Научная статья на тему 'Особенности систематизация таджикских национальных игр'

Особенности систематизация таджикских национальных игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРЕПЛЕНИЕ / ЧУВСТВО / ИГРА / БОГАТСТВО / РАДОСТЬ / ТРУД / КАЧЕСТВО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / РЕАКЦИЯ МЫСЛЬ / STRENGTHENING / FEELINGS / GAME / RICHES / JOY / WORK / QUALITIES / RESPONSIBILITY / SUCCESS / DEVELOPMENT / THOUGHT / ТАқВИЯТ / ЭҳСОС / БОЗӣ / БАҳОДУРӣ / ШОДӣ / МЕҳНАТ / КАЙФИЯТ / МАСЪУЛИЯТ / МУВАФФАқИЯТ / РУШД / ВОКУНИШ / ТАФАККУР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Намозов М.Б.

В статье автор анализирует здоровый образ жизни человека, основу которого составляет соблюдение чистоты, гигиены, воспитание выносливости и закалка морального духа человека. Утверждается, что обучения национальным играм должно быть органично связано с высшими нравственными целям и благородными стремлениями, так как роль физического воспитания заключается в гармоничном развитии тела каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Systematization of Tajik National Games

In his article the author analyzes the most important healthy lifestyle of a person who are directed to purity, following oneself and strengthening the endurance and hardening of a person's morale. It is confirmed that teaching of national games should be organically connected with higher moral goals and noble aspirations, since the role of physical education is the harmonious development of the body of each person.

Текст научной работы на тему «Особенности систематизация таджикских национальных игр»

УДК 372.6

ББК 74.100. 57 Т.Б.НАМОЗОВ

ОСОБЕННО СТИ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТАДЖИКСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР

Подрастающее поколение подвергается воздействию воспитания, влияниям впечатлений окружающего мира. У него возникает заинтересованность к жизни и деятельности взрослых. Игра есть вид деятельности для развивающейся личности, определенный способ переработки полученных впечатлений. Игра соответствует наглядному, образному направлению его мышления, чувствительности, эмоциональности, активности.

Радость игры-это радость созидания, творчества. Игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в общении, в движении, в подражании, от результатов приложенных усилий, от проявления самостоятельности, фантазии. Необходимо так организовать игру, чтобы она была радостной во всех отношениях(5).

H.К.Крупская рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: игра-способ познания окружающего, она укрепляет физические и лидерские способности, творчество, объединяет коллектив.

А. С. Макаренко всесторонне проанализировал психологию игр, указав, что игра есть продуманная деятельность, а радость от игры есть «радость творческая», «радость победы»(2).

Им же выявлено основное отличие игры от работы. Труд создает материальные и культурные ценности. Игра таких ценностей не создает, однако, игра имеет важное воспитательной значение: она приучает детей к физическим психическим усилиям, которые необходимы для работы в будущем(1).

В основе понимания игры как формы организации системы физического воспитания подрастающего поколения, лежат следующие положения:

I. Таджикская национальная игра призвана решать общевоспитательные задачи, такие как: формирования нравственных, общественных качеств ребенка;

2. Таджикская национальная игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства. Учителю необходимо предусматривать формирование у школьников в единстве положительных реальных взаимоотношений и нравственно-ценных отношений, обусловленных ролью;

3. Важной особенностью таджикской национальной игры как формы развития системы физического воспитания является её проникновение в различные виды образовательной деятельности: учебную деятельность и игра и т д.

Игра есть вид детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания, образования и обучения детей. В играх дети развиваются как личности, в процессе игры у них формируются стороны психики, ответственные за успешность их жизнедеятельности, их образовательной и трудовой деятельности, их отношений с окружающими(3).

Умственное воспитание детей в игре. Игра является своеобразной практической деятельностью ребенка и средством всестороннего воспитания, направленного на умственное развитие детей (в процессе их дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их), где учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми задачами.

В игре происходит формирование психических процессов, влияющих на воспитание гармонично -развитой личности.

Уровень сформированности мыслительной деятельности ребёнка определяется характером его жизнедеятельности, интеллектуальной степенью существования.

Если дети используют в игре все знания, приобретенные на занятиях физической культуры, в повседневной жизни (нравственно-этические, эстетические, экологические, общественной направленности, знания о предметах и машинах, служащие человеку, о человек-труженике и др.) то игра будет выполнять свою основную педагогическую функцию - станет деятельностью развивающей, нацеленной на всестороннее воспитание школьников.(2)

Усвоение правил в игре-это усвоение обобщенного опыта и правил, что несомненно способствует умственному развитию.

Нравственное воспитание. Важным в игре является умственное развитие школьника. Умственное развитие в игре неразрывно связанно с нравственным, эстетическим, физическим, оно помогает школьникам лучше ориентироваться в нравственных нормах, видеть прекрасное в окружающем.

Основной путь обогащения таджикской национальной игры нравственным содержанием лежит через ознакомление школьника с явлениями общественной жизни и воспитание положительного отношения к ним. Свойственная школьникам ориентация на образ взрослого, как образец, дает педагогу основание создать образ, достойный подражания.

Игра очень важна для воспитания у школьников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности.

Игра помогает понять и повлиять на сознание ребенка, упражняет его в хороших поступках. (5)

Подвижные игры. Прогрессивные ученые-педагоги, психологи, врачи, гигиенисты (Е.А.Покровский, Н.К. Крупская, А.С.Макаренко, А.П.Усова и многие другие) возвысили важность игр как деятельности, которая способствует качественному изменению в психическом и физическом развитии детей, оказывающему разностороннее влияние на формирование их личности.

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. (6)

Участие в игре учит детей ориентироваться в пространстве. Их действия четко определяются сюжетом и правилами, где водящий с помощью определенных сигналов может изменить игровую ситуацию, что требует от каждого ребенка мгновенной реакции и ответной переориентировки.

Игра есть возможность для удовлетворения и развития потребности молодого поколения в самовоспитании, признании, для развития совершенной личности. (4)

Д.Б.Эльконин огромное внимание уделял мотивационной особенности игры и отмечал: «Важность игр нельзя ограничить возникновением у ребенка новых по содержаниям мотивов деятельности и связанных с ними задачами. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных эффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму, обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка» (6).

Игра используется в процессе физического воспитания для развития двигательных навыков, сформированных на занятиях со специально подобранными упражнениями, для их совершенствования, для получения интенсивного физического влияния, укрепляющего и развивающего организм, воспитание физических, моральных, волевых, умственных, интеллектуальных качеств.

А.П.Усова подчеркивала, что в подвижных играх, у детей формируется интерес к соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, точности, смелости, отваге, организованности и т.д. (7).

Организация подвижных игр подразумевает стремление к результату. Участник игры чувствует радость от удовлетворения необходимости в движениях, от психолого-эмоциональной атмосферы игр, от взаимодействия с участниками игры, и особое моральное и эмоциональное удовлетворение вызывает достижение положительного результата-выигрыша.

Л.С.Выготский, уточняя роль игры в процессе развития личности, отмечал, что в образовательном процессе она пропитывает собою всю деятельность обучаюшегося. «В школьном возрасте,-писал психолог, -игра не умирает, а проникает в отношения действительности. Она имеет свое внутреннее продложение в школьном обучении и труде» (2).

Л.С.Выготский отмечал, что участник в игре полностью мобилизует свои умственные и физические возможности: «В процессе игры дети всегда выше своего настоящего возраста, выше своего обычного каждодневного поведения; они в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» (3).

В процессе игрового общения ребенок набирает опыт взаимоотношений, учится объяснять свое поведение, согласовывать его с другими участниками игры, овладевает навыками внутренней свободы-набирает опыт управления собой, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания взаимодействия со сверстниками (1).

П.Ф. Лесгафт, Л.С Выготский отмечали о мобилизации возможностей участников игры: «В процессе игры применяется весь усвоенный опыт при систематических занятиях, отсюда все производимые в игре движения и действия в полной мере соответствуют силам и умению участников и производится с возможно большей умением и ловкостью».

Этнограф А.А.Диваев первым собрал таджикские народные игры, систематизировал, оценил их воспитательное и развивающее назначение и высказал ценные педагогические мысли о воспитывающей роли игр, которая вооружает детские чувства яркими мыслями, глубокими эмоциями об окружающей действительности, что благотворно влияет на познавательный процесс (5).

В настоящее время в Республике Таджикистан неуклонно происходит возрождение древней культуры, которая богата наследием предков, частью которого являются и народные игры. Республика Таджикстан - многонациональна, в ней проживают представители более ста народностей и национальностей. Президент страны Эмомалй Рах,мон в своей работе под названием «На пороге XXI века» отмечал: «Лишь при достойном отношении к другой национальной культуре возможен настоящий гражданский мир. Таджики глубоко освоили русскую культуру, но и богатейшая таджикская культура не должна оставаться тайной за семью печатями для всех этносов, проживающих в Таджикистане» (6).

Игра - это сложнейший процесс. С.Л.Новоселова предлагает разделить игру на следующие виды и типы: (4)

1. Ознакомительная игра несет функцию развития игровой деятельности. Педагог по заданному образцу представляет школьнику с помощью предмета-аксессуара предметно-игровую деятельность;

2. Отобразительная игра несет функцию предметно-специфических действий и переходит в действия, которые направляются на выявление особенных свойств предмета и с помощью данного предмета на достижение определенной цели;

3. Сюжетная, отобразительная игра имитирует в условной форме использование предмета по назначению и имеет возможность менять свое психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно-опосредованным по содержанию;

4. Сюжетно-ролевая игра формируется на основе подражания или обучения, развивает способность к ролевому поведению в игре, благодаря пониманию участником назначения предмета, благодаря практическому усвоению возможных действий с предметом или понятием.

5. Собственно - ролевая дает возможность участникам моделировать трудовые и общественные взаимоотношения людей, знакомые им ранее представление в научном свете о видах и типах игровой деятельности дает возможность выработки четких, систематизированных рекомендаций по направлению игровой деятельностью школьников на таджикские национальные игры в группах различных возрастов. (6)

В настоящее время важно решение проблемы о повышении роли игры в воспитании подрастающего поколения в школьных учреждениях.

По интенсивности физиологической нагрузки можно выделить игры с различной физической нагрузкой: высокой, средней и низкой. Высокая физическая нагрузка испытывается в играх, которые построены на выполнении беговых и прыжковых упражнений или в сочетании этих движений с другими физическими упражнениями. Здесь необходимо учитывать последовательность действий участников игры. При выполнении физических упражнений поочередно моторная плотность будет низкая, благодаря чему интенсивные движения в общем контексте дают небольшую физическую нагрузку-здесь можно провести такие национальные игры, как: «Слепой козел»-«Такаи кур», «Отрежь нитки»-«Банд бур», «Бей по шапке»-«Ба сар задан» и т.д., где нагрузка считается высокой и при 6-8-ми повторениях пульс достигает 145-165 ударов в минуту, средней-при пульсе 125-135 ударов в минуту (6).

По интенсивности физической нагрузки выделяются национальные спортивные игры, в которых выполняются знакомые физические движения, упражнения в усложненных условиях, такие, как прыжки со связанными ногами, бег в мешках и т.д., которые требуют проявления ловкости и доставляют много веселья и радости.

Различные формы педагогической классификации спортивных игр, которые отобраны для детей школьного возраста имеют следующие признаки: сложность, предметность, сюжетность и.т.д.

Выводы:

Основываясь на педагогические данные,можно дать следующие рекомендации:

1. Опытное проведение занятия, зарядки и тренировки.

2. Соблюдение основных методических требований предъявляемых к процессу физического воспитания.

3. Изучение физической подготовленности учащихся к выполнению упражнений.

4. Регулярность занятий, постепенное повышение уровня сложности спортивных игр.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Джумаев, М. О воспитании в семье/ М. Джумаев. - Душанбе: Ирфон, 1980. - 174 с.

2. Суяркулов, Т.М. Почему ребёнок играет/ Т.М. Суяркулов. - Душанбе: Оли Сомон, 1985.-217 с.

3. Мустафокулов Т. Таджикская национальная игра. - Душанбе: Сино, 1987. - 179

4. Джумаев, М. Теория и методика физической культуры / М. Джумаев. - Душаебе: Ирфон,1990. - 352 с.

5. Каграманов, Г.С. Искусство, культура, образование/ Г.С. Каграманов.-Душанбе: Илм,1993. -240 с.

6. Турсунов, Н.Н. Таджикские национальных игры/ Н.Н. Турсунов. - Душанбе: Ирфон, 1998. - 240с.

7. Бободжонов, А.К. Основы теории и методики физической культуры/ А.К. Бободжонов.-Москва: Олимп. ком. - 2001. - 412

REFERENCES:

1. Jumaev, M. Of Upbringing in the Family/ M.Jumaev. - Dushanbe: Cognition, 1890. - 174 p.

2. Suyarqulov, T.M. Why Does a Child Play?/ T.M. Suyarqulov. - Dushanbe: Oli Somon, 1985. -217 p.

3. Mustafoqulov T. Tajik National Game. - Dushanbe: Sino, 1987. - 179 p.

4. Jumaev, M. Theory and Method of Physical Culture / M. Jumaev. -Dushanbe:Cognition,1990.-352 p.

5. Kagramanov, G.S. Art of Educational Culture/ G.S. Kagramanov. - Dushanbe: Science, 1993. -240 p.

6. Tursunov, N.N. Tajik National Games/ N.N. Tursunov. - Dushanbe: Cognition, 1998. - 240 p.

7. Bobojohnov, A.K. Grounds of Theory and Methods of Physical Culture/ A.K. Bobojohnov. - M.: Olympic, 2001. - 412 p.

Вижаги^ои систематизасияи бози^ои миллии тоцикй

Вожа^ои калиди: тацвият, эцсос, бози, бацодурй, шоди, мещат, кайфият, масъулият, муваффацият, рушд, вокуниш, тафаккур

Дар мацола муаллиф тарзи уаёти солимро, ки бар риояи назофат, беудошт, ташаккули устувориву бардошт ва обутоб ёфтани рууияи фард асос ёфтааст, барраси мекунад. Истидлол мешавад, ки таълими бозщои милли бояд бо щдафцои олии ахлоци ва кушишуои нацибу шоиста созгор бошад, зеро нацши тарбияи цисмони дар рушди щмацонибаи цисми щр як шахс муассир мебошад.

Особенности систематизация таджикских национальных игр

Ключевые слова: Укрепление, чувство, игра, богатство, радость, труд, качество, ответственность, успешность, развитие, реакция мысль. В статье автор анализирует здоровый образ жизни человека, основу которого составляет соблюдение чистоты, гигиены, воспитание выносливости и закалка морального духа человека. Утверждается, что обучения национальным играм должно быть органично связано с высшими нравственными целям и благородными стремлениями, так как роль физического воспитания заключается в гармоничном развитии тела каждого человека.

Features of the Systematization of Tajik National Games

Key words: strengthening, feelings, game, riches, joy, work, qualities, responsibility, success, development, thought.

In his article the author analyzes the most important healthy lifestyle of a person who are directed to purity, following oneself and strengthening the endurance and hardening of a person's morale. It is confirmed that teaching of national games should be organically connected with higher moral goals and noble aspirations, since the role of physical education is the harmonious development of the body of each person.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Намозов Тошкул Буриевич, номзади илмуои филологи, мудири кафедраи тарбияи цисмонии факултети тарбияи цисмонии Донишгоуи давлатии омузгории ба номи С.Айни (Цумуурии Тоцикистон, ш.Душанбе), Е-mail: namozov6161@mail.ru Сведения об авторе:

Намозов Тошкул Буриевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания, Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни(Республика Таджикистан, г.Душанбе), Е-mail: namozov6161@mail.ru.

Information about the author:

Namozov Toshkul Burievich, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, chief of the department of physical education under the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini(Tajikistan Republic, Dushanbe), E-mail: namozov6161@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.