УДК: 796.035
ПРОБЛЕМЫ
и перспективы подготовки высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата
Доктор биологических наук, профессор Э.Р. Румянцева Соискатели АА Строкин, ЛА Бордукова, Р.Р. Махмутова
Башкирский институт физической культуры, Уфа
PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF TRAINING OF ELITE SWIMMERS WITH SPINAL CORD INJURIES E.R. Rumyantseva, professor, Dr.Biol.
A.A. Strokin, candidate L.A. Bordukova, candidate R.R. Makhmutova, candidate Bashkir institute of physical culture, Ufa
Key words: sports training, elite athletes with spinal cord injuries, swimming, electrobiological activity of muscles.
The works of leading sports theorists reveal the specifics of the factors defining the essence and structure of the process of sports training of healthy elite athletes. The need to obtain high sports results within specified time has always been dominant in elite sport, defining the specifics of the training process of qualified athletes. However the aspects of enhancement of training of elite athletes in adaptive sport are hardly studied. Sports science had been defining physical training of the «con-ditionally» healthy person as a priority subject of studies for a long time, leaving the problems of people with physical and mental health disorders to medicine, correctional pedagogics and welfare officers. Obtaining of the desirable level of development of physical qualities, high level of technical skills and more mental strength in competitive activity is possible only when combining all types of training and rehabilitative measures in the specific and appropriate way in view of functional abilities and pathologies of handicapped athletes. The purpose of the study was to reveal the principles of training of elite swimmers with spinal cord injuries. The specific principles of training of elite swimmers with spinal cord injuries, having been revealed in the study, are only a small but key part of general and specific problems in the sphere. Herewith, their statement and solution will promote choosing the direction of profound scientific and methodological developments and ultimately facilitating settlement of the crucial issues of development of Paralympic swimming.
Ключевые слова: спортивная подготовка, высококвалифицированные спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата, плавание, биоэлектрическая активность мышц.
Введение. Работы ведущих теоретиков спорта [1, 4, 8] раскрывают специфику факторов, определяющих содержание и структуру процесса спортивной подготовки здоровых спортсменов высокой квалификации. Известно, что в спорте высших достижений главенствующую роль играет необходимость реализации высокого спортивного результата в заранее заданные сроки, что определяет специфические особенности тренировочного процесса квалифицированных спортсменов [10].
Однако исследований, посвященных аспектам совершенствования подготовки спортсменов в адаптивном спорте высшей квалификации, на сегодняшний день недостаточно. Спортивная наука долгое время определяла в качестве приоритетного предмета своих исследований физическое совершенствование «условно» здорового человека, оставляя заботу о людях с устойчивыми отклонениями в здоровье, в физическом и интеллектуальном развитии прерогативой медицины, коррекционной педагогики и работниках социального обеспечения [2]. При этом достижение требуемого уровня развития физических качеств, овладение совершенной техникой, повышение психологической устойчивости в соревновательной деятельности становится возможным только при определенном целесообразном сочетании всех видов подготовки и восстановительных мероприятий с учетом функциональных возможностей и имеющихся патологий у спортсменов-инвалидов.
Плавание является одним из главных видов спорта со времен первых Паралимпийских игр 1960 г. в Риме. Так же, как и на Олимпийских играх,
участники с поражением опорно-двигательного аппарата соревнуются в дисциплинах «Свободный стиль», «Плавание на спине», «Баттерфляй», «Брасс» и «Комплексное плавание». Контингент инвалидов с заболеваниями и поражением опорно-двигательной системы весьма обширен и неоднороден по составу. При этом в каждой группе спортсмены распределяются по классам в соответствии с их функциональными возможностями, а не с категориями инвалидности. Такая функциональная классификация ведет к тому, что спортсмены, относящиеся к различным группам (с церебральным параличом, со спинномозговой травмой), могут оказаться в одном функциональном классе в такой, например, дисциплине, как «Плавание вольным стилем на 100 м» [11].
Однако при организации многолетнего учебно-тренировочного процесса у высококвалифицированных спортсменов различных групп необходимо решать и частные вспомогательные задачи, связанные с имеющимися патологиями, а также способствующие повышению компенсаторных функций и адаптационных возможностей их организма. Все это в конечном счете должно способствовать повышению спортивной результативности и спортивного долголетия.
Эффективность восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий определяется многими факторами. В частности, у спортсменов с ампутациями конечностей определяется причиной и уровнем ампутации, локомоторными и биомеханическими нарушениями, дистрофическими процессами, развивающимися в костно-мышечном аппарате культи, существенными мор-фофункциональными и патофизиологическими изменениями со стороны кардиореспираторной системы, обменных процессов и т. д. Как следствие этих процессов происходит нарушение адаптационных реакций организма, снижение физической работоспособности [3, 5].
У спортсменов с церебральным параличом эффективность реабилитационных мероприятий определяется степенью нарушения мышечного тонуса, зависящего от тонических рефлексов и уровней поражения центральной нервной системы. Все это указывает на необходимость в процессе спортивной подготовки формирования в первую очередь моделей предполагаемых двигательных действий. Кроме позотонических рефлексов двигательные нарушения у спортсменов, страдающих церебральным параличом, сопровождаются ограниченностью подвижности движений, отсутствием или слабой реакцией равновесия, координации движений, координации движений и дыхания, ослаблением ощущений движений. Например, искажено восприятие движения пальцев по прямой, которое ощущается ими как движение по окружности или в сторону. Встречается также отставание умственного
и психического развития, комплекс различных поражений и заболеваний [6].
В настоящее время плавание рассматривается как эффективное средство тренировки кар-диореспираторной системы, закаливания, нормализации биоэлектрической активности мышц, ферментативной активности крови, показателей нейрогуморальной регуляции, повышения потребления кислорода, нормализации деятельности центральной нервной системы и т. д. [3, 6]. Оздоровительное и спортивное плавание достаточно широко используется среди инвалидов с поражением опорно-двигательной системы. Однако в литературе отсутствуют сведения об особенностях спортивной подготовки высококвалифицированных пловцов-инвалидов и оценке его эффективности в плане повышения их спортивной результативности и двигательных возможностей.
Возрастающий уровень достижений в спортивном плавании обуславливает поиск различных средств, оптимизирующих подготовку пловца и способствующих наивысшим достижениям в соревновательных условиях. Эти условия диктуют необходимость высокой степени реализации двигательного потенциала, повышают требования не только к уровню подготовленности спортсмена, но и к процессу предстартовой подготовки.
Цель исследования - выявить специфические принципы подготовки высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата.
Методы исследования: анализ и обобщение данных специальной литературы, анкетирование, опрос, психологическое и педагогическое тестирование, нейромиография, методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. Под нашим наблюдением находился 21 спортсмен, пловцы с поражением опорно-двигательного аппарата, отнесенные в соответствии с международной классификацией к классам Б5-8, члены сборной команды России и ее ближайшего резерва, имеющие спортивную квалификацию «заслуженный мастер спорта», - 3 человека, «мастер спорта международного класса» - 3 человека, остальные -«мастер спорта России». Возраст спортсменов - 17-25 лет.
Поскольку вопросы плавания инвалидов в спорте высших достижений являются малоизученными, нам было важно узнать, как спортсмены сами оценивают состояние своего организма на фоне интенсивных тренировочных нагрузок.
Как показал анализ данных анкетного опроса, средний возраст начала многолетней спортивной подготовки составил 10,5+2,2 года. Практически все опрошенные сразу пришли в плавание и другими видами спорта не занимались.
Около 80,95 % спортсменов в начале спортивной карьеры не ставили перед собой цели добиться чего-то большего, чем просто нормализации двигательных функций, а именно - стать знаменитыми, добиться успеха.
Из опрошенных 90,47 % указали на то, что в ходе спортивной тренировки у них сформировались такие психологические качества, как целеустремленность, терпение.
71,42 % пловцов полагают, что после окончания спортивной карьеры адаптация к жизни будет проходить легко, так как спорт дал им то, что поможет им устроить их жизнь. Однако 28,58 % полагают, что им будет тяжело приспособиться к действительности в связи с тем, что после окончания спортивной карьеры она будет сильно отличаться от образа жизни, который они ведут сейчас.
Большинство спортсменов считают, что профессиональный спорт положительно влияет на их здоровье. Однако 54,55 % пловцов группы с детским церебральным параличом и 10,0 % респондентов группы с ампутацией и патологией конечностей указывают на наличие субъективных признаков утомления на фоне ежедневных интенсивных тренировочных нагрузок - вялость, нарушение сна, частые головные боли. При этом никто из опрошенных, несмотря на имеющиеся негативные состояния, никогда не хотел закончить заниматься плаванием, не считают свою спортивную карьеру до конца состоявшейся и надеются, что все у них впереди. 85,71 % опрошенных собираются завершить спортивную карьеру только в случае, если им не позволит заниматься здоровье. Среди прочих названных причин основными можно считать создание семьи и перспективную работу.
Таким образом, можно заключить, что многолетние занятия плаванием, несомненно, влияют как на социальную адаптацию инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, так и на формирование их индивидуально-психологических свойств личности.
Вместе с тем отсутствие четкого планирования объема, интенсивности, направленности тренировочного процесса и восстановительных мероприятий, недостаточное внимание тренера к функциональному состоянию спортсменов могут стать причиной развития хронического утомления и ухудшения состояния здоровья. Этот факт подтверждает необходимость своевременной корректировки тренером или врачом тренировочной нагрузки спортсменов для восстановления работоспособности в каждом конкретном случае и более детального анализа вопросов физиологической и психологической адаптации высококвалифицированных пловцов с целью выявления резервных возможностей организма в избранном виде спорта и сохранения здоровья.
Одной из основных задач теории и методики спортивной тренировки можно считать выявле-
ние ведущих, доминантных факторов, в наибольшей степени определяющих достижение высоких результатов в избранном виде спортивной деятельности. Выявление таких факторов создает необходимые предпосылки для управления тренировочным процессом, указывая на совершенствование каких компонентов подготовленности должен быть преимущественно направлен процесс многолетней спортивной тренировки: и в целом, и на том или ином этапе.
Одно из основных положений системы подготовки квалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата, на наш взгляд, является необходимость выявления и учета ведущих факторов, определяющих уровень общей и специальной подготовленности спортсменов, оценки их значимости для достижения высоких результатов в избранном виде спорта. Эти данные необходимы для научно обоснованного программирования процесса спортивной подготовки, включающего распределение парциальных объемов тренировочной работы между различными сторонами спортивной подготовки, правильное построение системы тренировочных воздействий, дифференцированное планирование объема и интенсивности нагрузок.
В контексте изложенного планирование подготовки высококвалифицированных пловцов в паралимпийском спорте требует проведения специальных исследований, направленных на выявление как роли отдельных физических качеств и психологических свойств личности спортсменов в обеспечении эффективности соревновательной деятельности, так и соотношения и взаимосвязи этих параметров в общей структуре их спортивной подготовленности на каждом из этапов.
Специфика спортивной подготовки спортсменов-инвалидов в значительной мере определяется соотношением двух факторов - уровня стойких патологических изменений в организме и физической подготовленности. Индивидуальные различия в степени выраженности заболевания и наличии сопутствующих заболеваний оказывают существенное влияние на показатели физической подготовленности и работоспособности и как следствие этого - на динамику показателей успешности.
В данной ситуации выявление и учет ведущих факторов, определяющих уровень общей и специальной подготовленности спортсменов, оценки их значимости для достижения высоких спортивных результатов, представляются нам особенно актуальными.
В результате факторного анализа было выделено четыре обобщенных показателя, вклад которых в общую дисперсию выборки составил 79,62 %.
Исследование факторной структуры подготовленности показало, что для высококвалифицированных пловцов с поражениями опорно-
Таблица 1. Структура подготовленности высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата
Интерпретация фактора Факторный вес, % Показатели с наибольшими факторными нагрузками
Специальная физическая подготовленность 29,78 Результативность на дистанциях, в которых специализируется спортсмен (0,92)
Общая физическая подготовленность 21,75 Прыжок в длину с места (0,61), бег на 30 м (0,51)
Техническая подготовленность 14,17 Скорость овладения техническими приемами (0,83)
Физическое развитие 13,92 Длина тела (0,61), мышечная масса (0,92), уровень биологического развития (0,52)
двигательного аппарата наиболее значима специальная физическая подготовка - ее вклад составляет 29,78 % (табл. 1).
На втором месте находится фактор общей физической подготовленности (21,75 %). Однако с наибольшими факторными весами в него входят показатели скоростно-силовой подготовленности (прыжок в длину с места, бег на 30 м). Поэтому в данном случае его можно обобщенно назвать фактором скоростно-силовой подготовленности.
Уровень технической подготовленности -также один из ведущих факторов (14,17 %), при этом важной составляющей является овладение техническими приемами плавания с учетом компенсаторных возможностей организма спортсмена с поражением опорно-двигательного аппарата (0,83).
Фактор физического развития, зависящий не только от паспортного возраста, но и от заболевания спортсменов, внес вклад в размере 13,92 %.
Однако полученные нами в ходе исследования данные отличаются от таковых тренеров, занимающихся подготовкой высококвалифицированных пловцов, которые были опрошены нами в качестве экспертов. Так, 33,2 % тренеров ведущим фактором спортивной результативности своих воспитанников считают техническую подготовленность, 27,7 % - отдают предпочтение физической подготовленности, 22,2 % опрошенных тренеров считают психологическую подготовку не менее важной, чем указанные выше факторы.
Таким образом, результаты факторного анализа и опроса тренеров убедительно доказывают необходимость проведения специальных исследований по рациональному построению тренировочного процесса высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата.
Для выявления и оценки значимости факторов, определяющих эффективность соревновательной деятельности пловцов-паралимпийцев,
был подвергнут математико-статистической обработке комплекс показателей, характеризующих структуру личностных характеристик спортсменов (табл. 2).
Анализ полученных данных показал, что спортивная результативность пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата в значительной степени зависит от «Мотивационно-волевого» фактора личностных характеристик спортсменов (24,89 %), куда с наибольшими величинами факторных нагрузок вошли такие показатели, как интерес к виду спорта, соревновательная мотивация; фактор «Психическая надежность», объединивший эмоциональную устойчивость, самообладание и низкий уровень тревожности, был на втором месте, величина вклада данного фактора соответствовала 21,66 %; фактор «Отношение к делу» образован такими характеристиками, как спортивное трудолюбие и целеустремленность, по значимости оказался на третьем месте, его вклад составил 15,33 %; четвертым важным фактором личностных характеристик, объединившим соревновательную дисциплинированность и способность спортсменов критически оценивать свои возможности и действия, является «Дисциплинированность» (12,66 %).
Таким образом, повышение спортивной результативности пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата связано в первую очередь со все более высоким проявлением таких личностных характеристик, как интерес к виду спорта, спортивное трудолюбие и целеустремленность, дисциплинированность и способность критически оценивать свои возможности и действия, эмоциональная устойчивость, самообладание и низкий уровень тревоги.
Разработка новых спортивных технологий невозможна без знаний об особенностях состояния нервно-мышечного аппарата. Для его оценки у высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата нами был использован метод нейромиографии. Биоэлектрическую активность оценивали с по-
Таблица 2. Факторная структура личностных характеристик высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата
Факторы, % Суммарный вклад
I II III IV
Мотивационно-волевой, 24,89 Психическая надежность, 21,66 Отношение к делу, 15,33 Дисциплинированность, 12,66 74,54
мощью двухканального электронейромиографа с использованием поверхностных (накожных) электродов. Регистрировали электрическую активность трапециевидной мышцы в состоянии покоя при поддержании позы, напряжении мышцы и полном ее расслаблении, которая позволяет судить о характере нервной регуляции мышечного сокращения и трофических процессах, протекающих в мышцах. Синхронизация (она отражается в динамике средней амплитуды и частоты осцилляций) преимущественно характеризует центральную регуляцию, а прирост максимальной амплитуды осцилляций свидетельствует об эффективности энергетического обмена в мышечной ткани. При этом энергообмен может быть результатом как трофических влияний центрального отдела вегетативной нервной системы, так и кровоснабжения мышц [7].
У здорового человека при произвольном расслаблении мышц на электромиограмме наблюдаются слабые низкоамплитудные (до 10-15 мкВ) высокочастотные колебания, при произвольном мышечном сокращении возникают частые высокоамплитудные колебания (до 1000-3000 мкВ), рефлекторное повышение тонуса при поддержании позы или работе других мышечных групп сопровождается небольшим усилением амплитуды биопотенциалов мышцы (до 50-100 мкВ) [12].
В работах О. А. Прянишниковой, Р. М. Город-ничева и др. (2005) выявлено, что у спортсменов биоэлектрическая активность мышц для обеспечения поддержания поз (лежание, сидение, стояние) характеризуется относительно небольшими по амплитуде потенциалами действия и умеренной частотой их импульсации. Величина амплитуды и частоты разрядов зависит от степени напряжения мышцы, участвующей в поддержании той или иной позы. В этом случае амплитуда в среднем составляет 20-110 мкВ.
При статических усилиях значения амплитуды и частоты электромиограмм зависят от величины усилия. Наиболее высокие значения отмечаются при максимальном мышечном напряжении. Амплитуда может достигать 1,5 мВ, а частота -160 колебаний в секунду.
При полном расслаблении мышц регистрация биопотенциалов осуществляется при выполнении обследуемым инструкции «максимально расслабить определенную мышцу». Амплитуда такой электромиограммы не превышает 4-8 мкВ и в основном отражает активность концевых пластинок мышц [9].
Обследуемые нами спортсмены условно были разделены на две группы по типам заболеваний и выраженности гипокинезии: из них 11 отнесены к группе с детским церебральным параличом и 10 - в группу с ампутацией, врожденным отсутствием или недоразвитием верхних конечностей.
У обследованных нами высококвалифицированных пловцов, условно отнесенных к группе
спортсменов с детским церебральным параличом, значения максимальной амплитуды мышцы в покое колеблются от 14,30 до 1107,00 мкВ. При произвольном мышечном сокраще-
нии данный показатель в группе составил от 10,00 до 1078,00 мкВ, при расслаблении мышцы - от 8,86 до 1969,00 мкВ. Столь значительный индивидуальный разброс, по-видимому, связан с различной степенью поражения нервной системы.
В состоянии покоя при поддержании позы максимальная амплитуда трапециевидной мышцы пловцов данной группы составила в среднем по группе 225,06±34,08 мкВ, при максимальном напряжении - 223,32±55,13 мкВ и при расслаблении - 313,71±28,16 мкВ (см. рисунок). Низкая амплитуда осцилляций при произвольном напряжении мышц может быть связана с поражением как периферических нервов, так и структур передних рогов спинного мозга [12].
Поскольку заболевание детским церебральным параличом связано с поражением незрелого мозга, нарушается последовательность этапов его созревания. Это, в свою очередь, приводит к неспособности высших интегративных центров оказывать тормозящее влияние на примитивные стволовые рефлекторные механизмы. Этим можно объяснить увеличение амплитуды биопотенциалов мышцы при необходимости их расслабления.
У спортсменов с ампутацией, врожденным отсутствием или недоразвитием верхних конечностей максимальная амплитуда биоэлектрической активности трапециевидной мышцы в покое при поддержании позы колеблется от 3,35 до 766,00 мкВ. При произвольном мышечном сокращении значения колебались от 4,28 до 749,00 мкВ и при расслаблении мышц -от 5,98 до 754,00 мкВ. В среднем по группе в состоянии покоя данный показатель составил
Максимальная амплитуда биопотенциалов трапециевидной мышцы высококвалифицированных пловцов. Примечание. Группа 1 - пловцы, условно отнесенные к группе спортсменов с детским церебральным параличом; группа 2 - пловцы, условно отнесенные к группе спортсменов с ампутациями, врожденным отсутствием или недоразвитием верхних конечностей; 3 - здоровые спортсмены. Результаты исследований О. А. Прянишниковой, Р. М. Городничева и др. (2005)
131,11 ±09,13 мкВ, при максимальном напряжении - 138,54±13,65 мкВ и при расслаблении -134,66±21,78 мкВ.
Отсутствие конечности приводит к смещению центра тяжести тела в сторону сохранившейся конечности или большей культи, что вызывает изменения в напряжении нервно-мышечного аппарата. У инвалидов с отсутствием верхних конечностей наблюдаются изменения осанки, атрофия мышц культи, ограничение движения в плечевом суставе. Кроме того, выявляются изменения в системе кровообращения: снижается кровенаполнение сосудов, венозное давление, что ведет к активации барорецепторных зон и способствует повышению сосудистого тонуса. Это происходит в результате растормаживания симпатического отдела вегетативной нервной системы. В результате наблюдается повышение артериального давления, частоты сердечных сокращений и т. д. Подобные изменения могут послужить причиной нарушения нервно-мышечной проводимости и трофических процессов в мышцах вследствие нарушения мышечного кровотока, на что и указывают полученные нами значения амплитуды биоэлектрической активности мышцы при ее сокращении.
Таким образом, спортивная электронейроми-ография является эффективным методом изучения физиологических процессов, протекающих в скелетных мышцах, и механизмов их регуляции. Полученные при этом знания могут быть использованы при создании и совершенствовании спортивно-оздоровительных технологий.
Результаты, полученные в ходе обследования высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата, объективно демонстрируют необходимость дифференцированного подхода, с учетом функционального состояния, к спортсменам с различными группами патологий, которые отнесены к одному функциональному классу в международной спортивной классификации как при подборе тренировочных нагрузок, так и при восстановительных мероприятиях.
Вывод. Выявленные в процессе исследования специфические принципы подготовки высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата представляют лишь незначительную, хотя и ведущую, часть разнообразных общих и частных проблем в данной области. Вместе с тем их постановка и решение позволят определиться в направлении развития углубленных научных и методических исследований и разработок, привлечь внимание специалистов и в конечном итоге способствовать решению важнейших проблем развития паралим-пийского плавания.
Литература
1. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкуль-
тура и спорт, 1985. - 175 с.
2. Дудкин Г.В. Медико-социальный потенциал адаптивного спорта: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Г.В. Дудкин. -Волгоград, 2006. - 25 с.
3. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов / С.П. Евсеев и др. / под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. - СПб.: СПбГАФК, 1996. - 95 с.
4. Курамшин Ю.Ф. Высшие спортивные достижения как объект системного анализа / Ю.Ф. Курамшин. - СПб.: СПГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. - 151с.
5. Курдыбайло С.Ф. Плавание как средство двигательной реабилитации инвалидов после ампутации конечностей / С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Богатых // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 1. - С. 50-53.
6. Мосунов Д.Ф. Гидрореабилитация / Д.Ф. Мосунов // Адаптивная физическая культура. - 2000. - № 3. - C. 36-38.
7. Николаев С.Г. Практикум по клинической электромиографии / С.Г. Николаев. - Иваново: Наука, 2003. - 264 с.
8. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
9. Прянишникова О.А. Спортивная электромиография / О.А. Прянишникова, Р.М. Городничев, Л.Р. Городничева, А.В. Тка-ченко // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 9. - С. 42-44.
10. Рубин В.С. Олимпийский и годичные циклы тренировки. Теория и практика / В.С. Рубин. - М.: Советский спорт, 2004. -136 с.
11. Сборник нормативных правовых документов в области пара-лимпийского спорта / А.В. Царик; под общ. ред. П.А. Рожкова // Паралимпийский комитет России. - М.: Советский спорт, 2009. - С. 581-608.
References
1. Verkhoshanky, Y.V. Programming and organization of the training process / Y.V. Verkhoshansky. - Moscow: Fizkultura i sport, 1985. - 175 P. (In Russian)
2. Dudkin, G.V. The sociomedical potential of adaptive sport: abstract of Ph.D. thesis / G.V. Dudkin. - Volgograd, 2006. - 25 P. (In Russian)
3. Evseev, S.P. Adaptive physical culture and fitness shape of the handicapped / S.P. Evseev et al. / ed. by S.P. Evseev and A.S. Solodkov. - St.Petersburg: SPbSAPC, 1996. - 95 P. (In Russian)
4. Kuramshin, Yu.F. High sports achievements as an object of system analysis / Yu.F. Kuramshin. - St.Petersburg: P.F. Lesgaft SPbSAPC, 1996. - 151 P. (In Russian)
5. Kurdybaylo, S.F. Swimming as a method of motor rehabilitation of the handicapped after amputation / S.F. Kurdybaylo, V.G. Bogatykh// Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1998. - № 1. -P. 50-53. (In Russian)
6. Mosunov, D.F. Hydrorehabilitation / F. Mosunov // Adaptivnaya fizicheskaya kultura. - 2000. - № 3 - P. 36-38. (In Russian)
7. Nikolaev, S.G. Workshop on clinical electromyography / S.G. Nikolaev - Ivanovo: Nauka, 2003. - 264 P. (In Russian)
8. Platonov, V. N. The system of training athletes in Olympic sport. The general theory and its practical appendices / V.N. Platonov. -Kiev: Olimpiyskaya literatura, 2004. - 808 P. (In Russian)
9. Pryanishnikova, O.A. Sports electromyography / O.A. Pryanishnikova, R.M. Gorodnichev, L.R. Gorodnicheva, A.V. Tkachenko // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2005. - № 9. - P. 42-44. (In Russian)
10. Rubin, V.S. Olympic and year training cycles. The theory and practice / V.S. Rubin. - Moscow: Sovetsky sport, 2004. - 136 P. (In Russian)
11. The collection of normative legal documents in the field of Paralympic sport / A.V. Tsarik; ed. by P.A. Rozhkov// Russian Paralympic committee. - Moscow: Sovetsky sport, 2009. - P. 581-608. (In Russian)
12. URL: http://www.doctorspb.ru/artikles.php?artikle id=787 (accessed 21. 02. 2013) (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 23.04.2013 г.