Научная статья на тему 'Проблемы профессиональной подготовки специалиста физического воспитания в условиях национальной республики'

Проблемы профессиональной подготовки специалиста физического воспитания в условиях национальной республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / EDUCATION / SPECIALIST TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аслаханов Саид-али Махмудович

В работе рассматриваются педагогические аспекты подготовки специалиста, способного на должном качественном уровне реализовать цели и задачи физического воспитания в различных звеньях системы образования республики - дошкольном, общем среднем, среднем и высшем профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аслаханов Саид-али Махмудович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of vocational training of shots for educational area Physical training in the ambassador crisis conditions to the Chechen Republic is rather actual. In work consider pedagogical aspects of preparation of the expert capable at due qualitative level to realize the purpose and a physical training problem in various links of system are considered is formed.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессиональной подготовки специалиста физического воспитания в условиях национальной республики»

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

J

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аслаханов Саид-Али Махмудович

А н н о т а ц и я. В работе рассматриваются педагогические аспекты подготовки специалиста, способного на должном качественном уровне реализовать цели и задачи физического воспитания в различных звеньях системы образования республики - дошкольном, общем среднем, среднем и высшем профессиональном образовании.

Ключевые слова: образование, специалист, профессиональная подготовка

Физическое воспитание как компонент содержания обще-г о, среднего специального и высшего профессионального образования решает задачи обеспечения здоровья нации и содействия социально-экономическому развитию общества. В условиях посткризисного возрождения республики, обеспечение реализации данных социальнопедагогических задач для работников системы образования и, в первую очередь, для специалистов, работающих в сфере физического воспитания, весьма и весьма актуально.

В 2009-2010 учебном году в 437 общеобразовательных школах Чеченской Республики (9831 класс: 3932 -первых - четвертых, 1091 - десятых, одиннадцатых классов) обучалось 212311 учащихся.

В сфере физического воспитания школьников учебную, физкультурнооздоровительную и спортивно-

массовую работу осуществляли 563 педагога. Из них, высшее педагогическое образование имеют 320 учителей, незаконченное высшее - 30, среднее специальное - 202, среднее общее образование - 11 учителей.

Способен ли данный педагогический корпус специалистов физического воспитания обеспечить организацию и проведение полноценной учеб-

ной и внеклассной физкультурнооздоровительной и спортивно-

массовой работы?

К сожалению, статистика высвечивает довольно-таки безотрадную картину. При двух занятиях в неделю по базисному учебному плану, объем учебной нагрузки составляет 1211 педагогических ставок. Следовательно, при нынешней обеспеченности педагогическими кадрами, на одного учителя физической культуры приходится учебная нагрузка в объеме 38,7 часа в неделю. Очевидно, что выполнение такого недельного объема учебной нагрузки на должном качественном уровне практически невозможно.

Настораживает и тот факт, что число специалистов физического воспитания - представительниц прекрасной половины составляет около двух процентов. В перспективе, учитывая менталитет коренного населения республики и неоднозначное толкование канонов ислама относительно стремления женской части многонационального республики к своему физическому совершенствованию, может сложиться абсурдная ситуация - с этой категорией населения некому будет работать и она окажется вне поля процесса физического воспитания. Если эта тенденция будет иметь место - граждан республики ждет без-

{

25

}

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

отрадное будущее. Большое значение для качественного улучшения процесса физического воспитания имеет состояние учебно-материальной базы данной сферы образования и воспитания.

По данным Министерства образования и науки Чеченской Республики учреждения общего образования имеют 162 спортивных зала, 194 футбольных поля, 220 волейбольных и 98 баскетбольных площадок, 89 гимнастических городков.

При условии полной эксплуатации фигурируемых в статистической отчетности спортивных сооружений, а это, к сожалению, невозможно по известным причинам - разрушения, необходимость капитального и текущего ремонта и др., их единовременная пропускная способность составляет 18460 человек (8,6 % от общего числа школьников республики). Если учесть, что с учащимися 9544 классов школ республики при трехразовых занятиях (уроках) в неделю необходимо провести 28632 урока, то становится очевидным - имеющаяся учебноматериальная база может обеспечить реализацию учебного процесса только при условии двухсменного режима функционирования школ.

Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости: дальнейшего расширения сети общеобразовательных школ; коренного улучшения и укрепления учебноматериальной базы общеобразовательной сферы «Физическая культура», как на государственной основе (строительство спортивных залов, приобретение спортивного инвентаря и оборудования), так и на общественно- инициативной основе (изготовление простейшего инвентаря и оборудования, строительство спортивных площадок); разработки и принятия к руководству программ физического воспитания дошкольников, школьни-

ков, учащихся составленной на основе базового учебного материала (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры) и поликультурного компонента образования (народные подвижные игры и физические упражнения, элементы национальной борьбы и национальных танцев), не требующего дорогостоящего инвентаря и оборудования.

Основными причинами слабой подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в сфере физического воспитания являются: нехватка высококвалифицированных специалистов физического воспитания на факультете физической культуры и спорта и на общей кафедре физического воспитания института; слабая учебная, методическая и материально-техническая база профессионально-педагогической подготовки, как специалистов физического воспитания, так и педагогов, профессиональная деятельность которых будет сопряжена с работой в этой сфере (будущие воспитатели детских садов и дошкольных учреждений.); не налаженность плановой системной работы качественной подготовки и переподготовки педагогических кадров, работающих в образовательной области через курсы ФПК и ИПК на внутриреспубликанском уровне и через соответствующие звенья системы образования РФ.

Крылатая фраза «Кадры решают все» имеет исчерпывающе однозначное звучание. На этапе возрождения чеченского общества содержательная сторона этой фразы наполняется особым смыслом и значением для работников сферы образования и воспитания, которым доверено будущее республики. От уровня их профессионализма, ответственности за качество работы зависит многое. В этой связи обеспечение качественной подготовки и переподготовки педагогических

{

26

}

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

J

кадров становится одной из важнейших задач.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предоставляет право учебному заведению при приеме на подготовку по специальности в области физической культуры проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности. Целью проведения вступительного испытания (экзамена) профессиональной направленности является отбор из числа поступающих на факультет физической культуры и спорта наиболее разносторонне подготовленных абитуриентов. Как известно, общеобразовательная школа работает по принятым к руководству учебному плану и государственным образовательным программам. Следовательно, коль мы призваны готовить специалистов для работы в общеобразовательной школе, нам необходимо оценивать уровень теоретической и физической подготовленности абитуриента в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню знаний, умений и навыков в образовательной области «Физическая культура», предъявляемых к выпускнику общеобразовательной школы.

Программа физического воспитания учащихся общеобразовательной школы включает учебные разделы «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Единоборства» и др. Это означает, что для качественной оценки уровня знаний, умений и навыков абитуриентов в образовательной области «Физическая культура», необходима комплексная программа вступительного экзамена профессиональной направленности. Она должна включать определенный блок вопросов по основам знаний и контрольные испытания по основным (базовым) разделам программы физи-

ческого воспитания школьников: гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм (одной по выбору), единоборствам (одно по выбору).

Специалистам факультета физической культуры и спорта необходимо выявлять из числа выпускников общеобразовательных и специализированных детско-юношеских спортивных школ своего абитуриента, проводить с ним ориентационную и подготовительную учебно-методическую

работу. Это позволит выявить и отобрать из числа поступающих на факультет наиболее подготовленных абитуриентов, имеющих необходимую исходную базу для профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Профильным кафедрам факультета необходимо разработать как саму программу вступительных испытаний профессиональной направленности, так и критерии оценки ее выполнения абитуриентом, собирающимся стать специалистом физического воспитания. От того с кем, с каким профессионально перспективным исходным капиталом работает специалист высшей школы, насколько выпускник вуза будет готов к профессиональной деятельности в современных реалиях, в конечном счете, зависит физическое и духовное здоровье общества. Нам необходимо отказаться от самодеятельности, выражающейся в проведении вступительных контрольных испытаний по упрощенно-щадящей программе, включающей подтягивание на перекладине, держание гимнастического угла в упоре, комбинацию из 5-6 акробатических элементов, прыжок в длину с места, бег на 100 и 1000м.

Анализ содержания дисциплин предметной подготовки (ДПП), изложенного в учебно-методическом комплекте «Физическая культура (М.: Изд-во «Флинт», «Наука» - 2002г.) и в настоящее время автоматически пе-

{

27

}

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

реносимого в рабочие программы учебных дисциплин многоуровневой подготовки, приводит к выводу, что целый ряд тем дублируется. Например, темы: «Урок в структуре дидактического процесса по предмету «Физическая культура», «Обоснование содержания и методики обучения на уроке физической культуры», «Дидактика взаимодействия учителя и учащегося в учебном процессе по физической культуре», «Оценочно-

аналитический компонент технологии учебного процесса по физической культуре в школе», «Дидактические принципы и методы обучения» и др. дублируются. Они заложены в учебных дисциплинах теория и методика обучения физической культуре, теория и методика физического воспитания и спорта. Тема «Методы исследования в физическом воспитании и спорте», кроме указанных учебных дисциплин, дублируются еще и учебными дисциплинами основы научнометодической деятельности в физической культуре и спорте, социология физической культуры и спорта.

Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости серьезного анализа и кропотливой работы специалистов профильных кафедр факультета и сотрудников учебной части института по приведению содержания дисциплин предметной подготовки в четкую систему, исключающую дублирование изучаемых тем и внесению соответствующей коррекции в учебный план факультета. Это позволит увеличить, регламентируемый, в рамках трудоемкости, ГОС ВПО нового поколения (многоуровневая подготовка), примерным учебным планом факультета физической культуры и спорта объем часов на изучение более сложных разделов и тем учебных дисциплин профессиональной направленности.

Одним из существенных проблем профессионально-педагогического образования студентов факультета физической культуры и спорта в системе подготовки педагогических кадров для работы в национальной общеобразовательной школе является формирование содержательной составляющей этого образования. Оно должно быть скомпоновано с учетом всего комплекса учебных дисциплин, различных видов организации учебного и воспитательного процесса, этапов обучения и решаемых педагогических задач.

Качество подготовки педагогических кадров для работы в образовательной области «Физическая культура» в условиях национальной республики, убеждает нас в том, что свое достойное место в системе предметной профессиональной подготовки будущих специалистов физического воспитания должно занять этнопеда-гогика физического воспитания.

Этнопедагогика, базирующаяся на многовековой мудрости воспитания и обучения, будучи зеркальным отражением, морально-нравственных ценностей, формирующихся и развивающихся параллельно с ростом общественного самосознания и мировоззрения народа, является связующей нитью между прошлым, настоящим и будущим, источником обогащения содержания, организационных форм и методов обучения и воспитания, которые ориентированны на формирование социально востребованной личности.

Нуждается в решении и вопросы укреплении учебно-материальная база факультета. Необходим ряд учебных и методических пособий, предстоит серьезная и объемная как по денежным затратам, так и по трудоемкости работа по восстановлению спортивной базы института.

{

28

}

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

J

Планомерная работа по реализации приоритетных задач модернизации образования — обновление его содержания, поиск и внедрение в практику более эффективных организационных форм и методов постановки учебно-воспитательного процесса, ведется во всех звеньях системы образования Чеченской Республики.

Для разрешения уже указанных и ряда других организационнопедагогических проблем подготовки кадров для работы в сфере физического воспитания в условиях модернизации образования считаем необходимым:

1. Пересмотреть подходы к организации и проведению профориентационной работы, принципам набора студентов на факультет физической культуры и спорта. Перенести акцент на учащихся и выпускников детскоюношеских спортивных школ, спортсменов высокой квалификации. Студент, прошедший педагогически организованный учебно-воспитатель-

ный процесс в избранном виде спортивной деятельности, быстрее и качественнее овладеет методиками обучения и воспитания в многообразных видах физкультурно-спортивной деятельности. Такой подход позволит избавиться от случайных лиц, не собирающихся посвятить себя педагогической деятельности, а поступающих на факультет ради анкетных данных, освобождения от прохождения воинской службы, трудоустройства в силовые структуры и иные сферы человеческой деятельности.

2. Привести в систему содержание учебных дисциплин профессиональной подготовки, исключив дублирование изучаемых учебных разделов и тем. В рамках трудоемкости, регламентируемой учебным планом факультета, осуществить перераспределение высвободившегося объема часов на изучение сложных учебных тем.

Разработать учебно-методические

комплексы по изучаемым учебным дисциплинам профессиональной направленности.

3. В целях формирования научнотеоретической и методической подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта к педагогической деятельности по практической реализации поликультурного компонента, заложенного в программу физического воспитания школьников республики, ввести в учебный план факультета физической культуры учебную дисциплину «Этнопедагогика физического воспитания». Это обеспечит более качественное решение комплекса взаимосвязанных педагогических задач многоуровневой подготовки специалиста для работы в национальной общеобразовательной школе:

> формирование знаний о системах физического воспитания как элементе этнопедагогики различных наций и народностей;

> конкретизация сведений об основных средствах народной системы физического воспитания: национальных видах подвижных и спортивных игр и физкультурноспортивных забавах, формах организации занятий физическими упражнениями и народными видами спорта, нормативных основах в сфере физической культуры и спорта, методах обучения движениям и развития двигательных, морально-нравственных и волевых качеств детей, подростков и молодежи;

> формирование у студентов двигательных навыков и умений по основам типовой техники народных видов спорта, подвижных игр, физкультурно-спортивных забав и мероприятий;

> обеспечение методической готовности студентов к использованию

{

29

}

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

наиболее популярной среди детей и молодежи части этнического наследия в сфере физической культуры и спорта в практике физического воспитания дошкольников, учащихся общеобразовательных школ, студенческой молодежи.

4. Для обеспечения более качественной подготовки будущих специалистов физического воспитания и педагогов, чья профессиональная деятельность будет сопряжена с физическим воспитанием, считаем целесообразным включение в учебные планы ряда факультетов института с аттестацией в форме дифференцированного зачета следующих спецкурсов: Факультет физической культуры и спорта: «Содержание и планирование работы по физическому воспитанию дошкольников республики» - 4 курс (8 семестр) дневного и заочного отделений в объеме 16 часов; «Содержание и планирование учебной работы по физическому воспитанию учащихся I-XI классов общеобразовательной школы Чеченской Республики» - 5 курс (10 семестр) дневного и заочного отделений в объеме 18 часов; «Этническое наследие чеченцев в сфере физической культуры и спорта» - 2 курс (4 семестр) дневного и заочного отделений в объеме 20 часов.

Факультет педагогики и методики начального образования: в связи с отсутствием в принятом к руководству учебном плане факультета учебной дисциплины «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» уроки физической культуры проводятся специалистами физического воспитания, а не учителями начальных классов) включить в учебный план факультета данную дисциплину в объеме 2 часов в неделю в 7 и 8 семестрах. Для студентов выпускного курса (нынешний 4 курс) на факультативных или иной формы занятиях вычитать курс «Содержание

и планирование учебной работы по физическому воспитанию учащихся 14 классов» в объеме 20 часов. Аналогичную коррекцию учебного плана необходимо осуществить и на отделении заочного обучения.

Факультет дошкольной педагогики и психологии: ввести в учебную дисциплину «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», читаемого на 4 и 5 семестрах отделения дневного обучения раздел «Содержание и планирование работы по программе физического воспитания дошкольников Чеченской Республики». Вычитать данный раздел в 20042005 учебном году для студентов 4 (или 5) курса в объеме 16 часов. Аналогичную коррекцию необходимо внести и в содержание учебной работы отделения заочного обучения.

5. На факультетах педагогики и методики начального образования, дошкольной педагогики и психологии, в целях проведения лекционных, семинарских и практических занятий на более высоком качественном уровне, считаем целесообразным курс «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» передать с общей кафедры физического воспитания на кафедру факультета физической культуры и спорта.

6. Переподготовку педагогических кадров, работающих в сфере физического воспитания (воспитатели детских садов, учителя физической культуры общеобразовательных школ, тренеры-преподаватели ДЮСШ, преподаватели сузов), осуществлять на базе факультета физической культуры и спорта при содействии и осуществлении консультативной и научнометодической помощи и руководства со стороны ЧИПКРО и Министерства общего и профессионального образования республики. Переподготовку специалистов высшей школы республики осуществлять по линии соответ-

{

30

}

ft

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011

J

ствующих звеньев системы образования Российской Федерации.

7. Для реализации комплекса пере-

численных организационно-педагогических мероприятий, направленных на улучшение работы в сфере физического воспитания необходимо создать надлежащую, отвечающую современным требованиям учебнометодическую и материально-

техническую базу подготовки и переподготовки педагогических кадров, способных осуществить реализацию целей и задач образовательной области «Физическая культура».

8. В целях координации и руководства деятельности ведущих специалистов общего и профессионального образования по модернизации программно-методической базы системы образования Чеченской Республики, считаем целесообразным создание при Министерстве образования и науки Чеченской Республики научнометодического совета. Ввести в его

состав работников сферы физического воспитания.

Планомерная работа по реализации приоритетных задач модернизации образования - обновление его содержания, поиск и внедрение в практику более эффективных организационных форм и методов постановки учебно-воспитательного процесса позволит более оперативно и качественно решить комплекс социальнопедагогических задач, стоящих перед системой образования республики -подготовка востребованной обществом физически и духовно здоровой личности.

Литература:

1. Сведения по общеобразовательным школам Чеченской Республики на 22.09.2009г (ОШ - 1).

2. Качественный состав учителей, преподающих отдельные предметы. Информационная справка МО и Н ЧР.

3. Программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов общеобразовательной школы Чеченской Республики. - Грозный.: Изд. «Абат», 2005. - 164 с.

4. Учебно-методический комплект по специальности 033100 Физическая культура. - М.: Флинта, Наука - 2002. - 664 с.

{

31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

}

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.