Научная статья на тему 'Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности'

Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисенков Владимир Пантелеймонович, Гасанов Зайнулабид Тухтарханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности»

Психолого-педагогические науки

• ••

125

докладчики были единодушны в понимании того, что цель патриотического воспитания - сохранение единства и целостности Российской Федерации, сплочение ее народов в демократическом гражданском обществе, упрочение их дружбы. В

этом убедился читатель, ознакомившись с содержанием предлагаемого его вниманию издания.

Борисенков В.П., академик РАО Гасанов З.Т., д.п.н., профессор

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА, ДРУЖБЫ НАРОДОВ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

МАТЕРИАЛЫ

ВТОРОЙ всероссийской НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» / Отв. ред. З. Т. Гасанов. М.,

2003. 486 с. Конференция, организованная Российской академией образования, Правительством Республики Дагестан, Государственным научно-исследовательским институтом семьи и воспитания, Дагестанским государственным педагогическим университетом, Межвузовским центром «Воспитание культуры межнационального общения» Министерства образования Российской Федера-

ции, состоялась в Москве 14-15 ноября 2001

Об огромном значении воспитания граждан в духе патриотизма, дружбы народов, гражданственности, веротерпимости говорится в приветственных посланиях участникам конференции Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е. С. Строева, Председателя Государственного Совета Республики Дагестан М. М. Магомедова.

В работе научно-практической конференции приняли участие представители ряда министерств Российской Федерации, ученые различных отраслей знания, работники общественных организаций и правоохранительных органов, учителя школ, преподаватели высших учебных заведений и профессиональных училищ многих регионов России. В подготовке и проведении конференции участвовали ответственные работники Государственного Совета, Народного Собрания и Правительства Республики Дагестан.

На пленарном заседании и 8 секционных заседаниях (165 докладов) были обсуждены проблемы: воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности - важнейшее средство укрепления целостности Российской Федерации; основные направления, пути и средства реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-

126

Известия ДГПУ, №2, 2009

2005 годы». цель которой - развитие системы патриотического воспитания граждан, способной обеспечить решение задач по консолидации общества, укреплению единства и дружбы народов Российской Федерации; научно-теоретические и методические основы воспитания патриотизма, дружбы народов, гражданственности; воспитание культуры межнационального общения (воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости) - важнейшее направление государственной политики в сфере образования; обеспечение единства и взаимосвязи национального (этно-регионального) и общенационального (государственно-федерального) компонентов в воспитании учащейся молодежи в духе патриотизма и дружбы народов; правовые, морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма, дружбы народов, гражданственности; разработка учебно-методических пособий по воспитанию патриотизма, дружбы народов, гражданственности; внедрение курса «Педагогика межнационального общения» в систему высшего образования.

В рамках научно-практической конференции состоялся «круглый стол», организованный редакцией журнала «Педагогика» (материал

опубликован в его 7-ом номере за 2002 г.).

По мнению докладчиков, при проведении воспитательной работы следует руководствоваться положениями таких нормативных актов Российской Федерации, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Концепция модернизации российского образования; Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)».

Важное место в улучшении патриотического и интернационального воспитания молодежи занимает «Национальная доктрина образова-

ния в Российской Федерации» (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751). Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского государства. В ней говорится о том, что система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Участники конференции придают особое значение принятой Правительством России государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. №122). В программе говорится о том, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стало все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом нивелировано истинное зна-

Психолого-педагогические науки •••

чение и понимание интернационализма.

Докладчики с озабоченностью говорили о том, что при отсутствии влияния власти на молодое поколение его ценностно-смысловое пространство в значительной мере формируется под воздействием криминальных субкультур и зарубежной массовой культуры. По данным Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации (В. И. Иванов, Н. Н. Ключков, В. О. Чкуасели. Совершившие невозможное. М., 2000. С. 6), 35% опрошенных заявили о готовности покинуть Россию, около 70% - о ненужности военной службы. Вызывает сожаление тот факт, отмечается в данной работе, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания граждан в ведущих странах мира, где повсюду культивируется верность отечеству, государственному флагу.

«В этих условиях, - говорится в программе, - очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства».

Одним из важнейших направлений Программы является формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.

Разработке этой проблемы посвящены исследования ученых Российской академии образования, Дагестанского государственного педагогического университета, Межвузовского научного центра воспитания культуры межнационального общения Министерства образования Российской Федерации.

Важным вкладом в разработку теоретических и методологических основ воспитания граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости стала публикация сборника материалов Первой Всероссийской научно-практической конферен-

127

ции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» (М., 2001). В нем обобщен передовой педагогический опыт школ, вузов, общественных организаций многих республик, областей и краев страны по воспитанию граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости.

На основе анализа перемен, происшедших в стране, разработаны научно-методические основы воспитания детей, молодежи, населения в духе российского патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Их внедрение в учебно-

воспитательный процесс школ, высших и средних специальных учебных заведений является важным условием решения проблем воспитания граждан страны. Учителям школ, преподавателям вузов и училищ следует знать содержание воспитательного процесса, сущность основных понятий («патриотизм», «российский патриотизм», «дружба народов», «интернационализм», «космополитизм», «веротерпимость», «толерантность», «национальное самосознание», «национализм», «шовинизм», «расизм», «фашизм» и т.д.).

В условиях демократической России патриотизм предполагает равенство народов, равенство граждан независимо от их национальности, расовой или религиозной принадлежности. Российский патриотизм сплачивает народы страны в рамках единой Федерации, укрепляет их связи с народами СНГ и других стран. В российском патриотизме общероссийское чувство гражданина сочетается с его чувством малой родины, родной республики, области или национального округа. В российском патриотизме должны найти сочетание идеи народов России (русского, осетинского, татарского, башкирского и т.д.) с общенациональной, общероссийской

идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни.

128

Известия ДГПУ, №2, 2009

По определению В. В. Путина, патриотизм - «это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». (Россия на рубеже тысячелетий. «Независимая газета», 30.12.1999). Из слов В. В. Путина становится очевидным, что возрождение патриотизма является необходимым условием возрождения России. Патриотизм является достоянием граждан многонационального, многоконфессионального государства, составляет основу их жизнедеятельности. Участники конференции единодушны в понимании того, что патриотическое воспитание обеспечивает единство и целостность Российской Федерации, сплачивает ее народы в демократическом обществе, укрепляет их дружбу.

Участники конференции обращаются к высшим органам власти с

• • •

просьбой разработать единую государственную политику воспитания граждан в духе патриотизма, дружбы народов, гражданственности, веротерпимости, что является важнейшим условием укрепления единства и целостности Российской Федерации, становления гражданского общества. Особое значение имеет перестройка работы СМИ в отношении молодежи - с нынешней «либерально-коммерческой» основы на «социально-патриотическую». В решении проблем воспитания важным шагом федерального государства станет координация межведомственной деятельности Минобразования, Минобороны, Минкультуры, МВД, Минпечати по формированию у граждан чувства и сознания патриотизма.

Борисенков В.П., вицепрезидент Российской академии образования, ал. редактор журнала «Педагогика», академик РАО, д.п.н., профессор,

Гасанов З.Т., руководитель Межвузовского центра воспитания культуры межнационального общения Минобразования РФ, д.п.н., профессор

ВОСПИТАНИЕ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА, ДРУЖБЫ НАРОДОВ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.