DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-4-25-35
УДК 37.017 ББК 74.200.524
Г.Я. Гревцева
(Челябинская государственная академия культуры и искусств,
г. Челябинск, Россия)
М.Е. Дуранов, И.М. Дуранов
(г. Челябинск, Россия)
ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
В статье раскрывается актуальность проблемы национального и патриотического воспитания личности как социокультурного процесса; анализируются исследования, посвященные интернациональному воспитанию, а также понятие «интернационализм», вычленяются признаки интернационализма. Обращается внимание на единство интересов между национальным и интернациональным, особенности межэтнических отношений в многонациональном обществе; сущность интернационализма и интернационалистского воспитания, целевые установки и связь интернационалистского воспитания с гражданско-патриотическим воспитанием. Определена содержательная сторона 0 культуры межнационального общения. Сформулированы цели интернационалистиче- ^ ского и гражданско-патриотического воспитания. Ц
Ключевые слова: интернационалистское воспитание, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, социокультурный процесс, ценности культуры, социокультурные ценности, интернационализм, интернационализация, межнациональное общение.
THE INTERNATIONAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF A PERSONALITY AS A SOCIOCULTURAL PROCESS
о о
G.Ya. Grevtseva !
(Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia) |
M.E. Duranov, I.M. Duranov i (Chelyabinsk, Russia)
о о m <D
о ^
о <D T
The article reveals the relevance of the national and patriotic education problem of the personality as a socio-cultural process. It analyzes studies on international education, as well as the term «internationalism» and defines features of internationalism. Attention is paid to the unity of interests between the national and international, the peculiarities of inter-ethnic relations in a multi-ethnic society, the essence of the internationalism and the internationalist education, the targets, the connection of the internationalist education with civil-patriotic education. The content side of the culture of international communication is defined. The goals of the internationalist and civil-patriotic education are formulated.
Key words: internationalist education, patriotic education, civil-patriotic education, sociocultural process, cultural values, sociocultural values, internationalism, internationalization, interethnic communication.
ср
ш
0
1
го
ш
0
1
го
ч ш
го ш
<и
ш
<и
к
Интернационалистское воспитание в многонациональном государстве является архиважным вопросом. Без единства народов в решении социально-экономических задач мы не сможем обеспечить процветания нашего государства. Поэтому так много внимания уделялось интернациональному воспитанию молодежи в советское время.
Можно выделить целую систему исследований по данной проблеме. Э.А. Ба-грамова, М.С. Джунусова, Л.В. Метелица, И.С. Серовой и др., с позиции социальной философии исследовали особенности пролетарского интернационализма, диалектику взаимосвязи интернационального и национального, интернационального и патриотического. Л.В. Анжиганова, З.Т. Гасанов, А.П. Зарей, В.Д. Жданова и другие разработали социально-педагогическую концепцию интернационального воспитания трудящихся, включающую в себя социально-экономические, политические, нравственные основы; субъективные и объективные факторы; определение ведущих условий и принципов воспитания. З.К. Шнекендорф, А.Ф. Фаткулина, А.А. Юнусходжаев и др. разработали принципы и методы интернационального воспитания учащихся.
Разработка теоретических основ интернационального воспитания с классовых позиций приходится на годы советской власти. Так в «Философском энциклопедическом словаре» отмечается: пролетарский интернационализм есть «общность интересов и солидарность рабочих, трудящихся различных наций и рас, проявляющиеся в их психологии, идеологии и социальной практике; международная солидарность рабочего класса, коммунистов всех стран в борьбе за общие цели, солидарность их с борьбой народов за национальное освобождение и социальный прогресс, добровольное сотрудничество братских партий, опирающееся на признание полной самостоятельности и равноправия каждой из них. Интернационализм обеспечивает единство пролетарского содержания и
национальной формы развития, является главной предпосылкой реализации национальных и интернациональных интересов всех народов» [10, с. 220].
Из приведенной цитаты можно вычленить признаки интернационализма, выходящие за рамки пролетарской солидарности:
- общность интересов различных национальностей, входящих в состав Российской Федерации как в экономической, так и социальной сферах жизнедеятельности;
- общая социально-экономическая практика народов всех национальностей, входящих в состав России. Мы развиваемся в едином социокультурном пространстве;
- у всех народов нашей страны есть общая цель: духовное и экономическое развитие, создание материального благополучия для всех людей;
- у нас общая солидарность с народами других стран в сохранении мира во всем мире, безопасности своих граждан.
Вместе с тем есть объективные причины сближения народов. Желаем мы того или нет, а интернационализация выступает как историческое явление. Ее неизбежное развитие обусловлено системой причин: во-первых, индустриальное развитие общества сделало народы и государства экономически взаимосвязанными, а порой зависимыми друг от друга; во-вторых, развитие рыночных отношений неминуемо ведет к товарообмену, производственной интеграции, созданию единого рынка труда, сближению народов; в-третьих, общество переходит к информационной цивилизации и всемерному развитию средств коммуникации.
В современных условиях расцвет экономики, духовной жизни народов зависит от информационных потоков, обмена информацией, что неминуемо ведет к сближению народов и государств; в-четвертых, развитие народов в современном обществе идет на основе диалога
культур, взаимного обмена культурными ценностями, общих социокультурных ценностей, что возможно только на основе принципа интернационализма. Это обстоятельство заставляет нас по-новому взглянуть на интернационализм, а именно с позиции гражданско-патриотическо-го воспитания населения нашей страны, его социокультурной ценности. Поэтому мы должны рассмотреть: особенности межэтнических отношений в многонациональном обществе; сущность интернационализма и интернационалистского воспитания исходя из современных условий развития России; целевые установки и связь интернационалистского воспитания с гражданско-патриотическим воспитанием; процессуальные факторы и принципы взаимосвязи интернационального и гражданско-патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития российского общества. Остановимся подробнее на приведенных вопросах.
В чем состоят особенности межэтнических отношений учащихся в многонациональном обществе, каким выступает Российское государство? Известно, что в педагогическом процессе учащиеся выступают объектом и субъектом процесса интернационалистского воспитания, а образовательное учреждение его важнейшим общественным институтом.
Интернационалистское воспитание выступает как процесс социализации личности, связанный с присвоением ценностей культуры межнационального общения. Развитие культуры, информационных технологий, усиление межгосударственных экономических связей - все это объективно ведет к сближению народов и государств.
В младшем школьном возрасте активно присваиваются культурные ценности, формируется гражданская самостоятельность. В последнее десятилетие резко возросло социальное самосознание детей и подростков, стремление к самоутверждению. Этому способствовало развитие средств коммуникации и уси-
ление информационных потоков. Вместе с тем усилилась тяга к физическому развитию при снижении духовности молодежи. Г.Д. Очиров справедливо отмечает, что в младшем школьном возрасте «закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение к людям и понимание окружающих независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания. В этот период также интенсивно формируется его самосознание. Именно воспитание детей младшего школьного возраста с позиций национальных, духовно-нравственных ценностей может предотвратить возможное их отчуждение от отечественных и национальных идеалов» [9, с. 3]. Исследователь предлагает использовать в формировании национального самосознания младших школьников педагогический потенциал этнической среды.
Особенностью юношей является отсутствие националистических предрассудков. И если они участвуют в межнациональных столкновениях, то это делают по инициативе взрослых, преследующих узкокорыстные экономические и политические цели. Важную роль здесь имеют микрофакторы, Р.Т. Гарданов к ним справедливо относит: семейное воспитание, отношение семьи к проблемам национализма и интернационализма, межнациональному общению; национально-языковую среду с ее национальными традициями и обычаями, отношением к языку межнационального общения; социокультурное пространство с системой образовательных и культур-но-досуговых учреждений; жизненные обстоятельства, связанные с различными бытовыми ситуациями, коллизиями, с межнациональным общением [2, с. 15].
Исследуя проблему, следует учитывать замечание Р.Г. Абдулатипова, что в социокультурном пространстве существует единство интересов между национальным и интернациональным. В общественной жизни они тесно взаимодействуют между собой. Вместе с тем,
о
о ф
^
о
С
.0
I
£
о о
о о
с; ф
I
га
о о
со ф
о ^
о ф
т ^
н
о ^
н га
ф о
го
I
0 го
1
ф
со
0
1
го Ч
ш
0
1
го
Ч ш
го ш
<и
ш
<и
к
следует подчеркнуть, что «национальное и интернациональное в духовном мире личности нетождественны в своих проявлениях, преувеличение роли какой-либо из этих сторон, например, интернационального, как было в прошлом, или узконационального, как наблюдается ныне», приводит к перекосам в организации процесса воспитания учащейся молодежи [1, с. 28]. В чем заключается сущностная сторона интернационализма и интернационалистского воспитания?
В.Г. Крысько отмечает, что интернационализация - это закономерный процесс выхода социального явления за рамки отдельного этноса (народа), результатом которого является расширение и углубление межнационального и межгосударственного взаимодействия во всех сферах общественной жизни, преодоление замкнутости и обособленности, интенсивное взаимообогащение опытом, накопленного народами [8, с. 141-142]. Эти исторические обстоятельства объективно ведут к сближению народов, взаимопроникновению культур и даже возникновению межнациональных объединений, что мы наблюдаем в современной Европе.
В советский период интернационализм рассматривался как наднациональное сознание, как наднациональная идеология. Национальное мыслилось, как более узкое понятие по сравнению с интернационализмом. Следует отметить, что изменение общественных отношений в нашей стране заставило по-новому взглянуть на межнациональные отношения.
Расстановка приоритетов в сторону общечеловеческих ценностей поставила вопрос о подлинном равноправии наций и их взаимоуважении; осмысление ценности культуры, как базы развития общества, потребовало развития диалога культур, подлинного взаимообогащения народов культурными ценностями; экономическая интеграция вызвала необходимость практической реализации взаимодействия разных национальностей в
едином русле социального развития. Поэтому мы можем говорить о наличии интернациональной культуры, социокультурных ценностей в многонациональном обществе, интегрирующей все народы страны.
Интернационализация жизни выступает научной базой организации и изучения интернационалистского и граж-данско-патриотического воспитания учащейся молодежи на основе их взаимосвязи, исходя из конкретных исторических условий. Нельзя не согласиться с Р.Т. Гардановым, что интернационализм выступает как общественное явление, связанное с обменом достижений материальной и духовной культуры, взаимообогащением народов, развитием прогрессивных традиций и преодолением национальной ограниченности [2, с. 11]. Следовательно, в основе интернационализма лежат ценности культуры и нужен ценностный подход, основанный на правовых (государственных, то есть гражданских) нормах отношений.
Тенденции межнационального сближения усиливаются в связи с развитием рыночных отношений, которые делают продвижение товаров и услуг мобильным, а рынок труда - более подвижным. Следовательно, интернационализм выступает как историческое явление.
В то же время интернациональное воспитание требует учета особенностей национального, являющегося источником развития культурного разнообразия. К этим особенностям Р.Г. Абдулатипов относит: материальную и духовную культуру народа; социальный опыт и историю развития народа; географические и климатические условия среды обитания народа; национальные обычаи, традиции и семейно-бытовые отношения; особенности языка и мировосприятия народа. Далее автор подчеркивает, что интернациональная среда в культурном отношении богаче по сравнению с национальной средой, так как содержит общечеловеческие ценности и на этой основе происходит культурное взаимообо-
гащение [1, с. 26-30]. Следовательно, национальная среда объективно нуждается в расширении связей с социокультурным пространством. Можно утверждать, что интернационализм выступает как принцип межнационального общения, нравственных общечеловеческих норм, регулирующих отношения между людьми разных национальностей. Кроме того, интернационализм выступает базой воспитания гуманизма у учащейся молодежи.
Какова содержательная сторона интернационалистского воспитания учащейся молодежи, каковы ее особенности? На этот счет у исследователей нет единства. Т.Г. Исламшина к содержанию интернационалистского воспитания относит формирование объективных и «самокритичных» национальных автостереотипов; позитивных национальных стереотипов; овладение элементами высокой культуры межнационального общения [6, с. 53]. Р.Т. Гарданов к содержательной стороне интернационалистского воспитания относит формирование интернационалистского мировоззрения, интернационалистских чувств; интернационалистских установок и действий людей [2, с. 20]. Бесспорно, приведенные элементы составляют содержательную сторону интернационалистского воспитания. Но они представлены в общем виде, поэтому нуждаются в конкретизации.
Анализ общечеловеческих ценностей и сущности этнопедагогики показывает, что они выступают базой формирования содержания интернационалистского воспитания. Все воспитание в этнопеда-гогике строится на народных традициях и обычаях, обрядах и неписанных нормах отношений, которые формировались в процессе исторического развития народов.
Воспитательные ценности этнопе-дагогики многих народов показываеют, что все они признают значимость доброты, заботы друг о друге, честности, порядочности, умений жить своим трудом, уважать старших, заботиться о младших. Этим самым этнопедагогика призывает
формировать у детей культуру межличностных и межнациональных отношений.
Нельзя не согласиться с Р.Т. Гардано-вым в том, что воспитание и педагогика по своей сути интернациональны. Этот интернационализм вытекает из их общественной функции. В некоторой мере воспитание остается безразличным к национальной специфике. «Однако, как и в морали, в педагогике можно говорить об этнических особенностях. Национально особенное в воспитании не проявляется в существовании каких-то уникальных идеалов, средств и путей воспитания, а заключается в своеобразном оформлении педагогических идей и методов их осуществления [там же, с. 70].
Для интернационалисткого воспитания личности важен национальный этикет, в котором сохраняются нравственные, патриотические, интернационалистские нормы отношений. Этнопе-дагогика любого народа не имеет четкой концепции воспитания личности. Эта концепция существует в неоформленном виде (имплицитно). Поэтому воспитательная сила этнопедагогики зависит от духовных сил, выступающих в форме идеалов, гуманных идей, подвигов былинных богатырей. Они выступают базой и средством интернационалистского воспитания молодежи.
В основе интернационалистского воспитания лежит не только уважение других народов, их культуры, но и терпимое отношение к их традициям и обычаям. Важнейшим средством терпимого отношения является совместная трудовая деятельность. Труд сближает народы, способствует формированию культуры межнационального общения.
Народы нашей страны исторически связаны между собой. Поэтому их мен-талитеты формировались и формируются в едином социокультурном пространстве. Этим создается социокультурная база единства интернационалистского и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, тем более этнопедагогика своим содержанием
о
о ф
^
о
С
.0
I
£
о о
о о
с; ф
I
га
о о
со ф
о ^
о ф
т ^
н
о ^
н га
ф о
го
I
0 го
1
ф
со
0
1
го Ч
ш
0
1
го
Ч ш
го ш
<и
ш
<и
к
провозглашает нравственные отношения на основе дружбы и взаимопомощи, ценности межличностных и межнациональных отношений, трудолюбия и солидарности. Здесь важна нравственная сущность интернационализма.
Изменения в системе общественных ценностей в нашей стране ведут к утверждению общечеловеческих ценностей, гуманистических отношений. Здесь на передний план выступают ценности, имеющие интернационалистскую направленность, обеспечивающие формирование культуры межнациональных отношений. К содержательной стороне культуры межнационального общения мы относим:
- наличие нравственного идеала поведения и отношений, имеющего интернациональную направленность, выступающего связующим звеном с патриотическим воспитанием;
- организация межнациональных отношений на основе ориентации учащихся в интернационалистских ценностях, что обеспечивает взаимосвязь с воспитанием гражданственности;
- воспитание уважения национального достоинства, языка, чести, национальных культур, истории других народов, языка, выступающих культурными ценностями и составляющих основу интернационального и патриотического воспитания учащихся;
- диалог культур, основанный на взаимном интересе к культурным ценностям, обеспечивающий взаимообогащение культурными ценностями и утверждающий гражданское единство народов и воспитание гражданственности учащейся молодежи.
Анализ практики и научных исследований показывает, что в основу содержания интернационалистского воспитания следует положить формирование культуры межнационального общения учащихся. Именно культура общения, и
особенно межнационального общения, ее формирование должны составить содержательно-процессуальную сторону интернационалистского воспитания учащихся. Составными частями этой культуры являются моральные требования соблюдения такта, доброжелательных уважительных отношений к представителям другой национальности. Можно утверждать, что интернационализм выступает как моральная ценность, распространяющаяся на сферу межнационального общения. Основным показателем культуры межнационального общения выступают гуманистические ценности, проявляющиеся в практике социокультурного поведения.
Анализ педагогической практики показывает, что несмотря на все трудности социально-экономического порядка, учащиеся старших классов отдают предпочтение духовным ценностям, имеющим интернационалистсткую направленность. Об этом свидетельствуют исследования Р.Т. Гарданова, Л. Радзиховского, Д.Ж. Валеева и наши материалы, относящиеся к Южно-Уральскому региону. Исследование также показывает, что можно выделить три характерных особенности в межнациональных отношениях: межинтеграционное общение, которого придерживается абсолютное большинство учащихся; изоляцию от общения с представителями других национальностей, представители которых составляют до 2,0%; нейтральную позицию в межнациональном общении, занимающую до 30,0%.
Практика показывает, что культура межнационального общения формируется более успешно, если субъекты общения ориентируются в культурных ценностях не только своего народа, но и в ценностях культуры представителя другого народа. Знание культуры другого народа обеспечивает и особенности межличностного национального общения в коллективе.
Анализ исследований и наши материалы показывают, что формирование
культуры межнационального общения проходит более эффективно на материале ценностного отношения к малой родине, связанной с местом проживания учащихся. Этому способствует информированность учащихся, установление многообразных коммуникативных связей. Немаловажное значение в формировании культуры межнационального общения имеют многонациональный состав классов городских школ, что также содействует воспитанию учащихся интернационалистами. Вместе с тем, анализ исследований [3; 4; 11 и др.] и материалов экспериментальной работы показывает, что учащиеся имеют поверхностное, упрощенное представление о моральной ценности интернационализма, гражданственности и патриотизма. Поэтому мы этой стороне работы уделили серьезное внимание.
Мы уже отмечали, что связь интернационалистского и гражданско-патрио-тического воспитания осуществляется в социокультурном пространстве. К этому пространству относятся семья, образовательные учреждения, средства информации, социокультурные учреждения, микросоциум и т.д. Целенаправленно педагогический процесс может осуществляться только в образовательном учреждении и, в какой-то мере, в семье. Дополнительное образование выступает как фактор социокультурного формирования интернационалистской и граж-данско-патриотической направленности личности учащегося. Ценность этого образования заключается в развитии творческого потенциала учащихся.
Средства массовой информации выступают как фактор приобщения учащихся к социокультурным, интернационалистским ценностям как составной части гражданско-патриотического воспитания. С педагогической точки зрения - это малоуправляемые факторы воспитательного воздействия. Но их значимость нельзя игнорировать.
Телевидение и его роль в интернационалистском и гражданско-патриотиче-
ском воспитании учащихся чрезвычайно велика. Телепередачи дают повседневную информацию не только о событиях в мире, но показывают отношения людей к своей родине, своему народу, формируют чувства сострадания по отношению к обездоленным людям и целым народам. Тема патриотизма является ведущей в этих передачах.
Значимость радио для интернационалистского воспитания учащихся заключается в трансляции передач, имеющих интернационалистскую и патриотическую направленность, в пропаганде правовых и нравственных норм поведения, формировании патриотических и интернационалистских чувств, приобщении к социокультуным ценностям. Кинофильмы с интернационально-патриотической тематикой, появившиеся в последние годы, на конкретных художественных образах и жизненных ситуациях формируют отношение к проблемам патриотизма и интернационализма.
Фактором интернационалистского воспитания на основе взаимосвязи с гражданско-патриотическим воспитанием выступает и микросоциум. Как правило, микросоциум воздействует на учащихся на бытовом уровне. Само воздействие педагогически не регулируемо. Значимость неравновелика. Бытовое окружение в формировании интернационалистских отношений играет немаловажную роль. В повседневной жизни происходит обмен ценностями, формируются установки на отношения, вырабатывается позиция. Общение выступает средством познания другого, преодоления националистических взглядов, приобщения к социокультурным ценностям.
Для эффективного использования методов интернационалистского воспитания необходимы соответствующие условия. Наши материалы и анализ педагогических исследований показывает, что к ним следует отнести:
- осмысление сущности ведущих понятий, в том числе «исторические формы общности людей»
о
о ф
^
о
С
.0
I
£
о о
о о
с; ф
I
га
о о
со ф
о ^
о ф
т ^
н
о ^
н га
ф о
го
I
0 го
1
ф
со
0
1
го Ч
ш
0
1
го
Ч ш
го ш
<и
ш
<и
к
(род, племя, народность, нация), «национализм», «интернационализм», «солидарность», «патриотизм», «правовые нормы», «гражданский долг», «гражданские права»;
- овладение терминальными и инструментальными ценностями, включающими ориентацию в ценностях интернационализма, патриотизма, гражданственности, раскрытие их в процессе изучения истории, литературы;
- установление межкультурных, межпредметных связей в области изучения истории, литературы, дисциплин естественнонаучного и математического цикла; между фактами исторического и обыденного характера, что позволяет учащимся сделать обобщающие выводы и сформировать интернационалистские убеждения;
- сформированность установки, позиции учащихся на отношение к проблемам интернационализма и национализма, патриотизма и гражданственности;
- формирование целостного мировосприятия, позволяющего с позиции целостности взглянуть на мир, общественное развитие, интернационализм и патриотизм в нем;
- преемственность в воспитании и развитии личности, которая проявляется на содержательном, организационном и процессуальном уровнях, как в процессе обучения, так и повседневной практике;
- возвышение межличностных, межнациональных отношений до интернационалистских, выраженных в их обогащении и готовности поступать исходя из социокультурных, общечеловеческих ценностей.
Р.Т. Гарданов методологию «интернационалистского» воспитания связывает с формированием сознания и поведения (отношений) и, прежде всего, с мето-
дологической культурой (аксиологией) [2, с. 9]. Речь идет о методологической культуре изучения и организации педагогического процесса, его связи с социокультурными ценностями, с гражданско-патриотическим воспитанием, то есть с соблюдением не только нравственных, но и правовых норм отношений.
Интернационализм выступает как историческое, объективное явление. В педагогическом процессе объектом и субъектом интернационального и граж-данско-патриотического воспитания является учащаяся молодежь. В этом воспитании национальные особенности воспитания всегда связаны с ценностями народа, прежде всего с нравственными ценностями. Патриотизм в отдельной личности проявляется, как ценностное отношение к Родине, Отечеству, своему народу, его культуре, национальному достоянию. Поэтому можно утверждать, что патриотизм выступает связующим звеном между воспитанием гражданственности и интернациональным воспитанием. Заслуживают внимания работы Е.Е. Дурневой, О.Д. Цыгиной [5], посвященные основным моделям формирования гражданского и национального самосознания школьников за рубежом; Т.Г. Исламшиной [6] о формах и средствах интернационалистского воспитания; о также исследование Н.В. Кодяковой [7] о формировании системы ценностей у школьников и студентов в процессе интернационального и поликультурного воспитания.
Интернационализм может выступить принципом гражданско-патриотического воспитания молодежи в многонациональном государстве, который проявляется как: равенство всех национальностей, независимо от их количественного состава, уровня социального и культурного развития; непримиримость с угнетением, с господством одной нации над другой; солидарность и сотрудничество с другими народами в развитии культуры, экономики, межнационального общения; уважительное отношение к представителям
других национальностей на межличностном, бытовом уровне.
Таким образом, цели интернационализма состоят в сближении народов исходя из экономических, социальных, политических, культурных интересов, обеспечивающих взаимное обогащение народов, их развитие, взаимопомощь в сложных исторических перипетиях.
Цель интернационалистического воспитания состоит в воспитании личности на общечеловеческих ценностях, в духе мира, солидарности, взаимопомощи, уважения народов, их обычаев, культуры. Цели гражданско-патриотического воспитания подчинены формированию личности на базе социокультурных ценностей, сердцевиной которых являются общечеловеческие ценности в духе соблюдения нравственных и правовых норм, связанных с любовью к Родине, верному служению ей.
Вышеуказанные тезисы дают нам право отметить, что цели интернационального и гражданско-патриотического воспитания во многом совпадают. При этом патриотическое воспитание выступает связующим звеном между интернациональным воспитанием и воспитанием гражданственности личности.
Исследование показало, что взаимосвязь интернационалистского воспитания с гражданско-патриотическим воспитанием должна основываться на следующих принципах:
- организации воспитания учащихся на основе общечеловеческих ценностей, включающих в себя ориентацию в интернационально-патриотических и гражданско-нравственных и правовых ценностях;
- воспитании учащихся на основе диалога культур, взаимообогащения культурными ценностями, имеющих межнациональную социокультурную ценность и интернационалистскую направленность;
- формировании культуры межнационального общения, обеспечивающего уважение национальных
традиций и обычаев, гуманное отношение к людям различных национальностей и социальных групп;
- целостного подхода к педагогическому процессу образования личности на основе единства нравственного, гражданско-па-триотического и интернационалистского воспитания. Эффективность гражданско-патрио-тического воспитания зависит не только от связи с интернационалистским, но и от его связи с интерсоциальным воспитанием подрастающего поколения. Библиографический список:
1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. - М.: Политиздат, 1991. -222 с.
2. Гарданов Р.Т. Педагогические условия интернационалистического воспитания школьников: дис. ... канд. пед. наук. - Уфа, 1993. - 142 с.
3. Гревцева Г.Я., Ипполитова Н.В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. С. 27-32.
4. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1998. - 26 с.
5. Дурнева Е.Е., Цыгина О.Д. Основные модели формирования гражданского и национального самосознания школьников за рубежом // Ценности и смыслы. - 2014. - № 1 (29). С. 22-32.
6. Исламшина Т.Г. Интернационалистское воспитание: перестройка форм и средств. - Казань: КГУ, 1990. - 212 с.
7. Кодякова Н.В. Интернациональное и поликультурное воспитание в формировании системы ценностей у школьников и студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - Режим доступа: http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=24562
о о <и
о
с
.0
I
£
о о
о о
с;
<и
I
га
о о со <и
о ^
о <и
т ^
н
о ^
н га
<и о
го
I
0 го
1
<и
8. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Мн.: Харвест, 2001. - 687 с.
9. Очиров Г.Д. Формирование национального самосознания младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. -Улан-Удэ, 2000. - 144 с.
10. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1989. -814 с.
11. Циулина М.В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы возможностями со-циообразовательной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2012. - 25 с.
Поступила 17.11.2018
ш
0
1
го ср
d
ш
0
1
го
ср
^
ч ni
го
ш
ф
J
ш
ф
ср
К
Об авторах:
Гревцева Гульсина Якуповна, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ «Челябинская государственная академия культуры и искусств» (Россия, г. Челябинск), доктор педагогических наук, профессор, yakupovna@rambler.ru
Дуранов Михаил Евгеньевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия, г. Челябинск)
Дуранов Игорь Михайлович, кандидат педагогических наук (Россия, г. Челябинск)
Для цитирования: Гревцева Г.Я., Дуранов М.Е., Дуранов И.М. Интернационалистское и патриотическое воспитание личности как социокультурный процесс // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 4. С. 25-35. DOI: 10.7442/20719620-2018-10-4-25-35
References:
1. Abdulatipov R.G. Person. Nation. Society. - Moscow, 1991. - 222 p. [in Russian]
2. Gardanov R.T. The pedagogical conditions of the internationalist education of students: Dis... kand. ped. nauk. - Ufa, 1993. - 142 р. [in Russian]
3. Grevtseva G.Ya., Ippolitova N.V. Education of citizenship and patriotism of youth: the historical aspect // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2015. -№ 6. Р. 27-32. [in Russian]
4. Grevtseva G.Ya. Citizenship education among high school students by means of social disciplines: Author's transcript Dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 1998. - 26 p. [in Russian]
5. Durneva E.E., Tsygina O.D. The main models of the formation of civil and national identity of schoolchildren abroad // Tsennosti i smysly. - 2014. - No. 1 (29). Р. 22-32. [in Russian]
6. Islamshina T.G. Internationalist education: the restructuring of forms and means. - Kazan: KSU, 1990. - 212 p. [in Russian]
7. Kodyakova N.V. International and multicultural education in the formation of the value system of schoolchildren and students // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. -2016. - No. 3. - Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24562 [in Russian]
8. Krysko V.G. Social psychology: dictionary reference. - Minsk: Kharvest, 2001. - 687 p. [in Russian]
9. Ochirov G.D. Formation of national identity of younger students: Dis. ... kand. ped. nauk. - Ulan-Ude, 2000. - 144 p. [in Russian]
10. Philosophical encyclopedic dictionary. - Moscow, 1989. - 815 p. [in Russian]
11. Tsiulina M.V. Patriotic education of schoolchildren by the possibilities of the socio-educational environment: Author's transcript. Dis. ... kand. ped. nauk. -Chelyabinsk, 2012. - 25 p. [in Russian]
About the authors:
Grevtseva Gulsina Yakupovna, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (Russia, Chelyabinsk), Doctor of Pedagogy, Academic title of Professor, yakupovna@rambler.ru
Duranov Mikhail Evgenievich, Doctor of Pedagogy, Academic title of Professor (Chelyabinsk, Russia).
Duranov Igor Mikhailovich, Candidate of Pedagogy (Chelyabinsk, Russia).
For citation: Grevtseva G.Ya., Duranov M.E., Duranov I.M. The international and patriotic education of a personality as a sociocultural process // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 4. P. 25-35. DOI: 10.7442/2071-96202018-10-4-25-35
о
о ф
J о ü с
.D X
о о
о о
о о
ш
ф
о ^
о ф
т
S
н
о
S
н го
го
I
0
S
J
го
1
ф