ft
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011
J
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аслаханов Саид-Али Махмудович
А н н о т а ц и я. В работе рассматриваются педагогические аспекты подготовки специалиста, способного на должном качественном уровне реализовать цели и задачи физического воспитания в различных звеньях системы образования республики - дошкольном, общем среднем, среднем и высшем профессиональном образовании.
Ключевые слова: образование, специалист, профессиональная подготовка
Физическое воспитание как компонент содержания обще-г о, среднего специального и высшего профессионального образования решает задачи обеспечения здоровья нации и содействия социально-экономическому развитию общества. В условиях посткризисного возрождения республики, обеспечение реализации данных социальнопедагогических задач для работников системы образования и, в первую очередь, для специалистов, работающих в сфере физического воспитания, весьма и весьма актуально.
В 2009-2010 учебном году в 437 общеобразовательных школах Чеченской Республики (9831 класс: 3932 -первых - четвертых, 1091 - десятых, одиннадцатых классов) обучалось 212311 учащихся.
В сфере физического воспитания школьников учебную, физкультурнооздоровительную и спортивно-
массовую работу осуществляли 563 педагога. Из них, высшее педагогическое образование имеют 320 учителей, незаконченное высшее - 30, среднее специальное - 202, среднее общее образование - 11 учителей.
Способен ли данный педагогический корпус специалистов физического воспитания обеспечить организацию и проведение полноценной учеб-
ной и внеклассной физкультурнооздоровительной и спортивно-
массовой работы?
К сожалению, статистика высвечивает довольно-таки безотрадную картину. При двух занятиях в неделю по базисному учебному плану, объем учебной нагрузки составляет 1211 педагогических ставок. Следовательно, при нынешней обеспеченности педагогическими кадрами, на одного учителя физической культуры приходится учебная нагрузка в объеме 38,7 часа в неделю. Очевидно, что выполнение такого недельного объема учебной нагрузки на должном качественном уровне практически невозможно.
Настораживает и тот факт, что число специалистов физического воспитания - представительниц прекрасной половины составляет около двух процентов. В перспективе, учитывая менталитет коренного населения республики и неоднозначное толкование канонов ислама относительно стремления женской части многонационального республики к своему физическому совершенствованию, может сложиться абсурдная ситуация - с этой категорией населения некому будет работать и она окажется вне поля процесса физического воспитания. Если эта тенденция будет иметь место - граждан республики ждет без-
{
25
}
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
отрадное будущее. Большое значение для качественного улучшения процесса физического воспитания имеет состояние учебно-материальной базы данной сферы образования и воспитания.
По данным Министерства образования и науки Чеченской Республики учреждения общего образования имеют 162 спортивных зала, 194 футбольных поля, 220 волейбольных и 98 баскетбольных площадок, 89 гимнастических городков.
При условии полной эксплуатации фигурируемых в статистической отчетности спортивных сооружений, а это, к сожалению, невозможно по известным причинам - разрушения, необходимость капитального и текущего ремонта и др., их единовременная пропускная способность составляет 18460 человек (8,6 % от общего числа школьников республики). Если учесть, что с учащимися 9544 классов школ республики при трехразовых занятиях (уроках) в неделю необходимо провести 28632 урока, то становится очевидным - имеющаяся учебноматериальная база может обеспечить реализацию учебного процесса только при условии двухсменного режима функционирования школ.
Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости: дальнейшего расширения сети общеобразовательных школ; коренного улучшения и укрепления учебноматериальной базы общеобразовательной сферы «Физическая культура», как на государственной основе (строительство спортивных залов, приобретение спортивного инвентаря и оборудования), так и на общественно- инициативной основе (изготовление простейшего инвентаря и оборудования, строительство спортивных площадок); разработки и принятия к руководству программ физического воспитания дошкольников, школьни-
ков, учащихся составленной на основе базового учебного материала (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры) и поликультурного компонента образования (народные подвижные игры и физические упражнения, элементы национальной борьбы и национальных танцев), не требующего дорогостоящего инвентаря и оборудования.
Основными причинами слабой подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в сфере физического воспитания являются: нехватка высококвалифицированных специалистов физического воспитания на факультете физической культуры и спорта и на общей кафедре физического воспитания института; слабая учебная, методическая и материально-техническая база профессионально-педагогической подготовки, как специалистов физического воспитания, так и педагогов, профессиональная деятельность которых будет сопряжена с работой в этой сфере (будущие воспитатели детских садов и дошкольных учреждений.); не налаженность плановой системной работы качественной подготовки и переподготовки педагогических кадров, работающих в образовательной области через курсы ФПК и ИПК на внутриреспубликанском уровне и через соответствующие звенья системы образования РФ.
Крылатая фраза «Кадры решают все» имеет исчерпывающе однозначное звучание. На этапе возрождения чеченского общества содержательная сторона этой фразы наполняется особым смыслом и значением для работников сферы образования и воспитания, которым доверено будущее республики. От уровня их профессионализма, ответственности за качество работы зависит многое. В этой связи обеспечение качественной подготовки и переподготовки педагогических
{
26
}
ft
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011
J
кадров становится одной из важнейших задач.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предоставляет право учебному заведению при приеме на подготовку по специальности в области физической культуры проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности. Целью проведения вступительного испытания (экзамена) профессиональной направленности является отбор из числа поступающих на факультет физической культуры и спорта наиболее разносторонне подготовленных абитуриентов. Как известно, общеобразовательная школа работает по принятым к руководству учебному плану и государственным образовательным программам. Следовательно, коль мы призваны готовить специалистов для работы в общеобразовательной школе, нам необходимо оценивать уровень теоретической и физической подготовленности абитуриента в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню знаний, умений и навыков в образовательной области «Физическая культура», предъявляемых к выпускнику общеобразовательной школы.
Программа физического воспитания учащихся общеобразовательной школы включает учебные разделы «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Единоборства» и др. Это означает, что для качественной оценки уровня знаний, умений и навыков абитуриентов в образовательной области «Физическая культура», необходима комплексная программа вступительного экзамена профессиональной направленности. Она должна включать определенный блок вопросов по основам знаний и контрольные испытания по основным (базовым) разделам программы физи-
ческого воспитания школьников: гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм (одной по выбору), единоборствам (одно по выбору).
Специалистам факультета физической культуры и спорта необходимо выявлять из числа выпускников общеобразовательных и специализированных детско-юношеских спортивных школ своего абитуриента, проводить с ним ориентационную и подготовительную учебно-методическую
работу. Это позволит выявить и отобрать из числа поступающих на факультет наиболее подготовленных абитуриентов, имеющих необходимую исходную базу для профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Профильным кафедрам факультета необходимо разработать как саму программу вступительных испытаний профессиональной направленности, так и критерии оценки ее выполнения абитуриентом, собирающимся стать специалистом физического воспитания. От того с кем, с каким профессионально перспективным исходным капиталом работает специалист высшей школы, насколько выпускник вуза будет готов к профессиональной деятельности в современных реалиях, в конечном счете, зависит физическое и духовное здоровье общества. Нам необходимо отказаться от самодеятельности, выражающейся в проведении вступительных контрольных испытаний по упрощенно-щадящей программе, включающей подтягивание на перекладине, держание гимнастического угла в упоре, комбинацию из 5-6 акробатических элементов, прыжок в длину с места, бег на 100 и 1000м.
Анализ содержания дисциплин предметной подготовки (ДПП), изложенного в учебно-методическом комплекте «Физическая культура (М.: Изд-во «Флинт», «Наука» - 2002г.) и в настоящее время автоматически пе-
{
27
}
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
реносимого в рабочие программы учебных дисциплин многоуровневой подготовки, приводит к выводу, что целый ряд тем дублируется. Например, темы: «Урок в структуре дидактического процесса по предмету «Физическая культура», «Обоснование содержания и методики обучения на уроке физической культуры», «Дидактика взаимодействия учителя и учащегося в учебном процессе по физической культуре», «Оценочно-
аналитический компонент технологии учебного процесса по физической культуре в школе», «Дидактические принципы и методы обучения» и др. дублируются. Они заложены в учебных дисциплинах теория и методика обучения физической культуре, теория и методика физического воспитания и спорта. Тема «Методы исследования в физическом воспитании и спорте», кроме указанных учебных дисциплин, дублируются еще и учебными дисциплинами основы научнометодической деятельности в физической культуре и спорте, социология физической культуры и спорта.
Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости серьезного анализа и кропотливой работы специалистов профильных кафедр факультета и сотрудников учебной части института по приведению содержания дисциплин предметной подготовки в четкую систему, исключающую дублирование изучаемых тем и внесению соответствующей коррекции в учебный план факультета. Это позволит увеличить, регламентируемый, в рамках трудоемкости, ГОС ВПО нового поколения (многоуровневая подготовка), примерным учебным планом факультета физической культуры и спорта объем часов на изучение более сложных разделов и тем учебных дисциплин профессиональной направленности.
Одним из существенных проблем профессионально-педагогического образования студентов факультета физической культуры и спорта в системе подготовки педагогических кадров для работы в национальной общеобразовательной школе является формирование содержательной составляющей этого образования. Оно должно быть скомпоновано с учетом всего комплекса учебных дисциплин, различных видов организации учебного и воспитательного процесса, этапов обучения и решаемых педагогических задач.
Качество подготовки педагогических кадров для работы в образовательной области «Физическая культура» в условиях национальной республики, убеждает нас в том, что свое достойное место в системе предметной профессиональной подготовки будущих специалистов физического воспитания должно занять этнопеда-гогика физического воспитания.
Этнопедагогика, базирующаяся на многовековой мудрости воспитания и обучения, будучи зеркальным отражением, морально-нравственных ценностей, формирующихся и развивающихся параллельно с ростом общественного самосознания и мировоззрения народа, является связующей нитью между прошлым, настоящим и будущим, источником обогащения содержания, организационных форм и методов обучения и воспитания, которые ориентированны на формирование социально востребованной личности.
Нуждается в решении и вопросы укреплении учебно-материальная база факультета. Необходим ряд учебных и методических пособий, предстоит серьезная и объемная как по денежным затратам, так и по трудоемкости работа по восстановлению спортивной базы института.
{
28
}
ft
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011
J
Планомерная работа по реализации приоритетных задач модернизации образования — обновление его содержания, поиск и внедрение в практику более эффективных организационных форм и методов постановки учебно-воспитательного процесса, ведется во всех звеньях системы образования Чеченской Республики.
Для разрешения уже указанных и ряда других организационнопедагогических проблем подготовки кадров для работы в сфере физического воспитания в условиях модернизации образования считаем необходимым:
1. Пересмотреть подходы к организации и проведению профориентационной работы, принципам набора студентов на факультет физической культуры и спорта. Перенести акцент на учащихся и выпускников детскоюношеских спортивных школ, спортсменов высокой квалификации. Студент, прошедший педагогически организованный учебно-воспитатель-
ный процесс в избранном виде спортивной деятельности, быстрее и качественнее овладеет методиками обучения и воспитания в многообразных видах физкультурно-спортивной деятельности. Такой подход позволит избавиться от случайных лиц, не собирающихся посвятить себя педагогической деятельности, а поступающих на факультет ради анкетных данных, освобождения от прохождения воинской службы, трудоустройства в силовые структуры и иные сферы человеческой деятельности.
2. Привести в систему содержание учебных дисциплин профессиональной подготовки, исключив дублирование изучаемых учебных разделов и тем. В рамках трудоемкости, регламентируемой учебным планом факультета, осуществить перераспределение высвободившегося объема часов на изучение сложных учебных тем.
Разработать учебно-методические
комплексы по изучаемым учебным дисциплинам профессиональной направленности.
3. В целях формирования научнотеоретической и методической подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта к педагогической деятельности по практической реализации поликультурного компонента, заложенного в программу физического воспитания школьников республики, ввести в учебный план факультета физической культуры учебную дисциплину «Этнопедагогика физического воспитания». Это обеспечит более качественное решение комплекса взаимосвязанных педагогических задач многоуровневой подготовки специалиста для работы в национальной общеобразовательной школе:
> формирование знаний о системах физического воспитания как элементе этнопедагогики различных наций и народностей;
> конкретизация сведений об основных средствах народной системы физического воспитания: национальных видах подвижных и спортивных игр и физкультурноспортивных забавах, формах организации занятий физическими упражнениями и народными видами спорта, нормативных основах в сфере физической культуры и спорта, методах обучения движениям и развития двигательных, морально-нравственных и волевых качеств детей, подростков и молодежи;
> формирование у студентов двигательных навыков и умений по основам типовой техники народных видов спорта, подвижных игр, физкультурно-спортивных забав и мероприятий;
> обеспечение методической готовности студентов к использованию
{
29
}
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
наиболее популярной среди детей и молодежи части этнического наследия в сфере физической культуры и спорта в практике физического воспитания дошкольников, учащихся общеобразовательных школ, студенческой молодежи.
4. Для обеспечения более качественной подготовки будущих специалистов физического воспитания и педагогов, чья профессиональная деятельность будет сопряжена с физическим воспитанием, считаем целесообразным включение в учебные планы ряда факультетов института с аттестацией в форме дифференцированного зачета следующих спецкурсов: Факультет физической культуры и спорта: «Содержание и планирование работы по физическому воспитанию дошкольников республики» - 4 курс (8 семестр) дневного и заочного отделений в объеме 16 часов; «Содержание и планирование учебной работы по физическому воспитанию учащихся I-XI классов общеобразовательной школы Чеченской Республики» - 5 курс (10 семестр) дневного и заочного отделений в объеме 18 часов; «Этническое наследие чеченцев в сфере физической культуры и спорта» - 2 курс (4 семестр) дневного и заочного отделений в объеме 20 часов.
Факультет педагогики и методики начального образования: в связи с отсутствием в принятом к руководству учебном плане факультета учебной дисциплины «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» уроки физической культуры проводятся специалистами физического воспитания, а не учителями начальных классов) включить в учебный план факультета данную дисциплину в объеме 2 часов в неделю в 7 и 8 семестрах. Для студентов выпускного курса (нынешний 4 курс) на факультативных или иной формы занятиях вычитать курс «Содержание
и планирование учебной работы по физическому воспитанию учащихся 14 классов» в объеме 20 часов. Аналогичную коррекцию учебного плана необходимо осуществить и на отделении заочного обучения.
Факультет дошкольной педагогики и психологии: ввести в учебную дисциплину «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», читаемого на 4 и 5 семестрах отделения дневного обучения раздел «Содержание и планирование работы по программе физического воспитания дошкольников Чеченской Республики». Вычитать данный раздел в 20042005 учебном году для студентов 4 (или 5) курса в объеме 16 часов. Аналогичную коррекцию необходимо внести и в содержание учебной работы отделения заочного обучения.
5. На факультетах педагогики и методики начального образования, дошкольной педагогики и психологии, в целях проведения лекционных, семинарских и практических занятий на более высоком качественном уровне, считаем целесообразным курс «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» передать с общей кафедры физического воспитания на кафедру факультета физической культуры и спорта.
6. Переподготовку педагогических кадров, работающих в сфере физического воспитания (воспитатели детских садов, учителя физической культуры общеобразовательных школ, тренеры-преподаватели ДЮСШ, преподаватели сузов), осуществлять на базе факультета физической культуры и спорта при содействии и осуществлении консультативной и научнометодической помощи и руководства со стороны ЧИПКРО и Министерства общего и профессионального образования республики. Переподготовку специалистов высшей школы республики осуществлять по линии соответ-
{
30
}
ft
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - № 1(3)/ 2011
J
ствующих звеньев системы образования Российской Федерации.
7. Для реализации комплекса пере-
численных организационно-педагогических мероприятий, направленных на улучшение работы в сфере физического воспитания необходимо создать надлежащую, отвечающую современным требованиям учебнометодическую и материально-
техническую базу подготовки и переподготовки педагогических кадров, способных осуществить реализацию целей и задач образовательной области «Физическая культура».
8. В целях координации и руководства деятельности ведущих специалистов общего и профессионального образования по модернизации программно-методической базы системы образования Чеченской Республики, считаем целесообразным создание при Министерстве образования и науки Чеченской Республики научнометодического совета. Ввести в его
состав работников сферы физического воспитания.
Планомерная работа по реализации приоритетных задач модернизации образования - обновление его содержания, поиск и внедрение в практику более эффективных организационных форм и методов постановки учебно-воспитательного процесса позволит более оперативно и качественно решить комплекс социальнопедагогических задач, стоящих перед системой образования республики -подготовка востребованной обществом физически и духовно здоровой личности.
Литература:
1. Сведения по общеобразовательным школам Чеченской Республики на 22.09.2009г (ОШ - 1).
2. Качественный состав учителей, преподающих отдельные предметы. Информационная справка МО и Н ЧР.
3. Программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов общеобразовательной школы Чеченской Республики. - Грозный.: Изд. «Абат», 2005. - 164 с.
4. Учебно-методический комплект по специальности 033100 Физическая культура. - М.: Флинта, Наука - 2002. - 664 с.
{
31
}