Научная статья на тему 'ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ЛЕЧАТ НАРКОМАНОВ'

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ЛЕЧАТ НАРКОМАНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОТИЗМ / ЗДОРОВЬЯ / ГАРМОНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Намозов Тошкул Буриевич, Содиков Кудрат Имомович

В статье автор рассматриваетвопрос о здоровом образе жизни человека. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высшими нравственными целям и благородными стремлениями, так как роль физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRANING AND SPORT TREAT DRUC ADDICTS

In this article the author analyses the most important moments of the humanity accustomed to the bad habits of using drugs and strengthening of being healthy and keeping moral spirit of mankind. Going in for sport people must try to the safe life so as the role of the physical consists of harmonious development of every man.

Текст научной работы на тему «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ЛЕЧАТ НАРКОМАНОВ»

3. Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмон на внеочередном заседании общественного совета Республики Таджикистан, 4 декабря 2010 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://president.tj/node/2426.

4. Джумаев Б. У. Гражданское воспитание учащихся на уроках истории таджикского народа: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Душанбе, 2004. - 22 с.

5. Додобоев Х. О., Байрамбекова Н.А. К проблеме организации военно-патриотического воспитания учащихся старших классов национальных школ // Вестник Института повышения квалификации госслужащих РТ. - 2012. - № 2. - С. 73-80.

6. Закон Республики Таджикистан «О молодежи и государственной молодежной политике» // Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2004. - №7, ст. 459.

7. Кузнецова Л. В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: автореф. дис.. д-ра пед. наук. - М., 2006. - 58 с.

8. Матушкин В. Н. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях / С. Е. Матушкин, Н.В. Ипполитова // Пед. исслед.: гипотезы, проекты, внедрения. - 2001. - № 1. - С. 5-21.

9. Турсунова М. Педагогические особенности формирования национального самосознания: автореф. дис.. канд. пед. наук. - Душанбе, 2005. - 25 с.

10. Шарипова Д. Я. Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания и образования младших школьников: монография / Д. Я. Шарипова. - Душанбе: Дониш, 2007. - 174 с.

О СОСТОЯНИИ И ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОРОДСКИХ ШКОЛ ТАДЖИКИСТАНА

В статье анализируется состояние военно-патриотического воспитания старшеклассников городских школ на примере г. Истаравшан и г. Хорог. Показано, что в этой сфере существует ряд проблем, требующих своего решения.

Ключевые слова: Таджикистан, школьники, военно-патриотическое воспитание, воспитательная работа.

ABOUT STATE OF AFFAIRS AND PROBLEMS OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF TOWN SCHOOLCHILDREN OF TAJIKISTAN

In the article analysed of state of affairs and problems of military-patriotic education of town schoolchildren, on example Horog and Istaravshan. Shown that in this sphere exists the row of the problems, requiring its decisions.

Key words: Tajikistan, schoolchildren, military-patriotic education, of education work.

Сведения об авторе: Додобоев Х. О., ассистент кафедры истории и экономической теории Таджикского государственного института языков имени С. Улугзода, e-mail: gkarimjon@mail.ru Information about the author: Dodoboev Kh. O., an assistant of the chair of history and economic theory, Tajik State Institute of Languages named after S. Ulugzoda

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ЛЕЧАТ НАРКОМАНОВ

Намозов Т. Б., Содиков К. И.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Подростковый алкоголизм и наркотизм - одна из наиболее острых, а вместе с тем и наиболее актуальных социальных проблем, с которым человечество вступило в XXI век. Прежде всего, следует отметить, что злоупотребление наркотиками по всему миру приобрело массовый характер.

Сокращение продолжительности здоровой образ жизни таджикской молодёжи связано не только с их расширяющимся вовлечением в наркоманию, но и с массовым приобщением к табакокурению и алкоголю. Следует также отметить, что у курящих и потребляющих алкоголь подростков вероятность перехода к наркотикам гораздо выше, чем у некурящих и непьющих.

Сегодня, в связи с тяжёлым экономическим положением, наблюдается рост неблагополучных семей, проблема неполных семей, кризис духовных ценностей, падение нравственного уровня населения. В настоящее время наблюдаются такие факторы, как несоблюдение национальных обычаев и традиций таджикского народа, нарушение требований этики и норм поведения (распитие молодёжью спиртных напитков в общественных местах, на улицах и при старших, курение и т.д.). Эти факторы располагают молодёжь к алкоголизму и табакокурению. Определённая доля вины за снижение уровня здоровья детей обоснованно возлагается на семью и общеобразовательную школу. Очень важно вовремя сформировать у детей потребность быть здоровыми и на этой основе прививать соответствующие стереотипы поведения, навыки здорового образа жизни.

Проблемы, возникающие из-за употребления алкоголя и употребления наркотиков, не могут и далее рассматриваться лишь как проблемы медицинского или морального плана, касающиеся отдельной личности, косвенно отражаясь на благосостоянии его семьи. Теперь эти проблемы уже влияют на здоровье, благосостояние и безопасность всего населения, а судя по сведениям, поступающим из некоторых стран, - даже на развитие целых наций.

Таджикистан по своему геополитическому расположению близок к Центрально-Азиатским странам, где выращивают и распространяют наркотические вещества. Транзит наркотиков осуществляется через город Душанбе, так как там расположены такие магистральные пути, как аэропорт и железная дорога, и следует отметить, что большая часть страшного зелья оседает в столице, где основными его потребителями становится молодёжь.

Здесь же следует отметить, что большинство пристрастных к алкоголю и наркозависимых, любыми путями стремившихся удовлетворить свое пристрастие, не хотят верить в то, что алкоголь и наркотики превращают их из молодых, дееспособных и активных людей в хронических больных, инвалидов, нетрудоспособных, а нередко и социально опасных членов общества. Вследствие этого разрушаются семьи, учащаются случаи травматизма, тяжких телесных повреждений, убийств и самоубийств и других преступлений. Ко всему прочему стоит добавить продолжение роста уровня заболеваемости ВИЧ-инфекцией (СПИД ом) среди наркоманов.

Здоровье - категория резервов жизни, жизнеобеспеченности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы жизнеобеспеченности формируются в процессе воспитания. Значит, здоровье -категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семье и школе.

Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.

В тибетской медицине в известном трактате «чжуд-ши» невежество считалось общей причиной всех болезней. Невежество порождает больной образ жизни, вечную неудовлетворенность, приводит к тягостным, пессимистическим переживаниям, пагубным страстям, несправедливому гневу, неодобрительности к людям, умеренность

во всем, природная естественность и преодоление невежества - основные составляющие здорового образа жизни, определяющие физическое и психическое благополучие человека.

В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода. Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от вредных привычек, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными гено и фенотипом. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.

Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля за их эффективностью. Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым.

В валеопсихологии, т. е. психологии здоровья, развивающейся на стыке валеологии и психологии, предполагается целеустремленная последовательная работа по возвращению человека к самому себе, освоению человеком своего тела, души, духа, разума, развитию «внутреннего наблюдателя» (умение слышать, видеть, чувствовать себя). Чтобы понять и принять себя необходимо «прикоснуться», обратить внимание на свой внутренний мир.

Мыслители античного периода Гиппократ, Демокрит, Сократ, Аристотель и многие другие особо подчёркивали значение образа жизни и роли внешней среды в этиологии заболеваний. К примеру, Гиппократ в своём трактате «О здоровом образе жизни» рассматривал данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путём соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека и отмечал «Здоровье - есть высочайшее богатство человека». Демокрит в большей степени описывает духовное здоровье, которое, как он считает, является основным критерием для обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения.

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате «О здоровом образе жизни» рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой «благое состояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.

Литература:

1. Амосов Н. М. Здоровье и счастье ребёнка. - М.: Знание, 1979. - 96 с.

2. Анисимова Н. В. Нравственность и здоровье // Классный руководитель. - 1999. - № 6. -С. 30-37.

3. Медицина и здоровье. Золотое правило здоровья, или новый государственный заказ // Учительская газета. - 2000. - № 43.

4. Смирнов И. Н. Здоровье человек как философская проблема // Вопросы философии. -1985. - № 7. - С. 81-83.

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ЛЕЧАТ НАРКОМАНОВ

В статье автор рассматриваетвопрос о здоровом образе жизни человека. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высшими нравственными целям и благородными стремлениями, так как роль физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого человека.

Ключевые слова: алкоголизм и наркотизм, злоупотребление, табакокурению, здоровья, инвалидов, самоубийства, гармонию, жизнеобеспеченности.

PHYSICAL TRANING AND SPORT TREAT DRUC ADDICTS

In this article the author analyses the most important moments of the humanity accustomed to the bad habits of using drugs and strengthening of being healthy and keeping moral spirit of mankind. Going in for sport people must try to the safe life so as the role of the physical consists of harmonious development of every man.

Key words: alcohol and drug, bad influence of using cigarette, health, handicaps, commit suicide, harmony.

Сведения об авторах: Намозов Тошкул Буриевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедры физического воспитания Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: namozovtoshqul@bk.ru

Содиков Кудрат Имомович, старший преподаватель кафедры физического воспитания Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни

Information about the authors: Namozov Toshkul Burievich, Ph.D in Pedagogy, docent, head of the physical training chair, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

Sodiqov Qudrat Imomovich, senior teacher of the physical training chair, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ

ТАДЖИКИСТАН

Иззатова М. И.

Кулябский государственный университет имени А. Рудаки

Анализ состояния системы дошкольного образования в исследуемый период позволяет утверждать, что процесс реформирования связан с социально-экономическими изменениями, происходящих в политической и культурной жизни общества. Эти изменения выражаются в формировании нормативно-правовых основ и обеспечении учебно-методической базы дошкольных учреждений, во внедрении новых технологий и педагогической инновации в учебно-воспитательной работе педагогических работников.

На наш взгляд, наиболее приемлемое направление в развитии дошкольных образовательных учреждений является улучшение финансирования и укрепление материальной базы за счет органов местной власти, частных лиц и других фондов. Необходим учет национальных компонентов и ориентация на педагогический потенциал нынешней системы дошкольного образования и при этом, в процессе реформирования необходимо учесть спрос населения на разные типы дошкольных учреждений и дополнительные образовательные услуги, оказываемые детям за счет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.