Научная статья на тему '20 лет кафедре экологии и природопользования: много это или мало…'

20 лет кафедре экологии и природопользования: много это или мало… Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / КОЛЛЕКТИВ / ТРАДИЦИИ / UNIVERSITY / ENVIRONMENTAL EDUCATION / DEPARTMENT OF ECOLOGY AND NATURE MANAGEMENT / COLLECTIVITY / TRADITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фесенко Владимир Владимирович, Холоденко Анна Викторовна

Статья написана с точки зрения сотрудников кафедры экологии и природопользования, освещает этапы становления кафедры в русле развития экологического образования в Волгоградском государственном университете. Описываются отдельные сферы деятельности, характерные особенности коллектива кафедры и роль отдельных личностей в его формировании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фесенко Владимир Владимирович, Холоденко Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

20 YEARS OF THE DEPARTMENT OF ECOLOGY AND NATURE MANAGEMENT: IS THAT A LOT …1

The article is written from the perspective of the Department of Ecology and Nature Management, illuminates stages of formation and development of the department in line with the development of environmental education at Volgograd State University. Describes the individual spheres of activity, characteristics the department and the role of individuals in shaping it

Текст научной работы на тему «20 лет кафедре экологии и природопользования: много это или мало…»

© Фесенко В.В., Холоденко А.В., 2013

отечественный и зарубежный опыт

УДК 378 ББК 74.484.7

20 ЛЕТ КАФЕДРЕ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ:

МНОГО ЭТО ИЛИ МАЛО...

Фесенко Владимир Владимирович

Кандидат географических наук, доцент кафедры экологии и природопользования Волгоградского государственного университета vvfesenko@rambler. ги, есопесо1@уоки. ги

Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Холоденко Анна Викторовна

Кандидат географических наук, доцент кафедры экологии и природопользования Волгоградского государственного университета а.у.№оМепко@Ьк. ги, есопесо1@уоки. ги

Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Статья написана с точки зрения сотрудников кафедры экологии и природопользования, освещает этапы становления кафедры в русле развития экологического образования в Волгоградском государственном университете. Описываются отдельные сферы деятельности, характерные особенности коллектива кафедры и роль отдельных личностей в его формировании.

Ключевые слова: университет, экологическое образование, кафедра экологии и природопользования, коллектив, традиции.

Во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества всегда были сильны традиции, многие из которых уходят глубоко своими корнями в историю. Мы порой даже не задумываемся над их происхождением, но отдаем себе отчет в том, что должны им следовать. Хорошо ли это или плохо? Скорее да, чем нет. Ведь традиция - это прошлая инновация, а инновация - это будущая традиция. Один из авторов этих строк,

подобно древним китайцам, не слишком любит перемены, хотя всю свою сознательную жизнь живет в эпоху постоянных, порой весьма радикальных, перемен и отчетливо понимает, что по своей сути абсолютное большинство этих перемен несет в себе созидательное инновационное начало.

Российское общество богато своими традициями, среди которых празднование юбилейных дат особенно любимо и почитаемо. При-

чем абсолютно не важно, чей это юбилей - конкретного человека или целого коллектива. На таком мероприятии всегда приятно присутствовать и отмечать результаты, полученные юбиляром на этапах жизненного пути или жизненного цикла. Традиционно эти результаты - в той или иной степени - доводятся до широких масс профессионального сообщества, что послужило соблазном для авторов этих строк подвести некоторые промежуточные результаты1.

В мае 2013 г. Волгоградскому государственному университету исполнилось 33 года. Весьма символично, что «младенчество» университета было сопряжено с началом эпохи радикальных перемен в стране, что, в свою очередь, послужило, на наш взгляд, катализатором перехода в стадию «взросления». Университет принял вызов времени и сегодня -это интенсивно развивающееся образовательное учреждение высшего профессионального образования, являющееся одним из лидеров образовательного пространства Нижневолжского региона. 19 лет университет ведет подготовку специалистов высшей квалификации в экологической сфере. Много это или мало? В историческом контексте данный промежуток времени, скорей всего, будет сочтен незначительным. В контексте же общепризнанного факта бурного развития экологического образования в России именно в последние 2025 лет он дает основания для подведения некоторых итогов.

Обучение студентов экологической направленности осуществляет кафедра экологии и природопользования, которая ведет свой отсчет времени с 16 октября 1992 года. Именно в этот день приказом ректора ВолГУ № 01-07-326 на базе кафедр экономики и социологии труда и управления экономикой было создано 3 кафедры, в том числе - кафедра развития и размещения производительных сил. Кафедра вошла в состав экономического факультета, и ее главной функцией стало обеспечение кафедральными дисциплинами основной образовательной программы подготовки экономистов и менеджеров. 29 июня 1994 г. кафедра была переименована в кафедру экономики природопользования и стала выпускающей. С 1 октября 2008 г. она была вновь переименована и стала называться кафедрой экологии и природопользования (в составе факультета управления и регио-

нальной экономики). С 1 мая 2010 г. при открытии факультета естественных наук кафедра вошла в его состав.

Номенклатура специальностей и направлений подготовки, обеспечивающихся кафедрой, отвечает целям стратегического развития и позиционирования университета на региональном рынке образовательных услуг. Так, в первую очередь следует отметить диверсификацию форм обучения, которая проходила в полном соответствии с развивающимися тенденциями в высшей школе: постепенный переход от системы «специалист» к системе «бакалавр - магистр». Специальности «Экономика природопользования» (открыта в 1994 г., набор прекращен в 2000 г.), «Геоэкология» (открыта в 1997 г., набор прекращен в 2004 г.) и «Природопользование» (открыта в 2001 г., набор прекращен в 2004 г.) сменили направления подготовки бакалавров «Экология и природопользование» (открыто в 2004 г.) и магистров «Экология и природопользование» (открыто в

2008 г.), на котором открыты две магистерские программы: «Менеджмент и маркетинг в экологии» и «Экологическая экспертиза». Подготовка специалистов в рамках специальности «Геоэкология» осуществлялась по следующим специализациям: ландшафтное планирование, экологическое почвоведение, управление природопользованием, геоэкологическое проектирование и экспертиза; специальности «Экономика природопользования» - экономика и управление природопользованием; специальности «Природопользование» - экономика природопользования. С другой стороны, в университете также осуществляется введение материалов экологического характера в содержание подготовки специалистов по другим направлениям образования. Кафедра экологии и природопользования принимает в этом процессе самое непосредственное участие.

В течение всего времени существования кафедры подготовка специалистов по указанным направлениям и специальностям осуществляется в соответствии со стандартами Министерства образования и науки Российской Федерации и с учетом требований освоения многих видов деятельности: производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, экспертной и проектной. Эта подготовка осуществляет-

ся по специальным учебным планам и специальным образовательным программам, которые по своему содержанию и объему учитывают межпредметные и дисциплинарные связи и соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Все учебные программы ежегодно дополняются, корректируются с учетом достижений и развития естественно-научных и социально-экономических дисциплин на современном этапе. В настоящее время на кафедре разработаны и изданы в электронном виде учебнометодические комплексы по всем дисциплинам экологического направления. Создана система электронного тестирования, по читаемым дисциплинам издаются учебнометодические пособия, в том числе в электронном виде и с грифом УМО. В рамках общеуниверситетского развития осуществлен переход на модульную форму проведения учебных занятий и балльно-рейтинговую систему оценки знаний. Коллективом кафедры накоплен определенный опыт применения инновационных форм и методов обучения в учебном процессе, в том числе повсеместного внедрения в учебный процесс компьютерного и мультимедийного оборудования (как минимум - для лекционных занятий); применения метода «case-study» в образовательном процессе. Вступление в силу с 1 сентября 2011 г. государственных образовательных стандартов третьего поколения, определяющих переход на компе-тентностный подход в обучении, открывает широкие перспективы для профессорско-преподавательского коллектива кафедры в дальнейшем совершенствовании учебно-методической работы.

Новые горизонты развития предоставило направление подготовки бакалавров «География», реализуемое в рамках кафедры с

2009 года. Открытие этого направления подготовки, на наш взгляд, подвело в определенном смысле некоторые промежуточные итоги деятельности кафедры и послужило свидетельством профессионального отношения к делу ее коллектива. Немного наберется в университете выпускающих кафедр, которые одновременно реализовывают две и более бакалаврских программ!

Следует отметить, что сотрудники кафедры принимают также активное участие в реализации программ дополнительного образования, осуществляемых университетом. Так, С.Н. Кириллов работал приглашенным преподавателем в рамках президентской программы подготовки управленческих кадров, В.В. Фесенко - принимал и продолжает принимать участие в этой программе, а также является преподавателем программы МБА. В октябре 2011 г. кафедра силами С.Н. Кириллова, И.В. Манаен-кова, В.В. Фесенко, А.В. Холоденко и А.А. Матвеевой реализовала программу Министерства образования и науки Российской Федерации «Подготовка научно-педагогических работников в сфере экологического менеджмента, сертификации и аудита». И.В. Манаенков разработал и реализовал следующие программы дополнительного образования: «Разработчик и аудитор системы экоменеджмента» (2010-2012 гг.); «Система менеджмента качества на основании требований международного стандарта ИСО 9001:2008» (2010 г.); «Система экологического менеджмента на основании требований международного стандарта ИСО 14001:2004» (2009 г.); «Аудитор интегрированных систем менеджмента по стандартам ИС09001:2008, ИС014001:2004, ОHSAS 18001:2007» (2009-

2010 гг.); «Реализация требований стандарта ОHSAS 18001:2007» (2011 г.).

В 2003-2005 гг. был реализован проект (с участием промышленных предприятий региона) «Экологический менеджмент на пред-приятиях-природопользователях» в рамках международной программы, финансируемой ЕС, «Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования - “Делфи-2”», компонент 2 - «Подготовка управленческих кадров» (руководитель - В.В. Фесенко; исполнители - С.Н. Кириллов и А.Р. Попова). В рамках данной программы В.В. Фесенко стажировался в Великобритании в Манчестерской бизнес-школе и бизнес-школе университета Центрального Ланкашира.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что кафедра достаточно активно принимает участие в позиционировании университета на региональном рынке дополнительного образования и повышения квалификации специалистов экологического профиля.

На сегодняшний момент кафедрой выпущено свыше 500 высокопрофессиональных специалистов для научных и административных учреждений, министерств и ведомств эколого-ресурсного блока, владеющих совокупностью глубоких экологических знаний и связанных с ними навыков и умений, позволяющих оценить степень антропогенного воздействия на природу и принимать экологически целесообразные решения.

Первым заведующим кафедры была д-р экон. наук, ст. науч. сотр. Валентина Моисеевна Зеляковская, которая проработала в этой должности до 28 августа 1998 года. Это был период стремительного экстенсивного университетского роста, перехода кафедры на выпускающие рельсы и становления ее коллектива. В последующем кафедру возглавляли канд. геогр. наук, доц. Фесенко Владимир Владимирович, канд. с.-х. наук, доц. Седанов Геннадий Васильевич; д-р экон. наук, проф. Кириллов Сергей Николаевич. Короткий промежуток времени обязанности заведующего кафедрой исполняла канд. геогр. наук, доц. Холоденко Анна Викторовна. Все они отличались по своему характеру и темпераменту в работе и в общении с коллегами, являлись выпускниками разных учебных заведений, занимались различными научными проблемами, но всех их объединяло одно - понимание значимости развития экологического образования для университета и сплочения кафедрального коллектива для достижения этой задачи, и то, что они являются проводниками в коллективе зарождающихся традиций и духа Волгоградского госуниверси-тета. Авторам этих строк, которые сами являются выпускниками классических университетов - Ленинградского и Волгоградского, - как раз это знакомо и понятно. В настоящее время кафедру возглавляет д-р с.-х. наук, доц. Иванцова Елена Анатольевна.

На кафедре всегда работали и работают высококвалифицированные специалисты (как штатные сотрудники, так и внешние совместители), кандидаты и доктора наук, доценты и профессора, член-корреспонденты и академики РАСХН, заслуженные деятели науки РФ. Лицензионный показатель остепенен-ности по кафедре превышает установленные 60 %. Отрадным фактом является то, что четверть штатных сотрудников - это выпускни-

ки кафедры, а примерно 30 % - выпускники ВолГУ. Это свидетельствует, в определенном смысле, о становлении университетской научной школы в экологической сфере, о преемственности развивающихся и утверждающихся университетских традиций. На наш взгляд, это - положительная тенденция, поскольку не кто иной, как собственный выпускник является носителем духа и традиций университета, который он заканчивал.

Научная работа, как один из важнейших элементов образовательной деятельности, ведется преподавателями кафедры по ряду направлений, основными из которых являются:

- экономический механизм управления природоохранной деятельностью региона;

- эколого-экономическая оценка воздействия промышленных предприятий на окружающую среду;

- трансформация ресурсов в экономической системе;

- геоэкологические оценка состояния территории и проблемы охраны окружающей среды.

Данные направления представляют собой в основном инициативные исследования, результаты которых ежегодно публикуются в научной печати, в том числе и в изданиях из списка ВАК РФ. С другой стороны, в коллективе ведется грантовая и хоздоговорная деятельность (в том числе и в тех случаях, когда специалисты кафедры привлекались в качестве соисполнителей в проекты других структурных подразделений университета). С удовлетворением можно отметить, что за двадцатилетний период развития кафедры таких проектов накопилось немало, однако рамки статьи позволили отметить лишь некоторые из них.

Так, в 2001-2003 гг. в рамках Международного проекта ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги» В.В. Фесенко руководил рабочей группой (В.А. Брылев, Г.В. Седанов, В.В. За-лепухин) по оценке угроз биоразнообразию водно-болотных угодий, обусловленных социально-экономическими аспектами. В 2005 г. под руководством В.В. Малыченко были реализованы два проекта в рамках грантов Минобрнауки РФ: «Изучение, инвентаризация и восстановление аборигенного биоразнообра-

зия растительного генофонда Нижнего Поволжья» и «Создание НИЦ “Ботанический сад” при ВолГУ». В 2007 г. С.Н. Кириллов, И.В. Манаенков и В.А. Казанков при поддержке гранта РГНФ «Волжские земли» реализовали проект «Дифференциация территории региона для оптимизации процессов землепользования и привлечения инвестиций».

В 2006-2010 гг. в рамках контрактов с Администрацией Волгоградской области и Администрацией г. Волгограда сотрудники кафедры принимали участие в ряде проектов, которыми руководил ректор ВолГУ, д-р экон. наук, проф. Олег Васильевич Иншаков:

• «Концепция создания Международного бизнес-центра на территории Волжского интермодального терминала» (С.Н. Кириллов, Е.М. Шлевкова);

• «Разработка стратегического плана устойчивого развития г. Волгограда до 2025 г.» (В.В. Фесенко);

• «Разработка стратегии социальноэкономического развития Волгоградской области до 2025 г.» (С.Н. Кириллов, В.В. Фесенко);

• «Разработка механизма методической, консалтинговой, информационной поддержки в сфере международного трансферта технологий и научно-технического сотрудничества для малых инновационных предприятий в условиях Волгоградской области» (В.В. Фесенко);

• «Разработка стратегии инновационного развития Волгоградской области до 2025 г.» (В.В. Фесенко);

• «Инвентаризация целей, задач и показателей эффективности Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г., Программы социальноэкономического развития Волгоградской области до 2010 г. с учетом происходящих в мировой экономике процессов и принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях антикризисных мер» (В.В. Фесенко).

Особо следует отметить два проекта с участием сотрудников кафедры, которыми также руководил Олег Васильевич Иншаков, поскольку они представляют собой фундаментальные исследования энциклопедического характера, уникальны по своему содержанию и стали после опубликования практически

библиографической редкостью. Это - «Экономическая энциклопедия регионов России. Волгоградская область» (В.В. Малыченко,

B.А. Брылев, Н.О. Рябинина, В.В. Фесенко, Е.М. Шлевкова) и «Энциклопедия Волгоградской области» (В.В. Малыченко, В.А. Брылев, Н О. Рябинина, В.В. Фесенко, Е.М. Шлевкова, Г.В. Седанов, В.В. Залепухин).

В 2009 г. С.Н. Кириллов, Н.О. Рябинина, Е.М. Шлевкова, А.В. Холоденко, В.В. Залепу-хин принимали участие в реализации проекта «Образовательная программа по подготовке бакалавров/магистров в области природосберегающих технологий (200б-2009 гг.)» по гранту ЕС «TEMPUS» (руководитель - д-р физ.-мат. наук, проф. А.И. Иванов). В рамках этого проекта С.Н. Кириллов и Н.О. Рябинина стажировались в университетах Западной Европы (Университет прикладных наук, г. Кёльн, Германия; Международный институт г. Циттау, Германия; Университет г. Грац, Австрия).

В 2010-2011 гг. С.Н. Кириллов и А.В. Хо-лоденко участвовали в программе Министерства образования и науки Российской Федерации «Развитие научного потенциала высшей школы» (руководитель - д-р техн. наук, проф. Б.Н. Сипливый), рассчитанной на 20102015 гг.: этап 2010 г. - «Разработка экспертных информационных систем для моделирования сложных экологобиологических объектов»; этап 2011 г. - «Создание информационно-математических моделей антропогенного воздействия на природные системы». В 2011 г. Н.О. Рябинина, А.В. Холоденко, Н.В. Шилова и А.Е. Губашева получили грант ВолГУ «Изучение ландшафтного разнообразия и выявление эталонных ландшафтов Волгоградской области», а в 2012 г.

C.Н. Кирилловым, А.А. Матвеевой, А.В. Холоденко и Ю.С. Половинкиной была проведена работа по гранту РГНФ «Исследование экологических параметров устойчивости социально-экономического развития Волгоградской области».

На кафедре осуществляется подготовка аспирантов по научным специальностям «Экономика и управление народным хозяйством», «Геоэкология» и «Экология». За анализируемый период двое штатных сотрудников кафедры защитили докторские диссерта-

ции, трое - кандидатские. Учитывая основную специфику диссертационных исследований, заключающуюся в изучении природных систем, что требует большего временного исследовательского интервала для получения достоверных результатов, это вполне приемлемый результат. С другой стороны, эта сфера деятельности кафедры также подвержена изменениям в русле меняющихся общероссийских требований. Процесс обучения в аспирантуре все более формализуется, защита в срок аспирантов очной и заочной форм является лицензионным показателем деятельности университета, что требует от кафедры адекватной реакции. Очевидно, что основной путь видится здесь в более тщательном и продуманном выборе потенциальных претендентов на эту форму обучения, а также - в более ответственном отношении к делу, как со стороны соискателей научных степеней, так и со стороны научных руководителей.

Традиционно сотрудники кафедры принимают участие в различных научных мероприятиях университетского, регионального, российского и международного уровня, на которых выступают с результатами своих научных исследований. Но особое отношение в коллективе сложилось к круглым столам кафедры, которые, зародившись в сугубо кафедральном формате в 2001 г., давно переросли эти рамки и стали традиционным ежегодным мероприятием, посвященным эколого-эконо-мическим проблемам Нижневолжского региона. В 2012 г. этот проект вырос до уровня Международной научно-практической конференции «Современные проблемы географии, экологии и природопользования».

У коллектива кафедры достаточно развиты научно-образовательные связи не только на региональном, но и на общероссийском уровне, сотрудники являются членами различных научных объединений и ассоциаций. Но особенно следует отметить взаимоотношения с Всероссийским научно-исследовательским агролесомелиоративным институтом, начало которых относится к середине 90-х гг. прошлого века, то есть к этапу становления кафедры. Все это время Институт агролесомелиорации помогал в различных направлениях кафедре: своей материальной базой - для проведения учебных занятий, своей научно-исследователь-

ской базой - для различных форм научного сотрудничества, служил базой летней практики для студентов, сотрудники ВНИАЛМИ преподавали в качестве внешних совместителей в университете. Между коллективами Института агролесомелиорации и кафедры сложились хорошие конструктивные отношения, но особенно теплые - с директором института доктором сельскохозяйственных наук, профессором, академиком РАСХН Константином Николаевичем Куликом и заведующим лабораторией ландшафтного планирования и агролесомелиоративного картографирования доктором сельскохозяйственных наук, профессором, чле-ном-корреспондентом РАСХН Александром Сергеевичем Рулевым. Пользуясь рамками статьи, авторы с большим удовольствием хотели бы выразить коллективу Всероссийского научно-исследовательского агролесомелиоративного института в их лице большую признательность от всего коллектива кафедры и надежду на дальнейшее развитие сотрудничества.

За двадцать лет развития в коллективе сложился командный дух, понимание того, что успехи коллектива зависят не от какого-то одного, пусть даже очень успешного, сотрудника, а от команды, которая и поможет, и подскажет, и, если надо, конструктивно покритикует. В этой связи говорить персонифицированно, на наш взгляд, представляется не слишком этичным: все сотрудники - и прошедшие через коллектив, и составляющие его в настоящее время, - являются яркими индивидуальностями, достойными каждый отдельной статьи о своем вкладе в развитие кафедры. Но об одном человеке мы все же скажем отдельно.

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Вячеслав Васильевич Малыченко работал в Волгоградском государственном университете с 1989 до 2006 года. Это был удивительный человек - блестящий ученый, человек безукоризненной репутации, фронтовик, участник Сталинградской битвы. Он стоял у истоков создания кафедры и научно-исследовательского центра «Ботанический сад», который был организован как структурное подразделение ВолГУ в 2002 году. Целью создания этого центра стало научное обеспечение мероприя-

тий по оздоровлению экологической обстановки г. Волгограда и формирование научной базы для проведения научно-исследовательской, учебно-педагогической и научно-просветительной работы в области биологии, охраны природы, экологии, растениеводства и селекции растений.

Вячеслав Васильевич всегда был душой коллектива, от него всегда исходила доброта, он был всегда безукоризнен в отношениях как с коллегами, так и со студентами. На наш взгляд, он стал тем центром, вокруг которого формировался коллектив кафедры. И мы видим его заслугу именно в том, что этот коллектив стал единым и сплоченным.

В 2006 г. вышла в свет иллюстрированная научно-популярная коллективная монография по охране природы «Волго-Ахтубин-ская пойма - природный дар человечеству» объемом 59 п.л., в работе над которой принимали участие сотрудники университета, а В.В. Малыченко был научным редактором и составителем. В 2007 г. эта работа была удо-

стоена первой премии и диплома лауреата Волгоградской области в сфере науки и техники в номинации «За достижения в реализованных на практике разработках по производству, переработке, хранению сельскохозяйственной продукции, рациональному использованию природных ресурсов». К сожалению, Вячеслав Васильевич не дожил до этого общественного признания, но в нашей памяти он всегда останется Человеком с большой буквы.

В традициях высшего образования всегда было принято говорить в заключение о перспективах развития, но мы сознательно уклоняемся от этой темы. Перед нами не стояла такая цель, и пусть читатель сам сделает свой вывод: 20 лет кафедре экологии и природопользования - это много или мало...

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Данная статья выражает личную точку зрения авторов на процесс развития кафедры.

20 YEARS OF THE DEPARTMENT OF ECOLOGY AND NATURE MANAGEMENT: IS THAT A LOT ...

Fesenko Vladimir Vladimirovich

Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor,

Department of Ecology and Nature Management,

Volgograd State University

vvfesenko@rambler. ru, econecol@volsu. ru

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Kholodenko Anna Viktorovna

Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Department of Ecology and Nature Management,

Volgograd State University

a.v.kholodenko@bk. ru, econecol@volsu. ru

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article is written from the perspective of the Department of Ecology and Nature Management, illuminates stages of formation and development of the department in line with the development of environmental education at Volgograd State University. Describes the individual spheres of activity, characteristics the department and the role of individuals in shaping it.

Key words: University, environmental education, Department of Ecology and Nature Management, collectivity, tradition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.