УДК: 797.2
МОНОТОНОУСТОИЧИВОСТЬ
как фактор достижения успешности спортивной деятельности юных пловцов в ластах
Аспирант П.П. Дудченко
Кандидаты педагогических наук, профессора В.П. Аксенов, Ю.Н. Шувалов Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула
MONO-RESISTANCE AS A FACTOR OF SUCCESS IN SPORTS ACTIVITY OF YOUNG SWIMMERS WITH FINS P.P. Dudchenko, postgraduate V.P. Aksenov, professor, Ph.D. Yu.N. Shuvalov, professor, Ph.D. Tula state L.N. Tolstoy pedagogical university, Tula
Key words: swimming with fins, monotony, young swimmers, resistance, physical fitness.
Training sports reserve is a crucial part of the system of training of elite athletes. At present the earlier specialization is traced in some sports with loadings in senior sports being at their maximum. Young athletes also have to train many hours a week. This is a stable tendency for sports results are constantly going up. The design of scientifically validated recommendations in respect to organization and essence of child's and youth sports training processes will be some way out from the situation. Nowadays tests of athletes' physical development and fitness are mainly used at sports qualification, though it is proved that one is to base on the indicators of the mental sphere of future athletes when qualifying, especially if these are conservative, i.e. genetically specified features. However, the given concept is not widely used in sports practice.
The purpose of the study was to detect the influence of monotony resistance on success in sports activity of young athletes at the age of 11-12 years old in swimming with fins.
Thus, summing up the results of the study, one can state that training and competitive activity in swimming with fins by its character facilitates development of such a negative state as monotony. High monotony resistance is one of key factors of adaptation to different physical loadings in this sport, it enhances the level of general and special physical fitness and finally - sports result of underwater swimmers aged 11-12 years old. This indicator can also be used at sports orientation and qualification in this sport.
Ключевые слова: плавание в ластах, монотонность, юные пловцы, устойчивость, физическая подготовка.
Введение. Подготовка спортивных резервов является важной частью системы подготовки спортсменов высокого класса. В настоящее время в ряде видов спорта наблюдается все более ранняя специализация. Нагрузки взрослых спортсменов граничат с пределом человеческих возможностей. Юные спортсмены также вынуждены тренироваться по многу часов в неделю. Такая тенденция имеет устойчивый характер, поскольку спортивные результаты постоянно растут.
Определенным выходом из создавшегося положения послужит разработка научно обоснованных рекомендаций по организации и содержанию тренировочного процесса в детском и юношеском спорте (М. Я. Набатнико-ва, В. П. Филин, Л. П. Матвеев, В. Г. Никитушкин и др.).
Плавание в ластах одно из направлений подводного спорта, которое в настоящее время приобретает все большую популярность. Данный вид спорта, с одной стороны, представляет собой высокоактивную двигательную деятельность, где огромное значение в достижении успеха имеет высокий уровень общей и специальной физической подготовленности. С другой стороны, плавание в ластах предполагает длительные монотонные тренировки в стационарных условиях. В программах соревнований по плаванию в ластах широко представлены длинные дистанции. Особое внимание зрителей и спортсменов привлекает марафонское плавание. По сравнению с классическим спортивным плаванием число тренировочных средств в плавании в ластах существенно меньше, что также повышает монотонность процесса подготовки. И так изо дня в день на протяжении многих лет. Специалисты в области психологии уже
не раз обращали внимание на то, что такая хронически однообразная деятельность создает некий психический феномен, который получил название «монотония».
Монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.
В процессе деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонности, отрицательно действующее на психику и работоспособность человека. Состояние переживания монотонности вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых в процессе работы движений и действий. Под влиянием переживания монотонности человек, не умеющий переносить или устранять это психическое состояние, становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонности также отрицательно действует на организм человека, приводя к преждевременному утомлению.
В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей. Монотонность может переживаться и при легком, неутомительном труде. Она отрицательно влияет на работоспособность и переживается как неприятное чувство, снижает психическую напряженность, сопровождается полусонным состоянием, снижением психической активности.
В понимании природы состояния монотонии важным является разграничение общих и отличительных ее черт по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Существенное же различие заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние мо-нотонии может переживаться и при легком, совсем не утомительном труде. Утомление является фазовым процессом, а монотония характеризуется волновой кривой, обладающей подъемами и спадами. Значит, первое следствие утомления - снижение интенсивности выполнения работы, а монотонии -колебания режима выполнения. Утомление усиливает психическую напряженность; монотонность, как раз наоборот, снижает ее.
Большой вклад в изучение монотонной деятельности внесли исследования в области дифференциальной психологии. Уже в первых работах была показана роль типологических особенностей человека в устойчивости к однообразной работе, к развитию состояния монотонии (В. И. Рождественская, И. А. Левочкина, Н. П. Фетискин и др.).
В результате этих работ выявлено, что состояние монотонии быстрее развивается и сильнее выражено у лиц с сильной нервной системой по сравнению с лицами со слабой нервной системой.
Н. П. Фетискин выяснил также, что более устойчивы к монотонии лица с инертностью нервных процессов. Эти типологические особенности образуют типологический комплекс монотоноу-стойчивости. Противоположные типологические особенности (сильная нервная система, подвижность нервных процессов и т. д.) не способствуют устойчивости к монотонии и образуют монотоно-фобный типологический комплекс.
Исследования в этой области выявили, что у лиц с монотонофильным типологическим комплексом состояние монотонии появляется позже, чем у лиц с монотонофобным типологическим комплексом.
В исследованиях Н. П. Фетискина была выявлена связь устойчивости к монотонии со свойствами темперамента; более устойчивыми оказались лица с высокой ригидностью (что можно связать с сильно выраженной у них инертностью нервных процессов), интроверсией и низким нейротизмом. Кроме того, устойчивость к монотонии была выше у лиц с низкой и средней самооценкой, средним уровнем притязаний. Влиял также пол испытуемых: у женщин устойчивость выше, чем у мужчин.
Связь монотоноустойчивости со слабой нервной системой объясняется тем, что эти люди обладают более высокой чувствительностью, чем люди с сильной нервной системой.
На развитие монотоноустойчивости влияет также физическаятренированностьчеловека. Н. П. Фетискин установил, что устойчивость к однообразной физической деятельности у спортсменов с большим стажем выше, чем у спортсменов-новичков.
Это можно объяснить возникновением по мере повышения тренированности неспецифической устойчивости к неблагоприятным факторам, неоднократно отмечавшейся физиологами спорта по отношению к радиации, температурным воздействиям, инфекциям и т п.
Н. П. Фетискиным был выявлен и другой факт, на первый взгляд противоречащий вышеизложенной закономерности. Оказалось, что у спортсменов с большим стажем устойчивость к монотонии была ниже, чем у спортсменов со стажем до пяти лет. Здесь, однако, надо учесть различия в мотивации тех и других. У спортсменов младших разрядов стремление достичь высот мастерства создает и повышенный мотив, в результате чего они тренируются увлеченно, о чем свидетельствует и то, что они замечают монотонию, только когда устают. У спортсменов с большим стажем на фоне высокой тренированности мотивация к тренировочной деятельности снижена (проявление психического, или эмоционального, «выгорания»), в результате чего на многие тренировочные занятия они идут с неохотой, в силу необходимости. Жалобы на мо-нотонию у них появляются задолго до появления усталости.
Как и всякий другой фактор психической де-привации (угнетения психики), монотония ведет
к самым разным нарушениям физического и психического здоровья (Е. П. Ильин, В. П. Марищук, Н. П. Фетискин и др.).
На первый взгляд данное положение легкоустранимо, так как имеется ряд рекомендаций по снижению монотонности тренировочной работы в циклических видах спорта:
дробление длинных тренировочных дистанций;
использование игрового и соревновательного методов;
объединение чрезмерно простых операций в более сложные;
периодическая смена действий, выполняемых спортсменом;
периодическое изменение ритма выполняемой работы;
введение посторонних раздражителей; усиление мотивации труда и обратной связи
результатов деятельности и др.
Однако следует иметь в виду, что с ростом квалификации спортсменов их тренировочный процесс приобретает все более специализированный характер. Длинные соревновательные дистанции в процессе их преодоления невозможно делить на отдельные отрезки. Основополагающим здесь является и то, что структура и содержание соревновательной деятельности определяют в целом структуру и содержание тренировочного процесса. В таких обстоятельствах неизбежно возникает проблема поиска и отбора спортсменов, обладающих высоким уровнем устойчивости к монотонии. Важный фактор достижения успеха в спорте - соответствие специфики тренировочной и соревновательной деятельности индивидуальным особенностям спортсменов. В плавании в ластах, на наш взгляд, устойчивость к моно-тонии служит одним из показателей адаптации к специфическим нагрузкам и, следовательно, фактором, способствующим достижению успеха в данном виде спорта (В. К. Бальсевич, В. Н. Платонов). Чем раньше такая устойчивость будет определена и учтена в тренировочной деятельности, тем выше будет ее эффективность.
В настоящее время в спортивном отборе в основном используются тесты, отражающие физическое развитие и подготовленность спортсменов, хотя доказанным считается положение, что при отборе следует опираться и на показатели психической сферы будущих спортсменов, особенно если это консервативные, т. е. генетически заданные признаки. Однако данная концепция в спортивной практике используется недостаточно широко.
Цель исследования - выявить влияние устойчивости к монотонии на успешность спортивной деятельности у юных спортсменов 11-12 лет в плавании в ластах.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводили в 2010-2012 гг. на базе СДЮ-
ШОР по водным видам спорта «Дельфин» в г. Туле. Испытуемыми были 30 спортсменов-подводников 11-12 лет со стажем занятий плаванием в ластах 4 года.
В начале исследований у всех испытуемых определяли уровень устойчивости к монотонии. Спортсмены с высокими показателями по данному критерию составили группу 1 (13 человек), а с со средними и низкими показателями - группу 2 (17 человек). Возраст спортсменов, структура и объем тренировочного процесса в обеих группах были одинаковыми. Занятия проводили 6 раз в неделю под руководством одних и тех же специалистов. Затем определяли успешность деятельности в плавании в ластах в зависимости от устойчивости к монотонии. Критерием успешности выступали результаты тестирования общей и специальной физической подготовленности спортсменов обеих групп.
Использовался следующий комплекс методов исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент, тестирование, методы математической статистики.
Констатирующий эксперимент проводился в виде среза с целью определения уровня физической подготовленности испытуемых, а также степени их монотоноусточивости. Для определения уровня монотоноустойчивости применялась методика Н. П. Фетискина. Для оценки уровня развития двигательных качеств испытуемых использовались стандартные и специальные тесты: для оценки уровня развития силы - подтягивание; гибкости - тест Е. П. Васильева; координационных способностей - проба Ромберга; быстроты - специальный тест(плавание основным способом 50 м в би-ластах); скоростой выносливости - бег на 400 м; общей выносливости -плавание 800 м вольным стилем; специальной выносливости - плавание основным способом 800 м в би-ластах.
Данные, полученные в процессе исследования, были подвергнуты математической обработке. При определении уровня достоверности полученных результатов применялся t-критерий Стьюдента (см. таблицу).
Результаты исследования и их обсуждение. Спортсмены группы 1 имеют высокую моно-тоноустойчивость - 24,13±0,76 условных балла и достоверно превосходят группу 2, имеющую 19,88±2,93 балла (t=5,73; p<0,001).
Такое положение сказалось на показателях общей и специальной физической подготовленности юных пловцов, что отражает результаты тестирования.
В тесте «Бег на 400 м», отражающем уровень скоростной выносливости, спортсмены группы 1 достоверно превосходят пловцов группы 2: 101,84±5,89 с против 110,82±8,69 с (t=3,37; p<0,01).
Показатели физической подготовленности участников исследований с различным уровнем устойчивости к монотонии, X ± о
Тесты Группа 1, n = 13 Группа 2, n = 17 t p
Бег 400 м, с 101,84±5,89 110,82±8,69 3,37 < 0,01
Подтягивание, раз 4,78±4,97 5,35±5,20 0,31 -
Плавание 800 м в/с, с 781,74±54,90 931,76±60,37 7,10 < 0,001
Плавание 50 м основным способом в би-ластах, с 28,51±1,67 34,34±2,94 6,86 < 0,001
Тест Е.П. Васильева см 5,30±5,25 -0,41±4,26 3,20 < 0,01
Проба Ромберга, с 18,86±5,02 14,29±3,46 2,81 < 0,01
Плавание основным способом 800 м в би-ластах, с 653,59±80,69 772,67±71,14 4,21 < 0,001
£ л а
■о с
га
^
О (U ■С
Н
В тесте «Подтягивание», спортсмены группы 2 недостоверно превосходят спортсменов группы 1, имея соответственно 5,35±5,20 и 4,78±4,97 раза (1=0,31; р>0,05). Такой результат, на наш взгляд, обусловлен тем, что данное упражнение юные спортсмены выполняют в течение нескольких секунд. Для пловцов-подводников это упражнение не является привычным, оно не вызывает моно-тонии, и, следовательно, результат в этом тесте не зависит от степени устойчивости к ней.
В тесте «Плавание 800 м в/с», отражающем уровень общей выносливости, спортсмены группы 1 значительно превосходят своих сверстников из группы 2: 781,74±54,90 и 931,76±60,37 с соответственно (1=7,10; р<0,001).
В тесте «Плавание 50 м основным способом в би-ластах», отражающем уровень специальной быстроты, спортсмены группы 1 значительно превосходят своих сверстников из группы 2: 25,51±1,67 и 34,34±2,94 с соответственно (1=6,86; р<0,001).
В тесте Е. П. Васильева «На гибкость» спортсмены группы 1 достоверно превосходят своих сверстников из группы 2: 5,30±5,25 и -0,41±4,26 см (1=3,20; р<0,01). Данное контрольное упражнение выполняется в течение нескольких секунд. Однако высокий уровень гибкости является важным фактором в достижении высокого спортивного результата, и поэтому в ходе тренировочного процесса спортсмены многократно выполняют упражнения для развития данного физического качества.
В тесте «Проба Ромберга», отражающем уровень координационных способностей (статического равновесия), спортсмены группы 1 также достоверно превосходят своих сверстников из группы 2: 18,86±5,02 и 14,29±3,46 с (1=2,81; р<0,01).
Тест «Плавание 800 м основным способом в би-ластах», в наибольшей степени отражает уровень специальной выносливости юных пловцов. В этом контрольном упражнении спортсмены группы 1 имеют подавляющее превосходство над своими сверстниками из группы 2: 653,59±80,69 и 772,67±71,14 с (1=4,21; р<0,001).
Таким образом, обобщая результаты исследования, можно утверждать, что тренировочная и соревновательная деятельность в плавании в ластах по своему характеру способствует развитию такого негативного психического состояния, как монотония. Высокая степень устойчивости
к монотонии является одним из важных факторов адаптации к различным физическим нагрузкам в данном виде спорта, она положительно влияет на уровень общей и специальной физической подготовленности и в конечном итоге - на спортивный результат пловцов-подводников 11-12 лет. Данный показатель может использоваться также при спортивной ориентации и отборе в этом виде спорта.
Литература
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич.
- М.: Теория и практика физической культуры, 1986. - 274 с .
2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
3. Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов. - М.: Просвещение, 2009. - 198 с.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ИФК / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
- 543 с.
5. Набатникова М.Я. Взаимосвязь уровня разносторонней физической подготовленности и спортивных результатов у юных спортсменов / М.Я. Набатникова // Теория и практика физ. культуры. - 1984. - № 10. - С. 27-28.
6. Никитушкин В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва / В.Г. Никитушкин. - М.: Советский спорт, 2005. - 232 с.
7. Фетискин Н.П. Системное исследование монотонии в профессиональной деятельности: автореф. дис. ... докт. психол. наук / Н.П. Фетискин. - СПб., 1993. - 43 с.
8. Филин В.П. Нагрузки и периодизация тренировочного процесса юных спортсменов на отдельных этапах многолетней подготовки в циклических видах спорта на выносливость / В.П. Филин, В.С. Рубин // Теория и практика физ. культуры. -1988. - № 12. - С. 22-24.
References
1. Balsevich, V.K. Human ontokinesiology / V.K. Balsevich. -Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 1986. - 274 P. (In Russian)
2. Il'in, E.P. Psychophysiology of human conditions / E.P. Il'in. -St.Petersburg: Piter, 2005. - 412 P. (In Russian)
3. Marischuk, V.L. Psychodiagnostics in sport / V.L. Marischuk, Y.M. Bludov. - Moscow: Prosveschenie, 2009. - 198 P. (In Russian)
4. Matveev, L.P. Theory and methodology of physical culture: textbook for institutes of physical culture / L.P. Matveev. - Moscow: Fizkultura i sport, 1991. - 543 P. (In Russian)
5. Nabatnikova, M.Y. The relation of the all-round physical fitness level and sports results of young athletes / M.Y. Nabatnikova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1984. - № 10. - P. 27-28. (In Russian)
6. Nikitushkin, V.G. The organizational and methodological basics of training of sports reserve / V.G. Nikitushkin. - Moscow: Sovetsky sport, 2005. - 232 P. (In Russian)
7. Fetiskin, N.P. The system study of monotony at work: abstract of doctoral thesis (Psych.) / N.P. Fetiskin. - St.Petersburg., 1993. -43 P. (In Russian)
8. Filin, V.P. Workouts and periodization of training process of young athletes at single phases of long-term training in cyclic endurance sports / V.P. Filin, V.S. Rubin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1988. - № 12. - P. 22-24. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 23.05.2013 г.