УДК 37.0:1/14
ШЕВЧЕНКО Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и современных педагогических технологий Петрозаводского государственного университета Петрозаводск, Россия [email protected]
SHEVCHENKO Natalia Nikolaevna, Candidate for Doctorate in Pedagogics, Associate Professor, Chair of Pedagogy and Modern Educational Techniques, Petrozavodsk State University.
Petrozavodsk, Russia [email protected]
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОГО УЧЕНИЯ
В статье актуализируется проблема, связанная с патриотическим воспитанием в контексте основополагающих идей евразийства, которые можно рассматривать как руководство к действию в направлении формирования национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в условиях глобализации мира. В работе дается обоснование системы патриотического воспитания на основе интеграции планетарного, поликультурного, интернационального и национального воспитания.
Ключевые слова: патриотизм, ценности евразийства, планетарное, поликультурное, интернациональное, национальное, патриотическое воспитание.
AXIOLOGICAL GROUNDS FOR UBRBINGING IN THE PATRIOTIC SPIRIT IN THE FRAMEWORK OF THE EURASIAN DOCTRINE
The paper examined an issue related to upbringing (children) in the patriotic spirit in the framework of essential ideas of Eurasianism that may be considered for a guideline to proceed in the direction of shaping the national identity, with understanding of the position and part taken by the own public and the country in the globalized community. The study substantiated the framework for upbringing in the patriotic spirit on the grounds of integration of global multicultural, international and nation-specific upbringing.
Key words: patriotism, Eurasianism values, globalized multicultural, international, national/ ethno-specific & patriotic upbringing.
В связи с обновлением экономических, политических и социальных отношений в России на современном этапе происходят изменения в духовно-нравственных ориентирах, ценностях, идеалах, в содержании всех форм общественного сознания. Радикальные социальные перемены, ориентированные преимущественно на западные стандарты, влияют на культурные и духовные ценности российского общества, подавляют национальную идентичность и культурную самобытность многочисленных этносов России, препятствуют самосохранению российского государства как авторитетной и сильной державы в мировом сообществе. Характерными негативными особенностями социокультурной ситуации, которая сложилась на современном этапе в России, являются изменение системы традиционных ценностей, размытость духовно-нравственных ориентиров, низкий уровень культуры межнациональных отношений, проявления экстремизма, разочарование современным состоянием общества из-за отсутствия ощутимых социально-экономических изменений.
В этой связи, как никогда, актуализируются проблемы, связанные с гражданским и патриотическим воспитанием молодежи, которое является нравственной основой жизнеспособности государства, выступая в качестве внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, формирования активной гражданской позиции личности, готовности к служению своему Отечеству. В.В. Путин в своем выступлении на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи (12.09.2012, Краснодар) отметил, что от того, как мы воспитаем молодёжь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, не растерять себя как нацию и не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. Президент отметил, что важно строить будущее России на прочном фундаменте, и такой фундамент - патриотизм.
Он рассматривает патриотизм как «уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России, как ответственность за свою страну и её будущее. Сама история российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм не имеет ничего общего с идеями расовой, национальной и религиозной исключительности. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит семье и всему обществу, и конечно, образовательной, культурной политике самого государства» [1].
Возрождение духа патриотизма, чувство национальной гордости, протест против европейского влияния на Россию - это те проблемы, которые анализируются в работах представителей евразийства, охватывая все основные сферы гуманитарного знания: философию, историю, культурологию, этику, эстетику, религиоведение. На новом витке социокультурного и исторического развития России мысль о том, что главное призвание - творить свою духовную куль-
туру, не слепо заимствуя у других народов и не подражая им, становится предметом пристального внимания отечественного философского сознания, приобретая патриотический контекст. В современной социокультурной ситуации идеи евразийского учения представляют особую актуальность, основанием которых является принцип выстраивания равных отношений как между отечественной и мировой культурами, так и между национальными культурами России. Эти отношения предполагают толерантность, уважение к «иным» ценностям, а также заключают в себе огромный конструктивный потенциал для качественного развития многонационального, поликонфессионального, поликультурного российского общества.
Значимость консолидирующего духа евразийского учения для современной России связана с необходимостью единения народов Евразии, укрепления самобытного развития каждого этноса и культурного мира, сохранения социокультурной целостности евразийского этноса в целом. Осмысление на основе философской методологии духовного потенциала идей евразийства имеет большое значение для определения стратегических направлений развития российского общества, которое нуждается сегодня в национальной идее, проецируемой на единение многочисленных народов России. Евразийцы приветствуют общение культур и ценностных систем, открытый диалог народов и цивилизаций на основе комплементарности, органичное сочетание приверженности традициям с творческим новаторством в культуре.
Евразийство - социально-философское учение, которое было вызвано к жизни как реакция на происходящие исторические события в социокультурной биографии России начала XX века. Представители евразийства Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский, Г.Ф. Флоровский, Г.В. Вернадский, Н.Н. Алексеев и др. внесли неоценимый вклад в культуру и науку России, пробудив общественное сознание на осмысление проблем об исторической судьбе страны в рамках дихотомии «Запад-Восток». Отстаивание своеобразия и уникальности русской культуры, неподражательное и самобытное развитие Евразии в качестве самостоятельной цивилизации, вобравшей в себя в равной степени элементы как западного, так и восточного типа культуры, стали основными идеями зарождающего евразийства. Надежда на духовное возрождение страны, развитие национального самосознания, формирование чувств патриотизма и гражданственности - это те идеи, которые объединяли основоположников евразийского учения. Отмечая уникальность русской культуры, ее особую значимость для полиэтнической и поликультурной России, евразийцы выдвигали идею о равнозначности любой этнической общности, имеющей индивидуальные, но вместе с тем узнаваемые национальные особенности. Они отстаивали идею творческого общения на основе диалога, взаимопроникновения и заимствования всего лучшего и самого ценного из других культур с ориентацией на полицентризм и самоценность каждой культурной общности. Н.С. Трубецкой в работе «Европа и человечество» отмечает, что национальная культура должна развиваться, опираясь на свои собственные традиции, не допуская сильного влияния со стороны другой культуры или по крайней мере творчески перерабатывая достижения «чужой» культуры. Только в этом случае образуется культурная традиция, неповторимая по своей оригинальности, для сохранения которой необходима преемственность и непрерывность развития» [2, с. 69].
По мнению евразийцев, русская культура является более сложной и содержательной, чем европейская. На ее становление значительное влияние оказал «монгольский фактор», и поэтому «азийское» и «туранское» начала, по их мнению, а не европейское преобладает в большей степени в русской культуре. Европейская, западная культура рассматривалась евразийцами не как образец или эталон, а скорее как угроза для самобытного развития российской культуры, поэтому, как утверждают они, необходимо сохранить то особое самобытное евразийское миропонимание, которое отражается в многозначном пространстве культуры России. П.Н. Савицкий в своей статье «Евразийство как исторический замысел» пишет: «Только утвердив себя как духовно и материально самодовлеющий мир, Россия организует наилучшим образом и свои отношения с Европой. Чтобы сблизиться с Европой, нужно стать духовно и материально независимыми от нее. И евразийцы утверждают, что Россия имеет все предпосылки к такой независимости» [3, с. 101].
Основополагающей идеей евразийства было то, что российская нация объединяет вокруг себя многообразие народов различных национальностей и вероисповеданий великой России. Евразия, по мнению евразийцев, - это особый континент, отличающийся полиэтничностью, многоликостью национальных традиций, полифоничностью языков. П.Н. Савицкий констатирует: «Что самое важное - в ней есть самостоятельная культурная традиция, достаточно сильная для того, чтобы обосновать независимое от Европы культурное развитие. В традиции этой запечатлены начала, связанные с Востоком и чуждые Западу. Евразия достаточно целостна внутренне таковой задачей. В истории ее неизменно возникали движения, которые сопрягали в политическое единство все пространство евразийского мира географического, всю область
"флагоподобного" расположения зон (скифская держава, гуннская, монгольская, русская). Единству политическому, возникающему с неизбежностью некоего природного факта, отвечает и единство внутреннее - взаимная тяга населяющих ее народов, некоторый строй "национального мира", в ряде проявлений своих резко констатирующего с теми национальными ненавис-тями и отталкиваниями, которыми полна Европа» [3, с. 102].
В своей статье «Подданство идеи» Савицкий пишет, что положительные задачи русского духовного делания вырисовываются как задачи воплощения русского национализма. «Но в отличие от многих других "национализмов", имеющих только один слой - прикладничества и узкого себялюбия, национализм русский - можно положительно утверждать - имеет два основных "слоя", друг другу соподчиненных, но существенных, каждый в себе: слой прикладнический и слой вселенский. Следует придавать обоим одинаковое значение: без прикладничества, иной раз расчетливого и цепкого, в этом мире, увы, неосуществимо вселенское служение: чтобы дать, нужно собрать; без вселенскости прикладничество ведет к оскудению, потемнению, духовной смерти» [там же, с. 129].
Евразийское учение несет в себе особое духовное измерение, опосредованное ценностями добра, истины и красоты, определяющими отношение индивида, общества и народа к себе, другому, «чужой культуре», иной вере. Для представителей евразийства духовные ценности являются фундаментом человеческого бытия, они отстаивают их главенствующую роль над материальными, о чем в метафорической форме писал П.Н. Савицкий: «Будем строить град земной, ибо Бог даровал нам просторы и материалы, и мы должны его строить, но в душе своей будем носить Град Небесный» [там же, с. 129].
Взаимодействие и контакты евразийских этносов порождает их братство, а многочисленные конфессии России-Евразии объединяет религиозная идея соборности, которая развивается в рамках православия. Выдвигая соборность как ценность локальных культур и цивилизаций, евразийцы определяют ее как широкое представительство всех точек зрения и всех сословий. Соборность рассматривалась ими как высший принцип существования личности, социальной группы, класса, государства, этноса, которые в синтезе образуют «симфоническую личность». Ценность симфоничности как вектор воплощения идеи всеединства наиболее полно выражена в учении о «симфонической личности» Л.П. Карсавина. К симфонической личности евразийцы относили такие социальные образования как семья, народ, государство, вселенская церковь. Концепция симфонической личности снимает проблему противопоставления объекта-субъекта, части и целого. Личность через постижение себя и своего пути выступает основным фактором активного переустройства бытия. Приобретая статус социально-симфонической личности, она выступает в качестве пространственно-духовной субстанциональности: «В социальной личности, - подчеркивает Карсавин, - всякая индивидуальная личность целиком пространственно определяется по отношению ко всем другим, так что любой ее момент противостоит им в качестве ее самой» [4, с. 129].
Евразийцы считали, что европейской цивилизации не может быть присуща подлинно симфоническая личность, так как в Европе преобладает идеология индивидуализма. По мнению Г.Ф. Флоровского, европейская культура полна пессимизма, в ней логика вытеснила интуицию, она космополитична и эгоцентрична. Капитализм привнес в нее материализм и вещепо-клонство. В отличие от западной культуры для России-Евразии не свойственны эти начала, ее культура тяготеет к интуитивизму, целостности восприятия, духовности выражения, а русская церковь при сохранении первичного внутреннего ее единства служит охранительным барьером русской культуры [5, с. 152].
В монографии А.В. Иванова «Евразийство: ключевые идеи, ценности, политические приоритеты» [6, с. 197-206] раскрываются «вечные» этические ценности народов Евразии. Кроме ценностей надплеменного родства, чувств добрых, сострадания, культурной и личностной открытости другому индивидуальному и национальному «Я» к таким ценностям он относит братские (соборные) отношения между людьми и народами; духовные ценности, которые образуют фундамент человеческого бытия; крепкие, основанные на любви и взаимоуважении, семейные связи; нестяжательское отношение к жизни, образы народных героев и духовных подвижников; родную природу, бережно сохраненную для нас предками. Эти ценности должны являться эталонами и на современном этапе становления планетарного сознания людей.
А.В. Иванов выделяет в духовных ценностях евразийства ценности культуры и образования, констатируя, что только воспитанный и образованный человек может принести пользу обществу и распорядиться достойно своей собственной судьбой, не став рабом и объектом прямого идеологического манипулирования. Качественное и доступное образование всех членов общества является основой успеха и процветания любого государства, во всех сферах его
социальной жизни. Важным ценностным ориентиром евразийства А.В. Иванов выделяет высокие жизненные образцы народных героев, духовных подвижников и гениев человечества, выступающих в виде идеала человеческой жизни, заслуживающей творческого уподобления со стороны вновь вступающих в жизнь поколений, способствуя свободному и сознательному их выбору своей жизненной позиции, жизнедеятельности на основе высоких образцов и идеалов.
Приоритетной ценностью для евразийцев является родная природа, бережно сохраненная предыдущими поколениями, которая является залогом здоровья народа и развития самобытной культуры. А.В. Иванов констатирует, что все народы Евразии сохраняли свои природные святыни: леса, реки, степи - как основу существования этноса. Защита земли, воды, воздуха, леса от уничтожения и экологического загрязнения - есть дело благое и абсолютно ценное. Нетронутые природные богатства - один из главных стратегических евразийских ресурсов в XXI веке и, соответственно, - один из основных объектов совместной заботы народов Евразии об их сохранности.
В современных условиях глобализации социально-философское учение евразийства, направленное на консолидацию многочисленных этносов России-Евразии вокруг русской народности, должно сегодня стать ключевой опорой национальной идеи, созидающим конструктом, способствующим полноценному развитию народов, объединенных общностью исторической судьбы. Современные тенденции развития российского общества, связанные с изменениями в социально-экономической среде, предъявляют социальный заказ на воспитание образованного, духовно-нравственного, предприимчивого человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью за судьбу своей страны, осознанием великодержавности России.
В воспитании подрастающего поколения необходимо учитывать две тенденции современного общественного развития: во-первых, стремление народов к сохранению собственной социокультурной идентичности, что связано с национальным, патриотическим воспитанием; во-вторых, взаимосближение, укрепление единства целостного мира как основы интернационального, планетарного воспитания. Национальное и патриотическое воспитание органически взаимосвязаны между собой, эта взаимосвязь имеет определенную специфику, обусловленную тем, что в нашей стране проживают люди разных народов и национальностей. Все они имеют свою малую Родину (регион, край, республику), входящую в состав России, поэтому национальное воспитание должно быть направлено не только на формирование любви и уважительного отношения к своей малой Родине, но и к России, судьба которой неотделима от судьбы многочисленных народов, проживающих на ее территории. В свою очередь патриотическое воспитание связано с планетарным и интернациональным воспитанием, ибо лишенное вселенской идеи, оно чревато опасностью обернуться в радикальный национализм.
Планетарное воспитание нацелено на решение актуальных проблем современности путем разработки нового направления - глобального моделирования, которое сориентировано на следующие ценности: равенство как выражение равноценности всех граждан мира и необходимости ведения борьбы с национализмом и дискриминацией; свобода как признание основных прав человека; солидарность, свидетельствующая о проявлении общего интереса, взаимоуважения на основе здоровой атмосферы общения; культурное разнообразие как необходимая тенденция развития человечества, основанная на признании национальной самобытности народов и взаимообмена между ними культурными ценностями.
Если планетарное воспитание характеризуется своей глобальной направленностью, то интернациональное воспитание направлено на укрепление дружбы и сотрудничества между россиянами, славянскими народами, народами бывших республик Советского Союза. Тесно связано с патриотическим воспитанием и поликультурное воспитание, которое предусматривает в первую очередь освоение культурно-образовательных ценностей, взаимодействие различных культур в плюралистической среде, адаптацию к культурным ценностям других стран и народов. В связи с этим воспитание гражданина-патриота должно осуществляться в условиях специально организованной воспитательной системы на основе интеграции планетарного, поликультурного, интернационального и национального воспитания. Этот синтез является оправданным в условиях интенсификации межкультурных контактов народов и стран, в происходящих процессах глобализации мира.
К числу ведущих задач в области патриотического воспитания относятся:
- осознание как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему;
- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;
- воспитание патриотических чувств и ответственности за сохранение духовного, природного, промышленного, научного, культурного потенциала страны;
- готовность к защите Отечества и добровольному выполнению своих гражданских обязанностей.
Важнейшей предпосылкой патриотического воспитания выступает русская духовность, которая выражается в человеколюбии на грани самоотречения, народность как утверждение социальной справедливости и социального равенства, державность как независимость и цельность Родины, которая выражается в высочайшей ответственности за судьбы нынешних и грядущих поколений соотечественников. В связи с этим среди приоритетных направлений современного образования особое место принадлежит патриотическому воспитанию молодежи, в основе которого лежат непреходящие ценности: научное мировоззрение, социальная справедливость, интерес и любовь к своему краю и России, защита Отечества, высокий уровень культуры межнациональных отношений, трудолюбие, гражданская ответственность перед обществом. Патриотическая идея может стать мощным консолидирующим фактором всех прогрессивных общественно-политических сил России, так и основой ее экономического и духовного развития. Но это произойдет не стихийно, потребуется большая работа средств массовой информации, учреждений образования, всех социальных институтов, чтобы приверженцем патриотических идей стал каждый россиянин.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи [Электронный ресурс] - URL: http://kremlin.ru/news/1647G [дата обращения 25. 05. 2014].
2. Трубецкой Н.С. Европа и человечество // Наследие Чингисхана. - М.: Изд-во «Аграф», 1999.
3. Савицкий П.Н. Континент Евразия. - М.: Аграф, 1997.
4. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения.- М.: Ренессанс, 1992.
б. Малявин С.Н. История русской социально-философской мысли. - М.: Дрофа, 2003. - 256 с.
6. Иванов А.В. Евразийство: ключевые идеи, ценности, политические приоритеты: монография. - Барнаул: Изд-во «Азбука», 2007.
REFERENCES
1. Vstrecha s predstavitelyami obshchestvennosti po voprosam patrioticheskogo vospitaniya molodezhi [Elektronnyy resurs] - URL: http://kremlin.ru/news/1647G [data obrashcheniya 2б. G6. 2G14].
2. Trubetskoy N.S. Evropa i chelovechestvo // Nasledie CHingiskhana. - M.: Izd-vo "Agraf", 1999.
3. Savitskiy P.N. Kontinent Evraziya. - M.: Agraf, 1997.
4. Karsavin L.P. Religiozno-filosofskie sochineniya.- M.: Renessans, 1992.
б. Malyavin S.N. Istoriya russkoy sotsialno-filosofskoy mysli. - M.: Drofa, 2GG3. - 2б6 s.
6. Ivanov A.V. Evraziystvo: klyuchevye idei, tsennosti, politicheskie prioritety: monografiya. - Barnaul: Izd-vo "Azbuka", 2GG7.