Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития системы непрерывного экологического образования и воспитания в Волгоградской области'

Проблемы и перспективы развития системы непрерывного экологического образования и воспитания в Волгоградской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1245
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишкова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития системы непрерывного экологического образования и воспитания в Волгоградской области»

© Н.В. Шашкова, 2003

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.В. Шашкова

Волгоградская область входит в число регионов России с самым высоким уровнем загрязнения окружающей среды. В результате ускоренного процесса индустриализации и урбанизации значительно усилилась антропогенная нагрузка на природные системы региона, которые подошли к рубежу необратимых изменений.

Как отмечается в Федеральной целевой программе «Возрождение Волги», основными причинами сложившейся ситуации является «систематическое нарушение экологических нормативов, недоучет реальной экологической ситуации при размещении предприятий, использование устаревших производственных технологий, строительство жилья и объектов соцкультбыта в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, низкий уровень производственной культуры и экологического образования населения»1.

В целях улучшения неблагоприятной экологической обстановки и обеспечения экономического развития региона в 1996 году была принята концепция перехода Волгоградской области к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается поддержание оптимальных (с точки зрения региональных условий и фактов воспроизводства) темпов возрастания общественного богатства для обеспечения качества жизни, отвечающего современным массовым стандартам. Ключевыми показателями качества жизни являются объем производимого продукта, уровень дохода на душу населения, уровень потребления, а также сохранение и воспроизведение в расширенных масштабах природной среды, пригодной для жизнеобитания, утверждение многообразия культур, достижение гармонии межличностных и межкультурных связей. Основой устойчивого развития провозглашается естественно-гуманитарный синтез человека и природы 2.

Цель Программы — создание экологоэкономических условий для повышения качества жизни основной массы населения. Одной из основных задач программы считается выработка объединяющей идеи нравственного отношения человека, общества и природы.

Программа перехода Волгоградской области к устойчивому развитию в большей мере соответствует требованиям экологизации всех сфер жизни общества, чем аналогичный документ, принятый на федеральном уровне. Несмотря на четкую экономическую направленность, Программа выражает стремление сформулировать принципы нравственного отношения человека к природе, организовать широкую пропаганду идей устойчивого развития в обществе, усилить гуманистическое содержание регионального образовательного стандарта.

К сожалению, реализация на практике Программы устойчивого развития Волгоградской области затруднена по тем же причинам, что и на общероссийском уровне. Однако, несмотря на практическое отсутствие поддержки со стороны государства и региональных властей, в нашей области достаточно широко проводятся исследования в области экологического образования, накоплен определенный опыт воспитания экологической культуры. Так, в ноябре-декабре 1995 года в Волгограде проходила I Межрегиональная выставка учебных пособий и информационных изданий по экологии, экологическому воспитанию и образованию, в которой приняли участие представители многих регионов Поволжья. Фонд выставки продемонстрировал разнообразие региональных особенностей, традиций, природного, исторического, этносоциального богатства республик и областей Поволжья. Организаторами выставки выступили природоохранные комитеты городов Волгограда и Волжского, областное управление образования, Волгоградское отделение

Российской экологической академии, Международный центр просвещения «Вайланд-Волгоград»3.

Большое значение в распространении экологических знаний имеют публикации Поволжского экологического вестника, выходящего в издательстве ВолГУ. На его страницах освещаются проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования, повышения экологической культуры населения.

Коллективом ученых в составе М.М. За-горулько, В.А. Брылева, Л.В. Романенко, Е.Н. Бабакиной была разработана региональная концепция экологического воспитания и образования, в основу которой легли следующие принципы:

• принцип демократизма, общедоступности и многовариантности экологического образования;

• принцип гуманизации содержания обучения;

• постоянный рост экологической культуры личности, преемственность поколений, форм и методов воспитания и образования.

Под экологическим образованием авторы концепции понимают «процесс обучения и развития личности, направленный на формирование устойчивой системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью человека. Непрерывное экологическое образование представляет собой перманентный процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, повышения квалификации и самообразования в рамках жизнедеятельности»4.

Авторами концепции предлагаются следующие меры по воспитанию экологического сознания:

• просвещение по вопросам сохранения окружающей среды для людей всех групп и возрастов;

• разработка концепции развития и охраны окружающей среды, включение ее в учебные планы и программы всех уровней образования;

• реализация принципов единства общего, профессионального и специального экологического образования;

• реализация принципов междисциплинарности, вариантности и гибкости содер-

жания экологического воспитания и образования;

• широкое вовлечение студентов и школьников в региональные и местные экологические центры и научные программы;

• создание системы поощрения всех секторов общества: народного хозяйства, образования и неправительственных организаций, — за рациональное безвредное использование окружающей среды и эффективное привлечение спе-циалистов-экологов.

Как отмечается в концепции, ее реализация возможна на трех уровнях:

1. Экологизация учебных программ и курсов спецдисциплин всей системы образования и особенно высшей школы Волгограда и области.

2. Подготовка специалистов-экологов в смежных отраслях знаний: юриспруденция, экономика, технология, промышленность, строительство.

3. Послевузовская переподготовка и подготовка специалистов и руководителей производства в различных отраслях народного хозяйства5.

Волгоградские ученые указывают на необходимость создания в городе межвузовского координационного центра экологического воспитания и образования под эгидой Волгоградского отделения Российской экологической академии и облкомприроды. Отсутствие подобной организации значительно затрудняет обмен опытом и информацией в области экологии между учебными заведениями Волгограда.

Определенные действия по формированию регионального банка разработок и технологий экологического образования предпринимает Центр экологического образования при Волгоградском институте повышения квалификации. Его основной целью является организация повышения квалификации, профессиональной переподготовки, специализации и стажировки педагогов и других специалистов образовательных учреждений по вопросам организации, содержания и методов экологического образования учащихся в начальной, основной и полной школах, формирования у них экологического сознания и ответственности за окружающий мир.

Центр экологического образования строит свою практическую работу, взаимодействуя с преподавателями соответствующих кафедр ВГПУ, специалистами ИПК, учителями, работниками учреждений дополнитель-

ного образования и другими, занимающимися проблемами экологии и охраны природы 6. Безусловно, работа Центра имеет большое значение для организации школьного экологического образования, однако, его исследования носят довольно ограниченный характер, так как рассматривают только одно звено в системе непрерывного экологического образования, которая включает в себя детский сад, школу, колледж и высшее учебное заведение, а также учреждения послевузовского образования.

Вместе с тем в Волгограде предпринимаются попытки реализации принципа непрерывного экологического образования. В дошкольных учреждениях Центрального, Ворошиловского, Дзержинского районов разработаны программы «Юный эколог», «Наш дом — природа». В детях воспитывают любовь к природе, их учат ухаживать за растениями и животными, закладывая этим основы экологической культуры. Экологическое воспитание дошкольников призвано стать начальным этапом в формировании экоцентричес-кого типа мышления личности, которое продолжится в общеобразовательной школе.

К сожалению, в массовой школьной практике реализация принципа непрерывности экологического образования сводится, как правило, к информированию учащихся о современных проблемах охраны природы. Проводимые учителями, классными руководителями природоохранные мероприятия носят фрагментарный характер, что не позволяет интегрировать нравственные, гуманистические, эстетические, санитарно-гигиенические аспекты экологического образования в единую систему. В результате в школе не происходит формирование экологически ориентированной личности, что значительно обесценивает высшее экологическое образование, которое базируется на полученных в школе знаниях и нравственных ориентирах.

Тем не менее в некоторых школах Волгограда и области осуществляется системный подход к организации экологического образования, который не только обеспечивает формирование отдельных характеристик экологической воспитанности, но и готовит личность к соответствию требованиям нравственности7.

Примером успешной работы учебного заведения экологической направленности является экологическая гимназия № 6. Учителя гимназии под руководством доцента В ГПУ Л.В. Романенко и директора гимназии

В.И. Арефьевой разработали программы эко-

логической подготовки школьника. Предполагается, что выпускник гимназии должен быть убежден в необходимости охраны природы как социальной, общечеловеческой ценности; мотивы поведения ребенка диктуются желанием помочь ей, сберечь и преумножить ее богатства. Перед преподавателями гимназии ставится цель — сформировать систему экологических умений, включающую умение оценивать состояние окружающей среды, принимать экологически грамотные решения с учетом этических, правовых, нравственных норм поведения в природе, уметь пропагандировать экологические знания8.

Содержание экологического образования в гимназии распределяется с 1 по

11 класс. Обучение начинается с курса «Азбука экологии», затем школьники знакомятся с основами краеведения, естествознания, изучают взаимосвязь здоровья человека с окружающей средой, приобретают базовые знания по проблеме рационального природопользования и охраны природы. Завершает обучение в гимназии курс «Социальная экология». Его целью является формирование у учащихся 11-го класса активной жизненной позиции в решении экологических проблем различного уровня.

Система внешкольного экологического образования в гимназии №° 6 выстраивается вокруг деятельности ученического научнопроизводственного комплекса «Эколог», который реализует наиболее перспективные и эффективные в воспитательном плане формы и методы экологического образования. В рамках комплекса «Эколог» действуют различные кружки, создан экологический музей и лаборатория, организована природоохранная работа на базе предприятий «МСЧ Каустик», «Дендросад», этнографический музей-заповедник «Сарепта». Учащиеся и педагоги гимназии принимают активное участие в пропаганде экологических знаний среди жителей района.

Таким образом, особенностью описанной системы непрерывного экологического образования школьников является то обстоятельство, что необходимые теоретические знания усваиваются в единстве с основами их практического использования, применения в условиях реальной природоохранной практики. В гимназии успешно реализуется принцип нравственного императива. Получая знания о законах развития биосферы и усваивая нравственные основы взаимоотношений человека с природой, школьники приобре-

тают активную жизненную позицию по отношению к экологическим проблемам современности и способам их решения.

Работа педагогов и учащихся экологической гимназии N° 6 имеет важное значение в процессе становления системы экологического образования в Волгоградской области. Другие школы города Волгограда также, хотя и в меньшей степени, реализуют различные концепции экологического образования в своей образовательной деятельности.

Принцип непрерывности успешно реализуется в гимназии N° 1 Центрального района. В школах Дзержинского района экологическое образование строится на основе смешанной модели — экология преподается как самостоятельный предмет, вводятся интегральные курсы «Биология и экология», «Биология и здоровье», «Химия и экология», работает система факультативов. В средних школах № 93 и № 54 Советского района экологическое содержание введено практически во все учебные дисциплины. В гимназии № 10 Кировского района экологическое воспитание школьников осуществляется через программу «Формирование мировоззренческих позиций учащихся в процессе реализации межпредметных связей». В школе № 100 открыт профильный класс, в котором экологическое обучение основано на авторских программах, разработанных учеными ВолГУ, биологического факультета МГУ, областного комитета по охране природы, а также специалистами Экологического парламента Нижней Волги и Северного Каспия, международного центра просвещения «Вайланд — Волгоград»9.

В лицее № 3 Тракторозаводского района действует секция «Социальная и прикладная экология», в работе которой принимают участие учащиеся 8—11 классов. Задачами секции является развитие творчества учащихся, привлечение их к исследовательской деятельности, пропаганда экологических знаний. Наиболее ценным в работе секции является тесное сотрудничество с вузами города — ВолГУ, СХА, медицинской академией, областным комитетом по охране природы. Таким образом, формируется связь между школой и вузом, учащиеся ориентируются на продолжение образования 10.

Принцип непрерывности экологического образования реализуется в школе № 9 города Волжского, где экологические дисциплины преподаются с 1 по 11 класс. Директор школы Д.Ф. Баштаник является одним из ве-

дущих специалистов по экологическому образованию в нашей области. Экологическое воспитание в школе осуществляется на основе разработанной Дмитрием Федоровичем концепции формирования экологического сознания. По мнению ученого, необходимым условием экологического образования является обеспечение связи экологических и гуманистических ценностей. Личностный подход в образовании позволяет сформировать нравственное отношение к природе как необъемлемую часть сознания и поведения человека11.

Концепция Д.Ф. Баштаника является развитием идей Н.Н. Моисеева о «нравственном императиве». Реализуя эту концепцию на практике, школа готовит своих выпускников к природоохранной деятельности на основе экофильного сознания.

Опыт таких учебных заведений, как школа № 9 города Волжского и гимназия № 6 города Волгограда, является уникальным для нашего региона. В большинстве школ экологическое обучение и воспитание либо не ведется вообще, либо ведется бессистемно и фрагментарно.

Становление экологического образования в сельских районах области также связано с множеством проблем, среди которых наиболее острыми являются отсутствие учебно-методической базы и нехватка квалифицированных кадров. Тем не менее и в сельских школах наметились положительные тенденции в организации экологического образования. Так, в Котовском районе действует комитет по экологическому воспитанию и здоровому образу жизни. Проводится анализ состояния и оценки экологического воспитания школьников и воспитанников детских садов, разрабатываются методические рекомендации и пособия. Специфика сельских школ заключается в том, что получение теоретических знаний сопровождается практической природоохранной деятельностью. В экологическом воспитании и обучении велико значение краеведческих знаний, любовь к природе у детей основывается на любви к своему родному краю 12.

Экологическое обучение и воспитание в детских садах и школах является первым звеном в системе непрерывного экологического образования. Обучение в колледжах и вузах должно способствовать дальнейшему развитию экологического сознания специалистов, призванных не только сохранить природную среду, но и установить гармоничные отношения в системе «природа — общество — человек».

Особое значение имеет подготовка специалистов технического профиля — будущих создателей техносферы.

В Волгоградском колледже газа и нефти серьезное внимание уделяется разработке и применению средств и методов педагогического воздействия с целью воспитания у студентов нравственного отношения к природе. Система многоуровневой подготовки специалистов дает возможность, в зависимости от длительности обучения, получать определенные экологические знания.

На I курсе студенты получают основы общих экологических знаний. На старших курсах в учебные планы входит дисциплина «Экологические основы природопользования», целью которой является формирование у студентов экологического мировоззрения и способности оценивать профессиональную деятельность с позиции охраны окружающей среды.

Дальнейшее обучение в колледже включает следующие учебные дисциплины: «Общая экология», «Биологические основы экологии», «Основы рационального природопользования», «Экология предприятий транспорта и хранения газа», «Мониторинг загрязнения окружающей среды», «Природоохранное законодательство».

Экологизация учебного процесса способствует профессиональной и психологической подготовке специалистов к экологически целесообразной деятельности. Основными принципами экологического обучения и воспитания в колледже являются формирование эмоционального отношения к экологическим проблемам; выработка активной позиции в вопросах охраны окружающей среды, непрерывность экологического образования, понимание экономической целесообразности природоохранного поведения 13.

Разработка и реализация подобных принципов всеми среднеспециальными учебными заведениями города Волгограда в значительной мере способствовали бы улучшению состояния природной среды в нашем регионе.

В системе высшего образования большое внимание уделяется подготовке специалис-тов-экологов. Научно-учебный процесс естественно формируется по областям человеческой деятельности.

В Волгоградской архитектурно-строительной академии создан факультет инженерно-строительной экологии, действует Международный экологический центр нетрадиционных источников энергии.

Экологическое содержание введено в учебные планы всех факультетов Волгоградского технического университета. На базе университета проводятся комплексные исследования природоохранных аспектов производственной деятельности. Особое значение придается экологической подготовке химиков-технологов, так как именно химическая промышленность оказывает негативное воздействие на биосферу.

В сельскохозяйственной академии открыт эколого-мелиоративный факультет, выпускники которого обладают теоретическими знаниями и практическими навыками природосообразной деятельности в области сельского хозяйства.

Более 15 лет медицинские аспекты глобальной экологии находятся в центре внимания преподавателей и студентов медицинской академии. Отдельные исследования посвящены изучению влияния экологических факторов на здоровье человека. Юридическая, правовая, экономическая и педагогическая подготовка специалистов по проблемам экологии осуществляется в ВолГУ, ВолГПУ, ВолГАСА, ВолГТУ и других вузах нашего города 14.

В Волгоградской области накоплен достаточно обширный практический опыт непрерывного обучения и воспитания. Детские сады, школы, колледжи и вузы в той или иной мере реализуют различные концепции экологического образования. Учащиеся и студенты повышают свой образовательный и культурный уровень, участвуют в пропаганде экологических знаний среди населения.

К сожалению, следует отметить, что в большинстве дошкольных и общеобразовательных учреждений воспитание экологической культуры находится на очень низком уровне. Передовой опыт школ и гимназий экологической направленности не может существенно повлиять на общую картину экологической безграмотности школьников. Экологическая подготовка студентов многих специальностей также представляется недостаточной.

Экология до сих пор не вошла в региональный стандарт образования, хотя решение об этом было принято несколько лет тому назад. Отсутствие финансирования, недостаточная обеспеченность учебно-методической литературой отрицательно сказываются на организации системы непрерывного экологического образования в нашей области. Нехватка квалифицированных педагогов-эколо-гов значительно осложняет работу образова-

тельных учреждений экологической направленности.

О решающем значении учителя в распространении экологических знаний и формирования экоцентрического мышления говорил Н.Н. Моисеев, стоявший у истоков создания системы экологического образования в России. Уровень экологической подготовки педагога, его способность к выполнению нравственных требований оказывают непосредственное влияние на воспитание высоконравственного человека, который строит свои взаимоотношения с окружающим миром на принципах коэволюции 15.

Проблема профессиональной подготовки учителя к экологическому образованию находится в центре внимания педагогов, методистов, психологов, экологов, социологов. Многие педагогические вузы страны работают над проблемами стандартизации экологического обучения, ведутся разработки концепций и технологий экологического образования, новых учебников, методических пособий. В педуниверситетах Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ставрополя, Волгограда введены специализации экологической направленности.

Естественно-географический факультет Волгоградского педагогического университета многие годы был координационным центром по исследованию процесса подготовки будущего учителя к эколого-профессиональной деятельности. С 1983 года он является главной организацией по выполнению социального заказа на подготовку педагогов-экологов 16.

В ВГПУ разработана модель выпускника педвуза, готового к профессиональной деятельности в сфере экологического образования, определена концепция экологического обучения студентов. Реализуя разработанные концепции, естественно-географический факультет с 1989 года работает по экспериментальным планам эколого-педагогической направленности. В условиях введения новых государственных стандартов открыты новые специализации по экологии, геоэкологии, ва-леологии, экологической химии. На небиологических факультетах ВГПУ читаются курсы по экологическому образованию, экологии, валеологии.

Эколого-педагогическая культура учителя непосредственно влияет на воспитание экологического сознания учеников.

На факультете открыты новые специализации «Учитель-валеолог», «Учитель экологии». Потребность нашей области в специа-

листах такого рода очень велика, но их первый выпуск состоялся в 2002 году и был недостаточен. Таким образом, возникает необходимость переподготовки уже работающих педагогов, которой должны заниматься институты повышения квалификации кадров.

Руководство Волгоградского ИПК определило экологическую подготовку педагогов как важнейшее направление в региональной системе дополнительного профессионального образования. При этом за концептуальную основу была принята позиция, в соответствии с которой готовность педагогов к экологическому образованию обучающихся понимается как сложное, системное качество, обусловливающее активное личностное отношение педагога к экологическим проблемам и вопросам экологического образования 17.

Важное место в системе дополнительного экологического образования занимает Центр экологического образования при Волгоградском ИПК, речь о котором шла выше. Задачами Центра являются изучение состояния и опыта экологического образования в образовательных учреждениях региона, выявление уровня экологической грамотности учащихся разного возраста, выполнение технологических разработок, систематизация уже имеющихся учебно-методических материалов и подготовка их к изданию, изучение и доведение до специалистов образования природоохранных документов.

На основании вышеизложенного, следует отметить успехи, которых удалось достичь российской системе экологического образования за сравнительно короткий период существования. Многие учебные заведения ставят цель обеспечить выпускников достаточным уровнем экологических знаний и экологической культуры. Проблемы экологического образования находятся в центре внимания экологов, социологов, педагогов. Ведущими учеными РФ разрабатываются различные концепции и методики природоохранного образования.

Экологическое обучение и воспитание наиболее эффективно осуществляется в системе высшего образования. Возможно, это объясняется лучшим финансированием и наличием квалифицированных кадров. Тем не менее во всех звеньях системы экологического образования приходится сталкиваться со множеством проблем.

Экология не введена в федеральный стандарт образования. Соответственно, во многих учебных заведениях учащиеся лишены воз-

можности получать экологические знания. Таким образом, нарушаются основные положения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Закона РФ «Об образовании» и других нормативно-правовых актов, принятых в этой области. В тех регионах, где экологические дисциплины входят в региональный компонент образования, отсутствие государственной поддержки, государственных стандартов экологического образования, нехватка квалифицированных педагогических кадров и учебно-методической литературы приводят к снижению уровня экологической подготовки учащихся и студентов.

В нашем регионе проблема экологического образования стоит очень остро. Экология не вошла в региональный компонент стандарта образования, хотя необходимость повышения экологической культуры населения является очевидной. Экологическое обучение и воспитание осуществляется в ряде детских садов, школ, гимназий и вузов, но не представляет собой единой системы.

Перспективы развития экологического образования в Волгоградской области оцениваются по-разному. Научный потенциал волгоградских ученых, педагогов и специалистов ИПК, а также накопленный практический опыт обеспечивают солидную научнометодическую базу дальнейшего развития экологического обучения и воспитания. Негативное влияние на ситуацию оказывает недостаточное внимание к проблемам воспитания экологической культуры населения со стороны областных и городских властей, средств массовой информации, а также неудовлетворительное состояние общей системы образования в регионе. Дальнейшее развитие экологического образования в нашей области, видимо, будет зависеть от общероссийских и мировых тенденций.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Федеральная целевая программа «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года» (программа «Возрождение Волги») // Российская газета. 1998. 7 мая. С. 5.

2 Концепция перехода Волгоградской области к устойчивому развитию // Волгоградская правда. 1996. 19 декабря. С. 5.

3 Поволжская межрегиональная выставка учебных пособий и информационных изданий по

экологии // Вестник экологического образования в России. 1997. № 3. С. 6.

4 Загорулько М.М., Брылев В.А., Романенко Л.В., Бабкина Е.Н. Концептуальные основы непрерывной системы экологического образования / Поволжский экологический вестник. Волгоград, 1999. Вып. 6. С. 172.

5 Там же. С. 175.

6 Романенко Н.М., Кузибецкий А.Н. Экологическая подготовка специалистов образовательных учреждений // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. С.Н. Глазачева. Волгоград, 1996. С. 253.

7 Загорулько М.М., Романенко Л.В., Брылев В.А., Романенко Н.М., Алешина Л.И. Анализ состояния экологического образования в муниципальных образовательных учреждениях // Поволжский экологический вестник. Волгоград, 1998. Выл 5. С. 34.

8 Саранов А.М., Сергеев Н.К. Система непрерывного экологического образования учащихся: инновационный поиск // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. С.Н. Глазачева. Волгоград, 1996. С. 148.

9 Загорулько М.М., Романенко Л.В., Брылев В.А., Романенко Н.М., Алешина Л.И. Анализ состояния экологического образования ... С. 35—40.

10 Румянцева Т.В. Экологическое образование лицеиста // Тезисы к выступлению на конференции по экологическому образованию (из архива автора).

11 Баштаник Д.Ф. Формирование экологического сознания современного человека // Поволжский экологический вестник. Волгоград, 1998. Вып. 5. С. 20.

12 Логашева Е.А. Система экологического воспитания в Котовском районе: Тезисы к выступлению ...

13 Фадеева Г.А. Экологическое образование в процессе профильной подготовки специалистов: Тезисы к выступлению ...

14 Загорулько М.М., Брылев В.А., Романенко Л.В., Бабакина Е.Н. Концептуальные основы непрерывной системы экологического образования ... С. 177.

15 Моисеев Е.А., Романенко Л.В. Экологопедагогическая подготовка учителя естественногеографического профиля // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. С.Н. Глазачева. Волгоград, 1996. С. 175.

16 Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990. С. 252.

17 Романенко Н.М., Кузибецкий А.Н. Экологическая подготовка специалистов образовательных учреждений // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. С.Н. Глазачева. Волгоград, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 245—246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.