Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВО В НЕ УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ'

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВО В НЕ УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЕ КРУЖКИ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / МЕТОДИКА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллоев Бахриддин

В статье, автор исследует положительные стороны и эффективность организации музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов во в не учебное время, что даёт возможность реализации подготовленности (музыкально-педагогической) студентов в практике самостоятельной творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL-PEDAGOGICAL PREPARATION OF TEACHERS OF INITIAL CLASSES OUTSIDE SCHOOL HOURS

In the article, the author explores the advantages and efficiency of the organization of musical and pedagogical training of primary school teachers during school hours is not in that enables the implementation of preparedness (musical and pedagogical) of students in the practice of independent creative activity.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВО В НЕ УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ»

В заключение обратите внимание на следующее. В некоторых научно-популярных изданиях по вопросам работоспособности в процессе умственного труда рекомендуется применять волевые усилия и продолжать трудиться несмотря на явные признаки утомления. Такие рекомендации обосновываются стремлениями воспитать в себе умение упорно трудиться, бороться с кажущимися и действительными признаками утомления силою воли, не распускать себя, приобретать трудовую закалку и т п. Все это имеет определенное значение для молодых людей и не имеет никакого отношения к людям, прошедшим огромную трудовую школу, которые должны трудиться с большим вниманием к самим себе и к своему организму. Поэтому обязательно включайте в свой трудовой режим физические упражнения в качестве профилактического средства от утомления.

Литература:

1. Журавлев Е.П. По утрам, во время работы, на отдыхе // Физкультура и спорт. - М. - 1962.

- С. 176-198.

2. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности // Физкультура и спорт. -

М. - 1991. - С. 212-220.

3. Ушинский К. Д. Физическое культура // Издательство академии педагогических наук

РСФСР. - М. - 1988. - С. 178-188.

4. Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе. - М., 1983.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ ПРИ ЛЕГКОМ УТОМЛЕНИИ ДЛЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

В статье автор анализирует важнейшие здорового образа жизни человека которые направлены в чистоту, следовании за собой и укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Обучения физкультурные паузы при легком утомлении по утрам, во время работы, на отдыхе должны быть органично связаны с высшими нравственными целям и благородными стремлениями, так как роль физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого человека.

Ключевые слова: здоровье, нагрузка, организм, питание, возраст, молодежь, активность.

PHYSICAL CULTURE PAUSE IN MILD FATIGUE FOR A HEALTHY WAY OF LIFE

The author analyzes the most important healthy lifestyle оf the person who sent to the purity, the following of a constitution and the strengthening and hardening the morale of the person. Teaching physical culture's pause under light tiredness in the morning, during work, at rest should be organically linked with the highest moral aims and noble aspirations, since the role of physical education is the harmonious development of each person's body.

Keywords: health, load, body, food, age, young, activity.

Сведения об авторе: Намозов Тошкул Буриевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания и гражданской обороны Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: namozov6161@mail.ru

Аbout author: Namozov Toshkul Burievich, PhD in Pedagogy, head of Department of Physical Education and Civil Defense, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ ВО В НЕ УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

Хайруллоев Б.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Важным принципом, способствующим успешному формированию музыкально-педагогической подготовки учителя начальных классов в период обучения в педагогических вузах, является принцип деятельного подхода. Он предусматривает такую организацию жизни в деятельности студентов, которая обусловливала бы повседневное проявление музыкально-педагогической подготовки не только в учебное, но и во в не учебное время.

На лекциях студенты усваивают основы музыкального искусства (11-й курс) и знакомятся с тенденциями развития современного искусства. Лекционный курс направлен на вооружение студентов знаниями о различных видах искусства - музыки, изобразительного искусства, театра, кино, литературы, телевидения. Освоение программы курса осуществляется параллельно с посещением музыкальных концертов, выставок, театральных спектаклей, с целенаправленным просмотрам кинофестивалей, просмотром детской музыкальной программы по телевидению, чтением научной и художественной литературы по специальной спискам, в течение четырёх лет обучения. Посредством познания многообразия искусства практически формируется музыкально-эстетическое воспитание. В процессе формирования музыкально-педагогической подготовки студентов наибольшими возможностями обладают концерты классической и народной музыки, посещение которых для студентов является обязательным. Это даёт возможность использовать концерты для целенаправленного осуществления музыкально-педагогической подготовки всех студентов факультета педагогики и методики начального обучения. Данная деятельность правомерно считается учебно-воспитательной. Она направлена на собственное развитие студентов через овладение музыкальными культурными ценностями и осознание ими способов организации жизни и деятельности как своей личной, так и будущих воспитанников.

Разрабатывая в мысленном эксперименте логику процесса формирования музыкально-педагогической подготовки студентов, мы считаем, что эффективности этого процесса будет способствовать тесная связь учебных и в не учебных форм музыкальной деятельности. С этой целью в системе домашнего задания по курсу «Методики музыкального воспитания» было введено написание сочинения о музыке, прослушанной на концертах. Посещение концертов классической и народной музыки и размышления о ней в сочинениях в совокупности способствуют развитию многих содержательных компонентов музыкально-педагогической подготовки - осознанного и эмоционально-положительного отношения к музыкальному искусству, пониманию её как важнейшей сферы жизни и деятельности общества и объективной жизненно необходимой потребности человека; освоению богатого содержания музыкального искусства и познанию через него окружающей действительности и самого себя; пополнению объёма музыкальных знаний, умений и навыков; пониманию исполнительской деятельности в многообразных формах её проявления; систематическому и непосредственному общению с «живой музыкой», направленной на проявление музыкальных потребностей. Формированию таких компонентов музыкально-педагогической подготовки способствует также прослушивание студентами классической и народной музыки на теле-,радио-, концертах, что является также одной из форм домашнего задания [2, с. 163].

Свои суждения о прослушанном музыкальном произведении студенты затем высказывают на практических занятиях по методике музыкального воспитания. К примеру, по радио звучит песня «Дар интизори ёр», (В ожидании любви) из спектакля «Хаёт ва ишк», (Жизнь и любовь), которую исполняет Заслуженная артистка республики Лола Азизова, певица с высоким голосом (сопрано). Лирическая, задумчиво-проникновенная, задушевная, мечтательно-взволнованная музыка рождает возвышенные, нежные чувства с оттенком светлой печали. Этот романс можно использовать в качестве песенности в вокальной музыке, в которой выражаются различные оттенки настроения. В целях повышения объёма музыкальных знаний и накопления музыкальной информации студенты ведут дневники наблюдений, в которых записывают данные об исполнявшейся музыке, указывают фамилия, имя композитора произведения, исполнителя, кратко излагают свои впечатления и комментарии о возможности использования материала в работе с учащимися.

В итоге у студентов совершенствуется ряд важных для учителя музыкально-педагогических умений. Это умение слушать музыку и понимать её идейную эстетичность и нравственность, воспринимать во всем богатстве её образность на основе развития музыкального воспитания. Это умение высказывать самостоятельные суждения о музыке и давать ей объективную эстетическую оценку на основе собственного музыкально-художественного вкуса, умение вести беседы о музыке. В конечном итоге рождается привычка к слушанию народной и классической музыки, переходящая постепенно в осознаванную потребность. Размышления в сочинении о прослушанной музыке способствуют активно-мыслительной деятельности студентов,

обеспечивают развитие умения вести обоснованную беседу, что впоследствии даёт учителю возможность логически стройно объяснять на уроке материал.

С целью выявления отношения студентов к системе эстетического воспитания в целом и к концертам, в частности, им предлагалось ответить на вопрос: «Как вы оцениваете систему эстетического воспитания в Таджикском государственном педагогическом университете, в том числе организацию отдельных концертов?». Мы положительно оценивали сложившуюся систему 89% студентов; недостаточное количество часов, отведённых на лекции курса по основам понимания искусства, отметили 46%; одобрили обязательность посещения концертов 92%, мотивируя это тем, что до поступления в университет у них вообще отсутствовала потребность в концертах классической музыки; а 59% студентов выключали радио и телевизоры, когда они начинали транслировать передачи; 36% просто их не слушали; и только 5% студентов обращали внимание на звучавшую музыку; 68% студентов посчитали важным и полезным для себя сочинения о музыке, которую слушают на концертах, отмечая, что это способствует пониманию музыки; 51% студентов заявили, что раз в месяц у них появляется потребность в слушании музыки. 24% студентов, в период педагогической практики, проводили в своих классах музыкальные вечера, на которых слушали музыку, доступную для восприятия младших школьников. Программы таких вечеров состояли из детских пьес Ш. Сайфиддинова, Я. Сабзанова, Д. Охунова, и других композиторов [3, а 88; 4, а 86; 2, а 25].

Важной формой внеурочной деятельности студентов является самодеятельные художественные кружки, деятельность которых направлена на реализацию эстетических потребностей и художественных способностей. В практике Таджикского госпедуниверситета на факультете педагогики отделения методики начального обучения, сложились такие формы художественной самодеятельности, как хоровой коллектив ориентировочно профессиональной культуры, агитбригада оперативного реагирования на происходящие общественные события- «Махфили зарифон», (КВН), и другие. Наряду с ними в рамках проводимых исследований был организован клуб любителей музыки с условным названием «Мусики ва суруд», (Музыка и пенные), слушатели которого занимались анализом, оценкой музыкальных явлений, конкретных произведений, а также творчества отдельных композиторов и исполнителей-певцов. Клуб действовал на инициативной основе, по принципу добровольного выбора музыки для слушания и обсуждения, с учётом интересов, потребностей студентов, их самопознания, саморазвития. При таком подходе проявляется формирование музыкального вкуса студентов, который в определённом мере является показателем уровня их музыкальной подготовки. Клуб собирался дважды в месяц. Обычно студенты сами выбирали песню и музыку, которые будут слушать. Как правило, студенты приносили с собой по 4-5 музыкальных произведений, из которых по согласованности выбирали 2-3 для прослушания и обсуждения. Для эффективности работы клуба на каждую встречу составлялась авторская программа. Так, на первое слушание была выбрана фольклорно-народная музыка, на второе заседание клуба - классическая музыка, на третье - детская музыка и т.д. В целях оценки деятельности клуба «Мусик;й ва суруд», (Музыка и пенные) в процессе формирования музыкально-педагогической подготовки студентов была разработана анкета, на вопросы которой студенты ответили следующим образом:

1. Что Вас привело в клуб? - Интерес к музыке-25%, желание провести свободное время-22%, любопытство-21%, не знаю-25%, остальные объяснили это интересом к руководству клуба и тем, что зашли по пути-7%.

2. Что Вас привлекает в клубе? - Возможность слушать музыку по желанию-34%; возможность узнать больше о музыке-26%, возможность поговорить о музыке-21%, возможность общаться с музыкой-10%, в качестве других причин были названы возможность провести свободное время, возможность общения с руководителем, возможность отдохнуть от аудиторных занятий-9%.

3. Часто ли Вы посещаете заседание клуба? - Постоянно-38%, через занятие-46%, иногда-10%, в свободное время-6%.

4. В какой мере клуб удовлетворяет Ваши музыкальные интересы? В полной мере-25%, в достаточной мере-53%, мало-25%. Оценка не удовлетворяет - таких студентов не оказалось: видимо, посетив одно-два занятия, те больше не приходили.

5. Изменились ли Ваши музыкальные интересы в результате посещения клуба и каким образом? Студенты отмечали повышение интереса к классической музыке-37%, появление потребности знать о ней и слушать её больше-43%, а также желание преподавать музыку как школьный предмет-8%; 12% опрашиваемых заявили, что у них изменилось даже мнение о музыке в исполнении некоторых знакомых, о музыке и своем поведении в клубе.

С целью получения более полного представления о развитии музыкального интереса студентов, им было предложено дважды (на III и IV курсах) оценить общественные функции музыки по следующей шкале оценок: «5»-выполняет функцию в огромной мере; «4»-скорее выполняет функцию, чем не выполняет; «3» - в небольшой мере, «2»-скорее не выполняет, чем выполняет; «1»-не выполняет функцию.

Результаты, приведённые исследование показывают, как изменилось представление студентов о значимости музыки. Комплексное воздействие музыки в учебной и в не учебной формах общения с ней привело к осознанию её познавательной, воспитательной, нравственно-эстетической и эмоционально-развивающей роли.

Проведение анкетирования студентов, систематически посещавших заседания клуба, наблюдение за их деятельностью показали значительное улучшение их музыкального вкуса, расширение интереса и положительного отношения к музыке, что проявилось в обоснованных оценках музыкальных произведений и в желании общения с высокохудожественными образцами музыкального искусства.

Результаты исследования процесса формирования музыкально-педагогической подготовки студентов факультета педагоги и методики начального обучения во в не учебное время позволили определить следующие условия его эффективности. Она дает студентам возможность самостоятельного общения с музыкой (обязательность, систематичность и целенаправленность этого процесса). В не учебные формы музыкального воспитания взаимосвязаны с учебными предметами музыкального цикла.

Посещение концертов классической и народной музыки и размышления о ней в сочинениях и в рефератах способствуют в совокупности развитию многих содержательных компонентов музыкально-педагогической подготовки осознанного и эмоционально-положительного отношения к музыкальному искусству; пониманию её как важнейшей сферы жизни и деятельности общества и объективной жизненно необходимой потребности человека; наполненной объемною музыкальных знаний, умениями и навыками; систематическому и непосредственному общении с «живой музыкой», направленной на проявление музыкальных потребностей. В формировании таких компонентов музыкально-педагогической подготовки на профессиональном уровней- важность значения уроков музыки и внеклассной музыкальной работы в начальных классах общеобразовательной школы.

Литература:

1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.

2. Охунов Дж. Начальная теории музыки. Душанбе: Маориф, 1983.

3. Сайфиддинов Ш. Здравствуйте дети. Душанбе: Ирфон, 1972.

4. Сабзанов Я. Счастливый дети. Душанбе: Маориф, 1981.

5. Хайруллоев Б. Теория и методика музыкального воспитания. Душанбе: АРО, 2011.

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ ВО В НЕ УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

В статье, автор исследует положительные стороны и эффективность организации музыкально-педагогической подготовки учителей начальных классов во в не учебное время, что даёт возможность реализации подготовленности (музыкально-педагогической) студентов в практике самостоятельной творческой деятельности.

Ключевые слова: музыкально-педагогической подготовки, музыкальное искусство, подготовка студентов, методика, художественное воспитание, музыкальные кружки.

MUSICAL-PEDAGOGICAL PREPARATION OF TEACHERS OF INITIAL CLASSES

OUTSIDE SCHOOL HOURS

In the article, the author explores the advantages and efficiency of the organization of musical and pedagogical training of primary school teachers during school hours is not in that enables the

implementation of preparedness (musical and pedagogical) of students in the practice of independent creative activity.

Keywords: musical and pedagogical training, musical arts, training of students, technique, art education, music mugs.

Сведения об авторе: Хайруллоев Бахриддин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики и начального образования Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: rmg-2013@mail.ru

About author: Khairulloev Bahriddin, PhD in Pedagogy, docent of Chair of Method and Primary education, Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni

ДАР АЛОЦАМАНДИ БО ФИЗИКА ОМУЗОНИДАНИ МАВЗУИ «КОРИ МУШАКХ,О» ЗИМНИ ОМУЗИШИ БИОЛОГИЯ ДАР СИНФИ 9

Баротов К. А., Абдуллоева П.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Дар алокдмандй омухтани фанх,о аз як тараф боиси ба ёд овардани маводх,ои фанх,ои дигари таълимй гардад, аз тарафи дигар боиси шавк;мандии хонандагон ба ин ё он фан мегардад. Фанни биология ба фанх,ои химия, физика, чугрофия, адабиёт, математика, таърих ва гайрах,о алокдманд аст. Ба омузгорон зарур аст, ки дар чараёни таълими фанни биология аз алокдмандии байнифаннй дар таълими биология истифода баранд.

Масъалаи омузиши алокди байни фанх,о дар мактаби миёна ва олй аз тарафи М. И. Алиев, А. Р. Бектеняров, П. М. Бурдина, В. Е. Васковский, О. В. Васильева, Н. И. Горбачовой, Г. Г. Граковского, М. Б. Дьяковой, Ф. Г. Зейналова, Л. В. Ишковой, А. А. Кантеро, Р. Б. Литштейна, Н. А. Наврузова, Е. Н. Юрловой, А. А. Хомича ва дигарон омухта шудааст. Дар чумх,урй оид ба омузиши проблемаи алокдмандии байнифаннй дар таълим олимон Лутфуллоев М., Зубайдов У.З., Шарипов Ф., Нуъмонов М., ^одиров Б. ва дигарон сах,ми калон гузоштаанд.

Дар чараёни таълими биологияи умумй ба амал баровардани робитаи байни фанх,о оиди дар хонандагон ба вучуд овардани системаи томи донишх,ои табий омили мух,им ба шумор меравад. Х,оло дар поён алокдмандии байни фанни анатомия ва физикаро пешних,од менамоем.

Дар барномаи таълимй барои омузиши боби «Системаи такя ва хдракат» 7 соат вак;т чудо карда шудааст, ки аз ин як соаташ барои таълими мавзуи «Кори мушакх,о» рост меояд.

Бояд кдйд намуд, ки кори мушакх,о ва механизми кашишхурии мушакх,ои бадани инсон раванди мураккаби физиологй буда, ба табаддулоти физикй ва биохимиявй вобастагй дорад. Аз ин лих,оз зимни таълими ин мавзуъ ба алокдмандии байни фанх,ои физика ва биология такя карда, мавзуъро бо мисолх,ою тачрибах,о ба хонандагон возех,у равшан фах,монидан лозим аст. Махсусан, дар ин дарс аз мафх,умх,ои физикй - вохдадои кор, китф, динамометр, занчири электрикй, чараёни электрикй ва барандаи он «Физика»-и синфи VП-VШ истифода бурда мешавад.

Ба хонандагон фах,монидан лозим аст, ки мушакх,ои бадани одам нуги ягон бореро набардоранд ва ё ягон мамониати берунаро бетараф накунанд хдм, кашиш хурда, кори муайянеро ба чо меоранд. Дар чунин мавридх,о кори мушакх,о аз бадан ё к;исми онро ба полати муайян нигох, доштан иборат мебошад. Фикри хонандагонро оид ба кор, вох,иди кори мавзуи физикй чамъбаст карда, таъкид медорем, ки бузургии кори судманди мушакх,оро низ монанди корх,о бо килограммометр, яъне ба х,осили зарби бузургии бори бардошташуда ба баландй чен мекунанд. Агар 1 кг бор ба 1 м баландй бардошта шавад, хдчми кори судманди мушак 1 киллограммометр мешавад. Дар ин вак;т аз динамометр истифода бурда, фикрро чамъбаст бояд кард.

Агар борро тачричан зиёд карда, баландии бори гуногунвазни бардошташуда чен ва кори мушак хдсоб карда шавад, фах,мида мешавад, ки мушак кори хеле судмандро дар ва^ти бардоштани бори вазниниаш миёна ичро кардааст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.