Научная статья на тему 'Нақши педагогикаи халқї дар тарбияи насли наврас'

Нақши педагогикаи халқї дар тарбияи насли наврас Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
732
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогикаи халқї / зарбулмасалу мақол / афсонаҳои халқӣ / расму русум / анъана ва шавқу ҳавас / народная педагогика / поговорки / пословицы / народные сказки / обычаи / традиция / интересы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тошхӯҷаева Сурайё Акрамҷоновна

Мақолаи мазкур ба масъалаи зарурати корбасти унсурҳои педагогикаи халқї дар тарбияи насли наврас бахшида шудааст. Мақсади мақола корбасти дастовардҳои педагогика халқӣ дар раванди таълим мебошад. Диққати асосиро муаллиф ба шаъну шарафи педагогикаи халқӣ – ҳақгӯӣ равона кардааст, зеро ки барои тарбияи бомуваффақият таълими насли наврас танҳо бо ҳақ, самимият метавонад анъанаро нигоҳ дорад. Таснифи хусусиятҳои анъанаи мардуме, ки садои дил ва виҷдон, овози ҳақ ва умед ҷудо карда мешавад. Суханони ҳақ ва самимият дар имрӯз замони мо хеле ҳамоҳангӣ мебошад. Айни замон, таваҷҷуҳи зиѐд ба мактаби педагогикаи халқї та»ҲС»ил, барои мисол, эҷодиѐти шифоҳии халқӣ (афсонаҳои халқӣ, сурудҳо, зарбулмасалу мақол, расму русум, анъана ва шавқу ҳавас), ки дар он ақидаҳои меҳнатї, маънавӣ, зеҳнӣ, ҷисмонӣ ва тарбияи эстетикї дида мешавад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, которая заключается в признании роли народной педагогики в воспитании подрастающего поколения. Целью статьи является анализ изучения народной педагогики. Особое внимание в работе уделяется основному достоинству народной педагогики правдивости, ибо успешно воспитывать, учить подрастающее поколение можно только на правде, искренности, без чеголюбая традиция отмирает. Выделяются и описываются характерные особенности народной традиции, которые являются голосом сердца и совести, голосом правды и надежды. Слова правды и искренности определяются как созвучные нашему времени, сегодняшнему дню. Отмечается также, что в современной школе большое внимание уделяется народной педагогике посредством изучения, например, устного народного творчества (народных сказок, песен, пословиц, загадок, легенд), в котором прослеживаются идеи трудового, нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания.

Текст научной работы на тему «Нақши педагогикаи халқї дар тарбияи насли наврас»

УДК 371.01 ББК 74.20

Тошхуцаева Сурайё Акрамцоновна, унвонцуи кафедраи педагогикаи Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Fафуров (Цумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд)

Тошходжаева Сурайё Акрамджоновна, соискатель кафедры общей педагогики Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд)

Tashhojaeva Surayo Akramjanovna, claimant for candidate degree of the department of general pedagogics, under Khujand State University named after academician Bobojon Gafurov. (Tajikistan Republic, Khujand) E-MAIL: tsurayo84@ mail.ru

Вожщои калиди: педагогикаи халцй, зарбулмасалу мацол, афсонауои халцй, расму русум, анъана ва шавцу уавас

Мацолаи мазкур ба масъалаи зарурати корбасти унсуруои педагогикаи халцй дар тарбияи насли наврас бахшида шудааст.

Мацсади мацола корбасти дастовардуои педагогика халцй дар раванди таълим мебошад. Диццати асосиро муаллиф ба шаъну шарафи педагогикаи халцй - уацгуй равона кардааст, зеро ки барои тарбияи бомуваффацият таълими насли наврас тащо бо уац, самимият метавонад анъанаро нигоу дорад.

Таснифи хусусиятуои анъанаи мардуме, ки садои дил ва вицдон, овози уац ва умед цудо карда мешавад. Суханони уац ва самимият дар имруз замони мо хеле уамоуангй мебошад.

Айни замон, таваццууи зиёд ба мактаби педагогикаи халцй - та»Х,С»ил, барои мисол, эцодиёти шифоуии халцй (афсонауои халцй, сурудуо, зарбулмасалу мацол, расму русум, анъана ва шавцу уавас), ки дар он ацидауои меунатй, маънавй, зеунй, цисмонй ва тарбияи эстетикй дида мешавад.

Ключевые слова: народная педагогика, поговорки, пословицы, народные сказки, обычаи, традиция, интересы.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, которая заключается в признании роли народной педагогики в воспитании подрастающего поколения.

Целью статьи является анализ изучения народной педагогики. Особое внимание в работе уделяется основному достоинству народной педагогики - правдивости, ибо успешно воспитывать, учить подрастающее поколение можно только на правде, искренности, без чеголюбая традиция отмирает.

Выделяются и описываются характерные особенности народной традиции, которые являются голосом сердца и совести, голосом правды и надежды. Слова правды и искренности определяются как созвучные нашему времени, сегодняшнему дню.

Отмечается также, что в современной школе большое внимание уделяется народной педагогике посредством изучения, например, устного народного творчества (народных сказок, песен, пословиц, загадок, легенд), в котором прослеживаются идеи трудового, нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания.

Key words: folk pedagogy, sayings, proverbs, folk tales, customs, tradition, interests.

The article dwells on the actual problem of today, which is to recognize the role of folk pedagogy in the younger generation upbringing.

The objective of the article is to analyze the study of folk pedagogy. Special attention is paid to the main dignity of folk pedagogy-truthfulness, for successfully upbringing, teaching the younger generation is possible only on truth, sincerity, without it any tradition dies.

The author singles out and describes characteristic features of the folk tradition which are the voice of the heart and conscience, the truth and hope as well. Nowadays, the words of truth and sincerity are very consonant.

НАЦШИ ПЕДАГОГИКАИ ХАЛЦИ ДАР ТАРБИЯИ НАСЛИ НАВРАС

РОЛЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В

ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

THE ROLE OF THE PEDAGOGY IN EDUCATING OF THE YOUNGER GENERATION

As well as, it is underscored that in modern school much attention is paid to folk pedagogy due to the study of, for example, oral folk art (folk tales, songs, proverbs, riddles, legends), which traced the ideas of labor, moral, mental, physical and aesthetic upbringing.

Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Народная педагогика зародилась еще в исторически далекие времена, предшествовала появлению научной педагогики и повлияла на её ранние формы.

Основными факторами народной педагогики, следовательно, и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия. Являясь одним из важнейших факторов народной педагогики, природа определяется не только как среда обитания, но и как земля предков, Родина. Она имеет большое влияние на человека. Существование в гармонии с природой наука обозначает как «природосообразность».

В народной педагогике природосообразность вытекает из естественности народного воспитания. Народ и природа, народность и естественность не разделимы, и в этом заключены высший смысл и высшая гармония жизни на земле. Как уже было сказано, природа - великий и мощный фактор народного воспитания. По мнению известного польского педагога Я.А. Коменского, «все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо, что противоречит ее развитию - как зло и извращение».

В.А. Сухомлинский утверждал, что система воспитания вся насквозь природосообразна, жизнесообразна, и в этом её сила. По его мнению: «Высочайшая жизненная мудрость состоит в том, чтобы человек вверил себя природе, прошел бы жизнь, озираясь на неё, предоставлял бы ей руководить собой. Принцип природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания и всей человеческой жизни».

Определяющей оценкой деятельности народных педагогов тогда служили здравый практический смысл и эмпирическое обобщение опыта, что и явилось в дальнейшем фундаментом для возникновения педагогической теории. Воспитатели из народа, не знакомые еще с премудростями теории в своей повседневной жизни опирались на преемственность народной мудрости. Народная педагогика того времени из-за безграмотности народа много утратила, не имея возможности сохранить в памяти накапливаемый опыт, поэтому «Америку» открывали заново сотни и сотни раз. Отсутствие возможности совокуплять педагогические знания являлось серьезным препятствием в развитии педагогической культуры народа. Известный русский философ Г.Н. Волков в свое время сказал: «Попробуй мысленно лишить современное общество всех орудий жизни и средств материальной культуры: всей техники, зданий, дорог, коммуникаций. Поставьте общество «один на один» с нетронутой природой. Что произойдет? Вернется эпоха первобытного варварства? Ничего подобного. Человечество претерпит большие лишения, его развитие затормозится, но лишь на несколько десятилетий, в течение их общество заново построит всю материальную культуру цивилизации, построит по последнему слову науки» (1).

А что же случится с человеком, при отсутствии у него развитой духовной культуры, если он перестанет заниматься педагогической деятельностью, и для которого его приближенность к духовной культуре человечества жизненно важна? Ведь, чем он дальше от этих духовных сокровищ, тем ниже его оценка как мыслящего и чувствующего существа. С другой стороны, чем прочнее духовные связи его со всем человечеством, тем выше он оценивается как член человеческого сообщества. Животное, родившееся и выросшее в зоопарке среди людей, в любом случае останется таковым, а человеческое дитя вне человеческого общества, не сможет стать полноценным человеком, несмотря на все его внешнее сходство с другими людьми. Многообразие духовного мира современного человечества (интеллектуальное, социальное, историческое, этническое) многократно возрастает за счет того, что каждая личность индивидуальна.

Актуальность достижения диалектической связи и согласия между традициями и современностью постоянно растет и все более становится насущной проблемой науки. Сохранение традиций означает сохранение теряемого наследия. Если искусство способствует воспитанию чувств, философия - интеллекта, то педагогика регулирует и то, и другое.

Особенность педагогического творчества заключается в том, что в процессе воспитания накопленное духовное наследие не только переходит из поколения в поколение, но и в этом процессе перерабатывается, совершенствуется, развивается и обогащается. Поэтому педагогический процесс следует понимать и как духовный процесс в целом. В этом плане

смысл воспитания заключается в сохранении и укреплении преемственности поколений при передаче гуманистических традиций народа, а, по большому счету, в осознании принадлежности к своим истокам. Желание народа видеть в каждом подрастающем ребенке соответствующий комплекс социально-этических качеств зиждется на триаде «ум - доброта - трудолюбие».

Научные исследования проблем народной педагогики базируются на изучении народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития. Они составляют круг научных интересов исследователей - педагогов прошлого и настоящего. Великий русский педагог К.Д. Ушинский придавал серьезное значение воспитательному потенциалу народной педагогики.

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, -имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...» Он твердо верил в принцип «народ без народности - тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Будучи хорошо знаком с народными обычаями, обрядами и традициями, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», и по этой причине ставил народное воспитание во главу угла, ибо оно, по его мнению, является «живым образцом в процессе народного развития».

Принцип народности воспитания закладывается еще в раннем детстве, в процессе овладения речью. Н.К. Крупская в своих работах придавала развитию речи детей в семье большое значение, особенно в процессе общения матери с ребенком. Она говорила: «Материнский язык служит ему (ребенку - примеч. автора) орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений».

A.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя также многократно убеждался в том, что «педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реалиях конкретного коллектива». Он отмечал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека» (5).

B.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, накопленный внушительный капитал знаний и опыта и огромное прикладное значение народной педагогики в должной мере не изучаются, отсутствуют и глубокие исследования по этим проблемам.

В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известный этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика».

Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», - утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении.

Наиболее значимой особенностью народной педагогики является ее неразрывная связь с повседневной жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. В этом смысле народная педагогика и есть сама жизнь. Это педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом для себя. Даже в семьях, далеких от понимания азов научной педагогики, молодое поколение воспитывается в духе трудолюбия, человеколюбия, высокой нравственности и благородства.

Народной педагогике не было и нет необходимости заботиться об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом - для народа. Не случайно во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства. Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Одинаковые условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, афоризмы. Главное в народной педагогике - это процесс воспитания и обучения молодого поколения.

Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения,

воплощённого в разнообразных памятниках устного народного творчества. Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований (7).

Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования. На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. Народное воспитание - это общественное воспитание.

Сегодня исследователи народной педагогики подчеркивают, что наставник не может успешно организовать воспитательный процесс, не вобрав весь положительный опыт народной педагогики. Обычаи - это законы, их создали люди по договоренности друг с другом, выбирая наиболее прогрессивные.

Чем больше добрых обычаев, тем больше добрых людей. И далее: чем больше в человеке от человеческой истории, тем богаче человеческая личность.

Достоинство народной педагогики - это правдивость, ибо успешно воспитывать, учить подрастающее поколение можно только на правде, искренности, без этого любая традиция отмирает. Народные традиции являются голосом сердца и совести, голосом правды и надежды. Слова правды и искренности очень созвучны нашему времени, сегодняшнему дню (7).

С каждым годом отечественные ученые-педагоги, этнографы и философы уделяют проблемам народной педагогики все больше и больше внимания. Они подчеркивают важность использования различных элементов педагогического наследия народа в воспитании подрастающего поколения, значимость прогрессивных народных традиций, в развитии педагогики. Можно констатировать, что на сегодняшний день проблема подготовки молодежи к жизни принимает более сложный характер. В формировании личности, духовного мира нового человека немалую роль играет усвоение сокровищ человеческой культуры, созданных целыми поколениями людей, поэтому изучению прогрессивных традиций народной педагогики в последнее время стали уделять значительное внимание.

Исходя из этого следует, что данная тема актуальна, ибо осознание опыта прошлого каждого из народов имеет подлинный смысл не только для познания настоящего, но и для предвидения будущего, так как прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны, взаимообусловлены. В народной педагогике верно отражаются мысли, думы, чаяния трудового человека, она является художественной летописью и хроникой нашей жизни. Г. Н. Волков утверждал, что «нельзя успешно воспитать личность, не приобщив ее к самобытной педагогической культуре своего народа. Жизнь убеждает в том, что необходимо каждому ценить опыт старших поколений, проявлять серьезное внимание к разуму народа, к его прогрессивным традициям, обычаям, житейским нормам и правилам» (1).

Народная педагогика - это составляющая педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народом нашей страны. Многие народные традиции уходят корнями в глубокую древность, а прогрессивные положения народной педагогики являются тем источником, откуда на протяжении веков люди черпали идеи, формировавшие сознание подрастающего поколения.

Поэтому не случайно в настоящее время большое внимание уделяется народной педагогике и в школе - изучению, например, устного народного творчества (народных сказок, песен, пословиц, загадок, легенд), в котором прослеживаются идеи трудового, нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания.

Г. Н. Волков подчеркивал, что воспитывать младенца, исходя из канонов народной педагогики, следует начинать еще с колыбели; в раннем возрасте одним из действенных средств воспитания детей была колыбельная песня, которая, как обычно, исполнялась матерью, бабушкой или старшей сестрой (но предпочтение отдавалось матери), притом непосредственно у колыбели. В ней содержались самые нежные и самые человечные чувства, мать словом и голосом показывала всю силу, все душевное богатство своей любви. Эти

мысли перекликаются со словами Расула Гамзатова: "Песня матери - главная песня в мире, начало всех человеческих песен. Если бы не было ее, колыбельной, не было бы па свете и других песен. И, может быть, меньше в мире стало бы радости, меньше счастья, меньше поэзии". Постепенно кругозор ребенка расширяется, колыбельная сменяется сказкой, сказки постоянно сопровождают его: ведь они освещены светом народной души, светом веры в жизнь, в справедливость, разум, светом надежды. В них всегда побеждает правда, а несправедливость терпит поражение. Они насыщены оптимизмом, жизнелюбием; в них заложены н огромная художественная сила, большая правда жизни.

Как показывает опыт народной педагогики, родители всегда стремились начать воспитание детей с раннего возраста, особое внимание при этом уделялось развитию у них хороших задатков, способностей. С учетом этого они стимулировали их любознательность, поддерживали и развивали возникающие интересы; пробуждали в детях стремление и настойчивость в преодолении трудностей, связанные с успешным овладением данным видом деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений (Текст): / Г.Н. Волков // - М.: Издательский центр «Академия». 1999. - 168 с.

2. Народное искусство в воспитании детей книга для педагогов дошк. учрежд., учителей нач. кл., рук. худож. студий / под ред. Т.С. Комаровой. М. : Пед. о-во России, 2000.-274с.

3. Орифи, М. Из истории педагогической мысли таджикского народа / М. Орифи // -Душанбе: Нашрдавпедточик. 1962. -143 с.

4. Кон, И.С. К проблеме национальног о характера / И.С.Кон //

- М .: 1971. - 97с.

5. Макаренко, А.С . О воспитании в семье / А.С. Макаренко. - Москва 1955г.- 124с.

6. Фейда, Н . Национальный характер и национальные стериотипы / Н.Фейда // - М .: 1979.-178с.

7. Тошходжаева, С.А., Исломов О.А. Монография. Исторические предпосылки таджикской народной декоративной вышивки в формировании эстетической культуры учащихся / С.А Тошходжаева. -Худжанд: Меъроч. 2017г.-120с.

REFERENCES:

1. Volkov, G.N. Ethnopedagogy: manual for the students of secondary and higher pedagogical

educational establishments / G.N. Volkov // - M.: Academy publishing-center. 1999. - 168 p.

2. Folk Art in the Children's Upbringing - a Book for Teachers of pre-School Institutions;

Primary Classes / under the editorship of T.S. Komarova. - M.: Pedagogical education of

Russia, 2000. - 274 p.

3. Orifi, M. From the History of Pedagogical Thought of the Tajik People / M. Orifi // -

Dushanbe: State publishing-house of Tajik pedagogy, 1962. -143 p.

4. Kon, I.S. To the Problem Beset with National Character / I.S.Kon // - M .: 1971. - 97 p.

5. Makarenko, A.S. On Upbringing in the Family / - M., 1955. - 124 p.

6. Feida, H. National Character and National Stereotypes / N. Feide // - M.: 1979. - 178 p.

7. Toshkhodzhaeva, S.A., Islomov O.A. Monograph. The Historical Background of Tajik Folk

Decorative Embroidery in the Formation of the Aesthetic Culture of Students/ S.A.

Toshkhodzhaeva. - Khujand: Me'roj, 2017. - 120 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.