THE ROLE OF MORAL UPBRINGING IN THE DEVELOPMENT OF YOUNGSTERS'
PERSONALITY
The authors points out that the person and morality cannot exist without each other. The morality is one of the types of social consciousness that the people live based on its existing procedures and follow laws. The morality determines the manner and behavior and indicates interrelationship of people and their attitude toward the government, property, production means, labor outcome and etc. Keywords: ethics, young people, education, ethical norms, society.
Сведения об авторах: Мирзоева Арафа, аспирант кафедры общей педагогики Кулябского государственного университета имени А. Рудаки, e-mail: [email protected]
Косимов Курбон Абдусамадович, соискатель кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айнй, e-mail: [email protected]
Аbout authors: Mirzoeva Arafa, the post-graduate student of the chair of the general pedagogics, Kulob State University named after A. Rudaki
Kosimov Kurbon Abdusamadovich, researcher of the chair of political science, Tajik language, Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ ПРИ ЛЕГКОМ УТОМЛЕНИИ ДЛЯ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Намозов Т. Б.
Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни
Воспитатель молодого поколения это народ, а народные сказки - блестящие попытки создания народной педагогики. Обычаи и традиции народа формировались под действием историко-социологических, социальных, экономических, художественно -эстетических и культурных предпосылок жизни каждой нации [3, с. 179].
До сих пор рассматривались физкультурные паузы, предупреждающие наступление раннего утомления. Теперь речь пойдет о таком активном отдыхе при помощи физических упражнений, который должен снимать первые, но достаточно выраженные признаки утомления.
Как и до сих пор, предлагается не одна какая-нибудь форма организации и содержания перерыва для активного отдыха, а несколько, с учетом различных условий, характера, утомления, индивидуальных особенностей и других важных обстоятельств.
Предусмотрены четыре основные формы физкультурных пауз:
а) гимнастический комплекс упражнений;
б) специальные упражнения для избранных мышечных групп;
в) дыхательная гимнастика в процессе ходьбы;
г) легкие пробежки с дыхательными упражнениями [3].
Кроме того, предусмотрены варианты физкультурных пауз для пожилых людей умственного труда, которые большую часть времени работают не сидя, а стоя.
«Физкультмалютка» или «физкультминутка» лишь взбадривала и составлялась с учетом острого влияния в данный момент, а оздоровительно-гигиенические задачи решались лишь в очень незначительных размерах. В то же время полноценные физкультурные паузы, длительностью 5-7 минут, призваны не только повышать работоспособность, но и, что особенно важно, улучшать здоровье и суммировать оздоровительный эффект с тем, что дают физические упражнения по утром и на отдыхе.
Каковы же признаки утомления, на основании которых можно своевременно применять физкультпаузы?
Что бы мы ни ощущали (работа пошла с ленцой, понизился интерес к ней, появилось желание подвигаться, отяжелела голова и т.) и как бы это ни именовали (подзасиделся, заработался), все ощущения являются производными от падения внимания, снижения рабочей доминанты, что, в свою очередь, является производным от физиологических сдвигов в организме, возникающих при работе без отдыха [1, с. 4].
Н.К.Крупская рассматривала игру как средство всестороннего развития человека: игра - способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические и нравственные силы человека, развивает организаторские и лидерские способности.
Факторами, укрепляющими здоровье человека являются: правильное питание, хороший отдых, отсутствие вредных привычек, занятие спортом и физической культурой, гимнастикой, укрепление организма, пешими прогулкой на свежем воздухе, положительные эмоции, режим отдыха и учёбы, комфортные климатические условия для жизни, качественные профилактические мероприятия, высококачественное медицинское обслуживание и др.
Факторами, ухудшающими здоровье человека являются: табако курение, употребление алкогольных напитков, токсикомания, наркомания, неправильное питание, сидячий образ жизни, несоблюдение режима дня, стресс, не благоприятные климатические условия для жизни, умственные сверх нагрузки, интенсификация учебного процесса, плохие санитарно-гигиенические условия учебных помещений, слабая материальная база, отсутствие классифицированной медицинской помощи и т.д. [1, с. 2]
В течение рабочего дня (особенно если приходится работать в учреждении и дома) целесообразно неоднократно прибегать к физкультпаузам. О том, когда и сколько пользоваться той или иной формой физкультпаузы, даются лишь общие указания.
Делается попытка еще раз убедить занимающихся в том, что жесткая регламентация, единая для всех и на все случаи, говорит лишь о несерьезном отношении к физическим упражнениям. Едиными могут быть только общие ориентиры, пользуясь которыми пробами, сравнениями и поправками. У пожилых людей за большую трудовую жизнь сложилось немало стойких привычек, в том числе и весьма полезных, которые нельзя, в частности, не учитывать в создании новых привычек активно отдыхать.
Если, например, человек всю свою трудовую жизнь привык отдыхать расхаживая по рабочей комнате, а ему предлагают «отныне» заменить ходьбу комплексом гимнастических упражнений, то это неправильно. Надо упорядочить отдых в виде ходьбы, сделав его более эффективным и отвечающим оздоровительной направленности (например, совмещать ходьбу с дыхательными упражнениями, а не с курением), а гимнастический комплекс вводить постепенно, как второстепенный прием. Со временем, когда человек привыкает и к гимнастическим упражнениям, может оказаться, что второстепенное поменяется местом с первостепенным и т п. [1, с. 4].
Нельзя не учитывать индивидуально и особенностей типа нервной системы. Как известно, свойства нервной системы характеризуются силой возбудительного и тормозного процессов, их уравновешенностью и подвижностью (степенью быстроты смены одного другим). Человеку с живым типом нервной системы легче перестроить свои привычки, легче создать и новые, поэтому ему следует поступить по-другому, не так, как только что рекомендовалось человеку с малоподвижными нервными процессами (спокойный тип нервной системы), которому новое создавать лучше «исподволь», не порывая со старым [4].
А.С.Макаренко уточнял что народную педагогику которая состоит из воспитательного, познавательного и эстетического значения, неразрывно связанные друг с другом. Вот поэтому настоятельно рекомендуется каждому подобрать для себя самые подходящие варианты, немного поэкспериментировать.
Важно четко уяснить себе особенность этой формы кратковременной физкультурной паузы. Предупреждая появление усталости, мы не должны нарушать слаженность процесса умственного труда и мешать продуктивности его тогда, когда работа идет успешно. Поэтому данный вариант «физкультминутки» заключается лишь в мерной ходьбе по комнате привычным шагом. При этом оживляется обмен веществ в организме и улучшается кровообращение. Походить по комнате рекомендуется тогда, когда требуется время на размышление. Походить, размышляя - вот каков этот вариант активного отдыха. Не рекомендуется, например, ходить, размахивая руками, если этот вид ходьбы недостаточно привычен. Ходите закинув руки за спину, если у вас сложилась привычка к этому, и размышляйте себе на пользу дела. Ходьбу не затягивайте. Освежились - и довольно. В противном случае может произойти разрядка рабочего тонуса.
Ходите по комнате, когда надо о чем-то подумать не читая, не записывая и не делая ничего другого, когда при этих обстоятельствах захотелось походить. На этом завершается изложение физкультпауз, выполняемых для профилактики утомления
[1, с. 3].
В заключение обратите внимание на следующее. В некоторых научно-популярных изданиях по вопросам работоспособности в процессе умственного труда рекомендуется применять волевые усилия и продолжать трудиться несмотря на явные признаки утомления. Такие рекомендации обосновываются стремлениями воспитать в себе умение упорно трудиться, бороться с кажущимися и действительными признаками утомления силою воли, не распускать себя, приобретать трудовую закалку и т п. Все это имеет определенное значение для молодых людей и не имеет никакого отношения к людям, прошедшим огромную трудовую школу, которые должны трудиться с большим вниманием к самим себе и к своему организму. Поэтому обязательно включайте в свой трудовой режим физические упражнения в качестве профилактического средства от утомления.
Литература:
1. Журавлев Е.П. По утрам, во время работы, на отдыхе // Физкультура и спорт. - М. - 1962.
- С. 176-198.
2. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности // Физкультура и спорт. -
М. - 1991. - С. 212-220.
3. Ушинский К. Д. Физическое культура // Издательство академии педагогических наук
РСФСР. - М. - 1988. - С. 178-188.
4. Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе. - М., 1983.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ ПРИ ЛЕГКОМ УТОМЛЕНИИ ДЛЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
В статье автор анализирует важнейшие здорового образа жизни человека которые направлены в чистоту, следовании за собой и укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Обучения физкультурные паузы при легком утомлении по утрам, во время работы, на отдыхе должны быть органично связаны с высшими нравственными целям и благородными стремлениями, так как роль физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого человека.
Ключевые слова: здоровье, нагрузка, организм, питание, возраст, молодежь, активность.
PHYSICAL CULTURE PAUSE IN MILD FATIGUE FOR A HEALTHY WAY OF LIFE
The author analyzes the most important healthy lifestyle оf the person who sent to the purity, the following of a constitution and the strengthening and hardening the morale of the person. Teaching physical culture's pause under light tiredness in the morning, during work, at rest should be organically linked with the highest moral aims and noble aspirations, since the role of physical education is the harmonious development of each person's body.
Keywords: health, load, body, food, age, young, activity.
Сведения об авторе: Намозов Тошкул Буриевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания и гражданской обороны Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: [email protected]
Аbout author: Namozov Toshkul Burievich, PhD in Pedagogy, head of Department of Physical Education and Civil Defense, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ ВО В НЕ УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
Хайруллоев Б.
Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни
Важным принципом, способствующим успешному формированию музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов в период обучения в педагогических вузах, является принцип деятельного подхода. Он предусматривает такую организацию жизни в деятельности студентов, которая обусловливала бы повседневное проявление музыкально-педагогической подготовки не только в учебное, но и во в не учебное время.