Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА И ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА И ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
645
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА / ТРЕНИРОВКА / ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / РАЗВИТИЕ / АКТИВНОСТЬ / МУДРОСТЬ / МАСТЕРСТВО / ЛОВКОСТЬ / ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Намозов Т.Б., Бачабеков М.

В статье авторы анализируют важнейшие функции физической зарядки в жизни общества, которые направлены на укрепление выносливости, гибкости и бодрости человека. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высшими нравственными целями и благородными стремлениями, так как роль физической зарядки состоит в гармоничном развитии тела каждого человека, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. Если с юности человек занимается каким- нибудь видом спорта, это ему обязательно принесёт красоту, бодрость и большой успех. Это доказано наукой жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА И ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

5. Национальная концепция образования Республики Таджикистан. Душанбе-2002.

6. Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М.,

1960.

ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН (90г. ХХ И НАЧАЛО ХХ! вв.)

Мухаббат Иззатова

По мнению автора, реформа системы дошкольных учреждений в Таджикистане обусловлено возникшими социально-педагогическими проблемами после приобретения суверенитета республики. Процесс реформирования происходил под влиянием объективных и субъективных факторов. Особенности реформирования системы дошкольных учреждений заключалось в следующем: 1) разработка официальной политики государства в области дошкольного образования, 2) перестройка организационно-экономического механизма, и 3) преодоление идеологического диктата и возрождение духовных ценностей.

Ключевые слова: реформа, дошкольные учреждения, факторы, трудности, мобилизация, рационализация, качества образования.

FEATURES OF REFORM OF PRESCHOOL INSTITUTION'S SYSTEM IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN (90th OF XX AND BEGINNING

OF THE XXI CENTURIES)

Muhabbat Izzatova

According to the author reform of preschool institution's system in Tajikistan was caused by the emerged social and pedagogical problems after gaining of state independence. Reform process was taken place under the influence of objective and subjective factors. Features of reforming of preschool institution's system in Tajikistan consist from the following: 1) development of official state policy in the field of preschool education, 2) restructuring of organizational and economic mechanism, and 3) overcoming of ideological dictate and revival of cultural values.

Key words: reform, preschool institutions, factors, difficulties, mobilization, rationalization, quality of education.

Сведения об авторе: Иззатова Мухаббат Ибодовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного воспитания Кулябского государственного университета им. Абуабдулло Рудаки, тел.: (+992) 918 253535.

Information about the author: Izzatova Muhabbat Ibodovna - PhD in pedagogical sciences, associate professor of Preschool education chair in Kulob State University named after Abuabdullo Rudaki, tel.: (+992) 918 253535.

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА И ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Намозов Т.Б., Бачабеков М.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Организм человека представляет собой саморазвивающуюся и саморегулирующуюся биологическую систему, на которую воздействуют социальные, экологические, биологические и другие факторы. Физическая культура - часть общей культуры общества, отражающая уровень целенаправленного использования физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития личности. Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, ее совершенствование продолжается по настоящее время. Особенно возросла

роль физической культуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда.

В нашей стране существует государственная структура организации физической культуры и спорта, создана система медицинского обеспечения физкультуры и спорта в виде врачебно-физкультурных диспансеров. Физическая культура внедряется на предприятиях в форме производственной гимнастики, а также в секциях общей физической подготовки по месту работы или жительства, физкультурно-оздоровительных комбинатах и добровольных спортивных обществах.

Физическое воспитание, имеющее прикладную направленность на подготовку к определенной трудовой или иной деятельности, принято называть физической подготовкой. Результатом физической подготовки соответственно является физическая подготовленность. Физическая подготовка и ее результат могут носить как общий характер (общая физическая подготовка), так и глубоко специализированный, обусловливающий специальную физическую работоспособность в процессе определенной деятельности ( например, физическая подготовка геолога, монтажника, космонавта). Физическая культура должна быть органическим компонентом образа жизни каждого человека с рождения и до глубокой старости.

Лицам, занятым преимущественно умственным трудом, следует постепенно увеличивать нагрузку, включая крупные мышечные группы, упражнения с усилием, в отличие от работников тяжелого физического труда, для которых целесообразны упражнения на расслабление, разгрузку крупных мышечных групп, использование облегченных исходных положений, так называемые дыхательные упражнения. При занятиях физкультурой и спортом обязательно применяются упражнения общеразвивающие в сочетании с дыхательными и специальными, последние направлены на совершенствование физических качеств. В пожилом возрасте физические упражнения позволяют сохранить работоспособность. Физические упражнения оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы, способствуют улучшению состояния сердечно- сосудистой системы, нормализуются процессы обмена и эндокринная регуляция функций, совершенствуется состояние опорно- двигательного аппарата, формируется правильная осанка. Занятия физической культурой требуют обязательного врачебного контроля, а также самоконтроля. Несоответствие физической нагрузки функциональным возможностям организма может вызвать нарушения со стороны различных систем организма, приводя к перенапряжению.

Основными компонентами здорового образа жизни работников умственного труда является зарядка и занятия физической культурой.

Зарядка -комплекс физических упражнений, выполняемых утром после пробуждения; обязательный элемент здорового образа жизни. Зарядка активизирует деятельность функциональных систем организма, способствуя более быстрому переходу от сна к бодрствованию и повышению общего тонуса. Правильно подобранный комплекс физических упражнений благотворно влияет на функции органов дыхания, кровообращения, деятельность мышечно-суставного аппарата, усиливает перистальтику кишечника. Особое значение имеет зарядка для работников умственного труда, людей, ведущих малоподвижный образ жизни, лиц старших возрастных групп, а также подверженных острым респираторным заболеваниям.

Комплекс физических упражнений подбирают в соотвествии с возрастом, полом, состоянием здоровья, уровнем физической подготовки человека. Последовательность выполняемых упражнений строится таким образом, чтобы организм постепенно включался в работу (так же постепенно снижают нагрузку, заканчивая зарядку). Начинать зарядку следует с дыхательных упражнений, способствующих устранению застойных явлений после сна, развивающих дыхательную мускулатуру. Зарядка можно выполнять в любом положении (лежа, сидя, стоя) или чередовать их: от упражнения лежа перейти к упражнению сидя и т.д. Упражнения должны воздействовать на все

важнейшие группы мышц и суставы. Физическая нагрузка определяется сложностью упражнений, их количеством (10-15), числом повторений и темпом выполнения. Мужчинам рекомендуются силовые и статические упражнения с использованием снарядов ( например, гантелей, гирь), женщинам -упражнения, развивающие гибкость, укрепляющие мышцы брюшного пресса и тазового дна (с гимнастической палкой, мячом, скакалкой). Людям пожилого и старшего возраста рекомендуются упражнения, способствующие поддержанию подвижности суставов, выпрямлению позвоночника; упражнения выполняются в медленном темпе и завершаются самомассажем головы и шеи. В комплекс упражнений для лиц, страдающих хроническими заболеваниями, необходимо включить элементы лечебной физкультуры и самомассажа; для адекватного подбора упражнений, рекомендуемых при той или иной патологии (или функциональном нарушении) больного целесообразно направить на консультацию к специалисту по лечебной физкультуре.

Реакция организма на мышечную работу во время зарядки должна носить умеренный характер: частота сердечных сокращений, артериальное давление должны восстанавливаться после 3-5 мин отдыха. Одышка, слабость, головокружение, ощущение сердцебиения свидетельствуют о чрезмерной физической нагрузке или неудачно подобранном комплексе упражнений.

Основное гигиеническое правило проведения зарядки - регулярность занятий. Зарядку делают ежедневно (за исключением острых периодов заболевания или травмы), до завтрака, по возможности на свежем воздухе. Продолжительность занятий 8 - 15 мин. Зарядку завершают водными процедурами - обтиранием, обливанием, душем. Весьма эффективным тонизирующим и закаливающим средством является обтирание горячей водой с последующим высыханием в помещении ( без растирания тела полотенцем).

При выполнении упражнений необходим самоконтроль. Особое внимание следует обращать на правильность дыхания ( оно должно быть глубоким, ритмичным). Одежда и обувь должны соответствовать температуре воздуха, но не стеснять движений. Комплекс упражнений периодически (через 2 недели) меняют, а по мере роста физической подготовки усложняют.

Утренний комплекс или отдельные упражнения целесообразно повторить в течение дня (для снятия утомления, особенно при продолжительной умственной деятельности, психического напряжения) или вечером (для нормализации сна).

Гимнастические упражнения в гимнастике для целенаправленного их применения классифицируют по анатомическому признаку (например, упражнения для рук, ног, туловища), по характеру целевой направленности упражнения ( дыхательные, на координацию движений, на равновесие, корригирующие и др.). Благодаря дыхательным упражнениям обеспечивается лучшее снабжение тканей кислородом. Дыхательные упражнения, сопровождающиеся только движением грудной клетки и диафрагмы, условно называют статическими, а если они сочетаются с движениями рук, ног, туловища, то их относят к динамическим.

Гимнастика должна проводиться ежедневно в течение 12 - 15 мин в проветренной комнате. В комплекс обычно включают 12 - 17 упражнений для верхних и нижних конечностей, мышц туловища, брюшного пресса и других, которые повторяют 6 - 8 раз. Завершают занятие медленной и быстрой ходьбой, дыхательными упражнениями и самомассажем. Комплекс гимнастики (или отдельные движения) может быть повторен и во второй половине дня или вечером.

При заболеваниях сердечнососудистой и дыхательной систем выполняют специальные дыхательные упражнения. Они понижают (фаза входа) и повышают (фаза выхода) внутригрудное давление, облегчая при ритмичном дыхании венозный возврат крови к сердцу, способствуют увеличению жизненной емкости легких, подвижности грудной клетки, усилению бронхов. Лечебной действие на моторную и секреторную деятельность системы пищеварения оказывают упражнения для мышц брюшного

пресса. Также важное значение имеет оздоровительное применение трудовых процессов. Особенно полезны в этом отношении виды работ, связанные с деятельностью крупных групп мышц и ритмичностью движений.

При выполнении физических упражнений не следует переходить границу утомления, а при возникновении чувства усталости видоизменять движения, разнообразить форму мышечной деятельности или, если это уже не приносит облегчения, прекращать ее.

Литература:

1. Е.А.Влеровский. Красота и Здоровье. Издательство «Физкультура и спорт» Москва 1962.

2. 2. М.М.Букалов. Гигиеническая гимнастика и закаливание Издательство «Медицина» Москва - 1965

3.Н.М. Амасов. Здоровье и счастье ребёнка. М., Знание, 1979, 96 с.

4.Н.В. Анисимова. Нравственность и здоровье // Классный руководитель, 1999, № 6. - С. 30-37.

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА И ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Намозов Т.Б., Бачабеков М.

В статье авторы анализируют важнейшие функции физической зарядки в жизни общества, которые направлены на укрепление выносливости, гибкости и бодрости человека. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высшими нравственными целями и благородными стремлениями, так как роль физической зарядки состоит в гармоничном развитии тела каждого человека, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием. Если с юности человек занимается каким- нибудь видом спорта, это ему обязательно принесёт красоту, бодрость и большой успех. Это доказано наукой жизни.

Ключевые слова: физическая зарядка, тренировка, общество, культура, воспитание, здоровье, развитие, активность, мудрость, мастерство, ловкость, образ жизни.

PHYSICAL EXERCISES AND PHYSICAL TRAINING

Namozov T.B., Bachabekov M.

The author analyzes the most important function of physical exercises in life, aimed at strengthening endurance, flexibility and vitality of man. Physical education should be organically linked with higher moral goals and noble aspirations, since the role of the physical training depends on harmonious development of each person's body, organic unity with mental, labor, emotional and moral, aesthetic education. And if a person engages with some kind of sports in youth, beauty, vigor and great success are supplied.

Key words: physical exercises, training, the Society, culture, education, health, development, activity, wisdom, skill, dexterity, lifestyle.

Сведения об авторах: Намозов Тошкул Буриевич - кандидат педагогических наук, доцент, заведующей кафедрой физического воспитания Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 918812521;

Бачабеков Мариватчо - старший преподаватель кафедры физического воспитания Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 919143148;

Information about authors: Namozov Toshkul Burievich - Ph.D. Associate Professor, Head of Department of Physical Education, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 918 812 521;

Bachabekov Marivatcho - Senior Lecturer, Department of Physical Education, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini,

tel.: (+992) 919 143 148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.