Научная статья на тему 'Факторы воспитания интернациональных чувств в многонациональном коллективе'

Факторы воспитания интернациональных чувств в многонациональном коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / INTERNATIONALISM / PATRIOTISM / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипханова Ф. Н., Омарова А. А.

Статья посвящена вопросам формирования и воспитания интернациональных чувств у подростков и молодежи в условиях многонационального коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алипханова Ф. Н., Омарова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS FEELINGS IN INTERNATIONAL EDUCATION A MULTICULTURAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the formation and education of international sentiment among adolescents and young people in a multinational team.

Текст научной работы на тему «Факторы воспитания интернациональных чувств в многонациональном коллективе»

6. Deyateljnostnihyj podkhod v obuchenii i formirovanii tvorcheskoyj lichnosti: sb. stateyj / pod red. V.V. Davihdova. - Ufa, 1990.

7. Mitina, L.M. Psikhologiya professionaljnogo razvitiya uchitelya. - M., 1998.

8. Formirovanie professionaljnoyj kuljturih uchitelya / pod red. V.A. Slastenina. - M., 1993.

9. Parihgin, B.D. Socialjnaya psikhologiya. - SPb., 1999.

10. Yakovleva, N.O. Pedagogicheskoe proektirovanie pedagogicheskikh sistem: dis. ... d-ra ped. nauk. - Chelyabinsk, 2003.

11. Aleksandrina, N.B. Muzihkaljno-tvorcheskie sposobnosti. - LAP LAMBERT Academic Pablishing. - Germany, 2013.

Статья поступила в редакцию 12.12.13

УДК 378

Aliphanova F.N., Omarova A.A. FACTORS FEELINGS IN INTERNATIONAL EDUCATION A MULTICULTURAL ENVIRONMENT. The article is devoted to the formation and education of international sentiment among adolescents and young people in a multinational team.

Key words: internationalism, patriotism, tolerance, tolerance.

Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]; А.А. Омарова, соискатель каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ ЧУВСТВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Статья посвящена вопросам формирования и воспитания интернациональных чувств у подростков и молодежи в условиях многонационального коллектива.

Ключевые слова: интернационализм, патриотизм, толерантность, толерантное сознание.

В современных условиях приобретает особую актуальность и значимость патриотическое и интернациональное воспитание учащейся молодежи. Система патриотического и интернационального воспитания в Дагестане предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма и интернационализма в процессе обучения и воспитания.

Содержание патриотического и интернационального воспитания вузе включает культурно-исторический, социально-политический, психолого-педагогический, духовно-нравственный, военно-технический и физический компоненты. Приоритетными направлениями патриотического и интернационального воспитания является возрождение у студентов традиционного чувства гражданской гордости, воспитание патриотизма, интернационализма, дружбы, веротерпимости, уважения к другим народам и формирование готовности к созиданию на блага Отечества, к его защите [1]. Однако, события последнего времени (социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, падение нравственных устоев молодежи, криминогенная обстановка в республике) оказало негативное влияние на патриотическое и интернациональное воспитание молодежи Дагестана. Все эти объективные и субъективные процессы обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено значение патриотизма и интернационализма. Молодежь стала равнодушной, безразличной, агрессивной, неуважительной к старшему поколению, историческому прошлому. Наблюдается устойчивая тенденция падения нравственности, духовности, престижа военной и государственной службы. В этих условиях значительно возрастает значение правильно организованной и целенаправленной работы по патриотическому и интернациональному воспитанию учащейся молодежи, очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма, интернациональной дружбы как основы консолидации общества и укрепления государства Российской Федерации.

Дети и молодежь вовлекаются в ту или иную систему отношений, сложившихся между народами страны и республики, которые оказывают определяющее влияние на формирование у людей культуры межнационального общения. Однако определяющее влияние межнациональных отношений на формирование у молодежи отношений к людям разных национальностей не является прямым отражением социально-этнической среды, а воспитание - процессом прямого перевода социального опыта во внутренний мир личности, социальных норм и ценностей общества в личные нормы и ценности. Личность является про-

дуктом развития психики человека в социальных условиях. Чтобы формировать ее в нужном направлении, организуется специальный процесс воспитания. При этом следует помнить, что воспитание, целенаправленно организуемое институтами общества (государственная политика, семья, школа, СМИ, интернет), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека объективные условия его жизни, социальная среда [2].

Определение состава дисциплин учебных планов школы и вуза и системы знаний, составляющих программы и учебники, позволит в полной мере осуществлять воспитательные функции обучения, формировать у учащихся правовые, моральноэтические, эстетические представления, взгляды, убеждения и качества личности гражданина многонациональной Российской Федерации. Правовой основой отбора учебных предметов и определения их воспитательной функции являются: Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, Государственный стандарт образования и др.

Так, в Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года определена система мер по регулированию отношений народов страны, укреплению федеративного государства, воспитанию граждан в духе российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости. Эффективность реализации государственной национальной политики РФ обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, направленных на решение задач в рамках вышеназванных направлений [3]:

а) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;

в) обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики России;

г) создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

д) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

12

е) укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

ж) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

з) создание условий для обеспечения прав народов России в социально-культурной сфере;

и) развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;

к) обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка;

л) информационное обеспечение реализации государственной национальной политики РФ;

м) совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;

н) развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики РФ.

Таким образом, мы видим, что государство констатирует, узаконивает обеспечение экономических, политических, правовых и организационных условий достижения поставленной цели - воспитания у российских граждан культуры межнационального общения.

Исходя из научно-педагогического анализа Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года, в Республике Дагестан реализуются меры, нацеленные на разработку и реализацию учебных курсов по воспитанию культуры межнационального общения:

• Осуществляются научные исследования по разработке методологии и теории воспитания культуры межнационального общения, формирование гражданственности, патриотизма и веротерпимости.

• В содержание школьного и вузовского образования вносятся знания, направленные на формирование культуры межнационального общения.

• В государственные образовательные стандарты включаются требования, обеспечивающие знание выпускниками вузов основных положений государственной национальной поли-

Библиографический список

тики, формирование у них патриотизма, дружбы народов и толерантного сознания.

• Разрабатываются школьные и вузовские курсы «Педагогика и психология межнационального общения», соответствующие государственным образовательным стандартом основного общего и высшего профессионального образования России.

• Государственная национальная политика широко освещается в СМИ; распространяются знания о совместной жизни и общности интересов народов России, формирующие у граждан чувства и сознания российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.

• Проводятся молодежные форумы, конгрессы, фестивали («Каспий», «Фестиваль молодежи Кавказа», «Неделя дружбы студенческой молодежи», «Форум юных граждан» и др.), основной темой которых является формирование толерантного сознания у подрастающего поколения др.

Проведенный анализ условий формирования интернациональных чувств у молодежи в условиях многонационального Дагестана показывает, что в этом сложном динамичном процессе взаимодействует несколько социально-культурных сред, что составляет культурно-образовательное пространство [4]:

• общество с опорой на национальные представления о ценностях и задачах воспитания, создающее историко-культурный фон, особую атмосферу, в которой молодой человек формируется как личность, обретая и личностную, и культурную, и национальную идентификацию;

• государство, определяющее правовые, социальные, экономические основы жизнедеятельности и нации в целом, и молодого человека в частности;

• семья, формирующая систему личностных ценностей, диктуя нормы бытового и социального поведения;

• средства массовой информации, создающие информационный фон воспитания;

• учебные заведения, выполняющие образовательную функцию;

• творческие коллективы, создающие условия для социального, культурного и гражданского становления.

1. Маллаев, Д.М. Патриотическое воспитание: опыт Дагестанского педагогического университета // Педагогика. - 2008. - № 8.

2. Хомяков, М.Б. Идентичность, толерантность и идея гражданства // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России: сб. научных трудов. - М., 2006.

3. Стратегия государственной национальной политики РФ до 2025 г.

4. Гасанова, З.З. Воспитание толерантной личности в полиэтнической и многоконфессиональной среде // Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтнического и многоконфессионального региона. - Махачкала, 2008.

Bibliography

1. Mallaev, D.M. Patrioticheskoe vospitanie: opiht Dagestanskogo pedagogicheskogo universiteta // Pedagogika. - 2008. - № 8.

2. Khomyakov, M.B. Identichnostj, tolerantnostj i ideya grazhdanstva // Grazhdanskie, ehtnicheskie i religioznihe identichnosti v sovremennoyj Rossii: sb. nauchnihkh trudov. - M., 2006.

3. Strategiya gosudarstvennoyj nacionaljnoyj politiki RF do 2025 g.

4. Gasanova, Z.Z. Vospitanie tolerantnoyj lichnosti v poliehtnicheskoyj i mnogokonfessionaljnoyj srede // Problemih sokhraneniya tolerantnosti v usloviyakh poliehtnicheskogo i mnogokonfessionaljnogo regiona. - Makhachkala, 2008.

Статья поступила в редакцию 15.12.13

УДК 378

Ataeva E.A. MAJOR THEORETICAL APPROACHES TO INFORMATION CULTURE FUTURE TEACHER PROFESSIONAL EDUCATION. In this paper we study and covers the main theoretical approaches to the formation of information culture of the future teacher training.

Key words: approach, humanistic approach, student-centered approach, creative and technological approach, cultural approach, system approach.

Э.А. Атаева, соискатель каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье изучены и раскрыты основные теоретические подходы к формированию информационной культуры будущего педагога профессионального обучения.

Ключевые слова: подход, гуманистический подход, личностно-ориентированный подход, креативнотехнологический подход, культурологический подход, системного подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.