Актуальные проблемы истории государства и права
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-
ШТАТНЫХ МЕР ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
МВД РОССИИ
Аннотация. Анализируется история создания структуры подразделений по работе с незаконным оборотом наркотических средств наркотических средств и психотропных веществ органов внутренних дел Российской Федерации. Проанализированы имеющиеся недостатки структуры, предложены некоторые пути решения данных вопросов.
Ключевые слова: Незаконный оборот наркотиков, органы внутренних дел, уголовный розыск, штат, кадры, реорганизация, реформирование
ABOUT SOME QUESTIONS OF EFFICIENCY OF ORGANIZATIONAL AND REGULAR MEASURES OF DIVISIONS ON FIGHT AGAINST ILLICIT TRAFFICKING IN DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Annotation. The article is devoted to the history of creation, the changes and the description of the current organizational and personnel structure of the divisions to combat illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances system of the bodies of internal Affairs of the Russian Federation. Analyzed the shortcoming in the organizational structure proposed some solutions to these issues.
Keywords :Drug trafficking, bodies of internal Affairs ,criminal police, state, frames, reorganization, reform
Масштабы незаконного распространения нар- безопасности. Наркомания проникла во все сферы
котиков Российской Федерации привели к тому, что общества, включая вооруженные силы, образова-
наркотизация населения страны обоснованно от- тельные учреждения и техногенные производства,
несена к одной из основных угроз национальной повлекла усиление негативных тенденций, таких
А.В. Морозов,
подполковник полиции, заместитель начальника отдела по противодействию преступлениям, связанным с незаконным оборотом синтетических наркотиков и выявления подпольных
лабораторий ГУУР МВД России
A.V. Morozov,
Police Lieutenant Colonel, Deputy Head of Department Anti crimes related to illegal trafficking of synthetic drugs and the identification of underground laboratories GUUR Russian Ministry of Internal Affairs
Актуальные проблемы истории государства и права
как устойчивое сокращение численности молодого трудоспособного населения1.
В сложных современных условиях с учетом невозможности увеличения штатной численности подразделений, занимающихся противодействием распространению наркотиков, возникает необходимость повышения эффективности использования имеющихся сил и средств за счет организационно-штатных и кадровых мер, в том числе специализации, оптимизации структуры, дополнительного обучения кадров. Ведущая роль на этом направлении отводится оперативным сотрудникам органов внутренних дел.
История становления подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России насчитывает множество ключевых и поворотных моментов.
18 января 1963 года специальным распоряжением Министерства охраны общественного порядка (МООП) РСФСР лидирующей службой милиции в сфере борьбы с наркотиками определяется уголовный розыск, где создается специальное отделение в отделе по борьбе с преступлениями против жизни и здоровья граждан.
Спустя 10 лет, 7 июля 1973 года на базе этого отделения создается самостоятельный отдел по борьбе с наркоманией УУР МВД СССР со штатной численностью 6 человек. В органах внутренних дел этой проблемой занимались тогда 282 сотрудника. В борьбе с незаконным оборотом наркотиков аппараты уголовного розыска с 1963 года признаются ведущими. Они наделяются функциями выявления крупных сбытчиков наркотиков, организуют взаимодействие с оперативными аппаратами ИТУ, следствием, государственными учреждениями, общественными организациями, средствами массовой информации и т.д.
Вместе с тем проблема наркомании в стране к середине 80-х годов значительно обостряется, растет торговля наркотиками, увеличивается число лиц, злоупотребляющих ими. Начиная с 1986 года намечаются кардинальные перемены в деятельности МВД СССР по противодействию незаконному обороту наркотиков. Численность сотрудников отдела по борьбе с наркоманией в структуре ГУУР увеличивается до 12 человек, а общее число этих специалистов в подразделениях министерства и его региональных органах составило 409 человек2.
В результате принимаемых мер со стороны властных структур, правоохранительных органов и органов здравоохранения, других министерств и ведомств в 1987-1989 годах наступает некоторая стабилизация этого явления. Однако к началу девяностых годов «мода» на наркотики в России усиливается. Социально-экономические условия жизни
граждан также толкают многих на путь потребления наркотических средств, наркобизнес становится прибыльным и начинает расширяться не только на национальном уровне, но и на международном. В 1988 году впервые в истории советских правоохранительных органов нормативно унифицируются теория и практика внутриведомственного взаимодействия органов внутренних дел по предупреждению и пресечению незаконного оборота наркотиков.
В МВД СССР в 1989 году отдел ГУУР по борьбе с наркотиками реорганизуется в 3-е Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и преступлениями, связанными с иностранными гражданами. Два из трех отделов указанного управления специализируются на проблеме наркотиков. В 1990 году по инициативе данного управления утверждается научно-практическая программа комплексного межведомственного взаимодействия с распределением обязанностей каждого соисполнителя этого документа.
В 1990 году за счет штатной численности ГУУР и ГУБХСС МВД СССР создается Управление по борьбе с распространением наркомании ГУУР МВД СССР. В его структуре, помимо двух центральных, формируются еще семь межрегиональных отделов по борьбе с наркобизнесом, подчиненные непосредственно МВД СССР. Основные функции управления вошли, например, такие, как организация работы с межрегиональными подразделениями, международное взаимодействие, научное обеспечение оперативно-служебных задач3.
Таким образом, в 1990 году в МВД СССР создается определенная система борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков, организационно и структурно функционально адекватная внутриведомственному, межведомственному и международному направлениям работы. В целом задача борьбы с незаконным оборотом наркотиков по-прежнему возлагалась на подразделения уголовного розыска.
В ноябре 1991 года это подразделение милиции выводится из-под юрисдикции ГУУР МВД СССР. Вместо прежнего управления образуется Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД СССР, которое становится самостоятельной отраслевой службой. Четвертое Бюро (таково его условное наименование) получает полномочия и соответствующие обязанности в области контроля над легальным оборотом наркотиков и борьбы с незаконным оборотом наркотиков, движением прекурсоров, используемых при изготовлении наркотических средств, а также решает определенные задачи в борьбе с контрабандой наркотиков, приобретает возможность создания единого компьютерного банка оперативных данных, наделяется иными не ме-
Актуальные проблемы истории государства и права
нее важными функциями.
Приказом МВД СССР №№ 409 от 6 декабря 1991 г. штатная численность Бюро была установлена в количестве 48 человек. С этого момента и начинается отсчет времени создания отраслевой службы криминальной милиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Работа в этом направлении шла медленно, так как такие подразделения создавались за счет имеющейся немногочисленной штатной численности. Динамично развивающаяся наркопреступность вызвала необходимость принятия более радикальных мер по борьбе с ней.
В 1992 г. (период ликвидации МВД СССР) Бюро сливается с отделом Управления по борьбе с наркоманией УУР МВД РСФСР, в результате образовано Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УНОН) МВД России. Это Управление являлось самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД, оперативно-розыскным подразделением криминальной милиции Российской Федерации и было создано в целях организации и осуществления противодействия незаконному обороту наркотических средств и сильнодействующих веществ и злоупотреблению ими.
Основными задачами УНОН являлись:
• организационно-методическое руководство и координация деятельности органов внутренних дел субъектов Российской Федерации по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
• разоблачение наиболее опасных преступных групп распространителей наркотиков, располагающих межрегиональными и международными связями;
• обеспечение выполнения международных обязательств по контролю за незаконным оборотом наркотиков и организация сотрудничества спецподразделений стран СНГ и других государств в этой сфере.
В Положении об УНОН его основными функциями были определены:
• изучение и анализ состояния преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, факторов, ее обусловливающих, прогнозирование криминогенной ситуации;
• организация оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, носящих межрегиональный характер;
• координация в установленном порядке деятельности всех подразделений и служб
МВД России, МВД, ГУВД. УВД, УВДТ, Управления режимных объектов и органов, подчиненных ему, по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; оказание практической, методической и консультативной помощи в организации этой деятельности; • изучение, обобщение и распространение положительного отечественного и зарубежного опыта борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков и т.д.4 Одновременно на уровне субъектов в составе криминальной милиции органов внутренних дел создавались Управления (отделы) БНОН, на уровне районов отделы (отделения, группы). Так, в Московской области до 1996 года в составе отдела, а в последствии управления уголовного розыска, противодействию незаконному обороту наркотиков занимался подотдел, в последствии отдел по линии НОН, в районах в отделах и отделениях уголовного розыска наркотиками занимались отдельные, закрепленные по линии НОН, сотрудники. В начале 1996 года в ГУВД создано самостоятельное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБ-НОН), после этого в течение 1996 года в районах начали создаваться отделения и группы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Численность УБ-НОН составила 244 человека, из них 3 отдела центрального аппарата (35 сотрудников).
В ноябре 2001 г. утверждено очередное Положение о Главном управлении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Службы криминальной милиции МВД России. На уровне МВД, ГУВД, УВД были приняты соответствующие меры организационного порядка. В Положении о ГУБНОН было указано, что оно создается в целях организации и осуществления противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ. Главное управление является органом дознания и, следовательно, осуществляет в соответствии с нормами УПК России (ст.150) предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, связанным с наркопреступностью (ч.1 и V ст. 228; ч.1 ст. 230; ч.1 ст. 231; ч.1 ст. 232; ч.1 и ч.ГУ ст. 233 и ч.1 и ч.ГУ ст. 234 УК России). ГУБНОН и его подразделения на местах были наделены правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации для выполнения поставленных задач и достижения вышеуказанных целей.
Для выполнения обязанностей по борьбе с наркопреступностью и противодействию НОН непо-
Актуальные проблемы истории государства и права
средственно при Главном управлении было создано Оперативно-разыскное бюро по раскрытию преступлений межрегионального и международного характера, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Указанному Главку был подчинен Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России, который выполнял также функции координирующего порядка в системе органов — субъектов противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Система борьбы с наркопреступностью не останавливалась в своем развитии. В 2002 г. последовала очередная реорганизация: приказом МВД России №1101- 2002 г. утверждено положение о Государственном комитете по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел Российской Федерации (ГКПН при МВД России). Оно входило в состав криминальной милиции и являлось самостоятельным структурным подразделением МВД России обеспечивая полномочия Министерства в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ непосредственно, а также через подразделения по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД, ГУВД, УВД, горрайорганах. Эта система носила более четко выраженный организационно-структурный характер и, по мнению многих специалистов, была способна решать задачи борьбы с преступностью.
В 2003 году произошла значительная реорганизация системы органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими. С целью объединения усилий органов государственной власти, дальнейшей активизации антинаркотической деятельности Указом Президента РФ от 11 марта 2003 года № 306 образован Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в дальнейшем Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков). Структура органов наркоконтроля на уровне субъектов имеет Управления, на межрайонном уровне Службы, на районном уровне оперативные отделы и отделения (в г.Москве они созданы на уровне административных округов).
Часть функций органов внутренних дел в этой сфере деятельности, в том числе контроль за легальным оборотом наркотиков, передана данной структуре, а подразделения по противодействию незаконному обороту наркотиков МВД России упразднены.
Тем не менее, за органами внутренних дел в соответствии с положением ст. 41 ФЗ РФ от 8 января 1998г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» обязанность осуществлять борьбу с незаконным оборотом наркотиков, включая предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие наркопреступлений, а также осуществлять профилактику злоупотребления наркотикам, сохранилась. В соответствии со статьями 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ, и статьями 23.3, 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях органы внутренних дел остаются одним из основных субъектов антинаркотической деятельности, что вызвано неразрывной связью наркопреступности с общеуголовной, а также необходимостью применения мер специальной профилактики в противодействии незаконному обороту наркотиков.
Таким образом, органы внутренних дел на законодательном уровне продолжали оставаться антинаркотической правоохранительной системой, располагающей подразделениями, непосредственно работающими с населением на всех уровнях административно-территориального деления Российской Федерации. При этом задачу противодействия наркопреступности призваны практически все службы и подразделения (ГУООП, ГУЭБиПК, ГУОБДД, ГУУР и другие).
В июле 2003 года в структуре ГУБОП СКМ МВД России приказом МВД России от 30 июня 2003 года № 500 создано Оперативно-розыскное бюро (ОРБ) ПНОН, в состав которого вошли отделы: организационно-аналитический; организации взаимодействия и правового обеспечения; оперативно-профилактический; общий; по раскрытию преступлений, связанных с наркотиками опийной и каннабисной групп; по раскрытию преступлений, связанных с кокаином и синтетическими наркотиками; отдел «А».
Оперативно-разыскное бюро было определено как головное оперативное подразделение, непосредственно осуществляющее борьбу с организованной преступностью и координацию деятельности подразделений органов внутренних дел по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в системе МВД России.
На уровне субъектов в составах УБОП (ОБОП) созданы Оперативно-розыскные части ПНОН, в состав которых входили межрайонные отделы и отделения, проводящие работу на районном уровне, что позволило частично сохранить кадровый аппарат и материально-техническую часть службы5.
В дальнейшем Указом Президента Российской
Актуальные проблемы истории государства и права
Федерации от 6 сентября 2008 года6 в сентябре 2008 года подразделения по организованной преступности, в том числе и входящие в их состав ОРБ (ОРЧ) были упразднены. Однако, в соответствии с приказом МВД России от 12 сентября 2008 года № 7957 функции внутриведомственной координации антинаркотической деятельности органов внутренних дел возложены на подразделения уголовного розыска МВД, ГУ (У) по субъектам Российской Федерации, что позволило создать в структурах подразделений уголовного розыска на уровне МВД России 12 отдел Управления «Р» ДепУР МВД (8 сотрудников) и ОРБ № 14 МВД России (47 сотрудников).
На уровне субъектов в составах УУР (ОУР) субъектов созданы Оперативно-розыскные части по противодействию незаконному обороту наркотиков общей численностью на 1 декабря 2009 года 3705 единиц, на районном уровне отделения (группы) БНОН УР, межрайонный уровень не сохранился. Так, в Московской области на базе УБНОН в составе Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) приказом начальника ГУВД по Московской области № 288 от 3 июля 2003 года создана Оперативно-розыскная часть по линии БОП, состоящая из 16 отделов (общая численность 176 человек).
Следующим этапом в результате реформирования системы МВД России, сокращения личного состава и переводе в полицию, в июле 2011 года 12 отдел ДепУР и ОРБ № 14 МВД упразднены, штатная численность вошла в созданное в составе ГУУР МВД Управление по организации деятельности органов внутренних дел в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков (Управление № 5), за данным направлением закреплены 50 сотрудников.
На уровне субъектов практически везде произошло большое сокращение штата, в разных регионах от 10 до 30%. Общая численность на 1.12.2011 составила 2224 сотрудника.
К концу 2011 года ОРЧ, за исключением ГУ МВД России по г. Москве, Московской области и г. Санкт-Петербургу, были реорганизованы в отделы (отделения) БНОН уголовного розыска, на районном уровне отделения (группы, 1 сотрудник) БНОН ОУР8. Например, для противодействия НОН в УУР ГУ МВД России по Алтайскому краю создан отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков штатной численностью 34 единицы.
Таким образом, спустя 50 лет, основным антинаркотическим подразделением в системе МВД продолжает оставаться уголовный розыск.
В результате всех реорганизаций наиболее пострадали именно ТО МВД России на районном
уровне, где специализированные подразделения по линии БНОН сохранились лишь в крупных городах и районных центрах (55% опрошенных), в остальных закрепляют 1 сотрудника, занимающегося параллельно другими линиями работы (22%), иногда линией БОП (8%), 15% опрошенных заявили, что данной линией в их органе внутренних дел никто не занимается.
Очевидно, что преступные посягательства, связанные с наркотиками, особенно сбыт, контрабанда или изготовление наркотиков, имеют большую общественную опасность, особенно если такое деяние совершается участниками организованных групп и преступных сообществ.
Линия борьбы с незаконным оборотом наркотиков специфична, тактические методы выявления таких преступлений сильно отличаются от методов раскрытия общеуголовных и экономических преступлений, сбор доказательств преступной деятельности наркодельцов практически всегда требует проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий с использованием возможностей оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, причем часто разработки ведутся длительно и вызывают определенные сложности.
Противодействие НОН требует твердого знания большого количества нормативных правовых актов, в том числе УК РФ, УПК РФ, КРФоАП, Федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, межведомственных приказов и инструкций, требующих специальных знаний. Специализация наркодиллеров выводит их на новую более профессиональную ступень развития, характеризующуюся как применением новых тактических решений (сбыт наркотиков тайниково-закладочным способом, сеть посредников, использование новых психоативный веществ, не являющихся наркотиками), использованием достижений научно-технического прогресса (продажа наркотиков через Интернет, общение через Скайп, посылки через системы курьеров и экспресс-доставки, использование электронных платежей, скоростной транспорт), так и использующих совершенные методы конспирации (применение систем контрнаблюдений, условных обозначений в разговорах, видеокамеры и т.д.), что требует и более профессионального подхода к таким преступникам.
Кроме того, на подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств возлагаются задачи по координации и организации работы не только подразделений уголовного розыска, но и всех служб и структурных подразделений системы МВД, взаимодействия с ФСКН, ФСБ и ФТС.
Актуальные проблемы истории государства и права
Неслучайно в руководящих документах МВД России сотрудники по борьбе с наркобизнесом именуются специалистами дефицитного профиля9.
Кроме того, постоянная специализация позволяет обеспечить: наиболее целесообразные связи и взаимодействие различных ступеней, звеньев и служб органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности; нормальное обращение информации между управляющей и управляемой системами; рациональное использование оперативно-розыскных сил, средств и методов в этой работе; необходимую мобильность и гибкость маневрирования имеющимися силами и средствами; благоприятные условия для связи с общественностью; своевременное использование средств массовой информации в предупреждении и раскрытии преступлений, совершенных в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных ве-ществ10.
Актуальность специализации подразделений в составе ТО МВД России на районном уровне по линии борьбы с незаконным оборотом наркотических средств обусловлена тем, что в настоящее время такие преступления совершаются в основном преступными структурами наркодельцов. Помимо этого, как показало проведенное исследование, приоритетным направлением раскрытия рассматриваемого вида преступлений является работа по принципу: «от лица к преступлению» (83% изученных дел — потребители и т.д.). Данное направление и указанный принцип оперативно-розыскной работы могут эффективно осуществляться лишь специализированными подразделениями. К сожалению, в территориальных органах внутренних дел работа по борьбе с НОН осуществляется, в основном, по схеме: «от преступления к лицу» (21% -сбыт), что практически не приводит к раскрытию данных преступлений. Вышесказанное является дополнительной мотивацией специализации подразделений ТО МВД России на районном уровне по данной линии работы и подтверждает исключительную злободневность этого вопроса. Так, 81% опрошенных респондентов высказался за необходимость выделения службы БНОН из уголовного розыска в специализированное подразделение МВД.
Использование такой специализации также предполагает определение оптимальной структуры оперативных подразделений по линии БНОН, организацию специализированного обучения и текущей специальной подготовки сотрудников, совершенствование отбора работников и т.п.
К сожалению, как показало проведенное исследование, из-за многочисленных реорганизаций во
многих подразделениях личный состав обновлялся полностью, практически везде частично, что сказалось на опытности и грамотности оперативных сотрудников. Так, 64% респондентов сообщили, что текучесть кадров является основной причиной недостаточно высокого уровня профессиональной подготовки сотрудников, 7%, что основная причина в недостаточности практического опыта.
Наиболее крупные подразделения по линии сохранились в Самарской области — 191 сотрудник, Р. Татарстан — 161, Московской области — 156, Нижегородской области — 137, Ханты-Мансийском автономном округе — Югра — 130, Краснодарском крае — 119, Москве — 106.
Наименьшие в Р. Ингушетия — 4, Карачаево-Черкесской Р. — 5, Кабардино-Балкарской Р. — 6, Чукотском АО — 6, Ненецком АО — 6, Р.Адыгея — 8. Особенно удручает, что в таком крупном регионе, как Новосибирская область линией НОН занимаются всего 8 сотрудников отдела БНОН УУР.
Конечно организационно-штатные изменения 2011 г., связанные с сокращением личного состава, не обошли и подразделения БНОН, однако, многие руководители, анализируя ухудшение оперативной обстановки пришли к выводу об ошибочности таких действий. Так, в УМВД России по Мурманской области, МВД по Р. Саха-Якутия, ГУ МВД России по Нижегородской области и некоторых других в 2012 году штатная численность подразделений БНОН была увеличена.
Вопрос увеличения штатной численности, как одного из факторов, напрямую связанных с возможностями улучшения борьбы с наркобизнесом, сегодня стоит остро. Так, 85% опрошенных руководителей ОВД сообщили о необходимости создании специализированных подразделений по линии БНОН ТО МВД России на районном уровне, а 97% заявили, что штатная численность имеющихся специализированных подразделений по БНОН явно не достаточная, поэтому ими неоднократно готовились предложения по ее увеличению для руководителя ОВД на уровне субъекта (63% опрошенных).
В итоге штатная численность на 1 января 2013 года составила 2866 сотрудников. Это та сила, которая на «переднем краю» в настоящее время вместе с ФСКН противостоит наркоагрессии на Россию.
Говоря о структурном построении подразделений БНОН МВД России, интересным и наиболее похожим на территориальные органы ФСКН, оно являлось до сентября 2008 года в системе БОП. Сотрудники объединялись в крупные межрайонные отделы (МРО), имели возможность осуществлять свою деятельность на территории нескольких адми-
Актуальные проблемы истории государства и права
нистративных образований, работали в отношении всех видов наркотиков, выявляли и раскрывали все виды наркопреступлений, в том числе с ориентиром на групповые формы преступности.
Однако, на наш взгляд в такой структуре имелся и ряд существенных недостатков. Так, сотрудники МРО напрямую не подчинялись местным начальникам территориальных органов внутренних дел, место дислокации подразделения часто было на большом удалении от обслуживаемой территории, что приводило к тому, что подразделение работало там, где с начальником ТО были лучше отношения, имелся свой отдел ЭКЦ, ИВС, специализированный следователь, и разрабатывались, как правило, те фигуранты, работать в отношении которых территориально было удобно. Терялась оперативность в работе, так как многие оперативно-служебные документы требовали незамедлительной визы руководства (рапорт, постановление о проведении проверочной закупки, оперативного эксперимента, оперативного внедрения и др.), а также регистрации в местах дислокации. Такое построение зачастую приводило к бесконтрольности сотрудников, так как непосредственное руководство осуществлялось нерегулярно ввиду большого удаления. Работа по всем видам наркотиков неблагоприятно сказывалась на специализации, приводя к «распылению» сил и средств подразделения, мешая росту профессионального уровня сотрудников.
Возврат к старой структуре позволил избежать этих проблем. На уровне субъекта в Управлениях уголовного розыска во многих регионах взята за основу структура Управления № 5 ГУУР МВД России, связанная с распределением специализации сотрудников по видам контролируемых наркотиков (героин, каннабис, кокаин, синтетика)11, личный состав МРО на районном уровне передан в структуры уголовных розысков под прямое руководство начальников ОВД с сохранением линейной подчиненности на уровне субъекта.
Укрепление подразделений уголовного розыска за счет сотрудников БНОН позволило решить проблемы взаимодействия при раскрытии общеуголовных преступлений. Неслучайно, как показала практика, отделы УР, имеющие в структуре отделения БНОН, имеют более высокие показатели раскрытия таких преступлений.
К сожалению, не обошлось и без вновь появившихся проблем, так, как уже отмечалось выше, из-за недостаточности штатной численности не все начальники ТО на районном уровне получили таких сотрудников и были вынуждены закреплять за линией уже имеющихся, заставляя совмещать с другими
направлениями работы УР, чаще всего с наиболее близкой линией БОП, поэтому специализированные подразделения уголовного розыска, занимающиеся антинаркотической деятельностью, на сегодняшний день имеются лишь в крупных городах и районных центрах (отделения, группы). Так, в Московской области по состоянию на 1.01.2013 из 48 только в 21 крупном территориальном Управлении (отделе) имеются специализированные подразделения уголовного розыска по линии БНОН (отделения, группы), в остальных ОВД наиболее опытные сотрудники уголовного розыска борьбу с наркобизнесом совмещают с другими направлениями оперативно-служебной деятельности12.
Обращает внимание интересная структура отдела БНОН Р.Марий-Эл, в его составе имеется отделение оперативных разработок, внедрения, взаимодействия и координации. Однако, на наш взгляд правом проводить оперативную разработку наделены все оперативные сотрудники уголовного розыска, а вопросами оперативного внедрения как по линии БНОН, так и по другим, должны заниматься специализированные сотрудники.
С существующей сейчас во многих регионах и центральном аппарате МВД России структурой подразделений БНОН можно согласиться, однако, изменения, происходящие в наркобизнесе, диктуют свои условия, позволяя предложить свои дополнения, конечно с учетом имеющейся штатной численности.
Так, перекрытием каналов поставок и раскрытием преступлений, связанных со сбытом синтетических каннабиноидов, в том числе новых психоактивных веществ (НПВ), занимаются как сотрудники отделений по каннабису (марихуана, гашиш), так и по борьбе с «синтетикой» (САР, метадон, производные фентанила). Однако масштабы и специфика распространения таких веществ (международные почтовые отправления, бесконтактный способ при помощи курьерских служб, Интернета, электронных систем платежей, открытие юридических лиц, специальных магазинов, ларьков, автоматов), участившиеся в этой связи жалобы граждан, возникающие вопросы анализа появления новых наркотиков, отнесения их к аналогам и производным, требуют выделения такой линии и закрепления специальных сотрудников.
В структуре Управления организации деятельности органов внутренних дел ГУУР МВД России (УОД ОВД ОБНОН) предусмотрен отдел по проведению специальных операций (19 отдел). Учитывая, что на основе структуры центрального аппарата формируется организационно-штатное построение и региональных отделов, предлагается создать в
Актуальные проблемы истории государства и права
крупных региональных подразделениях БНОН группы со штатной численностью 2-3 сотрудника, на которые возложить задачи по планированию, подготовке, организации, контролю, предоставлению отчетов и подведению итогов оперативно-профилактических операций, в том числе целевых и межведомственных, таких, как «Мак», «Канал», «Притон», «Игла», «Ночь», «Досуг», «Дискотека», акция «Сообщи, где торгуют смертью!», а также проведение оперативно-профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних, обеспечению зон безопасности вокруг школ и других образовательных учреждений, борьбой с организацией наркопритонов.
На районном уровне для качественного сбора, анализа, использования получаемой в ходе оперативно-служебной деятельности информации, возможно закрепление одного сотрудника за ведением собственных учетов, взаимодействия с информационно-аналитическими подразделениями, в том числе оперативно-розыскной информации, информационными центрами, учетами дежурных частей, учетами административных правонарушений подразделений по охране общественного порядка, учетами ФСКН. Возможно закрепление сотрудника БНОН за направлением взаимодействия с пресс-центрами ОВД для освещения в средствах массовой информации наиболее резонансных результатов работы, а также организации взаимодействия в ходе ОРД с территориальными подразделениями ФСКН, ФСБ, ФТС, ФСИН. Для достижения хороших результатов в досмотровых мероприятиях к подразделениям БНОН целесообразно прикреплять кинологов, при необходимости экспертов-химиков.
Анализ наркопреступности показывает, что в последнее время все чаще выявляются преступления, совершаемые иностранцами, чаще выходцами из стран Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия), кроме того, наркобизнесом занимаются лица цыганских народностей, однако многие из этих преступлений остаются латентными. Это связано со сложно -стями документирования преступной деятельности таких лиц (родственные и национальные связи, язык, отсутствие постоянной регистрации и др.).
Учитывая изложенное, предлагается в структуре подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств на уровне субъекта создать отделения (группы) по борьбе с этническими формами наркобизнеса, на уровне района закрепить по одному сотруднику. Кроме того, эти подразделения смогли бы оказать большую услугу при решении проблем перевода при проведении прослушивания телефонных переговоров на районном и региональ-
ном уровне. Так, в структуре 7 отдела УУР ГУ по Нижегородской области существует отделение по организации борьбы с этнической преступностью в сфере наркобизнеса.
Осложнение наркоситуации в связи с ростом научно-технического прогресса, и последовавшие за этим изменения антинаркотического законодательства 2013 года, коснувшиеся усиления уголовной ответственности за сбыт наркотиков с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), а также в образовательном учреждении, на объектах спорта, помещениях, используемых для развлечений или досуга13, диктуют необходимость создания специализированных отделений и закрепления отдельных сотрудников БНОН ОВД, на которых будут возложены эти новые задачи.
Литература
1. Чистова Л.И Методика расследования преступлений связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами: Учебное пособие. — М.: Изд-во «НОРМА-ИНФРА», 2006.
2. Тонков Е.Е., Гаврилов В.Г., Польщиков В.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. В.А. Галкова. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
3. Решение коллегии ГУ МВД России по Московской области № КУ-6/1р ДСП от 21.11.2012. «Об организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков, профилактики наркомании среди несовершеннолетних и мерах по совершенствованию данного направления оперативно — служебной деятельности», утверждено приказом ГУ МВД России по Московской области от 28.11.2012 № 339 дсп.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 1 марта 2012 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
5. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (с изменениями и дополнениями).
6. Федеральный закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года N 3-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
7. Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации».
8. Указ Президента Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 795 «Вопросы Министерства
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы истории государства и права
внутренних дел Российской Федерации».
9. Приказ МВД России от 12 сентября 2008 года № 795 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1316».
10. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции».
11. Решение совместного заседания коллегий ФСКН России и МВД России от 30 января 2013 г. «О состоянии работы органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органов внутренних дел по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков», утвержденный совместным приказом ФСКН и МВД РФ от 30 января 2013 г. № 29дсп/56дсп.
12. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации. Подготовлена расширенной рабочей группой при Министерстве внутренних дел Российской Федерации по дальнейшему реформированию органов внутренних дел. Москва, февраль 2013 года.
13. Обзор ситуации, связанной с контрабандой наркотиков в Россию, и судебно-следственной практики по уголовным делам о контрабанде наркотиков через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза, подготовленный заместителем начальника отдела по делам об организованной преступной деятельности и в сфере наркобизнеса контрольно-методического управления Следственного департамента МВД России полковником юстиции И.М. Меркуловым. 19.11.2012г.
14. Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
15. Стратегии Государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690.
ствами: Учебное пособие. — М.: Изд-во «НОРМА-ИНФРА», 2006. С. 154.
3 См: Тонков Е.Е., Гаврилов В.Г., Польщиков В.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. В.А. Галкова. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. С. 94
4 Положение «Об Управлении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД Российской Федерации. — Утв. приказом МВД России № 110 — 1996 г..
6 Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».
7 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1316».
9 См. п. 1.11. Дорожной карты дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации. Февраль 2013 г.
10 См. с.110 Диссертация на к.ю.н. по теме: «Организация оперативно-розыскной деятельности МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» С.В. Харченко.
11 УУР ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области, УУР ГУ по Красноярской области, УУР УМВД России по Кировской области, УУР ГУ по Ростовской области, УУР ГУ по Саратовской области, УУР ГУ по Ставропольскому краю, УУР МВД по Краснодарскому краю.
12 См. п. 20.4. решения коллегии ГУ МВД России по Московской области № КУ-6/1р ДСП от 21.11.2012. «Об организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков, профилактики наркомании среди несовершеннолетних и мерах по совершенствованию данного направления оперативно — служебной деятельности», объявленного приказом ГУ МВД России по Московской области от 28.11.2012 № 339 дсп.
13 См. Федеральный закон Российской Федерации от 1 марта 2012 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
1 См. Обзор ситуации, связанной с контрабандой наркотиков в Россию, и судебно-следственной практики по уголовным делам о контрабанде наркотиков через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза, подготовленный заместителем начальника отдела по делам об организованной преступной деятельности и в сфере наркобизнеса контрольно-методического управления Следственного департамента МВД России полковником юстиции И.М. Меркуловым.
2 См: Чистова Л.И Методика расследования преступлений связанных с наркотическими средствами и психотропными веще-