Научная статья на тему 'Национальные подвижные игры'

Национальные подвижные игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5340
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮЖЕТ / ЧУВСТВА / ИГРА / ДЕЙСТВА / СКАЗКИ / ЛОВКОСТЬ / ИНВЕНТАРЬ / РАЗВИТИЕ / ПОКОЛЕНИЕ / СКОРОСТЬ / ДИСТАНЦИЯ / ПРИЗНАКИ / РЕАКЦИЯ И МЫСЛЬ / THE PLOT / FEELINGS / GAME / ACTION / FAIRY TALES / DEXTERITY / INVENTORY / DEVELOPMENT / GENERATION / SPEED / DISTANCES / SIGNS / REAXIA AND THOUGHT / ТАЦВИЯТ / ЭҳСОС / БОЗӣ / ҳАРАКАТ / БАҳОДУРӣ / АШЁ / ТАРАққӣ / СУРЪАТ / МАСОФА / НИШОНА / ВОКУНИШ / ТАФАККУР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Намозов Тошкул Буриевич

В статье автор анализирует важнейшие подвижные игры, которые направлены на выносливости, закалку морального духа человека, укрепление здоровья детей. Обучение подвижным играм должно быть органично связано с высшими нравственными целями и благородными стремлениями, так как роль физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National outdoor games

In the article the author analyzes the most important mobile games that are aimed at purity, to follow the healthy lifestyle and strengthening the endurance and hardening of the person’s morale. Learning mobile games should be organically connected with higher moral goals and noble aspirations, since the role of physical education consists in the harmonious development of the body of each person.

Текст научной работы на тему «Национальные подвижные игры»

УДК 371 Т.Б. НАМОЗОВ

ББК 74. 00

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

Национальные подвижные игры подразделяются на следующие виды: простые и сложные.

Простые игры делятся на сюжетные и бессюжетные.

Профессор С.Г. Забелина отметила что подвижные игры воспитывают детей и сохраняют здоровье. Национальные сюжетные игры имеют план-сюжет и фиксированные правила. Сюжет может отражать явления действительности, окружающей нас, такие как: действия людей в труде, природные явления, повадки и движения птиц и животных и др., действия в играх могут быть связаны с развивающим сюжетом или ролью, которую выполняют участники игры. Правила подразумевают начало, продолжение и прекращение действий, определяющие поведения и отношения участников игры, уточняющие течение и план игры, которому подчиняются все её участники. Национальные сюжетные подвижные игры в большинстве своем коллективные: большие группы и небольшие группы участников. Такие игры используются во всех группах школьников различного возраста. Национальные сюжетные подвижные игры отражают в игровой форме эпизод из жизни или сказок, такие как беседа птиц, действия волков, медведей и т.д. (3).

Национальные бессюжетные подвижные игры содержат двигательные задания, которые ведут к достижению поставленных задач, это такие игры как игры-ловишки, игры-перебежки, сходные с сюжетными по наличию правил и ролей, которые взаимообусловлены игровыми действиями участников игры. Игры-ловишки выполняются с конкретными заданиями двигательного типа и требуют от участников игры самоопределенности, смелости, быстроты, лидерства, смекалки, ловкости, ориентировки на местности. В бессюжетных играх могут использоваться предметы-аксессуары: палки, мячи, веревки и др. (7).

И.П.Павлов говорил, что нет ничего более властного в жизни человеческого организма, поэтому должен каждый человек использовать подвижные игры. Анализ таджикских национальных подвижных игр для школьников указывает, что их количество достигает до 60-ти, в таких играх не требуется использование специального спортивного инвентаря и спортивных сооружений. Подвижные игры для детей младшего школьного возраста подразделяются на индивидуальные, их - 11 и коллективные, их - 45, также данные подвижные игры отражают традиций, обычаи и быт (2).

В настоящее время в Республике Таджикистан неуклонно происходит возрождение древней культуры, богатой наследием предков, частью которого являются и народные подвижные игры. Основатель мира и национального единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан многоуважаемый Эмомали Рахмон отметил, что спорт, наряду с пропагандой здорового образа жизни, является также одним из лучших средств укрепления дружбы между людьми и странами. Вместе с тем, спорт является важным фактором познания человеком мира, знакомства и сближения различных народов, наций и стран планеты друг с другом.

Таджикские национальные игры имеют свойства комплексности и всесторонности развития детей, они развивают быстроту, ловкость, меткость, согласованность движений и т.д. Игры, увлекающие детей от 10-12- летнего возраста, содержат элементы метания мячом, камнями, палками, деревяшками, предметами и т.д. развивают у детей быстроту, силу, точность движений, точное попадание в цель на просторной площадке. К играм, содержащим элементы метания, требующим от участников согласованности в действиях, относятся игры: «Игра с палкой» - «Бози бо тиёцча», «Мяч в воздухе»-« Туб дар уаво», «Палка в воздухе»-« Тиёцча дар уаво», «Игра смячом»-«Бози бо туб», «Бросай и лови»-«Партову цап» (6).

Н.Д.Соколова отмечает, что в ходе возникшего хотя ещё элементарного, игрового поведения дети легче овладевали новыми предметными действами, больше говорили, и речь их становилась более разнообразной по своим функциям. Наиболее простым и доступным видом движения в играх является бег, который не требует никаких приспособлений по своему содержанию, правила и повышенная простота доступны детям, которые развивают быстроту двигательной реакции, уверенность в своих силах, способны развивать растущий организма, способны концентрировать внимания, развивают умение ориентации и координинации движения. К таким относятся игры: «Найти свое место»-«^аркас ба цои худ», «Голодный волк»-«Гурги гушна», «Догоняй мужика»-«Мардро дарёвку», «Бросание полотенца»-«Партофтани сачок», «Прыжки в мешках»-«Париданбохалта», «Перепрыгни»-«Парида гузар», «За домом палка»-«Пушти хонада тиёцча», «Пестрый щенок»-«Саги ала», «Бой петухов»-«.Хурузцанг», «Журавли»-« Турнауо» и другие (1).

Силовые игры включают элементы силовой борьбы, физические действия с сопротивлением и силой, стимулирующие развитие растущего организма, в некоторых из них используются различные борцовские приёмы. При правильной организации и правильно поставленной образовательно-развивающей, педагогической цели такие игры являются хорошим средством всестороннего развития подрастающего поколения. Такие игры, как « Выйти из круга»-«^з давра баромадан», «Бой козлов»-« Цанги такало», «Перетягивание каната»-«Бандкашй», «Подними товарища»-«Бардоштанирафщ», «Козлодрание»-«Бузкаши», «Борьба ногами»-«Бо пой гуштин», «Перетягивание»-«Худкашй» и др., которые воспитывают силу, быстроту, ловкость, выносливость и сообразительность. В этих национальных спортивных играх основной вид физического движения - пробежки и силовая борьба (7).

Национальные спортивные игры, развивающие ориентацию на местности, развивают слух, внимание и приучающие подрастающее поколение ориентироваться в пространстве в темноте, увеличивают объем эмоций и восприятий, развивают умение быстрого движения, таким играм относятся игры с завязанными глазами: «Отрежь нитки»-«Буридани банд», «Слепой козел»-«Такаи кур», «Отгадай чей голос»-«Ёбедовози кист», «Бей по шапке»-«3адан дар тоцй» и др. Задачей таких игр являются объединение детей, создание дружного детского коллектива, развитие чувства взаимопомощи и взаимопонимания. Основными видами движения в играх являются ходьба, короткий бег, длинный бег (3).

Таджикские национальные игры, проводимые на открытом воздухе, знакомы и любимы таджикской молодежью, воспитывают у молодого поколения способность к лидерству, организаторским действиям, развивают инициативу, учат ориентироваться на местности, приспосабливаться к условиям окружающей среды, воспитывают смелость, силу, быстроту, умение, ловкость, выносливость. Их устраивают на открытой площадке или по вечерам (дар сах,ро). К таким относятся игры: «Черная корова»-«Гови сиё%», «Белая кость»-«Устухони сафед», «Волчье ухо»-«Гуши ором» и др. (5).

Водные виды игр - это своеобразные состязания по плаванию, имеющие большое гигиеническое и оздоровительное, развивающее значение, активизирующие деятельность внутренних органов, усиливающие обмен веществ, благотворно влияющие на кровообращение и общее состояние на растущий организм. К таким играм относятся: «Шиновари сохи шутур»-«Плавание по - верблюжьи», «Шиновари таги об»-«Плавание под водой», «Шиновари сохти саг»-«Плавание по собачьи», «Водяная корова»-«Гови оби», и т.д. Такие игры развивают стройность фигуры, быстроту, силу ловкость и выносливость, воспитывают в детях решительность, уверенность в себе, умение правильно распределять силы (2).

Игра занимает огромное место в системе физическо-нравственного, трудового и эстетико-культурного воспитания школьников.

Школьнику необходима активная деятельность, которая способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет интересы, социально-экономические потребности. Игры повышают здоровый тонус школьника, делают его жизнь важной, самодостаточной, вселяют уверенность в своих способностях. Известный советский педагог-врач Е. А. Аркин называл игру витамином для души.

Игра выполняет и образовательные функции, тесно взаимосвязана с обучением на занятиях физической культурой и вне занятий, в связи с каждодневной жизнью.

Играя, подрастающее поколение учится использованию своих знаний, умений, навыков на практике, использовать игры в различных условиях жизни. В играх открывается простор для творческой выдумки и смекалки. В играх мобилизуются знания, осуществляется самостоятельный выбор для решения поставленных задач (6).

Игра основана на самодостаточных действиях, и дети, являясь участниками игры, взаимодействуют друг с другом, что выражается в непосредственном общении. В игре дети объединяются общей целью, совершают совместные усилия к достижению цели, испытывают похожие эмоции. Эмоциональные переживания оставляют след в мыслительной деятельности, сознании детей и формируют нравственные чувства, благородные стремления, навыки коллективной жизни. Задача учителя физической культуры состоит в том, чтобы содействовать развитию каждого школьника как активного члена игрового коллектива, созданию между участниками взаимоотношения, основанного на дружбе, справедливости (5).

Дети играют с удовольствием, так как в игре нет строгих правил поведения, как в повседневности, хотя они подразумеваются условиями игры. Поэтому игра дисциплинирует участников, приучает их подчинять свои мысли и чаяния, чувства и действия поставленным задачам.

Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от школьника определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.

Прогрессивное назначение национальных таджикских спортивных игр на занятиях физической культуры состоит в реализации задач всестороннего развития школьников, способствующих расширению сферы их взглядов, интересов, возникновению потребностей в знаниях, умениях, навыках, определению направления новой деятельности - учебной, что является важнейшим фактором психолого-физиологической готовности школьника к будущей жизни.

Многообразные физические упражнения систематизируются в четыре группы: гимнастические упражнения, игры, спортивные игры, туризм.

Каждая группа физических упражнений имеет свойственные и существенные признаки, различающиеся педагогическим влиянием на воспитуемых и возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, характерной им методикой проведения занятий по физической культуре (1).

В нашей системе физического воспитания систематизированные группы дают возможность: -обеспечить всестороннее физическое развитие занимающихся;

- удовлетворять индивидуальные запросы и интересы занимающихся на занятиях по физической культуре на основе таджикских национальных игр;

-охватить физическими упражнениями людей в течение всей жизни-начиная элементарными детскими подвижными играми до занятий упражнениями из системы лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

1. Существуют различные классификации систем физических упражнненый, представляющие исторически сложившуюся систему физического воспитания.

Классификация физических упражнения по анатомическому признаку группирует по их влиянию на мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса и т.д. При такой классификации физические упражнений группируются на различные комплексы: атлетическая гимнастика, гигиеническая гимнастика, разминка и т.д.

Физические упражнения по их основной направленности на воспитание физических качеств по отдельными признакам, классифицируются по следующим группам:

-первая группа - силовые скоростные виды упражнений, которые характеризуются максимальной мощностью усилий такие как: бег на короткие дистанции, прыжки в высоту и длину, метание и т.п;

-вторая группа - упражнения, характеризующиеся ритмичностью на выносливость такие как: пробежка на дистанции различной длины, плавание, лыжные гонки и.т.д;

-третья группа - упражнения, которые требуют внимания и точной координации движений, такие, как прыжки в воду, акробатические и гимнастические упражнения и т.д;

-четвертая группа-упражнения, которые требуют комплексного выполнения физических упражнений в непрерывно изменяемых ситуациях, такие как: борьба, бокс, спортивная игра и т.д. (6).

1. Классификация упражнений по признаку механической структуре движения такие, как: ациклические, циклические и смешанные упражнения;

2. Классификация упражнений по признаку физической силы с субмаксимальной, максимальной, средней, большой и умеренной мощностями;

3. Классификация упражнений по признаку систематики спорта, которые объединяются в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные (4).

В различной классификации физических упражнениях учитывается, что каждая система обладает определенными признаками и коэффициентом воздействия на исполняющего физическое упражнение.

Также выделяют и такие виды классификации:

1. Желабельно опытное проведение различных подвижных игр;

2. Необходимо соблюдение основных методических требований при обучении подвижным играм;

3. Физическая подготовка учащихся к подвижным играм;

4. Регулярное занятие подвижными играми.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Куколевский,Г.М. Здоровье и физическая культура / Г.М.Куколевский.-Москва: Медицина,1979. -32с.

2. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б.Эльконин.-Москва: Педагогика, 1978. -190с.

3. Попова, С.Н.Лечебная физическая культура/ С.Н.Попова.-Москва: Физкультура и спорт, 1978. -6с.

4. Джумаев, М.Теория и методика физической культуры/М. Джумаев.-Душанбе: Бобек, 1990. -240с.

5. Каграманов, Г.С.Искусство культура образование/Г.С.Каграманов.-Душанбе: Дониш, 1990. -214с.

6. Турсунов, Н.Н.Таджикская национальное игры/ Н.Н.Турсунов.- Душанбе: Ирфон, 1998. -128с.

7. Сафаров, Ш.А.Бози^ои миллии халки точик/ Ш.А.Сафаров.-Душанбе: Маориф, 2018.-388с.

REFERENCES:

1. Kukolevsky, G.M. Health and physical culture / GMKukolevsky.-Moscow: Medicine, 1979. -32

2. El'konin, D.B. / The psychology of the game / DB Elkonin.-Moscow: Pedagogy, 1978. -190p.

3. Popova, S.N. Therapeutic physical training / SN Popova.-Moscow: Physical training and sports, 1978. -6 p.

4. Dzhumaev, M. Theory and Methods of Physical Culture / M. Dzhumaev.-Dushanbe: Bobek, 1990. -240p.

5. Kagramanov, G.S. Art culture education / GSKagramanov.-Dushanbe: Donish, 1990. -214p.

6. Tursunov, N.N. Tajik National Games / N.N.Tursunov .- Dushanbe: Irfon, 1998. -128p.

7. Safarov, Sh.A. Boziyoimilliikhalitovik / Sh.A.A. Safarov.-Dushanbe: Maorif, 2018.-388p.

Бози^ои серуаракати милли

Вожауои калиди: тацвият, э%сос, бози, %аракат, ба%одури, ашё, таращи, суръат, масофа, нишона, вокуниш, тафаккур Дар мацолаи муаллиф бозщои серуаракатии миллии тоцикиро таулил намуда, бар он таъкид менамояд, ки аксари онуо аз насл ба насл гузашта, бачагонро барои тацвияти саломати, эусоси бовари, серуаракати, поки, обутоб додани цисму руу равона мекунад. Гуфта мешавад, ки омухтани бозиуои серуаракати милли бояд бо уадафуои олии ахлоци ва кушишуои нацибу шоиста созгор бошанд, зеро нацши онуо дар рушди уамацонибаи цисми уар як шахс муассир мебошад.

Национальные подвижные игры Ключевые слова: сюжет, чувства, игра, действа, сказки, ловкость, инвентарь, развитие, поколение, скорость, дистанция, признаки, реакция и мысль В статье автор анализирует важнейшие подвижные игры, которые направлены на выносливости, закалку морального духа человека, укрепление здоровья детей. Обучение подвижным играм должно быть органично связано с высшими нравственными целями и благородными стремлениями, так как роль физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого человека.

National outdoor games

Key words: The plot, feelings, game, action, fairy tales, dexterity, inventory, development, generation, speed, distances, signs, reaxia and thought In the article the author analyzes the most important mobile games that are aimed at purity, to follow the healthy lifestyle and strengthening the endurance and hardening of the person's morale. Learning mobile games should be organically connected with higher moral goals and noble aspirations, since the role of physical education consists in the harmonious development of the body of each person.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Намозов Тошкул Буриевич, номзади илм%ои педагоги, дотсент, мудири кафедраи тарбияи цисмонй ва мудофиаи ша%рвандии Донишго%и давлатии омузгории Тоцикистон ба номи СадриддинАйни (Цум^урииТоцикистон, ш.Душанбе), E-mail: namozov6161 @ mail.ru. Сведения об авторе:

НамозовТошкул Буриевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и гражданской обороны Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни(Республика Таджикистан, г.Душанбе), E-mail: namozov6161 @ mail.ru. Information about the author:

Namozov Toshkul Burievich, PhD in pedagogy, Associate Professor, Head of the Physical Education and Civil Defense chair, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni (Dushanbe, Tajikistan,), E-mail: namozov6161 @ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.