Научная статья на тему 'Модель формирования экологической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности посредством проектных технологий'

Модель формирования экологической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности посредством проектных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SENIOR STUDENTS' ECOLOGICAL CULTURE / PEDAGOGICAL MODEL / PROJECT TECHNOLOGIES / OUT-OF-CLASS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свистунова Елена Анатольевна

В статье представлены основные параметры разработанной модели формирования экологической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности с использованием проектных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свистунова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE STUDENTS OF SENIOR CLASSES IN OUT-OF-CLASS ACTIVITY BY MEANS OF PROJECT TECHNOLOGIES

The article deals with the basic parameters of the developed and advanced model of the formation of the senior students' ecological culture in out-of-class activity using the project technologies.

Текст научной работы на тему «Модель формирования экологической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности посредством проектных технологий»

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е. А. СВИСТУНОВА

В статье представлены основные параметры разработанной модели формирования экологической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности с использованием проектных технологий.

Ключевые слова: педагогическая модель, экологическая культура старшеклассников, проектные технологии, внеурочная деятельность.

На сегодняшний день экологическое образование и воспитание признано одним из приоритетных направлений работы с подрастающим поколением, главной целью которого является формирование экологической культуры личности.

Несмотря на всю важность образовательной политики в области экологии, уровень экологической культуры современных старшеклассников недостаточно высок, что обусловлено, на наш взгляд, скудностью педагогических технологий, используемых учителями, а также ограничениями классно-урочной системы обучения. Для решения этой проблемы необходим поиск таких технологий обучения, которые успешно применялись бы не только в урочное время, но и способствовали бы эффективному формированию экологической культуры старшеклассников вне уроков.

Среди современных технологий обучения наибольшей популярностью пользуются проектные технологии, которые представляют собой творческий и серьезный труд, в процессе которого развивается потребность в самостоятельном изучении экологической обстановки и выяснении причин ее неблагополучия, активном участии в труде по защите и улучшению природного окружения, пропаганде экологических идей [4].

В связи с этим, наше исследование заключалось в изучении возможностей использования проектных технологий во внеурочной деятельности как эффективного средства формирования экологической культуры старшеклассников. В настоящее время проблема экологического образования и воспитания личности учащихся рассматривается довольно широко.

Большой вклад в разработку теоретикометодологических основ экологического образо-

вания и воспитания школьников, становления экологической культуры внесли Л. Д. Бобылева, С. Н. Глазачев, Н. С. Дежникова, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Т. В. Кучер, Л. П. Печко, Л. В. Романенко, В. М. Сенкевич, И. Т. Суравегина и др.

Философские аспекты развития экологической культуры в современном обществе, взаимодействия человека и природы, а также природы и культуры рассматривали Э. В. Гирусов, Н. Н. Моисеев, О. Ф. Титова, Д. Л. Теплов и др.

Деятельностный подход к развитию у старшеклассников экологической культуры изучен С. Н. Глазачевым, Н. С. Дежниковой, Е. Н. Дзятков-ской, А. Н. Захлебным, И. Д. Зверевым, Н. С. Самойловой, А. П. Сидельковским и др.

Исследования Л. Д. Бобылевой, О. В. Бобылевой, С. М. Заикина, В. Ю. Львовой, Л. В. Тарасова,

О. М. Филатовой и др. посвящены проблеме формирования экологического отношения к природе, становлению экологического сознания во внеклассной, внеучебной и внеурочной деятельности учащихся.

Проблема использования метода проектов в учебно-воспитательном процессе рассматривается в работах В. В. Гузеева, А. Н. Гордеевой, М. И. Гуревича, Л. В. Загрековой, М. Б. Павловой, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полата, К. Н. Поливановой, М. Л. Сердюка, И. Д. Чечеля, Ю. Г. Шихваргера и др.

На основе анализа различных подходов к проблеме формирования экологической культуры старшеклассников с помощью проектных технологий, нами была разработана педагогическая модель, включающая условия, принципы и функции организации данного процесса, а также средства, формы и методы социально-культурной деятельности, при интеграции которых повышается эф-

фективность экологического образования и воспитания личности.

В основу данной модели положены основные принципы ее построения, среди которых выделяют общепедагогические (дидактические) и специфические.

К общепедагогическим принципам нами были отнесены принципы: гуманистической направленности воспитания на развитие личности; воспитания в деятельности; учета возрастных и индивидуальных особенностей; связи воспитания с жизнью; принцип воспитания с опорой на положительные качества человека; направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения; планирования и координации; научности; доступности; единства обучения, воспитания и развития; систематичности и последовательности; системности; фундаментальности; интеграции; дифференциации; вариативности; наглядности; принцип связи теории с практикой [8; 10].

К специфическим принципам относятся принципы причинности и историзма; вхождения в природу и прогностичности; конструктивности и открытости, а также принцип «окружающая среда -естественная лаборатория» [7; 8].

Кроме того, смоделировать процесс формирования экологической культуры старшеклассников возможно только при соблюдении определенных организационно-педагогических условий, среди которых выделяют общие и частные:

К общим условиям относят:

- признание приоритетности экологического образования как определяющего характер и уровень подготовки старшеклассников к жизни в бы-строменяющихся природосоциальных условиях;

- обеспечение социально-культурного партнерства субъектов воспитательного процесса, расширяющего педагогическое пространство жизнедеятельности школьников с целью комплексного влияния на их ценностно-мотивационную сферу [11; 13].

Частными условиями являются:

- коррекция компонентов методической системы, обеспечивающих развитие экологического образования и воспитания;

- усиление интегративных тенденций в построении содержания экологического образования и воспитания;

- изменение подходов к диагностике результатов экологического образования и воспитания старшеклассников [13];

- решение социально-значимых задач через удовлетворение интересов и потребностей подростков: от интересов и потребностей подростков -

к лично значимым социальным целям - к более высоким нравственным ориентирам;

- предоставление подросткам свободы и самостоятельности при выборе содержания и способов организации проектной деятельности, а также самостоятельная постановка подростками целей деятельности и их достижение;

- установление отношений сотрудничества взрослых и детей на всех этапах проектной технологии [6];

- компетентность учителя, его способность к формированию у подростков природоохранных умений и навыков, способствующих формированию их экологической культуры;

- активная позиция подростков в сохранении, восстановлении и приумножении природных богатств [5];

- разработка и реализация комплексной педагогической программы по формированию экологической культуры старшеклассников с использованием проектной технологии во внеурочной деятельности;

- обучение элементам творчества в ходе подготовки и проведения различных форм социально-культурной деятельности по формированию экологической культуры у подростков на основе проектной технологии;

- организация внеурочной деятельности подростков по формированию экологической культуры на основе целенаправленного, упорядоченного использования проектной технологии.

Вышеперечисленные принципы и условия педагогического моделирования способствуют гармоничному развитию личности старшеклассника и формированию их экологической культуры и раскрываются через ряд социально-педагогических функций:

- развивающая, которая направлена на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;

- информационно-просветительская, направленная на получение необходимой информации и приобретение системы знаний. Эта функция характеризуется постоянством и всеобщностью [12];

- ценностно-ориентационная, направленная на освоение старшеклассником социальных, культурных, нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;

- коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умения вести диалог;

- социально-адаптационная, обеспечивающая старшекласснику умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества, гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми [2].

Для реализации вышеуказанных функций и поддержания интереса старшеклассников к проблемам экологии необходимы определенные средства, формы и методы социально-культурной деятельности.

Для успешного применения средств социально-культурной деятельности необходимо соблюдать ряд требований и правил:

- выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, так как именно цель определяет средство;

- количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать задачам реализуемого мероприятия;

- всякий избравший те или иные средства педагог должен в совершенстве владеть методикой применения и знать их слабые и сильные стороны;

- имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности» [11].

В качестве средств формирования экологической культуры старшеклассников в разработанной нами модели выступают:

- простые средства: словесные (учебники, художественная литература, научно-методическая литература, статьи журналов, газет) и визуальные (таблицы, схемы, рисунки, карты, модели, натуральные объекты, фотографии);

- сложные средства: механические визуальные приборы (световой и электронный микроскопы); аудиальные средства (магнитофон, радио); аудиовизуальные средства (кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы со звуковым сопровождением и без него); средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации (компьютеры, периферийное оборудование, технологии мультимедиа, спутниковые каналы связи) [1; 3; 10].

Основными формами воспитания у старшеклассников бережного отношения к окружающей среде явились:

- массовые: ролевые игры, экскурсии, походы, экспедиции, выездные лагеря, соревнования, викторины;

- групповые: исследовательская работа,

сценарии, видеофильмы, стенды, экскурсии, учебная экологическая тропа, экоинформация,

устный журнал, школьная стенная газета, дискуссии, диспуты;

- индивидуальные: исследовательская работа.

К методам формирования экологической

культуры старшеклассников мы отнесли:

- методы социологических исследований: опрос, наблюдение, тестирование, эксперимент;

- методы формирования общественного сознания личности: убеждение, внушение, пример, беседы, лекции, рассказ, дискуссии [12];

- методы организации деятельности и поведения детей: упражнения, приучения, выработка привычек, педагогические требования, педагогические ситуации;

- методы, корректирующие и стимулирующие деятельность и поведение учащихся: моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами), общественное порицание; наказание, соревнование [1].

Распределение методов по группам в значительной мере условно, потому что личность формируется целиком, не по частям, потому что сознание, отношения, оценки и поведение формируются в единстве в любых обстоятельствах и под влиянием намеренных или случайных действий [10].

Все вышеперечисленные средства, формы и методы формирования экологической культуры старшеклассников нашли свое отражение в проектных технологиях, являющихся, на наш взгляд, тем дидактическим инструментом, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности старшеклассника в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Поэтому при разработке педагогической модели нами учитывались такие особенности проектных технологий как:

- концептуальность, т. е. опора на стройную систему философских и психолого-педагогиче-ских взглядов и обоснований. По этому параметру описываемый метод, безусловно, уходит своими корнями в основные постулаты гуманистической педагогики, ставящей во главу угла необходимость разностороннего и творческого развития ребенка. Данный метод черпает свое целеполагающее обоснование, опираясь на принципы свободного воспитания и педагогики сотрудничества.

- системность, т. е. представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций, обусловленных тройной логической схемы. Метод описывает этапы выполнения учебного исследования, роли, которые отводятся в нем ученику и учителю, способы их взаимодействия, критерии оценки работы.

Рис. 1. Модель формирования экологической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности

с помощью проектных технологий

Ннупьтат: ппаь'^с-™:: урт-п сформурозаиногм эрплЭпт -¡¿пь'уры с-аргсситОй

- воспроизводимость - он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.

- универсальность - метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин [9].

Успех внеурочной работы по формированию экологической культуры старшеклассников с помощью проектных технологий будет зависеть от конкретных результатов, в основе которых лежат определенные критерии эффективности воспитательного процесса. Критерий служит мерилом, эталоном, идеальным образцом, который выражает высокий уровень изучаемого явления, сравнивая с которым реальные явления, устанавливается их соответствие или несоответствие эталону [1].

Критериями сформированности экологической культуры старшеклассников во внеурочное время посредством проектных технологий, на наш взгляд, будут являться:

- природоохранная деятельность, находящая свое отражение в стремлении старшеклассников к позитивной деятельности в природе;

- мотивы деятельности и поведения в природе, которыми руководствуются старшеклассники для достижения общественно-полезного результата;

- экологические знания о природе и ее компонентах, которые составляют основу мировоззрения старшеклассников, позволяют адекватно оценивать действительность, судить о закономерностях развития природы, взаимосвязях между обществом и природой, применять полученные знания на практике (создавать экологические проекты);

- экологическая этика, выражающаяся в усвоении старшеклассниками основных норм и правил поведения в природе, их взаимодействия и полезного сотрудничества с природой;

- осознание многосторонней ценности природы, как для отдельного человека, так и для общества;

- чувства по отношению к природе: нравственные, эстетические, чувства долга и ответственности.

Результатом педагогической деятельности, осуществляемой в соответствии с разработанной нами моделью, будет являться сформированность экологической культуры старшеклассников на основе использования проектных технологий, вовлечение их во внеурочную самостоятельную творческую деятельность, формирование активной жизненной позиции по отношению к объектам природы, способность самостоятельно принимать решения, касающихся деятельностного подхода к природоохранным объектам, победы на предметных

олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня (рис. 1).

Литература

1. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии. Мичуринск, 2001.

2. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2002.

3. Загрекова Л. В. Теория и технология обучения: учеб. пособие. М., 2004.

4. Летняя педагогическая практика в школьном экологическом лагере: учеб.-метод. пособие. Мичуринск, 2006.

5. Львова В. Ю. Формирование экологической культуры у подростков в учебно-воспитательном процессе средней общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 1998.

6. Ляпина О. В. Проектная деятельность как средство самоактуализации старших подростков: дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2009.

7. Методы и технологии экологического воспитания. Общественное объединение туристов «Курьер мира». Кишинев, 2002.

8. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки / Н. А. Степанчук. Волгоград, 2011.

9. Организация проектной деятельности по химии. 8-9 классы / сост. С. Г. Щербакова. Волгоград, 2007. С. 8-9.

10. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. М., 2007.

11. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. Е. И. Григорьевой. Тамбов, 2004.

12. Социально-культурная деятельность: краткий курс лекций для подготовки к государственному экзамену / науч. ред. Е. И. Григорьева. Тамбов, 2007.

13. Хайбулаева У. М. Формирование экологической культуры старшеклассников // Педагогика. 2008. № 3. С. 17-23.

* * *

THE MODEL OF THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF THE STUDENTS OF SENIOR CLASSES IN OUT-OF-CLASS ACTIVITY BY MEANS OF PROJECT TECHNOLOGIES

Ye. A. Svistunova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article deals with the basic parameters of the developed and advanced model of the formation of the senior students' ecological culture in out-of-class activity using the project technologies.

Key words: pedagogical model, senior students' ecological culture, project technologies, out-of-class activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.