Научная статья на тему 'Становление физкультурного образования как предмет социального управления массовым физкультурно-спортивным движением'

Становление физкультурного образования как предмет социального управления массовым физкультурно-спортивным движением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SPECIAL PHYSICAL EDUCATION / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / SYSTEM OF MANAGEMENT / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Г.Л.

В статье приведен анализ совершенствования системы специального физкультурного образования в России, показаны наиболее важные этапы, повлиявшие на формирование его содержания в различные периоды развития государства, и сделан вывод о необходимости совершенствования содержания специального физкультурного образования с учётом наличия современных форм физкультурно-спортивной деятельности и потребностей населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панова Г.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of physical education as a way of managing social mass sport movement

In this article the ways of how to improve special physical education system in Russia were analysed. The most important stages which influenced the formation of this system at different stages of state development are also described in this article. The author came to the conclusion that there is a need to improve the system of special physical education taking into account contemporary forms of physical and sports activity and people s needs.

Текст научной работы на тему «Становление физкультурного образования как предмет социального управления массовым физкультурно-спортивным движением»

Панова Г.Л.

Становление физкультурного образования как предмет социального управления массовым физкультурно-спортивным движением

Современный этап развития государства предполагает более эффективное решение проблемы управления на всех уровнях субъектов РФ, отдельных отраслей экономики или социальной сферы. В условиях политических, экономических и административных реформ в России возрастает необходимость повышения эффективности управления работы в каждой конкретной сфере деятельности.

Если говорить о проблемах развития физической культуры и массового спорта, то результаты в этой области деятельности человека во многом зависят от эффективного управления в сфере физической культуры и спорта в стране, которое обеспечивается высококвалифицированными специалистами.

Физическая культура и массовый спорт как объект отраслевого социального управления представляют собой совокупность специализированных государственных учреждений, общественных объединений и коммерческих организаций, предоставляющих населению физкультурно-спортивные и оздоровительные услуги, направленные на обеспечение и укрепление его состояния здоровья и физическое совершенствование. Специализированные учреждения, общественные объединения и коммерческие организации физкультурно-спортивной направленности являются первичным звеном отрасли физической культуры и спорта. К их числу относятся спортивные и оздоровительные клубы, фитнес-центры и т. п. Все они являются социально управляемыми объектами, имеют свою структуру, форму и правовое закрепление.

Основная специфическая особенность отрасли физической культуры и спорта состоит в том, что профессиональный труд занятых в ней работников имеет свои особенности. Его основу составляет педагогическая тренерско-преподавательская деятельность, которая определяется специфическими особенностями контингента занимающихся (пол, возраст, состояние здоровья, уровень физической подготовленности, поставленная цель и т.д.) При этом в каждом случае используются специфические (индивидуально ориентированные) формы, средства и методы физического воспитания и тренировки.

Следует подчеркнуть, что тренерско-преподавательская деятельность является конкретной деятельностью, в которой объектом управления и потребления услуг физкультурно-спортивной направленности является человек. Именно по этой причине тренер-преподаватель через систему образования должен получить весь необходимый комплекс знаний, умений, навыков из различных направлений научных знаний (педагогики, психологии, физиологии, медицины и т. д.), которые бы позволили ему эффективно проводить занятия в конкретных областях (формах) физкультурно-спортивной деятельности.

Отрасль физической культуры относится к социально-культурной сфере и является отраслевой социально-педагогической системой физкультурно-спортивной направленности. Эта деятельность законодательно закреплена в статьях 41 и 72 действующей Конституции Российской Федерации. Эти статьи определяют круг вопросов, в которых государство обеспечивает управление отраслью физической культуры и спорта и определяет политику в этой сфере, обеспечивает обучение и подготовку квалифицированных специалистов.

Констатируя изложенное выше, принимая реально существующую в настоящее время сферу (систему) подготовки физкультурных кадров, на наш взгляд, целесообразно проанализировать её становление в историческом аспекте, что предоставит возможность сформулировать гипотезу или возможные предпосылки её дальнейшего совершенствования.

В дореволюционной России не было специально организованной системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Действующие физкультурные кружки в большинстве случаев руководились энтузиастами. В отдельных случаях приглашались зарубежные преподаватели.

Огромная роль в подготовке преподавателей физического воспитания для военных и гражданских учебных заведений принадлежит выдающемуся русскому ученому, анатому и педагогу П.Ф. Лесгафту. По его предложению в 1877 г. открылись гимнастические курсы на основе двухлетнего обучения, но они уже в 1882 г были закрыты Александром III «за ненадобностью».

Изучив систему подготовки физкультурных кадров за рубежом, П.Ф. Лесгафт в 1896г. открыл в Петербурге частные трехгодичные курсы руководителей физического воспитания, которые были первым и единственным высшим учебным заведением дореволюционной России, готовившим преподавателей физического воспитания. Признавалось, что по широте общего и методического образования курсы Лесгафта превосходили такие известные европейские учебные заведения, как Жуанвильская школа и Институт национального спорта (Франция), Центральный гимнастический институт им. Линга (Швеция).

Новый этап развития образования в области физической культуры и спорта наступил в 1918 г., когда в Москве, а затем в 1919 г. в Петрограде были открыты институты физической культуры. Следует считать важным, что уже 1920 г. Московский государственный институт физической культуры был преобразован в «высшее учено-учебное учреждение Народного комиссариата здравоохранения...» Этим утверждалась необходимость готовить физкультурные кадры на научной основе.

Учебные планы институтов физической культуры создавались с учетом опыта курсов П.Ф. Лесгафта. В них были широко представлены медико-биологические дисциплины, основы педагогики, психологии, теории физического воспитания, основы музыкальной культуры, а также отводилось время на изучение основных систем физического воспитания (системы П.Ф. Лесгафта, сокольской и шведской гимнастики), зимнего спорта, подвижных игр, летних видов спорта.

В дальнейшем в учебных планах институтов физической культуры увеличивалось количество спортивно-педагогических дисциплин, а в плане,

утвержденном Наркомздравом в 1927 г., было предусмотрено дополнительное совершенствование в одном из видов спорта (спортивная специализация).

Московский и Ленинградский институты физической культуры явились первыми центрами в стране по подготовке специалистов по физической культуре и спорту с высшим образованием.

В связи с возрастающей потребностью в кадрах стали создаваться новые институты, техникумы физической культуры, школы тренеров, факультеты физического воспитания, педагогические училища и отделения физической культуры.

Политика подготовки кадров в области физической культуры резко активизировалась в послевоенные годы. Количество институтов физической культуры выросло с 6 до 12, техникумов физической культуры с 27 до 39, были созданы 24 факультета физического воспитания при педагогических институтах и 27 отделений физического воспитания при педагогических училищах, открыто заочное обучение и отделения усовершенствования. К 1948 году в стране насчитывалось 106 физкультурных учебных заведений.

В середине 70-х годов 20-го века подготовка специалистов по физической культуре со средним образованием осуществлялась в 24 техникумах физической культуры, 73 отделениях физической культуры при педагогических училищах. Специалистов с высшим образованием готовил 21 институт физической культуры и 89 факультетов при педагогических институтах. Это позволило к 1977 году иметь 74,2 % работников с физкультурным образованием, в то время как в 1946 году их было 23%.

Если говорить о содержании образования техникумов и училищ физической культуры, то следует отметить, что оно предусматривалось для учащихся с 8 летним образованием и составляло 2 года 10 месяцев, и 10 летним - 1 год 10 месяцев.

В соответствии с положениями о высших и средних специальных учебных заведениях подготовка специалистов по физической культуре и спорту осуществляется по учебному плану и программам, утвержденным Министерством высшего и среднего специального образования СССР и Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Учебные планы определяли единую для дневного, вечернего и заочного обучения систему обучения, квалификацию специалиста, а также изучаемые предметы, их объем и взаимосвязь. Учебные программы определяли содержание учебных дисциплин для всех форм обучения по данной специальности.

Специальный цикл дисциплин на базе 8 и 10 классов включал: анатомию, физиологию, гигиену, спортивную медицину и лечебную физическую культуру, психологию, педагогику, теорию и методику физического воспитания, историю и организацию физической культуры, спортивные сооружения, гимнастику, легкую атлетику, спортивные и подвижные игры, лыжный и конькобежный спорт, плавание, методику их преподавания, туризм, спортивную специализацию.

Учебная практика студентов техникумов проводилась в пионерских лагерях, школах и коллективах физической культуры. Государственные экзамены состояли из следующих предметов: физиология, теория и методика физического воспитания, спортивная специализация.

Учебные планы для институтов физической культуры предусматривались для двух специальностей «Физическая культура и спорт» и «Физическое воспитание».

Подготовка кадров по специальности «Физическая культура и спорт» осуществлялась на спортивных факультетах институтов физической культуры. Выпускникам присваивается квалификация «преподаватель физического воспитания - тренер по виду спорта» с правом работы в спортивных секциях коллективов физической культуры, спортивных клубах, добровольных спортивных обществах, спортивных школах, сборных командах по видам спорта. По специальности «Физическое воспитание» подготовка кадров осуществляется на педагогических факультетах институтов физической культуры. Выпускникам присваивается квалификация «преподаватель физического воспитания». Они могли работать в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, в коллективах физической культуры.

Срок обучения в институтах физической культуры составлял 4 года. Большинство учебных дисциплин по обеим специальностям были идентичны и группировались по определенным направлениям:

1. Общественно-экономические дисциплины.

2. Медико-биологические дисциплины: анатомия, физиология человека, биохимия, гигиена, спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж.

3. Педагогические дисциплины. К ним относятся педагогика и история педагогики, психология, теория и методика физического воспитания, история физической культуры, управление физкультурным движением.

4. Спортивно-педагогические дисциплины, обеспечивающие овладение теорией, техникой, тактикой и методикой преподавания видов спорта. На занятиях по данным предметам происходил процесс формирования основных профессиональных знаний и навыков будущего специалиста.

Учебный план факультетов физического воспитания педагогических институтов был построен на основе учебных планов педагогических факультетов институтов физической культуры с ориентацией на подготовку учителей, т.е. специалистов по физической культуре для общеобразовательных школ.

В настоящее время государственная система подготовки специалистов физической культуры и спорта осуществляется образовательными учреждениями сферы физической культурой и спорта: это государственные учреждения высшего и среднего профессионального образования; специализированные учреждения среднего профессионального образования, а также учреждения дополнительного образования (школы высшего спортивного мастерства). Система физкультурного образования постоянно совершенствуется и находит свое отражение в государственных образовательных стандартах среднего и высшего профессионального образования.

В федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ст. 29) говорится: «подготовка специалистов в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании».

Государство содействует укреплению в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в области

физической культуры и спорта материально-технической базы, включающей в себя комплекс физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений для учебных целей, типовой набор оборудования, специализированные спортивные сооружения для подготовки специалистов в области физической культуры и спорта различного профиля, а также обеспечению бесплатной спортивной формой и обувью обучающихся в образовательных учреждениях и преподавателей спортивных дисциплин в соответствии с нормативами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Финансирование образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта, созданных органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе расходов на укрепление и развитие материально - технической базы, может осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников».

Действующий государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, к примеру, предусматривает подготовку по специальности 0307 «Физическая Культура» на базе среднего (полного) общего образования со сроком обучения по дневной форме - 2 года 10 месяцев; по очно-заочной (вечерней) и заочной - 3 года 10 месяцев. Выпускник получает квалификацию тренера-преподавателя физической культуры и может работать в следующих видах профессиональной деятельности: преподавательская, тренерская, организационно-управленческая, оздоровительная.

В соответствии с положениями о высших и средних специальных учебных заведениях подготовка специалистов по физической культуре и спорту осуществляется по учебным планам и профессиональным программам.

В России начальное и среднее профессиональное образование осуществляется сетью средних специальных учебных заведений и училищ олимпийского резерва. В системе высшего профессионального образования действуют университеты, академии, институты, колледжи.

Высшие учебные заведения (ВУЗы) ведут подготовку по 3 уровням: «Бакалавр» (срок обучения 4 года), дипломированный «Специалист» (срок обучения 5 лет), «Магистр» (срок обучения 6 лет).

Как известно, учебные планы являются основными учебно-методическими документами, определяющими единую систему и формы обучения, квалификацию специалистов, изучаемые предметы, их объем и взаимосвязь.

В настоящее время учебный план подготовки бакалавра предусматривает освоение студентами и других циклов «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» (философия, иностранный язык, культурология, история, правоведение, социология и политология, психология, педагогика, экономика); «Математических и общих естественнонаучных дисциплин» (математика, информатика, концепции современного естествознания: физика, химия, биология) - куда, кроме перечисленных дисциплин, включаются дисциплины и курсы по выбору, установленные вузом.

В цикл «Специальные дисциплины», устанавливаемый вузом, входят следующие предметы: «Содержание и виды физкультурно-спортивной

деятельности»; «Введение в избранный вид спорта»; «Введение в специализацию»; «Специализация»; «Спортивно-педагогическое совершенствование»; «Основы строительства и эксплуатации оздоровительно-спортивных сооружений»; «Курсовые и дипломные работы».

В результате анализа становления физкультурного образования в дореволюционной России в период её развития, в эпоху социализма и в последние десятилетия настоящего периода можно отметить следующее:

1. В политике государства, вне зависимости от политического строя, проблемы развития физической культуры и спорта в стране занимали одно из важнейших в системе социокультурных проблем жизнедеятельности населения.

2. Несмотря на катаклизмы, которые имели место в социальной жизни общества, налицо положительные тенденции в развитии системы физкультурного образования.

3. Современный период развития физкультурного образования и развитие системы физкультурно-образовательных, физкультурно-рекреативных систем свидетельствует о необходимости создания в учебных заведениях новых дисциплин, которые бы готовили специалистов в новых направлениях физкультурно-спортивной деятельности, востребованных на современном эт ельности человека.

1. Актуальные проблемы разработки государственного физкультурно-спортивного комплекса Российской Федерации: (результаты апробации в республике Мордовия) / Отв. ред. Н.А. Смолькин. - Саранск, 124 с.

2. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1997. -

3. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон. -М.: Ось-89, 2008. - 48 с.

4. Сдаем нормы ГТО (учебно-методическое пособие) В.А.Уваров / Коллектив авторов. - М.: ФиС, 1979.

5. Спутник физкультурного работника/Под общ. ред. В.И. Ивонина. — М.: ФиС, 1977. - 352 с.

6. Управление сферой физической культуры и спорта: правовые и организационные основы взаимодействия [Текст]: монография Новокрещенов В.В. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. - 140 с.

7. Экономика и управление физической культурой и спортом: Учебное пособие для вузов/ В.В. Галкин (Высшее образование). - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 448с.

Литератур

64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.