Научная статья на тему 'Формирование интернациональных ценностей в учащихся общеобразовательных учебныхзаведений'

Формирование интернациональных ценностей в учащихся общеобразовательных учебныхзаведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / INTERNATIONAL EDUCATION / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / MULTICULTURALISM / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / INTERETHNIC / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подгурская Вита Петровна

В статье проанализированы сущность интернационального воспитания. Акцентировано внимание на направления формирования поликультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTERNATIONAL VALUES IN STUDENTS OF GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The essence of international education is analyzed in the article. Attention is focused on the direction of formation of multicultural education.

Текст научной работы на тему «Формирование интернациональных ценностей в учащихся общеобразовательных учебныхзаведений»

FORMATION OF INTERNATIONAL VALUES IN STUDENTS OF GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Pidhurska Vita Petrivna, applicant Department of Pedagogy, Zhytomyr State University named after I. FranЫ, Ukraine E-mail: vita.pidhurska@ukr.net

FORMATION OF INTERNATIONAL VALUES IN STUDENTS OF GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract: ^e essence of international education is analyzed in the article. Attention is focused on the direction of formation of multicultural education.

Keywords: international education, multiculturalism, patriotism, interethnic, cooperation.

Подгурская Вита Петровна, соискатель кафедры педагогики, Житомирский государственный университет имени И.Я. Франко, Украина E-mail: vita.pidhurska@ukr.net

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация: В статье проанализированы сущность интернационального воспитания. Акцентировано внимание на направления формирования поликультурного образования.

Ключевые слова: интернациональное воспитание, поликультурность, патриотизм, межнациональный, сотрудничество.

Постановка проблемы: Основой экономического, социокультурного, материального и духовного расцвета любого государства на каждом этапе его становления есть чувство патриотизма, которое определяет степень духовного развития личности, заключается в бескорыстной любви к родной земле, к своей Родине, к людям, которые проживают на этой земле, готовности отстаивать интересы государства, быть верным своему народу, его культуре, традициям, обычаям.

Реалии настоящего ставят перед педагогами вопрос обновления и поиска новых путей, форм, методов формирования патриотических чувств у подрастающего поколения с учетом ситуации в стране.

Целью работы: является раскрытие основных аспектов формирования интернациональных ценностей в молодого поколения.

Изложение основного материала исследования: исторический опыт показывает, что проблема интеграции в общество активных, творческих, патриотически настроенных граждан была всегда.

К идее патриотизма обращались в своих трудах древние философы: Конфуций, Сократ, Аристотель, Демокрит. В отечественном историческом дискурсе проблема воспитания находит свое отражение в идее народности, к которой обращались А. Духнович, В. Антонович, Б. Гринченко, С. Русова, М. Грушевский, М. Драгоманов, А. Макаренко и др. По их мнению, патриотом является

человек гуманный, трудолюбивый, с чувством любви к родной земле и культуре родного народа.

В современных исследованиях проблема социализации личности рассматривается в трудах таких украинских и российских ученых, как С. Батенина, А. Ковалева, М. Лукашевич, Б. Ананьев, А. Капская, С. Харченко и др.

Характерной чертой духовной жизни современной Украины является отсутствие идейного единства у большинства населения страны. Разнообразие идей внешне является выражением демократии, а по сути — отражением глубокого внутреннего кризиса, который препятствует украинскому обществу выбраться из состояния духовного кризиса [2, 171].

В Украине проживают люди разных национальностей, но их объединяет территория страны, где они родились, проживают, считают ее своей Родиной. И когда с экранов телевидения постоянно высказывается ненависть к людям определенной национальности, к конкретному языку, к носителям этого языка, то это ведет к ненависти к соседу на улице, к отдельным семьям в деревне, к пациенту в больнице и т.д. Отношение граждан Украины к ситуации, которая сложилась на востоке Украины, перечеркивает все то, чему учили раньше в школах: формирование уважения к другим национальным меньшинствам, другим народам, культурам, цивилизациям, религиям, жизненным ценностям. Сегодня сочувствуют солдатам только одной стороны конфликта. Телевидение, которое показывает то, что хочет показать заказчик, подсознательно формирует мнение граждан. Не все украинцы имею возможность увидеть новости, дебаты, услышать мнения экспертов из разных стран. Таким образом, происходит зомбирование населения.

Почему те, кто пропагандирует выселение «неугодных» за пределы Украины, забывает об украинской диаспоре? Тогда, может, надо выселить украинцев из Канады, Германии, Польши, Италии ... Как видим, в Украине в последние годы пропагандируется не патриотизм, а национализм.

Никогда и ни в коей стране не будет проживать только этническое население. Как находится в постоянном движении магма в земном шаре, так мигрирует население на поверхности Земли. И никакие границы этот процесс не остановят. Таким образом, люди должны находить «общий язык» между собой, а не враждовать.

К сожалению, в школах Украины не прививается понимание необходимости межнациональной солидарности. Эта составляющая на сегодня просто проигнорирована.

По нашему мнению, нужно возобновить работу с интернационального воспитания, с осознания необходимости доброжелательных отношений между людьми и народами; особое внимание уделить вопросу воспитания способностей общения, осмысления не только прав, но и обязанностей по отношению к другим социальным и национальным группам. Прививание понимания необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовности участвовать в решении проблем других этносов и культур должно стать одним из ключевых вопросов патриотического воспитания молодежи. Особенно важными в интернациональном воспитании есть возраст от 14 до 17 лет — это возраст становления идейно-гражданской зрелости, утверждения убеждений и личных жизненных планов. Отсюда следует, что учебные заведения в первую очередь должны воспитывать интернациональные чувства.

В современной литературе интернациональное воспитание определяется как:

- воспитание учащихся в духе дружбы народов, уважения к культурным ценностям других народов и национальностей, терпимости (толерантности) к национальным особенностям людей, стремления к национальной консолидации. Основой интернационального воспитания является воспитание национальное, с глубоким знанием своей собственной национальной культуры;

- формирование чувств единства, дружбы, равенства; культуры межнационального обще-

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХЗАВЕДЕНИЙ

ния; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинизма. Ведущее место в процессе становления интернационального сознания учащихся занимает содержание образования (изучение истории, литературы, правовых основ и др.);

- целенаправленное и систематическое формирование у людей верности идеям интернационализма, солидарности с людьми всех стран, глубокого уважения к правам и национальной независимости народов, чувств дружбы, равенства и взаимопомощи народов [1].

Основными принципами интернационального воспитания учёные считают воспитание культуры межнационального общения, терпимости (толерантности) к национальным особенностям других людей, уважения к культурным ценностям разных народов и национальностей.

Поликультурное воспитание предполагает учёт культурных и воспитательных интересов разных национальностей, этнических меньшинств и предусматривает:

- адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями;

- ориентацию на диалог культур;

- отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов.

Бессарабова И. С. даёт подробное обобщённое определение и подчёркивает, что поликультурное образование — это особый образ мышления, основанный на идеях свободы, справедливости, равенства; образовательная реформа, нацеленная на преобразование традиционных образовательных систем таким образом, чтобы они соответствовали интересам, образовательным потребностям и возможностям учащихся независимо от расовой, этнической, языковой, социальной, тендерной, религиозной, культурной принадлежности; междисциплинарный процесс, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы,

а не отдельные курсы, методы и стратегии обучения, взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательной среды; процесс приобщения учащихся к богатству мировой культуры через последовательное усвоение знаний о родной и общенациональной культурах, вооружения учащихся умением критически анализировать любую информацию во избежание ложных выводов, а также формирования толерантного отношения к культурным различиям - качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе [1].

Поликультурный компонент в воспитательной системе любого образовательного учреждения в настоящее время жизненно необходим. Нарастание немотивированной агрессии в обществе, особенно среди молодёжи и подростков, должно вызывать обеспокоенность педагогов, психологов, социологов, политологов.

Таким образом, педагоги гуманитарных наук должны понимать, что их предметы занимают особое место в воспитании детей и подростков. Изучение родного языка дает большие возможности в использовании лингвистических текстов с целью интернационального воспитания.

Этот предмет непосредственно направлен на развитие личности ребёнка, на знакомство с другими культурами, на формирование умений межкультурной коммуникации.

На современном этапе развития общества эта цель может быть достигнута только во взаимодействии семьи, образовательных учреждений, общества и государства. Необходимо также в большей степени использовать средства массовой информации для освещения культурно-исторических достижений разных народов с целью воспитания уважения к культурным ценностям, традициям других народов и национальностей. Обращение к культурно-историческим достижениям разных народов способствует более глубокому пониманию истории, культуры, самобытности своего народа, способствует формированию интернационального самосознания,

развивает способность личности к межкультурной коммуникации и формирует готовность и умение понимать и принимать ценности других культур и народов.

Формирование национальных и интернациональных ценностей должно осуществляться по следующим направлениям:

- сочетание получения знаний с формированием высоконравственных черт гражданина Украины;

- формирование всесторонне развитой, ответственной, социально активной личности;

- предотвращение негативного влияния на сознание учащейся молодежи информации, содержащей элементы жестокости, бездуховности [3, 134].

Выводы. Конечным результатом формирования интернациональных ценностей в учащейся молодежи является сформированная целостная личность - полноправная, творческая и самостоятельная, которая чувствует сопричастность к украинской культуре, готовая реализовать свои потенциальные возможности на благо своей Родины, уважает права и культуру представителей

других национальностей. Список литературы:

1. Кодякова Н. В. Интернациональное и поликультурное воспитание в формировании системы ценностей школьников и студентов / URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24562.

2. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования.- К.: Альма матер.- 2004.- 271 с.

3. Степаненко В. Формирование интернациональных ценностей у студентов-медиков как составляющая национального воспитания. Вестник ЛНУ им. Т. Шевченко.- № 7.- 2015.- С. 133-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.