Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН (90Г. ХХ И НАЧАЛО ХХI ВВ.)'

ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН (90Г. ХХ И НАЧАЛО ХХI ВВ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА / ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ФАКТОРЫ / ТРУДНОСТИ / МОБИЛИЗАЦИЯ / РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иззатова Мухаббат

По мнению автора, реформа системы дошкольных учреждений в Таджикистане обусловлено возникшими социально-педагогическими проблемами после приобретения суверенитета республики. Процесс реформирования происходил под влиянием объективных и субъективных факторов. Особенности реформирования системы дошкольных учреждений заключалось в следующем: 1) разработка официальной политики государства в области дошкольного образования, 2) перестройка организационно-экономического механизма, и 3) преодоление идеологического диктата и возрождение духовных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН (90Г. ХХ И НАЧАЛО ХХI ВВ.)»

мастерства и точных знаний являются концептуальными базами и надёжным переходом к общему среднему (12-летнему) образованию. Необходимость перехода к общему среднему образованию - это требование времени.

Ключевые слова: база, переход, общее среднее образование, стандарт, Концепция, рейтинг, критерии оценки, уровень знаний, экзаменационные тестирование, многобальная система.

NEED OF TRANSITION TO AVERAGE GENERAL EDUCATIONAL SYSTEM

Davlatshoyev I.

Compliance the international standard of education, timely upaoryadocheny systems estimated criteria according to qualitative ratings of definition knowledge of pupils, adjustment centralized examination testing for entrants and methodology qualitative assimilation of skills, exact knowledge is kontseptsualny bases and reliable transition to the general secondary (12-year) education. Need of transition to the general secondary education is modern requirements.

Key words: base, transition, general secondary education, standard, Concept, rating, criteria of an assessment, level of knowledge, examination testing, multi ball system.

Сведения об авторе: Давлатшоев Изатулло - кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, заведующий отделом педагогики и психологии Института развития образования Академии образования Таджикистана, тел.: (992)938-36-44-97.

Information about the author: Davlatshoyev Izatullo -PhD pedagogic and psychology department of educational development Institute of Educational Academy of Tajikistan, doctoral candidate of Educational Academy of Tajikistan, phone: (+992)938-36-44-97.

ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН (90г. ХХ И НАЧАЛО ХХ! вв.)

Мухаббат Иззатова

Кулябский государственный университет имени Абуабдулло Рудаки

Приобретение Республикой Таджикистан государственного суверенитета, достижения по пути построения демократического, правого и светского общества, укрепление мира и согласия в стране, несмотря на все трудности и сложности переходного периода, позволили сохранить достижения в области дошкольного воспитания, функционирования дошкольных образовательных учреждений во всех регионах и поэтапно осуществлять стабилизацию и реформирование системы дошкольных учреждений ДДУ, также продолжение исследований проблем дошкольного образования.

Определение дальнейших перспектив развития системы образования, в том числе дошкольного, обусловлена тем, что решения социально-педагогических проблем системы образования, было необходимо осуществлять на основе научного обоснования и использования опыта прошлого изучения состояния целостной системы образования, педагогического подхода и поиска эффективных форм и методов управления, совершенствования учебно-воспитательного процесса, внедрения новых технологий и проведением других мероприятий, которые соответствуют реалии общественно-политической и экономической жизни страны. Также было необходимо учитывать особенности переходного периода, где наряду с трансформацией в общественно-политической сфере, происходили глубокие изменения в сознании людей, что настоятельно требовало новых подходов к процессам воспитания, обучения и образования детей.

Проблема реформирования системы дошкольных образовательных учреждений после приобретения независимости, была обусловлена тем, что для решения социально-педагогических проблем всей системы образования страны необходимо: а) научное обоснование и использование опыта прошлого на основе изучения состояния целостной системы образования и условий творческого подхода; а) разработка официальной политики государства в области дошкольного образования, принятие нормативно-правовых основ, организация дошкольных учреждений; в) обеспечение программно-методической базы с учетом национальных и общечеловеческих духовных ценностей.

Если в 1990 году в республике насчитывалась 958 дошкольных учреждений, детей в них было 150,9 тысяч человек или 15,2%, то в 2000 году количество дошкольных учреждений уменьшилось на 5,23 единицы, а число детей в них сократилось на 51,6 тысячи, или 4,4%. Восстановление и развитие сетей дошкольных учреждений отставало от развития общеобразовательных школ, также число родившихся детей не соответствовал количеству мест в дошкольных учреждениях.

С распадом Союза ССР и до нынешнего времени Таджикистан, по уровню рождаемости детей занимал, и в данное время занимает особое место. Многодетность, его психолого-педагогические проблемы и воспитательно-образовательные возможности в разных аспектах рассматривался в исследованиях С.Исоева, Б.Маджидовой, М.Иззатовой и др. Общеизвестно, что многим многодетным семьям, особенно в сельской местности свойствены проблемы социально-просветительского характера. В Таджикистане с 1992 по 2002 год численность населения выросла с 5 млн. 500 тысяч до 6 млн. 200 тысячи, т.е. рост населения составлял 14%. Сельское население, которым менее доступно мест в дошкольных учреждениях, в этот период выросло с 3 млн. 807 тысячи до 4 млн. 570 тысячи человек.

Сохраняется перегрузка многих дошкольных учреждений, особенно в городских поселениях. Сверх установленных санитарных норм находятся 28 тыс. детей. Кроме того, около 54 тыс. детей нуждаются в устройстве в детские сады и ясли

В детских дошкольных учреждениях, число мест было рассчитано исходя из новых ведомственных строительных норм (ВСН 49-86).

Обучение детей ведется на основе единой программы, являющейся государственным документом, обязательным для выполнения каждым воспитателем. Объем и содержание Типовой программы обоснованы и уточнены с учетом достижений современной психолого-педагогической науки и практики. Она явилась основой для создания Программы воспитания и обучения детей в Таджикской ССР.

При разработке программы учтены основные принципы советской дошкольной педагогики: идейная направленность воспитания; связь содержания воспитательно-образовательной работы с жизнью, современностью; программирование содержания воспитания и обучения; единство воспитательной и образовательной работы; целенаправленное формирование личности в процессе специфической для дошкольника деятельности; учет возрастных возможностей и индивидуальных различий ребенка; комплексный подход к воспитанию, взаимосвязь разных его сторон.

Следует отметить, что к развитию сети дошкольных образовательных учреждений в 1992-2004гг, по нашему мнению оказали отрицательное влияние и следующие факторы, которые требовали реформирование системы образования в республике в целом:

- происходившая гражданская война, которая оказывала влияние во всех сферах жизни общества;

- сложившаяся ситуация переходного периода (1992-2000);

- вхождение всех образовательных учреждений, в том числе дошкольных к новым рыночным отношениям;

- влияние гражданской войны, в результате которой больше всего пострадали образовательные учреждения;

- отсутствие рабочих мест для женщин и низкий уровень материального положения населения;

- отсутствие единой нормативно-правовой основы дошкольного образования и региональных национальных особенностей республики и требований развития общества;

- халатное отношение местных органов управления в функционировании и финансировании дошкольных образовательных учреждений.

К субъективным факторам можно включить отсутствие вариативных воспитательно-образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений, низкий уровень зарплаты и большой объем работы воспитателя, который составляет около 30-31 часов в недели и снижение престижа педагогической работы из-за низкого уровня зарплаты и постоянной, необоснованной, неплановой проверки представителей местных органов управления и др.

Общеизвестно, что на реформирование системы образования оказывает влиятельное изменение на идеологическую систему, существующую в обществе.

Идеология как мировоззрение, миропонимание, система взглядов на природу, общество и личность не может не присутствовать в системе образования. она была, есть и будет частью содержания обучения и воспитания.

Организация учебно-воспитательного процесса замыкалась на стратегии центральных государственных органах управления, определявшие и утверждавшие типовые учебные планы и программы.

Идеологический диктат имел для таджикской системы образования огромные негативные последствия. Многие духовные ценности как «старое», «феодальное», «ненужное», перестали имеет воспитательно-образовательную ценность. Народные традиционные праздники Навруз, Мехргон, Сада остались в забвении, исходя из чего перед образовательными учреждениями, стояла задача преодоления цивилизованного отставания. Решение этой задачи осуществлялось созданием индустриального промышленного потенциала.

Государственное попечительство совершенно естественно и гармонично рассматривалось как благо. Далее оно пропитывалось духом иждивенчества («государство должно предоставить), пассивного ожидания решения собственных проблем и разумеется это способствовало формированию культа государственной власти.

Ранее многие публикации в периодической печати, исследования, учебные материалы были написаны под влиянием идеологической работы правящей партии, решений его съездов, пленумов. Они отражали оперативный анализ происходящих изменений в системе образования, осуществлении реформы, в особенности партийного руководства во всех звеньях образования.

Нам хочется особо анализировать особенности и трудности реформы в хозяйственной деятельности дошкольных образовательных учреждений до и во время переходного периода, так они играли свою роль в улучшении и совершенствовании учебно-воспитательной и управленческой деятельности педагогов, руководителей дошкольных учреждений.

Основные трудности в реформировании системы дошкольных образовательных учреждений, как и в других образовательных учреждениях страны заключалось в следующем:

1) в рамках сложившейся модели функционирования системы дошкольного образования шло нарастание дефицита выделяемых ресурсов, на обеспечение требуемого (принятого) качества образовательных услуг. Отсюда, с одной стороны, стремление добиться выделения большего объема средств, идущих на образование, а с другой - попытка изменить модель деятельности с тем, чтобы рационализировать использование имеющихся бюджетных ресурсов и привлечь дополнительные внебюджетные;

2) дальнейшее развитие системы дошкольного образования требовало дифференциации ее элементов, повешения качества образования путем специализации и индивидуализации представления образовательных услуг, дифференциации сети

дошкольных образовательных учреждений и, вообще говоря, дифференциации условий их финансирования. Наиболее простым способом осуществления селекции образовательных учреждений, являлось и продолжает таковым оставаться введение нормативного бюджетного финансирования в расчете на 1 ребенка и одновременный отказ от территориальной «привязки» детей, когда они могут посещать только дошкольное учреждение в своем микрорайоне. В принципе появление возможности выбора образовательного учреждения, позволило быстро определить места «сгущения»: концентрация детей в тех или иных образовательных учреждениях, происходила либо по качеству образовательной услуги, либо по комфортности условий ее получения;

3) дифференциация, как образовательная услуга, так и условие её представления предполагала создание иной системы управления образованием, включая и перестройку организационно-экономического механизма деятельности образовательных учреждений. Между тем, именно к перестройке управления, система дошкольного образования была не готова. В силу этого, борьба за увеличение бюджетного финансирования, в значительной мере, оказалась борьбой за сохранение привычных молодей функционирования и деятельности.

Следует отменить, что в системе профессионального образования, особенно высшего, стремление к переменам было выражено значительно слабо, хотя нехватка бюджетных средств и здесь вызывала определенное недовольство.

Общие характеристики финансирования и деятельности системы образования также были своеобразны. При всей расхожести представлений об ухудшении финансирования школьного образования, сокращение бюджетного финансирования было намного ярче выражено для системы профессионального образования.

4). Еще один фактор роста напряженности - регулярные задержки по выплате заработной платы. Проблема долгов по заработной плате стала одним из наиболее сильных тормозов в перестройке организационно-экономического механизма системы образования, прежде всего школьного и рационализация собственной деятельности ставилась в прямую зависимость от предварительного выполнения ранее взятых бюджетных обязательств. В целом, к реформированию отношение было крайне настороженным, поскольку раньше «хотя зарплату вовремя платили». Таким образом, наличие «взаимных» долгов становилось фактором консервации сложившегося положения.

Представляется, что основными недостатками предложенной концепции по реформированию системы дошкольного образования были следующие:

- размытость. Декларативность, вневременность поставленных целей;

- отсутствие сколько-нибудь внятного механизма их реализации;

- Декларативность решения насущных проблем системы образования, в первую очередь таких «горящих» вопросов, как своевременность выплаты заработной платы работникам образовательной сферы и погашения долгов по коммунальным платежам, лишение или представление льгот отдельных категориям работников. Фактически отказ от принятия данной концепции показал, что время деклараций

прошло, и что подход, имеющий формально целевую ориентацию, но не операциональный по сути, не имел шансов на принятие в качестве программы действий.

Вторая концепция-концепция организационно-экономического реформирования, во многом строилось как альтернатива первой, и исходила, прежде всего, из ресурсных возможностей, которыми в новых условиях реально располагала, или в потенциале могла располагать система образования.

Его суть могла быть выражена как создание условий, обеспечивающих:

- мобилизацию ресурсов на развитие системы образования в целом, в частности дошкольного, формирование механизмов привлечения в нее дополнительных финансовых и материальных средств;

- рационализацию использования всех ресурсов бюджетных, так и внебюджетных, особенно средств, поступающие от родителей;

- легализацию всех поступающих в данную сферу ресурсов, прозрачность всех финансовых потоков.

Основная причина кроется, прежде всего, в том, что данный подход, не решал остро стоящие перед системой дошкольного образования задачи сохранения и повышения качества образования, т.е. страдал отсутствием внимания к конечным результатам деятельности, и следовательно, в его рамках утрачивались как целевая ориентация, так и акцент на социальную значимость развития дошкольных учреждений.

Крайне примечателен тот факт, что сохранение и или повышение качества образования не рассматривалась воспитателями, заведующими дошкольных учреждений школ, ни руководителями органов управления образованием как возможный результат общего процесса рационализации деятельности, включая совершенствование системы управления образованием и создание образовательной инфраструктуры, которая в настоящее время практически полностью отсутствует. Помимо указанной причины, можно выделить еще ряд причин:

- в рамках традиционной бюджетной системы, рационализация хозяйствования не могла привести к существенному улучшению ситуации, поскольку был запрещен перенос средств с одной статьи бюджетной классификации на другую (кстати, это правило закреплено и в новом Бюджетном кодексе). Сэкономленные средства либо пропадали, либо вынуждено тратились. В целом, делался вывод, что борьба за эффективное использование скудных средств, вряд ли будет эффективной;

- в системе дошкольного образования оказалось слишком мало управленческих кадров, которые с учетом местных условий (города, села) могли бы организовать привлечение дополнительных программ и услуг (фактически речь должна идти об организации маркетинга образовательных услуг, их рекламе, проведении специальной работы с общественностью).

- Требование легализации поступления с систему дошкольного образования всех без исключения внебюджетных средств, означало бы во многих случаях замену приватных договоренностей и эксклюзивного права на получение образовательных услуг оговоренного качества новыми правилами игры, которые, в частности , предполагали иные принципы избирательности, в том числе обеспечение адресной поддержки нуждающихся или одаренных детей. Этот подход реализовать значительно труднее, он требовало других управленческих навыков, нежели те, которые и поныне широко распространены.

- Предложение о легализации всех внебюджетных средств, поступающих в систему образования, в том числе дошкольного особенно родительских «взносов» на образовательные нужды, порождало опасения, что это приведет к легализации и официальному закреплению платности тех образовательных услуг, которые ныне считаются бесплатными для населения, и соответствующему снижению бюджетных расходов на образование.

Литература:

1. Абдуллаев М.Х. Народное образование Республики Таджикистан в 60-80 годы ХХ века; история, проблемы развития. Дисс.на соск.уч.степени докт.исторических наук, Душанбе-2012.-303с.

2. Атаулоева З.К. Развитие первых дошкольных учреждений в Туркистане. Дошкольная педагогика. Ученые записки. Т.ХХХ1У.вып. 1.Тошкент, 1962.-129-135.

3. Государственное Статистическое Агентство Республики Таджикистан. Душанбе 2000.

4. Народное хозяйство Таджикистана. Статистический ежедневник. Душанбе 19701990гг.

5. Национальная концепция образования Республики Таджикистан. Душанбе-2002.

6. Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М.,

1960.

ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН (90г. ХХ И НАЧАЛО ХХ! вв.)

Мухаббат Иззатова

По мнению автора, реформа системы дошкольных учреждений в Таджикистане обусловлено возникшими социально-педагогическими проблемами после приобретения суверенитета республики. Процесс реформирования происходил под влиянием объективных и субъективных факторов. Особенности реформирования системы дошкольных учреждений заключалось в следующем: 1) разработка официальной политики государства в области дошкольного образования, 2) перестройка организационно-экономического механизма, и 3) преодоление идеологического диктата и возрождение духовных ценностей.

Ключевые слова: реформа, дошкольные учреждения, факторы, трудности, мобилизация, рационализация, качества образования.

FEATURES OF REFORM OF PRESCHOOL INSTITUTION'S SYSTEM IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN (90th OF XX AND BEGINNING

OF THE XXI CENTURIES)

Muhabbat Izzatova

According to the author reform of preschool institution's system in Tajikistan was caused by the emerged social and pedagogical problems after gaining of state independence. Reform process was taken place under the influence of objective and subjective factors. Features of reforming of preschool institution's system in Tajikistan consist from the following: 1) development of official state policy in the field of preschool education, 2) restructuring of organizational and economic mechanism, and 3) overcoming of ideological dictate and revival of cultural values.

Key words: reform, preschool institutions, factors, difficulties, mobilization, rationalization, quality of education.

Сведения об авторе: Иззатова Мухаббат Ибодовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного воспитания Кулябского государственного университета им. Абуабдулло Рудаки, тел.: (+992) 918 253535.

Information about the author: Izzatova Muhabbat Ibodovna - PhD in pedagogical sciences, associate professor of Preschool education chair in Kulob State University named after Abuabdullo Rudaki, tel.: (+992) 918 253535.

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА И ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Намозов Т.Б., Бачабеков М.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Организм человека представляет собой саморазвивающуюся и саморегулирующуюся биологическую систему, на которую воздействуют социальные, экологические, биологические и другие факторы. Физическая культура - часть общей культуры общества, отражающая уровень целенаправленного использования физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития личности. Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, ее совершенствование продолжается по настоящее время. Особенно возросла

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.