Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание: от исторических уроков к механизму реализации'

Патриотическое воспитание: от исторических уроков к механизму реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ / МЕХАНИЗМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / НАЦИОНАЛИЗМ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОСТЬ / PATRIOTIC AND INTERNATIONAL EDUCATION OF YOUTH / MECHANISM OF PATRIOTIC EDUCATION / NATIONALISM / MULTINATIONALITY / POLY-CONFESSIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанов Нариман Набиевич, Гасанов М.Г., Магаррамов М.Д.

Опираясь на исторические реалии героизма и неповторимого подвига граждан страны в Великой Отечественной войне, предпринята попытка формирования механизма патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic upbringing-tion: the historical lessons of the mechanism of implementation

Depend on historic actual of heroism and unique feat of citizens during the Word War II, there was undertaken an attempt to form the mechanism of patriotic and international education of rising generation.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание: от исторических уроков к механизму реализации»

Человек и общество

Н.Н. ГАСАНОВ кандидат философских наук, профессор кафедры политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета*

М.Г. ГАСАНОВ кандидат педагогических наук, доцент кафедры политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета

М.Д. МАГАРРАМОВ доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник РЦЭИ ДНЦ РАН

Патриотическое воспитание: от исторических уроков к механизму реализации

Среди актуальных проблем нашего времени патриотизм и патриотическое воспитание занимают особое место. России в нынешних сложных геополитических условиях, когда к её границам вплотную подводят объекты военного характера НАТО и, под видом необходимости защиты от внезапного ракетного удара со стороны Ирана, США устанавливают вблизи наших границ системы ПРО, радиолокации; принимаются попытки искажения истории нашей страны, принижения ее роли в разгроме фашистской Германии, вопросы патриотического воспитания граждан выходят на первый план и приобретают первостепенное значение. Поэтому не удивительно то, что у нас со второй половины 80-х годов прошлого столетия усилились дискуссии о роли и значении патриотизма в развитии социума, когда было жесткое про-

* Гасанов Нариман Набиевич, e-mail: nariman1940@mail.ru

тивостояние двух общественно-политических систем - США и СССР. Тогда в нашей стране такая работа систематически проводилась почти на каждом уровне образования.

Вся система от октябрят, пионерии, комсомола и компартии была ориентирована на постоянную готовность встретить внезапное нападение со стороны врага. И, как мы все помним, до развала СССР ни США, ни их союзники по НАТО не смогли перенести контуры холодной войны на горячую. Наша страна занимала важное, если не первое место среди великих держав на политической арене тогдашнего времени. И одна из причин обретения и поддержания нашим Отечеством в то время такого почётного статуса связана с существовавшей в то время военно-патриотической работой, проводимой соответствующими социальными, в том числе и властно-политическими институтами.

За прошедшие двадцать с лишним лет реформирования нашего общества работа по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения была, мягко говоря, запущена. Сегодня с подачи и усилиями центральной власти упор в работе с учащимися опять-таки делается на хорошо забытые формы и методы воспитания, ориентирующие нашу молодёжь на любовь и преданность своему Отечеству. В этой связи считаем необходимым выяснение причин актуализации роли патриотизма и патриотического воспитания в наше трудное и сложное время.

Во-первых, известно, что сегодня идет острая борьба между гуманизмом, силами прогресса, демократии и реакционерами за умы и сознание людей, которая носит глобальный характер. В этих условиях наши недруги активно поддерживают националистические силы, которые являются приверженцами противопоставления народов друг другу, радикального национализма; против гуманизма, идей добра и правды в общем хоре действуют реакционеры и националисты разных направлений.

Во-вторых, вчерашние наши «партнеры» на первый план выдвинули проблемы российской экономики. Они глагольст-вуют о ее «кризисе», угрожают нам всякого рода санкциями, забывая при этом, что санкции негативно выступают и против них самих.

К сожалению, силы, которые навязывают санкции, забывают, что Россию не запугать. Она - великая страна, обладающая колоссальным экономическим потенциалом, имею-

щая значительный вес и авторитет на мировой арене. Обладая огромной мощью, наше государство последовательно проводит миролюбивую политику, убедительно и объективно доводит до широкой мировой общественности антигуманную, бесчеловечную сущность национализма, экстремизма, терроризма, насаждающих страх и насилие, противопоставляющих нации и народы друг другу, оправдывающих войны, безвинную гибель сотен и тысяч людей.

В-третьих, в современных условиях западная пропаганда значительное внимание уделяет фальсификации истории нашей страны, Великой Отечественной войны, в частности, национальной политики бывшего СССР и современной России. Не отстают от западных провокаторов и наши либеральные «демократы», которые только в негативной форме освещают историю страны после 1917 года.

Тем, кто занимаются фальсификацией истории, стараются принизить вклад Советского Союза в разгром фашисткой Германии, искажают правду о борьбе с фашизмом, клевещут на наше государство, хотим сказать: народы России и бывших союзных республик не умаляют заслуг союзников, не забывают оказанной им помощи, но они решительно выступают против злонамеренного искажения правды о борьбе с германским фашизмом, принижения вклада нашей страны и ее Вооруженных сил в общую победу. Она не ушла в прошлое. Победа - это наша совесть, наш нравственный ориентир. Она является живой победой, потому что обращена в настоящее и будущее.

В-четвертых, в глобальном масштабе современный период характеризуется, с одной стороны, стремлением государств и народов к многополярному миру, осознанию своей ответственности за будущее, с другой - стремлением США и их союзников воспрепятствовать этому процессу, претендовать на свою доминирующую, исключительную роль в мире, гегемонию. Народы мира отвергают подобный подход, откуда бы и от кого бы он ни исходил. Они стремятся к активному сотрудничеству и взаимодействию.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ В.В. Путин подчеркивал: «Мы будем отстаивать многообразие мира. Будем доносить до людей за рубежом правду. Чтобы все видели настоящий, подлинный,

а не искаженный фальшивый образ России».1 Россия открытое государство, она заинтересована сотрудничать в социально-экономической и культурной сферах со всеми странами. Великая русская культура, русский язык и литература оказывают значительное воздействие на ход сближения народов, их культур.

В-пятых, известно, что в жизнь вступают новые поколения людей, не имеющие достаточного практического опыта. Смена поколений - это естественно-исторический объективный процесс. Каждое поколение является частью общества. Оно неотделимо как от самого общества, так и от других поколений. Патриотическое воспитание призвано способствовать передаче младшему поколению опыта, приобретенного старшим поколением в процессе развития общества. В свою очередь, этой когорте людей необходимо строить свои взаимоотношения с младшим поколением на основе дружбы, братства, взаимопомощи; содействовать формированию нравственных убеждений всех членов общества, особенно молодежи.

В-шестых, несмотря на то, что в последние годы в нашей стране предприняты ряд мер в сфере социально-культурной политики и духовном воспитании граждан, в частности, молодежи, все же ситуацию, которая складывается вокруг проблем воспитания, нельзя считать благополучной.

События, начавшиеся в стране после 1985 г., привели к распаду сложившейся в советский период системы патриотического и интернационального воспитания. Попытки «очистить» общественное сознание от стереотипов прошлого привели к всеобщей недооценке значения воспитания вообще.

Идет процесс вымывания национальных духовных традиций, деградации культурного сознания подрастающих поколений. Причины такого развития событий разнообразны и многочисленны. Речь идет об экономических, социальных, политических, исторических, экологических, семейно-быто-вых. Главной причиной, как справедливо отмечает профессор А.В. Миронов, «является отсутствие целостной целенаправленной, общегосударственной программы социально-культурной и воспитательной политики с населением страны в целом, особенно с молодежью, в частности политики, рассчитанной на длительную перспективу и отвечающей по-

1 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Дагестанская правда, 5 декабря 2014 г.

требностям не элитарной части общества, а всего народа,

1

истинно национальным интересам» .

К сожалению, под видом деидеологизации и свободного обмена ценностями культуры в нашей стране широчайшим фронтом идет процесс распространения худших образцов так называемой массовой культуры, оказывающей буквально разлагающее воздействие на сознание нашей молодежи.

В-седьмых, известно, что до сих пор присутствуют состояние неопределенности в духовно-нравственной сфере нашего общества. Мораль, нравственные регуляторы, этические ценности сегодня не в моде. В ориентациях людей значительно уменьшилась доля коллективного, возросло значение сугубо индивидуалистических ценностей, хотя данный процесс нельзя охарактеризовать как однозначно негативный. Положительным в нем является развитие такого важного духовного качества, игнорируемого ранее, как осознание себя свободной, независимой, самоценной личностью; растет стремление к самореализации, мобилизации своих сил и возможностей.

Однако нельзя оставлять без внимания и отрицательные аспекты нравственной переориентации людей. У многих граждан отступают на задний план или исчезают вообще такие ценности, как коллективизм, стремление быть полезным людям, находить смысл жизни в общественно значимой работе, в служении государству, обществу, в самосовершенствовании, в культурном развитии, в создании крепкой семьи и т.д.

В-восьмых, сегодня необходимо хотя бы обрисовать контуры механизма патриотического воспитания молодёжи с определением конкретного субъективного состава участников этого процесса, их ролевых функций, целей и задач, включённых в общую концепцию патриотического воспитания современной молодёжи.

Таковы, на наш взгляд, некоторые причины возрастания роли патриотизма и патриотического воспитания в современных условиях.

По нашему мнению, патриотизм в обобщенной форме выражает чувства любви к Родине, забота о ее интересах и готовность к ее защите от врагов.Нравственное значение патриотизма определяется тем, что он является одной из

1 Миронов А.В. Еще раз о том, что происходит с духовной культурой в Росси // Социально-гуманитарные знания, 2012, №4, с. 176.

форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Но патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека и народ, когда сопряжены с уважением к народам других стран, к их истории, культуре, языкам, положительным традициям и не вырождаются в психологию национальной исключительности и недоверия к «чужакам». Этот аспект в патриотическом сознании приобрел особую актуальность в современных условиях.

Мы считаем, что в процессе воспитания необходимо исходить из единства патриотического и интернационального воспитания.

Не секрет, что в последнее время термин «интернационализм» подвергается жесточайшему остракизму. Даже многие специалисты, профессионалы всю свою жизнь посвятившие изучению этого феномена и сделавшие себе на нем карьеру и имя, стараются ныне вообще не применять соответствующий термин.

В этом нет ничего удивительного... Между тем, реалии современности требуют нового осмысления интернационализма. Он состоит из нескольких слоев: пролетарский, который связан с классовыми интересами. Второй слой - с общечеловеческими идеями, ведущими к всестороннему развитию личности, прогрессу. Таким образом, в интернационализме можно различать как узкоклассовое, так и общечеловеческое. Сильная сторона интернационализма в том, что усиливается гуманистическая направленность, гуманистическое начало. Без солидарности человечество не может существовать, но эта солидарность должна быть общечеловеческой, общепланетарной. В наше время интернационализм означает синтез национальных и общечеловеческих интересов, поэтому гуманистически настроенный человек не может не быть интернационалистом. Интернационализм несовместим с национализмом.

Национализм - явление многогранное и многоликое. В разных странах он используется по-разному. На западе национализм понимается как гражданский патриотизм. Но национализм - это не патриотизм. Патриотизм заслуживает уважения, а национализм - нет.

Как известно, патриотизм и интернационализм - не тождественные понятия. Они различаются содержанием, целевыми установками, местом в сложной системе социальных

ценностей общества. Но как патриотическое, так и интернациональное воспитание, в конечном счете, преследует единую цель - выработку в человеке таких качеств, норм, принципов поведения, которые способствовали бы успешному решению задач обновления всех сфер развития общества, обеспечению межнационального, межконфессионального мира и согласия в нем.

Нельзя воспитать истинного интернационалиста, не воспитав в то же время убежденного патриота, ибо не может человек с уважением относиться к другим народам, их истории, культурным ценностям, если он не любит, не уважает свою историю, свой народ, свою Родину.

Патриотизм несовместим с расизмом, шовинизмом, национализмом, национальным эгоизмом, национальной ограниченностью. Он неразрывно связан с интернационализмом, так как стремление людей к сохранению и упрочению мира во всем мире может быть успешным при условии единства действий всех наций и народностей.

В условиях совершенствования всех сфер жизни, коренного обновления нашего общества особое значение в плане активизации человеческого фактора приобретает выработка у граждан сознания необходимости работать по-новому в соответствии с требованиями современных информационных технологий. Необходимо добиваться повышения производительности труда, качества продукции, повышения общей культуры вообще, политической, нравственной культуры, в частности, соблюдений законности, дисциплины и норм морали. Все это имеет прямое отношение к патриотизму и патриотическому воспитанию.

Нельзя успешно воспитывать патриотические чувства и чувства национальной гордости людей, не учитывая интернационалистские чувства, ибо такое невнимание может привести к отрицательным результатам, а в отдельных случаях и к возрождению националистических выходок.

Со второй половины 80-х, особенно в 90-х гг. XX в. на долю россиян выпали серьезнейшие испытания. Но несмотря на это в народе нашлись силы, которые консолидировались вокруг идеи сохранения, восстановления и развития лучших и традиционных форм патриотизма и интернационализма, завоеваниями которых в недавнем прошлом гордилась наша страна.

Как известно, в начале 90-х гг. произошла смена системы

общественных отношений, что не могло не способствовать возникновению идеологического вакуума. А это привело к распаду сложившейся в стране системы воспитания вообще, патриотического и интернационального, в частности. В советский период, вопреки утверждениям скептиков, между людьми разных национальностей утвердились интернационалистические отношения, укрепилось их единство и дружба, гордое чувство принадлежности к Родине. Нельзя отрицать и того факта, что в этот период сформировались люди с высокоразвитым сознанием общественного долга, выросли поколения коллективистов, патриотов страны.

В советское время встречались примеры массового героизма. Это происходило в конце 30-х годов прошлого столетия, во время боевых действий советских войск с японскими милитаристами у озера Хасан и реки Халхин Гол, во времена гражданской войны в Испании, советско-финской войны 1939-1940 гг.

Особенно ярко патриотизм нашёл своё проявление на фронтах Великой Отечественной войны. Все ее 1418 дней и ночей стали примером величайшей стойкости и беспримерного героизма народов бывшего Союза, их преданности патриотическому и интернациональному долгу. В трудные для Родины минуты когда-то бывшие учащиеся общеобразовательных школ, становились солдатами и защитниками Брестской крепости, блокадного Ленинграда, осаждённого Сталинграда, умирали, но не сдавались врагу, погибали, но предпринимали титанические усилия, чтобы не сдать неприятелю ни пяди родной земли. На стенах Брестской крепости, словно на скрижалях истории гордыми и непобедимыми её защитниками высечены слова: «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!» Эти слова показывают содержание, высокую одухотворённость души патриотов советской Родины, единство их слова и дела, величие советского патриотического воспитания.

В год 70-летия Великой Победы хотелось бы отметить, что на Великую Отечественную войну отправились 180 тыс. дагестанцев. Живыми от числа призванных на войну вернулась только половина. Сегодня в живых осталось только 404 участника войны, из которых 143 проживают в г. Махачкала1. Высокое звание Героя Советского Союза получи-

1 См.: Мехтиханов А. На линии фронта // Молодёжь Дагестана. 2015, №15, с. 1,15.

ли 59 дагестанцев и семеро стали полными кавалерами ордена Славы. Радует то, что многие из них накануне Дня Победы выступили перед учащимися общеобразовательных школ и тем самым очередной раз внесли свою посильную лепту в дело патриотического воспитания подрастающего поколения. Им огромное человеческое спасибо! Во-первых, за их подвиг, во-вторых, за их участие в работе по воспитанию молодёжи в духе любви к Отечеству, готовности в трудную минуту встать на его защиту.

Сегодня оживают все новые и новые страницы истории ратных дел нашего народа. Праздник Победы по своему содержанию и духу близок всем россиянам и гражданам бывших союзных республик. В годы Великой Отечественной войны народы бывшего СССР показали примеры беззаветной любви к Родине. Великий подвиг советского народа породил новые патриотические традиции: походы молодежи по местам боевой славы, сооружение памятников героям всех национальностей, проведение торжественных сборов молодежи, посвященных героическому прошлому нашей страны, поиск неизвестных героев и многие другие. В них участвуют молодые люди и ветераны, наполняя участников патриотической гордостью, чувством благодарности к павшим на полях сражений Отечественной войны. Все это является могучим средством патриотического воспитания.

В советский период сложившаяся в стране система патриотического и интернационального воспитания включала такое исходное положение: процесс патриотического и интернационального воспитания должен обязательно иметь два уровня - идеологический и психологический. Если на первом происходит формирование патриотического, интернационалистского сознания, то на втором - воспитание соответствующих чувств и волевых качеств.

Попытки «очистить» общественное сознание от стереотипов прошлого привели к всеобщей недооценке значения воспитания вообще. Наблюдается значительный сдвиг ценностных ориентаций граждан России. Практически утратили свою актуальность в подростковой молодежной среде такие ценности, как любовь к Родине и гордость за принадлежность к ней, причастность к защите Отечества. Ими обладают лишь очень немногие из молодого поколения.

Были преданы забвению положительные традиции, способствующие формированию патриотических чувств,

уважительного отношения к человеку независимо от его национальности. В этих условиях общество утратило или почти утратило традиции российского патриотического сознания. Для некоторой части людей патриотизм стал чуть ли не ругательным словом, обозначающим нечто близкое и равнозначное национализму и даже фашизму.

Тема патриотизма и интернационализма в те смутные 90-е гг. «ушла» из содержания образования и воспитания.

Следует подчеркнуть, что центробежные силы, увлеченные идеей «суверенитет» любой ценой и способом, действовали в тот период фактически под знаменем национализма и ксенофобии. Между тем, патриотизм и ксенофобия - это совершенно разные понятия. Патриотизм, как было отмечено ранее, представляет собой чувство любви к Родине, к ее истории, народам, проживающим в ней, их языкам и культуре, уважение к народам других государств, а ксенофобия - ненависть к другим нациям и народам. В нашей стране всегда велась и ведется решительная борьба против радикального национализма. И это вполне понятно. Ведь национализм является вредным и разрушительным явлением для целостности российского государства, которое изначально складывалось как многонациональное и поликонфессиональное.

Таким образом, с национализмом нельзя мириться, так как он не только ведет к обострению конфликтов между народами, но и к саморазрушению собственной нации. Тактика борьбы с национализмом должна быть постоянной и последовательной: сначала носителей национализма надо переориентировать с националистических на национальные идеи, а затем формировать интернационалистическое мировоззрение.

То, что в 90-е годы прошлого столетия патриотизм и интернационализм были подвергнуты остракизму, в значительной степени виновата и сама российская интеллигенция. Будучи выразителем интересов народа, она должна была всей своей интеллектуальной мощью противостоять западным ценностям и отстаивать ценности, которые сложились, утвердились в общественном сознании людей и прошли проверку испытания временем. Ради справедливости следует отметить, что многие представители интеллигенции, в том числе и в нашей республике, в этих сложных условиях оказались на высоте, продолжали работу по пропаганде

идей дружбы народов, традиций патриотизма, которыми богата Россия1.

Здесь необходимо подчеркнуть, что с конца 90-х годов в России активизировался патриотический подъем граждан. Начался он из Дагестана, когда народные ополченцы, население республики вместе с российской армией в августе-сентябре 1999 года разгромили вооруженные отряды экстремистов, защищали целостность республики и всей Российской Федерации. Это яркий пример проявления нравственной и патриотической ответственности, выполнения гражданского и морального долга. Такой патриотизм заслуживает уважения.

В 2014 г. начался новый патриотический подъем граждан России. Связан он был с воссоединением Крыма с Россией. Поэтому поводу Президент РФ В.В. Путин отмечает: «В 2014 году, как это не раз бывало в судьбоносные моменты истории, наш народ ярко продемонстрировал и национальный подъем, и жизненную стойкость, и патриотизм»1 . Крым до 1954 г. находился в составе РСФСР. В 2014 г. восторжествовала справедливость и произошло воссоединение Крыма и Севастополя с Российской Федерацией.

В последнее время органы государственной власти, многие общественно-политические организации, народно-патриотические союзы, ученые, деятели культуры, образования, творческих союзов, представители религиозных конфессий основной концепцией, способной сплачивать наше общество, укреплять единство и целостность Российской Федерации, считают идею патриотизма и дружбы народов. Ибо, не имея подлинные патриотические чувства, невозможно обеспечить полноценную дружбу народов.

Без интернационализма патриотизм не может быть стабильной, действенной силой прогресса, он неизбежно вырождается в национализм. В то же время интернационализм без патриотизма означал бы космополитизм, а он никогда не был и не мог быть силой, сплачивающей широкие массы. Следовательно, существует одна (двуединая) задача - ин-

1 См. более подробно: Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2001; См. Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности // Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. М., 2007.

2 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Дагестанская правда, 5 декабря 2014 г.

тернационально-патриотическое воспитание. И патриотизм, и интернационализм имеют одну конечную цель - построение справедливого общества. Они имеют и один источник - труд, благодаря которому решаются задачи укрепления экономической мощи общества, совершенствования общественных отношений и воспитания личности, способной реализовать непростые задачи функционирования социума.

Каждый из нас живет сегодняшним днем, заботится о будущем. Это естественно. Но страшно слаб и беспомощен тот человек, который не знает и не любит истории, не умеет оглянуться назад, посмотреть на пройденный путь, на историю своей Родины, своего народа. Ведь история - это то, что Родина, общество пережили, - так или иначе вокруг нас и в каждом из нас, независимо от того, сознаем мы это или нет.

Сегодня наша страна стоит перед новыми вызовами и она призвана адекватно ответить им. Поэтому значимость патриотического воспитания будет возрастать с новой силой.

Цель россиян, для которых чувство любви к Родине не пустой звук, достойно прожить собственную жизнь и оставить в наследство детям и внукам могучую, единую многонациональную страну с многовековыми традициями культуры и искусства, обеспечивающую своим гражданам уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне.

Патриотизм надо воспитывать повседневно, с детства и на протяжении всей жизни. Это должно стать одной из главных государственных задач. Преломляя эти представления к современности, можно говорить о процессе формирования механизма патриотического воспитания подрастающего поколения. Такого положения дел, когда учащимся прививается чувства любви и уважения к Родине, готовности в любую трудную для неё минуту встать грудью на защиту и, в конце концов, если потребуется, отдать за неё жизнь. Это не высокопарные слова. Они раскрывают основное содержание, цель и смысл военно-патриотического воспитания.

В этом механизме одно из ведущих мест принадлежит школьному учителю, педагогу-наставнику. Глядя на социальное положение современного учителя, на тот уровень заработной платы, выплачиваемой ему государством за проделываемую работу, становится горько и обидно. Этот уровень заработной платы в ряде регионов России даже не позволяет школьным педагогам полноценно питаться, а также в достатке обеспечивать соответствующими мате-

риальными благами свои семьи. Известно, что помимо потребительской стороны проблемы есть сторона, связанная с необходимостью полноценно удовлетворить их потребности в покупке достойной высокого звания педагога, соответствующей его статусу одежды. А на это вообще не хватает средств. Но ведь при проведении учителями-наставниками уроков, работы по патриотическому воспитанию с них, в том числе и с их формы одежды, опрятного внешнего вида, дети берут пример. В этой ситуации и условиях понятно, какой это будет пример... Одним словом, сегодня государству об учителях нужно заботиться не меньше, чем о них заботились в добрые забытые советские времена. Там ведь реально действовал лозунг, в соответствии с которым «учитель должен быть поднят на такую высоту, на которой он ранее никогда не находился».

Другой сегмент механизма патриотического воспитания школьников связан с комплексом тех учебных дисциплин, в рамках которых и в тесной связи с которыми необходимо проводить соответствующую работу. Речь, применительно к Дагестану, идёт о таких учебных дисциплинах, как отечественная история, история Дагестана, культура и традиции народов Дагестана, дагестанская и русская литература, история мировой и отечественной культуры (в качестве спецкурса), патриотизм и героизм воинов Великой Отечественной войны (в качестве спецкурса) и др. Согласимся с тем, что в соответствии с Государственным образовательным стандартом второго поколения, который в последние годы успешно внедряется в школьный учебный процесс, количество аудиторных часов, выделяемых на освоение перечисленных гуманитарных дисциплин, резко сокращено. По сути, речь идёт о минимизации количества учебного времени, когда педагоги могли бы проводить не только учебную, но и воспитательную работу, в рамках которой могла бы вестись работа по патриотическому воспитанию молодёжи. Мы не ошибёмся, если скажем, что именно длительный, тесный контакт педагогов и учащихся является незыблемым условием успешности и кумулятивной результативности как учебной, так и воспитательной работы школьных учителей. Поэтому резкое сокращение количества часов, отводимых действующим образовательным стандартом на освоение перечисленных учебных дисциплин, ни к чему хорошему не приведёт. Во всяком случае, это вредит

делу образования и воспитания подрастающего поколения и никак не укладывается в общеизвестную и принимаемую значительной частью педагогического сообщества страны концепцию гуманизации и гуманитаризации отечественного образования. Учитывая сказанное, было бы логичным и разумным хотя бы вернуться к тому количеству аудиторных часов, которые раньше отводились на изучение и закрепление вышеупомянутых гуманитарных дисциплин и так несправедливо урезанных государством при принятии и введении в действие Государственного образовательного стандарта второго поколения для общеобразовательных школ.

В механизме субъективного состава патриотического воспитания молодёжи важное место помимо школьных педагогов должны занимать учащиеся. Кто они современные учащиеся и каков же их социальный портрет? Можно ли привить им «семена» патриотизма? Ответы на эти вопросы очевидны из нашей с Вами жизни. Современные учащиеся - это наши с вами дети. Их социальный портрет рисуется двумя художниками - в лице родителей и педагогов общеобразовательных школ. Да, именно родители в тесном контакте с учителями школ несут и должны нести бремя позитивного социального, в том числе патриотического воспитания молодежи. Консонансная воспитательная работа родителей и педагогов является тем внутренним импульсом, который подхлёстывает современную молодёжь на социально активное и одобряемое значительной частью общества поведение. Поэтому вполне оправданными являются проводимые в общеобразовательных школах родительские собрания, встречи с ветеранами войны и труда, воинами-интернационалистами, общешкольные чествования отличников, выпуск каждым классом своей стенгазеты, в рамках которой можно выделить место для постоянной патриотической рубрики, материал для которого готовился бы группой учеников с помощью педагогов-наставников. Перечень этих мероприятий можно продолжить. Очевидно, что все они направлены на привитие учащимся школ правильного, обществом одобряемого мировоззрения, которое со временем найдёт своё проявление через адекватное поведение, сопряжённое с чувствами любви и уважения к родному Отечеству, говоря лаконично, патриотическому характеру.

Патриотическое и интернациональное воспитание молодежи всегда было для учебных заведений наиболее важной и

первоочередной задачей. Суровые испытания, выпавшие на долю россиян и пройденные ими с честью, свидетельствуют, что воспитание патриотизма и интернационализма является источником неисчерпаемых нравственных сил. Оно было и останется непременным условием становления и развития российского гражданина, составной частью работы учебных заведений, СМИ, органов государственной власти.

Ярче всего патриотизм проявляется в конкретных положительных поступках, благородных делах, добросовестном труде на общее благо. В патриотической работе следует возродить и активно использовать наставничество, студенческие трудовые отряды и др.

Патриотическое и интернациональное воспитание выступает мощным катализатором процесса обеспечения консолидации страны, укрепления государства, сближения его народов. Там, где такая работа осуществляется на должном уровне, поставлена на действительную научную основу, более интенсивно идет процесс всестороннего сотрудничества и сближения наций и народностей.

Культурное общение, как известно, способствует формированию гуманистических отношений в обществе.

Содержательный материал для воспитания у граждан высоких духовно-нравственных качеств дает история страны, ее народов. На это должны опираться в воспитательной деятельности в учебных заведениях, трудовых и воинских ассоциациях. Воспитание историей необходимо использовать, прежде всего, для формирования ответственности молодого человека за свой личный вклад в общую работу по возрождению страны. Это задача, в первую очередь, школы, поскольку именно школа закладывает фундамент личности гражданина страны на всю жизнь.

Значительные возможности школы в патриотическом воспитании заложены в самом содержании школьного образования. Как известно, в школе все предметы несут большую воспитательную нагрузку, но особо следует выделить изучение истории, обществоведения, русского языка и литературы. Они не только позволяют учащимся соприкоснуться с традициями старших поколений, но и побуждают их своим собственным трудом продолжить традиции дедов и отцов и развивать их через свою деятельность.

Определённая работа по воспитанию вообще, патриотическому воспитанию молодёжи, в частности, проводится в

учебных заведениях республики. Это встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, труда, знатными людьми республики; литературные вечера - встречи с писателями и поэтами, фестивали дружбы и т.д. Это работа оживилась в последние годы.

Работа по патриотическому воспитанию в последнее время оживилась и в Дагестанском государственном педагогическом университете, где функционирует лаборатория по формированию культуры межнационального общения. В университете с 1971 г. проводятся Недели дружбы студенческой молодёжи вузов страны.

Патриотами, как известно, не рождаются, а воспитываются, формируются всеми сферами общества, всеми его сторонами: характером отношений между людьми в процессе производства и в быту, поведением старших, личным примером родителей, учителей, руководителей, влиянием коллектива, всей окружающей среды. В постоянном обогащении патриотического и интернационального воспитания, его форм и методов мы видим одно из главных средств укрепления дружбы народов, важнейшее условие обеспечения единства и стабильности общества.

Воспитываясь с детства в духе патриотизма молодежь -будущее страны - на деле должна стать ее надеждой и опорой, что невозможно без осознанной, глубокой любви к Родине, гордости за нее и за собственную принадлежность к великому народу.

Подводя итог вышеизложенного, можно дать некоторые рекомендации по усилению патриотического воспитания.

1. Патриотическое воспитание не является каким-то чисто российским новшеством. Им занимались почти во все времена человеческой истории. Патриотизм как некое качественное состояние человека, готового охранять свою родину от любых посягательств со стороны врага, зародился ещё в далекие античные времена. Патриотизм как черта характера посредством сознательных мероприятий образовательного и воспитательного характера прививается человеку, генерируется человечеством от поколения к поколению. Поэтому это социальное явление справедливо обрело ореол святости и непререкаемости является лучшим проявлением человеческой души. Не быть патриотом, значит не любить самого себя, своих родственников, окружающих тебя добрых людей, малую и большую Родину. Это значит позволить врагу быть

хозяином у нас дома, терпеть с его стороны унижения и оскорбления. Если в истории и есть случай, когда человек может, находясь в живых, посчитать себя мёртвым - это тот случай, когда он перестал быть патриотом, дал свою малую и большую родину на растерзание врагам.

2. Всемерно повышать интерес молодежи к патриотической тематике. Шире привлекать молодежь к поисковой работе. Бережно использовать собранные материалы для создания музеев славы, комнат и уголков интернациональной дружбы.

3. Повышать роль русского языка как языка межнационального общения, важного средства укрепления единства народов России. Регулярно проводить олимпиады и викторины по русскому языку, конкурсы сочинений, праздники русской литературы и искусства. Обратить особое внимание на улучшение работы по овладению русским языком учащимися школ, сельской молодежи.

4. Повсеместно укреплять и развивать трудовую основу патриотизма. Воспитывать у юношей и девушек осознанное понимание определяющей роли и значимости человека труда. Формировать у них чувства высокой организованности и дисциплины.

5. Патриотическое воспитание необходимо проводить усилиями органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, включая образование, воспитание, а также семьи.

6. Правовое и нравственное взросление общества, усвоение действующих в нем норм права и морали предполагает интернациональное и патриотическое воспитание подрастающего поколения.

7. Патриотическое воспитание молодежи в рамках средних общеобразовательных школ - это веление времени. Слишком напряжённым остается геополитическая ситуация вокруг нашей страны. Поэтому одной из основных задач школьных учителей, педагогов-наставников является патриотическое воспитание подрастающего поколения посредством вкрапления в их юношеское сознание идеи любви своего Отечества, готовности, если нужно, пожертвовать собой ради Родины. Без такого отношения к вопросам воспитания и образования невозможно воспитать будущего смелого и отважного воина, солдата, могущего храбро стоять на страже интересов Отечества.

8. Хочется надеяться, что в нашей стране, отметившей 70-летие Великой победы над фашизмом, молодёжь является живой, активной движущейся силой нашего общества. Она имеет переданные генами дедов и отцов, ветеранов войны и труда глубокие патриотические чувства любви к России, желания видеть её могучей и процветающей, не уступающей по силе и мощи ни одному государству на планете.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гасанов Н.Н., Гасанов М.Г., Магаррамов М.Д. Патриотическое воспитание: от исторических уроков к механизму реализации. Опираясь на исторические реалии героизма и неповторимого подвига граждан страны в Великой Отечественной войне, предпринята попытка формирования механизма патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: патриотическое и интернациональное воспитание молодёжи, механизм патриотического воспитания, национализм, многонациональность, поликонфессиональность.

Gasanov N.N., Gasanov M.G., Magarramov M.D. Patriotic upbringing-tion: the historical lessons of the mechanism of implementation. Depend on historic actual of heroism and unique feat of citizenz during the Word War II, there was undertaken an attempt to form the mechanism of patriotic and intertnational education of rising generation.

Key words: patriotic and international education of youth, mechanism of patritic education, nationalism,multinationality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.