Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Китае'

Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Китае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4528
744
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ / РАВЕНСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / INCLUSIVE EDUCATION ON CHINA / ALL LEARNERS' EDUCATION EQUALITY / SOCIAL EQUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Инга Дмитриевна

Статья посвящена проблемам и перспективам развития инклюзивного образования в Китае, получению образования, развитию личностных качеств, способности к социальному взаимодействию, достижению равенства в области образования и социальной справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of the inclusive education in China

The article is devoted to the problems and prospects for development of inclusive education in China. It also focuses on all learners’ receiving quality education, personality development, ability for social interaction, which is essential for achieving education equality and social equity.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Китае»

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

УДК 37.043.2-055.1/ (510)

© И. Д. Алексеева Проблемы и перспективы инклюзивного образования в Китае

Статья посвящена проблемам и перспективам развития инклюзивного образования в Китае, получению образования, развитию личностных качеств, способности к социальному взаимодействию, достижению равенства в области образования и социальной справедливости.

Ключевые слова: инклюзивное образование в Китае, равенство в области образования детей с особенностями, социальная справедливость.

I. D. Alexeeva

Problems and prospects of the inclusive education in China

The article is devoted to the problems and prospects for development of inclusive education in China. It also focuses on all learners' receiving quality education, personality development, ability for social interaction, which is essential for achieving education equality and social equity.

Keywords: inclusive education on China, all learners' education equality, social equity.

В современном мире инклюзивный образовательный процесс все больше актуализируется и предполагает организацию учебной деятельности, удовлетворяющую образовательные потребности каждого ребенка, независимо от физического и психического развития. Важным вопросом образования детей с особенностями является расширение возможностей социализации учащихся, необходимые для включения каждого ребенка в общество, давая равные права на получение образования всех детей без исключения. Для реализации этих прав требуются не только изменения в структуре и работе школы, а также изменения во взглядах воспитателей детских садов, учителей общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу как обучение только определенных групп детей и изменения отношения общества к инвалидам в целом.

Основные элементы инклюзивного образования:

• включение всех детей с различными возможностями в школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;

• отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных классах;

• распределение детей с физическими и психическими особенностями в классах, соответствующих их возрасту;

• ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;

• использование децентрализованных моделей обучения.

Инклюзивное образование в Китай пришло с Запада и возникло в результате столкновения и интеграции культур. Этот вид образования укоренился в уникальной культуре Китая, адаптируясь к традиционному образованию, и постепенно в Китае зародилась теория инклюзивного образования [1].

Традиционной культуре Китая свойственно осторожное отношение ко всему, что может нарушить имеющуюся стабильность. Поэтому любое отклонение от привычного воспринимается обществом как попытка дестабилизации и либо адаптируется культурой, принимаясь как вариант известного, либо изгоняется за пределы. В традиционной картине мира Китая, пространство и время представляют собой единое целое, которое разделено на «наше» и «чужое». «Наше» — это территория населенная людьми, «чужая» — духами, демонами и нечистью.

На протяжении многих столетий люди с ограниченными возможностями не только не имели возможности получения образования, но и жили в полной изоляции от общества. Таким образом, все категории «чужих» выводились за пределы «своего пространства» и допустимый формат общения с такими людьми традиционно предполагал полную изоляцию.

Еще в тексте Древнего Китая «Го юй» («Речи царств») ГУ-ГП вв. до н. э. в разделе «Речи царства Чжоу», где ведется обсуждение способов поддержания стабильности в Поднебесной, упоминается о слепых. В древнекитайском языке термины «музыкант» и «слепой» обозначались одним и тем же иероглифом «гу», что указывает нам, что эти люди были особенными, так как считалось, что музыка идет к нам из Космоса.

Вслед за развитием инклюзивного образования за рубежом и потребностями развития образования в Китае, с конца 1980-х годов китайское правительство стало внедрять практику совместного обучения детей и детей с ограниченными возможностями в обычных школах. Суть данного процесса заключалась в том, чтобы привести особых детей в обычные школы и обычные классы, где обучение происходило бы совместно с остальными учениками. Одним из важных мер по развитию специального образования было создание ряда документов в законодательной базе. Такая практика была определена как одна из основных форм инклюзивного образования. Учитывая тот факт, что с момента образования КНР (1949 г.), когда на момент провозглашения о независимости и образования КНР, свыше 80% населения было неграмотным, а экономика Китая находилась в упадке, в кратчайшие сроки страна была охвачена обязательным девятилетним образованием. В дальнейшем было введено обязательное образование для детей с ограниченными возможностями и достигнуты хорошие результаты в области инклюзивного образования.

Широкое распространение и развитие инклюзивное образование получило после принятия в 1994 году в Испании Саламанской декларации на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проведенной ЮНЕСКО и закрепившей принципы инклюзивного обучения. Это послужило началом изучения и внедрения методик работы с особыми детьми на официальном уровне и получило поддержку правительства в реализации программы.

Национально-региональные аспекты в современном образовательном процессе

На сегодняшний день права на обучение лиц с ограниченными возможностями регулируются «Законом об охране инвалидов КНР», «Положением об образовании инвалидов», Конституцией КНР, «Законом об образовании КНР», «Законом об обязательном образовании КНР».

Высший законодательный акт, определяющий политику совместного обучения, — это Конституция КНР, где в статье сорок пять главы второй сказано: «Государство и общество помогают слепым, глухим, немым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, получении средств на жизнь, получении образования» [2]. Государственный совет по вопросам образования и других ведомств КНР во «Мнении о некоторых вопросах реализации специального образования» в сентябре 1986 года установил способы получения образования детьми с ограниченными возможностями:

1. Сроки начала школьного обучения слепых, немых, умственно отсталых детей могут быть расширены в соответствии с индивидуальными потребностями.

2. Способы и формы обучения должны быть гибкими и разнообразными: кроме учреждения специализированных школ, возможно создание при обычных начальной или начальной средней школы специальных групп для детей с ограниченными возможностями, в которых будут обучаться дети-инвалиды. Однако это не должно препятствовать посещению начальной и средней школы обычными учениками» [3].

В «Извещении о публикации «О способах осуществления развития маленьких детей с ограниченными возможностями» государственный комитет по образованию в 1994 году уточнил правила проведения совместного обучения:

1. Дети с ограниченными возможностями, участвующие в программах совместного обучения, должны посещать школу по месту жительства (поблизости).

2. Возраст поступления в школу с совместным обучением детей с ограниченными возможностями и обычных детей должен быть одинаков. В особых случаях возможно расширение возраста.

3. Количество детей с ограниченными возможностями в обычных школах в классах с совместным обучением должно быть 1-2 человека, но не больше чем 3 человека.

4. Обычные школы должны, в соответствии с законодательством, предоставлять образовательные услуги детям с ограниченными возможностями. Школы не имеют права отказывать в образовательных услугах детям-инвалидам» [5]. В указанных документах детально рассматриваются проблемы образования лиц с ограниченными возможностями.

После принятия в 1994 году положения «О внедрении методов интегрированного обучения в работе по развитию малолетних детей с ограниченными возможностями» практика интегрированного обучения получила широкое распространение по всему Китаю и стало новым этапом проведения реформ в образовании. Данный метод должен был способствовать снятию дефицита образовательных возможностей для детей с ограниченными возможностями посредством интегрирования особых детей в обычный образовательный процесс и как следствие роста толерантности по отношению к инвалидам и дальнейшее интегрирование их в социальную жизнь. Таким образом, дискуссии в

области «норма — не норма» перешли в сферу «разнообразия индивидуальностей», а различия же превращаются из термина «чужой», требующего коррекции и особого подхода, в источник вдохновения, главным моментом которого является противостояние дискриминации. Однако на сегодняшний день показателем успешности учащихся являются экзаменационные оценки. Требования, предъявляемые к учащимся, не предусматривают умственные и физические особенности детей.

По данным Министерства образования КНР, правительство Китая ежегодно выделяет 4000 юаней (около 48 тыс. руб.) на одного учащегося с ограниченными возможностями. Правительство планирует увеличить финансирование инклюзивного образования. Так, в 2016 году финансовое обеспечение на одного учащегося будет не ниже 6000 юаней. Согласно данным отчета, в 2014 году инклюзивным образованием было охвачено 349,9 тысяч учащихся. 9542 студента с ограниченными возможностями были зачислены в вузы страны. Более 7000 студентов-инвалидов записались на онлайн-курсы Открытого университета Китая.

Несмотря на все меры, предпринимаемые правительством Китая, инклюзивное образование все еще отстает в своем развитии от европейских стран, где люди с ограниченными возможностями являются полноценными членами общества и не воспринимаются окружающими как «другие». Среди основных вопросов, связанных с развитием инклюзивного образования в КНР, следует отметить нехватку профессиональных кадров. Несмотря на то, что особое внимание уделяется исследованиям данного вопроса и разработке планов реализации развития инклюзивного образования, существует и традиционный аспект восприятия лиц с ограниченными возможностями. Хотя необходимость инклюзивного обучения объявляется приоритетной, и по всей стране создаются институты инклюзивного образования, это по-прежнему специализированные учебные заведения с адаптированной средой, чьи аудитории и корпуса надежно отгораживают обычных людей от людей с ограниченными возможностями.

Литература

1. Дэн Мэн. Многоуровневая модель образования и схема инклюзивного образования в Китае // Китайское инклюзивное образование. 2004(6). С. 1-7.

2. Конституция КНР. — 2004. — URL: www.gov.cn

3. URL: www.moe.gov.cn. Мнение о некоторых вопросах реализации специального образо-вания.1986.

4. URL: moe.gov.cn. О способах осуществления развития маленьких детей с ограниченными возможностями. 1994.

5. URL: www.dreft.org/international/china.html Закон КНР «О защите людей с ограниченными возможностями». 2013.

Алексеева Инга Дмитриевна, преподаватель кафедры филологии стран Дальнего Востока Восточного Института Бурятского госуниверситета.

E-mail: inga-alex@rambler.ru

Alexeeva Inga D., teacher of Buryat state University Oriental Institute Department of Philology of the Far East's lecture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.