Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ЛИЗИНГ / АРЕНДОДАТЕЛЬ / ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЬ / ОПЕРАЦИИ / ЛИЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиназирова С.К., Бюллер Е.А., Михайлюк М.Н., Шурухина Т.В.

Рост технического прогресса и существующая на рынке конкурентная борьба требуют от предприятий малого и среднего бизнеса все больше финансовых вложений. В данной статье проанализированы причины, препятствующие развитию лизинговой деятельности в нашей стране. Также предложены основные пути решения проблемы финансирования лизинговых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT MARKET OF LEASING SERVICES

The growth of technical progress and the competitive struggle existing in the market require more and more financial investments from small and medium-sized businesses. This article analyzes the reasons that prevent the development of leasing activities in our country. The main ways of solving the problem of financing leasing companies are also proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ»

здание новых рабочих мест, реализация социальных программ для персонала, спонсорство и благотворительность, проведение экологических и образовательных акций [3].

Для достижения цели в области КСО моно также предложить такие рекомендации как: создание рабочей группы по совершенствованию корпоративной социальной ответственности, формирование и размещения отчета в области устойчивого социального развития, а также мероприятия по совершенствованию политики в области корпоративной социальной ответственности.

Список литературы

1. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Особенности реализации концепции КСО в России // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной национальной экономики. Сборник научных трудов 3-й Международной научно-практической конференции. г. Курск, 16-17 марта 2017 г. С. 2733.

2. Ашинова М.К., Кадакоева Г.В., Чинази-

рова С.К. Корпоративная социальная ответственность компаний нефтегазовой отрасли // Colloquium-journal №23 (47), 2019 Cz^sc 7 (Warszawa, Polska), PP.32-36

3. Батаева Б.С. Корпоративное управление, корпоративная прозрачность и корпоративная ответственность / Б.С. Батаева // Управленческие науки в современной России. - Том 1, 2014. - № 1. -С. 35 - 39.

4. Белоусов К. Ю. Корпоративная социальная ответственность как социально-экономический институт // Проблемы современной экономики, 2015 -№ 4 (56). - С. 87 - 90.

5. Руководство GRI по отчетности в области устойчивого развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecp.ru/sites/default/files/download/stakeho lder/Russian-G4-Part-Two.pdf (дата обращения: 28.05.2019)

6. Савина Т.Н. Критерии оценки социально ответственного поведения бизнеса (теория, методология, практика): монография / Т.Н. Савина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. - 168 с.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ

Чиназирова С.К.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО

«Адыгейский государственный университет»,

Бюллер Е.А.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО

«Адыгейский государственный университет»,

Михайлюк М.Н.

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Сочинский институт (филиал)

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Шурухина Т.В.

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Сочинский институт (филиал)

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT MARKET OF LEASING SERVICES

Chinazirova S.

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics

and Management FGBOU VO «Adyghe State University»

Butler E.

Associate Professor, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department ofpersonnel

management FGBOU VO «Adyghe State University»

Mikhailuk M.

candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Finance and Credit Sochi Institute (branch) Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education

«Peoples' Friendship University of Russia»

Shurukhina T.

candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Finance and Credit Sochi Institute (branch) Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education

«Peoples' Friendship University of Russia»

Аннотация

Рост технического прогресса и существующая на рынке конкурентная борьба требуют от предприятий малого и среднего бизнеса все больше финансовых вложений.

В данной статье проанализированы причины, препятствующие развитию лизинговой деятельности в нашей стране. Также предложены основные пути решения проблемы финансирования лизинговых компаний.

Abstract

The growth of technical progress and the competitive struggle existing in the market require more and more financial investments from small and medium-sized businesses.

This article analyzes the reasons that prevent the development of leasing activities in our country. The main ways of solving the problem of financing leasing companies are also proposed.

Ключевые слова: лизинг, арендодатель, лизингополучатель, операции, лизинговые компании, финансовый лизинг, налогообложение.

Keywords: leasing, lessor, lessee, operations, leasing companies, financial leasing, taxation.

Рост технического прогресса и существующая на рынке конкурентная борьба требуют от предприятий малого и среднего бизнеса все больше финансовых вложений. Для того, чтобы предприятия могли иметь больший доход им необходимо производить более качественные товары. Для того, чтобы производить качественные товары необходимо высокотехнологичное оборудование. Для закупки нового оборудования или его модернизации нужны достаточно высокие вливания денежных средств. Практически у всех предприятий одним из вопросов является вопрос долгосрочного финансирования [1].

Лизинг как независимый вид бизнеса является достаточно популярным и востребованным для среднего и малого бизнеса, и занимает передовое место среди прочих финансовых продуктов.

Лизинг, на данный момент, является одним из немногих методик финансирования средних и малых предприятий, средне и долгосрочного материального обеспечения, доступного для отечественных организаций.

Правовой механизм регулирования лизинга наиболее интересен для лизингополучателей в виду его экономической эффективности, большой гибкости и доступности по сравнению с денежными кредитами: наиболее низкий риск невозврата средств, 100%-е кредитование, отсутствие начальных платежей и др. [3].

Несмотря на это, осуществление лизингового бизнеса в России происходит в достаточно сложных условиях. В первую очередь они тесно связаны с невысоким уровнем кредитоспособности компаний, немалой стоимостью и проблемами получения долгосрочных кредитов. Огромный дефицит стартового капитала в целях создания лизинговых компаний, неквалифицированные кадры и отсутствие системы их подготовки, отсутствие юридических и консультационных услуг для участников; неблагоприятный налоговый режим - все это также относятся к причинам, которые тормозят становление лизинга [6].

Одной из главных трудностей, которые возникают у компаний (как у российских, так и у иностранных), является налогообложение.

Невзирая на большинство преимуществ, из-за несовершенства нормативно-правовых актов перспективная лизинговая сделка, на сегодняшний день, часто оборачивается для лизингодателя довольно большими убытками.

Главными причинами в развитии как российского рынка лизинга, так и иностранного, являются:

1. Высокий уровень инфляций, кризисы (бюджетный и долговой) и, соответственно, - невероятно высокий уровень процентных ставок за кредит.

2. Неэффективные, ведущие к разрушению, системы налогообложения лизинговых операций.

3. Безответственность, невнимательность, невыполнение обязанностей различных звеньев государственной власти.

4. Неимение чёткой и аргументированной государственной стратегии для инвестиций, а также несогласованность действий самых разных органов законодательной и исполнительной власти.

Таким образом, в нынешней ситуации необходимо законодательное урегулирование следующих возникающих вопросов в области налогообложения:

1. Прекращение действия п.2 ст.228 НК с 01.01.2012 г. не позволяет осуществлять передачу во вторичный лизинг без НДС предметы лизинга, ранее импортированных без уплаты НДС в соответствии с пп.12 п.1 ст.234 Налогового Кодекса, либо приобретенных без НДС в таможенном режиме «Свободный склад»;

2. Налоговое законодательство позволяет лизингодателям сохранять налоговые преференции, если договор финансового лизинга будет расторгнут по истечении 3-х лет с даты его заключения, либо в случае передачи изъятых предметов лизинга во вторичный финансовый лизинг. Однако указанный срок не распространяется на таможенные преференции, имеющим 5-ти летний срок действия ограничений по использованию товаров, признанных условно выпущенными, в целях передачи в финансовый лизинг. Именно поэтому, действия, которые предпринимаются лизинговыми компаниями по улучшению качества лизингового портфеля, направленные на реализацию изъятых у проблемных лизингополучателей предметов лизинга, приводит к увеличению убытков из-за необходимости платы таможенных пошлин и налогов в полном объеме [4].

3. При расторжении договора лизинга до истечения минимального установленного срока (3 года) согласно статье 238 НК РК «размер освобожденного оборота при передаче имущества в финансовый лизинг признается облагаемым с даты совершения оборота, указанной в пункте 6 статьи 237 настоящего Кодекса». Причем при данных обстоятельствах к лизингодателю будут применены штрафные санкции. В результате лизингополучатель, зная о негативных последствиях такого исхода для лизингодателя, может требовать изменения условий по ранее заключенным контрактам [5].

4. Аналогичную позицию фискальные органы придерживаются в отношении случаев порчи, утраты предметов лизинга, независимо от причин их возникновения (аварии, стихийные бедствия, пожар, хищение и пр.). Случаи порчи, потери предметом лизинга его функциональных характеристик трактуется фискальными органами как нарушение ограничений по использованию и распоряжению товарами, признанных условно выпущенными. Таким образом, убытки лизинговой компании, выраженные в порче, утрате предмета лизинга, увеличиваются на сумму таможенных пошлин и налогов по выбывшему (утраченному) предмету лизинга.

Также, одним из самых важных вопросов на сегодняшний день, является рост просрочки. Согласно оценкам, независимых агентств, в настоящее время дебиторская задолженность составляет практически пять процентов от кредитного портфеля лизинговых компаний.

В случае возникновения кризиса лизинг, по аналогии с другими источниками кредитов, при повышении рисков в экономике становится не таким уж и доступным. На текущий момент лизинговые компании больше озабочены сбором платежей по сделкам, заключенным ранее, и не готовы увеличивать свой кредитный портфель.

Один из основных параметров лизинговой сделки - первоначальный платеж - также оказывает существенное влияние на спрос услуг в сфере лизинга. Относительно ситуации до кризиса в данный момент первоначальный платеж существенно вырос. Принимая во внимание то, что многие компании на сегодняшний день сталкиваются с определенными трудностями с ликвидностью и пополнением своих средств, то немногие задумываются об улучшении своего оборудования, да и еще с более жесткими условиями сделки.

Стагнация экономики способствовала возникновению еще одной проблемы - недоступности финансирования. Помимо этого, представители аналитических агентств обращают внимание на то, что большинство компаний в сфере лизинга были кэп-тивными и, учитывая то, что у материнских банков свои проблемы, причем достаточно серьезные, надеяться на предоставление кредитов своим лизинговым подразделениям не приходится. В текущей ситуации более или менее устойчиво чувствуют себя лизингодатели, которые аффилированы крупными банками и пользующиеся государственной поддержкой.

Более низкая стоимость западного капитала также является одной из самых важных причин. При условии, что процентные ставки на займы в твердой валюте в России обычно превышают отметку в 15-20%, то стоимость привлечения западного капитала к участию в лизинговой сделке, которая предполагает передачу российскому лизингополучателю необходимого обо-рудования, может быть равна 6-10%. Не исключено, что данным обстоятельством активно пользуются крупные российские лизинговые компании («РГ-лизинг», «Ев-ролизинг», «Рус-Лизинг Связь», и др.). Их доля в ежегодных статистических показателях об объемах

лизинговых контрактов представляется преобладающей [2].

Необходимо учитывать, что механизм развития рынка вторичного лизинга и рынка оборота изъятых предметов лизинга является неотъемлемой частью дальнейшего развития лизинговой отрасли. Важно предоставить субъектам малого и среднего бизнеса возможность приобрести с существенным дисконтом на вторичном рынке необходимое оборудование, в т.ч. посредством финансового лизинга, что является наиболее оптимальным вариантом обновления основных средств, при этом значительным обстоятельством является сохранение льготного налогового и таможенного режимов.

Необходимость увеличения ресурсной базы возникает благодаря стремительным темпам роста рынка и крупного потенциального спроса.

Общая картина лизинговых операций в России следующая - реальным потребностям такие операции не отвечают. Тем не менее, в целях преодоления инвестиционного кризиса и модернизации производства, лизинг мог бы быть важным фактором.

Таким образом, в целях развития лизинга в нашей стране были сформированы некоторые позитивные условия, которые связаны с организацией законодательной, нормативно-правовой и методической базами. Также наблюдается увеличение потребности компаний в скорейшем осуществлении технического перевооружения производства, в производстве конкурентоспособной продукции. Опираясь на предварительные расчеты, масштабы лизинговых операций должны возрасти в несколько раз в течение нескольких лет, и лизинг уже в ближайшие годы сможет занять достаточно серьезные позиции среди финансовых источников, направленных на техническое перевооружение и создание новых конкурентоспособных производств.

Список литературы

1. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Повышение конкурентоспособности продукции предприятий региона // НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Вып. 2/2015.- Майкоп: изд-во ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2015 г.- С.27-33.

2. Газман В.Д., Инновационное финансирование лизинга//Вопросы экономики. - 2017. - № 9. -108-120 с.

3. Горшков Р.К., Дикарева В.А., Лизинг: проблемы и перспективы развития в России. - М.: МГСУ, 2016. - 160 с.

4. Мишин Ю.В., Согласование экономических интересов участников лизинговых отношений

- фактор повышения эффективности промышленного производства//Микроэкономика. - 2016. - № 4.

- 19-28 с.

5. Чиназирова С.К. «Управление конкурентоспособностью организации» [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.К. Чиназирова. - Майкоп: ЭлИТ, 2018.- 1электрон. опт.диск 1 (CD-R). ISBN 978-5-6040306-3-9

6. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aU-leasing.ru/analitic/detail/6799/, свободный. Официальный информационный портал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.