Научная статья на тему 'Роль Авесты в воспитании здорового образа жизни'

Роль Авесты в воспитании здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2604
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАСТО / ТИБ / ЗАРДУШТИЯ / ТАРБИЯ / САЛОМАТӣ / ТАРЗИ ҳАЁТ / АВЕСТА / МЕДИЦИНА / ЗОРОАСТРИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / AVESTO / MEDICINE / ZOROASTRISM / UPBRINGING / HEALTH / MODUS VIVENDI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Раҳимов Эркин Эҳсонҷонович

Дар мақола, ба манзури таъини арзиши тарбиявии таълимоти Зардуштия дар мавриди риояи қоидаҳои беҳдошти рӯзмарра ва гизо кори циддӣ анцом шудааст. Ба назари муаллиф муҳим ин аст, ки ин масъаларо, ки яке аз муҳимтарин масоили ҳаёти тоҷикони муосир мебошад, дар алоқамандӣ бо анъанаҳои тарбияи руҳи солим дар “Авасто” баррасӣ намудан, аз аҳамият холӣ нест. Дар мақола анъанаҳои динии зардуштӣ дар ҳамоҳангсозии асоситарин ва заруртарин дастовардҳои тиб барои ҳифзи саломатӣ ва ё дар роҳи азнав барқароркунии саломатии аздастрафта таҳлил карда шудаанд, Нишон дода мешавад, ки ба эътибор гирифтани масъалаҳои қонунишудаи илми тиб, ки дар қисматҳои алоҳидаи “Авасто” омадаанд ва риояи онҳо барои ҳамма зардуштиҳо ҳатмӣ ҳисобида мешуданд, барои тарбияи тарзи ҳаёти солим дар насли наврас аз аҳамият холӣ нест.В статье проведена серьезная работа по определению значения учения Зороастризма относительно соблюдения правил пищевой и бытовой гигиены. По мнению автора, немаловажным является и необходимость рассматривания данной проблемы которая является одной из самых важных в жизни современных таджиков, традиции воспитания здорового духа связанные с Авестой. Проанализированы зороастрийские религиозные традиции, проведена канонизация основных, необходимых для охраны здоровья или для восстановления утраченного здоровья человека достижений медицины. Указывается, что канонизированные проблемы медицины включались в состав отдельных частей Авесты, соблюдение правил считалось обязательным для всех зороастрийцев которые можно использовать в воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения.In his article the author reflects the conducted serious work dealing with the value of Zoroastrizm tenet related to observation of rules targeted at food and household hygiene. In conformity with the author's opinion, being no unimportant, the problem in question which is considered to be one of the most important in modern Tajiks' lives, traditions aimed at upbringing of healthy spirit, is linked with Avesto. He analyzes Zoroastrian religious traditions, conducts canonization of principal medical achievments, necessary for health protection and restoration of lost health. It is indicated that the canonized problems associated with medicine were included into the composition of separate parts of Avesto: observation of rules was considered as obligatory for all Zoroastrians.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Авесты в воспитании здорового образа жизни»

УДК 371 Э.Э.РАХИМОВ

ББК 74.00

РОЛЬ АВЕСТЫ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Медицина является, бесспорно, одной из древнейших наук. На протяжении всей своей многовековой истории человечество было озабочено проблемами своего здоровья. Менялись исторические эпохи, менялись методы и способы лечения, но, становясь все более и более совершенными и прогрессивными, они, по-прежнему, направлены на одно - избавление больного человека от болезни и облегчение его страданий.

Многовековая история таджикской медицины является ярким примером взаимообогащения соседствующих народов медицинскими знаниями.

"Авеста» - древнейший письменный памятник культуры таджиков, проливающий свет на истоки зарождения многих отраслей знания о многообразии в природе, об отношении человека к окружающему миру и самому себе.

«Авеста» считается основным источником по истории медицины эпохи зороастризма. Поэтому в современной авестологии употребляется термин «Авестийская медицина», которая огромное внимание уделяет здоровому образу жизни. Авестийская медицина как самостоятельная медицинская система в течение более, чем 2700- летней своей истории служит человечеству и стала неотъемлемой частью мировой цивилизации.

В ту эпоху медицина считалась искусством сохранения тела и духа человека в чистом и здоровом состоянии, восстановления утерянного здоровья человека, утерянной естественной чистоты окружающей внешней среды. Анализ медицинских проблем, описанных в «Авесте», свидетельствует, что к глобальным медико-биологическим системам знаний относится учение о способах достижения чистоты, которая считалась величайшим благом, надежной гарантией сохранения здоровья человека и здоровья окружающей среды. Чистота, необходимая для сохранности телесного и духовного здоровья человека, и чистота окружающей среды рассматривались как единое целое, состоящее из неотделимых друг от друга частей. Подобный подход к решению проблем чистоты был связан с тем, что ещё в эпоху Зороастра люди, на основе своего повседневного жизненного опыта и наблюдений, знали, что возникновение многих болезней напрямую зависит от загрязнения тела, предметов домашнего обихода, воды, пищевых продуктов, а также от загрязнения почвы и воздуха.

Не случайно через всю Авесту красной нитью прослеживается такой лозунг «Кто оскверняет землю, воду, воздух и огонь, совершает величайший грех, что нет ему прощения». Нарушители этих правил строго наказывались (6, 102).

Наши древние предки нечистоты содержали в особых местах, вдали от продуктов питания и водных источников. В «Авесте» чистота ассоциировалась со здоровьем, а грязь - с болезнью, и в рамках этих требований функционировала вся медицина эпохи зороастризма.

Народные авестийские врачи, естественно, не могли знать о существовании мира микроорганизмов, как источника заражения инфекционными заболеваниями. Однако, на основании ежедневных наблюдений, они знали, что грязь, попадая в пищевые продукты, в питьевую воду или в состав вдыхаемого воздуха, способствует возникновению различных заболеваний. Это было величайшим открытием авестийских врачей, которое помогало им в разработке ряда общедоступных правил или канонов, непосредственно связанных с сохранением естественной чистоты или со способами восстановления утерянной в результате вмешательства человека естественной чистоты. Поэтому врачей в эпоху зороастризма относили к высшему социальному сословию - жрецам (по таджикски - мучх,о, фаришта^о).

Правила очищения воды, земли, воздуха и огня в Авесте разработаны в мельчайших подробностях. Например, в воду категорически запрещалось бросать нечистоты, умерших животных и птиц, и даже нельзя было плевать в воду. Чистоту почвы, воды и огня зороастрийцы сохраняли таким образом, что даже не хоронили усопших людей в землю, не сжигали в огне, не бросали в воду, а размещали их в специальные местах вдали от населенных пунктов - в горных местностях или в так называемых «башнях молчания».

Зороастрийцы использовали огонь, пепел, воду и дым как средства борьбы против гниения и зловония. Они составляли основу дезинфицирующих средств.

Авестийские племена проводили обряды очищения тела омовением с головы до ног холодной водой и, тем самым, закаляли себя, а грязную использованную воду не сливали в водные источники. Способы очищения, в свою очередь, включались в состав способов ритуального очищения, выполнение которых считалось обязательным для всех зороастрийцев. Поэтому они глубоко укоренились среди последователей этой религии. Многие из них и поныне сохранились среди таджиков и других арийских народов в виде обрядов и этнических традиций, например: при разжигании иссопа (хазориспанда) и вдыхания его дыма, или соблюдение запрета на смешивание бытового мусора с пеплом и т.п.

Авестийский призыв «У человека должны быть добрые мысли, доброе слово, добрые действия» имеет не только этико-педагогическое, религиозно-философское, но и медицинское значение, направленное на оздоровление тела и души человека и обеспечение здорового образа жизни.

Это этическая «триада» прослеживается во всех частях Авесты, а ее интерпретации, встречающиеся в более поздних философских и исторических источниках, доказывают, что главный стержень бытия человека - это соблюдение закона справедливости (аша). По словам М.Бойс, «аша- это истина, справедливость, верность, смелость и введение здорового образа жизни, что является естественным порядком вещей» (5 245). Человек, с точки зрения учения Зороастризма, для сохранения и приумножения самого себя и общества в целом должен руководствоваться волей, разумом, опытом, мудростью и совестью. Из этих пяти внутренних сил, которые в совокупности составляют духовную часть здорового материального тела человека, в Авесте большое место уделяется совести - даене. Поэтому, даена считается одной из величайших находок пророка Зороастра.

Вот, например, такие строфы из Яшт, повторяющиеся во многих частях Авесты: И дал ему Вертранта, Создание Ахура, Мощь рук, мужскую силу Здоровье всего тела, Выносливость и стойкость И зрения остроту (1, 145).

Или в частях, посвященных Аши (Яшт, 17) приводятся следующие строки: Мы чтим благую Аши, великую владычицу, Прекрасную прославленную, Могучую и сильную, Дающую здоровье, Дающую добро (2, 348).

Из этих фрагментов Авесты можно заключить, что проблема здоровья человека и ведения здорового образа жизни превращается в одно из божественных откровений.

Таким образом, в Авесте и вообще в учениях Зороастра можно найти рекомендации относительно соблюдения правил пищевой и бытовой гигиены. Каноны чистоты, связанные с сохранением здоровья и безопасностью водных источников и пищевых продуктов, служили основой для формирования требований, направленных на обеспечение чистоты домашнего очага, и их можно по праву считать первыми литературными источниками правил бытовой гигиены.

Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение чистоты и здоровья орошаемых земель и почвы, составляет основу экологии. Все эти факторы тесно связаны с обеспечением телесного и духовного здоровья человека.

Необходимо отметить и то, что авестийские врачи и служители культа были хорошо знакомы с лечебными свойствами и практическим применением многих лекарственных растений.

Основная масса лекарственных растений, применявшихся в авестийской медицинской системе, до настоящего времени сохранили свои названия и в современном Иране, и в Таджикистане, а также в тех регионах Центральной Азии, где живут таджики и другие представители ираноязычных народов.

В процессе воспитания здорового образа жизни в авестийской медицинской системе особое внимание уделяли духовно-религиозному воспитанию, а также обучению людей правилам личной

и общественной гигиены, давали необходимые экологические знания. Подобный практический подход имел не только воспитательное, но и оздоровительное значение.

Мудрость авестийской медицинской системы заключается и в том, что в этой древнейшей рекомендации проблемы охраны здоровья человека рассматриваются воедино с экологическими. Авестийская медицинская система оставила глубокий след в мировой культуре. Она способствовала созданию древнеперсидской медицинской терминологии. Многие персидско-таджикские медицинские термины имеют авестийские корни (6, 180). Рецепты приготовления священного напитка «хаома» и авестийские способы оздоровления духа и тела человека и по сей день сохранились в таджикской народной медицине. (7, 270)

В «Вендидоте» говорится о путях распространения болезней через загрязненный воздух (т.е. через дыхательные пути), посредством приема недоброкачественных продуктов и загрязненной воды, путем контакта с больными людьми, животными, птицами, насекомыми. Знание основных путей распространения болезней позволило представителям авестийской медицины разработать цельную систему научно-обоснованных профилактических мероприятий, направленных на защиту людей от различных заболеваний путем соблюдения чистоты. Потому, безусловно, тезис «чистота - в этом мире величайшее добро для людей» (2, 168) - в течение тысячелетий играл большую роль не только в охране здоровья и обеспечении здорового образа жизни людей, но и природы.

Итак, рассматриваемая проблема является одной из самых важных в жизни современных таджиков. Традиции воспитания здорового духа имеют очень древнее происхождение и связаны с Авестой. Наши древние предки повседневно занимались конным спортом, стрельбой из лука и вольной борьбой, что свидетельствует о ведении здорового образа жизни в исторически далекие времена. Физические способности молодых людей учитывались и при заключении брачно-семейных отношений.

На основании выше изложенного можно заключить, что на протяжении многих веков человечество ставило перед собой вопрос: «Как сохранить здоровье и как продлить жизнь?». Ответы на эти вопросы искали лучшие умы, каждый из которых пытался найти свой рецепт. И, действительно, среди рекомендаций, дошедших до наших дней от предков, есть те, что совпадают с рекомендациями современной медицины и правилами здорового образа жизни и могут в полной мере использоваться людьми в повседневной жизни, извлекая пользу из сохранившихся до наших дней кладезей мудрости. Поэтому главной задачей, стоящей перед современными учеными, работающими в области медицины, педагогики, валеологии и в других смежных науках, является обучение молодого поколения знаниям, способствующим обереганию здоровья воспитанию его в атмосфере полноценного физического и психологического совершенства на благо Родины.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Абу, Рейхан Бируни. Индия/Пер. А.Халидова, Ю.Завадского. Под. ред. В. Беляева/А.Б.Бируни.-М.: Ладомир, 1995. - 57 с.

2.Авеста в русских переводах (1861-1996). Составление, общая редакция, примечания и справочный раздел И.В.Рака. Санкт-Петербург, 1997. - 480 с.

3.Авеста Избранные гимны. Душанбе: Адиб, 1990. - 176 с.

4.Авеста. Комментарии и исследования Джалила Дустхоха. - Душанбе: ^онуният, 2001. - 792с.

5.Мэри, Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи/ М.Бойс. - М .: Наука, 1987. - 280с.

6.Нуралиев, Ю.Н. Авестийская медицина и ее основные задачи/ Ю.Н.Нуралиев. - Гамбург, 1998. -250с

7. Нуралиев, Ю.Н. Медицина в Авесте/ Ю.Н.Нуралиев//Вахдат. - 1999. - №7. - С.1-3.

8.Абу, Али Ибн Сина. Канон врачебной науки/А.А.И.Сина / Пер.с арабского T.I-V. - Ташкент, 1956-1960. - 360 с.

REFERENCES:

LBiruni, Abu Reihan. India/Translated by A.Halidov, J.Zavadsky. Under the editorship of V.Belyaeva/ A.R.Biruni. - М.: Ladomir, 1995. - 57 p.

2.Avesto in Russian Translations (1861-1996). Compilation and general editorship by I.V.Rak. St.-Petersburg, 1998. - 480 p.

3.Avesto. Selected Hymns. - Dushanbe: Man-of-Letters, 2001. - 176 p.

4.Avesto. Commentaries and Explorations by Djalil Dusthokh. - Dushanbe: Collection of Laws, 2001. - 792 p.

5.Boyes, Mary. Zoroastrians. Beliefs and Traditions/ M.Boyes. - M.: Science, 1987. - 280 p.

6.Nuraliev, Ju.N. Avesto Medicine and its Basic Goals/Ju.N.Nuraliev. - Hamburg, 1998. - 250 p.

7.Nuraliev, Ju.N. Medicine in Avesto/Yu.N.Nuraliev//Unity. 1999. - #7. - Р.1-3.

8.Abu, Ali Ibn Sino. Canon of Medical Science /A.A. Sino/translated from Arabic. - V.V.I-V. -Tashkent, 1956 -1960. - 360 p.

Нацши "Авасто" дар тарбияи тарзи х,аёти солим.

Вожа^ои калиди: Авасто, тиб, зардуштия, тарбия, саломати, тарзи уаёт

Дар мацола, ба манзури таъини арзиши тарбиявии таълимоти Зардуштия дар мавриди риояи цоидауои беудошти рузмарра ва гизо кори цидди анцом шудааст. Ба назари муаллиф мууим ин аст, ки ин масъаларо, ки яке аз мууимтарин масоили уаёти тоцикони муосир мебошад, дар алоцаманди бо анъанауои тарбияирууи солим дар "Авасто" барраси намудан, аз ауамият холи нест. Дар мацола анъанауои динии зардушти дар уамоуангсозии асоситарин ва заруртарин дастовардуои тиб барои уифзи саломати ва ё дар роуи азнав барцароркунии саломатии аздастрафта таулил карда шудаанд, Нишон дода мешавад, ки ба эътибор гирифтани масъалауои цонунишудаи илми тиб, ки дар цисматуои алоуидаи "Авасто" омадаанд ва риояи ощо барои уамма зардуштиуо уатми уисобида мешуданд, барои тарбияи тарзи уаёти солим дар насли наврас аз ауамият холи нест.

Роль "Авесты" в воспитании здорового образа жизни

Ключевые слова: Авеста, медицина, зороастризм, воспитание, здоровье, образ жизни

В статье проведена серьезная работа по определению значения учения Зороастризма относительно соблюдения правил пищевой и бытовой гигиены. По мнению автора, немаловажным является и необходимость рассматривания данной проблемы которая является одной из самых важных в жизни современных таджиков, традиции воспитания здорового духа связанные с Авестой. Проанализированы зороастрийские религиозные традиции, проведена канонизация основных, необходимых для охраны здоровья или для восстановления утраченного здоровья человека достижений медицины. Указывается, что канонизированные проблемы медицины включались в состав отдельных частей Авесты, соблюдение правил считалось обязательным для всех зороастрийцев которые можно использовать в воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения.

The Role of Avesto in Healthy Modus Vivendi Upbringing

Keywords: Аув^По, medicine, Zoroastrism, upbringing, health, modus vivendi

In his article the author reflects the conducted serious work dealing with the value of Zoroastrizm tenet related to observation of rules targeted at food and household hygiene. In conformity with the authofs opinion, being no unimportant, the problem in question which is considered to be one of the most important in modern Tajiksл lives, traditions aimed at upbringing of healthy spirit, is linked with Avesto. He analyzes Zoroastrian religious traditions, conducts canonization of principal medical achievments, necessary for health protection and restoration of lost health. It is indicated that the canonized problems associated with medicine were included into the composition of separate parts of Avesto: observation of rules was considered as obligatory for all Zoroastrians.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Рахимов Эркин Э^сонцонович, сармуаллими кафедраи забонуои хориции Донишкадаи ицтисод ва савдои Донишгоуи давлатии тицоратии Тоцикистон (Цумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail:rahimoverkin19 76@gmail.com Сведения об авторе:

Рахимов Эркин Эхсонджонович, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail:rahimoverkin1976@gmail.com Information about the author:

Rahimov Erkin Ehsonjonovich, senior teacher of foreign languages department under the Institute of Economy and Trade attached to the Tajik State University of Commerce (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: rahimoverkin1976@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.