Научная статья на тему 'Сущность и предназначение человека в философии Абу Бакра ар-Рази'

Сущность и предназначение человека в философии Абу Бакра ар-Рази Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
746
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / ҷАҳОНБИНӣ / ДИН / МАЪНАВИЁТ / МУКАМАЛКУНӣ / ҳАқИқАТ / ИНСОН ТАБИАТ / МОҳИЯТ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / РЕЛИГИЯ / ДУХОВНОСТЬ / РАЦИОНАЛИЗМ / ИСТИНА / ЧЕЛОВЕК / ПРИРОДА / СУЩНОСТЬ / ANTHROPOLOGY / OUTLOOK / RELIGION / SPIRITUALITY / RATIONALISM / THE TRUTH / HUMAN BEING / NATURE / ESSENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ҷӯраева Нигора Ниёзбобоевна

Дар мақола масъалаи антропология (инсоншиносӣ) дар таърихи мутафаккирони форсу тоҷик равшан дида мешавад. Таҳлилҳои таърихӣ доир ба антропология (инсоншиносӣ) нишон медиҳад, ки дар фалсафаи форсу тоҷик ақидаи ҳастӣ гуногунанд. Дар осор ва андешаҳои Розӣ оид ба инсон, ҳаёт, марг, маърифатнокӣ, таҷрибаи ҳаёти инсонӣ бевосита дида мешавад. Бо ақидаи Розӣ, ҳақиқат он вақт кушода мешавад, ки дарёфтани ҳаёти шахсӣ ба амал татбиқ карда шавад. Барои Розӣ донистани ҳақиқат маънои зиндагӣ кардан дар он аст. Аз ин рӯ, тамоми зиндагии мутафаккир ба мушоҳидаи инсон равона шуда буд. Розӣ дар байни файласуфон ба шарофати ҷаҳонбиниаш дар омӯзиши қомуснома, табибӣ, ал-кимёгарӣ ва файласуфӣ машҳур шуд.В статье рассматривается проблема антропологизма в истории персидско-таджикской философии. Анализ исторических очерков по отечественному антропологизму показывает, что персидско-таджикская философско-антропологическая мысль самобытна и разнообразна. Указывается, что в трудах ар-Рази размышление о человеке, его жизни, смерти и т.д. понималось мыслителем не столько как интеллектуальное движение, сколько как непосредственный опыт человеческого бытия, истина приоткрывалась, обнаруживалась, воплощаясь в собственной жизни. Подчеркивается, что для ар-Рази знать истину означало жить в ней. Анализируя труды мыслителя, автор определяет, что вся жизнь мыслителя была направлена на созерцание истины, что и сделало его великим персидско-таджикским мыслителем, ученым-энциклопедистом, врачом, алхимиком и философом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dwells on the problem dealing with anthropology in the history of Persian-Tajik philosophy. Analyzing historical essays concerning home anthropology the author of the article shows that Persian-Tajik philosophical-anthropological thought is original and diverse, on the whole. It is indicated that in the works of ar-Razi meditation about man, his life, death, etc. was comprehended by the thinker not so much as an intellectual movement, but rather as an immediative experience belonging to human being, the truth was disclosed, revealed, being embodied in his own life. She lays an emphasis upon the idea that for ar-Razi to know the truth meant to live in it. Analyzing the works by the thinker the author of the article determines that the entire life of the thinker was targeted at contemplation of the truth, and just that made him great Persian-Tajik thinker, encyclopedic scientist, doctor, alchemist and philosopher.

Текст научной работы на тему «Сущность и предназначение человека в философии Абу Бакра ар-Рази»

УДК 1Ф Н.Н.ДЖУРАЕВА

ББК 87.3

СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ АБУ БАКРА АР-РАЗИ

Значительным разнообразием антропологических сюжетов отличается персидско -таджикская философия эпохи средневековья - калам, аристотелизм, суфизм, исмаилизм, ишракизм (иллюминативная философия), «Братья чистоты» и др. Это, с очевидностью, говорит о том, что попытки философского постижения человека, его сущности, судьбы, свободы, смысла жизни и т.д. в отечественной истории философии неизмеримо богаты и разнообразны. Это в совокупности говорит о плюралистическом и толерантном характере персидско -таджикской философии.

Являясь неотъемлемой частью нашей культуры, ее «самосознанием» и «самосовершением», философия вскрывает главные тенденции в развитии культуры, в этом смысле антропологизм персидско-таджикской философии является точным отражением нашей культуры в целом. Соответственно, и тот образ человека, который характерен для культуры в целом, наиболее явно и однозначно выражается именно в философских исканиях той или иной эпохи.

Заметим, что проблемы антропологизма в истории персидско -таджикской философии, так же, как и в истории философии Индии, Китая и Греции, были поставлены гораздо глубже, разнообразнее и радикальнее, чем в философии и антропологии Запада. Многие отечественные и западно-европейские исследователи философии указывают на предвестие антропологии в персидско-таджикской философии задолго до генерации аналогичных идей в западной философии (1).

Анализ исторических очерков по отечественному антропологизму показывает, что персидско-таджикская философско-антропологическая мысль самобытна и разнообразна. На протяжении тысячелетий она, как уже отметили, продемонстрировала не только парадоксальные и противостоящие друг другу подходы к проблеме человека. Эта мысль показала также стремительную смену всех отразивших различные полюсы философско -антропологической рефлексий - от мифологического и религиозного до мистического и одушевленного идеей социального активизма.

Мировоззренческие искания персидско-таджикских философов, причислявших себя к самым различным философско-религиозным школам и духовным исканиям, отличаются несомненной особенностью. Однако, какой философской идее или течению ни отдавалась бы дань, тема человека никогда не исчезала. Более того, это явилось, по существу, не просто темой, а некий стержень, вокруг которого разворачивались многообразные философские сюжеты. Отечественные философы видели в человеке, независимо от своего мировидения и школы, средоточие и ядро мысли, постигающей тайны бытия.

Обычно при характеристике персидско-таджикской философской антропологии исследователи ссылались на известные трактаты Фараби, Мискавейха, Ибн Сины, Газали, представителей «Ихвану-с-сафа», суфизма и исмаилизма, которые, как им казалось, отражали наиболее продуктивные теоретические искания в этой сфере. Однако, как отметили выше, попытки философского постижения человека в истории персидско-таджикской философии неизмеримо богаче и разнообразнее, нежели это было представлено при традиционном подходе к эволюции антропологических идей наших мыслителей. Ярким примером этого является эволюция антропологической мысли эпохи восточного «ренессанса» в рамках философской концепции ар-Рази. Эволюция во многом определялась движением от каламистических традиций споров и суфийских метафизических и космологических идей, одухотворенным нравственно обостренным отношением индивида эпохи средневековья к жизни и самому себе и вытекающим из этого стремлением к духовному самоусовершенствованию.

Хотя ар-Рази и другим вольнодумцам его эпохи (ар -Рованди и др.) помешали окончательно оформить отдельную школу или направление персидско-таджикской философии, тем не менее, каждый из них оформил свои мысли в определенную систему. Они, стремясь к абстрактной и чисто интеллектуальной систематизации своих взглядов, в которых отсутствуют религиозные и

этические мотивы и религиозная окрашенность, не соотносили себя с традиционным для мусульманского Востока религиозным умозрением. Через эту установку они и определяли себя. Вот почему в центре их внимания постоянно оказывался не только неисчерпаемый духовный опыт личности, смысл индивидуального и коллективного бытия, но и человек как природное и физическое существо. Исходя из этого для них, в том числе и ар -Рази, был приемлем рационалистический подход, где преимущественное внимание уделялось проблемам сознания, эпистемологии, интеллектуального постижения реальности, которое стимулировало интерес к бытию и живому опыту.

Подход к этим проблемам со стороны ар -Рази изначально не был свободен от умозрительности. Истина о человеке, в его понимании, интерпретировалась не только как результат познавательных усилий, но и также, как кристаллизация повседневного, духовно напряженного опыта. Об этом свидетельствуют не только его труды по всем направлениям знаний эпохи мыслителя, но и его жизни. Он как великий химик и врачеватель, практически используя свое знание, на наш взгляд, попытался представить в завершенном виде некое особое знание о человеке. Он предполагал, что если «физическая медицина» направлена на лечение тела человека, то «духовная медицина» и духовные постижения призваны направить человеческое бытие, помочь человеку в его становлении как духовного существа, в его жизни.

В трудах ар-Рази размышление о человеке, его жизни, смерти т.д. понималось мыслителем не столько как интеллектуальное движение, сколько как непосредственный опыт человеческого бытия. Истина приоткрывалась, обнаруживалась, воплощаясь в собственной жизни. Для ар -Рази знать истину - жить в ней. Поэтому вся жизнь мыслителя была направлена на созерцание о нем. Благодаря этому он стал великим персидско -таджикским мыслителем, ученым-энциклопедистом, врачом, алхимиком и философом.

Ар-Рази свое начальное образование получил от отца, который также обладал немалыми знаниями. В детстве Ар-Рази очень увлекался пением и игрой на музыкальных инструментах, в частности на лютне. Но со временем стал интересоваться медициной и химией, при этом проявляя особое рвение в познании математики, астрономии, риторики и других предметов.

Согласно авторам эпохи средневековья ар-Рази обладал особой памятью и сообразительностью, благодаря чему он выучивал наизусть все, что читал или слышал от своих учителей, с малых лет любил экспериментировать. Однажды во время очередного химического опыта произошла реакция с выделением ядовитого газа, и он получил сильное отравление, повлекшее долгое лечение. По мнению большинства исследователей, именно этот случай подтолкнул ар-Рази к чтению книг по медицине. Он много странствовал, побывал в таких городах как Хорезм, Самарканд, Ходжент, Газна. Целью его путешествий было получение новых знаний: изучал философию, метафизику, поэзию и алхимию, что способствовало его расширению круга его познаний и разносторонности образования.

Когда Ар-Рази исполнилось тридцать лет, отправляется в религиозную, культурную и научную столицу исламского мира того времени - в Багдад. Там он занимается углубленным изучением химии и философии.

Получив блестящие познания в медицине, ар-Рази возвращается к себе на родину, в город Рей, где на него возлагается руководство больницей «Бимаристани Рей». За короткое время работы в этой больнице имя ар-Рази стало широко известно не только в его родном городе, но и во всем халифате. Слухи о нем как о великом знахаре и врачевателе дошли до самого аббасидского халифа Аддуд-Давля ибн Буйах, который, вызвав ар-Рази в Багдад, поручил ему создание такой же больницы в Багдаде, что впоследствии было названо «Аль-Баймарстан Аль-Адди». В то время ар-Рази было уже сорок лет.

Весьма, интересен факт выбора ученым места для постройки больницы, о котором говорят все исследователи его трудов. После того, как ар-Рази посоветовался со своими коллегами и учениками относительно места постройки больницы в Багдаде, он взял кусок мяса, изрезал его на несколько частей и положил их в разных местах города. Спустя несколько дней он исследовал воздействие времени и места на мясо, и было выбрано именно то место, на котором мясо было меньше всего испорчено, что указывало на чистоту воздуха и местности. Когда ар-Рази пришел к халифу и указал ему на место, где должна быть построена больница в Багдаде, и объяснил ему причину своего выбора, Ибн Буайх был очень поражен его сообразительности.

По указанию Ибн Буайха были собраны самые лучшие инженеры и строители, которые построили больницу, отвечающую всем требованиям своего времени. После постройки больницы в

практике ар-Рази было проведение консультаций, что проходило в большом зале, и во время которых сам мыслитель садился в середине. Рядом с ним, в круг, садились его коллеги-ученые, за которыми занимали места молодые практиканты.

Однажды к нему привели умирающего больного с кровохарканьем. Многие знахари ему говорили, что «он по воле Аллаха приговорен к смерти». Ар-Рази не отказался от пациента, несмотря на такой приговор. Он внимательно осмотрел больного и не обнаружил по его пульсу ничего плохого, что могло бы послужить непосредственной причиной заболевания

- А какую воду пьете? - спросил он у больного.

- Болотную, - услышал он неожиданный ответ.

- Болотную, вот как... А не могли вы вместе с водой нечаянно проглотить и пиявку?

Ар-Рази дал своему пациенту травку под названием «лягушачья шерсть», чтобы вызвать у него обильную рвоту. В результате этой процедуры пиявка вышла наружу, и пациент выздоровел.

Постоянный труд, жажда к знаниям и главное - его любовь к жизни и гуманизм со временем сделали ар-Рази великим мыслителем и ученым своего времени в области медицины, наряду с этим одним из самых известных ученых в области химии и фармацевтики. Благодаря своим стараниям и желаниям, применению знаний во имя человека и его счастья он завоевал доверие всех ученых своего времени, но и после смерти Ар-Рази величали разными именами и эпитетами, что указывает на значимость его фигуры. Например, его называли «Арабским Галеном», «Философом гриппом по весне, нюхая цветы и т.д.

Бесспорно, всю свою сознательную жизнь ар-Рази занимался поиском знаний и практикой их применения. Большую часть своей жизни ученый провел в чтении и составлении научных трактатов. Наряду с этим он проводил множество химических, физических и медицинских экспериментов, благодаря чему, можно с уверенностью утверждать, что его познания не ограничивались знанием лишь одного вида науки. По этой причине его называют ученым-энциклопедистом.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что ар-Рази был одним из самых разносторонних персидско-таджикских учёных эпохи средневековья. Он был корифеем во многих науках, в том числе в медицине, философии, богословии, физике, ботанике, фармацевтике, зоологии, математике, литературе, поэтике, пиитике, этике и т.д. Его сочинения ясно свидетельствует о том, каким большим учёным он был и какими обширными знаниями владел. Но всё же его вклад в медицину особенно велик. Несмотря на то, что в своей стезе ар-Рази следовал учениям Галена, которое в то время было основой медицинской науки во всех странах Ближнего и Среднего Востока, его знания не ограничивались тем, чему учил греческий медик. Овладев галеновской медициной, он перерос её и привнёс в медицинскую науку много нового. Именно поэтому в отечественной и мировой медицине он занимает такое же место, как Гален в греческой медицине. Именно поэтому его прозвали «арабским Галеном» (2, 67-68).

Среди трудов ар-Рази можно назвать такие книги, как «Аль-Джудра ва-л-хусба», «Аль-Фаджиру фи-т-тиб», «Аль-Хуса фи-л-кула ва-л-мусаба», «Манафиу- л-агзийа», «Шуруту-н-назр», «Киса ав хикаят аль-марза», «Аль- мадхуль ас-сагир илат-тиб», «Ат-таббу ар-Райхани» и др.

Однако среди трудов ар-Рази по медицине самым большим является книга, состоящая из двадцати томов, под названием «Аль-Хава». Это один из самых больших трудов ар-Рази, над составлением которого он трудился пятнадцать лет. Эта книга содержит в себе все высказывания ученых в области медицины, которые были известны в то время. Наряду с этим, в нем есть описание всех болезней, известных человечеству в то время, пути их профилактики и излечения от них. Стоит особо отметить труд ар-Рази в области медицинской этики под «Ахлаку-т-табиб» («Этика знахаря»), в котором описываются правила поведения врача с коллегами и пациентами. Особое место уделяется этике поведения врача с представителями власти, а также больного с врачом.

Таким образом, краткий список трудов ар-Рази по медицине показывает, что он был не простым знахарем, а превзошедшим Галена ученым-медиком. Он придерживался того мнения, что врач обязан знать физиологию и должен уметь оперировать больного. С этой целью ему специально доставляли из Занджабара (Африка) обезьян, которых он оперировал перед своими учениками. И лишь после экспериментов с обезьянами он и его ученики проводили операции больных. Именно он первым из ученых стал придавать особое значение психологии в области медицины. Так, в своих наставлениях он советовал ученикам, чтобы они всячески воодушевляли своих больных и настраивали их на излечение, даже в том случае, если они не были уверены в излечении больного.

Благодаря своим неустанным духовным исканиям в области медицины и их реализации на практике он сделал большие открытия в области медицины и фармацевтики. Он первым из ученых дал точное описание оспы и кори, тем самым определив их как разные болезни. Именно он первым стал проводить эксперименты на обезьянах с использованием ртути и соли, с целью понять их воздействие на организм. По этой причине мыслитель считается основоположником в области медицины, проведения экспериментов и апробирования лекарств на животных.

Ар-Рази также первым из ученых стал применять стерилизованные бинты, проводить ежедневную перевязку. Он первым стал практиковать сшивание поврежденных внутренних органов. Нити для таких операций изначально изготовлялись из кишок животных. Также он является основоположником такого

понятия, как инфекция и профилактика болезней. Недаром ар-Рази, призывая, прежде всего, к профилактике болезней, говорил: «Если ты способен излечиться с помощью своей пищи, то избегай принятия лекарств. И если ты способен излечиться с помощью травяного лекарства, то избегай принимать искусственное лекарство» (3, 48).

Одним из важных других открытий ар-Рази является определение им таких болезней, как аллергия, желтуха от избытка сахара в организме. В области фармацевтики ар-Рази первым в мире стал применять таблетки, изготовленные химическим путем.

Итак, к какой бы отрасли медицины мы не обратились, непременно можно увидеть большой вклад ар-Рази. Однако, наряду с медициной, с таким же успехом он занимался и химией, без которой фармацевтика не смогла бы функционировать. Безусловно, химия, как область науки, существовала еще до ар-Рази, ее основы были заложены в античной Греции, среди несторианцев и Александрийской школы. Но ар-Рази является ученым, который дал новый импульс для развития этой науки. Из трудов в области химии особо следует отметить книгу «Сирру-л-асрар». Так, он в этой книге первым из ученых подразделил известные в то время химические вещества на четыре категории - минеральные, растительные, животные и искусственные вещества.

Он, логически изучая человеческую жизнь, как она открывается человеком и для человека, в ее всеобщности и необходимости, задается вопросом: «Почему очень мало людей достигает пожилого возраста?» и, философски осмысливая его, пишет одноименную книгу. Именно в этом вопросе заложена основа его философской доктрины, где в самих своих истоках заявляет о себе в антропологической парадигме философского мышления.

Некоторые недоброжелатели ар-Рази написали несколько псевдо-сочинений и внесли их в список трудов мыслителя. Это сведение подтверждается и со стороны Ибн Аби Усайби (4, 48). Если бесстрастно и внимательно проанализировать «ас-Сират ал-фалсафийат» ар-Рази и обратить внимание на вышеуказанный момент, т.е. на то, что многие дискутируемые философские суждения не принадлежат мыслителю, а также учесть то, что многие его оппоненты, противники и недоброжелатели были исмаилитами, то возможно добиться относительной ясности о его философских дискуссиях со своими современниками.

В «ас-Сират ал-фалсафийа» ар-Рази чаще всего обращается к Сократу, приводит его взгляды, особенно те, которые привлекали внимание исмаилитов, и критикует некоторые из них. Вероятно, именно в этом коренятся все споры о философии ар-Рази: Почему он почти не обращается к философии Аристотеля, Платона или неоплатоников? Почему не обсуждает важнейшие главы исламской философии, особенно те, которые рассматриваются в трудах Ибн Сины? На наш взгляд, будет лучше, если искать главную причину диспутов исмаилитов о сочинениях ар-Рази в самом положении исламской философии в те времена. Вопрос в том, в каком положении пребывала исламская философия тогда, когда ар-Рази представлял свои фундаментальные вопросы о философии Сократа и его взглядах на метафизику, человека и систему бытия и какой истинный мусульманский философ выражал свои взгляды.

Разумеется, при этом не стоит забывать, что главные мусульманские философы-теоретики -Фараби и Ибн Сина родились позднее ар-Рази. Когда ар-Рази начал выражать свои взгляды, исламская философия не была ещё столь развита. Поэтому более поздние мусульманские философы, появившиеся после Ибн Сины и Фараби, стали критиковать воззрения ар-Рази, исходя из его сравнения с этими двумя великими философами, забывая о том, что он не был ещё знаком с теми проблемами, которые они озвучили после него. Стоит отметить, что более всех критикой философских взглядов занимался Насир Хусрав, который, следует сказать, был одним из самых известных проповедников исмаилитов.

Следует отметить, что главными вопросами, по которым исмаилиты критиковали, являются

темы времени, природы, души, пророчества; критике, прежде всего, подвергалось установление ар-Рази пяти вечных принципов: дешурга, мировой души, первоматерии (Matria prima), пространства и времени. Первый вопрос дискуссии, приводимый его земляком Абу Хатимом Рази, таков: нет ли противоречия в том, что время становится вечным принципом. Здесь, на наш взгляд, большой интерес представляет различие, проводимое ар-Рази, между временем, измеряемым движением неба, и временем неизмеримым, независимым от неба и души. Последнее относится к уровню вселенной, превосходящему душу. Насир Хусрав по этому поводу замечает, что время - это вечность, измеренная движением неба; вечность - это неизмеримое время без начала и конца (5, 114- 115, 147).

Следующий дискутируемый вопрос в отношении ар-Рази - это его религиозные взгляды. По этому поводу Бируни пишет, что он написал две книги о ереси и неверии. По утверждению большинства исследователей эти его сочинения назывались «Накд ад-дийан» («Отрицание религий») и «Махарик ал-анбийа» («Фокусы пророков»). Однако кроме названия от этих книг в странах Ближнего и Среднего Востока ничего не сохранилось. А в Европе она переведена почти на все языки. Однако существует и вероятности того, что они были написаны его недругами, как пишет Ибн Аби Усайби' (6, 394), и были включены в список его сочинений. Кроме того, нет возможности изучить социальное влияние времени и места проживания ар-Рази, чтобы узнать, находился ли он, как и Бируни, в постоянном страхе за обнародование своей веры и своих убеждений или нет.

Некоторые исследователи творчества мыслителя, особенно иранские, извлекая основные религиозные взгляды ар-Рази из тех сочинений, которые совершенно точно написаны им, пришли к выводу, что одним из таких сочинений является книга «аш-Шукук 'ала ал-Джалинус» («Сомнения в отношении Галена»), к счастью, сохранившаяся и изданная. В ней ар-Рази критикует Галена не только с медицинской, но и с богословско-философской точки зрения. Исходя из этого, а также опираясь на составленный Ибн Аби Усайби' список сочинений ар-Рази, в котором упоминаются две книги под названиями «Фи ал-имамат ал-му'там» («О пребывающем имамате») и «Фи ал-имамат» («Об имамате»), эти иранские исследователи полагают, что он был шиитом. Другим поводом считать его шиитом, по их мнению, является то, что одна из его энциклопедических книг по медицине называется «Ман ла йахдурухуат-табиб" («Для тех, к кому не приходит врач»). Эта книга является своеобразным медицинским справочником для тех, у кого нет доступа к врачам. Она была написана для того, чтобы они могли заниматься самолечением (7, 127,244).

Эти исследователи заключают, что одна из четырёх основных шиитских сборников преданий называется «Награда деяний и наказание за деяния», который был составлен Шейхом Садуком, известным также как Ибн Бабувайх (ум. 992 г.). Здесь, по мнению этих исследователей, примечательно то, почему один из лучших шиитских умов, спустя примерно семьдесят лет после смерти ар-Рази, дал своей книге примерно такое название, как и тот, кого считали еретиком и неверным. Шейх Садук пишет, что взялся за составление этого сборника, вдохновившись примером книги «Ман ла йахдурухуат-табиб", что также подтверждается более поздними шиитскими богословами (8, 6). Поэтому иранские исследователи полагают, что начиная с IX века шиитские богословы не сомневались в вере ар-Рази, не считая его за еретика. Более того, они вдохновлялись его произведением «Ман ла йахдурухуат-табиб». Все шиитские писатели питали особую симпатию к нему, которая сохранилась и в наши дни. Особенно часто труды ар-Рази упоминаются в популярной в шиитском мире книге «аз-3ари'ат ила тасанифаш-ши'ат», которая была написана Ага Бузургом Тихрани для того, что познакомить широкий круг читателей с произведениями шиитских авторов.

Итак, эти дискуссии говорят о том, что заметное отличие философии ар-Рази от мыслителей других школ стран Ближнего и Среднего Востока проявлялось также в ее нерелигиозной антидогматической окрашенности. Общеизвестно, что в персидско-таджикской философии эпохи мыслителя были сильны религиозные мотивы. Различные мировоззренческие учения неизменно соотносили себя с традиционным для нее исламским умозрением. Через эту установку они и определяли себя. Вот почему в центре внимания постоянно оказывался не столько человек как природное существо, сколько исчерпаемый духовный опыт личности, смысл индивидуального и коллективного (умма) бытия.

Таким образом жизнь и творческое наследие ар-Рази с очевидностью показывают, что он не был кабинетным ученым. Он стал защитником человека и человеческой жизни. Он вносит в ислам активный антропологизм и радикально встает против той пассивности человека, которая в исламе была возведена почти в догму. Мыслитель понимал свободу и деятельность человека как

неотъемлемую часть религии.

По глубине и широте диапазона своих научных изысканий ар-Рази является одним из крупнейших мыслителей эпохи средневековья. Он принадлежит к числу тех ученых и мыслителей, которых называют энциклопедистами. У него есть чему поучиться и нынешним поколениям, и будущим. Сегодня особую ценность представляют его работы, где он всесторонне рассматривает проблему человека: его природы, сущности, способа и смысла существования, поиска жизненных ценностей, духовного возрождения.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Музаффари, М. Антропология/М.Музаффари.- Душанбе: Дониш, 2008; Он же. Антропологияи ориёи/М.Музаффари. - Душанбе, 2006 и др.// Уотт Монтгомери. Влияние ислама к средневековую Европу. https://www.livelib.ru/review/346014-viliyane-islama-na-srednevekovuyn-evropu_uilyam-montgomeri-uott.

2.Корбен, Анри. Та'рихи фалсафаи исломи/А.Корбен//Пер. Джавада Табатабаи. Первое издание. - Тегеран: Кавир, 1373.Олман - С.67-68.

3. Ар-Рази. Аль-Хова/Ар-Рази. - Бейрут, 1978. - 48 с.

4. Ар-Рази. Аль-Хова/Ар-Рази - Бейрут, 1978. - 48 с.

5.Ибн, Аби Усайби. Уйун ал-анба' фи табакат ал-атибба/И.А.Усайби - Бейрут, 1377 (1957). Т.1. - 317 с.; Мухаккик Махди. Файласуфи Рай Мухаммад ибн Закарийаи Рази. - Тегеран, 1349 г.х. - С.114 - 115, 147.

5.Сезгин, Фуат. Наука и техника в исламе/Сезгин Фуат - Т.3. -394.с.

6.Ага, Бузурги Техрани. Аз-Закарийат ила таснифаш шийат/ Ага Бузурги Техрани - Тегеран, 1378. Т.2. - С.319 - 344. Т.6. - С.226-235; Т.7. - С.127 - 244.

7.Абу, Джафар Мухаммад Али ас-Судух. Ман ла йахдуруху-л-факих/А.Джафар.- Кум., 1370. Т.2.- 6 с.

REFERENCES:

1.Muzaffari, M. Anthropology. - Dushanbe: Knowledge, 2008/M.Muzaffari et alia. Aryan Anthropology. - Dushanbe, 2006 etc.// Montgomeri, Uott. The Influence of Islam upon Medieval Europe. https://www.livelib.ru/review/346014-viliyane-islama-na-srednevekovuyn-evropu_uilyam-montgomeri-uott.

2.Korben, Anri. The History of Islamic PhilosophyM..Korben // under the editorship of Javod Tabatabi. The first edition. - Tehran: Kavir, 1373hijra. - Olman, - P. 67 - 68.

3.Ar-Razi. Al-Khova/ Ar-Razi. - Beirut, 1978. - 48 p.

4.Ar-Razi. Al-Khova/ Ar-Razi. - Beirut, 1978. - 48 p.

5.Ibn, Abi Usaybi. Uyun al-anba fi tabakat al-atibba/ A.Usaybi. - Beirut, 1377 (1957). - V.1. - 317 p.: Muhaqqiq Mahdi. Rey Muhammad ibn Zakariya Razi being a Philosopher. - Tehran, 1349hijra. - P. 114 - 115, 147.

6.Sezghin, Fuat. Science and Technique in Islam/Sezghin Guat. - V.3. - 394 p.

7.Aga, Buzuri Tehrani. Az-Zakariyat ila tastifash shiyat/ Aga Buzuri Tehrani. Tehran, 1378hijra. -V.2. - P. 319 - 344. - V.6. - pp. 226 - 235. : - V.7. - P. 127 - 244.

8.Abu,Jafar Muhammad Ali as-Suduh. Man la yahduruhu-l-faqih/А. Muhammad.-Qum,1370hijra.-V.2.-6 р.

Мохцят ва рисолати инсон дар фалсафаи Абубакри Рози

Вожа^ои калиди: антропология, ца^онбинй, дин, маънавиёт, мукамалкуни, щцицат, инсон табиат, моуият

Дар мацола масъалаи антропология (инсоншиноси) дар таърихи мутафаккирони форсу тоцик барраси мешавад. Таулилуои таърихи доир ба антропология (инсоншиноси) нишон медщанд, ки дар фалсафаи форсу тоцик ацидаи щстй гуногунанд. Зикр мешавад, ки дар осор ва андешацои Рози оид ба инсон, уаёт, марг, маърифатноки, тацрибаи уаёти инсони бевосита дида мешавад. Бо ацидаи Рози, щцицат он вацт кушода мешавад, ки дарёфтани щёти шахси ба амал татбиц карда шавад. Таъкид мешавад, ки барои Рози донистани щцицат маънои зиндаги кардан дар он аст. Аз ин ру, тамоми зиндагии мутафаккир ба мушоцидаи инсон равона шуда буд. Рози дар байни файласуфон ба шарофати цауонбиниаш дар омузиши цомуснома, табиби, ал-кимёгари ва файласуфи машцур шуд.

Сущность и предназначение человека в философии Абубакра ар-Рази

Ключевые слова: антропология, мировоззрение, религия, духовность, рационализм, истина, человек, природа, сущность

В статье рассматривается проблема антропологизма в истории персидско-таджикской философии. Анализ исторических очерков по отечественному антропологизму показывает, что персидско-таджикская философско-антропологическая мысль самобытна и разнообразна. Указывается, что в трудах ар-Рази размышление о человеке, его жизни, смерти и т.д. понималось мыслителем не столько как интеллектуальное движение, сколько как непосредственный опыт человеческого бытия, истина приоткрывалась, обнаруживалась, воплощаясь в собственной жизни. Подчеркивается, что для ар -Рази знать истину означало жить в ней. Анализируя труды мыслителя, автор определяет, что вся жизнь мыслителя была направлена на созерцание истины, что и сделало его великим персидско-таджикским мыслителем, ученым-энциклопедистом, врачом, алхимиком и философом.

The Essence and Manлs Destiny in Abu Bakr ar-Razi s Philosophy

Key words: anthropology, outlook, religion, spirituality, rationalism, the truth, human being, nature, essence

The article dwells on the problem dealing with anthropology in the history of Persian-Tajik philosophy. Analyzing historical essays concerning home anthropology the author of the article shows that Persian-Tajik philosophical-anthropological thought is original and diverse, on the whole. It is indicated that in the works of ar-Razi meditation about man, his life, death, etc. was comprehended by the thinker not so much as an intellectual movement, but rather as an immediative experience belonging to human being, the truth was disclosed, revealed, being embodied in his own life. She lays an emphasis upon the idea that for ar-Razi to know the truth meant to live in it. Analyzing the works by the thinker the author of the article determines that the entire life of the thinker was targeted at contemplation of the truth, and just that made him great Persian-Tajik thinker, encyclopedic scientist, doctor, alchemist and philosopher.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Цураева Нигора Ниёзбобоевна, муаллимаи кафедраи сиёсатшиноси ва фаруангшиносии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Цумуурии Тоцикистон, шаури Хуцанд), E-mail: [email protected] Сведения об авторе:

Джураева Нигора Ниязбабаевна, преподаватель кафедры политологии и культурологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected] Information about the author:

Juraeva Nigora Niyazbabaevna, lecturer of the department of politology and culturology under Khujand State University named after acad. B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.