Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / ЗДОРОВЬЕ / РАЗВИТИЕ / АКТИВНОСТЬ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гадоев Махмадулло Атоевич, Намозов Тошкул Буриевич

В статье автор анализирует важнейшие функции физической культуры в жизни общества, которые направлены на укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высшими нравственными целям и благородными стремлениями, так как роль физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого человека в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоциально - нравственным, эстетическим воспитанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Гадоев М. А., Намозов Т. Б.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Ведущая роль в сохранении здоровье человека, в создании благоприятных условий труда и быта принадлежит социальным фактором. Однако это не умаляет, а наоборот предлагает максимальное использование таких мощных средств воздействия на организм, физические упражнения, воздух, солнечные лучи, прохладное воде.

Движение - является необходимое условие для нормальной деятельности нашего организма. Весь многовековой опыт человечество и многочисленные исследования, подтверждают биологический закон: функция творит орган и сохраняет его работоспособность. Под влиянием физических упражнений повышается в организме обмен веществ, в результате чего происходят изменения буквально во всех органах, что в свою очередь увеличивается их функциональные возможности.

Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейшие функции. Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сил людей, включая мышечную и нервную систему, психические процессы; рук и ног; гибкость стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям.

Воспитательная функция физической культуры направлена на укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Народная мудрость гласит : «в здоровом теле - здоровый дух». Несомненно физическое здоровье обеспечивает ощущение полноты радости жизни, успех в труде и творческой деятельности. На наш взгляд занятие физической культурой должны быть органично связаны с высшими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера, коллективистская направленность личности послужат интересам общества: борьбе с курением, наркоманией, пьянством, будут способствовать активному труду и здоровому отдыху.

Образовательная функция заключается в том, чтобы ознакомить людей с теорией и историей физической культуры, её значением в жизни личности; разнообразными видами физкультуры и спорта как средством удовлетворения физических и духовно-эстетических потребностей. Созерцание спортивной борьбы, проявлений мастерство, силы духа, красоты человеческого тела пробуждает в людях сильные чувства, доставляет эстетическое наслаждение. Однако только пассивно-созерцательное отношение к физкультуре и спорту наносить ущерб здоровью.

Оздоровительно-гигиеническая функция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефицитом активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляемость организма. Это делает необходимой для каждого человека еже дневную зарядку, ритмическую гимнастику, проведение физкультурных пауз на работе. Прогулки в лес, пешие или лыжные походы, катания на коньках, спортивные игры приводят организм в движение, создают хорошую основу для борьбы с такими вредными привычками, как алкоголизм, курение, безделье, беспорядочные бдения у телевизора. Тем самым физкультура и спорт выполняют и общекультурную функцию, организуют и заполняют свободное время полезными и увлекательными занятиями.

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности в учебных заведениях. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоциально - нравственным, эстетическим воспитанием. Благодаря физкультурно - спортивной деятельности крепнут мышци, укрепляются костная, нервная, сосудистая системы, растет сопротивляемость организма заболеваниям, оттачиваются физические способности, повышается уровень морально -психологической устойчивости. В ней проявляются, и закрепляются такие черты характера, как выдержка, упорство , самопреодоление и самодисциплина, настойчивость и трудолюбие. Деятельность , отношения и общение в физкультурно - спортивной работе с детьми педагогически стимулируются. Главным стимулом деятельности для ребенка является стремление развить физические силы, сохранить здоровье, быть полезным и активным членом демократического общества, оказывать помощь людям, благодаря приобретенным физкультурно - спортивным умениям и навыкам.

Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физического воспитания относятся: а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда и отдыха; в) утренняя гимнастика; г) уроки физкультуры; д) разнообразные формы внеклассной спортивно - массовой работы, гимнастика, спортивные игры, туризма.

Однако, педагогическая эффективность всех этих средств определяется двумя условиями: с одной стороны, комплексным их использованием, а с другой - применением всего разнообразия методов физического воспитания. В процессе физического воспитания в качестве основного метода выступают физические упражнения, или физическая тренировка, так как учебные занятия занимают основное время пребывания учащихся в школе, они играют важнейшую роль в осуществлении физического воспитания. Большое значение в физическом воспитании и развитии школьников имеют санитарно - гигиенические мероприятия и физические упражнения в режиме учебного дня. Прежде всего в учебных заведениях должны поддерживаться образцовый порядок и чистота.

Действенным средством физического воспитания являются уроки физкультуры. При их проведении нужно помнить, что физическая нагрузка на организм ученика должна норастат постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а затем снова постепенно снижаться до того уровня, который был вначале занятий. Цель этого урока в том, чтобы организовать учащихся к занятиям, повысить их внимание и создать в классе бодрое настроение. А целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач: воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду; сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; всесторонняя физическая подготовка студентов; профиционално - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности; приобретение студентами необходимых знаний по основа теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей; совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов; воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься, физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов к спортивной квалификации, а также с учётом условии и характера труда их предстоящей профециональной деятельности. Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов. В высшем заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно - массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза.

Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями. Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов.

Таким образом, систематические занятия физическими упражнениями являются средством укрепления здоровья студентов, способствуют повышению и сохранению работоспособности на долгое время. В настоящее время перед специалистами физического воспитания встают новые задачи, направленные уже не только на развитие физических способностей учащихся, но также направленные на углубление их интереса к занятиям, формированию вкусов, идеалов, базирующихся на эстетических представлениях о красоте человеческого тела и его движений, который являются одним из важным вопросом организации здорового образа жизни.

Литература:

1. Г.С. Каграманов , Физическое воспитание школьников. Душанбе: Сино, 1996.

2. В.А Булкин, Е.Н. Ершова, В.Н. Медведев, Б.П. Якимович «Вопросы физического воспитания студентов». Издательство ленинградского университета. Ленинград 1979.

3. Г.С. Каграманов, Физическое воспитание учащихся средних специальных учебных заведений. Душанбе: Сино, 1996.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОДГОТОВКЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Гадоев М. А., Намозов Т. Б.

В статье автор анализирует важнейшие функции физической культуры в жизни общества, которые направлены на укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высшими нравственными целям и благородными стремлениями, так как роль физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого человека в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоциально - нравственным, эстетическим воспитанием.

Ключевые слова: физическая культура, общество, здоровье, развитие, активность, образ жизни, молодежь.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF PHYSICAL TRAINING IN TRAINING OF SPECIALISTS

Gadoev M.A., Namozov T.B.

The most important function of physical training in the life of society which directed to the strengthen the body of the person and his moral. Physical training should be connected with the moral goals and noble aims. As far as the role of physical training consists of harmony development of the body of the human, it has tight connection with moral, labor, emotional and ethnics of the person.

Key words: physical training, society, health, development, activity, life style, youth.

Сведения об авторах: Гадоев Махмадулло Атоевич - старший преподаватель кафедры физического воспитания Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, тел.:(+992) 985 342642;

Намозов Тошкул Буриевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, тел.: (+992) 918 812521.

Information about authors: Gadoev Makhmadullo Atoevich, senior lecturer of the Chair of Physical Training, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 985 342642;

Namozov Toshqul Burievich, Ph.D. in Pedagogy, docent, Chair of Physical Training, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 918 812521.

НУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЭПОХИ САМАНИДОВ КАК ДОСТОЙНЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Файзалиев Дж.Х.

Таджикский государственный институт языков имени Сотима Улугзода

Касаясь истории культурного развития общества на Востоке, трудно переоценить роль ученых и мыслителей Средневековья. Размышления наших предков об отраслях наук, в частности о химии, астрономии, физики, медицине, математике и музыке нашли отражение в их литературных произведениях. В VII веке началось победоносное шествие новой мировой религии - ислама - что привело к созданию огромного Халифата, включившего в себя Малую и Среднюю Азию, Северную Африку (включая, и Египет) и юг Пиренейского полуострова в Европе. Арабские халифы, покровительствовали наукам. На Ближнем Востоке - в Дамаске, Багдаде, Кордове, Каире - были созданы университеты, на несколько столетий ставшие главными научными центрами и давшие человечеству целую плеяду выдающихся учёных. Слово к^ете1а преобразовалось в арабском языке в al-khimiya, давшее название описываемому этапу. Влияние ислама в арабских университетах было сравнительно слабым. Благодаря этому на Арабском Востоке могли свободно развиваться научные представления, в основе которых лежало научное наследие античности, в том числе и александрийское khemeia.

236

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.