Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ПОДХОДЫ / ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иззатова Мухаббат

В статье рассматриваются проблемы связанные с отсутствием вариативных образовательно-воспитательных программ в дошкольных образовательных учреждениях, их обеспеченность педагогическими кадрами и подходы в решении проблем дошкольных учреждений Республики Таджикистан. Автор отмечает, что перспектива развития дошкольных образовательных учреждений в республике связано с увеличением финансирования, привлечением частных лиц к строительству ДДУ, расширением частных дошкольных учреждений, организации дошкольных групп и классов при общеобразовательных школ и другим мероприятиям. Автор особо подчеркивает, что разработку вариативных программ и учебно-методических материалов необходимо осуществлять на основе духовных ценностей народов проживающих в Таджикистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

Key words: education system in Iran, development of an education system, eyelids of globalization and informatization, development of the international education, educational transfer.

Сведения об авторе: Захро Покниход - аспирант Научно-исследовательского института развития образования Академии образования Таджикистана, тел.:(+992) 93913-18-99.

Information about the author: Zakhro Poknikhod - the graduate student of Research institute of a development of education Academies of Education of Tajikistan, phon: (+992) 93-913-18-99.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Мухаббат Иззатова

Кулябский государственный университет имени Абуабдулло Рудаки

Проблемы реформирования и перспективы развития системы дошкольных образовательных учреждений в Таджикистане обусловлены тем, что для решения задач социально-экономических и культурно-педагогических проблем, необходимо изучение и использование опыта прошлого, анализ и сопоставление данной ситуации, поиск новых путей и творческий подход к их решению.

Существующие реалии общественно-политической и социально-экономической жизни страны требуют глубоких изменений не только в деятельности образовательных дошкольных учреждений, но и в создании всех категорий работников, родителей, что настоятельно требует новых подходов в решении задач, проблем и перспективы развития образования, воспитания и обучения детей во всех периодах жизни человека.

После распада великой державы - СССР, перед страной встала проблема выживания и развития в новых исторических условиях. Появилась острая необходимость в становлении и развитии новой системы образования, отвечающей новым реалиям современного этапа развития во всех областях жизни народа. Было необходимо выявить закономерности развития всей системы образования, в том числе дошкольного, и определить его сущностной характеристики, содержание и основные направления, также новых типов дошкольных образовательных учреждений, в зависимости от требований времени, указать пути достижения качественного образования, совершенствовать уровень готовности детей к школе.

Практика реформы системы дошкольного образования республике после приобретения Независимости показывает, что в 1991-2004 годах, наряду с осуществлением ряда изменений, все еще существуют недостатки и проблемы, основными из которых являлись:

- отсутствие вариативных образовательно-воспитательных программ с учетом духовных и материальных ценностей таджикского народа:

- слабое внимание отделов и управлений образований проблемам дошкольных образовательных учреждений;

- обеспеченность педагогическими кадрами со средним специальным и высшим педагогическим образованием;

- отсутствие комплексного подхода к проблемам дошкольных учреждений;

- слабая учебно-методическая база соответствующая выполнению образовательной программы;

- слабая связь осуществляемых реформ в системе образования с проводимыми реформами в других сферах экономической, социальной и культурной жизни страны;

- укрепление связей между семей, начальной школы, педагогическими колледжами и университетов, научными центрами, особенно в сфере научно- методических исследований, совместной разработки учебно-методических пособий.

Первое мероприятие по скорейшей подготовке кадров для дошкольных учреждений, была осуществлена Управлением образования г.Душанбе. на базе учебного комбината Октябрьского (ныне Исмоили Сомони) района в сентябре 1991года, в рамках которого был организован краткосрочный четырехмесячный курс подготовки воспитателей, где были охвачены 42 девушки - таджички из близлежащих селений, в из основном Варзоба. После окончании курса, получении удостоверение и все были направлены на работу в дошкольные учреждения.

В 1990-1991 учебном году отделом образования Железнодорожного (ныне Фирдауси) района на базе 74 общеобразовательной школы, был организован десятимесячный курс подготовки воспитателей с привлечением 25 человек из числа помощников воспитателей, воспитателей, не имеющих специальное педагогическое образование, многие из которых до настоящего времени работают, повысили уровень своей профессиональной деятельности, получив среднее специальное и высшее педагогическое образование. В дальнейшем, также краткосрочные четырехмесячные курсы были организованы и в других городах и районах республики. Однако, уровень готовности специалистов в этих курсах не удовлетворял потребности дошкольных учреждений, так как теоретические знания, профессиональные умения и навыки, не всегда были на высоком уровне. Многие из них со временем, по ряду причин социально-экономического характера, изменили свою профессию. Так, опыт подготовки кадров в краткосрочных курсах, не получил поддержку и развитие.

Возникла необходимость расширения сети подготовки педагогических кадров со средних и высшим педагогическим образованием во всех городах, имеющих педагогические училища и институтов. К сожалению, в связи изменением социально-экономических отношений в таджикском обществе, изменилось отношение молодежи к педагогической профессии, в том числе воспитателя, музыкального работника, сестры -воспитательницы дошкольного учреждения. Это привело к снижению поступающих на учебу в педагогические училища (далее колледжей при университетах) и медицинских училищах, в которых подготавливались воспитатели для дошкольных учреждений, дошкольных детских домах и сестер - воспитательниц для яслей и младших групп детских садов.

После распада СССР и приобретения независимости, одним из важных вопросов, требующих скорейшего решения, является вопрос подготовки и обеспечения дошкольных учреждений кадрами со средним и высшим педагогическим образованием, так как данная проблема привела к снижению уровня воспитательно-образовательной работы. В старых дошкольных учреждениях Таджикистана, за счет капиталов было введено 16960 мест, за счет средств колхозов - 5203 места. Больше стали строить ясли, садов, промышленных предприятий.

Общеизвестно, что в 70-80 годы, в каждой семье своевременно регистрировали рождение ребёнка в местных органах. С 1995 до 2000 год уровень регистрации рождаемости среди исследуемого населения (0-8лет) составляет около 74%, который подтвержден результатами МИКИ 2000г., проведенного ЮНИСЕФ. Выявлено, что только 75% детей до 5 лет по всей стране не зарегистрированы в органах ЗАГС. Причиной этому послужило:

- низкий уровень информированности населения о необходимости регистрации ребенка и её последствиях.

- отсутствие доступа к учреждениям, занимающиеся регистрацией;

- отсутствие средств оплаты для регистрации;

- отсутствие необходимых документов для регистрации.

В настоящее время возникла необходимость аналитического и критического подхода к определению содержания существующих образовательных программ, учебно-

267

методических пособий, особенно к разделу ознакомление с окружающей жизни, развитие речи, художественная литература и изобразительная деятельность, которые являются важным фактором не только умственного развития, но и могучим средством воспитания чувств самосознания, патриотизма, гуманизма и других нравственных качеств личности.

Главная проблема системы дошкольного образования в стране заключается в финансировании местными органами власти, особенно в увеличении заработной платы воспитателей с учетом около 7 часового рабочего дня, что в недели составляет 30-35 часов.

В подготовке педагогических кадров для сельской местности, оказывает положительное влияние прием в вузы, студенток из отдаленных кишлаков и районов по Президентской квоте, который осуществляется с 1997 года.

В 2002 году на основе Постановления Правительства Республики Таджикистан, при Министерстве образования была образована Академия педагогических наук (далее она переименована на Академию образования), в состав которой входили Научно-исследовательский институт педагогических наук, Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования при Академии образования, организован Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования, в котором рассматриваются научные проблемы, связанные с развитием теории и практики дошкольного воспитания в свете требований развития современного общества.

Требования, предъявляемые к современному педагогу и руководителю дошкольного образовательного учреждения, вызывают необходимость постоянного повышения психолого-педагогических знаний, умений, навыков, совершенствование управленческой деятельности, изменение содержание методической работы.

Учитывая эти требования, организованы курсы повышения квалификации всех категорий педагогических кадров ДДУ, при республиканских и областных институтах повышения квалификации и переподготовки кадров образования. Заслуживает особого внимания и поддержку опыт Центра повышения квалификации работников образовательных учреждений г. Душанбе, организованного 30 августа 2000 года, приказом №403, мэром города М. Убайдуллоевым, при котором с 1 ноября того же года начал функционировать кабинет дошкольного воспитания и образования.

В настоящее время в республике, обучение и воспитание в ДДУ осуществляется на таджикском, русском, узбекском, киргизском и туркменском языках. Также функционируют подготовительные классы при школах по языкам обучения общеобразовательных школ. Они являются составной частью системы образования Республики Таджикистан, в полной мере испытывают общие проблемы, связанные с недостаточным финансированием, со слабой материально-технической базой, переполненностью возрастных групп, низким уровнем обеспеченности учебно-методическим материалом и т.д.

Пути решения проблем зависит от профессиональной компетентности руководителей образовательной системы, воспитателей, родителей, их организованности и единства, умение пользоваться правом на свободное творчество.

Существенной, наиболее важной проблемой является отношение руководителя ДДУ и воспитателя-педагога к воспитательно-образовательной работе, где, прежде всего реализуя свою деятельность, педагог формирует личность, которая развивается в школе, в жизни. Задача в том, чтобы весь учебно-воспитательный процесс следует соотнести с концептуальными принципами гуманизации образовательного процесса в общей системе образования с использованием новых технологий.

Многие осуществляемые проекты Международных организаций (ООН, Фонд Содействия Сороса, ЮНЕСКО и др.) в области дошкольного воспитания и образования имеют краткосрочный, эпизодический характер, не основываются на

национальных доктринах воспитания детей с малых лет, мало опираются на подменно национальную культуру.

Существующая система официального дошкольного образования в государственных и частных учреждениях нуждается в совершенствование не только учебно-воспитательной работы, но методов и форм руководства деятельностью работников со стороны заведующих отделов образования, также методической работой, направленной на повышение знаний, умений и навыков профессиональной деятельности всех категорий работников (воспитателей групп детей раннего и дошкольного возраста, методистов, заведующих, музыкальных и медицинских работников, всего обслуживающего персонала.

Перспективы развития дошкольных образовательных учреждений связаны с решением проблем социально-экономического и культурно-педагогического характера. По нашему мнению, для этого механизма необходимо:

- увеличение финансирования дошкольных учреждений местными органами власти и улучшение ресурсного обеспечения всех типов дошкольных учреждений;

- обеспечение процесса учебно-воспитательного процесса вариативными программами, учебно-методическими материалами, дидактическими и наглядными пособиями;

- привлечение частных лиц к строительству ДДУ и расширение сети частных и семейных дошкольных учреждений;

- привлечение высококвалифицированных кадров к работе и улучшение их материального обеспечения;

- обеспечение дошкольных учреждений новыми учебными технологиями;

- организация дошкольных классов при общеобразовательных школах для детей 6-7 лет для подготовки их в школе;

- разработать вариативные программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста с учетом психофизических, интеллектуальных возможностей детей;

- активно внедрять программы обучения родителей педагогическим умениям и навыкам, через дополнительных занятий, организуемых педагогами, психологами, дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, семейных врачей и других специалистов медико-педагогической отрасли;

- создать новую нормативно-правовую базу для охвата детей в дошкольные учреждения из малоимущих семей и категории детей, имеющие ограниченные и особые образовательные возможности и потребности;

- пересмотреть лицензионные нормы, аттестационные аккредитационные положения в соответствии с социально-экономическими условиями городской и сельской местности и дать возможность частным юридическим компетентным лицам организовать дошкольные учреждения для малого количества детей;

- проводить семинары, конференции, круглые столы и другие мероприятия с участием руководителей отделов, образования местного управления, дехканских хозяйств, депутатов разного уровня, представителей сферы здравоохранения, торговли, обслуживания, образовательных учреждений, учителей, родителей, ученых, неправительственных организаций и других заинтересованных лиц для улучшения воспитательно-образовательной работы, укрепления материальной, методической и кадровой базы, создание новых мест в существующих дошкольных учреждениях, организация разного типа учреждений воспитательно-оздоровительного характера;

- подготовить специалистов в педагогических колледжах и высших учебных заведениях, оказать практическую помощь в воспитании и обучении уязвимых групп детей, имеющие нарушения в развитии речи, зрительных и слуховых органах, с интеллектуальными и физическими недостатками;

- организовать дошкольные группы или дошкольные учреждения с разновозрастными группами для детей сельской местности.

- обеспечить дошкольные классы и группы, организуемые для детей старшего дошкольного возраста при начальных классах школ и дошкольных учреждений, специально подготовленными педагогами, программами, учебно-методическими и наглядными пособиями.

Необходимо отметить, что для устойчивого развития системы образования в условиях глобализации и расширения международных связей, необходимо разработка и утверждение национальной стратегии, предусматривающей совершенствование и развитие учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях, путем разработки вариативных программ на основе духовных, философских и материальных норм, ценностей, учитывающие социальные и культурные особенности кадров, проживающих в Таджикистане.

Национальная стратегия развития дошкольных образовательных учреждений должна обеспечить эффективность и результативность учебно-воспитательной работы, разработку и внедрения новых образовательных программ и технологий, соответствующие современным требованиям, международным стандартам, создать эффективную систему управления, обеспечивающую удовлетворение социально-экономических и культурных потребностей народа, воспитать подрастающее поколение на основе семейных традиций, осуществлять Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».

Литература:

1. Абдуллаев М.Х. Народное образование Республики Таджикистан в 60-80 годы ХХ века; история, проблемы развития. Дисс.на соск.уч.степени докт.исторических наук, Душанбе-2012.-303с.

2. Государственное Статистическое Агентство Республики Таджикистан. Душанбе 2000.

3. Концепция развития дошкольного воспитания в Республике Таджикистан. Вестник Министерства образования Республики Таджикистан. Душанбе 2003. 189-203с.

4. Национальная концепция образования Республики Таджикистан. Душанбе-2002.

5. Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Мухаббат Иззатова

В статье рассматриваются проблемы связанные с отсутствием вариативных образовательно-воспитательных программ в дошкольных образовательных учреждениях, их обеспеченность педагогическими кадрами и подходы в решении проблем дошкольных учреждений Республики Таджикистан. Автор отмечает, что перспектива развития дошкольных образовательных учреждений в республике связано с увеличением финансирования, привлечением частных лиц к строительству ДДУ, расширением частных дошкольных учреждений, организации дошкольных групп и классов при общеобразовательных школ и другим мероприятиям. Автор особо подчеркивает, что разработку вариативных программ и учебно-методических материалов необходимо осуществлять на основе духовных ценностей народов проживающих в Таджикистане.

Ключевые слова: реформирования, новые подходы, вариативные программы, педагогические кадры, учебно-методические пособии, повышения квалификации, духовные ценности.

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Muhabbat Izzatova

In this article the author examined problems connected with absence of variable educational programs in preschool educational institutions, providing of these institutions with pedagogical staff and approaches in solution of preschool institution's problems in the Republic of Tajikistan. The author states that the perspective of development of preschool educational institutions in Tajikistan is connected with increase in financing, involvement of individuals in building of preschool institution, development of private preschool institutions, organizing of preschool groups and classes at secondary schools and to other measures. The author particularly emphasizes that development of variable programs, educational and methodical materials needs to be implemented on the basis of cultural values of the people who live in Tajikistan.

Key words: reforming, new approaches, variable programs, pedagogical staff, educational and methodical tutorials, professional development, cultural values.

Сведения об авторе: Иззатова Мухаббат Ибодовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного воспитания Кулябского государственного университета им. Абуабдулло Рудаки, тел.: (+992) 918 253535.

Information about the author: Izzatova Muhabbat Ibodovna - PhD in pedagogical sciences, associate professor of Preschool education chair in Kulob State University named after Abuabdullo Rudaki, tel. (+992) 918 253535.

УДК:371

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ

ЯВЛЕНИЕ

Рамазанова Руниза Равильевна

Таджикский государственный институт языков имени С. Улугзаде

Начавшиеся в 90-е годы процессы перестройки общеобразовательной школы продолжаются до сегодняшнего дня, и в связи с этим возникают проблемы освоения новых методов преподавания учебных дисциплин. Освоение и внедрение новых методических технологий сегодня особенно актуально для национальной школы в Таджикистане в связи с введением интегрированного курса обучения русскому языку.

В наше время в педагогический лексикон вошли термины «педагогические технологии», «образовательные технологии», «технологии в обучении». Эта проблема, возникшая не сегодня и волновавшая учёных с древних времён (Ян Амос Каменский, К.Д. Ушинский и др.), продолжает вызывать споры и появление новыхметодологических разработок в науке сегодня. В связи с этим чётких и однозначных дефиниций по вопросу инновационных технологий не существует, однако учёные и педагоги (Звягинцев В.И., Азаров Ю.П., Светловская Н.Н. и др.) единодушны в том, что педагогические технологии направлены на улучшение качества обучения, когда создаётся совокупность методов и приёмов для достижения необходимого результата. В отличие от традиционных методик в практику вводятся более гибкие модели организации учебного процесса, ориентированные на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе.

Слово «технология» происходит от греческих слов «техно» - искусство, мастерство и «логия» - слово, учение, понятие. В совокупности технология обучения отображает путь освоения конкретного материала в рамках определённой темы, раздела каждого предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.