Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях'

Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5666
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОТЕЧЕСТВО / РОССИЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Сабият Тагировна, Магомедова Зумруд Исаевна

Обозначены задачи и принципы, а также тенденции и проблемы патриотического воспитания молодежи на современном этапе развития российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.035.6+378

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХУСЛОВИЯХ

© 2012 Алиева С.Т., Магомедова З.И.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

Обозначены задачи и принципы, а также тенденции и проблемы патриотического воспитания молодежи на современном этаперазвитияроссийского общества.

The authors of the article define the tasks and the principles, as well as the tendencies and the problems of the young peoples’ patriotic education at the present stage of Russian society.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, Отечество, российский патриотизм, гражданственность, государственная программа.

Keywords: patriotism, patriotic education, Fatherland, Russian patriotism, civicism, state

program.

Патриотическое воспитание граждан, как показывает исторический опыт становления и развития нашего

Отечества, является важнейшим

средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной

Российской Федерации.

Одной из приоритетных задач нашего общества является воспитание

подрастающего поколения,

формирование и развитие личности, обладающей качеством гражданина-

патриота, способного успешно

выполнять свои гражданские

обязанности. В нынешних сложных для России условиях, определяемых

развитием процессов демократизации общества и деполитизацией системы образования, сложностью

преобразований, происходящих в

обществе, необходимостью

переосмысления концептуальных и методологических основ теории

патриотического воспитания молодого поколения особую актуальность приобретают вопросы воспитания молодёжи в духе патриотизма.

На сегодняшнем этапе формирования общества патриотизм должен стать объединяющей основой, тем

фундаментом, на котором будет строиться национальное согласие. Поэтому представляется важным первоочередное формирование понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна» и, соответственно, чувства любви к своей Родине, заботы об ее интересах и готовности встать на ее защиту. Это чувство проявляется и в гордости за достижения родной страны, и в уважении к историческому прошлому своего

народа, и в привязанности к родным местам, своей «малой родине» [2].

Важным свидетельством усиления внимания руководства страны к проблемам патриотического воспитания стала разработка и принятие Государственных программ и Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003г.), где патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до

самопожертвования, к его защите». Особое внимание было уделено разработке первой государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 - 2005 годы» [3], целью которой было развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации. Цель второй

Г осударственной программы

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» - дальнейшее совершенствование созданной в стране системы патриотического воспитания граждан в интересах укрепления российской государственности, формирование у них любви к Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по поддержке общественной стабильности, упрочению единства и дружбы народов России [4].

Вновь утвержденная государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 -2015 годы» [5] является продолжением предшествующих программ и сохраняет непрерывность процесса формирования патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Основной целью Программы является дальнейшее

развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.

Одним из основных условий реализации программ явилась их научнотеоретическая обеспеченность.

Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования отметили, что Дагестанским

государственным педуниверситетом разработаны научная теория и методика воспитания граждан России в духе патриотизма, дружбы народов,

веротерпимости. Всестороннему ее раскрытию посвящены труды основателя научной школы по патриотическому воспитанию граждан РФ и Межвузовского центра по разработке методологического обеспечения новых подходов к формированию культуры межнационального общения профессора ДГПУ 3. Т. Гасанова - монография «Воспитание культуры

межнационального общения:

методология, теория, практика» и учебное пособие «Педагогика межнационального общения».

«Педагогика межнационального

общения» как обязательная вузовская дисциплина вошла в ФГОС высшего профессионального образования.

Важным направлением работы по организации патриотического воспитания граждан России стали проводимые в Москве Всероссийские научнопрактические конференции учителей школ, преподавателей вузов, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей по вопросам воспитания патриотизма, дружбы народов, гражданственности,

веротерпимости и издание сборников материалов этих конференций.

Совместными усилиями

Правительства Республики Дагестан, Министерства образования России, Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования, Дагестанского

государственного педагогического

университета были подготовлены и проведены четыре Всероссийские научно-практические конференции по проблемам патриотического воспитания

детей, молодежи, населения

многонациональной, многоконфессиональной России.

Известно, что цели образования и воспитания в многонациональном государстве формируются в соответствии с интересами этно-конфессионального состава населения, характером взаимоотношений народов и

национально-территориальных образований, входящих в федерацию. Эти цели отражают уровень развития общества. Для России важнейшей целью воспитания и образования является формирование у граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости.

Задачи воспитания вытекают из

характера отношений народов, населяющих государство. На основе анализа взаимоотношений народов России, с учетом их стремления к совместной жизни и укреплению Отечества, определена следующая система задач патриотического воспитания граждан, основными из

которых являются:

- любовь к Отечеству и ее

многонациональному народу;

- российский патриотизм, где общероссийское чувство гражданина сочетается с любовью к малой родине;

- уважительное отношение ко всем народам России, их истории, традициям, языкам;

- уважение к национальному достоинству и чувствам людей, их этническим взглядам и убеждениям;

- уважение к правам и свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;

- уважение к общечеловеческим ценностям [2, 5].

Принципы патриотического

воспитания составляют целостную систему и обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания. К основным принципам патриотического воспитания относятся:

- укрепление единства и целостности Российской Федерации;

- сохранение и развитие дружеских отношений народов России;

- содействие развитию национальных культур и языков народов России;

- гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их культурам и традициям;

- сочетание в воспитании

национального, гражданско-

патриотического и общечеловеческого [2, 5].

Формирование патриотизма у граждан Российской Федерации предполагает, во-первых, то, что работу по

патриотическому воспитанию

необходимо начинать с дошкольных учреждений через включение в интегративные формы народного творчества, формирование знаний символики государства, проведение

экскурсий по городу, организацию возложения цветов к памятникам, игр патриотической направленности. Во-вторых, в школах необходимо развивать чувство патриотизма в процессе учебновоспитательной деятельности на всех уроках. В-третьих, для студенческой молодежи следует создавать

патриотические объединения и клубы с целью формирования у нее чувства патриотизма, гражданской

ответственности, потребности в освоении национальной культуры и изучении

национальной истории. Основные формы работы этих объединений и клубов -организация и проведение открытых лекции, семинаров, «круглых столов», дискуссий, краеведческих экскурсий,

экспедиций, разработка и издание

литературы патриотического характера. В-четвертых, необходим поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию,

реализация которых способствовала бы созданию качественно новых способов организации воспитательной

деятельности с молодым поколением. В-пятых, активно привлекать СМИ и телевидение к формированию патриотического сознания граждан Российской Федерации путем

демонстрации программ, телепередач и фильмов, пропагандирующих

патриотизм, дружбу народов,

веротерпимость и гражданственность.

В последние годы, когда патриотизм становится социальной установкой,

жизненной позицией россиян,

мероприятия патриотической

направленности стали более

систематическими, в них принимают участие не только органы государственной власти, но и общественные организации. Особенно регулярным стало проведение конкурсов патриотической песни, выставок, слетов, фестивалей. Улучшилась работа ДОСААФ с допризывной молодежью. Возобновилась поисковая деятельность молодежных организаций. Во многих школах организованы музеи,

рассказывающие об истории родного края, героическом прошлом страны.

На сегодняшний день можно констатировать, что «улучшилось

информационное обеспечение

патриотического воспитания, повысилась роль СМИ в патриотической работе. Ежегодно организуется Всероссийский конкурс «Патриот Отечества» с вручением премий за лучшее и систематическое освещение в СМИ темы патриотического воспитания. На

протяжении последних лет реализуется проект государственной поддержки СМИ на создание, распространение и тиражирование телепрограмм и проектов патриотического характера,

осуществляется постоянная поддержка издания книг патриотической

направленности. Также издается

общероссийский ежемесячный журнал «Патриот Отечества» для оказания информационной и методической помощи организаторам патриотического воспитания. Идет развитие интернет-сайта «Патриот России», на котором размещены нормативно-правовая база и методические материалы по

патриотическому воспитанию.

Мероприятия патриотической

направленности в образовательных учреждениях освещаются в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Учительской газете», журналах

«Внешкольник», «Воспитание

школьников» [1].

В патриотическом воспитании граждан Российской Федерации на сегодняшний день есть проблемы, требующие решения. Среди них:

- Осуществление патриотического

воспитания в более тесной связи с другими направлениями государственной политики, в первую очередь социальной, молодежной и образовательной. При этом важно, чтобы патриотическое воспитание граждан РФ опиралось на активную государственную, социальную политику улучшения материального благосостояния, повышения уровня

социально-правовой защищенности детей и молодежи, создающих у них уверенность в завтрашнем дне, возможность реализовать свой

личностный потенциал.

- Создание системы

патриотического воспитания в каждом образовательном учреждении.

- Интеграция патриотического

воспитания с другими видами

воспитания, особенно с духовно-

нравственным, гражданским и правовым. Основания такой работы заложены в утвержденных в Федеральных

образовательных стандартах общего

образования, Концепции духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой патриотизм отнесен к базовой

национальной ценности [8].

- Формирование межэтнической

толерантности, профилактика

нетерпимости и экстремизма,

целенаправленное формирование

правовой культуры у учащейся

молодежи, так как в такой

многонациональной стране, как Россия, патриотом можно считать того, кто уважительно относится к культуре,

обычаям, правам человека другой

национальности.

- Более тесное сотрудничество

государства, школы, семьи,

общественных организаций, всех

институтов гражданского общества.

Семья на деле должна стать партнером государства в патриотическом

воспитании детей и молодежи

государства, а школа - интегрирующим центром совместной деятельности государства, семьи и общественных организаций.

- Укрепление методической базы,

так как не решена проблема разработки и издания комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению

патриотического воспитания.

Подводя итоги, отметим, что

патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей, по защите интересов России. Следует констатировать, что корень всех перечисленных проблем в том, что, несмотря на определенные усилия, предпринимаемые государством, в нашей стране по-прежнему отсутствует комплексный и сбалансированный подход к решению задач патриотического воспитания граждан. Необходимо признать, что целостная система патриотического воспитания,

позволяющая осуществлять его координацию на государственном уровне, в Российской Федерации до сих пор не создана.

Для решения указанных проблем патриотического воспитания, на наш взгляд, требуются:

- скоординированные усилия органов законодательной и исполнительной власти, отечественной и педагогической науки, а также всех заинтересованных общественных организаций.

- повышение эффективности системы

патриотического воспитания,

обеспечивающей оптимальные условия развития у каждой личности любви к Отечеству, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина Отечества, патриота России;

- обновление и обогащение

содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств;

- создание механизма,

инициирующего и оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания граждан на всех уровнях.

Результатом же осуществления этих мер должно стать:

- повышение уровня патриотизма и интернационализма у российских граждан;

- подъем образования, политической и правовой культуры;

- возрастание степени участия граждан в общественной и государственной жизни, общественных организациях и объединениях;

- повышение эффективности механизма

координации деятельности

межведомственных и межрегиональных органов и организаций, координационных советов по патриотическому воспитанию в целях более действенной реализации системного подхода, выполнения комплексных задач в процессе осуществления принятых проектов, программ и планов.

Развитие патриотизма у граждан Российской Федерации представляет собой одну из приоритетных задач модернизирующегося российского

общества и необходимое условие его самосохранения и интеграции. России нужен патриотизм, так как люди, живущие в ней, должны любить свою страну, общество и государство. Патриотизм - это единение, а без единения всех народов, проживающих в ней, не будет и России. Патриотизм должен послужить консолидации общества, сохранению единого социокультурного пространства страны, преодолению любых проявлений национализма, шовинизма,

межрелигиозных и межэтнических конфликтов для того, чтобы Россия могла вновь обрести своё былое величие и мощь. Основным путем формирования патриотизма в полиэтническом регионе является проведение целенаправленной, эффективной, адаптированной и

систематической работы по

патриотическому воспитанию социальных институтов.

посредством включения в неё всех

Примечания

1. Быков А. К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ // Педагогика. 2011. № 1. 2. Гасанов 3. Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999. 3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Официальные документы в образовании. № 9. 2001. С. 2-35. 4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» // Воспитание в школе. № 12. 2005. С 3-7. 5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: Постановление правительства Российской Федерации // Собрание

законодательства Российской Федерации. № 41. 11 октября 2010 г. (часть II).

Статья поступила вредакцию 25.02.20012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.