3. Полянских, Н.Г. Формирование социальных ориентаций подростков в детских и юношеских объединениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002.
4. Зорина, Н.А. Генезис социальной ориентации как механизма социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 3.
5. Тукмачев, М.А. Социальное ориентирование старшеклассников средствами телевидения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2006.
Bibliography
1. Selyutina, A.V. Socialjnoe razvitie mladshikh shkoljnikov sredstvami adaptivnoyj pedagogiki (na primere fizicheskogo vospitaniya) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta nauchnihyj zhurnal. - 2012. - № 5(120).
2. Berezhnaya, I.F. Formirovanie socialjnihkh orientaciyj podrostkov v detskom zagorodnom lagere. - Voronezh, 1998.
3. Polyanskikh, N.G. Formirovanie socialjnihkh orientaciyj podrostkov v detskikh i yunosheskikh objhedineniyakh: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2002.
4. Zorina, N.A. Genezis socialjnoyj orientacii kak mekhanizma socialjno-nravstvennogo povedeniya deteyj doshkoljnogo vozrasta // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2012. - № 3.
5. Tukmachev, M.A. Socialjnoe orientirovanie starsheklassnikov sredstvami televideniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kostroma, 2006.
Статья поступила в редакцию 14.12.13
УДК 37.025
Alexandrina N.B. PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIRECTIONS OF DEVELOPING OF MUSICAL-CREATIVE ABILITIES AMONG PUPILS-PIANISTS OF CHILDREN2S SCHOOLS OF ARTS. The article is devoted to the main aspects of psychological and pedagogical occupation of teachers of children2s school of arts in developing of musical-creative abilities among pupils-pianists.
Key words: children2s schools of arts, musical-creative abilities, educational space, positive motivation, personal-knowledge approach, occupational approach, pedagogical reflexion, subject-to-subject relations, improvisatory habits.
Н.Б. Александрина, соискатель каф. педагогики и психологии Челябинской гос. академии культуры
и искусств, преп. Детской школы искусств № 11, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ-ПИАНИСТОВ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ
В статье рассматриваются основные аспекты психолого-педагогической деятельности преподавателей детских школ искусств в процессе развития музыкально-творческих способностей учащихся-пианистов.
Ключевые слова: детские школы искусств, музыкально-творческие способности, образовательное пространство, позитивная мотивация, личностноориентированный подход, деятельностный подход, педагогическая рефлексия, субъект-субъектные отношения, навыки импровизации.
Задача развития музыкально-творческих способностей у учащихся детских школ искусств в настоящее время является одной из важнейших в связи со следующим:
- изменение приоритетов в сфере образования, необходимостью воспитания творчески-преобразующего типа личности, что отражено в нормативно-правовых актах: в Законе РФ «Об образовании», в котором подчеркивается значение дополнительного образования в самоопределении личности и создании условий для ее самореализации (ст. 2-4), также в Национальной доктрине развития системы Российского образования до 2025 г., которые являются основополагающими в деятельности учреждений дополнительного образования детей;
- «востребованность композиторов, создающих новые произведения во всех жанрах инструментальной и вокальной музыки, аранжировщиков, деятельность которых связана с преображением музыкального материала, пианистов-импровизаторов во всех жанрах эстрадной и джазовой музыки, а также пианистов-концертмейстеров, владеющих импровизационными навыками, в работе с хореографами (особенно на хореографических уроках) и вокалистами;
- доступность получения музыкальной информации из всех источников коммуникации и возможностью ознакомления в кабинетных условиях с музыкальными произведениями различных стилей и жанров, национальных культур в исполнении выдающихся солистов и оркестров. Это облегчает изучение музыкальных произведений и дает возможность использовать навыки игры на музыкальном инструменте для развития в индивидуально-творческом плане» [1, с. 110].
В связи с актуальностью развития музыкально-творческих способностей учащихся-пианистов детских школ искусств большую значимость приобретает проблема психолого-педагогической направленности развития вышеназванных способностей.
Специальной научно-педагогической и методической литературы по данной проблеме не имеется, поэтому в данном исследовании автор руководствовался работами по общей педагогике и психологии (В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, Л.М. Митина, Д.Н. Узнадзе), работами по развитию музыкально-творческих способностей детей (К. Орф, Б.В. Асафьев), статьями по развитию навыков творческого музицирования (Т. Родионова, Т. Мун), исследованиями по развитию и коррекции музыкальных способностей (В. Петрушин, В.М. Подуровский, Н.В. Суслова, Д.К. Кир-нарская), учебно-методическими пособиями по импровизации (И. Бриль, Д. Брубек, П.Живайкин, Д.Крамер, Ю. Чугунов, Р.С. Столяр).
Детские школы искусств, относящиеся к системе дополнительного образования, являются предпрофессиональной ступенью профессионального музыкального образования. Главная цель инноваций в системе дополнительного образования - это разрешение противоречия между репродуктивным и творческим компонентами педагогической деятельности в процессе воспитания творческой личности, что определяет психолого-педагогическую направленность процесса развития музыкально-творческих способностей учащихся детских школ искусств.
Музыкально-творческие способности относятся к категории способностей, посредством которых учащийся-музыкант может заниматься продуктивной музыкально-творческой деятельностью. Это общие художественно-творческие и специальные музыкальные способности. Общие способности - художественное воображение, впечатлительность, эмоциональность, концентрация внимания, интуиция, творческое мышление, чувство новизны; специальные способности - музыкальный слух во всех его компонентах, чувство ритма, ладовое чувство, музыкальные память и мышление. Для успешного развития музыкально-творческих способностей учащихся-пианистов необходимо создание
специального образовательного пространства, способствующего успешной реализации педагогических задач. Образовательное пространство представляет собой материальную среду обучения, а также систему педагогических условий и факторов, методов и приемов обучения. К материальной среде следует отнести обеспечение качественным музыкальным инструментом, а также аудио и видеоаппаратурой, что помогает успешному развитию всех компонентов музыкального слуха учащихся, развитию навыков интерпретации художественного образа в звуковой палитре и последующего его отображения языком нотных символов. К педагогическим условиям следует отнести позитивную творческую мотивацию, личностноориентированный подход, субъект-субъектный тип взаимосвязи между преподавателем и учащимся, деятельностный подход, принципы рефлексивного управления образовательным пространством. Педагогические факторы — это предметное обеспечение процесса развития музыкально-творческих способностей учащихся: специальные программы обучения, индивидуальные планы, в которых программа курса скорректирована с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей и уровня развития музыкальных способностей ученика, а также приемы и методы развития музыкально-творческих способностей.
Для успешного развития музыкально-творческих способностей прежде всего необходима позитивная мотивация учащихся к творческой деятельности. Задача преподавателя - определить доминирующий мотив в творческой деятельности учащегося и развивать его; следует отметить, что среди разнообразных мотивов к творческой деятельности учащихся преобладают личные и профессиональные мотивы. Формирование творческой мотивации связано с целеполаганием, познавательным и эстетическим интересами, ориентацией в художественных ценностях, в том числе в мировой музыкальной культуре, установкой на позитивное отношение к творческой деятельности, свободное от бытового прагматизма. Развитие позитивной мотиваци-онной сферы учащегося желательно развивать в соответствии с основными мотивационными функциями: стимулирующей, связанной с ускорением конкретной деятельности, в том числе творческой; целеполагающей функцией, отражающей осмысление результата творческой деятельности; направляющей функцией; регулирующей, связанной с изменениями потребностей и мотивов творческой деятельности учащегося, а также контрольной, связанной с проверкой достижений музыкально-творческой деятельности [2].
Личностноориентированный подход является одним из основополагающих в реализации творческого потенциала учащихся-пианистов детских школ искусств, так как основной формой обучения являются индивидуальные занятия с учениками, при которых субъект-субъектные отношения имеют максимальную степень воздействия. С одной стороны - это воздействие преподавателя на ученика: личностно-психологическое, обучающее, развивающее, формирующее во всем многообразии аспектов музыкально-творческого воспитания; с другой стороны - рефлексия ученика на педагогическое воздействие с привнесенными личностными качествами ученика, что составляет в учебном процессе триаду «педагог-музыка-ученик». Рефлексия ученика проявляется в «осознании себя как творческой личности, реализации музыкально-творческого потенциала (импровизации, сочинение авторских произведений, выступления в концертах, фестивалях, конкурсах), в самоутверждении, в самооценке, самокоррекции, и, главное, - в самореализации» [3, с. 15]. Большое значение в творческом воспитании учащегося-музыканта имеет направленность на осознание своей причастности к национальной и мировой музыкальной культуре. В данном аспекте следует отметить положения «Я-концепции» (К. Роджерс, Д. Майер, А. Реан), которые ориентируют личность на самосознание себя во множестве социальных ролей и, в частности, в роли творческого индивидуума.
Развитие музыкально-творческих способностей осуществляется в процессе деятельности преподавателя и ученика, в связи с чем необходимо отметить значение деятельностного подхода в развитии вышеназванных способностей. Д.Н. Узнадзе подчеркивает значение творческой деятельности для социального развития и разделяет творческую деятельность на репродуктивную и продуктивную с «разработкой новых идей и выбором соответствующих им средств для достижения известных целей» [4, с. 160]. Деятельностный подход связан с готовностью, которая характеризует возможность совершения личнос-
тью определенных действий. Готовность к действию предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков и «реализуется за счет проявления своих отдельных составляющих: ней-родинамической сформированности действия, физической подготовленности, психологических факторов готовности» [5, с. 137]. Основа готовности учащихся-пианистов к продуктивной музыкально-творческой деятельности имеет внешнее и внутреннее проявление. Внешнее - это знание основ музыкальной системы, владение навыками игры на музыкальном инструменте, умение фиксировать музыкальную мысль нотными символами. Внутреннее проявление - это яркое творческое воображение, желание реализовать художественные образы средствами звуковой палитры. В процессе развития музыкально-творческих способностей учащимися осуществляются различные виды деятельности: познавательная - ознакомление с музыкальными произведениями различных национальных культур, стилей и жанров, освоение выразительных возможностей музыкальных инструментов и системы музыкальной нотации. Развивающая деятельность направлена на развитие всех компонентов музыкального слуха, памяти, чувства ритма, ладового чувства, навыков игры на музыкальном инструменте. Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, чувство меры, художественно-образное мышление. Интеллектуальная деятельность предполагает овладение основами европейской музыкальной системы, интерпретации слуховых представлений знаковыми символами, ознакомление с логикой построения музыкальных форм. Творческая деятельность предстает в репродуктивной и продуктивной форме: репродуктивная - это концертно-испол-нительская деятельность, связанная с выступлениями в концертах, конкурсах, фестивалях, в том числе исполнение собственных сочинений; продуктивная - создание авторских произведений, аранжировок, импровизационное творчество. Ценностно-ориентационная деятельность выражается в осознании учащимся значимости собственной деятельности в системе ценностей данного социума, а также в профессиональной перспективе. При этом следует отметить следующие виды деятельности преподавателя: коммуникативную, связанную с установлением контакта между учеником и преподавателем, взаимодействием и взаимодоверием между ними, проектировочно-целевую деятельность, определяющую конечную цель, этапы обучения и планирование управления музыкально-творческой деятельностью учащегося (составление индивидуального плана и программы обучения). Далее следует отметить организационно-методическую деятельность, представляющую собой отбор средств и методов в соответствии целям деятельности и уровню музыкального развития учащегося, и диагностическую деятельность -определение уровня музыкального развития ученика, его псхо-физиологических особенностей, интеллектуального и художественно-творческого потенциала и степени готовности преподавателя к управлению творческой деятельностью учащегося. И, в заключение, мы отмечаем стимулирующе-регулятивную деятельность преподавателя - отбор информации о процессе обучения, стимулирование деятельности учащегося, коррекцию процесса обучения, а также контрольно-оценочную деятельность - периодическую проверку достижений музыкально-творческой деятельности учащегося (открытые и контрольные уроки, концертные и конкурсные выступления) с оценкой результатов деятельности [6].
Процесс развития музыкально-творческих способностей предполагает осознание преподавателем степени ответственности перед поставленной педагогической задачей, понимание трудностей педагогического процесса, осознание степени восприятия учеником педагогического воздействия, что требует объективной самооценки деятельности. Данные факторы являются компонентами педагогической рефлексии. Педагогическая рефлексия - это установка на самопознание, самоанализ и творческую деятельность, она предполагает самооценку профессиональных, личностных и творческих достижений [7]. Принципы рефлексивного управления являются необходимым организационно-педагогическим условием эффективного развития музыкально-творческих способностей учащихся. Необходимо отметить следующие принципы: во-первых, — это принцип природо-сообразности, предполагающий обучение в соответствии индивидуальным музыкальным способностям, возрастным и психофизиологическим особенностям учащегося, опору на зону ближайшего развития, а также соответствие уровня развития творческих способностей учащихся личным потенциальным возмож-
ностям преподавателя. Далее следует принцип гуманизации, который предполагает отношения доверия между преподавателем и учащимся в течение всего педагогического процесса. Следующим является принцип диалогизации, связанный с переходом от отношений субординации к отношениям сотрудничества между преподавателем и учащимся; данный принцип предполагает стимулирование учащихся к творческому развитию, создание условий для творческой самореализации и осуществления свободы выбора. И, наконец, принцип целостности, основным фактором которого является единство и завершенность всех компонентов творческого развития учащегося [8].
В нашем исследовании для развития музыкально-творческих способностей у учащихся-пианистов младших классов детских школ искусств применялись методы формирования и методы развития. Методы формирования реализовывались в осуществлении эстетической и познавательной направленности развития личности учащихся, в формировании их музыкальной культуры, а также в формировании исполнительских навыков и умений. Здесь следует отметить формирование пианистического аппарата (руки учащегося), приобретение учащимся начальных навыков игры на инструменте. В качестве метода развития значительное внимание уделялось обучению навыкам инструментальной импровизации, развивающей ладово-гармоническое мышление, чувство стиля, координацию, подвижность нервных процессов. Импровизационные навыки развивают деятельность обеих полушарий головного мозга, являясь образно-эмоциональным процессом, требующим аналитического и конструктивного мышления, что ускоряет процесс обучения, делает его более эффективным, главное - дает возможность ученику осознать свою творческую индивидуальность, свою уникальность в мире.
Воспитанием навыков импровизации желательно начинать заниматься на начальной стадии обучения, когда учащийся осваивает определенные стадии музыкального языка и в различной степени овладевает ими так же, как и разговорной речью и грамматикой. Задача музыкально-творческого воспитания -на ранней стадии музыкального развития формировать и развивать индивидуальный музыкальный язык ученика: интонационный (язык «музыкальных слов»), затем мелодический язык (фразы, предложения), ритмический язык, ладово-гармоничес-кий, тембровый, далее - изучать основы музыкальной формы, композиции. В процессе исследования была разработана и апробирована программа по начальному курсу импровизации и на ее основе написано учебно-методическое пособие «Начальный курс фортепианной импровизации». В программе обучения и методических рекомендациях к ней определено образовательное пространство для успешных занятий, а также факторы и условия, методы и приемы обучения. Предложена систематизация средств, с помощью которых осуществляется импровизационное творчество: материальных, художественных и специфически музыкальных; систематизированы виды импровизации по
Библиографический список
способу звукоизвлечения, по составу исполнителей, по стилевым особенностям, по музыкально-тематическому материалу, по музыкальной форме и фактуре изложения музыкального материала. Программа имеет следующие направления: ритмические импровизации; изобразительные (тембровые, динамические, на заданный образ) импровизации; диатонические и хроматические секвенции (мелодические, аккордовые); импровизации в пентатонике на черных клавишах и в диатонике; вокальные импровизации с последующей нотацией; сочинение подголосков, секвенций и канонов; подбор мелодий на слух и аккомпанемента с последующей нотацией; изучение видов фортепианной фактуры, гармонических функций, основ музыкальной формы; импровизации в стиле марша, польки, вальса, лирической мелодии, сочинение мелодии к гармонической последовательности, песен на заданный стихотворный текст, пьес.
Занятия импровизацией оказали положительное влияние на развитие тембрового и ладово-гармонического слуха, «внутреннего» слуха, ритмического чувства, умение мыслить нотами. Активизировались навыки импровизации: умение импровизировать на заданный образ с использованием различных штрихов, динамики, типов фактуры, педализации, ладово-гармонических связей; появились навыки свободной импровизации, сочинения небольших пьес и песен на стихотворный текст, начальные навыки аранжировки. Ярче стали исполнительские качества: увереннее владение инструментом, появился артистизм.
Апробация материалов исследования осуществлялась путем участия в научно-практических конференциях, публикации научных статей, монографии. Эффективность работы по данной программе подтверждена успешными выступлениями учащихся в концертах, фестивалях и конкурсах: детских джазовых фестивалях «Бэби-джаз» (2004, 2009, 2010), городских фестивалях-конкурсах творческого музицирования «Учись, выдумывай, твори!» (2005, 2007), Международном детском и юношеском конкурсе-фестивале «Урал принимает друзей» (2012, 2013), III Всероссийском конкурсе молодых композиторов им. С.С. Прокофьева (2012), Международном конкурсе-фестивале «Уральская сказка» (2012, 2013).
Таким образом, мы отмечаем значимость и основные аспекты психолого-педагогической направленности деятельности преподавателей детских школ искусств в процессе развития музыкально-творческих способностей учащихся-пианистов: создание специального образовательного пространства, значение позитивной творческой мотивации, личностноориентированно-го и деятельностного подходов, педагогической рефлексии и принципов рефлексивного управления, определили роль субъект-субъектных отношений между преподавателем и учащимся, отметили значение навыков импровизации, что способствует успешному выполнению задачи развития музыкально-творческих способностей учащихся и воспитанию творческой личности.
1. Александрина, Н.Б. Импровизация как метод развития музыкально-творческих способностей учащихся-пианистов детских школ искусств // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2011. - № 4(28).
2. Александрина, Н.Б. Формирование позитивной мотивации у учащихся-пианистов детских школ искусств // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. - Челябинск. - 2008. - № 2. - Вып. 29.
3. Александрина, Н.Б. Личностно-ориентированный подход как необходимое условие успешного развития музыкально-творческих способностей учащихся детских школ искусств // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы VI Международной научно-творческой конф. молодых ученых, аспирантов и соискателей. - Челябинск, 2007. - Ч. I.
4. Узнадзе, Д.Н. Теория установки. - М., 1997.
5. Леонтьев, А.А. Психология обучения. - М., 1997.
6. Деятельностный подход в обучении и формировании творческой личности: сб. статей / под ред. В.В. Давыдова. - Уфа, 1990.
7. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998.
8. Формирование профессиональной культуры учителя / под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993.
9. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. - СПб., 1999.
10. Яковлева, Н.О. Педагогическое проектирование педагогических систем: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2003.
11. Александрина, Н.Б. Музыкально-творческие способности. - LAP LAMBERT Academic Pablishing. - Germany, 2013.
Bibliography
1. Aleksandrina, N.B. Improvizaciya kak metod razvitiya muzihkaljno-tvorcheskikh sposobnosteyj uchathikhsya-pianistov detskikh shkol iskusstv // Vestnik Chelyabinskoyj gosudarstvennoyj akademii kuljturih i iskusstv. - 2011. - № 4(28).
2. Aleksandrina, N.B. Formirovanie pozitivnoyj motivacii u uchathikhsya-pianistov detskikh shkol iskusstv // Teoriya i praktika pedagogiki i psikhologii professionaljnogo i obthego obrazovaniya: Vestnik ChGAKI. - Chelyabinsk. - 2008. - № 2. - Vihp. 29.
3. Aleksandrina, N.B. Lichnostno-orientirovannihyj podkhod kak neobkhodimoe uslovie uspeshnogo razvitiya muzihkaljno-tvorcheskikh sposobnosteyj uchathikhsya detskikh shkol iskusstv // Molodezhj v nauke i kuljture XXI veka: materialih VI Mezhdunarodnoyj nauchno-tvorcheskoyj konf. molodihkh uchenihkh, aspirantov i soiskateleyj. - Chelyabinsk, 2007. - Ch. I.
4. Uznadze, D.N. Teoriya ustanovki. - M., 1997.
5. Leontjev, A.A. Psikhologiya obucheniya. - M., 1997.
6. Deyateljnostnihyj podkhod v obuchenii i formirovanii tvorcheskoyj lichnosti: sb. stateyj / pod red. V.V. Davihdova. - Ufa, 1990.
7. Mitina, L.M. Psikhologiya professionaljnogo razvitiya uchitelya. - M., 1998.
8. Formirovanie professionaljnoyj kuljturih uchitelya / pod red. V.A. Slastenina. - M., 1993.
9. Parihgin, B.D. Socialjnaya psikhologiya. - SPb., 1999.
10. Yakovleva, N.O. Pedagogicheskoe proektirovanie pedagogicheskikh sistem: dis. ... d-ra ped. nauk. - Chelyabinsk, 2003.
11. Aleksandrina, N.B. Muzihkaljno-tvorcheskie sposobnosti. - LAP LAMBERT Academic Pablishing. - Germany, 2013.
Статья поступила в редакцию 12.12.13
УДК 378
Aliphanova F.N., Omarova A.A. FACTORS FEELINGS IN INTERNATIONAL EDUCATION A MULTICULTURAL ENVIRONMENT. The article is devoted to the formation and education of international sentiment among adolescents and young people in a multinational team.
Key words: internationalism, patriotism, tolerance, tolerance.
Ф.Н. Алипханова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]; А.А. Омарова, соискатель каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ ЧУВСТВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Статья посвящена вопросам формирования и воспитания интернациональных чувств у подростков и молодежи в условиях многонационального коллектива.
Ключевые слова: интернационализм, патриотизм, толерантность, толерантное сознание.
В современных условиях приобретает особую актуальность и значимость патриотическое и интернациональное воспитание учащейся молодежи. Система патриотического и интернационального воспитания в Дагестане предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма и интернационализма в процессе обучения и воспитания.
Содержание патриотического и интернационального воспитания вузе включает культурно-исторический, социально-политический, психолого-педагогический, духовно-нравственный, военно-технический и физический компоненты. Приоритетными направлениями патриотического и интернационального воспитания является возрождение у студентов традиционного чувства гражданской гордости, воспитание патриотизма, интернационализма, дружбы, веротерпимости, уважения к другим народам и формирование готовности к созиданию на блага Отечества, к его защите [1]. Однако, события последнего времени (социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, падение нравственных устоев молодежи, криминогенная обстановка в республике) оказало негативное влияние на патриотическое и интернациональное воспитание молодежи Дагестана. Все эти объективные и субъективные процессы обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено значение патриотизма и интернационализма. Молодежь стала равнодушной, безразличной, агрессивной, неуважительной к старшему поколению, историческому прошлому. Наблюдается устойчивая тенденция падения нравственности, духовности, престижа военной и государственной службы. В этих условиях значительно возрастает значение правильно организованной и целенаправленной работы по патриотическому и интернациональному воспитанию учащейся молодежи, очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма, интернациональной дружбы как основы консолидации общества и укрепления государства Российской Федерации.
Дети и молодежь вовлекаются в ту или иную систему отношений, сложившихся между народами страны и республики, которые оказывают определяющее влияние на формирование у людей культуры межнационального общения. Однако определяющее влияние межнациональных отношений на формирование у молодежи отношений к людям разных национальностей не является прямым отражением социально-этнической среды, а воспитание - процессом прямого перевода социального опыта во внутренний мир личности, социальных норм и ценностей общества в личные нормы и ценности. Личность является про-
дуктом развития психики человека в социальных условиях. Чтобы формировать ее в нужном направлении, организуется специальный процесс воспитания. При этом следует помнить, что воспитание, целенаправленно организуемое институтами общества (государственная политика, семья, школа, СМИ, интернет), протекает тем успешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека объективные условия его жизни, социальная среда [2].
Определение состава дисциплин учебных планов школы и вуза и системы знаний, составляющих программы и учебники, позволит в полной мере осуществлять воспитательные функции обучения, формировать у учащихся правовые, морально-этические, эстетические представления, взгляды, убеждения и качества личности гражданина многонациональной Российской Федерации. Правовой основой отбора учебных предметов и определения их воспитательной функции являются: Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, Государственный стандарт образования и др.
Так, в Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года определена система мер по регулированию отношений народов страны, укреплению федеративного государства, воспитанию граждан в духе российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости. Эффективность реализации государственной национальной политики РФ обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, направленных на решение задач в рамках вышеназванных направлений [3]:
а) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
в) обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики России;
г) создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
д) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;