Научная статья на тему 'Структурно-компонентная модель кёрлинга как объекта развития'

Структурно-компонентная модель кёрлинга как объекта развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЁРЛИНГ / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КЁРЛИНГА / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КЁРЛИНГА / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свищев Дмитрий Александрович, Шулико Юрий Владимирович

В статье анализируется этап становления кёрлинга в стране. Обоснованы методологические основания для построения структурно-функциональной модели кёрлинга как объекта развития. Приведены компоненты модели, кратко рассмотрено их содержание. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ развития кёрлинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural-component model of curling as an object of development

The article analyses the stage of development of curling in Russia. It considers the methodological bases for the construction of structural-functional model of curling as an object of development. The article has listed the components of the model and it briefly describes their contents. The obtained results can be used for working out the programs of curling development.

Текст научной работы на тему «Структурно-компонентная модель кёрлинга как объекта развития»

УДК 796.96

СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ КЁРЛИНГА КАК ОБЪЕКТА

РАЗВИТИЯ

Дмитрий Александрович Свищев, Президент, Федерация кёрлинга России, Москва, Юрий Владимирович Шулико, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики кёрлинга, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье анализируется этап становления кёрлинга в стране. Обоснованы методологические основания для построения структурно-функциональной модели кёрлинга как объекта развития. Приведены компоненты модели, кратко рассмотрено их содержание. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ развития кёрлинга.

Ключевые слова: кёрлинг, методология исследования кёрлинга, структурно-функциональная модель кёрлинга, компоненты модели, развитие.

STRUCTURAL-COMPONENT MODEL OF CURLING AS AN OBJECT OF

DEVELOPMENT

Dmitry Alexandrovich Svishchev, President, Russian Curling Federation, Moscow, Yury Vladimirovich Shuliko, the candidate of pedagogical sciences, professor, department

chairman,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article analyses the stage of development of curling in Russia. It considers the methodological bases for the construction of structural-functional model of curling as an object of development. The article has listed the components of the model and it briefly describes their contents. The obtained results can be used for working out the programs of curling development.

Keywords: curling, research methodology of curling, structural-functional model of curling, model components, development.

ВВЕДЕНИЕ

Кёрлинг как вид спорта в нашей стране принял официальный статус в 1991 году, когда была создана Федерация кёрлинга в России [9]. С этого года начался период становления данного вида спорта. За четверть века была проведена огромная организационная работа - в соответствии с действующим законодательством Министерством спорта Российской Федерации была аккредитована Федерация кёрлинга России [8]; кёрлинг включен министерством спорта во Всероссийский реестр видов спорта [6]; кёрлинг стал базовым видом спорта в ряде регионов страны [5]; созданы региональные федерации кёрлинга; разработаны и включены разрядные требования по кёрлингу в Единую всероссийскую спортивную классификацию; ежегодно реализуется международный и всероссийский календарь спортивных мероприятий. В этот период в вузах физической культуры вводится подготовка специалистов по теории и методики кёрлинга, что позволяет постоянно пополнять высококвалифицированными кадрами тренерский состав спортивных школ и клубов. Активно ведется научно-методическая работа по обеспечению тренировочного процесса в сборных командах страны, защищаются диссертационные работы [1, 3].

Период становления кёрлинга в стране ознаменовался выходом и определенными успехами на международной арене, российские спортсмены участвуют в зимних олим-

пийских играх. Все достижения и проблемы отечественного кёрлинга, которые проявились в период становления этого вида спорта, являются предметом постоянного внимания и анализа со стороны Федерации кёрлинга России. На наш взгляд, в настоящее время есть все основания говорить об этапе развития кёрлинга в стране.

Цель работы - обосновать структурно-компонентную модель кёрлинга как объекта развития.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ научной литературы показывает, что многие ученые рассматривают спорт как социальное явление, как важную социальную подсистему общества [4, 7]. Мы разделяем точку зрения, изложенную в работе [4], что современный спорт представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных частей и имеющую множество функций, поэтому для его исследования целесообразно использование системного подхода.

Это важное методологическое положение можно использовать и при анализе кёр-линга как социальной системы и как объекта социального развития.

Остановимся еще на одном важном методологическом положении, согласно которого системный подход заключает в себе ряд аспектов, единство и взаимосвязь которых только и дает о нем глубокое и всестороннее представление [2]. Он характеризуется системно-компонентным, системно-структурным, системно-функциональным и системно-интегративным аспектами.

Использование системно-компонентного аспекта системного подхода показывает, из каких компонентов состоит система. При этом мы исходим из того, что всякая система обладает определенным набором компонентов.

В социальных системах, к которым мы относим кёрлинг, выделяются компоненты вещного, процессуального, идейного и человеческого порядков. Рассматривая кёрлинг с этих методологических позиций можно выделить следующие компоненты и кратко раскрыть их суть (схема).

Вещный компонент социальной системы в нашем случае, включает «Систему обеспечения кёрлинга». Она в свою очередь содержит следующие компоненты, обеспечивающие функционирование и развитие данного вида спорта: финансовое, педагогическое, материально-техническое, кадровое, научно-методическое, медицинское, правовое.

Следующий, процессуальный, компонент рассматриваемой модели составляют процессы подготовки спортсменов - «Система подготовки спортивного резерва». Этот компонент включает организации, осуществляющие спортивную подготовку; систему спортивной подготовки; организацию тренировочного процесса; тренировочных сборов; соревновательную деятельность спортсменов.

Третий компонент системы - это «Система по пропаганде и популяризации кёр-линга». Она включает средства массовой информации, электронные ресурсы, систему популяризации кёрлинга.

Четвертый компонент рассматриваемой модели включает человеческие ресурсы -к ним отнесены, в первую очередь, члены сборных команд по кёрлингу, которые своим мастерством, спортивными результатами определяют уровень достижений в кёрлинге на отечественной и международной спортивных аренах.

Необходимым компонентом данной модели является «Система спортивных мероприятий». Спортивные соревнования, как известно, отражают суть спорта, в значительной мере определяют стратегические цели и направления развития кёрлинга. Система спортивных мероприятий складывается из различных международных, российских и региональных соревнований по кёрлингу.

Система управления кёрлингом включает государственные органы управления (Минспорт России) и общественные объединения физкультурно-спортивной направленности (Олимпийский комитет России). В соответствии с действующим законодатель-

ством нашей страны они обеспечивают развитие различных видов спорта, в том числе и кёрлинга.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Международный олимпийский комитет; Международная Федерация керлинга; Федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти; Спонсоры; СМИ; Зрители

I-^ - линии прямой связи ----— линии обратной связи

Схема - Структурно-функциональная модель кёрлинга как объекта развития

Внешняя среда также оказывает значительное влияние на функционирование и развитие кёрлинга. Она представлена Международным олимпийским комитетом; Международной Федерацией керлинга; Федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти; спонсорами; СМИ; зрителями.

Системно-структурный аспект системного подхода определяет структуру социальной системы. На схеме показана внутренняя организация кёрлинга как объекта развития. Компоненты «Система обеспечения» и «Система по пропаганде и популяризации кёрлинга» необходимы для всех приведенных компонентов системы, а также для функционирования и развития кёрлинга, но только с различным содержанием. Очевидно, например, что система обеспечения необходимая для подготовки спортивного резерва отличается от обеспечения подготовки и проведения спортивного мероприятия. Аналогичные отличия можно увидеть и в наполнении системы пропаганды и популяризации кёрлинга для разных компонентов рассматриваемой системы.

Системно-функциональный аспект системного подхода раскрывает деятельность системы, взаимосвязь, как между отдельными компонентами, так и всей системы в целом, а также функциональную зависимость между системой и внешней средой.

Обозначенные компоненты модели требуют более детального анализа. При этом следует исходить из того, что содержание структурных компонентов данной системы

может служить основанием для наполнения конкретными мероприятиями и программы развития кёрлинга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что за последние двадцать пять лет отечественный кёрлинг, пройдя период становления, стал признанным видом спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Спортсмены-керлингисты принимали участие в крупнейших спортивных соревнованиях, в том числе в зимних олимпийских играх, добиваясь на этом пути заметных спортивных результатов. Поэтому возникает научная и практическая потребность в разработке обоснования в дальнейшем развитии кёрлинга в нашей стране. Использование описанных в работе методологических подходов, позволило рассмотреть кёрлинг как открытую систему и предложить структурно-функциональную модель, выделив в ней взаимосвязанные компоненты, которые могут рассматриваться как отдельные объекты развития, так и направления программы развития данного вида спорта в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрианова, О. А. Технико-тактическая подготовка керлингисток на этапе начальной спортивной специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Андрианова О. А. - Малаховка, 2006. - 24 с.

2. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. - М. : Политиздат, 1981. - 432 с.

3. Мельников, Д.С. Физиологические характеристики игры в кёрлинг : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Мельников Д.С. - СПб., 1998. - 23 с.

4. Пономарев, Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н.И. Пономарев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург : [б.и.], 1996. - 284 с.

5. Приказ от 07 мая 2013 г. № 244 «О Порядке утверждения перечня базовых видов спорта» [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/12157560/. - Дата обращения 10.01.2017.

6. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 02 сентября 2013 г. № 702. «Порядок признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядок его ведения» [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/70451560/. - Дата обращения 10.01.2017.

7. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2003. - 464 с.

8. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЭ [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/12157560/. - Дата обращения 10.01.2017.

9. Федерация кёрлинга России [Электронный ресурс]. - URL: http:// curling.ru - Дата обращения 10.01.2017.

REFERENCES

1. Andrianova, O.A. (2006), Technical-tactical training of curlers at the stage of initial sports specialization, dissertation, Malakhovka.

2. Afanas'ev, V.G. (1981), Society: systemacity, knowledge and management, Politizdat, Moscow.

3. Melnikov, D.S. (1998), Physiological characteristics of the game curling, dissertation, St. Petersburg.

4. Ponomarev, N.I. (1996), Physical culture as an element of culture and human society, St. Petersburg.

5. The Order of the Ministry of sport of the Russian Federation from 07 May 2013 No. 244 "On approval of the list of basic sports", available at: http://base.garant.ru/12157560/. - Date of access 10.01.2017.

6. The Order of the Ministry of sport of the Russian Federation from 02 September 2013 No. 702. "The order of recognition of sports, sports disciplines and their inclusion in the all-Russian register of

sports and the order of reference", available at: http://base.garant.ru/70451560/.

7. Ed. Kuramshin, Yu.F. (2003), Theory and methodology of physical culture: textbook, Soviet sport, Moscow.

8. Federal law "On physical culture and sport in the Russian Federation" dated December 4, 2007N 329-FZ, available at: http://base.garant.ru/12157560/.

9. The Russian Curling Federation, available at: http://curling.ru.

Контактная информация: uvs08@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.02.2017

УДК 796.011

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ КОНДИЦИОННОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ДО И ПОСЛЕ ЛЕТНИХ КАНИКУЛ

Леонид Алексеевич Семенов, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

Аннотация

В статье приводятся результаты массового констатирующего эксперимента (протестировано более 250 тысяч учащихся школ Свердловской области), свидетельствующие об ухудшении состояния кондиционной физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ после летних каникул. Делаются выводы о необходимости направленного развития кондиционных физических качеств в летний период, и улучшения, таким образом, физического здоровья учащихся и подготовки их к сдаче норм ГТО.

Ключевые слова: кондиционная физическая подготовленность, учащиеся общеобразовательных школ, летние каникулы, комплекс ГТО.

GENERAL TRENDS IN CHANGING OF STATE STANDARD PHYSICAL FITNESS

OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS BEFORE AND AFTER SUMMER

HOLIDAYS

Leonid Alekseevich Semenov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, Surgut State Pedagogical University, Surgut

Annotation

The article presents the results of mass ascertaining experiment (more than 246 thousand secondary school students of the Sverdlovsk region were tested), indicating the deterioration of the standard physical fitness of secondary school students after summer holidays. The author draws the conclusions about the necessity of directed development of standard physical qualities of students during summer for improving, thus, their physical health and preparing them for taking RLD complex.

Keywords: standard physical fitness, secondary school students, summer holidays, RLD complex.

ВВЕДЕНИЕ

Главными задачами физического воспитания учащихся общеобразовательных школ являются оздоровительные, решаемые, в основном, путем развития кондиционных физических качеств и интегрально выражающиеся в кондиционной физической подготовленности. Именно развитие кондиционных физических качеств (выносливости, силы, гибкости, быстроты) у детей и подростков непосредственным образом влияет на морфо-функциональные параметры и во многом определяет состояние их здоровья. Поэтому исследования, направленные на изучение путей совершенствования кондиционной подготовленности, всегда являлись актуальными.

Особую актуальность такого рода исследования приобретают в настоящее время в связи с внедрением в России физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.