ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
®2011 Кашкаева Э.А., Омаров О.М., Магомедов О.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье анализируются проблемы и особенности профессиональнопедагогического физкультурного образования, определены компоненты содержания физкультурного образования в высшем учебном заведении, проанализированы возможности его совершенствования.
The authors of the article research the problems and features of professional pedagogical physical education, determine the content components of the physical education at the higher educational institution, analyze the possibilities of its perfection.
Ключевые слова: модернизация, профессиональное физкультурное
образование, профилируемые учебные дисциплины, личностные и профессиональные качества выпускника, управление качеством подготовки специалистов.
Keywords: modernization, professional physical education, characteristic school subjects, graduate’s personal and professional qualities, management of the quality of specialists’ training.
Модернизации отечественного физкультурного образования
ориентирована на достижение высокого уровня профессионализма и обеспечение компетенции специалистов через включение в целенаправленную деятельность по формированию готовности к качественному выполнению
профессиональных функций
специалистом. Кроме того, модернизация системы
физкультурного образования
продиктована накопившимися
противоречиями, которые
составляют совокупность
находящихся в определенной структурной взаимосвязи
показателей (тенденций), среди которых:
- преобразование практики физической культуры и спорта, не соответствующей современным прогрессивным отечественным и зарубежным парадигмам
образования;
- различие целевых установок в любительском и профессиональном спорте, отсутствие единых подходов к их реализации;
- несоответствие структурного и
функционального содержания
физкультурного образования
требованиям полифункциональной профессиональной деятельности;
- преимущественное спортивно-
ориентированное профессиональное образование и усиливающаяся
тенденция увеличения значения здоровьеформирующей составляющей;
- уменьшение количества
занимающихся физической
культурой и спортом; снижение
интереса школьников, студентов к занятиям спортом.
В связи с вышесказанным
актуальное значение имеет
образовательная направленность подготовки физкультурных кадров, повышение статуса преподавателя физической культуры.
Проблема совершенствования подготовки специалистов по физической культуре и спорту является актуальной, требующей обсуждения на ученом совете и кафедрах института, где сложилась традиция проведения «круглых столов», с предоставлением возможности для выступлений и дискуссий по вопросам оптимизации подготовки.
Таким образом, решение проблем физкультурного образования в институте физической культуры и спорта (ИФКС) ДГПУ требует качественной модернизации
учебного процесса с позиций подготовки специалистов с системным мышлением,
формирования умений по осуществлению межпредметных связей в обучении, готовности к критическому переосмыслению опыта подготовки физкультурных кадров. Теоретическая подготовка студентов имеет существенный недостаток, который заключается в отсутствии системных знаний, поскольку дисциплины (педагогика, психология, анатомия, физиология; гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, борьба), не способствуют раскрытию
обобщенных сведений о будущей педагогической деятельности, в результате чего систематизация необходимых сведений из разных учебных дисциплин, формирование представлений о способах решения той или иной практической задачи протекает спонтанно, без должного внимания со стороны
преподавателей. При этом сложно согласовать сведения по одному и тому же вопросу, поскольку преподаватели разных дисциплин одни и те же методы обучения, формы организации деятельности учащихся могут употреблять в диаметрально противоположных смыслах, что приводит к смещению акцента в педагогическом взаимодействии.
Представленный в содержании образования социальный опыт,
подлежащий передаче будущему
специалисту, помимо знаний и
способов деятельности, содержит компонент - эмоциональноценностное отношение к
окружающему нас миру, поскольку обществу небезразлично, на какой нравственный потенциал,
ценностные ориентации будет
опираться выпускник в своей профессионально-педагогической деятельности.
Итак, подготовка специалистов по физической культуре и спорту имеет двухуровневую структуру, где целью базового образования выступает формирование общенаучной и профессиональной основы знаний, а профилированного - готовности специалиста к профессиональной деятельности.
Усвоение студентами
основополагающих двигательных и методических умений предполагает изучение цикла спортивнопедагогических дисциплин,
ориентированных на
непосредственное формирование умений выполнить элементы и целостные двигательные действия, составляющие основу гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр, плавания, туризма, борьбы. При этом курс «Педагогическое физкультурное спортивное совершенствование» способствует индивидуализации процесса профессионального
становления личности, переносу акцента со спортивного на педагогическое совершенствование с учетом интересов, склонностей личности студента.
Дисциплина «Теория и методика преподавания» (гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр и т.д.) способствует освоению комплекса упражнений по формированию техники учителя, развитию физических качеств общей и специальной направленности,
устранению ошибок в технике движений и т.д.
Изучение комплекса спортивно-педа-гогических дисциплин
завершается учебной практикой, где студенты проводят занятия в учебных группах, формируют педагогическое мастерство и т.д.
Важной составляющей выступает применение современных
компьютерных технологий (КТ) в подготовке, поскольку значительная часть выпускников не владеет навыками работы с компьютером, не используют компьютерные
технологии в профессиональной деятельности, чему причинами выступают:
- низкая компьютерная
грамотность, усугубляющаяся
психологической неготовностью к использованию КТ, поскольку не только плохо знакомы с их возможностями, но и не стремятся преодолевать трудности, связанные с приобретением знаний в этом аспекте;
- недостаточная техническая оснащенность дисциплин и кафедр;
- отсутствие программного
обеспечения, использование
которого позволило бы повысить качество образовательного
процесса;
- отсутствие концепции и программы информатизации, что приводит к фрагментарности деятельности кафедр, внедрения КТ.
Анкетирование с целью изучения личностных качеств и умений (гносеологические, коммуникативные и т.д.) будущих учителей физической культуры, характеризующих
готовность к профессиональной деятельности, показывает, что подавляющее большинство
выпускников в качестве наиболее важных для педагога качеств выделил: любовь к детям (4,6±0,10 балла); способность находить оптимальные решения в
педагогической ситуации (4,5±0,08); распределение внимания на несколько объектов (4,5±0,10);
ответственность (4,4±0,10)
требовательность (4,4±0,09)
самостоятельность (4,4±0,10)
дисциплинированность (4,4±0,08) педагогический такт (4,3±0,09).
В качестве слабого звена готовности будущего учителя рассматривается отсутствие
стремления к педагогическим инновациям (новаторству)
(3,8±0,10); избегание от принятия решения в профессионально-педагоги-ческой деятельности
(3,7±0,10). Результаты
анкетирования показывают хорошее владение умениями и навыками преподавания разделов: гимнастика (4,5±0,09 балла); легкая атлетика (4,5±0,08); спортивные игры (4,4±0,10); борьба (4,2±0,09) и т.д.
Согласно ответам студентов, они хорошо умеют распределять время на части урока (подготовительную, основную, заключительную) и
дозировать физическую нагрузку в процессе урока (4,2±0,09), а также осуществлять контроль над нагрузкой (4,3±0,10); овладели навыками по выявлению ошибок и затруднений учащихся при овладении новыми двигательными действиями (упражнениями)
(4,3±0,07).
Однако студенты считают, что за годы обучения недостаточно освоили методы (приемы) стимулирования интереса учащихся к физической культуре (3,5±0,09); приобщения к занятиям физической культурой (3,3±0,07) и т.д.
В отношении организации учебного процесса по физической культуре в полной мере владеют знаниями по контролю и оценке
учебного материала (4,5±0,09); в
подведении итогов проведенного урока (4,5±0,08).
Помимо владения приведенными умениями и навыками, будущие учителя физической культуры должны обладать достаточным
уровнем гносеологических умений (анализ педагогического опыта
учителей (3,5±0,07);
индивидуальным подходом к учащимся (3,3±0,07); умений
выявлять учащихся с
организаторскими способностями к спортивно-массовой работе
(3,8±0,07) и т.д.), сформированность которых по результатам
исследования указывает на определенные трудности. Кроме того, некоторые трудности возникают при проектировании
(моделировании, технологизации) учебного процесса по физической культуре (3,1 ±0,09), что, на наш взгляд, объясняется недостаточным вниманием студентов к теории и методике физического воспитания и сложностью для усвоения и
понимания раздела учебной программы.
В оценке коммуникативных умений и навыков студенты-выпускники выделяют достаточно свободное владение способами установления педагогического
контакта со школьниками (4,5±0,07); расположения учащихся к себе
(4,4±0,10), слабую готовность к предотвращению и решению конфликтных ситуаций (3,3±0,07).
Представление о
профессионализме студентов-
выпускников основано на личных мнениях, вследствие чего считать подобную оценку уровня
профессиональной пригодности будущего специалиста достаточно объективной, не представляется
справедливой.
С учетом сказанного проведено анкетирование преподавателей-методис-тов, по мнению которых молодые специалисты испытывают серьезные затруднения в
реализации теории на практике, владении методами и приемами обучения, сформированности
профессиональных умений и навыков; выделении в изучаемом двигательном действии, игровом
приеме главного и существенного; в оказании помощи учащимся в
формировании физических качеств, двигательных умений и навыков.
Полученные результаты
исследования свидетельствуют о том, что качественная подготовка будущих специалистов требует
внесения изменений с позиций
развития навыков и приемов
самостоятельной работы как в образовательный процесс, так и в управление, с использованием активных форм и методов. Наряду с традиционными формами обучения необходимо применять
моделирование дидактических
ситуации, с четким определением технологической стороны обучения, самостоятельное решение задач, способствующих формированию мышления будущего специалиста по физической культуре и спорту.
В период профессионального становления молодого учителя на первый план следует вынести вопрос самостоятельной и реальной педагогической практики, без подражания опытным коллегам, основанной на умениях
самостоятельно, продуктивно решать педагогические задачи.
Следовательно, модернизация через корректировку, исправление
отдельных недочетов, приведение системы в соответствие требованиям современности.
С этих позиций в институте физической культуры и спорта ДГПУ на основе глубокого анализа состояния практики разработана система подготовки и управления ею (рис.), главной особенностью которой выступает системный подход к решению задачи качества подготовки специалистов во взаимосвязи с другими подсистемами управления. При этом важное место занимала разработка объективных критериев оценки качества работы кафедр и профессорско-преподавательского состава, которое рассматривается как главный показатель работы при подведении итогов за учебный (календарный) год.
Рис. Управление качеством подготовки будущего учителя физической
культуры
Важное место в системе занимает управление качеством подготовки специалистов, повышение
компетентности профессорско-
преподавательского состава, учебно-
воспитательного и обслуживающего персонала, воспитание
ответственности и гордости за честь института.
Статья поступила в редакцию 05.02.2011 г.