Научная статья на тему 'УТРЕННИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. (УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА)'

УТРЕННИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. (УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРЯДКА / НАБЛЮДЕНИЯ / ЗДОРОВЬЯ / НАГРУЗКА / ОТДЫХ / ОШИБКА / ЖИЗНЬ / ИГРА / СИЛА / ЦЕЛЬ / ДВИЖЕНИЯ / ПРОГУЛКА / ПИТАНИЯ / НАРУШЕНИЯ / ПОПЫТКА / СОСТАВ / ГРУППА / СНАРЯДЫ / САМОКОНТРОЛЬ / РЕЖИМ / САМОЧУВСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Намозов Тошкул Буриевич, Каримова Дилором Джумаевна

Каждый человек должен сам контролировать свою физическую активность. Каждый раз после утренние физические упражнение постарайтесь сделать на следующей день практические выводы из ошибок предыдущего дня. При любой форме занятий физическими упражнениями необходимо строго соблюдать основные дидактические принципы обучения, а именно: сознательности, активности, наглядности, систематичности, доступности, прочности и основные организационно-методические. Авторы пришли к выводу, что наблюдения за изменением организма человека являются жизненного необходимыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORNING EXERCISE FOR A HEALTHY LIFESTYLE. (MORNING HYGIENIC GYMNASTICS)

Each person must control their physical activity themselves. After every morning exercise, try to draw practical conclusions from the mistakes of the previous day the next day. With any form of physical exercise, it is necessary to strictly observe the basic didactic principles of teaching, namely: consciousness, activity, visibility, systematicity, accessibility, strength and basic organizational and methodological. The authors came to the conclusion that observations of changes in the human body are vital.

Текст научной работы на тему «УТРЕННИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. (УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА)»

ВАЖНОСТЬ КОНФЛИКТНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Исследуются взгляды Конфуция на процесс просвещения населения на необходимость обучения как общества в целом, так и правителей на важность самообразования и проведения активной работы по воспитанию правительственного культурного гражданина, осознающего свою роль в обществе и в просвещении.

Ключевые слова: Лао-Цзи, Ки Эр, просвещение, мудрец, жизнь, умение, общество, мудрость, знаниею

THE IMPORTANCE OF CONFLICT PEDAGOGICAL IDEAS AT THE CURRENT STAGE

The article examines Confucius ' views on the process of educating the population, on the need to educate both society as a whole and the rulers, on the importance of self-education and active work to educate a government cultural citizen who is aware of his role in society and in education.

Keywords: Lao Tzu, Ki er, enlightenment, sage, life, skill, society, wisdom, knowledge

Сведение об авторе:

Абдурахими Абдуллох - кандидат педагагических наук стариший преподаватель кафедры социальных наук Таджикский технологический университет

About the autor:

Abdurahimi Abdulloh - Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Department of Social Sciences, Tajik Technological University.

УТРЕННИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА)

Намозов Т.Б.

Таджикский государственный педагогический университет имени САйни

Каримова Д.ДЖ.

Таджикский институт физической культуры имени С.Рахимов

Лидер нации основатель мира и согласия, Президент Таджикистана в своей речи, обращенной к современной молодёжи, неоднократно говорил: «Мы должны воспитывать подростков и молодёжь в духе уважения национальных святынь, законности, порядка и обязательного соблюдения требований закона, оберегать их от разрушительного влияния нежелательных явлений современного мира, таких как экстремизм, наркомания, в целом, от всякого рода преступности, как можно больше пропагандировать среди них здоровый образ жизни.

Утренней гигиенической гимнастикой, или утренней «зарядкой», называют краткий комплекс физических упражнений, проводимых утром, сразу же после сна, и сопровождаемых гигиеническими процедурами: обтиранием влажным полотенцем, обмыванием или обливанием водой, принятием душа и самомассажем. Комплекс этот рассчитан на 10-20 минут. [1, с.147-148]

Утренние физические упражнения проводятся организованно, в составе группы, подразделения (Спортсменам, Армии, Военно-Морском и Военно-Воздушном флоте, в суворовских и ремесленных училищах), и каждый человек можно в индивидуальном порядке и в виде гимнастики по радио.

Утренний комплекс или отдельные упражнения целесообразно повторить в течение дня (для снятия утомления, особенно при продолжительной умственной деятельности, психического напряжения) или вечером (для нормализации сна). [3, с.30,31]

Гимнастические упражнения в гимнастике для целенаправленного их применения классифицируют по анатомическому признаку (например, упражнения для рук, ног, туловища), по характеру целевой направленности упражнения (дыхательные, на координацию движений, на равновесие, корригирующие и др.) Благодаря дыхательным упражнениям обеспечивается лучшее снабжение тканей кислородом. Дыхательные упражнения, сопровождающиеся только движением грудной клетки и диафрагмы, условно называют статическими, а если они сочетаются с движениями рук, ног, туловища, то их относят к динамическим. [5, с.40-41]

Гимнастика должна проводиться ежедневно в течение 12 - 15 мин в проветренной комнате. В комплекс обычно включают 12 - 17 упражнений для верхних и нижних конечностей, мышц туловища, брюшного пресса и других, которые повторяют 6 - 8 раз. Завершают занятие медленной и быстрой ходьбой, дыхательными упражнениями и самомассажем. [5, с.42-43] Комплекс гимнастики (или отдельные движения) может быть повторен и во второй половине дня или вечером.

Утренняя гимнастика имеет своей целью способствовать скорейшему переходу организма от состояния сна в состояние бодрствования. Применение специальных упражнений на растяжение, к которым прибегают во время разминки, способствует предварительному растяжению мышц, увеличению подвижности суставов, а это позволяет опасность разрыва связок и мышц. [2, с.241, 242, 243]

Уже в процессе разминки происходит мобилизация функций всех органов и систем, участвующих в выполнении предстоящей работы. Кровообращение и дыхание усиливаются.

Во время сна, как учит И.П.Павлов в организме наступает торможение, распространяющееся на полушария головного мозга и даже ниже-на средний мозг. При этом наблюдаются изменения важнейших функций организма. Дыхание становится ровным, редким и глубоким. Частота дыхания сокращается до 10-12 раз в минуту против 16-18, наблюдаемых у бодрствующих. Кровообращение замедляется. Сокращения мыши, сердца становятся более редкими. Кровяное давление нередко снижается. Тонус скелетных мышц, расслаблен. Возбудимость вегетативных центров уменьшена сосуды кожи расширяются. [3, с.123-124,]

Прекращение во время сна импульсов, идущих от коры, понижает обмен веществ. Импульсы, идущие к эндокринным органам, также изменяются. Одновременно происходят изменения и в соматической нервной системе. Организм находится в состоянии заторможенности, тонус его понижен.

В первое время после пробуждения организм не в состоянии быстро включиться в работу с полной нагрузкой. Отмечается вялость, работоспособность обычно снижена.

Быстрому снятию описанной заторможенности, поднятию общего тонуса и восстановлению всех функций организма способствует утренняя гимнастика.

Мышечные движения, глубокое дыхание, термическое воздействие водных процедур и других факторов внешней среды, являясь сигнальными раздражителями, посылают к коре мозга непрерывный поток импульсы, направляемые к внутренним органам и эффекторным системам, мобилизуя их с тем, чтобы привести обмен веществ, кровоснабжение и дыхание в соответствие с потребностью организма. [3, с.125-126]

Снятие тормозного состояния нервных центров вызывает субъективное ощущение бодрости, приводит организм в работоспособное состояние, дает ему как бы заряд энергии на целый день. Кроме того, опыт показал, что утренние физические упражнения способствуют развитию мышечной системы, подвижности в суставах, гибкости позвоночника, развитию грудной клетки, укрепляют сердце, легкие и нервную застойных явлений в тканях, а пользование водными процедурами служит средством закаливания организма. И наконец, утренняя гимнастика воспитывает и закрепляет потребность организма в регулярных занятиях физическими упражнениями. [2, с.242-243]

Утренние физические упражнения слагаются из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительную часть входят: построение, ходьба и короткие пробежки. Её целью является подготовительную часть отводится 3-4минуты.

Основная часть утренней гимнастики включает: движения руками и ногами, повороты туловища (вперед, назад, в стороны), прыжки и вольные движения. На нее отводят 12-13 минут.

Движениями заключительной части утренней гимнастики являются: успокаивающая ходьба, перестроение. Перед успокаивающей ходьбой рекомендуются упражнения игрового характера. На эту часть отводят 3-5 минут.

Цель утренней гимнастики будет достигнута при соблюдении следующих организационно-методических указаний:

1. Утренняя гимнастика должна слагаться из упражнений, вовлекающих в работу все мышечные группы и суставы.

2. Упражнения должны быть несложными и легко усваиваться.

3. Новые упражнения следует вводить постепенно. Их разучиванию должно предшествовать краткое пояснение, сопровождаемое безупречным показом преподавателя.

4. Команда подается бодро, громко и отчетливо.

5. Каждое новое упражнение разучивается в медленном темпе; ускоряют темп только после достижения в выполнении его необходимой точности.

Примечание. Различают три темпа движений: медленный-10-12 движений в минуту, средний - 12-20 движений в минуту и быстрый -20 и более движений в минуту.

6. Нагрузку увеличивают постепенно. [4, с.30-31]

7. Нужно избегать однообразия упражнений (однообразного темпа, одного и того же маршрута и т.п.), так как однообразная работа выполняется с менышим эмоциональным подъемом, а подчас даже неохотно. Кроме того, смешанная ходьба, бег в переменном темпе являются прекрасным тренировочным средством сердечно-сосудистой системы.

Физическое воспитание, в зависимости от поставленных перед ним задач, включает занятия физическими упражнениями в различных организационных формах. Различают следующие формы

организации физических упражнений: утренние физические упражнения (утренняя гимнастика), уроки по физическим упражнениям, гимнастика перед занятиями, физкультпаузы, физкультминутки, физические упражнения перед работой, вечерние прогулки, спортивно-массовые упражнения. Начинают выполнять эти движения плавно и в медленном темпе, постепенно ускоряя темп и увеличивая резкость движений. Движения необходимо сочетать с дыханием в соответствующем ритме. [4, с.32-33]

При любой форме занятий физическими упражнениями, особенно на уроках, на работе и во время отдыха физических упражнений необходимо строго соблюдать основные дидактические принципы обучения, а именно: сознательности, активности, наглядности, систематичности, доступности, прочности, и основные организационно-методические.

Гимнастикой перед занятиями называют краткий комплекс физических упражнений, проводимых перед занятиями в школах и других учебных заведениях, где не проводятся организованно утренние гимнастические упражнения. Она весьма благотворно влияет на организм учащихся: повышает работоспособность организма и закаливает его, положительно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся, делает их бодрыми. Кроме того, благодаря наличию в комплексе специальных упражнений, она служит средством укрепления мышечной системы. [5, с.42-43]

Основными задачами гимнастики перед занятиями являются:

1. Улучшение физического развития занимающихся, укрепление их здоровья и закаливание.

2. Способствование лучшей успеваемости занимающихся, организованному началу учебного дня в школе и поднятию дисциплины учащихся.

3. Воспитание занимающихся интереса к занятиям физическими упражнениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сидоров С.П. Пяти минутки бодрости. Москва, физкультура и спорт, 1988.

2. Папова СН. Лечебная физическая культура. Москва, 1978. - С.147-148-241-242-243.

2. Байко ВП. Вопросы медицинского контроля над физическим воспитанием. Москва, 1954. - С.123-124-126.

3. Ханс моль. Семь программ здоровьяМосква, 1983. - С.30-31-32-33.

4. Сафаров Ш.А. Практическая основы гимнастика. Душанбе, 2017. - С.40-41-42-43.

УТРЕННИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. (УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА)

Каждый человек должен сам контролировать свою физическую активность.

Каждый раз после утренние физические упражнение постарайтесь сделать на следующей день практические выводы из ошибок предыдущего дня.

При любой форме занятий физическими упражнениями необходимо строго соблюдать основные дидактические принципы обучения, а именно: сознательности, активности, наглядности, систематичности, доступности, прочности и основные организационно-методические.

Авторы пришли к выводу, что наблюдения за изменением организма человека являются жизненного необходимыми.

Ключевые слова: Зарядка, наблюдения, здоровья, нагрузка, отдых, ошибка, жизнь, игра, сила, цель, движения, прогулка, питания, нарушения, попытка, состав, группа, снаряды, самоконтроль, режим, самочувство.

MORNING EXERCISE FOR A HEALTHY LIFESTYLE. (MORNING HYGIENIC GYMNASTICS)

Each person must control their physical activity themselves. After every morning exercise, try to draw practical conclusions from the mistakes of the previous day the next day.

With any form of physical exercise, it is necessary to strictly observe the basic didactic principles of teaching, namely: consciousness, activity, visibility, systematicity, accessibility, strength and basic organizational and methodological.

The authors came to the conclusion that observations of changes in the human body are vital.

Key words: Exercise, observation, health, load, rest, error, life, play, strength, goal, movement, walk, nutrition, disturbances, attempt, composition, group, shells, self-control, regimen, well-being.

Сведение об авторах:

Намозов Тошкул Буриевич—заведующий кафедрой физического воспитания и гражданской обороны, кандидат педагогических наук, профессор Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел: (+992) 918812521;

Каримова Дилором Джумаевна - проректор по научной работе, кандидат педагогических наук, доцент Таджикского института физической культуры имени СРахимова, тел: (+992) 937771095.

About the authors:

Namozov Toshkul Burievich - Head of the Department of Physical Education and Civil Defense, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel: (+992) 918812521;

Karimova Dilorom Jumaevna - Vice-rector for scientific work, candidate of pedagogical sciences, docent of the Tajik Institute of Physical Culture named after S. Rakhimov, tel: (+992) 937771095.

УДК 323:371.3 (575.3)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ЭТО СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Баротова Г.Ю.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Современная парадигма в сфере образования характеризуется требованиями, которые обусловливаются повышением уровня к квалификации кадров, в том числе и педагогических, в силу востребованности конкурентоспособного специалиста, способного соответствовать запросам и вызовам XXI века в условиях информационной социокультуры.

При подготовке кадров преподавателей необходимо учитывать опережающие факторы, обусловленные социально-экономическим развитием республики, и которые должны закладываться в организацию обучающего процесса.

Особую актуальность данное положение приобретает при подготовке психолого-педагогических кадров, ибо формирование личностных качеств подрастающего поколения во многом обусловлено качеством учебно-воспитательного процесса в среднем звене системы образования, представленного общеобразовательной школой.

В ряду форм и видов культурной деятельности особое место отводится педагогической деятельности.

Обучением, воспитанием, образованием, развитием личности обусловлено содержание педагогической деятельности, которая представлена в виде особого вида профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность характеризуется совместным характером деятельности преподавателя, которая обучает личность, и обучающихся, которые охватываются процессом обучения, воспитания и развития.

Несоответствующие условия, обстоятельства и тенденции системы по профессиональному воспитанию и профессиональному самоопределению личности раскрываются в ряде исследований, посвященных формированию профессиональной культуры личности [1, с. 98; 2, 8].

В целом, современная социокультурная ситуация способствует все большему отторжению основной массы населения от предоставления им качественного образования, которое сегодня является недоступным для широкого слоя населения ввиду коммерциализации современного мира, проявляющейся в системе образования в виде платного образования.

Рыночные отношения в контексте парадигмы современного общества, актуализируя проблему качества в образовании, увязывают его с квалификацией специалистов, которая рассматривается через их подготовку (технологическую, общекультурную и психологическую), что предусматривает у них необходимость формирования профессиональной культуры.

В этом плане, именно личная педагогическая культура преподавателя закладывает у него основную предпосылку для успеха в его профессиональной деятельности. Современные исследователи (В.Л. Бенин, К.М. Левитан Н.В. Седова и др.) рассматривают педагогическую культуру через интеграцию свойств личности, которые включают в себя природные и приобретенные личностные свойства, обеспечивающие соответствующий уровень профессиональной деятельности преподавателя [7, с.299].

Профессиональная деятельность - это социально-культурное явление со сложной структурой, включающей цель, задачи, предмет, средства, методы, результат. Высокий уровень профессиональной культуры специалиста характеризуется развитым профессиональным мышлением и сознанием, предусматривающих способность разрешать профессиональные задачи.

Рассмотрение «педагогической культуры» долгое время в психолого-педагогическом плане осуществлялось на основе анализа категорий обыденного сознания без конкретного научного объяснения. И была представлена нормами, поведенческими правилами в контекст педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогической грамотности и образованности.

Компоненты личностной культуры педагога в виде: методологической, нравственно-эстетической, технологической, коммуникативной, духовной и физической и т.п. стали рассматриваться исследовательскими разработками в контексте культурологического подхода в философской, социологической, педагогикой и психологической науках, которыми освещались ряд направлений и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.