Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

СОСТОЯНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / ЧУВСТВО ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / РАВЕНСТВО / ВОСПИТАНИЕ / ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омонов Рустам Ильхомидинович

Автор статьи, рассматривая и анализируя состояние патриотического и интернационального воспитания молодёжи Таджикистана в период независимости, предлагает учителям, педагогам и общественности использовать наиболее эффективные воспитательные методы, направленные на формирование у подрастающего поколения таких духовно-нравственных качеств, как: любовь к Родине, к своему народу, культуре, традициям и обычаям. Он также считает, что необходимо воспитывать в них толерантность, терпимость, уважение к другим национальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омонов Рустам Ильхомидинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITION OF PATRIOTIC AND INTERNATIONAL EDUCATION OF YOUTH IN THE PERIOD OF INDEPENDENCE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The author, examining and analyzing the condition of patriotic and international education of Tajik youth in the period of independence, offers teachers, educators and the public to use the most effective educational methods aimed at the formation of the younger generation of spiritual and moral qualities as love of country, for its people, culture, traditions and customs. He also believes that it is necessary to educate them tolerance, respect for other nationalities.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

СОСТОЯНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Омонов Рустам

Таджикский государственный педагогический университет им.Садриддина Айни

«Целью нашей государственной политики в сфере молодёжи является воспитание кадров, эрудированных и образованных специалистов, поколения, обладающего широким кругозором и

патриотическими качествами».

Эмомали Рахмон

Глубокие изменения в политической экономической жизни таджикского, оказавшие существенное влияние на сферу межнациональных отношений, обусловили социальную значимость проблемы формирования молодёжи позитивного отношения к людям разных национальностей.

Республика Таджикистан всегда была многонациональной, и проблема взаимоотношений разных народов оставалась актуальной на протяжении всей истории нашей страны. Поэтому развитие современной педагогической науки невозможно без включения осмысленного опыта прошлого, позволяющего избежать повторения совершенных ранее ошибок, восстановить утраченные, не востребованные до сих пор взгляды, в частности, на проблему формирования у подрастающей молодёжи позитивного отношения к людям разных национальностей

Патриотическое и интернациональное воспитание молодёжи, подготовка её к защите Родины — эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики Республики Таджикистан.

На современном этапе развития общества Таджикистан уделяет огромное внимание патриотическому и интернациональному воспитанию подрастающего поколения, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности страны.

Начиная с 1995 года, республикой были разработаны следующие программы по воспитанию таджикской молодёжи:

- Закон Республики Таджикистан "О молодежи и государственной молодёжной политике"

- Закон «Об образовании»

- Национальная концепция воспитания Республики Таджикистан

- Государственная программа воспитания молодёжи в духе патриотизма и Национальная программа молодёжи Таджикистана на период до 2015 года.

- Стратегия государственной молодёжной политики в Республике Таджикистан до 2020 г.

- Постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2012 года, № 93 "Об утверждении Программы военно-патриотического воспитания и развития военно-прикладных видов спорта среди подростков и молодежи допризывного и призывного возраста Республики Таджикистан на 2012-2015 годы"

- Программа этнокультурного образования в Республике Таджикистан

- Государственная программа «Патриотическое воспитание молодёжи Таджикистана на 20012005 г.г.», а также «Патриотическое воспитание молодёжи Таджикистана на 2005-2010 г.г.».

В своём содержании все эти документы включают следующие принципы:

- единый комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан Таджикистана, способный на основе формирования патриотических чувств и патриотического сознания, обеспечить решение задач по консолидации общества, по поддержанию социальной и экономической стабильности, по упрочению единства и дружбы народов, проживающих на территории Таджикистана;

- формирование высоких, социально значимых чувств, убеждений, позиций и устремлений таджикской молодёжи, её готовность и способность к активным действиям на благо Родины;

-целенаправленное и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств, включающих духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы с учащимися;

- воспитание в детях любви к своей Родине, к своему народу, осознание ценности созидательной деятельности человека во всех её проявлениях;

- становление ценностных ориентаций, наряду с развитием нравственных качеств формирующейся личности учащегося, — в качестве фундаментальных основ гражданского самоопределения, социально-личностного развития и успешной самореализации молодого человека;

- разработка новых подходов к работе с детьми и подростками, предлагая более эффективно выстраивать процесс патриотического воспитания учащихся, основываясь на идентификации личности с культурой и языком своей Родины, что, по общему мнению, является основой формирования подлинного патриотизма.

Ведущими и перспективными идеями этих документов являются идеи гуманизации, гуманитаризации, демократизации, патриотического и интернационального воспитания, которые стимулировали бы рост общенационального сознания и использования в образовательно-воспитательной деятельности, национальных и общечеловеческих ценностей, создание социально-культурных условий для самореализации личности, развития ее духовных потенций.

Патриотизм и интернационализм органично включаются в идеологию, программы и содержание образования человека XXI века, и при этом его ценностное, духовно-нравственное основание является неотъемлемой частью современной концепции модернизации образования.

Приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности таджикской молодёжи является патриотическое и интернациональное воспитание, ориентированные на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине. Как показывает практика, на современном этапе развития отечественной образовательной системы, — той сферой, которая позволяет педагогам, воспитателям наиболее успешно реализовать программы патриотического воспитания учащейся молодёжи, часто выступает внеклассная и внеурочная работа с учащимися.

Сегодня в таджикском обществе вопросы патриотического воспитания встают особенно остро, поскольку нередко наблюдается отчуждение молодёжи от отечественной культуры, а в обществе ощущается эйфория вседозволенности, с явным ослаблением нравственных «тормозов», пристрастие молодёжи к вхождению в различные религиозно экстремистские организации. При этом оказалась нарушенной идеологическая и моральная преемственность между поколениями, между ценностями прошлого и настоящего. Характерным явлением становится духовная опустошённость и недостаточно развитая общая культура учащейся молодёжи, в сочетании с дефицитом гражданственности, интернационализма и патриотизма. Настораживает нарастание межнациональных, межэтнических противоречий и конфликтов, в том числе, — в молодёжной среде.

Сегодня наше общество столкнулось с опасной проблемой вступления молодёжи, в террористическую организацию ИГИЛ и другие экстремистские и религиозные группировки. С этой проблемой столкнулись и многие страны Центральной Азии и Россия. Примером тому была московская студентка философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, отличница Варвара Караулова, пытавшаяся присоединиться к сирийским террористам, организации ИГИЛ. И можно привести множество таких примеров.

Следует отметить, что в настоящее время Таджикистан уделяет огромное внимание патриотическому и интернациональному воспитанию подрастающего поколения, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности страны.

Таджикистан, как страна, пережившая гражданскую войну, на своём опыте показал особенности решения важнейших вопросов в сложных конфликтных условиях. Это, прежде всего, суверенизация таджикского общества, фактор стабильности общества, консолидация нации, осознание важности национального единства. Этот опыт Таджикистана в преодолении гражданского конфликта и утверждении национального единства, как известно, был рекомендован Организацией Объединённых Наций для других государств при решении подобных проблем.

Мы всё больше убеждаемся в том, что без патриотических чувств невозможно развитие личности, его духовного становления и сознательного, ответственного, преданного гражданина своей страны.

В современных условиях непримиримой борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом - патриотизм, интернациональное и патриотическое воспитание граждан переходят в разряд важнейших категорий, сопряженных с государственной безопасностью.

Закономерно, что патриотическое воспитание граждан и подрастающего поколения -важнейшее направление в деятельности Правительства Республики Таджикистан и Комитета молодёжи, туризма и спорта при Правительстве Республики Таджикистан. Формирование социально активной личности молодого человека, обладающей готовностью к самореализации не только для достижения собственного благополучия, но и в целях общественного развития,

становится необходимым условием для успешного осуществления социально-политических и экономических преобразований в Таджикистане.

В соответствии с данной стратегией ведется системная работа по совершенствованию патриотического воспитания молодежи в Республике Таджикистан, координации деятельности общественных объединений и организаций в интересах патриотического воспитания детей и молодежи, развитию научно-теоретических и методических основ этой работы, информационному обеспечению в области патриотического и интернационального воспитания.

Проведенное нами исследование показало, что сегодня к работе с молодежью в школах и вузах Таджикистана всё шире привлекаются ветеранские организации, широко используется их опыт и духовный потенциал в целях сохранения преемственности славных боевых и трудовых традиций; полнее учитывается фактор многонационального состава населения республики, и, связанное с ним, многообразие национально-этнических культур; проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи; улучшилась работа со студенческой молодежью; активизировалась деятельность по использованию государственных символов Таджикистана в патриотическом воспитании; на качественно новый уровень поднялось информационное обеспечение патриотического и интернационального воспитания.

Начиная с 1995 года, республикой были разработаны следующие программы по воспитанию таджикской молодёжи:

- Закон Республики Таджикистан "О молодежи и государственной молодёжной политике"

- Закон «Об образовании»

- Национальная концепция воспитания

- Государственная программа воспитания молодёжи в духе патриотизма и Национальная программа молодёжи Таджикистана на период до 2015 года.

- Стратегия государственной молодёжной политики в Республике Таджикистан до 2020 г.

- Постановление Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2012 года, № 93 "Об утверждении Программы военно-патриотического воспитания и развития военно-прикладных видов спорта среди подростков и молодежи допризывного и призывного возраста Республики Таджикистан на 2012-2015 годы"

- Программа этнокультурного образования в Республике Таджикистан

- Государственная программа «Патриотическое воспитание молодёжи Таджикистана на 2001- 2005 г.г.»

- Патриотическое воспитание молодёжи Таджикистана на 2005-2010 г.г.

В своём содержании все эти документы включают следующие принципы:

- единый комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания граждан Таджикистана, способный на основе формирования патриотических чувств и патриотического сознания, обеспечить решение задач по консолидации общества, по поддержанию социальной и экономической стабильности, по упрочению единства и дружбы народов, проживающих на территории Таджикистана;

- формирование высоких, социально значимых чувств, убеждений, позиций и устремлений таджикской молодёжи, её готовность и способность к активным действиям на благо Родины;

- целенаправленное и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств, включающих духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы с учащейся молодёжью;

- воспитание в молодёжи любви к своей Родине, к своему народу, осознание ценности созидательной деятельности человека во всех её проявлениях;

- становление ценностных ориентаций, наряду с развитием нравственных качеств формирующейся личности — в качестве фундаментальных основ гражданского самоопределения, социально-личностного развития и успешной самореализации молодого человека;

- разработка новых подходов к работе с молодёжью, предлагая более эффективно выстраивать процесс патриотического и интернационального воспитания учащейся молодёжи, основываясь на идентификации личности с культурой и языком своей Родины, что, по общему мнению, является основой формирования подлинного патриотизма.

Ведущими и перспективными идеями этих документов являются идеи гуманизации, гуманитаризации, демократизации и патриотического воспитания, которые стимулировали бы рост общенационального сознания и использования в образовательно-воспитательной деятельности, национальных и общечеловеческих ценностей, создание социально-культурных условий для самореализации личности, развития ее духовных потенций.

Патриотизм органично включается в идеологию программы и содержания образования человека XXI века, и при этом его ценностное, духовно-нравственное основание является неотъемлемой частью современной концепции модернизации образования.

Приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности таджикской молодёжи является патриотическое и интернациональное воспитание, ориентированное на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине. Как показывает практика, на современном этапе развития отечественной образовательной системы, — той сферой, которая позволяет педагогам, воспитателям наиболее успешно реализовать программы патриотического и интернационального воспитания учащейся молодёжи, часто выступает внеклассная и внеурочная работа.

Сегодня в таджикском обществе вопросы патриотического и интернационального воспитания встают особенно остро, поскольку нередко наблюдается отчуждение молодёжи от отечественной культуры, а в обществе ощущается эйфория вседозволенности, с явным ослаблением нравственных «тормозов», пристрастие молодёжи к вхождению в различные религиозно- экстремистские организации. При этом оказалась нарушенной идеологическая и моральная преемственность между поколениями, между ценностями прошлого и настоящего. Характерным явлением становится духовная опустошённость и недостаточно развитая общая культура учащейся молодёжи, в сочетании с дефицитом гражданственности и патриотизма. Настораживает нарастание межнациональных, межэтнических противоречий и конфликтов, в том числе, — в молодёжной среде.

Таджикистан, как страна, пережившая гражданскую войну, на своём опыте показал особенности решения важнейших вопросов в сложных конфликтных условиях. Это, прежде всего, суверенизация таджикского общества, фактор стабильности общества, консолидация нации, осознание важности национального единства. Этот опыт Таджикистана в преодолении гражданского конфликта и утверждении национального единства, как известно, был рекомендован Организацией Объединённых Наций для других государств при решении подобных проблем.

Мы всё больше убеждаемся в том, что без патриотических чувств невозможно развитие личности, его духовного становления и сознательного, ответственного, преданного гражданина своей страны.

В современных условиях непримиримой борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом - патриотизм и патриотическое воспитание граждан переходят в разряд важнейших категорий, сопряженных с государственной безопасностью.

Закономерно, что патриотическое воспитание граждан и подрастающего поколения -важнейшее направление в деятельности Правительства Республики Таджикистан и Комитета молодёжи, туризма и спорта при Правительстве Республики Таджикистан. Формирование социально активной личности молодого человека, обладающей готовностью к самореализации не только для достижения собственного благополучия, но и в целях общественного развития, становится необходимым условием для успешного осуществления социально-политических и экономических преобразований в Таджикистане.

В соответствии с данной стратегией ведется системная работа по совершенствованию патриотического воспитания молодежи в Республике Таджикистан, координации деятельности общественных объединений и организаций в интересах патриотического воспитания детей и молодежи, развитию научно-теоретических и методических основ этой работы, информационному обеспечению в области патриотического воспитания.

Следует также отметить, что к работе с молодежью в школах и вузах Таджикистана всё шире привлекаются ветеранские организации, широко используется их опыт и духовный потенциал в целях сохранения преемственности славных боевых и трудовых традиций; полнее учитывается фактор многонационального состава населения республики, и, связанное с ним, многообразие национально-этнических культур; проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи; улучшилась работа со студенческой молодежью; активизировалась деятельность по использованию государственных символов Таджикистана в патриотическом воспитании; на качественно новый уровень поднялось информационное обеспечение патриотического воспитания.

В практике школ и вузов Таджикистана широко используются различные направления и формы работы по патриотическому и интернациональному воспитанию подрастающего молодого поколения: - военно-патриотическое воспитание

- национально-патриотическое

- гражданско-патриотическое

- историко-патриотическое

- культурно-патриотическое воспитание.

Эти направления практической деятельности по патриотическому и интернациональному воспитанию объединяются общей воспитательной целью, задачами её полноценной реализации, а также рекомендуемыми формами и методами наиболее эффективной образовательной работы с учащимися.

Сегодня в республике функционируют более 3800 общеобразовательных школ и 40 высших учебных заведений. В высших учебных заведениях обучаются более 150 тысяч студентов. Эти цифры свидетельствуют о том, что главной целью Республики Таджикистан является формирование всесторонне, социально и духовно развитого человека современного уровня.

Воспитание молодёжи является на сегодняшний день одним из актуальных вопросов. И как сказал Президент страны, уважаемый Эмомали Рахмон: «Молодёжь является великой силой и завтрашним днём нации».

Важным условием воспитания уважительного отношения к себе, своему народу и налаживанию дружеских контактов с многонациональным окружением является межнациональное воспитание, которое включает в себя национальное воспитание. Приобщение ребенка к национальной культуре - это воспитание любви и уважения к своей исторической Родине.

Разработкой проблем патриотического воспитания занимались многие российские учёные. К примеру, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн в своих научных трудах рассматривают вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывается, что процесс приобщения к культуре в дошкольном возрасте происходит через освоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных ценностях, осваивание его в активных видах деятельности.

Проблему воспитания терпимости, доброжелательности, принятия индивидуальности людей другой национальности в той или иной степени затрагивали в своих научных публикациях многие отечественные и зарубежные философы разного времени.

Истоки патриотизма и интернационализма имеют глубокие корни.

Большой вклад в проблему патриотического народного воспитания внесли Г.В. Белинский, Н.М. Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, СП. Щацкий [2, -с.50].

Общетеоретическое значение для изучения педагогических аспектов интернационального воспитания имеют труды И.И.Болдырева, В.З.Вульфова, Т.Н. Мальковской, И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, Т.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, М.Г. Тайчинова, Г.Н.Филонова, А.А. Шаталова и др.[3, - с.10].

В решении проблем патриотического и интернационального воспитания в отечественной педагогической науке важное место отводится творческому применению классического наследия Востока, воплощенного в произведениях выдающихся мыслителей - Рудаки, Фирдавси, Абуали ибни Сино, Носири Хусрава, Хафиза и Саади, Амирхусрава Дехлави, Камола Худжанди и Абдурахмана Джами, Ахмада Дониша и Садриддина Айни и др., которые дали достаточно сильный импульс обогащению и углублению новых аспектов роли литературного наследия в духовно-нравственном развитии и становлении личности.

Следуя вековым заветам своих предков и всего человечества, таджикский народ ставит перед собой вопросы сохранения и обеспечения одних из главных основ духовного единства любого демократического государства - мир и согласие, толерантность и солидарность. Духовно-нравственной основой любого молодого человека должно стать понятие «Родина». Собственно само это емкое и красивое слово «Родина» раскрывает духовную суть, смысл, основу патриотизма, а также содержание патриотического опыта народа, его ценностей.

Однако, несмотря на широкое освещение вопроса в педагогической литературе, в современных весьма сложных социально-политических условиях проблема патриотического и интернационального воспитания молодёжи остается актуальной. Это особенно важно, когда происходит процесс размывания понятий истинного патриотизма и интернационализма, не прекращаются негативные тенденции, сдерживающие проявления настоящего патриотизма, объективно сужающие сферу интернационально-патриотического воспитания [3,- с.9].

Воспитание - одно из ведущих в педагогике. Понятие воспитание рассматривается в социальном и педагогическом значениях. В социальном смысле воспитание понимается как социальное явление, как функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего

поколения к жизни; в применении к дошкольной педагогике - в подготовке детей дошкольного возраста к жизни и обучению в школе.

Воспитание в педагогическом смысле означает специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. В педагогическом смысле воспитание рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле оно имеет цель всестороннего развития личности ребёнка в целом, а в узком - подразумевает целенаправленное воздействие на ребёнка с целью формирования определённого качества личности [2 , с.30].

Воспитание национальное и интернациональное - это воспитание чувства собственного национального достоинства, уважения к другим нациям и народам [11].

Признание и принятие различий этнических коллективов можно считать нормой межкультурного взаимодействия на современном этапе развития человечества. Одновременно это является и нормой поведения для современного образованного человека. Под интернациональным воспитанием понимается развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности [7, - с.15]. Этика межнационального общения -чувство симпатии, дружелюбия и уважения к людям других национальностей, принятие и понимание их этнической самобытности, обычаев и традиций.

Сегодня патриотизм и интернационализм, отражая и защищая интересы народа, общества и ориентируя индивидов в своем гражданском поведении на выполнение правовых норм, стимулирует их одновременно на консолидацию через освоение патриотического опыта, который закреплен в моральных нормах, обычаях, традициях, фольклоре, ценностях жизненного мира, выработанных самим народом.

Счастливая молодежь всегда должна помнить, что свободолюбивый таджикский народ веками стремился и боролся за независимость нашей дорогой Родины и теперь защита и сохранение этого великого достояния, укрепление мира, стабильности и национального единства является её непосредственным и священным долгом.

И, сегодня учителям школ и преподавателям вузов необходимо: приложить все усилия для разработки системы планирования и организации учебной и внеучебной работы с учетом особенностей патриотического и интернационального воспитания, а также формирования национального самосознания учителей школ и педагогов вузов; наладить тесное взаимодействие школы и вузов Таджикистана с воинскими частями, пограничными отрядами, комитетами молодёжи и общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры, искусства, досуга и спорта; привлечь к разработке учебных программ, учебников, учебных пособий по патриотическому и интернациональному воспитанию ученых философов, педагогов, психологов, политологов, социологов; организовать летние лагеря для молодёжи, с целью патриотического и интернационального воспитания с использованием таких видов деятельности, как: военно-патриотические игры, викторины, спортивные мероприятии, тематические вечера и праздники и т.д.

Проведённые исследования позволили сделать вывод, что воспитание этики межнационального общения у подрастающей молодёжи невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу.

Соответственно, систематическая работа по интернациональному воспитанию, использование перечисленных средств, пример педагога позволят наиболее продуктивно формировать у юношей и девушек понятие о равенстве всех народов.

Использованная литература:

1. Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание дошкольников [Текст] М.И.Богомолова. -М.: Просвещение,1988, -112с.

2. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. - М.: Просвещение, 1993,- 98с.

3. Вострухина, Т.Н. Методическое сопровождение процесса воспитания толерантных отношений у участников педагогического взаимодействия в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ Т.Н. Вострухина// Автореферат дис... канд. пед. наук . - М., 2011.- 30 с.

4. Закон «Об образовании Республики Таджикистан». - Душанбе, 2004 г.

5. Кон И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) [Текст]/И.С.Кон//Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия/Сост. Ю.В.Чернявская-Мн.: Харвест,1998.- С. 40.

6. Нуров А. Рахимов Б. Программа по воспитанию молодёжи. - Душанбе. - ТГПУ. Душанбе, - 2000.

7. Педагогика межнационального общения [Текст]//Учебное пособие/ Под ред. Н.И.Белоцерковец.- Ставрополь: Изд-во СГПИ,2008.-168 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Воспитывать человека, гражданина, патриота. Речь Президента на встрече с представителями интеллигенции страны. Народная газета, № 13 (9411), 31 марта 2004 г.

9. Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. - Душанбе: «Ирфон». - 1996.

10. Интернациональное воспитание детей в детском саду [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.onlytome.com

11. Толковый словарь обществоведческих терминов [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.slovarnik. ru

12. Этнокультурная компетентность педагога [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: dob.1 september.ru

СОСТОЯНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

МОЛОДЁЖИ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Автор статьи, рассматривая и анализируя состояние патриотического и интернационального воспитания молодёжи Таджикистана в период независимости, предлагает учителям, педагогам и общественности использовать наиболее эффективные воспитательные методы, направленные на формирование у подрастающего поколения таких духовно-нравственных качеств, как: любовь к Родине, к своему народу, культуре, традициям и обычаям. Он также считает, что необходимо воспитывать в них толерантность, терпимость, уважение к другим национальностям.

Ключевые слова: патриотизм, интернационализм, любовь к Родине, чувство гражданственности, толерантность, формирование, взаимоотношения, равенство, воспитание, период независимости.

Сведения об авторе: Омонов Рустам Ильхомидинович, главный специалист международного отдела ТГПУ им.Садриддина Айни; соискатель кафедры общей педагогики. Тел.: 985585828.

THE CONDITION OF PATRIOTIC AND INTERNATIONAL EDUCATION OF YOUTH IN THE PERIOD OF INDEPENDENCE OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The author, examining and analyzing the condition of patriotic and international education of Tajik youth in the period of independence, offers teachers, educators and the public to use the most effective educational methods aimed at the formation of the younger generation of spiritual and moral qualities as love of country, for its people, culture, traditions and customs. He also believes that it is necessary to educate them tolerance, respect for other nationalities.

Keywords: patriotism, internationalism, love for the motherland, sense of citizenship, tolerance, formation, relationship, equality, education, the period of independence.

About the author: Omonov Rustam Ilhomidinovich, Main specialist of the International Department , Tajik State Pedagogical University named after Sadriddina Ayni; Competitor of the general pedagogy's chair. Tel: 985 585 828.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.