория и практика физической культуры.

- 1993. - № 8. - С. 3-4.

6. Душанин, А.П. Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России / А.П. Душанин, П.А. Виноградов // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 9. - С. 59-62.

7. Зуев, В.Н Нормативное правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта (история и современность) / В.Н. Зуев, В.А. Логинов. - М. : Советский спорт, 2008. - 196 с.

8. Ищенко, С.А. Организация и управление международным спортивным движением на современном этапе (теория и практика) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ищенко Станислав Андреевич. - СПб., 1997. - 16 с.

9. Кузнецов, И. С. Спортивное право России как отрасль российского законодательства / И.С. Кузнецов // Спорт: экономика, право, управление. - 2004. - № 4. - С. 2-5.

10. Сердюков, А.В. Спортивное право как комплексная отрасль законодательства : монография / А.В. Сердюков. - М. : Юрлитинформ, 2011. - 345 с.

11. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р // URL : http://base.garant.ru/196059/. - Дата обращения 27.022017.

12. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/12157560/. - Дата обращения 10.01.2017.

REFERENCES

1. Alekseev S.V. (2005), Sports law in Russia. Legal bases of physical culture and sport: textbook for students of high schools, UNITI-DANA, Law and right, Moscow.

2. Alekseev S.V. (2014), Sports management: Regulation of organization and holding of sports events : tutorial, UNITI-DANA, Law and right, Moscow.

3. Bliznevsky, A.Yu. (2015), "Krasnoyarsk Krai: especially the regional legislative and regulatory framework", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 102-104.

4. Bratanovsky, S.N. (1996), Organizational-legal problems of management of physical culture and sports in the market, publishing house Saratov State University, Saratov.

5. Vinogradov, P.A. (1993), "Fundamentals of the legislation of the Russian Federation "On physical culture and sports" - long life", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 3-4.

6. Dushanin, A.P. and Vinogradov, P.A. (2000), "Analysis of the legal basis of physical culture and sport in Russia", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 59-62.

7. Zuev, V.N. and Loginov, V.A. (2008), Legal regulation of the domestic sphere of physical culture and sport (history and modernity), Soviet sport, Moscow.

8. Ishchenko, S.A. (1997), Organization and management of international sport movement at the present stage (theory and practice), dissertation, St. Petersburg.

9. Kuznetsov I.S., (2004), "Sports law as a branch of Russian law", Sports: Economics, law, management, No. 4, pp. 2-5.

10. Serdyukov, A.V. (2011), Sports law as a complex branch of legislation: monograph, Yurlitin-form, Moscow.

11. The strategy of development of physical culture and sport for the period till 2020: it is approved by the Order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 No. 1101-r, available at: http://base.garant.ru/196059/.

12. Federal law "On physical culture and sport in the Russian Federation" dated December 4, 2007N 329-FZ, available at: http://base.garant.ru/12157560/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.04.2017

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Лидия Константиновна Серова, доктор психологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Иван Иванович Михаил, кандидат педагогических наук, профессор, начальник кафедры, Динара Равшановна Худайназарова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Александра Андреевна Берлинде, преподаватель, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург

Аннотация

Рассмотрена теоретическая концептуальная модель интеграции физической культуры в процесс формирования профессиональной идентичности обучающихся в вузах силовых ведомств РФ. Выявлены факторы внешней среды и внутренней микросреды вуза, определяющие эффективность функционирования подсистем физической культуры и процесса формирования позитивной профессиональной идентичности обучающихся. Показано, что достижение позитивного статуса профессиональной идентичности возможно путем реализации инновационных технологий физкультурной деятельности вуза совместно с инновационными образовательными технологиями.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, физическая культура, интеграция физической культуры в процесс формирования профессиональной идентичности, вузы силовых ведомств, инновационные образовательные технологии.

PHYSICAL CULTURE AS CONDITION FOR DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY OF STUDENTS STUDYING AT MILITARY HIGHER SCHOOLS

Lidiya Konstantinovna Serova, the doctor of psychological sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Ivan Iva-novich Mikhail, the candidate ofpedagogical sciences, professor, Head of the department, Di-nara Ravshanovna Khudaynazarova, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Aleksandra Andreevna Berlinde, the teacher, The Budyonny Military Academy of

Communication, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the theoretical conceptual framework of the integration of physical education into the process of developing the professional identity of students studying at higher schools of defense and law enforcement agencies of the Russian Federation. Key factors of the external environment and the internal microenvironment of the higher school were identified, which determine the efficiency of the physical education subsystem and the process of developing the positive professional identity of students. It is shown that the positive status of professional identity is achievable through the implementation of innovative technologies of physical education activities of the higher school in combination with innovative educational technologies.

Keywords: professional identity, physical education, integration of physical education into the process of developing professional identity, schools of defense and law enforcement agencies, innovative

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.