Научная статья на тему 'О СОСТОЯНИИ И ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОРОДСКИХ ШКОЛ ТАДЖИКИСТАНА'

О СОСТОЯНИИ И ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОРОДСКИХ ШКОЛ ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ШКОЛЬНИКИ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Додобоев Х.О.

В статье анализируется состояние военно-патриотического воспитания старшеклассников городских школ на примере г. Истаравшан и г. Хорог. Показано, что в этой сфере существует ряд проблем, требующих своего решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT STATE OF AFFAIRS AND PROBLEMS OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF TOWN SCHOOLCHILDREN OF TAJIKISTAN

In the article analysed of state of affairs and problems of military-patriotic education of town schoolchildren, on example Horog and Istaravshan. Shown that in this sphere exists the row of the problems, requiring its decisions.

Текст научной работы на тему «О СОСТОЯНИИ И ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОРОДСКИХ ШКОЛ ТАДЖИКИСТАНА»

УДК 371(575.3)

О СОСТОЯНИИ И ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОРОДСКИХ

ШКОЛ ТАДЖИКИСТАНА

Додобоев Х. О.

Таджикский государственный институт языков имени С. Улугзода

Государственная молодежная политика Республики Таджикистан основывается на ряде принципов, одним из которых является формирование патриотизма и гражданственности молодежи. В Законе Республики Таджикистан «О молодежи и государственной молодежной политике» [6] наряду с организационными, правовыми, социально - экономическими основами воспитания молодёжи, особенно становления и развития молодёжи, определяет принципы и меры реализации государственной политики в области эффективного использования интеллектуального и духовного потенциала молодежи, направленного в интересах общества. В Законе особое внимание уделяется местным органам исполнительной власти, которые должны вести серьезную работу по воспитанию молодежи. В Законе, в частности, отмечается, что в этой сфере «...местные органы по делам молодежи совместно с местными органами государственной власти, местными органами управления образованием, местными органами труда и социальной защиты населения проводят встречи и беседы по вопросам обучения, трудовой деятельности, занятости и патриотического воспитания молодежи».

В Законе подчеркивается, что «Государственный орган по делам молодёжи, местные органы государственной власти, органы местного самоуправления налаживают совместно с государственными уполномоченными и местными органами управления физической культурой и спортом, военно-патриотическими и другими общественными объединениями пропаганду физической культуры, здорового образа жизни, патриотизма».

В 2009 г., выступая на заседании Общественного совета Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отметил, что главной задачей общества является «.воспитание населения, особенно молодежи, в духе патриотизма и национального самосознания. На современном этапе развития нашего общества от каждого из нас требуется, чтобы с чувством гражданской ответственности и удвоенным усилием достойно выполнял свой патриотический долг перед Родиной и народом" [3].

Из вышеприведенных основополагающих посылов законодательства Республики Таджикистан, наставлений Президента страны вытекает важный вывод о том, что формирование всесторонне развитой личности должно происходить в первую очередь в общеобразовательной школе. В связи с этим в стране важнейшей воспитательной задачей ставится дальнейшее совершенствование военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, особенно, школьников. Другими словами, главная задача средней общеобразовательной школы заключается в формировании у школьников патриотизма и готовности к защите Родины. Мы отметим несколько принципиально важных моментов военно-патриотического воспитания школьников в целом.

Во-первых, следует признать, что воспитательные задачи школы успешно выполнятся лишь в условиях ведения работы по военно-патриотическому воспитанию согласно определенной системе, используя для этой цели воспитательные возможности урока и внеклассной идейно-воспитательной работы с учащимися.

Во-вторых, в современных условиях одной из важных, актуальных проблем педагогической науки является всестороннее изучение, обобщение и распространение передового опыта по постановке в школах военно-патриотического воспитания старшеклассников, изучение, систематизация способов формирования у учащихся патриотических чувств, методическое их обоснование и обобщение.

Основная причина пристального внимания к проблеме нравственного и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения состояла в том, что в современном мире, в условиях всерасширяющейся глобализации, устойчивость и идентичность национальных государств зависит от уровня национального самосознания граждан, который определяется во многом их патриотизмом [1]. В связи с этим особое внимание уделялось художественной литературе и педагогической печати в осуществлении военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Условно все эти исследования можно классифицировать в таком порядке:

1. Одни авторы ограничивались опубликованием отдельных статей об опыте передовых педагогических коллективов по военно-патриотическому воспитанию школьников.

2. Другой группой авторов написаны брошюры по военно-патриотическому воспитанию, однако в них недостаточное место занимают вопросы организации военно-патриотического воспитания по возрастным группам и во время внеклассной работы.

3. Третья группа авторов проводила исследования по военно-патриотическому воспитанию школьников.

В трудах некоторых авторов освещен положительный опыт осуществления военно-патриотического воспитания в отдельных школах республики. У других -нравственное воспитание пионеров младшего и среднего возраста, у третьих - вопросы воспитания школьников на основе революционных и боевых традиций таджикского народа. Однако в большинстве трудов освещаются вопросы военно-патриотического воспитания подростков в процессе внеклассной работы и явно недостаточное внимание уделено проведению такой работы в учебное время.

В последние годы по проблеме патриотического воспитания школьников изданы многочисленные монографии, статьи, защищен ряд диссертаций, в которых освещены самые разные аспекты этого важного направления школьного воспитания [2, 4, 9, 10]. На наш взгляд, все эти исследования, безусловно, важны, раскрывают те или иные конкретные стороны этой сложной проблемы. Но, к сожалению, они не могут охватить все аспекты вышеуказанной проблемы. В частности, недостаточно исследованы вопросы военно-патриотического воспитания в процессе изучения учебных дисциплин в школе, деятельность школьных патриотических клубов и др. А если оценить в целом, то по проблеме военно-патриотического воспитания школьников в республике существует очень мало литературы. Эта проблема осталась вне поля внимания педагогов, ученых, специалистов.

Учитывая все это, а также специфические особенности школьного курса литературы и истории Таджикистана, внеклассных мероприятий в осуществлении военно-патриотического воспитания старшеклассников, нами было решено исследовать данную проблему. Автор, имеющий большой опыт работы в школах (1988-2010), а также определенные навыки учебно-воспитательной работы в вузе, подытоживая собственные наблюдения пришел к выводу о том, что военно-патриотическое воспитание в школах дает лучшие результаты если его проводить среди старшеклассников. Для этого есть ряд объективных и закономерных обоснований. Так, по данным В. Н. Матушкина [8], анализирующего огромный материал по российским школам, на формирование патриотических чувств школьника влияют:

1. Школьная среда - 49,2%,

2. Семья - 24,1%,

3. Круг друзей и знакомых - 13,0%,

4. Телевидение, радио, электронные средства СМИ - 8,4%,

5. Другие факторы - 5,3% [8].

Такие наблюдения, к сожалению, отсутствуют в нашей республике, поэтому проведенные оценки нами приняты в качестве ориентировочных и рамочных для наших исследований.

Как видно из этих данных, роль школы в формировании патриотизма у школьников велика и составляет почти половину их бюджета времени. Отсюда следует важный вывод о том, что главный упор при военно-патриотическом воспитании школьников необходимо делать в школе, превращаю эту сферу в эффективную область.

Далее, старшеклассники это в скором времени это будущие защитники Родины, значительная их часть через короткое время приступают к службе в рядах отечественной армии.

Следуя изложенным особенностям, автором ниже приводятся материалы по особенностям организации военно-патриотического воспитания старшеклассников в городских школах. Объектами были выбраны 9-11 классы общеобразовательных школ №№ 2, 7, 20 г. Истаравшан. Для сравнения были использованы результаты анкетирования учеников 9-11 классов общеобразовательных школ №№ 6, 7, 8, 9, 10, 11 и Президентской школы г. Хорога, проведенные Н. А. Байрамбековой [5].

В школах Истаравшана военно-патриотическому воспитанию школьников придают особое значение. Практически во всех школах систематически действуют патриотические клубы, обычной практикой является встреча с ветеранами войн, широко развиты посещения школьниками воинских частей и т.д. В городе сильны патриотические традиции: школьники хорошо знают историю города, многие названия улиц, площадей, махаллей имеют древние исторические корни, свою историю. Кроме того, в городе народные традиции глубоко сидят в сознании школьников, что является немаловажным в деле организации военно-патриотического воспитания. В связи с этим не случайно, что анкетирование показало высокую информативность старшеклассников города о героях СССР - выходцев их малой родины: 92,8% опрошенных на вопрос «Кто является последним героем СССР из вашего города?» ответили правильно, написав «Наби Акрамов».

Оригинальность анкетирования, проведенного совместно с Н. А. Байрамбековой, заключалась в том, что анкеты составлялись отдельно для трех групп: школьников, родителей и учителей. Три группы анкет содержали разные вопросы с ответами и не повторяли друг друга. Погрупповое анкетирование было сделано с целью комплексной оценки состояния военно-патриотического воспитания, т.е. мы преследовали цель анализировать проблему как с позиции объекта воспитания, т.е. школьников, так и его субъектов - учителей и родителей.

Среди опрошенных родителей школьников г. Истаравшана очень высок людей с высшем образованием: высшее образование - 60,4%; неполное высшее- 17,1%; среднее средне-специальное- 22,5%

На вопрос «сколько времени вы уделяете своему ребенку-школьнику?» 52,3% родителей ответили «более 3 часов». А на вопрос «хотите ли вы чтобы ваш ребенок-школьник выбирал военную профессию?» 62,9% ответили «да».

Опрос учителей показал, что среди них 90,5% имеют высшее педагогическое образование, их средний возраст составляет 38 лет.

Как родители, так и учителя считают, что служба в рядах таджикской армии является почетной (72,6% и 86,2%, соответственно), на вопрос «что даст военно-патриотическое воспитание школьникам%» 70,9% родителей ответили, что «оно поднимает уровень их патриотизма», а 29,1% - «готовит их к военной службе». Никто из них не выбирал ответы: «ничего не даст» и «военно-патриотическое воспитание не является востребованным». Приведенные цифры свидетельствуют о высокой ответственности и серьезном отношении, как учителей так и родителей, к военно-патриотическому воспитанию школьников.

Опрос старшеклассников вышеперечисленных школ показал интересные результаты. Вопросы были объединены в несколько групп. Первая группа содержала общие вопросы: класс, пол, численность семьи, профессия родителей и др. Во вторую группу входили вопросы патриотического характера: история края, его традиции, знание языков, зарубежные друзья и др. Третья группа вопросов - чисто военного

характера и включала ответы на вопросы о том нравиться ли военная служба, военная профессия, военная форма, имена героев войн и т.п. Обработка анкет выявила, что, соответственно, 69,2% и 54,9% старшеклассникам нравится военная форма и военная профессия. На вопрос «Хотите ли служит в рядах таджикской армии?» 81,6% ответили утвердительно, а на вопрос «является ли, по-вашему, почетной военная профессия» 83,0% ответили «да». Вопросы патриотического блока также нашли положительные отклики. Так, школьники показали высокую осведомленность об истории, обычаях родного края, традициях (91,3%), поименно знают героев войн, известных людей родного края (92,8% и 90,6%).

Проведенное нами исследование показывает, что как сами старшеклассники, так и учителя и родители относятся со всей серьезностью к военно-патриотическому воспитанию, признают его важность и востребованность. Это обстоятельство должно способствовать организации системы военно-патриотического воспитания. Однако, существует ряд проблем, которые затрудняют ее осуществлению. Как справедливо отмечает Л.В. Кузнецова [7], современное общество не лишена негативными тенденциями, которые отрицательно влияют на воспитательный процесс и в частности, военно-патриотическое воспитание школьников. Из них применительно к условиям Таджикистана весомыми являются:

- изменение мотивации молодежи, ослабление у нее таких качеств как ответственность и трудолюбие;

- преобладание и насаждение в средствах массовой информации, интернет-пространстве, телевидении, видеоматериалов западной массовой культуры, пропагандирующей насилие, нигилизм и бездуховность;

- слабая практика у части учителей, родителей формировать у молодежи ценностные ориентиры и мотивацию на выполнение своего гражданско-патриотического долга.

В сложных социально-психологических условиях современного общества, где индивиду (школьнику) часто оказывается массовое, систематическое и целенаправленное воздействие, военно-патриотическое воспитание старшеклассников городских школ, где такое воздействие очень сильно и заметно, требует особых подходов. Учитывая эту особенность, на основе анализа результатов проведенного исследования, нами предлагаются конкретные меры, которые могут способствовать организации эффективной системы военно-патриотическое воспитание старшеклассников городских школ:

1. Проведение серии бесед по военно-патриотическим темам, приуроченное к памятным датам - День Победы, День Независимости, День Знамени.

2. Организация встреч и бесед с ветеранами войн и труда на кануне памятных праздничных дней в сопровождении выставок, фотомонтажей, видеоматериалов, декламациями на военно-патриотические темы, награждением активистов клуба и т.п.

3. Активизация работы клубов военно-патриотического направления, с оснащением их наглядными материалами по истории города, славных его героев, отдельных тематических уголков, организацией обсуждения художественной литературы, фильмов, материалов по теме.

4. Включение в хрестоматийную часть школьных курсов истории, краеведения, географии, обществоведения и др. тем военно-патриотического содержания.

Перечисленные меры уже применяются на практике иследованных школ г. Хорога и г. Истаравшана, где показали их высокую эффективность.

Литература:

1. Базарова С. Ш. Теоретические основы становления и развития высшего педагогического

образования Таджикистана. - Душанбе: Матбуот, 2006. - 201 с.

2. Буйдаков Х. Б. Психологические основы обучения учащихся в целостном педагогическом

процессе. - Душанбе: Маориф, 1998. - 220 с.

3. Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмон на внеочередном заседании общественного совета Республики Таджикистан, 4 декабря 2010 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://president.tj/node/2426.

4. Джумаев Б. У. Гражданское воспитание учащихся на уроках истории таджикского народа: автореф. дис.... канд. пед. наук. - Душанбе, 2004. - 22 с.

5. Додобоев Х. О., Байрамбекова Н.А. К проблеме организации военно-патриотического воспитания учащихся старших классов национальных школ // Вестник Института повышения квалификации госслужащих РТ. - 2012. - № 2. - С. 73-80.

6. Закон Республики Таджикистан «О молодежи и государственной молодежной политике» // Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2004. - №7, ст. 459.

7. Кузнецова Л. В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: автореф. дис.. д-ра пед. наук. - М., 2006. - 58 с.

8. Матушкин В. Н. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях / С. Е. Матушкин, Н.В. Ипполитова // Пед. исслед.: гипотезы, проекты, внедрения. - 2001. - № 1. - С. 5-21.

9. Турсунова М. Педагогические особенности формирования национального самосознания: автореф. дис.. канд. пед. наук. - Душанбе, 2005. - 25 с.

10. Шарипова Д. Я. Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания и образования младших школьников: монография / Д. Я. Шарипова. - Душанбе: Дониш, 2007. - 174 с.

О СОСТОЯНИИ И ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОРОДСКИХ ШКОЛ ТАДЖИКИСТАНА

В статье анализируется состояние военно-патриотического воспитания старшеклассников городских школ на примере г. Истаравшан и г. Хорог. Показано, что в этой сфере существует ряд проблем, требующих своего решения.

Ключевые слова: Таджикистан, школьники, военно-патриотическое воспитание, воспитательная работа.

ABOUT STATE OF AFFAIRS AND PROBLEMS OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF TOWN SCHOOLCHILDREN OF TAJIKISTAN

In the article analysed of state of affairs and problems of military-patriotic education of town schoolchildren, on example Horog and Istaravshan. Shown that in this sphere exists the row of the problems, requiring its decisions.

Key words: Tajikistan, schoolchildren, military-patriotic education, of education work.

Сведения об авторе: Додобоев Х. О., ассистент кафедры истории и экономической теории Таджикского государственного института языков имени С. Улугзода, e-mail: gkarimjon@mail.ru Information about the author: Dodoboev Kh. O., an assistant of the chair of history and economic theory, Tajik State Institute of Languages named after S. Ulugzoda

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ЛЕЧАТ НАРКОМАНОВ

Намозов Т. Б., Содиков К. И.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Подростковый алкоголизм и наркотизм - одна из наиболее острых, а вместе с тем и наиболее актуальных социальных проблем, с которым человечество вступило в XXI век. Прежде всего, следует отметить, что злоупотребление наркотиками по всему миру приобрело массовый характер.

Сокращение продолжительности здоровой образ жизни таджикской молодёжи связано не только с их расширяющимся вовлечением в наркоманию, но и с массовым приобщением к табакокурению и алкоголю. Следует также отметить, что у курящих и потребляющих алкоголь подростков вероятность перехода к наркотикам гораздо выше, чем у некурящих и непьющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.