УДК 343.13(4) ББК 67.410.2(4)
М.А. Виноградова В.С. Кряжев
ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СНГ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Статья посвящена проблемам взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и стран СНГ в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств. Рассмотрен вопрос о необходимых мерах по укреплению границы Российской Федерации с целью предотвращения наркотрафика из стран СНГ. Выяснены причины и факторы, которые способствуют проникновению наркотических средств в Россию. Выделены и рассмотрены основные направления, в сфере которых необходимо принимать меры по противодействию незаконному обороту наркотиков: миграционное, оперативно-розыскное и межведомственное. Подчеркнута важность информационного сотрудничества правоохранительных органов РФ и стран СНГ.
Теоретические выводы и предложения базируются на практическом опыте подразделений органов внутренних дел РФ и стран СНГ.
Ключевые слова: преступление, незаконный оборот наркотиков, контрабанда, безопасность границы, противодействие незаконному обороту наркотиков, сотрудничество, взаимодействие правоохранительных органов Российской Федерации и стран СНГ.
М.А. Vinogradova V.S. Kryazhev
PROBLEMS AND FEATURES OF INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND CIS COUNTRIES FROM COUNTERACTION DRUGS TRAFFICKING
Article is devoted to a question on the problems of interaction of law enforcement agencies of the Russian Federation and CIS countriesin order to counteraction trafficking drugs. The question of necessary measures of strengthening of border of the Russian Federation from drug traffic prevention from CIS countries is considered. Investigates the causes and factors that contribute to the penetration of drugs and narcotic substances in Russia. The article highlighted and discussed four main areas in which it is necessary to take measures to counteraction drug trafficking: migration, operational-investigative and interagency. Also it is a question of importance of information cooperation of law enforcement agencies of the Russian Federation and CIS countries. Theoretical conclusions and proposals are based on practical experience departments of Internal Affairs of Russia and CIS countries.
Keywords: crime, drug trafficking, contraband, security of the state border, counteraction from drug trafficking, cooperation, interaction of law enforcement agencies of the Russian Federation and CIS countries.
Проблема незаконного оборота наркотиков опийной группы и злоупотребления ими в стране с каждым годом обостряется. Темпы ее развития приобрели масштабы, непосредственно угрожающие здоровью нации и безопасности государства. Сегодня нет ни одного субъекта Российской Федерации, где не находились бы в незаконном обороте указанные наркотики. По оценкам экспертов, более 90 % опиатов поступают в нашу страну контрабандным путем.
Факторами, существенно способствующими росту контрабанды наркотиков опийной группы как непосредственно в Россию, так и транзитом через нее в другие страны, являются:
1) большая протяженность российской границы (более 60 тыс. км). Значительная ее часть в настоящее время не может быть обеспечена надежной пограничной охраной. Ситуацию на границе осложняет наличие участков, где возможно практически бесконтрольное перемещение людей и товаров (прежде всего на наиболее наркоопасном направлении — границе с Казахстаном);
2) растет поток пассажирских и грузовых перевозок через границу, в том числе и транзитных;
3) рынки потребления героина в странах Западной Европы уже сформированы и емкость их ограничена, поэтому борьба за российский рынок ведется как со стороны традиционных поставщиков наркотиков, так и из числа новых, появившихся в странах ближнего зарубежья;
4) высокий уровень прибыли.
Годовой оборот наркобизнеса в России, по экспертным оценкам, составляет более 3 млрд дол. Для жителей Таджикистана, Афганистана и некоторых других государств с низким уровнем жизни наркотрафик является безусловным стимулом, оправдывающим риск быть привлеченным к уголовной ответственности. Известно также, что средства, полученные от незаконного оборота наркотиков, направляется на финансирование незаконных вооруженных формирований [4, с. 17].
Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков опийной группы, приобрели наиболее опасные организованные формы. В основном эти преступления совершаются с участием граждан, имеющих, как правило, устойчивые родственные отношения и деловые связи в центральноазиатских государствах.
Сегодня через граничащие с Республикой Казахстан российские регионы пролегли основные маршруты контрабандной транспортировки опия и героина афганского производства.
Основным путем контрабанды наркотиков в Россию является центральноазиатское направление (таджикско-афганский и российско-казахстанский участки границы). Для их переброски активно задействованы территории Кыргызстана, Афганистана, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана.
Наиболее активно контрабандная деятельность трансграничных преступных группировок развивается на оренбургском, троицком, омском и барнаульском направлениях. Устойчивые
каналы перевозки героина из стран Центральной Азии в Россию сложились на автомобильных и железнодорожных маршрутах на оренбургском, курганском, омском и рубцовском направлениях, а также в авиационных пунктах пропуска через границу городов Новосибирск, Самара, Екатеринбург [8, с. 210].
На сегодняшний день доля наркотиков, изымаемых непосредственно на границе, в общем объеме наркотиков, изъятых из незаконного оборота в стране, составляет менее 4 %. То есть из 4,3 т афганских героина и гашиша, изъятых в 2011 г., всего 200 кг изъято непосредственно на границе [8].
В то же время общемировая практика борьбы с незаконным оборотом наркотиков свидетельствует о возможности достижения уровня изъятий на границах различных государств до 40 % от общего объема изымаемых веществ, т. е. на порядок больше того, что изымается на российской границе.
Об этом же свидетельствует и тот факт, что доля преступлений, квалифицируемых как контрабанда наркотиков, в последние годы в нашей стране ничтожно мала.
Следовательно, практически все наркопреступления сегодня раскрываются в глубине территории страны, уже после того, как наркотики пересекли государственную границу и были распылены небольшими партиями по всей территории Российской Федерации, составляющей, напомню, 1/7 часть мировой суши.
Полагаю, современная государственная политика и профилактика в сфере незаконного оборота наркотиков должна быть сконцентрирована на угрозе, которая поступает «извне», т. е. проникает через границу Российской Федерации, через границу со странами Содружества Независимых Государств. Граница Российской Федерации нуждается в обеспечении войсковым и оперативным прикрытием территорий, в рейдах на приграничных участках территорий, где возможно бесконтрольное перемещение через государственную границу людей и транспортных средств.
Наркоситуация во всех без исключения государствах СНГ продолжает оставаться напряженной, направленной в сторону расширения незаконного оборота наркотиков, роста немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, формирования новых каналов незаконной доставки в
страны СНГ и незаконного трафика наркотиков через их территории.
Для оценки состояния борьбы с организованной преступностью в государствах СНГ важным является вопрос владения полной информацией о ее деятельности и мерах по противодействию этому криминальному явлению.
Достоверный анализ наркоситуации, складывающейся на пространстве Содружества, в его классическом виде, т. е. подкрепленный всеми статистическими данными, в масштабах Содружества затруднен, с учетом несопоставимости основных параметров, характеризующих различные государства СНГ: размер территории, численность населения, состояние экономики, ла-тентность преступлений изучаемой группы, состояние преступности в целом и др.
Незаконный оборот наркотиков во всех государствах Содружества является сферой деятельности организованной преступности. Можно говорить о завершении процесса интернационализации и кооперации преступных сообществ и создании единой межрегиональной системы по незаконному обороту наркотиков. Это подтверждается:
1) сближением структуры «черного рынка» наркотиков в государствах, входящих в Содружество, и оптовых цен на особые виды наркотиков;
2) функционированием устойчивых каналов наркотрафика, проходящих через территорию всех государств — участников Содружества;
3) многонациональным составом региональной наркомафии, тесным взаимодействием преступных группировок, сформированных по этническому признаку.
Общими факторами, негативно влияющими на наркоситуацию, в государствах СНГ являются:
1) высокоорганизованный характер деятельности преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков;
2) использование международной наркомафией территории государств, входящих в Содружество, для транснациональных транзитных перевозок;
3) наличие на территории государств СНГ значительных сырьевых и технологических ресурсов, которые могут быть использованы в незаконном производстве (изготовлении) наркотиков;
4) социально-экономические трудности, характерные практически для всех государств — участников СНГ, создающие условия для вовлечения населения в незаконную деятельность с наркотиками и их немедицинское потребление;
5) недостаточный уровень взаимодействия правоохранительных органов и иных государственных структур в сфере противодействия общей наркоугрозе.
Сходство наркоситуации на территории государств СНГ, наличие общих причин, условий, факторов, объективно влияющих на распространение наркотиков, сплоченность отдельных преступных группировок в единую межрегиональную преступную сеть предопределяет необходимость тесного взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и правоохранительных органов государств СНГ.
Эффективная борьба с незаконным оборотом наркотиков, имеющим транснациональный характер, на мой взгляд, возможна лишь при совместной, скоординированной деятельности правоохранительных органов всех заинтересованных государств, в том числе и стран СНГ. Это предполагает разработку межгосударственных программ борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подготовку и подписание соответствующих соглашений о правовой помощи и сотрудничестве в борьбе с преступностью; взаимодействие органов внутренних дел с правоохранительными органами государств СНГ в рассматриваемой сфере.
Назову, на мой взгляд, четыре основных проблемных направления, в сфере которых нужно принимать меры по противодействию незаконному обороту наркотиков, в чем-то даже и радикальные: миграционное, оперативно-розыскное и межведомственное, а также информационное.
Первое направление — это незаконная миграция из Азербайджана, Украины, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Отсутствие необходимого технического оснащения пунктов пропуска через госграницу позволяет преступникам многократно в роли наркочелноков пересекать границу России.
Необходимо наделить пограничную службу функцией по ведению персонифицированного учета иностранных граждан, пересекающих государственную границу. Это повлияет на процесс регистрации и в дальнейшем может облегчить оперативно-розыскную и следственную работу по пресечению контрабанды наркотиков.
Кроме того, для введения процедуры въезда граждан по заграничным паспортам необходимо ратифицировать Протокол от 24 марта 2005 г. к Соглашению от 30 ноября 2000 г. между правительствами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и России о взаимных безвизовых поездках граждан, устанавливающий порядок въезда, выезда и транзита иностранных граждан исключительно по заграничным паспортам [6].
К положительным тенденциям недавнего времени можно отнести принятие Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым закрепляются депортация и запрет въезда в Российскую Федерацию иностранцам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров [5].
Второе направление — оперативно-розыскное и межведомственное. Сегодня действующие двусторонние и многосторонние международные договоры со странами СНГ потенциально позволяют скоординировать совместные усилия в борьбе с транснациональной наркопреступностью, но имеющиеся законодательные возможности необходимо реализовать на практике.
Директор ФСНК России Виктор Иванов отметил в своем выступлении на совещании ГАК «О повышении эффективности административно-правовых режимов на российско-казахстанской границе в целях противодействия контрабанде наркотиков афганского происхождения» о том, что для повышения эффективности сотрудничества межведомственного сотрудничества со странами СНГ необходимо создать единый порядок совместных действий сотрудников Пограничной службы, МВД, ФТС и органов наркоконтроля в пограничной зоне и пунктах пропуска через границу. Действующее с 2005 г. соглашение между ФСБ и ФСКН России является типовым и не учитывает специфики оперативно-
розыскной деятельности по противодействию контрабанде наркотиков [3; 7].
Важным элементом взаимодействия или координации является именно обмен информацией по проблемам противодействия незаконному обороту наркотиков и выработка совместных решений и соглашений на основе данного обмена, обобщение и распространение передового опыта, анализ наркоситуации и совместные меры по организации мониторинга за ее развитием.
Одним из вопросов, которые необходимо отразить в новых соглашениях, являются положения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на приграничных территориях и вопросы проведения контролируемой поставки на территории двух государств — участников СНГ. Это позволит оперативно принимать решения и повысит эффективность борьбы с незаконным оборотом наркотиков на приграничных территориях государств СНГ.
В настоящее время контролируемая поставка включена в арсенал методов деятельности правоохранительных органов большинства стран мира. Это оперативно-розыскной метод требует тесного взаимодействия правоохранительных органов, тщательного планирования и точного исполнения.
Проведение данного комплекса оперативно-розыскных мероприятий направлено на решение следующих задач: установление каналов поступления запрещенных к обороту веществ и предметов; установление отправителей и получателей; установление лиц, совершивших преступления с использованием контролируемых предметов; обеспечение доказательств преступной деятельности, то есть создание условий, при которых следы совершаемого преступления отражаются на допускаемых уголовно-процессуальным законом источниках.
В.М. Атмажитов рассматривает информационное обеспечение в сфере оперативно-розыскной деятельности как получаемые субъектом оперативно-розыскной деятельности с помощью оперативно-розыскных мер фактические данные, содержащие в себе знания, необходимые и пригодные для использования в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства [1, с. 11].
Содержание оперативно-розыскной информации включает другие компоненты: сведения, характеризующие оперативно-тактическую обстановку; психологические черты лиц, подозреваемых в подготовке и совершении преступлений; текущие профилактические и оперативно-розыскные мероприятия; виды и способы совершения преступлений; похищенных вещей; сведения о замышляемых и подготавливаемых преступлениях, об «обстоятельствах, имеющих непосредственное или потенциальное значение для планирования и осуществления оперативно-розыскных мероприятий, проведения оперативно-аналитической работы, а также оказания содействия предварительному расследованию» [1, с. 26].
Оперативная разработка позволяет собрать информацию по вопросам, связанным с целью разработки, и для пополнения «банков» многократного использования другими оперативными аппаратами. Это могут быть данные о преступниках, лицах, оказавшихся под их влиянием, преступниках-гастролерах, места их укрывательства, связях среди антиобщественных и преступных элементов.
Для координации практической деятельности компетентных органов государств — участников Организации Договора о коллективной безопасности в вопросах борьбы с незаконным оборотом наркотиков планируется создать оперативный орган, который непосредственно занимался бы этими вопросами — Центр антинаркотических операций.
К его задачам будет относиться сбор оперативной информации, обмен ею в режиме реального времени со всеми ведомствами, осуществляющими борьбу с незаконным оборотом наркотиков как в России (ФСКН, МВД, ФСБ, ФТС, ФМС и Погранслужбой ФСБ), так и с компетентными ведомствами государств-участников СНГ. Кроме того, задачами этого Центра должны стать разработка, планирование, подготовка и проведение силами ОДКБ антинаркотических операций с привлечением ресурсов государств-членов ОДКБ во взаимодействии с Афганистаном, Ираном и Пакистаном [3].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атмажитов В.М. Реализация оперативно-розыскной информации : лекция / В.М. Атмажитов. — М. : Акад. МВД СССР, 1984. — 26 с.
2. Иванов В.П. Выступление директора ФСКН Российской Федерации на совещании ГАК «О повышении эффективности административно-правовых режимов на российско-казахстанской границе в целях противодействия контрабанде наркотиков афганского происхождения» [Электронный ресурс] / В.П. Иванов. — Режим доступа: http://www.narkotiki.ru/5_43443.htm (дата обращения: 07.05.2014).
3. Иванов В.П. Выступление председателя КСОПН государств — членов ОДКБ, директора ФСКН России В.П. Иванова на тринадцатом заседании Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс] / В.П. Иванов. — Режим доступа: http://www.stratgap.ru/pages/strategy/ 3662/3886/5113/^x^^1 (дата обращения: 07.05.2014).
4. Ларичев В.Д. Практика пресечения подразделениями криминальной милиции МВД России каналов финансирования незаконных вооруженных формирований : метод. рекомендации / В.Д. Ларичев, В.В. Смирнов, М.Ю. Воронин, А.В. Покаметов, В.Т. Мазеин. — М. : ВНИИ МВД России, 2002. — 17 с.
5. О наркотических средствах и психотропных веществах: федер. закон РФ от 8 янв. 1998 г. № 3-ФЗ (в ред. федер.закона РФ от 23 июля 2013 г. № 224-ФЗ) // СЗ РФ. — 2013. — № 30. — Ст. 4057.
6. О взаимных безвизовых поездках : соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан от 30 нояб. 2000 г. (в ред. Протокола от 24 марта 2005 г.) // СПС «Консультант Плюс».
7. План мероприятий по реализации положений программы сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ
и их прекурсоров на 2005-2007 годы : распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2005 г. № 839-р // СПС «Консультант Плюс».
8. Плешаков В. А. Криминологическая безопасность и система ее обеспечения в современных условиях / В. А. Плешаков // Россия в современном виде: проблемы, поиски, решения : науч. тр. ИМПЭ им. А. С. Грибоедова.— М. : Ин-т междунар. права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2005. — С. 209-218.
Информация об авторах
Виноградова Мария Александровна — магистрант кафедры криминалистики и судебных экспертиз, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, тел. 24-00-14, e-mail: budo2008@mail.ru.
Кряжев Владимир Сергеевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики и судебных экспертиз, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: irkcenter@isea.ru.
Information about the authors
Vinogradova Maria Aleksandrovna — undergraduate Chair of сriminalistics and forensic expertises at Baikal State University of Economics and Law, Lenin st., 11, Irkutsk, 664003, e-mail: budo2008@mail.ru, 24-00-14.
Kryazhev Vladimir Sergeevich — Candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of criminal-istics and forensic expertises at Baikal State University of Economics and Law, Lenin st., 11, Irkutsk, 664003, e-mail: irkcenter@isea.ru.
УДК 343.1 ББК 67.4
С.В. Власова
К ВОПРОСУ О ДОПРОСЕ СВИДЕТЕЛЯ ПО ДЕЛАМ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Исследованы особенности производства допроса свидетелей по делам экстремистской направленности.